Стипендия 2011

университет имени Владимира Даля.

OBJECTIVES APPELLATE REVIEW IN THE ARBITRATION PROCESS

E.A. Talykin

Keywords: arbitration procedural form, the appeal, the arbitration court review.

УДК 342.734:378.34:364

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТИПЕНДИЯ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э.С. Темнов, М.А. Берестнев

Рассмотрена государственная социальная стипендия как одна из гарантий реализации конституционного права на высшее образование. Анализ норм международного права и законодательства Российской Федерации позволил выделить категории граждан, обладающих правом на социальную поддержку при получении высшего образования. Авторами проанализирована проблема назначения отдельным категориям обучающихся государственной социальной стипендии, а также выдвинуты предложения по ее устранению.

Ключевые слова: право на образование, высшее образование, стипендия, государственная социальная стипендия.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе высшее образование, что закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации . Право на образование относиться к числу основных прав и свобод человека и гражданина, что соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В статьей 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966, ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-УШ, закреплено право каждого человека на образование, которое должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее

достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам .

В отличие от дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, получение высшего образования за счет средств государства гарантируется в Российской Федерации на конкурсной основе (часть 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации). Аналогичная норма, закреплена частью 1 статьи 10 Европейской социальной хартии, определяющей выделение средств на доступ к бесплатному высшему образованию исключительно на основе критерия личных способностей .

Личные способности гражданина, прошедшего конкурсный отбор для бесплатного получения высшего образования, могут быть ограничены его финансовым возможностям или финансовыми возможностями его семьи, что может являться препятствием для реализации рассматриваемого конституционного права. Для разрешения данной проблемы в Российской Федерации создан механизм поддержки лиц, получающих высшее образование, из числа нуждающихся граждан. Социальные гарантии реализации права на образования социально не защищенным категориям граждан, поступившим в высшие учебные заведения, включают в себя право на получение государственной социальной стипендии, право на первоочередное получение жилых помещений в специализированном жилищном фонде образовательной организации, право на получение материальной помощи и т.д. Выделение стипендий является общепринятой мировой практикой, например, во Франции предоставление стипендий является составной частью гарантии обеспечения равного доступа кандидатов к обучению .

По мнению некоторых авторов, необходимость государственной социальной поддержки студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования обусловлена тем, что данная категория граждан наиболее подверженных риску бедности . С подобной точкой зрения нельзя согласиться. Лица, реализующие свое право на бесплатное высшее образование, являются в большинстве случаев трудоспособными гражданами, способными обеспечить себе достойный уровень жизни. Однако при реализации конституционного права на высшее образование их возможность реализации конституционного права на свободное распоряжение своими способностями к труду, закрепленного в части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, ограничена в силу объективных причин, обусловленных особенностями учебного процесса. Поэтому меры государственной социальной поддержки студентов образовательных организаций высшего образования следует рассматривать как социально -компенсационные, т.е. направленные на обеспечение минимальных потребностей обучающегося, не способного обеспечить их самостоятельно.

При этом следует отметить, что все лица, реализующие свое конституционное право на высшее образование, ограничены в реализации способности к труду, но не все они имеют право на получение социальной помощи от государства. Дифференцированный подход к мерам социальной

поддержки учащихся высших учебных заведений соответствует принципам международного права. Так, согласно пункту «с» Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года , Российская Федерация взяла на себя обязанность не допускать в том, что касается предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся, никаких различий, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях.

Ограничение в удовлетворении потребностей при получении высшего образования обусловлено индивидуальными особенностями граждан и финансовыми возможностями его семьи. Подобная позиция базируется на положениях статьи 38 Конституции Российской Федерации, согласно которым семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание -равное право и обязанность родителей. Как в своем определении отметил Конституционный суд Российской Федерации, эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют — исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, — многоплановую роль публичной власти в этой сфере .

Базируясь на принципах и нормах конституционного права, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон «Об образовании») в пункте 2 части 1 статьи 36 выделил в качестве одного из видов стипендий государственную социальную стипендию. Данная выплата производится только студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Граждане, обучающиеся на договорной (коммерческой) основе, право на получение государственной социальной стипендии не имеют, что соответствует положениям части 3 статьи 36 Закона «Об образовании».

