Ставка 10 НДС

Учитываем затраты на чай, кофе и воду в расходах по прибыли

Некоторые организации учитывают затраты на чай, кофе и воду в базе по прибыли как расходы, направленные на обеспечение нормальных условий трудаст. 22 ТК РФ; подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Что понимается под нормальными условиями труда, можно конкретизировать в коллективном договоре или локальном актест. 41 ТК РФ.

Однако даже если в коллективном договоре вы пропишете обязанность работодателя обеспечивать сотрудников чаем, кофе и водой, споры с налоговиками не исключены. Дело в том, что, по мнению Минфина и налоговиков, организация может учесть расходы на приобретение питьевой воды в базе по прибыли, только если есть справка из СЭС о непригодности водопроводной воды для питьяСанПиН 2.‌1.4.1074-01. 2.1.4, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24; Письма Минфина России от 31.01.2011 № 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 № 03-03-06/1/406; Письмо ФНС России от 10.03.2005 № 02-1-08/46@; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 № 19-12/007411.

Конечно, маловероятно, что СЭС выдаст вам такую справку. А вот можно ли учесть расходы на приобретение воды при наличии результатов независимой экспертизы воды, мы узнали в Минфине.

Из авторитетных источников

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“На основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в прочие расходы включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ.

Если у организации есть заключение независимого специалиста, обладающего правом на проведение, в частности, экспертизы питьевой воды, подтверждающее нежелательность использования водопроводной воды для питья, то расходы на приобретение питьевой воды для сотрудников организации могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль”.

Но налоговики могут и не согласиться с мнением финансового органа.

Тем не менее не бойтесь спорить с налоговиками по этому вопросу. Суды как раз на стороне налогоплательщиков. По их мнению, расходы на воду, аренду или покупку кулера можно учесть и безо всякого заключения о качестве водыПостановления № 15АП-8637/2010; № А41-1782/09; № А33-8434/07-Ф02-1511/09, № А33-9419/07-Ф02-902/08; № Ф04-9283/2006(30504-А45-33); № КА-А40/3335-09; № А06-4776/2008; № Ф09-5325/09-С3.

Итак, если с водой ситуация более или менее понятна, то с учетом расходов на чай и кофе все сложнее. Такие затраты вряд ли получится учесть как расходы, направленные на обеспечение нормальных условий труда. Поэтому многие организации пытаются учесть их:

  • <или>как представительские расходып. 2 ст. 264 НК РФ. Но если вы решите так слукавить, то помните, что вам нужно в первую очередь их документально подтвердить. И только первичных документов, подтверждающих приобретение чая и кофе, будет явно недостаточно. Вам придется доказать, что у вас были переговоры с контрагентами. А для этого нужно составить много оправдательных бумажек: приказ (распоряжение) руководителя организации, смету представительских расходов, отчет о фактических расходах по проведенным представительским мероприятиям. Иначе налоговики эти расходы просто не примут как представительскиеПисьмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26; Письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 № 20-12/034115. А кроме того, помните, что такие расходы нормируются: их можно учесть лишь в размере, не превышающем 4% от фонда оплаты трудап. 2 ст. 264 НК РФ;
  • <или>как расходы на питание сотрудниковп. 4 ст. 255 НК РФ. Для этого организации прописывают обеспечение работников питанием в коллективных или трудовых договорахПисьмо Минфина России от 17.01.2011 № 03-04-06/6-1. Но здесь возможны другие проблемы — налоговики могут потребовать начислить «зарплатные налоги» на стоимость чая, кофе, воды. Теоретически в этом случае со стоимости такого «питания» нужно исчислить НДФЛ и страховые взносыстатьи 211, 226 НК РФ; ч. 1 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Хотя практически сделать это невозможно, так как нельзя персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым работникомПисьмо Минфина России от 13.05.2011 № 03-04-06/6-107.

По мнению Минфина, организации-упрощенцы с объектом налогообложения «доходы минус расходы» не смогут признать в расходах затраты ни на воду, ни на чай, ни на кофе, так как они просто не поименованы в перечне расходов при УСНОст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина России от 01.02.2011 № 03-11-11/22.

