Ставки на акцизы

Основные моменты

Особенность акциза состоит в том, что он приспособлен к государственному регулированию произведенной продукции.

При этом акцизный сбор распространяется на конкретный перечень товаров массового потребления, что относит его к категории индивидуальных косвенных налогов. Уплата акциза является обязательной на всей территории России.

Ключевыми элементами налогообложения являются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • размер налога;
  • порядок расчета;
  • сроки уплаты акциза.

Плательщиками акцизного сбора являются лица установленные ст.179 НК РФ. Объектом налогообложения принято считать операции, связанные с подакцизной продукцией.

К их числу относятся:

  1. Реализация товаров изготовленных в России.
  2. Продажа конфискованного имущества.
  3. Передача произведенной продукции владельцам предоставленного давальческого материала.
  4. Предоставление произведенных товаров для дальнейшего изготовления неподакцизной продукции, кроме этилового спирта.
  5. Передача продукции для личных нужд внутри страны.
  6. Предоставление товарной массы в уставный фонд предприятия.
  7. Передача произведенной продукции участнику, выходящему из состава учредителей организации;
  8. Предоставление изготовленных товаров для дальнейшей переработки.
  9. Ввоз товаров на территорию страны.
  10. Прием этилового спирта организацией, которая имеет свидетельство на производство продукции неспиртосодержащего характера.
  11. Получение прямогонного бензина организацией, у которой есть свидетельство для его переработки.

Под акцизное налогообложение не подпадает:

  1. Передача товарной массы между структурными подразделениями юридического лица для последующего изготовления новой продукции.
  2. Реализация товаров, размещенных под таможенной процедурой экспорта за пределами страны.
  3. Первичное отчуждение конфискованной продукции, по которой был заявлен отказ в пользу государства и определенной для промышленной переработки.

Чтобы получить освобождение от уплаты акциза при совершении первых двух видов операций, налогоплательщику необходимо обеспечить их раздельный учет.

В зависимости от категории подакцизной продукции, налоговым периодом считается календарный месяц или квартал. Налоговые ставки по указанным товарам утверждены ст.193 НК РФ.

Порядок исчисления акцизного налога определяется по каждому виду налогооблагаемой продукции (ст.194 НК РФ).

При этом независимо от способа налогообложения плательщики акциза должны не только следить за правильностью начисления и своевременностью уплаты налога, но и обеспечивать ведение бухгалтерского учета.

Основные требования к бухучету:

  • ведомости должны отображаться только в российских рублях;
  • по имуществу предприятия, необходимо вести отдельный учет;
  • юридическое лицо обязано непрерывно документировать все хозяйственные операции, начиная со дня регистрации;
  • организация обязана вести бухучет имущества и обязательств путем двойной записи на взаимосвязанных счетах;
  • текущие расходы, связанные с производством и капитальными вложениями фиксируются раздельно;
  • запись в учетные регистры вносится только на основании первичных документов, которые должны содержать все обязательные реквизиты.

Определение

Как уже говорилось, акцизный сбор устанавливается в отношении наиболее востребованных товаров. Этот налог направлен на наполнение государственного или местного бюджета.

Акциз нашел широкое применение в разных странах мира. Начисление и уплата акцизов происходит согласно с правилами гл.22 НК РФ.

Налогооблагаемая база определяется по каждому товару отдельно (ст.187 НК РФ). Список подакцизной продукции утвержден ст.181 НК РФ.

Под налогообложение подпадает:

  • этиловый спирт;
  • алкогольная и табачная продукция;
  • легковые автомобили и мотоциклы;
  • бензин, дизтопливо, авиационный керосин;
  • моторные масла;
  • параксилол;
  • печное топливо;
  • природный газ.

Не облагаются акцизным сбором:

  • лекарственные препараты;
  • продукция ветеринарного назначения;
  • парфюмерно-косметические препараты;
  • виноматериалы.

Акциз имеет много общего с налогом на добавленную стоимость. Однако этот налог распространяется на всю стоимость подакцизной продукции, тогда как НДС охватывает лишь часть цены товара.

Акциз входит в тройку основных косвенных налогов, обеспечивающих наполнение бюджета страны. Общая часть налоговых поступлений, которая приходиться на акцизный сбор составляет 20%.

В то же время налог действует только в отношении ограниченного количества подакцизной продукции. Кроме того, ставки акциза разделяются по группам товаров.

Но, независимо от выборочности объектов налогообложения экономические показатели выявляют определенные дефекты в работе российской системы налогообложения.

Таблица определение налоговой базы

По мнению экспертов, косвенные налоги замедляют развитие отечественной экономики. Невооруженным глазом, видно, что правительство беспокоится о наполнении бюджета, но, в то же время не полностью использует потенциал прямых налогов.

Тогда как в развитых странах именно прямое налогообложение составляет 2/3 государственной казны. К положительным моментам можно отнести то, что косвенные налоги целесообразно собирать во время роста инфляции.

Потому как, объем налоговых поступлений в бюджет будет связан со стоимостью продукции, и не зависит от прибыли организаций. Таким образом, можно значительно уменьшить размер налоговых потерь.

Что касается двух основных функций акцизного сбора, а именно фискальной и регулирующей, то здесь также есть определенные преимущества.

Правительство нередко устанавливает ограничения на ввоз импортной продукции, а также использует повышение акцизных ставок на отдельные товары.

В некоторых случаях эти методы дают определенные результаты, например население, начинает меньше употреблять алкоголь, что приводит к снижению его производства.

Аналогичная ситуация с налогообложением транспортных средств, которые поставляются из-за границы. Ограничение ввоза или повышение ставок позволяет защитить отечественного производителя и обеспечить конкурентоспособность российской продукции.

Плательщики налога

Плательщика акцизного сбора являются:

  1. Юридические лица.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Налогоплательщики, деятельность которых связана с перевозкой товаров через таможенную границу.

Установленные сроки

Независимо от совершаемых операций, налогоплательщики должны производить необходимые расчеты акциза по итогам налогового периода. Предприятия, которые занимаются производством алкогольной продукции, обязаны вносить авансовые платежи.

Освобождение от уплаты аванса получают только производители спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции.

Размер авансовых платежей рассчитывается исходя из объема закупаемых товаров и соответствующей налоговой ставки.

Сколько составляет акциз на пиво в России смотрите в статье: акциз на пиво.

Все об акцизе на бензин в 2019 году, .

Уплата аванса производится до 15 числа налогового периода. После чего налогоплательщики должны отчитаться перед фискальным органом.

Предельный срок для предоставления необходимых документов не может быть позже 18 числа. В налоговую службу нужно предоставить:

  • документ о перечислении авансового платежа;
  • банковскую выписку, отображающую фактическое списание средств;
  • извещение об уплате аванса.

Последний документ подается в 4 экземплярах, одни из которых в электронном варианте. Кроме того, извещение должно содержать:

  • полное наименование покупателя и продавца;
  • объем закупаемой спиртосодержащей продукции;
  • размер аванса;
  • дату платежа.

Что касается платежного поручения, то здесь в графе «Целевое назначение» обязательно должно быть указано «Авансовый платеж акциза».

Уплата основной суммы налога производится по факту реализации подакцизной продукции, но, не позже 25 числа месяца, что следует за прошедшим налоговым периодом (ст.204 НК РФ).

В отдельных случаях акциз уплачивается 1 раз в квартал (см. подзаголовок «Основные моменты»). При этом сумма налога, определенная для уплаты за вино должна быть уменьшена на величину сбора, уплаченного ранее на территории страны за этиловый спирт.

Но, это касается только того спирта, что был произведен из сырья, использованного для производства виноматериалов, из которых было произведено вышеуказанное вино.

По общим правилам уплата акцизного сбора осуществляется по месту регистрации налогоплательщика или по месту изготовления подакцизных товаров.

Как рассчитать акциз на сигареты

На сигареты приходится около 90% акцизных поступления от всей табачной продукции. Для этого вида налогооблагаемых товаров законодатель определил комбинированную налоговую ставку (ст.187.1 НК РФ).

