Стаж непрерывный

НЕПРЕРЫВНЫЙ СТАЖ УХОДИТ В ПРОШЛОЕ

Сотрудник научно-производственного объединения «Система» Владимир Корнилов из Твери в одиночку изме­нил систему соцобеспечения

(Аргументы i время» 15.06.2006)

Недовольный результатами размера больничных, он подал иск в Конституционный суд к недавно выиграл дело. В результате, с 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж как норма прекратит свое существование.

Проработав шестнадцать лет на Тверском вагонострои­тельном заводе, Корнилов уволился по собственному желанию. Через 7 месяцев он устроился в ООО «Системаk. Когда заболел, то получил по­собие в размере 60% от сред­него заработка. Потому что по правилам обязательно­го социального страхования, пособие по временной нетру­доспособности зависит от ко­личества проработанных лет без перерыва. Допустим, если у человека непрерывный трудовой стаж до 5 лет, то размер пособия составляет 60%, ес­ли до 8 — 80%. И только если человек непрерывно работал более 8 лет, он имеет право получать в размере среднего заработка. Пособие рассчи­тывается из среднего заработ­ка за 12 месяцев, предшество­вавших заболеванию.

Однако Владимир Петрович решил, что такое отношение к людям несправедливо. По его мнению, размер пособия по временной нетрудоспособ­ности, условия и порядок его выплаты не должны зависеть от продолжительности не­прерывного трудового стажа. Конституционный суд посчи­тал его доводы правомерными и встал на сторону простого гражданина. Благодаря тако­му повороту событий милли­оны работающих россиян те­перь могут вздохнуть спокой­но и не переживать, что в их «трудовом багаже» наработа­но так мало лет. И если они вдруг заболеют, то их сумма пособия будет зависеть от не­прерывного трудового стажа.

В настоящее время гото­вится новый нормативный документ, который должен исправить существующий по­рядок и регулировать вопросы исчисления пособий по вре­менной нетрудоспособности. Пока точно неизвестно, какой стаж законодатели возьмут за основу общий трудовой или страховой. А пока этот закон не принят, то пособия будут исчисляться по старому.

ЧЕМ НАМ ЭТО ГРОЗИТ?

До принятия нового законопроекта еще далеко, поэтому действия нормативных актов ПО исчислению .непрерывно­го трудового стажа сохраня­ются. Но при их применении есть масса нюансов. Внести ясность в то, какие стажи су­ществуют, а также подробнее рассказать, чем грозит пре­рывание трудового стажа, мы попросили начальника отдела применения законодательства в сфере обязательного соци­ального страхования Фонда социального страхования РФ Лидию Новицкую.

Фонд социального стра­хования был готов к решению Конституционного суда?

Исчисление пособий с учетом непрерывного трудо­вого стажа стало неактуаль­ным давно. Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что с изменением экономической ситуации в стране размер пособия может зависеть от стра­хового либо общего трудового стажа. Но не от непрерывного.

Какие сроки в настоящее время между перерывами в ра­боте допустимы, чтобы стаж не прерывался?

При переводе с одной работы на другую непрерыв­ный стаж сохраняется, если перерыв не превышал одного месяца. При увольнении но собственному желанию без уважительных причин непре­рывный трудовой стаж сохра­няется, если перерыв в рабо­те не превышал трех недель. Если работник был уволен по сокращению штата, то допус­кается перерыв в работе до трех месяцев. А когда человек переводится на работу в другую местность, в течение всего времени «переезда» не­прерывный стаж сохраняется. При этом сохраняется стаж у второй половины до тех пор, пока муж или жена не найдет работу.

Чем отличается общий трудовой стаж от страхового?

Общий трудовой стаж это то время, на протяжении которого работник состоял в трудовых отношениях. А стра­ховой это тот период, когда человек не состоит в трудовых отношениях, но перечисляет сам (либо за него) средства на обязательное социальное страхование.

Учеба в средне-специаль­ных заведениях, вузах и служ­ба в армии засчитываются в не­прерывный трудовой стаж?

Учеба во всех учебных за­ведениях, независимо от ор­ганизационно-правового ста­туса, не прерывает трудовой стаж, но и не учитывается при его определении. Например, если до учебы в вузе человек проработал два года, то его стаж по окончании обучения будет два года. Однако если во время учебы вы проходили производственную практику и вам за это платили заработ­ную плату, то этот период бу­дет засчитан в непрерывный трудовой стаж.