Анализ норм законодательства Российской Федерации в области образования и социальной защиты населения позволяет классифицировать студентов высших учебных заведений, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, на две группы:

1. Обучающиеся, относящиеся к категориям граждан, которым государство оказывает меры социальной поддержки:

— студенты, относящиеся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

— студенты, относящиеся к категории людей с ограниченными возможностями;

— студенты, подвергшиеся воздействию радиации;

— студенты, получившие травму на военной службе или ветераны боевых действий;

— студентам из числа бывших военнослужащих.

2. Граждане, семьи которых не способны их содержать при реализации ими своего права на образование. В данную группу, согласно части 5 статьи 36 Закона «Об образовании», входят студенты, имеющие право на получение

государственной социальной помощи.

Если порядок отнесения гражданина к первой группе получателей государственной социальной стипендии урегулирован различными нормативными правовыми актами, то процедура отнесения студентов ко второй группе в настоящее время содержит пробелы в нормативно-правовом регулировании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порядок назначения государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержден приказом Минобрнауки России от

28.08.2013 № 1000 . Данный нормативный правовой акт, определяя общие принципы назначения государственной социальной стипендии, не раскрывает критерии отнесения лица к студенту, имеющему право на её получение.

Ранее пунктом 25 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 № 487 (далее — Типовые положения о стипендиальном обеспечении) , единственным критерием отнесения студента к лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, является справка органа социальной защиты населения. При этом имела место ситуация, когда студенты, обучающиеся в одном регионе с более высоким уровнем прожиточного минимума, например, в г. Москва, не получали социальную стипендию, так как их семья проживала в другом регионе, например, в г. Тула, где уровень их достатка не позволял получить соответствующую справку.

Хотя решением Верховного суда РФ от 24.04.2013 № АКПИ13-210 в признании пункта 25 Типового положения о стипендиальном обеспечении недействующим было отказано, в своем поручении Президент Российской Федерации В.В. Путин к Правительству РФ потребовал уточнить критерии отнесения студентов к категории нуждающихся. Указанное поручение появилось по итогам встречи со студентами МИФИ, которые обратили внимание главы государства на наличие правовой коллизии, заключающейся в том, что семьи, которые в своем городе считаются обеспеченными, не способны обеспечить получение высшего образования в г. Москва, где прожиточный минимум значительно выше. Как заявил В.В. Путин: «Закон говорит о том, что на месте администрация вуза вместе со студентами должна исходить из реальной ситуации, а не из формальных справок. Это право самого вуза — с участием студентов. Закон не требует, чтобы обязательно вы у себя в регионе попадали в разряд социально необеспеченных» .

После указанного поручения Постановлением Правительства РФ от

29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» типовые положения о стипендиальном обеспечении признаны утратившими силу в части

стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и аспирантов (документ остается действующим только в части стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки докторантов). Таким образом, исходя из логики правоприменения, сделана попытка нормативного закрепления возможности высшего учебного заведения самостоятельно определять наличие у студента права на получение государственной социальной помощи.

Однако следует отметить, что отмена нормы права, закрепляющей обязательное предоставление в образовательную организацию высшего образования решения органа социальной защиты населения, выданной по месту нахождения семьи студента, для назначения обучающемуся государственной социальной стипендии, не урегулировала данную проблему, а лишь создала правовой вакуум.

Согласно пункту 12 Порядка назначения стипендий, государственная социальная стипендия назначается обучающемуся с даты представления документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной стипендии. При этом нормативными правовыми актами высшему учебному заведению не предоставлена возможность самостоятельно определять форму подтверждения данного права, тогда как частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Соответственно, при установлении юридического факта, определяющего право на получение государственной социальной помощи, можно исходить только из решения органа социальной защиты населения, который проводит анализ представленных гражданином документов по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» .