Правда, в одном деле суд поддержал упрощенца, который учел расходы на покупку питьевой водыПостановление № Ф09-7032/08-С3.

Начислять ли НДС на выпитые работником чай, кофе и воду

Если организация закупает для своих работников чай, кофе, воду, то, по мнению Минфина России, в этом случае происходит безвозмездная передача права собственности на товары. А поскольку реализация товаров на территории РФ на безвозмездной основе также является объектом обложения НДС, то финансисты предлагают определять налоговую базу по НДС исходя из рыночных ценподп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ; Письмо Минфина России от 05.07.2007 № 03-07-11/212.

Суды же указывают, что при передаче сотрудникам воды, чая и кофе объекта налогообложения не возникает, так какп. 1 ст. 146 НК РФ; Постановление № А68-АП-635/11-04:

  • сотрудник только на работе употребляет воду, чай или кофе, которые были специально для этого приобретены работодателем. То есть право собственности на эти напитки у работника не возникает, он не может унести их домойп. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ;
  • работодатель в собственных интересах создает нормальные условия труда и ожидает получения положительного эффекта от этого, а именно — увеличения производительности труда.

Также суды не против вычета и входного НДС по водеподп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ; Постановление № Ф09-9908/08-С3.

Если вы решите не спорить с налоговиками, то вам придется начислять НДС на стоимость чая, кофе и воды. При этом входной НДС при соблюдении всех условий для вычета и при наличии счета-фактуры вы сможете принять к вычетуподп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ. В итоге налоговая нагрузка по «чайно-кофейному» НДС будет равна нулю.

Будет ли у сотрудников облагаемый доход

Если подходить к этому вопросу формально, то, даже если вы не учитываете расходы на воду, чай или кофе как расходы на оплату труда, у сотрудников все равно возникает натуральный доход, облагаемый НДФЛ и страховыми взносамип. 1 ст. 211 НК РФ; ч. 1 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ; п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ. Но, как мы уже отметили, посчитать доход каждого работника невозможно. Соответственно, ни НДФЛ, ни страховые взносы начислять не нужно. Именно такую позицию сейчас занимают Минфин и налоговикиПисьмо Минфина России от 13.05.2011 № 03-04-06/6-107; сообщение ФНС России от 10.06.2011, размещенное на сайте www.nalog.ru, раздел «Новости».

А суды и ранее говорили, что при невозможности персонификации выплат по каждому работнику начислять «зарплатные налоги» не нужноПостановления № Ф09-5950/09-С2; № КА-А40/8528-09.

В некоторых случаях налоговики в целях определения дохода конкретного работника предлагали делить общие затраты на количество работников. Однако суды отметили, что предложенный налоговым органом метод определения дохода конкретного сотрудника носит условный характер и не предусмотрен в Налоговом кодексеПостановления № 09АП-29256/2010-АК; № Ф04-1208/2006(20713-А46-19).

Поэтому вы можете не начислять страховые взносы на стоимость предоставляемой воды, чая или кофе сотрудникам и не удерживать с работников НДФЛ. И даже если у проверяющих возникнут вопросы по поводу «личных» налогов, то суды вас поддержат.

***

Если затраты на приобретение воды, чая, кофе для сотрудников вы учитываете в «прибыльных» расходах, то вероятность споров с налоговиками велика. Причем не только в отношении правомерности учета затрат при исчислении налога на прибыль, но и в отношении НДС и «зарплатных налогов». Но если вы пойдете в суд, то все доначисления вам удастся отбить.

ФАС пока не проводила мониторинг цен после увеличения НДС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России пока не получала обращений с просьбой проверить цены на товары после повышения НДС с 18% до 20%, сообщили ТАСС в ведомстве.

«Что касается мониторинга цен на товары, связанного с увеличением НДС до 20%, на сегодняшний день в Федеральную антимонопольную службу соответствующее поручение не поступало. В случае поступления в ведомство обращений с просьбой проверить цены на товары, они будут рассматриваться ФАС в течение установленного срока», — сказал представитель ФАС.

Он также отметил, что цены на товары не подлежат государственному регулированию и формируются на основе рыночного механизма конкуренции. Исключение составляют отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (свинина, говядина, курица, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, хлеб, картофель и т.д.).