Годы, проведенные в ПТУ, засчитываются в непрерыв­ный трудовой стаж.

В армии, у призывников, день службы засчитываете за два. Если до призыва у парня не было трудового стажа, то, когда он прослужит два года и демобилизуется, его стаж будет составлять 4 года. У конт­рактников режим обычный у них день идет за день.

Помимо этого у военнослу­жащих есть свои особеннос­ти сохранения непрерывного трудового стажа. Человек мо­жет быть уволен из армии и поступить на работу в течение года, при этом его непрерыв­ный трудовой стаж сохраня­ется.

Как рассчитывается не­прерывный трудовой стаж для женщин, которые находились в отпуске по беременности и ро­дам либо увольнялись по уходу за ребенком?

Непрерывный трудовой стаж сохраняется у женщин по уходу за ребенком до 14лст, а по уходу за ребенком-инва­лидом до 18 лет. При этом женщина может неоднократ­но увольняться и устраивать­ся на работу независимо от перерыва между работами. Ее стаж, который был на день рождения ребенка, сохранит­ся, а если она работала, то эти годы или месяцы добавятся.

Если человек состоит на учете в службе занятости, его стаж сохраняется?

Да.

При каких обстоятельст­вах непрерывный трудовой стаж не сохраняется?

В случае прогула, нару­шения, охраны труда, систе­матического неисполнения без уважительных причин своих обязанностей, кражи на работе. Это предусмотрено пунктом 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа работников и служащих при назначении пособий по вре­менной нетрудоспособности.

Новая редакция Ст. 144 ТК РФ

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 144 ТК РФ

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

— федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

— государственными учреждениями субъектов РФ — за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН, где

ЗП — заработная плата;

МТК — межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда;

НДД — надбавка за должность доцента;

НКН — надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая — традиционная — основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая — предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 — 13 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

— должностного оклада;

— оклада за классный чин;

— дополнительных выплат.

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет — 10;

от 5 до 10 лет — 15;

от 10 до 15 лет — 20;

свыше 15 лет — 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» от 3 сентября 1997 г., для служащих субъектов РФ — нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных служащих» от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

— по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

— по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

— по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

— по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

— по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других — единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» 50 — 75%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 5 — 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

при стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;

при стаже работы от 5 до 10 лет — 15%;

при стаже работы от 10 лет и выше — 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим субъекта за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т.д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т.д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. N 3132-1, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 144 введена в настоящей редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. В прежней редакции Трудового кодекса подобной статьи не было, а особенности установления систем оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплялись ст. 143.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации — также и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а на муниципальном уровне — еще и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

3. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. п. 3 комментария к ст. 143 ТК РФ), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ч. 3 ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

4. Часть 2 ст. 144 вводит понятие «базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников». Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные правительством базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения.

Понятие «профессиональные квалификационные группы» сформулировано в ч. 6 ст. 144 — это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к этим группам должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. До принятия Минздравсоцразвития России правил формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих и установления Правительством РФ базовых окладов (ставок) сохраняет силу установленный Правительством РФ размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. С 1 октября 2006 г. он составляет 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. N 590 «О повышении с 1 октября 2006 года тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249)).

Новая пенсионнная реформа в Украине затронула все слои населения, особенно, людей, которые уходят на пенсию с в ближайшие годы. Все правила, по которым многие десятилетия начислялись пенсии, оказались «за бортом». Взамен, появились другие, которые довольно жестко лимитируют получение или начисление пенсий миллионам украинцев.

Учитывается ли непрерывность стажа при расчете пенсии?

На данный момент непрерывность стажа работы при назначении пенсии не дает никаких льгот. Сейчас длительность непрерывной работы имеет значение разве что для медицинских и социальных работников, так как за непрерывность стажа им предусмотрены надбавки к зарплате. Кроме того, некоторые предприятия для удержания ценных кадров за свой счет производят выплаты различных премий: лучший работник, вознаграждение за выслугу лет, дополнительный отпуск и тому подобное.

Как рассчитывается пенсионный стаж при начислении пенсии?