Таким образом, ранее существовавшая обязанность обучающегося получить справку из органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина для получения государственной социальной стипендии не изменена. Следует отметить, что отмена обязанности обучающегося предоставлять в образовательную организацию высшего образования решение органа социальной защиты нецелесообразна. Реализация указанного варианта усложнит процедуру назначения государственной социальной стипендии и приведет к возложению на образовательную

организацию высшего образования непрофильной функции по анализу и проверки документов о доходах студента и членов его семьи. Передача вузу обязанности по расчету среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина является нецелесообразным дублированием государственной функции, возложенной в настоящее время на орган социальной защиты населения.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Право на бесплатное высшее образование, получаемое гражданами Российской Федерации на конкурсной основе, гарантировано Конституцией Российской Федерации, соответствует нормам и принципам международного права. Реализация данного права отдельными категориями граждан может происходить только при наличии мер социальной поддержки со стороны государства, среди которых можно выделить государственную социальную стипендию.

2. Категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, можно разделить на две группы: граждане, которым государство оказывает меры социальной поддержки, и граждане, семьи которых не способны их содержать при реализации ими своего права на образование. Механизм отнесения граждан ко второй группе требует совершенствования.

3. Проблема отнесения студента к лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, при получении высшего образования за пределами региона проживания его семьи, может быть разрешена при реформировании механизма назначения государственных социальных стипендий. Предлагается нормативное закрепление Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации типовой формы документа (справки), подтверждающего право на получение социальной помощи на определенный период времени. Такой документ должен выдаваться органами социальной защиты населения по месту жительства обучающегося в соответствии с положениями нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об оказании государственной социальной помощи.

Реализация данного предложения будет способствовать совершенствованию механизма назначения государственной социальной стипендии.

Список литературы

2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966, ратифицированном Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-УШ // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.

4. Филатова М.А. Современные вопросы позитивной дискриминации в

контексте практики конституционных судов // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 4. С. 19 — 28.

5. Менкенов А.В. Правовые проблемы оказания государственной социальной помощи студентам очной формы обучения государственных вузов / А.В. Менкенов // Социальное и пенсионное право. 2014. № 4. С. 39 — 42.

6. Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года // Ведомости ВС СССР. 2 ноября 1962 г. N 44. Ст. 452.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П // Собрание законодательства РФ. 29.05.2006. N 22. ст. 2375.

9. Приказ Минобрнауки России от 28.08.2013 № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» // Российская газета от 11.10.2013. № 229.

10. Постановление Правительства РФ от 27.06.2001 № 487 «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» // Российская газета от 04.07.2001. № 125.

12. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 07.04.2014. № 14. ст. 1636.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ от 07.04.2003. № 14. ст. 1257.

Темпов Эдуард Сергеевич, канд. техн. наук, проректор по учебно-воспитательной

работе, etemnov@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, зав. кафедрой гражданского и земельного права, berestnev@bk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Keywords: right to education, higher education, state grant, state social grant.

УДК 343

ОТГРАНИЧЕНИЕ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА, ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

И.Б. Ускачева, А.В. Щербаков

Рассматривается порядок квалификации действий, дезорганизующих деятельность в отношении субъектов исправительных учреждений. Рассматривается сепарация осужденных как одно из условий обеспечения нормальной деятельности исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.

Ключевые слова: дезорганизация деятельности исправительных учреждений; тюремная стратификация; насилие, обусловленное должным поведением потерпевшего; уголовная ответственность за противодействие законной деятельности сотрудников мест лишения свободы или мест содержания под стражей.

Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, имеет сходство с составом преступления, предусмотренного частью 2 ст. 296 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Сказанное отличается непосредственным объектом, а также субъективным составом, в который сотрудник исправительного учреждения не входит. Так в интересующем нас аспекте в ст. 296 УК РФ подлежит охране

Повышенная государственная академическая стипендия

Повышенная государственная академическая стипендия – стипендия, назначаемая студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, за особые достижения в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной).

Для назначения повышенной государственной академической стипендии за особые достижения студентов в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной) должны соответствовать одному или нескольким критериям, установленным Положением о стипендиальном обеспечении и материальной поддержке обучающихся Тольяттинского государственного университета.