Другими словами, к товарной единице одновременно применяется твердая ставка акциза и адвалорная. На остальную продукцию этой категории распространяются дифференцированные налоговые ставки.

При этом акцизом облагается даже курительный табак, так как он может полностью заменить сигареты. Налогооблагаемой базой является стоимость одной сигареты или килограмм табака.

Фабрики, которые занимаются производством табачной продукции, обязаны вносить авансовые платежи. Такой подход обеспечивает полноту уплаты акцизного сбора за каждую единицу товара.

Дополнительным видом обеспечения уплаты акциза может выступить банковская гарантия. Для исчисления суммы налога изначально нужно определить размер налоговой ставки.

Чтобы рассчитать налог по сигаретам можно использовать следующую формулу:
Где, CА – сумма акцизного сбора,

Ос – объем реализованной продукции,

Ас – твердая ставка налога,

Оа – стоимость проданного товара,

Аа – адвалорная ставка.

Примеры расчета

Рассмотрим несколько примеров исчисления суммы налога по алкогольной и табачной продукции.

Пример. Расчет акциза на сигареты.

Табачная фабрика произвела и реализовала 1 тыс. ящиков табачной продукции. В каждом из них находится по 500 пачек сигарет, каждая из которых содержит 20 единиц товара.

Стоимость одной пачки сигарет – 60 руб. Цена 1 акцизной марки – 2,4 руб. Налоговая ставка на сигареты составляет 960 руб. за 1 тыс. штук, плюс 11% от расчетной стоимости.

Далее, нужно определить количество налогооблагаемой продукции:

Исчисление суммы акциза по твердой ставке:

Расчет стоимости всех пачек сигарет:

Исчисление 11% от расчетной стоимости:

Расчет суммы акциза по комбинированной ставке:

Таким образом, налогоплательщик должен уплатить 12,9 млн. руб. акцизного сбора в бюджет страны.

Кого признают налогоплательщиками акциза узнайте из статьи: плательщики акцизов.

Какие товары не облагаются акцизами, .

Какая ставка акциза на алкоголь, .

Из них размер авансового платежа составляет 1,2 млн. руб. Потому как маркировке подлежит только общее количество маркируемой продукции (1000×500×2,4).

Пример. Расчет акциза на курительный табак.

Табачная фабрика произвела и реализовала 1 тыс. килограмм табачной продукции. Стоимость килограмма табака – 7 тыс. руб. Налоговая ставка составляет 1800 руб. за килограмм товара.

Далее, нужно рассчитать общую стоимость табачной продукции:

Расчет суммы акциза по твердой ставке:

Таким образом, налогоплательщик должен уплатить 1,8 млн. руб. акцизного сбора.

Пример. Расчет акциза на пиво.

Предприятие произвело и реализовало 100 тыс. литров пива, в котором содержится более 8,6% спирта. Стоимость 1 литра продукции – 60 руб. Налоговая ставка составляет 31 руб. за литр продукции.

Далее, нужно рассчитать общую стоимость пива:

Расчет суммы акциза по твердой ставке:

Таким образом, налогоплательщик должен уплатить 3,1 млн. руб. акцизного сбора.

Подбивая итог статьи нужно напомнить, что акциз распространяется на всю стоимость подакцизных товаров.

Предприятия, занимающиеся производством алкогольной или табачной продукции, обязаны вносить авансовые платежи.

Чтобы рассчитать основную сумму налога, плательщику акцизного сбора нужно знать размер налоговой ставки и способ исчисления сбора.

Получить освобождение от уплаты налога можно при наличии раздельного учета по производству и реализации подакцизных товаров.

Предыдущая статья: Акциз на пиво Следующая статья: Порядок исчисления и уплаты акцизов

Государственная политика повышения ставок акцизов на табачную продукцию

В «табачной» сфере Правительство РФ:

  • разработало и реализует мероприятия по выполнению закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
  • продолжает работу по достижению договоренностей с государствами — членами Таможенного союза о необходимости гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию.

Налоговая политика в данном вопросе строится на принципе снижения доступности сигарет. Например, в п. 6.2.1 основных направлений налоговой политики на 2015–2017 годы (одобренной Правительством РФ 01.07.2014) предусмотрена индексация ставок «табачных» акцизов в 2017 году на 10%.

Ставки акцизов на сигареты 2016 года установлены НК РФ для следующих видов подакцизных табачных изделий:

  • сигар — готовых к применению скруток листьев табака цилиндрической формы;
  • сигарилл — свернутых из табачного листа курительных трубочек с табачной начинкой (в форме тонких сигар);
  • биди — нарезанных листьев необработанного табака с примесью трав, завернутых в лист черного коромандельского дерева (в форме небольших азиатских сигарет);
  • кретека — изготовленных из индонезийского табака, гвоздики и множества специальных компонентов (специй, фруктов, кофе и др.) сигарет ручной работы;
  • сигарет, папирос;
  • табака и табачных изделий.

С 2017 года этот список расширился за счет электронных систем доставки никотина и жидкостей для них.

Ставки «табачных» акцизов растут ежегодно — их величина в 2017 году указана на схеме.

Может ли производитель сигарет применять упрощенку — узнайте из материала «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Как в 2016–2017 годах рассчитать акциз на сигареты

Чтобы рассчитать акциз на сигареты (Ас), необходимо применить следующую формулу (ст. 194 НК РФ):

Ас = АТНС + ААНС,

где:

АТНС — акциз, рассчитанный по твердой ставке;

ААНС — акциз, рассчитанный по адвалорной (процентной) налоговой ставке.

АТНС определяется перемножением объема реализованных сигарет (Орс) с твердой налоговой ставкой (ТНС):

АТНС = Орс × ТНС.

ААНС представляет собой соответствующую адвалорной ставке (АНС) долю максимальной розничной цены сигарет (МЦр), помноженной на количество табачных изделий (Кп):

ААНС = МЦр × Кп × АНС.

Кто устанавливает МЦр и можно ли ее изменять — узнайте из представленной ниже схемы.

Детализированная формула для расчета Ас:

Ас = Орс × ТНС + МЦр × Кп × АНС.

С формулами расчета разнообразных финансовых показателей вас познакомят размещенные на нашем сайте материалы:

  • «Расчет нормы чистой прибыли (формула)»;
  • «Расчет налоговой нагрузки в 2015–2016 году (формула)»;
  • «Как определить рентабельность производства (формула)?».

Для расчета акциза потребуется еще один показатель — минимальная цена реализации сигарет (МИНц), которая:

  • устанавливается государством как мера воздействия на уровень «табачных» цен (ст. 13 закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ);
  • является пограничным показателем цены, ниже которой 1 пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям;
  • составляет 75% от МЦр.

Рассчитанная исходя из минимальной цены на сигареты сумма акциза сравнивается с Ас — суммой акциза к уплате является максимальный по величине из указанных показателей.

Как применить вышеуказанные показатели и формулы для расчета акциза на сигареты — расскажем в следующем разделе.

Административная и уголовная ответственность при продаже сигарет без акциза

При продаже табачной продукции, подлежащей маркировке, без акцизных марок (включая ее производство, а также при нарушении установленного порядка маркировки и/или нанесения информации) предусмотрена ответственность 2 видов:

  • административная (если размеры реализации табачной продукции не признаются крупными);
  • уголовная (если правонарушение совершено организованной группой, в крупном или особо крупном размере).

Для классификации размера реализации немаркированных табачных изделий применяется ст. 169 УК РФ, определяющая 2 понятия:

  • крупный размер — стоимость немаркированных табачных изделий превышает 100 000 руб.;
  • особо крупный размер — стоимость продукции превышает 1 млн руб.

Общая схема ответственности при продаже табачной продукции без акцизных марок приведена ниже.

Уголовная ответственность за продажу сигарет без акцизных марок (если такая обязанность определена законом) наступает, если:

  • установлен умысел виновного на последующий сбыт табачной продукции либо подтвержден факт ее продажи;
  • доказан крупный размер табачной продукции.