Пенсионный стаж в Украине исчисляется в месяцах. При этом, неполный месяц работы может быть зачтен в страховой стаж в полном объеме, если сумма уплаченных за этот месяц взносов в Пенсионный фонд не меньше минимального страхового взноса. Если по каким-либо причинам страховой взнос был уплачен в меньшем размере, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты (производится сотрудниками ПФ по обращению работника). Без осуществления доплаты, страховой стаж определяется пропорционально уплаченным взносам (по установленной законодательством формуле).

Какой размер страхового взноса в 2017 году для физического лица?

С января 2011 года в Украине действует Единый соцвзнос на общеобязательное государственное социальное страхование (Єдиний соціальний внесок), который заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, соцстрах (больничные), «безработицу» и «несчастный случай на производстве».

С 01.01.2016 года для всех категорий плательщиков установлена единая ставка ЕСВ – 22%. Таким образом, с 1 января 2017 года все предприниматели, как на общей системе, так и на едином налоге, платят взнос в размере 704 гривен в месяц. Для ФЛП 1-ой группы единого налога, в отличие от остальных категорий плательщиков, минимальный ЕСВ составляет 352 грн.

Непрерывный трудовой стаж — это время, в течение которого человек постоянно трудился, а периоды между его увольнениями и новыми трудоустройствами не превышали сроков, закрепленных в законодательстве.

Понятие «непрерывный трудовой стаж» запомнилось многим специалистам, работающим с советских времен. Однако в России уже более 10 лет этого понятия законодательно не существует. При этом мы часто слышим, как его упоминают кадровики и чиновники. Так какой стаж считается непрерывным в наши дни и на что это влияет?

Что такое непрерывный трудовой стаж

Непрерывный стаж работы может прерываться без юридических последствий, но только если причина была уважительной, например рождение ребенка и т. д. Эта особенность понятия выглядела в системе советского трудового законодательства вполне логичной. Так трактовался этот термин в трудовом законодательстве до 2006 года. В частности, непрерывность стажа сохранялась, если гражданин находил новую работу в срок от 1 до 3 месяцев, в зависимости от определенных условий. В некоторых ситуациях непрерывный стаж после увольнения по собственному желанию «замораживали» на неопределенный срок, например, если супружеская пара переезжала в другую местность по переводу одного из супругов, а второй не мог быстро найти работу. Это был очень важный показатель, который влиял на оплату больничных и на величину пенсии. Регулировался этот вопрос Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252.

В 2006 году Конституционный суд РФ Определением от 02.03.2006 № 16-О отменил этот документ, поскольку само понятие было признано не соответствующим Конституции РФ. Конституционный суд также может формировать трудовое законодательство, если следовать логике норм Конституции РФ. Конституционный суд посчитал, что использование термина «непрерывный трудовой стаж» нарушает право граждан на свободный труд. С тех пор новых трактовок непрерывного трудового стажа принято не было. Однако и сегодня сохранились несколько отраслей, где он до сих пор учитывается. Но, в отличие от термина «трудовой стаж», обсуждаемый показатель применяется далеко не так широко. Вот несколько примеров:

  1. Длительность трудового стажа без перерывов имеет значение в некоторых случаях при назначении пособия по временной нетрудоспособности, однако сейчас это случается далеко не всегда.
  2. Кроме того, такой трудовой стаж учитывается при назначении надбавок и льгот в определенных профессиональных сферах.
  3. Иногда работодатели в коллективных договорах предусматривают определенные выплаты или премии за долгосрочный труд на одном месте.
  4. При трудоустройстве может учитываться непрерывность трудового стажа: здесь дело в следующем, работодатель чисто автоматически обращает внимание, сколько работник трудился на каждом конкретном предприятии и сколько мест службы поменял. К законодательству этот момент отношения не имеет и нигде не регулируется.

Непрерывный трудовой стаж: как учитывается

Теперь то, какой трудовой стаж считается непрерывным, определяют иначе. По нормам Трудового кодекса РФ, это период, в течение которого работник трудился на одном и том же предприятии. Хотя ни одна из статей ТК РФ прямо на это не указывает, это ясно из смысла, например статьи 121 ТК РФ. При этом ни на сумму больничного, ни на размер пенсии этот показатель больше никак не влияет. Единственное, что он дает, — надбавки и льготы в определенных сферах. Например, при работе учителем или врачом. Медицинские работники имеют право на получение надбавки за многолетний труд в сфере здравоохранения. Кроме того, на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях положены надбавки к заработной плате тем лицам, которые непрерывно работают в таких климатических условиях. К таким регионам, в соответствии с Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3, отнесены:

  • Архангельская область;
  • Иркутская область;
  • Читинская область;
  • Республика Карелия;
  • Республика Коми;
  • Республика Бурятия;
  • Республика Тыва;
  • южные районы Дальнего Востока и Красноярского края.