Наряду с продовольственной продукцией, транспортными средствами, предметами мебели, одеждой, полиграфией и прочими товарами, продукция и услуги медицинского профиля в России облагаются НДС на общих основаниях.

Согласно Налоговому кодексу, исчисление НДС при продаже медицинских лекарств и услуг может происходить с применением ставки в 10% НДС, в некоторых случаях – 18%, а иногда вовсе – налог на продукцию не платится.

НДС на товары и услуги в размере 10%: основания для исчисления

Какие товары и услуги медицинского профиля будут облагаться ставкой НДС в 10%? В соответствии со Статьей 164 Налогового кодекса РФ, исчисление налога по ставке 10% может происходить по отношению к продукции российского и иностранного происхождения.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Речь идет о:

  • лекарственных средствах (в т. ч. и субстанциях, применяющихся в разработке препаратов, а также субстанции, на основе которого лекарства производятся в самих аптеках);
  • изделия медицинского профиля.

Основанием для использования ставки 10%-ной ставки НДС для товаров медицинского назначения является подтверждение соответствия кодов в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП2) для российских продуктов, и Товарной номенклатуре ВЭД для иностранных медпрепаратов данным в Перечне продукции, облагаемой НДС 10%.

Данный документ актуализирован правительственным Постановлением №688 от 15 сентября 2008 года.

Правомерность применения ставки в 10% для компании, реализующей медицинский товар или услугу, подтверждается наличием специальной документации – регистрационных удостоверений с указанием кодов, входящих в правительственный Перечень.

Освобождение от уплаты НДС: когда возможно

В вопросах освобождения товаров и услуг медицинского профиля от уплаты НДС, Статья 149 Налогового кодекса РФ (пп.1 п. 2) дает четкие предписания: нулевая ставка налогообложения применяется к российской и зарубежной медицинской продукцией, которая входит в Перечень, утвержденный Правительством РФ.

Последняя и актуальная редакция Перечня услуг и продукции, импорт и продажа которых не облагается налогом, изложена в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Согласно документу, компаниям продавцам и распространителям платить налоги не придется за следующие категории товаров:

  • медицинские инструменты и изделия стратегического профиля (хирургические инструменты, радиационные установки, оборудование для обследования, лабораторные наборы и пр.);
  • линзы офтальмологического назначения и оправы очков;
  • устройства для реабилитации инвалидов (мотоколяски, автотранспорт с ручным управлением, оборудование для санузлов, книги со специальным шрифтом и т. д.);
  • товары протезно-ортопедического назначения, а также материалы для их производства.

Что касается медицинского сервиса, реализация которого, согласно законодательству, не облагается НДС, в его льготный перечень входит:

  • сервис, представленный по медстраховке;
  • работа скорой медицинской помощи;
  • медицинское обслуживание беременных женщин и новорожденных, инвалидов и тяжелобольных людей;
  • услуги патологоанатомического профиля.

Отсутствие необходимости платить налоги за медицинские товары и услуги подразумевает, при этом, предоставление компанией-реализатором в налоговые органы специальной документации.

Речь идет о подаче регистрационных свидетельств, лицензий, контрактов с поставщиками продукции льготной категории, выписок из банков о финансовых транзакциях за поставки товаров, а также всей технической документации на товары: сертификатов производителя, национальных и отраслевых стандартов.

Важный материал про созаемщиков по ипотечному кредиту.

Банковская ячейка — это гарант сохранности ваших средств. Узнайте как ей пользоваться в нашей статье!

Как правильно покупать квартиру за наличные средства, вы узнаете в нашем тематическом материале по .

Какими правовыми документами регулируются порядок продажи товаров и услуг?

Особенности продажи препаратов и изделий медицинского назначения изложены в Законе «Об обращении лекарственных средств» (ФЗ №61-ФЗ от 12.04.2010 года), а также в Постановлении Правительства РФ №1007 от 04 октября 2012 года.

Особое внимание в документах, регламентирующих реализацию товара, акцентируется на предоставлении покупателю полной и исчерпывающей информации о происхождении товара, регистрационных сведений, правилах отпуска препаратов и их медицинскому назначению.