С видами ответственности для налогоплательщиков и физлиц вас познакомят подготовленные специалистами нашего сайта материалы:

  • «За “серую” зарплату накажут и работодателя, и работника»;
  • «Минфин напомнил условия для штрафа по ст. 123 НК РФ»;
  • «Штрафы за 6-НДФЛ: ФНС разъясняет правила наложения».

Итоги

Ставки акциза на табачную продукцию устанавливаются государством и указываются в НК РФ. Для расчета суммы акциза к уплате применяются твердые или комбинированные налоговые ставки. В 2017 году акциз на табачную продукцию 2016 года проиндексирован в сторону увеличения.

Помимо вышеперечисленной классификации налоги также делятся на налоги с твердыми и налоги с плавающими ставками. Твердые ставки налогов могут устанавливаться в точных суммах (в рублях и копейках), например налог с владельцев автотранспортных средств, могут также устанавливаться в процентах от налогооблагаемой базы, например налог на имущество предприятий. Плавающие ставки всегда устанавливаются в процентах от налогооблагаемой базы, при этом ставки могут быть плавающими в зависимости от размера объекта налогообложения (размера налогооблагаемой базы), типичный пример — подоходный налог с физических лиц, может быть плавающим в зависимости от категории налогоплательщица, например, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.  

Основными источниками общегосударственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.  
Из рис, 5 видно, что твердая ставка налога на добычу полезных ископаемых выполняет функцию по изъятию сверхдоходов существенно лучше, нежели процентная ставка.  
ТВЕРДЫЕ СТАВКИ НАЛОГА —см. Налоговая ставка.  
Твердые ставки налога — 415  
При третьем методе ставки устанавливаются в абсолютных суммах — рублях и копейках с единицы веса, количества или объема реализованной продукции. Твердые ставки налога с оборота установлены по хлебопродуктам (зерну, крупе, муке), зернофуражу, нефтепродуктам, природному и попутному газу, спичкам, ферментированному табаку. Ставки дифференцируются по группам, видам и сорту этих товаров, чем достигается воздействие на уровень рентабельности изделий.  
ГЕРБОВЫЙ НАЛОГ — налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании или увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передаче ценных бумаг, акций, облигаций, соглашение об опеке, посредничестве, представительстве. Уплата гербового налога (гербового сбора) подтверждается либо наклейкой гербовой марки на установленную сумму, либо наложением гербовой печати на отметку об уплате налога на документе. В зависимости от характера документа применяются фиксированные (твердые) ставки налога или пропорциональные — в процентах от суммы сделки или операции, оформляемой документом.  
В зависимости от характера документа применяются фиксированные (твердые) ставки налога или пропорциональные — в процентах от суммы сделки или операции, оформляемой документом.  
Разновидность косвенного налога, обычно устанавливаемого на отдельные товары и услуги массового спроса (вино, табак, бензин, пиво и т.п.). Ставки налога устанавливаются твердыми с единицы товара, но могут быть дифференцированы в зависимости от качественных характеристик товара. Обычно акциз применяется к продукции частных предприятий. На товары массового потребления, являющиеся объектом государственного производства и торговли, устанавливаются фискальные монопольные налоги. В этом случае государство продает определенный вид товара по более высоким ценам, включающим налог. Главная цель такого налога — дополнительная мобилизация средств в бюджет.  
Величина налога на единицу обложения. Различают квоты, т.е. ставки, выраженные в определенных долях объектов обложения, твердые ставки, т.е. устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Процентные ставки могут устанавливаться в виде специальных шкал. Различают пропорциональные ставки — действующие в едином проценте к объекту налогообложения, и прогрессивные (регрессивные)—увеличивающиеся (уменьшающиеся) с ростом объекта обложения.  
Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге) фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе) экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).  
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.  
Во второй половине XIX в. промысловый налог в России получает дальнейшее развитие, приближаясь к западноевропейским типам. К концу XIX в. русский промысловый налог состоял из двух частей патентного налога и дополнительного налога. Патентный налог взимался в твердых ставках по разрядам, на которые были разделены промышленные и торговые предприятия. Дополнительный налог делился на две части налог, взимаемый с предприятий, обязанных опубликовывать в официальной газете годовой баланс, и налог с прочих предприятий. К предприятиям первой группы относились акционерные общества и паевые товарищества. С них взимался дополнительный налог в виде известного процента с основного капитала и в виде повышающегося процента с чистой прибыли. С предприятий, не обязанных публиковать отчетность, взимался раскладочный налог. Он назначался на каждую губернию в валовой сумме правительством, а затем уже раскладывался по плательщикам особыми комиссиями с участием представителей плательщиков.  
Не изменились за отчетный период суммы экологического налога и налога на землю, так как они рассчитываются по твердым ставкам, которые не изменились на протяжении года. В общей сумме налогов экологический налог по плану составлял 0,09 %, а земельный — 0,65 %. Фактически их удельный вес снизился соответственно до 0,08 % и 0,59 %.  
Промысловый налог состоял из двух платежей патентного сбора, уплачиваемого по твердым ставкам в зависимости от разряда предприятия (торговые предприятия подразделялись на 5 разрядов, промышленные — на 12), а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота. Ставки уравнительно сбора дифференцировались наиболее высокие применялись к частным предприятиям государственные и кооперативные организации облагались на льготных основаниях.  
В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.  
Патентный сбор представлял собой платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся в СССР в 1921—1928 гг. с торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятий промыслами (уплачивался авансом за определенный период по твердым ставкам, устанавливаемым в зависимости от местонахождения и разряда предприятия).  
В результате проведения налоговой реформы промысловый налог с обобществленного сектора был полностью отменен налогом облагались только предприятия и промыслы частных лиц, кустари и ремесленники, имевшие наемных рабочих. Небольшие предприятия уплачивали налог по твердым ставкам, а более крупные — в процентах к обороту. В результате ликвидации капиталистических элементов и запрещения частной торговли и промыслов с применением наемного труда взимание промыслового налога прекратилось.  
Единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства был введен Законом 19 ноября 1932 г. Налог был призван содействовать завершению заготовок и выполнению обязательств единоличников по денежным платежам. Полностью или частично освобождались от налога отдельные хозяйства, которые полностью и в срок выполнили свои обязательства перед государством по денежным платежам и планам государственных заготовок. Условия налогообложения устанавливались на основе аналогичных условий обложения сельскохозяйственным налогом. Для хозяйств, плативших сельхозналог в твердых ставках, размеры налога составляли 15—20 руб., для хозяйств, плативших сельхозналог по прогрессивным ставкам, налог взимался в размере 100—175% объема обязательств по сельхозналогу, для кулацких хозяйств устанавливалась ставка 200% сельхозналога. Конкретные ставки налога для отдельных районов устанавливались краевыми  
В послевоенный период (до 1953 г.) налоговая система в СССР оставалась практически неизменной. По мере восстановления экономики проводилась отмена и снижение налогов был полностью отменен военный налог (1946), с большой категории плательщиков отменен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. В 1953 г. проводится коренная реформа сельскохозяйственного налога подоходное обложение заменяется погектарным, при котором сельскохозяйственный налог исчисляется по твердым ставкам с площади земельного участка.  
Налог исчислялся по твердым ставкам с 0,01 га земельной площади. Для каждой союзной республики были установлены средние ставки налога, а для автономных республик, краев и областей — предельные отклонения от средних ставок по республике (т.е. наибольшие и наименьшие ставки) по РСФСР средняя ставка составляла 85 коп., наименьшая — 30 коп., наибольшая — 1 руб. 40 коп. Совету Министров РСФСР было предоставлено право в необходимых случаях изменять ставки сельскохозяйственного налога, исходя из средних ставок налога для данной республики определять средние ставки налога для отдельных автономных республик, краев и областей с увеличением или уменьшением ставок в установленных пределах в зависимости от экономических особенностей подведомственных административно-территориальных единиц. Советы Министров союзных республик, не имевшие областного деления, Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых, областных Советов исходя из средних  
Налогом с оборота облагались государственные отраслевые объединения, предприятия и организации по продаже товаров собственного производства и заготовки. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту. Из общей суммы налога, поступающего в бюджет, 78% вносили промышленные предприятия и 22% — оптово-сбытовые базы. Как правило, налог исчислялся в виде разницы в ценах. Поступления в бюджет, получаемые по этому методу, составляли 83% общей суммы налога с оборота остальная его часть уплачивалась по ставкам в процентах к обороту и в твердых суммах с единицы продукции. Размер ставок определялся исходя из утвержденных розничных цен, себестоимости и с учетом прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия.  
Источник выплаты страховых взносов по всем перечисленным выше договорам значения не имеет. Суммы страховых выплат, сформированные по договорам страхования из собственных средств и всем другим договорам страхования, кроме перечисленных выше, приравниваются к понятию материальная выгода . Ее сумма облагается налогом у источника выплаты по твердой ставке 15%. Налогооблагаемая база определяется так же, как и по банковским вкладам, т. е. налогом будет облагаться превышение выплаты по условиям страхового договора над суммой, исчисленной в пределах ставки рефинансирования Центробанка.  
Привилегированные акции обычно не дают права голоса, но дивиденды по ним выплачивают по твердой ставке (которую фиксируют в момент эмиссии). Но компания может и не выплатить такую ставку, если она не получила чистую прибыль и не объявила дивиденды на обыкновенные акции. В случае ликвидации привилегированные акции также обладают преимуществом в отношении активов компании по сравнению с обыкновенными акциями. Отсутствие обязательных ежегодных выплат наличными лишает привилегированные акции свойства долгового обязательства отличаются они от последнего и тем, что их можно не погашать по номинальной стоимости, если только руководство того не пожелает. Следует отметить, что привилегированными акциями часто владеют другие корпорации в форме инвестиции, так как межкорпоративные дивиденды частично освобождаются от уплаты подоходных налогов.  
Розничная цена устанавливается на изделия, реализуемые населению. Она включает кроме оптовой цены предприятия налог с оборота, оптово-сбытовую наценку, торговую скидку. Налог с оборота является денежным выражением той части продукта для общества, которая при ее реализации поступает непосредственно в бюджет. Он образуется или как твердая ставка к розничной цене, или как разница между розничной ценой, торговой-скидкой и оптовой ценой. Торговая скидка — это издержки торговых организаций (содержание магазинных складов, выплата заработной платы торговым работникам, затраты на рекламу и т. д.). В электронной промышленности торговая скидка составляет в среднем 8% от розничной цены.  