Когда стаж может прерваться при увольнении

Трудовой стаж прерывается независимо от длительности перерыва в деятельности при увольнении по следующим основаниям:

  • за систематическое уклонение от выполнения должностных обязанностей, установленных договором или должностной инструкцией, иными внутренними нормативными документами предприятия;
  • за прогул (то есть отсутствие на рабочем месте в течение 4 часов и более);
  • за появление в организации в состоянии алкогольного (или иного) опьянения;
  • в связи с осуждением работника, когда наказание, в соответствии с приговором, исключает продолжение деятельности в организации (не только лишение свободы, но и исправительные работы);
  • в связи с осуждением за совершение кражи на предприятии;
  • за совершение работником, осуществляющим воспитательные функции, аморального поступка или расцениваемого в таком качестве, что делает продолжение деятельности невозможной;
  • в связи с наложением дисциплинарного взыскания руководством;
  • в связи с установлением иного виновного поведения работника, за что предусмотрено увольнение как мера воздействия.

Когда стаж сохранится

Если вы задумались, какой у вас непрерывный стаж работы, как считать и учитывать его продолжительность, тут все просто: его определяют в днях, календарных месяцах и годах. В частности, это все то время, записанное в трудовой книжке, в течение которого у работника был заключен трудовой договор. Если работник сменил работу, то непрерывность утрачивается. Исключение составляют случаи, когда человек продолжает работать в одной структуре и сфере, как в случае учителей и врачей. Если они остаются в бюджетных учреждениях и работают по специальности, вопросов о том, есть ли у них непрерывный стаж работы, сколько дней был перерыв между трудоустройством, для назначения надбавки обычно не возникает.

Кроме того, нужно учесть, что в силу Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 на непрерывность не влияют такие периоды:

  • период официальной безработицы с получением пособия в связи с этим;
  • период обучения в средних и высших учебных заведениях, за который выплачивается стипендия;
  • участие в общественных работах на платной основе,
  • переезд в другую местность по направлению центра занятости для трудоустройства;
  • официально установленная временная нетрудоспособность;
  • декретный отпуск;
  • нахождение на срочной военной службе или военных сборах;
  • участие в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе или с альтернативной гражданской службой;
  • исполнение государственных обязанностей (например, избрание депутатом в органы законодательной власти).

Как посчитать стаж по трудовой книжке

Посчитать беспрерывный трудовой стаж можно при помощи онлайн-калькулятора. В этом случае достаточно внести данные в соответствующие поля, и расчет будет произведен автоматически.

При расчетах с помощью обычного калькулятора сначала необходимо посчитать время работы на каждом предприятии и сложить периоды, если перерыв был установленной законом длительности или произошел по уважительной причине.

Пример расчета непрерывного трудового стажа конкретного работника.

Компания Начало деятельности, дата приема на работу Дата расторжения контракта и причина Непрерывный трудовой стаж
ООО «Ключ» 02.04.2015 01.07.2015, ликвидация организации 3 месяца
ООО «Кадр» 05.09.2015 26.01.2017, по собственному желанию 1 год 7 месяцев
ООО «Снасть» 11.02.2017 13.12.2019 2 года 5 месяцев

На что влияет работа в одной организации

В настоящий момент непрерывный трудовой стаж используется только в определенных сферах для назначения надбавок к зарплате. Кроме того, при ответе на вопрос: непрерывный трудовой стаж на что влияет — можно вспомнить про нормы статьи 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. В ней предусмотрено использование трудового стажа при определении размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности. Хотя обычно для исчисления этих пособий в расчет берут по общему правилу страховой стаж.

Однако бывает, что продолжительность страхового стажа за период до 01.01.2007 окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа. В этом случае можно назначить пособие в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами за тот же период, т. е. принять за расчетную величину время, в течение которого работник трудился без перерывов или с перерывами, не нарушающими течение установленного периода.