1) Повышенная государственная академическая стипендия назначается за достижения студента в учебной деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение не менее 2-х следующих друг за другом промежуточных аттестаций, предшествующих назначению повышенной государственной академической стипендии, только оценок «отлично»;

б) получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты проектной деятельности и (или) опытно-конструкторской работы;

в) признание студента победителем или призером международной, всероссийской, ведомственной или региональной олимпиады, конкурса, соревнования, состязания или иного мероприятия, направленных на выявление учебных достижений студентов, проведенных в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии.

2) Повышенная государственная академическая стипендия назначается за достижения студента в научно-исследовательской деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии:

— награды (приза) за результаты научно-исследовательской работы, проводимой студентом;

— документа, удостоверяющего исключительное право студента на достигнутый им научный (научно-методический, научно-технический, научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности (патент, свидетельство);

— гранта на выполнение научно-исследовательской работы;

б) наличие у студента публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) международном, всероссийском, ведомственном или региональном издании, в издании федеральной государственной образовательной организации высшего образования или иной организации в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии.

3) Повышенная государственная академическая стипендия назначается за достижения студента в общественной деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в проведении (обеспечении проведения) общественно значимой деятельности социального, культурного, правозащитного, общественно полезного характера, организуемой ТГУ или с участием ТГУ, подтверждаемое документально;

б) систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в деятельности по информационному обеспечению общественно значимых мероприятий, общественной жизни ТГУ, подтверждаемое документально.

4) Повышенная государственная академическая стипендия назначается за достижения студента в культурно-творческой деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты культурно-творческой деятельности, осуществленной им в рамках деятельности, проводимой ТГУ или иной организацией, в том числе в рамках конкурса, смотра и иного аналогичного международного, всероссийского, ведомственного, регионального мероприятия, подтверждаемое документально;

б) публичное представление студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, созданного им произведения литературы или искусства (литературного произведения, драматического, музыкально-драматического произведения, сценарного произведения, хореографического произведения, пантомимы, музыкального произведения с текстом или без текста, аудиовизуального произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графического рассказа, комикса, другого произведения изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного, сценографического искусства, произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, в том числе в виде проекта, чертежа, изображения, макета, фотографического произведения, произведения, полученного способом, аналогичным фотографии, географической, геологической, другой карты, плана, эскиза, пластического произведения, относящегося к географии, топографии и другим наукам, а также другого произведения), подтверждаемое документально;

в) систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в проведении (обеспечении проведения) публичной культурно-творческой деятельности воспитательного, пропагандистского характера и иной общественно значимой публичной культурно-творческой деятельности, подтверждаемое документально.

5) Повышенная государственная академическая стипендия назначается за достижения студента в спортивной деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты спортивной деятельности, осуществленной им в рамках спортивных международных, всероссийских, ведомственных, региональных мероприятий, проводимых ТГУ или иной организацией;

б) систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в спортивных мероприятиях воспитательного, пропагандистского характера и (или) иных общественно значимых спортивных мероприятиях, подтверждаемое документально;

в) выполнение нормативов и требований золотого знака отличия «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) соответствующей возрастной группы на дату назначения повышенной государственной академической стипендии.

Повышенная государственная академическая стипендия назначается студентам не реже двух раз в год с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания промежуточной аттестации в соответствии с календарным графиком по месяц окончания очередной промежуточной аттестации в соответствии с календарным графиком (в случае отсутствия такой промежуточной аттестации – до окончания обучения).

Выплата государственной академической стипендии студентам, в том числе повышенной государственной академической стипендии осуществляется ежемесячно в период с 20 числа текущего календарного месяца по 5 число месяца, следующего за месяцем, за который производится выплата.

Процедура назначения повышенной государственной академической стипендии регламентируется Порядком отбора кандидатов из числа студентов на назначение повышенных государственных академических стипендий в Тольяттинском государственном университете.

В канун Нового года появились хорошие новости для студентов Высшей школы экономики: существенно увеличен стипендиальный фонд университета. Комментирует первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

— Вадим Валерьевич, на что пойдут дополнительные средства стипендиального фонда в 2012 году?

— Прежде всего, произойдет существенное повышение социальных стипендий – с 2600 до 4600 рублей, а стипендия детям-сиротам будет увеличена вдвое – до 10 000 рублей. Это наш важнейший приоритет, мы полагаем, что именно этим студентам поддержка нужна в первую очередь.