Ставки налога установлены в процентах к налогооблагаемой базе. Исключение составляют действующие временно специфические ставки (в твердой сумме) в отношении нефти и газового конденсата (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 26-ФЗ)3. Размер ставки зависит от вида добытых полезных ископаемых. Самые высокие ставки установлены в отношении углеводородного сырья, самые низкие — к углю и калийной соли. Освобождение от налогообложения в форме нулевой ставки применяется в отношении попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений, попутных и дренажных подземных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации, и некоторых других видов полезных ископаемых.  
Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий. Изымая часть денежных накоплений, государство создает у предприятий стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли и прежде всего за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям наибольшее распространение получают налоговые методы изъятия доходов предприятий (налог на прибыль и др.). Вводятся твердые единые ставки налогов, создающие равные стимулы к интенсификации производства у всех предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, тем самым стимулирует рост эффективности производства.  
Налог с оборота при магистральном транспорте газа рассчитывается в виде твердой ставки с 1000 м3 реализованного газа. Эти ставки определяются для каждого объединения Министерством газовой промышленности и утверждаются Министерством финан-  
Нормой налогообложения является налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В том случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками. В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые на единицу объекта (например, автомашину), независимо от его стоимости.  
Промысловый налог, ставший после реформы 1930 г. платежом исключительно частного сектора, быстро утрачивал свое зна-ченне. В 1930 г. кустари и ремесленники стали облагаться не в процентах к обороту, а по твердым ставкам налога. Число плательщиков налога, облагаемых в процентной отношении к обороту (в размере от 5 до 45% в зависимости от отрасли производства), сократилось до 446 торговых и 63 промышленных предприятий к 1 июля 1932 г. по 44 городам СССР. В мае 1932 г. Советское правительство, принимая меры к быстрому развитию колхозной торговли, предложило не допускать открытия магазинов и лавок частными торговцами и искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться зй счет рабочих и крестьян. Вместе с тем в целях развитии производства товаров широкого потребления в октябре 1932 г. от промыслового налога были освобождены кустари и ремесленники, не применяющие наемного труда, т. е. большинство (9/ю) всех плательщиков налога, облагавшихся твердыми ставками. В итоге промысловый налог сохранял лишь регистрационное значение, что позволило использовать закон о налоге для борьбы с. нелегальной торговлей.  
НАЛОГ ГЕРБОВЫЙ — налог на определенные продукты, с помощью которых оформляются различные сделки, регистрируются компании или увеличивается» их акционерный капитал, доверенность, договоры и соглашения различных видов (соглашение об опеке, представительстве и пр.). Уплата гербового налога подтверждается либо наклейкой гербовой марки соответствующего достоинства, либо наложением гербовой печати на отметку об уплате налога на документе. Применяются фиксированные (твердые) ставки налога или пропорциональные. Размер сбора определяется, как правило, либо в виде твердых ставок, либо в процентах к сумме сделки. Уплачивается гербовыми знаками или наличными деньгами в кассы банков или других уполномоченных организаций. В СССР существовал в разных формах до 1930 г., после чего в связи с налоговой реформой был заменен единой государственной пошлиной. Гербовая марка — один из видов гербового знака, посредством продажи которого взимается гербовый сбор в основном при подаче заявлений гражданско-правового характера в административные или судебные органы.  
Так или иначе, древляне были побеждены, оставшиеся в живых и на свободе отягощены, как водится, еще более «тяжкой данью», и нужно было снова выстраивать с ними мирные, внутриполитические отношения. И вот здесь Ольга и делает гениальное управленческое нововведение, которое призвано было навсегда предотвратить инциденты, подобные тому, что привел к гибели ее мужа. Она пошла новым, на этот раз уже мирным походом по Древлянской земле, «устанавливая распорядок даней и налогов», а потом, передохнув в Киеве, совершила поход с этой же целью к Новгороду Великому и так «установила все» по всей Руси. Таким образом, Ольга первой на Руси попыталась совершить для своих подданных благодеяние, на которое современные граждане России и Украины до сих пор не могут подвигнуть нынешние правительства, — княгиня установила твердую ставку налогов, четко обозначила место и время, когда они будут взиматься. Ведь даже самый высокий, но четко обозначенный налог лучше положения, при котором человек, уже отдав положенное государству, не знает, сколько еще, когда и на какие новые нужды с него сдерут.  
В соответствии с Положением от 12 ноября 1923 г. подоходно-поимущественный налог был объединен с рядом других налогов (общегражданским, трудгужналогом, квартирным и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу). Налог устанавливался в виде основного (классного) и дополнительного (прогрессивного). Плательщики основного налога в зависимости от источника доходов делились на категории и группы. Для каждой группы устанавливался твердый оклад налога, необлагаемый минимум, дифференцированный по поясам местности. Дополнительный налог исчислялся по прогрессивным ставкам с совокупного дохода (за вычетом основного налога), превышавшего установленный минимум. Все лица, вносившие налог по совокупности доходов (кроме рабочих и служащих), сверх налога на доход уплачивали налог с имущества личного пользования, не являвшегося предметом их промысла, по особой ступенчатой шкале. Обложение имущества постепенно утратило свое значение, и в 1924 г. подоходно-поимущественный налог был преобразован в подоходный налог.  
Промысловый налог взимался с частных предприятий и промыслов. Налог помимо фискальной нагрузки (постепенно снижавшейся) использовался для регулирования направления и форм торгово-промышленной дятельности путем применения к различным предприятиям и промыслам различного порядка обложения (в процентном отношении к обороту и в твердых ставках) и различных по высоте ставок. Промысловый налог соответствовал налогу с оборота предприятий обобществленного сектора, так как объектом обложения был товарооборот. При этом существовал ряд различий. Если налог с оборота охватывал только обороты по реализации товаров, то промысловый налог помимо этого распространялся и на обороты по выполнению работ и оказанию услуг промыслового характера. Налог с оборота взимался однократно в одном звене, а промысловым налогом облагался товарооборот в каждом звене заготовительной или производственной и товаропроизводящей сети. Если налог с оборота взимался во всех случаях в определенном процентном отношении к облагаемому обороту, то по промысловому налогу для ряда мелких предприятий и промыслов были установлены твердые ставки, дифференцированные по виду промыслов, размерам применения наемного труда и по местностям, и лишь для более крупных предприятий было установлено обложение в процентном отношении к обороту в размере от 5% (для добычи или производства сырья, топлива и стройматериалов) до 45% (для производства крепких напитков, табачных изделий, парфюмерии и т.д.) этого оборота.  
С 1930 г. сельскохозяйственный налог перестает взиматься с доходов колхозников, получаемых по трудодням. С 1936 г. колхозники должны были уплачивать налог только с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем аналогичные ставки для обложения единоличных хозяйств. В течение 1933— 1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений.  
Обложение единоличных трудовых хозяйств отличалось от обложения колхозов и колхозников следующими особенностями 1) применялись прогрессивные ставки налога (при облагаемом доходе до 200 руб. твердая ставка в размере 15 руб., но не менее ставки, установленной для колхозников данного района) 2) облагаемый доход исчислялся по средним нормам доходности, устанавливаемым для данного района для гектара земли различных видов (посева, сенокоса, спецкультур и т.д.) и головы скота (рабочего, крупного рогатого, мелкого) 3) к обложению привлекались неземледельческие заработки, облагаемые не полностью, но в некоторой части 4) для этой категории был установлен меньший объем льгот (кроме льгот производственного характера предоставлялись скидки с налога на нетрудоспособных членов семьи, скидки хозяйствам военнослужащих, инвалидов и пр.) 5) в облагаемый доход хозяйства в сумме не более 30% остального облагаемого дохода включались доходы от продажи сельскохозяйственных продуктов на частном рынке по рыночным ценам (на колхозников обложение этих доходов не распространялось).  
Совхозы как государственные предприятия платили отчисления от прибыли и не были плательщиками данного налога. Сельскохозяйственный налог, таким образом, превратился в налог с населения, занимающегося сельским хозяйством. Колхозники уплачивали налог с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем при обложении единоличных хозяйств. Кроме того, хозяйства колхозников освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога с доходов от продуктивного скота, а с 1930 г. и с доходов, получаемых по трудодням. В течение 1933—1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений. При взимании сельскохозяйственного налога применялся окладной лист — извещение налогоплательщика о сумме и сроке внесения платежа. В окладном листе указывались основания для обложения налогом, сумма годового оклада (размера) налога и сроки уплаты. В 1934 г. окладной лист был заменен платежным извещением.  
От сельхозналога и от других взимавшихся на базе сельхозналога платежей культжилсбор отличался тем, что к обложению им привлекались (по минимальной ставке 5 руб.) также и не имеющие необобществленных доходов колхозники, которые никаких других налогов не платили. Для прочих хозяйств закон устанавливал либо твердые ставки сбора в размерах от 10 до 60 руб., либо ставки в процентах к сельхозналогу — от 75 до 200%, с правом краевых и областных исполкомов дифференцировать по районам размеры сбора для плативших сельхозналог хозяйств колхозников и трудящихся единоличников (для кулацких хозяйств действовала повсеместно одна ставка сбора — 200% оклада сельхозналога).  
Ставки налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов. Рабочие и служащие облагались по ступенчатой шкале ставок. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердым ставкам от 15 до 60 руб. в год с каждого члена хозяйства (семьи). С других граждан, имеющих самостоятельные источники дохода, налог взимался в удвоенном размере ставок, установленных для рабочих и служащих. Граждане, подлежавшие по возрасту призыву на военную службу или призыву по мобилизации, но немобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали налог по установленным для них ставкам с повышением исчисленных сумм на 50%. Военный налог был отменен с 1 января 1946 г. Общие поступления по военному налогу за весь период действия составили 7,2 млрд руб.1  
Одноврем нно была кардинально изменена финансовая система (2 сентября 1930 г.), отменялись 56 государственных и местных налогов и сборов, взамен был введен единый налог с оборота, установленный как твердая ставка на единицу продукции независимо от динамики ее себестоимости. Это, по существу, означало, что с финансов была снята их стимулирующая функция.  
ВВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ — косвенный налог, который взимается таможенными органами с товаров иностранного происхождения при их пропуске через границу страны. В.п. играют роль источника доходов государственного бюджета, а также используются для защиты отечественной промышленности и сельского хозяйства от зарубежной конкуренции. В.п. делятся на адвапарные (по стоимости) и специфические (в виде твердой ставки с веса, штуки, метра или другой единицы измерения).  

