Статья 2016 2017 муниципальные займы

Прочитав соответствующую главу Учебника, студентам следует уяснить, что кроме налогов и неналоговых платежей значительное место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, в том числе поступающие в форме кредитов, государственных займов и займов органов МСУ, других формах, гарантированных органами исполнительной власти общей компетенции.

Государственный и муниципальный кредит – одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством и муниципальными образованиями с целью выполнения ими своих функций. В свою очередь государственный кредит играет двоякую роль: во-первых, он ориентирован на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета, во вторых, государство выступает в качестве кредитора в международных кредитных операциях.

До последнего времени при характеристике государственного и муниципального кредита отмечались три его основные особенности.

Во-первых, одной из сторон этих отношений обязательно является государство; во-вторых, государство в них – должник, а кредитором выступают население и юридические лица; в-третьих, привлеченные средства направляются на финансирование бюджетных расходов. В последние годы с изменением отношений в области государственного строительства и экономических условий изменяется содержание этих отношений. Государство все шире начинает выступать в качестве кредитора. Все большее признание получает точка зрения, согласно которой под государственным и муниципальным кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства и муниципальных образований с физическими и юридическими лицами по поводу:

а) мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

б) выдачи бюджетных средств на тех же началах возвратности, срочности, платности.

Студенты должны знать, что государственный и муниципальный кредит имеет ряд специфических черт:

— добровольность;

— возвратность и платный характер;

— его обеспечением служит все имущество, находящееся в собственности государства;

— привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – направляются на погашение бюджетного дефицита, а на уровне субъектов федерации или муниципального образования привлекаемые посредством государственного кредита средства могут иметь выраженную целевую направленность;

— носит срочный характер (согласно Бюджетному кодексу РФ долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 20 лет).

Студенты должны уяснить понятие государственного и муниципального долга, данное в ст. 97 БК РФ. Более глубокому изучению сущности данного явления способствует рассматривание его видов. Деление государственного и муниципального долга на виды осуществляется на основании различных квалифицирующих признаков:

  1. по объему долга – капитальный и текущий;

  2. по срокам – краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный;

  3. по субъектам-заемщикам – федеральный, региональный, местный;

  4. по валюте платежа и субъектам-кредиторам – внутренний и внешний.

Помимо видов долга необходимо рассмотреть вопрос о его формах, перечис-

ленных в ст. 98 БК РФ.

Студенты должны знать основные методы управления государственным долгом:

— в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

— в форме государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг о т имени Российской Федерации;

— в форме договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (в последней редакции Федерального закона от 20. 08.2004 № 120-ФЗ);

— в форме договоров о предоставлении Российской Федерации государственных гарантий;

— в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации прошлых лет.

Изучающие курс дисциплины студенты должны четко ориентироваться а понятиях «конверсия», «консолидация», «унификация», «отсрочка», «рефинансирование», «аннулирование», «реструктуризация», помнить, что контроль за состоянием государственного и внешнего долга осуществляется Парламентом страны, а Правительство должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего и внешнего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается Государственной Думой Федерального Собрания при утверждении федерального бюджета РФ на предстоящий финансовый год. Важнейшей формой государственного и муниципального долга является проведение займов.

Студенты должны знать, что государственные займы можно классифицировать по срокам действия (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по субъектам-эмитентам (Правительство РФ, правительства субъектов РФ, местные органы власти), по субъектам – держателям ценных бумаг (юридические лица, физические лица, смешанные, целевые), по методам размещения (добровольные, подписные, принудительные), по форме (облигационные, безоблигационные).

Кроме того, студентам необходимо ознакомиться с правовым регулированием выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ, знать основные виды государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ), оценивать их значение для покрытия бюджетного дефицита.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание, что в настоящий момент, когда наша страна интегрируется в мировой рынок, следует различать внутренние и внешние государственные кредиты. При изучении внешних кредитов следует обратить внимание на организации кредиторов, получивших названия «Парижский клуб» и «Лондонский клуб», «Международный валютный фонд», которые наряду с оказанием экономической помощи в целях достижения стабильности пытаются влиять и на политическую жизнь внутри страны, в чем усматривается негативная тенденция вследствие их деятельности.

Студенты должны понимать, что вопросы правового регулирования сберегательного дела в нашей стране тесно взаимосвязаны с государственным кредитом, т.к. сбережения населения всегда были важными кредитными источниками государства и в настоящее время привлечение вкладов граждан и юридических лиц играет важную роль в стабилизации денежного обращения, в укреплении национальной валюты.

Отношения рассматриваемые в данной теме, очень обширны, многогранны и разнообразны. Организуя их, государство применяет различные методы, приемы. Поэтому они регулируются не только нормами финансового права, но и конституционного, административного и особенно, гражданского. Руководствуясь знанием особенностей финансово-правовых отношений, изучающие курс студенты должны уметь определить сферу действия финансового права в области государственного и муниципального кредита.