Таким образом, применение той или иной ставки налогообложения при реализации товаров и услуг медицинского назначения, регламентируется конкретными предписаниями Налогового кодекса РФ, правительственных Постановлений, Писем Министерства финансов.

Наличие подтверждающих документов (сертификатов, регистрационных удостоверений, лицензий и пр.) и соответствие кодов продукции законодательным положениям льготного налогообложения позволяет компаниям-реализаторам избежать уплаты налогов, или же использовать сниженную ставку НДС в 10%.

Во всех остальных случаях налоги по медицинским товарам и услугам будут исчисляться по ставке 18%.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Андрей Чернов Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.

Лекарственные средства ветеринарного назначения – НДС 10%.

В связи с письмом по вопросу применения пониженной ставки налога на добавленную стоимость в отношении лекарственных средств ветеринарного назначения, реализуемых в Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов производится при реализации на территории Российской Федерации лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов. При этом коды видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2014 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон) к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
В соответствии с пунктом 1 примечаний к перечням кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, коды ОКП, предусмотренные в данном постановлении, применяются в отношении лекарственных средств, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Пунктом 3 статьи 33 Закона предусмотрено ведение государственных реестров лекарственных средств как для медицинского применения, так и для ветеринарного применения.
Учитывая изложенное, в отношении лекарственных средств ветеринарного назначения применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, в случае если коды видов данных товаров в соответствии с ОКП предусмотрены вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688, по ним имеются регистрационные удостоверения и они включены в государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Письмо Минфина от 5 ноября 2015 г. N 03-07-07/63819

Применение ставки НДС 10% при импорте и реализации на территории Российской Федерации лекарственных средств ветеринарного применения (Бакаев В.А., Саяхов Т.Р.)

В статье о реализации незарегистрированных лекарственных средств <1> был затронут вопрос о применении ставки НДС в размере 10% к незарегистрированным лекарственным средствам. Рассмотрим более подробно возможность применения пониженной ставки НДС 10% в отношении лекарственных средств, в частности, ветеринарного применения как при их ввозе на территорию Российской Федерации, так и при реализации.
———————————
<1> Шкадова Е.Н. Особенности реализации незарегистрированных лекарственных средств // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2017. N 1.

Приведем условный пример. Компания импортирует лекарственные средства ветеринарного применения и продает их в России. Имеет ли она право применять пониженную ставку НДС при ввозе и реализации лекарственных средств на территории РФ? Какие условия для ее применения необходимо выполнить?
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ обложение НДС по ставке 10% производится при реализации и ввозе в Российскую Федерацию лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов.
Термин «лекарственные средства» не сформулирован в налоговом законодательстве, в связи с чем по правилам ст. 11 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться к соответствующим отраслям права.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон N 61-ФЗ) к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
На основании п. 1 ст. 4 Закона N 61-ФЗ в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз и вывоз из РФ, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 688 (далее — Постановление N 688) утверждены:
— Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (далее — Перечень товаров при ввозе на территорию РФ);
— Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их реализации (далее — Перечень товаров при реализации на территории РФ).
В пункте 1 Примечаний к Перечню товаров при ввозе на территорию РФ указано, что приведенные в них коды применяются, в частности, в отношении лекарственных средств, включенных в Государственный реестр лекарственных средств. При этом лекарственные средства должны иметь регистрационные удостоверения.
Включение в Государственный реестр лекарственных средств. В силу п. 3 ст. 33 Закона N 61-ФЗ порядок ведения Государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения и порядок ведения Государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 5.2(1).12 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327) Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения ведет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Наличие регистрационных удостоверений. Как уже отмечалось, в Примечаниях к Перечню товаров при ввозе на территорию РФ указывается, что лекарственные препараты должны иметь регистрационные удостоверения.
На необходимость наличия регистрационных удостоверений в целях применения ставки 10% неоднократно указывал и Минфин России. В частности, в письме от 15 ноября 2011 г. N 03-07-11/309 финансовое ведомство указало, что в отношении лекарственных препаратов, на которые регистрационные свидетельства отсутствуют, в том числе по причине истечения срока действия регистрационного удостоверения и незавершенности процедуры перерегистрации, пониженная ставка НДС не применяется.
Наличие товаров в Перечне кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10%. Пунктом 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 установлено, что применение ставки НДС в размере 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ, со ссылкой хотя бы на один из двух источников — Общероссийский классификатор продукции (ОКП) или ТН ВЭД ТС.
Аналогичной правовой позиции придерживается и Минфин России. В соответствии с письмом от 27 июня 2016 г. N 03-07-07/37255 для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ, со ссылкой хотя бы на один из двух источников — ОКП или ТН ВЭД ТС <1>.
———————————
<1> Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 26 февраля 2015 г. N 03-07-07/9585, от 26 февраля 2015 г. N 03-07-07/9575, от 12 февраля 2015 г. N 03-07-07/6260, от 4 февраля 2015 г. N 03-07-07/4363, от 23 августа 2013 г. N 03-07-07/34690, от 4 декабря 2014 г. N 03-07-07/62107 и др.