СТАВКИ АКЦИЗОВ. ИСЧИСЛЕНИЕ АКЦИЗОВ, ПОРЯДОК И СРОКИ ИХ УПЛАТЫ. МАРКИ АКЦИЗНОГО СБОРА И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Акцизы — это разновидность косвенного налога на отдельные виды товаров. Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости товаров, либо в рублях за единицу измерения. Акцизами облагаются, как правило, высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли. Они включаются в структуру цены подакцизной продукции и во многом определяют ее уровень. При выборе вида продукции, на которую могут быть установлены ставки акцизов, необходимо уделять внимание не только фискальным возможностям этого налога, но и уровню доходов населения, потребляющего подакцизную продукцию. При необоснованном завышении цен возможны различные негативные явления (нелегальное производство подакцизной продукции, социальная напряженность общества). Порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется главой 22 НК РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 22 «Акцизы», утвержденными приказом МНС России от 18 декабря 2000 г. № БГ-3-03/440.

Плательщиками акциза являются производящие (в том числе из давальческого сырья) и реализующие подакцизные товары организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектами налогообложения признаются:

— реализация подакцизных товаров собственного производства (в том числе на безвозмездной основе, при натуральной оплате);

— использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, производящими их из собственного сырья, осуществляющими оптовую или оптово-розничную торговлю нефтепродуктами;

— реализация алкогольной продукции с акцизных складов;

— продажа конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;

— ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России;

— передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

— иные операции, предусмотренные законодательством.

Освобождаются от налогообложения операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации для производства других подакцизных товаров иному структурному подразделению этой же организации, закачка природного газа в подземные хранилища и тому подобные операции в соответствии со ст. 183 НК РФ.

В соответствии с действующим российским законодательством акцизами облагаются:

— спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

— алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вина);

— пиво;

— табачные изделия;

— легковые автомобили и мотоциклы;

— бензин автомобильный;

— дизельное топливо;

— моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Предусмотрено несколько механизмов ее определения. Применение того или иного механизма зависит от вида подакцизного товара и соответственно от того, какой вид налоговых ставок установлен в отношении этих товаров: специфический или адвалорный.

При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах).

При применении адвалорных налоговых ставок возможны два варианта, когда налоговая база определяется:

а) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки;

б) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен.

При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, налоговая база определяется как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.

В любом случае при применении того или иного механизма определения налоговой базы из нее исключаются собственно акцизы, НДС иНСП.

Налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

Перечень подакцизной продукции и ставки акцизов неоднократно изменялись. В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, принятым в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой. Ставки акцизов установлены едиными на всей территории России. В последние годы они имеют устойчивую тенденцию к росту. Например, ставки акцизов на алкогольную продукцию в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом возросли в среднем на 12—16 руб., на бензин автомобильный — на 300 руб.

Налогообложение алкогольной продукции имеет следующие особенности:

1) при реализации налогоплательщиками (производителями алкогольной продукции) алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады, кроме собственных, налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин в размере 35% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции — 20%;

2) при реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в розничную торговлю налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин — 65% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции — 80%;

3) размер авансового платежа, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством РФ и не может превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено создание акцизных складов. Режим налогового склада представляет собой форму налогового контроля, включающую организацию налоговых постов. Меры налогового контроля призваны охватить всю цепочку с момента окончания производства алкогольной продукции и до момента ее отгрузки покупателям. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада она не считается реализованной и в отношении ее не возникает обязательство по уплате налога.

Сумма налога по подакцизным товарам исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяц) по всем операциям, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих и уменьшающих налоговую базу. Налогоплательщик обязан вести раздельный учет по реализации товаров с разными ставками налога, иначе сумма налога определяется исходя из максимальной из применяемых ставок от единой налоговой базы. Например, если налогоплательщик реализует разные виды пива (с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% и свыше 8,6%) и не ведет отдельного учета по реализации, то все реализованное им пиво подлежит обложению исходя из ставки 4 руб. 60 коп. за 1 л.

Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно. При этом в расчетных документах она выделяется отдельной строкой. Установлены жесткие сроки по внесению акцизов в бюджет в зависимости от даты реализации. Дата реализации определяется как:

1) день оплаты — для автомобильного бензина с октановым числом до 80 включительно, дизельного топлива, моторного масла, природного газа;

2) день завершения действия режима налогового склада — в отношении алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;

3) день отгрузки — в отношении остальных подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме, экспорте за пределы территории Российской Федерации для обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган в течение 180 дней со дня реализации предоставляются следующие документы:

1) контракт налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров;

2) платежные документы, выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского поставщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация, товаросопроводительные документы с отметками российского таможенного органа о прохождении товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и пограничных органов иностранных государств.

Общая сумма налога уменьшается на следующие виды налоговых вычетов:

1) сумма налога, предъявленная продавцом и уплаченная покупателем при приобретении подакцизных товаров, использованных в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров;

2) суммы авансового платежа, уплаченного при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке;

3) сумма налога, уплаченная на территории Российской Федерации по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, использованного для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма акциза в размере, не превышающем сумму акциза, исчисленную по формуле

С — (А х К) : 100% х О,

где С — сумма акциза, уплаченная по этиловому спирту, использованному для производства вина;

А — налоговая ставка за 1 л стопроцентного (безводного) этилового спирта;

К — крепость вина;

О — объем реализованного вина.

Сумма акциза, превышающая сумму акциза, исчисленную по указанной формуле, относится за счет доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на прибыль организаций.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Ее размер определяется как сумма акцизов, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Если сумма вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения подлежит зачету в счет предстоящих платежей.

В соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2006 года налогообложение подакцизных товаров осуществляется по следующим ставкам:

Вид товара

Ставка акциза в 2005 году

Ставка акциза в 2006 году

Рост акциза
в %

Сумма увеличения акциза приходящая на единицу продукции

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов

146 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

159 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

8,9 %

2,6 руб.

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 и до 25 процентов включительно (за исключением вин)

108 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

118 руб. . за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

9,3 %

При емкости 0,5 л. и содержания алкоголя 25 % на 1,25 руб.

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин)

76 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

83 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

8,6 %

При емкости 0,5 л. на 0,32 руб.

Вина (за исключением натуральных нетрадиционных и игристых)

95 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

112 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

17,9 %

При содержании алкоголя 18 % емкостью 0,7 л. на 2,14 руб.

Вина шампанские и вина игристые

10,5 руб. за 1 литр

10,5 руб. за 1 литр

Вина натуральные (за шампанских, игристых, газированных, шипучих)

2,2 руб. за 1 литр

2,2 руб. за 1 литр

Пиво

1,75 руб. за 1 литр

1,91 руб. за 1 литр

9,1 %

0,08 руб.

Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процентов

6,28 руб. за 1 литр

6,85 руб. за 1 литр

9,1 %

0,29 руб.

Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками должна осуществляться в соответствии с Законом №171-ФЗ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ. Законом предусмотрено, что региональными специальными марками должна маркироваться алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%, реализуемая с акцизных складов организаций, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации.

Импортируемая алкогольная продукция маркируется акцизными марками при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Контроль за использованием акцизных марок осуществляется ГТК России.

При реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на нее должна быть нанесена региональная специальная марка того субъекта РФ, в котором эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание.

При приобретении специальных региональных марок налогоплательщик должен оплатить стоимость этих марок с целью возмещения затрат на их изготовление и внести авансовый платеж акциза. Стоимость региональной марки относится налогоплательщиком на затраты по производству алкогольной продукции, а сумма авансового платежа засчитывается в размере фактически уплаченной суммы в счет уплаты акциза в том месяце, в котором произведен авансовый платеж.

При приобретении марок налогоплательщик представляет в Управление МНС России по субъекту РФ копию платежного получения, подтверждающего осуществление авансового платежа по акцизам, а также выписку из расчетного счета, подтверждающее снятие указанных средств со счета налогоплательщика.

Исчисление акциза по алкогольной продукции имеет особенности. При реализации продукции на акцизные склады других организаций производитель алкогольной продукции осуществляет налогообложение по налоговым ставкам в размере 35% от установленных в отношении вин и 20% — в отношении другой продукции.

Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производится в следующие сроки:

1) алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций исходя из фактической реализации за истекший налоговый период — не позднее 25-го числа отчетного месяца по продукции, реализованной с 1-го по 15-е число отчетного месяца, и не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца за реализацию продукции во второй половине отчетного месяца;

2) по операциям с нефтепродуктами — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Но если налогоплательщик имеет свидетельство только на оптовую реализацию, то уплата акциза производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а имеющий свидетельство на розничную реализацию — не позднее 10-го числа месяца, следующего за налоговым периодом;

3) по операциям с остальными подакцизными товарами — исходя из фактической реализации, равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

2. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ВМЕНЕННОГО ДОХОДА, СТАВКА, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиком в обязательном порядке. Порядок исчисления и уплаты регулируется положениями главы 263 НК РФ и Методическими рекомендациями по применению этой главы, утвержденными приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГЗ-22/707, которые носят рекомендательный характер и предназначены для использования работниками налоговых органов. Однако знание требований контролирующих органов позволяет избежать разногласий при исчислении налогов. Налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, которые определяют его элементы в пределах своей компетенции.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении следующих видов деятельности:

— оказание бытовых услуг;

— оказание ветеринарных услуг;

— оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

— розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли;

— оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 м2;

— оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых предпринимателями и организациями, использующими автомобили в количестве не более 20. При этом надо учитывать, что ограничения по площади торгового зала или зала обслуживания посетителей должны соблюдаться по каждому объекту организации торговли и общественного питания. Если хоть по одному объекту будет превышение указанных размеров, то налогоплательщик не вправе применять данную систему налогообложения.

Уплата организациями и индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов исходя из общеустановленной системы налогообложения, а именно налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей — налога на доходы физических лиц), НДС, налога на имущество организаций и единого социального налога.

В соответствии со статьей 346.29 НК РФ, налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

При исчислении налоговой базы используется следующая формула:

ВД = (БД х (N1 + N2 4- N3) х K1 х К2 х К3),

где ВД — величина вмененного дохода;

БД — значение базовой доходности, которая установлена для определенного вида деятельности и является одинаковой для применения на всей территории Российской Федерации;

N1, N2, N3 — физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода;

K1, К2, К3 — корректирующие коэффициенты базовой доходности.