Пенсии и пособия

На размер пенсии, а также на право выхода на досрочную пенсию в настоящее время трудовой стаж сотрудника без перерывов работы не влияет. Поэтому в связи с назначением пенсии вопрос: непрерывный стаж работы как считать — не стоит. Тут большую роль играет период, в течение которого человек был зарегистрирован в системе пенсионного страхования, а работодатель платил за него страховые взносы в Пенсионный фонд (так называемый страховой стаж). Повышенной пенсии за длительное время работы на одном месте в настоящее время нет. Главное, чтобы все выплаты в пользу работника были официальными, а работодатель своевременно и в полном объеме производил с них страховые отчисления. Если человек долго трудится на одном месте, но получает серую зарплату, отчисления на его лицевой счет в ПФР приходят мизерные. Поэтому такой будущий пенсионер не может рассчитывать на достойную пенсию.

Больничные

Трудовой стаж без перерывов теперь играет ограниченную роль и при производстве расчета по больничному листу. Основное значение имеет страховой. При этом необходимо учитывать, что для расчета берутся периоды деятельности работника, за которые осуществлялись соответствующие взносы в страховые фонды. Также необходимо обратить внимание на следующий нюанс: не входит в перечень таких периодов контрактная служба в армии и срочная военная служба.

Непрерывный трудовой стаж определяется в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года №252 (далее Правила №252). Поскольку с 1991 года изменения в Правила не вносились, их следует применять с учетом принятых впоследствии законодательных актов Российской Федерации и международных договоров с участием Российской Федерации. В частности, следует учитывать положения, отмеченные в Письме ФСС РФ от 25 октября 2002 года №02-18/05-7418.

Непрерывный стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы в данной организации. При переводе с одной работы на другую непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает одного месяца. При увольнении по собственному желанию без уважительных причин непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает трех недель.

Обратите внимание!

Нормативное положение, содержащееся в подпункте «и» пункта 7 Правил №252 признано не подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее Конституции Российской Федерации, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года №138-О. В соответствии с подпунктом «и» пункта 7 Правил №252 стаж прерывается при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.

Таким образом, при повторном увольнении за год по собственному желанию без уважительных причин непрерывный стаж сохраняется.

Непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает двух месяцев:

¨ при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

¨ при поступлении на работу в Российской Федерации после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации за границей или в международных организациях;

¨ при поступлении на работу в Российской Федерации граждан, переселившихся из стран, с которыми Российская Федерация заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран. Двухмесячный период в этом случае исчисляется со дня приезда в Российскую Федерацию.

Непрерывный стаж сохраняется при перерыве в работе до трех месяцев:

¨ при поступлении на работу лиц, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также при поступлении на работу рабочих и служащих, увольняемых из частей, учреждений, организаций и с предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с проведением мероприятий по сокращению их в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

¨ при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям (кроме случаев, при которых в соответствии с Правилами №252 непрерывный стаж не сохраняется), по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа. Трехмесячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности. Днем восстановления трудоспособности считается соответственно день вынесения заключения об этом врачебно-консультационной комиссией (ВКК) либо день, по который была установлена инвалидность;

¨ при поступлении на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке); сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел (основание – статья 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»);

Непрерывный стаж сохраняется при перерыве в работе до шести месяцев:

работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера, а также в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 года №255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР», с учетом того, что положения данного Постановления в отношении Республики Карелия отменены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1994 года №155 «Об отнесении отдельных территорий республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям».

Таким образом, данное положение распространяется на Архангельскую область и Республику Коми, за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, а также Койгородского и Прилузского районов Республики Коми (основание – пункт 14 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года №76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера»).

— работникам предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований, высвобождаемым в связи с их реорганизацией или ликвидацией, а также при сокращении численности или штата указанных работников (основание – пункт 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании») (членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы при прекращении депутатских полномочий (основание – пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Непрерывный стаж сохраняется при перерыве в работе до одного года:

— гражданам, уволенным с военной службы (основание – пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Непрерывный стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:

¨ при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

¨ при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям, кроме случаев увольнения, не дающих права на сохранение непрерывного стажа (в соответствии с Правилами). Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости;

¨ одному из родителей или иному законному представителю ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего, уволившемуся для ухода за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет (основание – статья 18 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»);

¨ уволенным с военной службы ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется, если работник был уволен с предыдущего места работы:

¨ за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

¨ прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

¨ вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

¨ утрату доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;

¨ совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы;

¨ требование профсоюзного органа;

¨ в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине;

¨ совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы;

Помимо времени работы в непрерывный трудовой стаж также засчитывается:

¨ служба в составе Вооруженных Сил, в органах государственной безопасности и органах внутренних дел, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;

¨ женщинам-военнослужащим, уволенным из Вооруженных Сил и органов государственной безопасности в связи с беременностью или рождением ребенка, время службы, а также периоды, в течение которых им выплачивалось пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, включаются в непрерывный трудовой стаж при условии поступления на работу или учебу до достижения ребенком возраста полутора лет;

В Письме Минтруда Российской Федерации от 14 мая 2004 года №2535-ВЯ указано, что в период фактической работы, учитываемой для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам, включаются периоды прохождения военной службы и службы в органах внутренних дел.

¨ время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

¨ время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и так далее.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

¨ время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил, в органах государственной безопасности и внутренних дел, народном ополчении и партизанских отрядах;

¨ время работы в качестве председателей колхозов рабочих и служащих, направленных (рекомендованных) в колхозы в соответствии с решениями партийных или советских органов, если перерыв между днем прекращения работы в колхозе и днем поступления на работу в качестве рабочего или служащего не превысил сроков, установленных Правилами в зависимости от причины увольнения;

¨ время непрерывной работы в качестве члена колхоза в случае прекращения деятельности колхоза в связи с передачей земель совхозу либо иному государственному предприятию (организации) при соблюдении условий, установленных пунктом 4 Положения о порядке передачи совхозам земель и общественного имущества колхозов при преобразовании их в совхозы и о порядке расчетов с колхозниками, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 3 мая 1957 года №495;

¨ время вынужденного прогула при неправильном увольнении, если работник восстановлен на работе;

Из содержания Письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 июля 2004 года №3186-ЮЛ следует, что время вынужденного прогула включается в период фактической работы, учитываемой для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник, уволенный незаконно, по решению органа, рассматривающего индивидуальный трудовой спор, должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.

¨ беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организаций, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости, время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет (основание – пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 года №1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций») время участия в оплачиваемых общественных работах, при условии заключения срочного трудового договора, при этом на граждан распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании (основание – пункты 13, 14 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года №875 «Об утверждении положения об организации общественных работ»);

¨ перерыв в работе супругов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, уволенных в связи с переездом члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации (основание – пункт 5 статьи 25 Федерального закона от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

отпуск, предоставленный женщинам по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (основание – статья 256 ТК РФ).

Не засчитывается в непрерывный трудовой стаж, но не прерывает его:

¨ время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных Правилами, в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев. У окончивших учебное заведение (аспирантуру, клиническую ординатуру) или досрочно отчисленных из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) до 1 июля 1973 года и поступивших на работу до 1 октября 1973 года непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва между днем окончания учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) или досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу;

¨ время пребывания за границей членов семьи рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации за границей или в международных организациях либо для прохождения службы, если перерыв между днем возвращения в Российской Федерации и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;

¨ межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором.

Данное правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;

¨ время нахождения в лечебно-трудовом профилактории при условии, если перерыв между днем освобождения из лечебно-трудового профилактория и днем поступления на работу не превысил одного месяца;

¨ время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы;

¨ время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей (основание – пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);

¨ супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту – весь период проживания с супругами до 1992 года, вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года – в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе (основание – пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

4. Определить максимальный размер дневного пособия.

При расчете пособия следует учитывать положения статьи 8 Закона №202-ФЗ, установившей максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам за полный календарный месяц в сумме 12 480 рублей (пункт 2). А в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов (пункт 3).

Максимальный размер дневного пособия по страховым случаям, наступившим 1 января 2005 года и позднее, рассчитывается исходя из суммы максимального пособия путем деления 12 480 рублей на число рабочих дней в месяце нетрудоспособности.