Из письма Минфина России от 23 августа 2013 г. N 03-07-07/34690 следует, что если при ввозе на основании ТН ВЭД ТС к импортному лекарственному средству применялась ставка НДС в размере 18%, то и в последующем при реализации того же лекарства на территории РФ тоже надо применять данную ставку, даже если ОКП предусматривает иную ставку (см. также письмо Минфина России от 28 марта 2012 г. N 03-07-07/37). Такое действительно возможно, когда для одного и того же товара Постановление N 688 предусматривает разные ставки по НДС (это распространяется в том числе на лекарственные препараты).
Однако необходимо учитывать, что в отношении подобных ситуаций у ВАС РФ был сформирован несколько иной подход, нежели у финансистов. Судьи согласились с тем, что и при ввозе товара в Россию, и при последующей его реализации на территории страны должна применяться одинаковая ставка. Но это должна быть, по мнению судей, ставка 10%, даже если она для названного товара предусмотрена только в ОКП, а для ввоза она равна 18% (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).
Правомерность такого подхода подтверждена Постановлениями Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 и Президиума ВАС РФ от 3 ноября 2009 г. N 7475/09, а также письмами Минфина России от 4 февраля 2015 г. N 03-07-07/4363, от 4 августа 2014 г. N 03-07-07/38358 и ФНС России от 6 октября 2014 г. N ГД-4-3/20472.
Расхождения между кодами и наименованиями отдельных товаров в ОКП и ТН ВЭД ТС не могут влиять на применение 10-процентной ставки НДС. Если хотя бы в одном из этих классификаторов (не важно, в каком) товару присвоен код, позволяющий начислять НДС по ставке 10%, эту ставку нужно применять и при ввозе товаров в Россию, и при их реализации на внутреннем рынке (п. 5 ст. 164 НК РФ). Таким образом, налоговая ставка, по которой НДС был начислен при ввозе, не является определяющей для начисления НДС при реализации этих же товаров на внутреннем рынке. Если при ввозе НДС был уплачен по ставке 18%, а при реализации организация начисляла налог по 10-процентной ставке, она имеет право на возврат излишне уплаченного НДС на таможне (ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза). Реализация товаров, ввезенных в Россию, является самостоятельной операцией, следовательно, никакой зависимости между ставкой НДС, которая применялась при ввозе, и ставкой НДС при реализации законодательство не устанавливает.
Пониженная ставка применяется и в том случае, когда для данного товара она указана только в ТН ВЭД ТС.
Таким образом, в отношении лекарственных средств ветеринарного назначения применяется пониженная ставка НДС в размере 10%, если коды видов данных товаров содержатся в Перечне товаров при ввозе на территорию РФ или Перечне товаров при реализации на территории РФ, предусмотренных Постановлением N 688, по ним имеются регистрационные удостоверения и они включены в Государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Правомерность применения ставки 10% при выдаче регистрационного удостоверения на имя производителя лекарственных препаратов. Регистрационное удостоверение всегда выдается заявителю (подп. 3 п. 1 ст. 27 Закона N 61-ФЗ), которым может быть только либо разработчик лекарственного средства, либо лицо, им уполномоченное (п. 1 ст. 17 Закона N 61-ФЗ). Регистрационное удостоверение выдается в единственном экземпляре и только заявителю, поэтому его отсутствие не является основанием для невозможности применения ставки 10% по НДС.