Корректирующий коэффициент К1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком и рассчитывается по следующей формуле:

К1 = (1000 + Коф) / (1000 + Ком),

где Коф — кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком;

Ком — максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности;

1000 – стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.

При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2.

Значения корректирующего коэффициента К2 определяются субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,1 до 1.

Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Согласно ст. 346.31 НК РФ ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов вмененного дохода.

Статья 346.32 НК РФ определяет порядок и сроки уплаты единого налога. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

ЗАДАЧА 8

Директор ООО «Корсар» имеет двоих детей в возрасте до 18 лет.

По месту основной работы начислена заработная плата:

За январь – 10000р.

За февраль – 9500 р.

За март – 11250 р.

За апрель – 12300 р.

За май – 10540 р.

За июнь – 12300 р.

В марте начислена материальная помощь 6000 р.

К юбилею в мае получил подарок от организации стоимостью 12000 р.

Рассчитать сумму удержанного налога на доходы за каждый месяц.

Решение

Налог на доходы физических лиц удерживается с суммы вознаграждения по ставке 13%.

Работник не имеет права на стандартные налоговые вычеты в размере 3000 или 500 руб. Поэтому ему полагается стандартный налоговый вычет в размере 400 р.

Стандартный налоговый вычет на каждого ребенка 300 р. *2 = 600 р.

Вычет применятся до того момента, пока доход работника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 20000 руб. Начиная с месяца, в котором доход работника превысит 20000 руб., этот налоговый учет не применяется.

За январь – 10000р. начислен налог (10000 – 400 – 600) * 13% /100% = =1170 р.

За февраль – 9500 р. начислен налог (9500–400– 600) * 13% /100% = = 1105 р.

За март – 11250 р. Начислена материальная помощь 6000 р. В данном месяце полученный доход превысил 20000 руб., следовательно, работник потерял право на налоговые вычеты.

Начислен налог 11500* 13% /100% = 2275 р.

В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ налогом на доходы физических лиц облагается сумма, превышающая 2000 руб. Получаем сумму НДФЛ

(6000 – 2000 ) *13%/100% = 520 р.

Общая сумма налога НДФЛ начисленная на доходы работника в марте составила

НДФЛ март = 2275 + 520 = 2795 р.

За апрель – 12300 р.

Начислен налог 12300* 13% /100% = 1599 р.

За май – 10540 р. Получен подарок от организации стоимостью 12000 р.

Начислен налог 10540* 13% /100% = 1370,2 р.

В соответствии с ст. 217 НК РФ налогом на доходы физических лиц облагается сумма, превышающая 2000 руб

Получаем сумму НДФЛ

(12000 – 2000 ) *13%/100% = 1300 р.

Таким образом, общая сумма налога НДФЛ составляет

НДФЛ март = 1370,2 + 1300 = 2670,2 р.

За июнь – 12300 р.

Начислен налог 12300* 13% /100% = 1599 р.

Как начисляется акциз

Акцизом облагаются подакцизные товары, реализуемые на территории РФ. Обязанность по уплате этого налога лежит на его производителе.

Налог начисляется по 3 единым ставкам, которые установлены на территории России (ст.193 НК):

  1. Твердая (специфическая) – неизменная сумма на каждую единицу реализуемой продукции.
  2. Адвалорная – проценты от общей стоимости товара.
  3. Комбинированная – использование специфической и адвалорной ставок одновременно.

В последние годы в основном применяется комбинированная ставка – для табачной продукции, и твёрдая – для всех остальных видов подакцизной продукции.

Акциз рассчитывается на дату проведения операции с подакцизным товаром. Датой начисления налога следует считать:

  1. При оптовой продаже – день передачи продукции покупателю.
  2. При розничной продаже – дата передачи товара предприятию розничной торговли с целью последующей реализации.
  3. При передаче товара в залог — налог начисляется в день проведения торгов. В остальное время залог налогом не облагается, так как он не является передачей товара для реализации.
  4. При недостаче – в день обнаружения недостачи. Налогом облагается только та часть продукции, которая выше нормы естественной убыли.
  5. При передаче товара владельцу давальческого сырья – в день составления акта приёма-передачи.
  6. При реализации товара через посредника – день передачи товара посреднику.

Как его рассчитать

Каждый налогоплательщик обязан по окончании налогового периода самостоятельно рассчитать сумму акцизного налога к уплате в бюджет. Сумма исчисленного налога передаётся продавцом покупателю подакцизной продукции для последующей оплаты.

  • Во всех расчётных документах (чеках, реестрах, счёт-фактурах) сумма налога выделяется в отдельную строку.
  • Исключениям являются продукты, реализуемые за границами Российской Федерации и нефтепродукты. Если реализуются товары, не подлежащие обложению акцизным налогом, то в документах ставится отметка «Без акциза».
  • Рассчитанные продавцом акцизные налоги, предъявляемые покупателю, относятся к расходам, подлежащим вычету при начислении налога на прибыль.

Общая сумма

Для расчёта общей суммы акциза необходимо исчислить акцизы по всем видам реализованной за налоговый период продукции, которые облагаются налогом по разным ставкам, а затем сложить полученные значения.

Суммы акцизов по нефтепродуктам исчисляются отдельно от других видов подакцизной продукции.

Общая сумма акцизного налога рассчитывается по окончании данного налогового периода по всем операциям, произведенным с подакцизной продукцией в этот период. При этом необходимо учитывать все изменения, которые привели к увеличению или уменьшению налоговой базы в этом периоде. Если в прошедший налоговый период не проводилось раздельного учёта по разным категориям продукции, база должна быть рассчитана на основе наивысшей установленной налоговой ставки по единой налоговой базе, относящейся ко всем подакцизным операциям.

Формула расчета

Рассчитать акциз можно несколькими способами.

При твердой ставке акциз (А) равен: А = К х С, где К – количество реализованных товаров, С – фиксированная (твёрдая) ставка.

Пример. Завод «КВА» изготовил 1300 л. пива и передал его фирме «Алия» для последующей продажи. Сумма акциза, которую обязан выплатить завод «КВА» составляет: 1300 х 30 = 39 000 руб.

Немного сложнее рассчитать акциз на сигареты. Это делается по формуле: А = (О х ТС) + (ОС х АС), в которой:

  • А – акциз;
  • О – общее количество реализованных продуктов;
  • ТС – специфическая (твёрдая) ставка;
  • ОС – общая сумма, вырученная за реализацию продуктов;
  • АС – адвалорная ставка.

Пример. Табачная фабрика «Легат» выпустила 4 000 пачек сигарет, по 20 штук сигарет в одной пачке. Цена одной пачки – 70 руб. Все изготовленные сигареты куплены сетью магазинов за 280 000 рублей.

Размер акциза к выплате в бюджет:

  1. Размер налога по твёрдой ставке: 4 000 х 20 х 1 = 80 000 руб.
  2. Размер по адвалорной ставке: (70 х 4 000) х 10 % = 28 000 руб.
  3. 80 000 + 28 000 = 108 000 руб.

Минимальная ставка на 1000 сигарет составляет 1500 рублей. Полученная рассчитанная сумма налога не может быть меньше минимально установленной ставки, поэтому табачной фабрике необходимо выплатить в бюджет 150 000 рублей, а не полученную при расчёте сумму.

Порядок и специфика исчисления акциза

Порядок исчисления акциза рассматривается в ст. 194 НК РФ. Размер акцизного налога равен произведению налоговой ставки по акцизу и налоговой базы на конкретный товар. Налоговая база устанавливается отдельно на каждый вид подакцизной продукции, которая реализуется или передаётся, и зависит от установленных на этот товар ставок налогообложения (статья 187 НК):

  1. При специфической ставке налогообложения налоговая база равна объёму всей реализованной подакцизной продукции в натуральном выражении.
  2. При адвалорной (процентной) ставке база равна стоимости всех реализованных товаров без НДС и акцизов.
  3. При комбинированной ставке (которые состоят из твёрдой и адвалорной ставок) твёрдая (специфическая) ставка умножается на количество реализованных товаров в натуральном выражении и к полученному значению прибавляется процентная доля наибольшей розничной стоимости реализованных товаров, которые подлежат расчёту по адвалорной ставке.