Что же касается академических стипендий, то здесь будет серьезно расширен круг их получателей. Теперь эти стипендии получат 60 процентов студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично». Для сравнения, в 2011 году получателей было всего 27 процентов. К этому решению нас призывали сами студенты, указывая на то, что стипендию не получают даже многие отличники. И большинство представителей Студенческой палаты на встрече с ректором в декабре 2011 года выступали именно за такое решение. Оно услышано и поддержано.

— А как будут обстоять дела с первокурсниками?

— Все первокурсники будут получать стипендии в размере, установленном государством до окончания второго модуля, то есть до своего первого рейтингования. А затем стипендии им будут выплачиваться в соответствии с позицией в рейтинге.

— Продолжится ли поддержка исследовательской работы студентов?

— Да. Как известно, у нас наряду с обычной стипендией можно получить еще и повышенную академическую стипендию, если студент занимается научными исследованиями, имеет публикации. Ее размер также увеличивается с 2400 до 3000 рублей.

— Коснулось ли увеличение стипендий аспирантов?

— С 1 сентября 2011 года эти стипендии уже были увеличены с полутора до двух с половиной тысяч рублей, а с 1 сентября 2012 года планируется следующее увеличение – до 3000 рублей. Проблемы аспирантов по большому счету и такая стипендия не решает. Но мы будем стараться активнее включать их в исследовательские проекты университета, чтобы была возможность нарабатывать профессиональные компетенции и получать дополнительную материальную поддержку. Аспиранты, поступившие на Программу академической аспирантуры, такую поддержку уже получают.

— Откуда взяты средства на повышение стипендий, ведь известно, что финансовый план 2012 года довольно жесткий, и многие расходы, наоборот, сокращаются?

— Во-первых, увеличено бюджетное финансирование стипендиальных выплат. Но кроме того, для выполнения новых обязательств будут добавлены средства резервного фонда, то есть собственные ресурсы Высшей школы экономики. Мы сознательно идем на эти дополнительные расходы, понимая их важность для реализации долгосрочной политики университета.

Правительство утвердило новый порядок определения размера стипендий, выплачиваемых студентам высших образовательных учреждений, их назначения и выплаты (см. ПКМ от 31.01.2020 г. № ).

В соответствии с постановлением с 1 февраля 2020 года:

  • студенты, обучающиеся по государственному гранту и на платно-контрактной основе с отрывом от производства, получают стипендию в строго определенном размере в виде базовой суммы – 428 000 сум. Исключение составляют студенты-бюджетники выпускных курсов в 2019/2020 учебном году, которым стипендия выплачивается в следующих размерах:

№ п/п

Рейтинговые показатели

Размер стипендии (сум.)

Студенты, набравшие по итогам рейтингового контроля:

86–100 баллов

804 974

71–85 баллов

603 730

55–70 баллов

402 487

Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, набравшие по итогам рейтингового контроля:

86–100 баллов

873 576

71–85 баллов

655 182

55–70 баллов

436 788

Находящиеся на государственном обеспечении студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, набравшие по итогам рейтингового контроля:

86–100 баллов

768 134

71–85 баллов

576 101

55–70 баллов

384 067

Студенты, обучающиеся по специальностям «математика», «прикладная математика и информатика», «информационные технологии и информационная безопасность», набравшие по итогам рейтингового контроля:

86–100 баллов

876 070

71–85 баллов

657 053

55–70 баллов

438 035

Глухонемым и незрячим студентам стипендия выплачивается в повышенном размере на 50% от установленных размеров

  • студенты, успешно освоившие все предметы по итогам семестра (набравшие 86 баллов и выше), будут получать повышенную на 20% по сравнению с базовой стипендию – 513 600 сум.;
  • студенты-бюджетники (кроме выпускных курсов 2019/2020 уч. г.), имеющие по 30% и более предметов оценку «удовлетворительно» (ниже 71 балла), не получают стипендию в последующем семестре.