В связи с тем, что максимальная величина дневного (часового) пособия определяется в каждом месяце нетрудоспособности (Письмо ФСС РФ от 18 февраля 2002 года №02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам»), по страховым случаям, наступившим в 2004 году и продолжающимся в 2005 году, выплата пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам по 31 декабря 2004 года должна производиться с учетом ограничения пособия максимальным размером пособия в сумме 11 700 рублей, а с 1 января 2005 года — в сумме 12 480 рублей. Такие разъяснения приведены в пункте 2 Письма ФСС РФ от 18 января 2005 года №02-18/07-306 «О статьях 7 и 8 Федерального закона «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год».

5. Определить размер пособия.

Пособие рассчитывается путем умножения меньшей из сумм, полученных в пункте 3 и пункте 4, на количество рабочих дней, пропущенных в результате нетрудоспособности.

Итак, расчет пособий производится следующим образом:

¨ рассчитывается среднедневное пособие, исходя из фактического заработка работника с учетом непрерывного стажа;

¨ рассчитывается максимальный размер среднедневного пособия, исходя из суммы максимального пособия (12 480 рублей: число рабочих дней в месяце нетрудоспособности);

¨ пособие рассчитывается путем умножения меньшей из этих сумм на количество рабочих дней, пропущенных в результате нетрудоспособности.

Данный порядок применяется при расчете пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам.

Пример.

Работница организации болела с 22.04.2005 года по 29.04.2005 года Ее непрерывный трудовой стаж составляет 8 лет. В расчетный период (с 01.04.2004 года по 31.03.2005 года) работница:

С 01.04.2004 по 31.12.2004 – находилась в отпуске по уходу за ребенком;

С 11.01.2005 – вышла на работу;

С 16.02.2005 по 20.02.2005 — находилась в служебной командировке.

Оклад работницы с 01.01.2005 года составлял 10 000 рублей, в марте оклад был повышен на коэффициент 1,2. Кроме того, в марте выплачены квартальная премия за I квартал (предусмотрено Положением о премировании) — 1000 рублей и единовременная премия к Международному женскому дню — 500 рублей (не предусмотрено Положением о премировании).

1. Определим, имеет ли работница право на расчет пособия из среднего заработка или оно не должно превышать за полный календарный месяц 720 рублей.

Для этого из расчетного периода нужно исключить время, когда работница фактически не работала, то есть время нахождения в отпуске по уходу за ребенком (9 месяцев). Период нахождения в командировке не исключается, а считается фактически отработанным временем.

Таким образом, работница имеет право на расчет пособия из среднего заработка, поскольку в расчетном периоде фактически отработала 3 месяца.

2. Определим средний дневной заработок.

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

2.1. Определим число фактически отработанных дней в расчетном периоде.

Число рабочих дней в расчетном периоде составляет 247 день (Производственный календарь на 2004 и 2005 год). Фактически отработано 53 дня, из них в январе 15 дней, в феврале 16 дней (19 дней – 3 дня командировки), в марте 22 дня.

2.2. Определим сумму выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка:

1) оклад за январь-март – (10000 рублей + (10000 рублей : 19 дней х 16 дней) + 10000 рублей х 1,2) = 30421,05 рубля.

2) квартальная премия учитывается пропорционально отработанному времени — 1000 рублей : 247 дней х 53 дня = 214,57 рубля

Единовременная премия к Международному женскому дню (500 рублей) не учитывается, так как она не предусмотрена системой оплаты труда и не облагается ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации.

Итак, средний дневной заработок составит:

(30421,05 рубля + 214,57 рубля) : 53 дня = 578,03 рубля

3. Определим средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа:

578,03 рубля х 100% = 578,03 рубля

где 100% — размер пособия с учетом непрерывного трудового стажа (8 лет) в соответствии с подпунктом а) пункт 30 Постановления Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года №13-6.

4. Определим максимальную величину дневного пособия исходя из ограничения в сумме 12 480 рублей за полный календарный месяц:

12 480 рублей : 21 день = 594,29 рубля, где 21 – число рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в апреле 2005 года).

5. Определим сумму пособия по временной нетрудоспособности.

Пособие рассчитывается путем умножения меньшей из сумм, полученных в пункте 3 и пункте 4, на количество рабочих дней, пропущенных в результате нетрудоспособности.

При этом за счет средств работодателя выплачивается пособие только за 1 день в сумме 578,03 рубля (поскольку 23 апреля – выходной день), а пособие в сумме 2890,15 рубля выплачивается за счет средств ФСС РФ.

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися больничных и иных пособий по социальному страхованию, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Больничные и иные пособия по социальному страхованию».