Если какие-то части выручки получены в иностранной валюте, то перед определением базы её следует перевести в рубли по курсу Центробанка на дату проведённой операции с данным товаром. В налоговую базу не могут быть внесены средства от проведённых операций с продукцией, не подлежащей акцизному налогообложению.

  • Пример 1. Если пивзавод за истекший налоговый период реализовал 850 литров пивной продукции, то именно эта величина будет налоговой базой.
    Пример 2. При производстве и реализации табачной продукции налоговая база (Н) определяется следующим образом: Н = А х В, где А – цена одной пачки сигарет, В – количество реализованной продукции.

Как правильно рассчитать таможенные платежи при импорте товаров, смотрите в видео ниже:

Примеры расчета

Пример 1. Фирма «Фактор» в последнем налоговом периоде изготовила 1329 литров товаров, содержащих спирт: продукты бытовой химии в аэрозольных упаковках из металла. Для этого было закуплено 720 литров спирта. Акцизная ставка на спирт – 39 рублей.

  1. Определение суммы акциза по приобретенному спирту: 39 х 720 литров = 28 080 руб.
  2. Определение суммы акциза к уплате: 0 х 1329 – 28080 = -28080 руб.

Итого: предприятие получит возмещение этой суммы из бюджета государства.
Пример 2. Фирма не ведёт раздельный учёт разных видов подакцизной продукции. За прошедший месяц выпущено 850 литров пива. Следует рассчитать сумму акциза по пиву.

Налог рассчитывается по максимальной ставке: 19 рублей за литр: 850 х 19 = 16 150 рублей.

Пример 3. Фабрика по производству табака продала 2000 кг своих товаров по средней цене 8000 рублей. Ставка налога равна 1800 рублей за кг.

  1. Общая стоимость табака: 2 000 х 8 000 = 16 000 000 руб.
  2. Сумма акциза: 2 000 х 1 800 = 3 600 000 руб.

Рассчитываем авансовые платежи

Авансовым платежом называют выплату налога за подакцизный алкогольный или спиртосодержащий продукт до того, как приобретается этиловый или коньячный спирт для изготовления этой самой подакцизной спиртосодержащей продукции. Это вид платежа должны выполнить производители подакцизных продуктов.

Для определения величины авансового платежа учитываются общее количество спирта, приобретаемого или передаваемого другому структурному подразделению, и установленная ст. 193 НК РФ ставка акцизного налога. Авансовый платёж рассчитывается за все операции прошедшего налогового периода.

При некоторых условиях организация может быть освобождена от обязанности уплатить авансовый платеж, например, при производстве:

  • вин и винных напитков с содержанием спирта менее 6% от общего количества продукции, выпущенной из виноматериалов, изготовленных без спирта;
  • пива и других продуктов из пива, изготовленных без использования спирта;
  • парфюмерных, косметических товаров и продуктов бытовой химии в виде аэрозолей в металлических бутылках.

Для получения освобождения от платежа необходимо предоставить банковский гарантийный документ, в котором банк обязуется удовлетворить все претензии налоговых органов, если налогоплательщик не уплатит или не полностью выплатит сумму акциза.

Авансовый платёж совершается до 15 числа настоящего налогового периода, на основе совокупного количества этилового или коньячного спирта, которое планируется закупить или передать в наступающем налоговом периоде для дальнейшего изготовления подакцизных алкогольных или спиртосодержащих товаров.

Пример. Винный завод запланировал в следующем месяце произвести некоторое количество алкоголя с содержанием спирта 28 %. Для этого будет закуплено 900 литров этилового спирта. Установленная ставка на такой спирт – 400 рублей на 1 литр.

Величина авансового платежа к выплате до 15 числа нынешнего месяца: 400 х 900 х 0,96 = 345 600 рублей. После исчисления суммы акциза, налогоплательщик обязан подать декларацию в налоговую инспекцию по месту регистрации. Сроки подачи зависят от конкретной операции, но не позже 25 числа после окончания налогового периода.

Уплата производится по месту изготовления продукта. Исключением являются прямогонный бензин и этиловый спирт: по ним налог оплачивается по месту оприходования.

Методика расчета акциза

1. Особенности расчета налоговой базы акциза для отдельных видов подакцизных товаров:

а) легковой автомобиль:

НБ = Vпродаж´W двигателя, кВт (л.с.), где

0,75

Vпродаж– количество легковых автомобилей;

Wдвигателя– мощность двигателя, в л.с.;

б) алкогольная продукция:

НБ = Vпродаж´___К__ , где

100%

Vпродаж– объем реализованной алкогольной продукции (литры);

К – крепость алкогольной продукции в %;

в) автомобильный бензин:

НБ = Vпродаж´Q, где

Vпродаж– объем автомобильного бензина (литры);

Q– удельная плотность бензина.

2. Особенности расчета суммы акциза для отдельных видов подакцизных товаров:

Акциз = НБ ´НС

Для определения налоговой ставки акциза для подакцизных товаров необходимо воспользоваться Налоговым кодексом РФ, часть II, гл. 22, ст. 193.

3. Особенности расчета отпускной и розничной цены для отдельных видов подакцизных товаров (ценообразование):

Ц отпускная (оптовая)= С/с + П +Акциз + НДС

Ц розничная= Цпосред. + Наценка розничная

3.1. Рассчитываем сумму акциза для отдельного вида подакцизного товара.

3.2. Рассчитываем налоговую базу НДС для расчета суммы НДС:

НБНДС= С/с + П +Акциз

3.3. Рассчитываем сумму НДС, включенную в цену подакцизного товара:

НБНДС= НБНДС´18%

3.4. Рассчитываем отпускную (оптовую) цену подакцизного товара:

Ц отпускная (оптовая)= С/с + П +Акциз + НДС

3.5. Рассчитываем наценку посредника:

Нац.поср.= % от Ц оптовой

3.6. Рассчитываем Ц посредника

Ц поср.= Ц оптовая+ Нац.поср.

3. 7. Рассчитываем наценку розничную:

Нац.розн.= % от Ц поср.

3.8. Рассчитываем Ц розничную:

Ц розн.= Ц поср.+ Нац.розн.

Практическая часть

Задача №1

Рассчитать отпускную и розничную цены на легковой автомобиль Жигули при условии: мощность двигателя 137,5 кВт, полная себестоимость изделия составила 150000 руб., прибыль 30%, посредническая надбавка 20%, торговая надбавка 25%.

Задача № 2

Рассчитать отпускную и розничную цены 1 литра водки крепостью 40% при условии: полная себестоимость изделия 90 руб., прибыль 30%, наценка посредника 20%, наценка торговли 25%.

Задача №3

Рассчитать сумму акцизного налога при реализации: за текущий месяц 120 автомобилей «Жигули» с мощностью двигателя 80 кВт и 130 автомобилей с мощностью двигателя 160 кВт.

Задача № 4

За текущий месяц на АЗС было реализовано 1600000 литров бензина КЛАССА 3 (удельная плотность 0,876 кг на литр). Также было реализовано 500000 литров дизельного топлива не соответствующего классу 3(удельная плотность – 0,92 кг на литр). Определить сумму акцизного налога, подлежащую перечислению в бюджет.

Задача № 5

За текущий месяц ЗАО » Столичный трест» закупило у ОАО «Исток» 28000 литров этилового спирта, часть закупленного сырья была использована для изготовления водки «Хлебная» крепостью — 40%, которой было реализовано за месяц 50000 литров. ОАО «Исток» за тот же период выпустило 63500 литров этилового спирта, из которых 28000 литров было реализовано, а остальная часть спирта переработана на водку крепостью 40% в объеме 70000 литров. Определить сумму акцизного налога, подлежащего перечислению в бюджет для ОАО «Исток» и ЗАО «Столичный трест».