В порядке эксперимента студентам, обучающимся на основе государственного гранта, освоившим предметы на «отлично» (86 баллов и выше) и «хорошо» (71 балл и выше), разница между реально выплаченными с 1 сентября 2019 года по 1 февраля 2020 года суммами, и теми, которые должны быть выплачены на основании соответствующего постановления Правительства, будет покрываться за счет средств госбюджета, выделенных на 2020 год министерствам и ведомствам, в системе которых функционирует вуз.

Студентам из числа обладателей именных стипендий и обучающимся на платно-контрактной основе, лиц с инвалидностью I и II группы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на гособеспечении, стипендии выплачиваются за счет средств республиканского бюджета, и, начиная с 2019/2020 уч. г. предоставляется возможность оплачивать контракт без стипендии.

Документом также утверждены размеры повышенных именных стипендий и дополнительных выплат отдельным категориям студентов:

  • Государственная стипендия Президента Республики Узбекистан – 1 811 191 сум.;
  • государственные стипендии имени Беруни, Ибн Сино, Навои, Улугбека, Имама аль-Бухари и Ислама Каримова – 1 207 461 сум.;
  • студенты, обучающиеся по государственному гранту и на платно-контрактной основе с выплатой стипендии, которые по всем предметам имеют только «отличные» оценки (86 баллов и выше) – 513 600 сум.;
  • студентам с инвалидностью I и II группы стипендия выплачивается в повышенном размере на 50% от установленных размеров;
  • студентам с выдающимися качествами и способностями, активно участвующим в общественной жизни, а также нуждающимся в социальной защите выплачивается дополнительно сумма до 50% от установленного размера стипендии.

Для назначения стипендий учреждается стипендиальная комиссия. Она создается каждый учебный год под председательством проректора по учебной работе вуза. Список студентов, рекомендованных стипендиальной комиссией, утверждается приказом ректора.

Студент-бюджетник, имеющий академическую задолженность за учебный семестр без уважительных причин, лишается права на получение стипендии с первого дня следующего учебного семестра. Погасивший свою академическую задолженность и имеющий по менее 30% предметов удовлетворительную оценку (менее 71 балла) студент получает базовую стипендию с первого числа месяца, следующего за истечением периода погашения академической задолженности, до следующего академического семестра в текущем учебном году.

Студент, у которого академическая задолженность образовалась по уважительным причинам, не лишается стипендии до ее погашения. Право на получение стипендии также сохраняется в период квалификационных практик и каникул, проводимых на основании учебного плана. Но в период академотпуска стипендия студентам не выплачивается.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

П. Лошкарев, директор ТОО «Восток-аудит»,

аудитор РК, CIPA, DipIFR

КАКИМИ НАЛОГАМИ ОБЛАГАЕТСЯ СТИПЕНДИЯ, И БУДЕТ ЛИ ОНА ОТНОСИТЬСЯ НА ВЫЧЕТЫ ПО КПН?

Компания заключила с колледжем договор на стипендию, каждый месяц выплачивает стипендию по 8000 тенге студентам со 2 курса по дневной форме обучения (на бюджетной форме финансировании), с условием, что студент по окончанию учебы принимают обязательство об обязательной отработке 2-х лет в компании. Какими налогами будет облагаться стипендия (ИПН, ОПВ, СН, СО)? Будет ли взята стипендия на вычет по КПН?

В соответствии с подпунктом 5 статьи 160 Налогового кодекса к доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся стипендии.

В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса к доходам, не подлежащим налогообложению, относятся стипендии, выплачиваемые обучающимся в организациях образования, в размерах, установленных законодательством РК для государственных стипендий.

Поскольку компания не является организацией образования, действует по договору ГПХ, согласно которому студентам выплачиваются стипендии, следует удерживать ИПН по ставке 10% без осуществления вычетов.

Вычеты определяются статьями 100 — 122 Налогового кодекса. В частности, согласно пункту 2 статьи 110 Налогового кодекса вычету подлежат расходы налогоплательщика в виде выплат физическим лицам, определенных подпунктами 2, 3, 7, 9 — 12, 14, 17 пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса.

В указанных статьях не предусмотрен вычет по выплачиваемым доходам студентам за обучение или прохождение практики, следовательно, стипендии на вычеты не относятся.