Задание 1

Какова сумма внешнего долга РФ в целом, какой объем в нем составляет долг бывшего СССР?

Как решается задача выплат внешнего долга в 2009 году?

Задание 2

Поясните, в чем заключается различие между понятиями «банковский кредит», «бюджетный кредит», «государственный кредит», «муниципальный кредит», «инвестиционный кредит».

Какими нормативными актами определяется правовой режим этих видов кредитования?

Задание 3

Каково соотношение между понятиями «государственный кредит» и «государственный долг»?

Задание 4

На основе анализа БК РФ поясните, в чем разница между долговыми обязательствами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Задание 5

В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ.

Поясните, что включает в себя понятие «управление государственным долгом».

Задание 6

На основе анализа Федерального закона от 15 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» укажите все права и обязанности, которыми обладает эмитент государственных и муниципальных ценных бумаг.

Задание 7

На одном из занятий по финансовому праву студент Еремин П. С. пояснил, что в случае невыполнения Российской Федерацией долговых обязательств перед физическими и юридическими лицами ответственность будет нести Правительство РФ всем своим имуществом.

Правильно ли это?

5. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. 6. Соблюдение предельных значений, установленных пунктами 2-5 настоящей статьи, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.». 28. Статью 94 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники в следующих формах: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; 2) внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.». 29. Статью 95 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 95. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; кредиты, полученные от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.». 30. Статью 96 дополнить абзацами следующего содержания: «бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.». 31. В статье 97: пункт 1 дополнить словами «, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.»; в пункте 3 слова «Органы государственной власти Российской Федерации» заменить словами «Федеральные органы государственной власти». 32. Статью 98 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 98. Формы государственного долга Российской Федерации 1. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. 2. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. 3. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. 4. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией; объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.». 33. Статью 99 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 99. Государственный долг субъекта Российской Федерации 1. Государственный долг субъекта Российской Федерации — совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. 2. Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации. 3. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации; договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом. 4. В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются: основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации. 5. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. 6. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. 7. Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта Российской Федерации для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.». 34. Статью 100 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 100. Муниципальный долг 1. Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования. 2. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. 3. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом. 4. В объем муниципального долга включаются: основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием. 5. Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. 6. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.». 35. Статью 103 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 103. Право государственных внешних заимствований Российской Федерации 1. Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. 2. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченный Правительством Российской Федерации ответственный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.». 36. Пункт 1 статьи 104 дополнить словами «, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств». 37. В статье 105: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.»; пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.». 38. Статью 107 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 107. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга 1. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям. 2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.». 39. В статье 108: наименование изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 108. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации»; пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них: 1) для несвязанных (финансовых) заимствований: источника привлечения; суммы заимствования; срока погашения; 2) для целевых иностранных заимствований: конечного получателя; цели заимствования и направления использования; источника заимствования; суммы заимствования; срока погашения; гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии; оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года; прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.». 40. В статье 110: в пункте 1: в абзаце первом слова «формам и» исключить, дополнить словами «и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств»; в абзаце втором слово «примерный» исключить; в пункте 2 слова «составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год» заменить словами «виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год». 41. Статью 111 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 111. Предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга Осуществление государственных или муниципальных заимствований, а также предоставление государственных или муниципальных гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих параметров: привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, соответствующего ограничениям, установленным статьей 92 настоящего Кодекса; предельного размера государственного или муниципального долга, соответствующего ограничениям, установленным статьями 106 и 107 настоящего Кодекса; расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.». 42. Статью 112 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 112. Превышение предельного размера государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга и предельных объемов расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга 1. Если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом субъект Российской Федерации в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие этим субъектом Российской Федерации новых долговых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с требованиями статьи 111 настоящего Кодекса, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долга субъекта Российской Федерации. 2. Если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом субъект Российской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти Российской Федерации может применить следующие меры: назначить проверку исполнения бюджета субъекта Российской Федерации; передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации; принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. 3. Если при исполнении местного бюджета нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом муниципальное образование в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие этим муниципальным образованием новых долговых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с требованиями статьи 111 настоящего Кодекса, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения муниципального долга. 4. Если при исполнении местного бюджета нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом муниципальное образование не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти субъекта Российской Федерации может применить следующие меры: назначить проверку исполнения местного бюджета; передать исполнение местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации; принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.». 43. Статью 113 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 113. Отражение в бюджетах поступлений средств от

Понятие и источники правового регулирования государственного кредита

С началом проведения в России экономических реформ отмечается бурное развитие финансово-правового института государственного кредита. Государственный кредит является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Все современные государства, независимо от уровня их экономического развития, активно используют долговые инструменты в целях сбалансированности как бюджетно-финансовой, так и денежно-кредитной политики. Соответственно, сопряженные с этим явления экономической жизни подвергаются финансово-правовому регулированию.

Государственный кредит как финансово-правовая категория представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:

  • 1) возникающие из государственных заимствований (займов), осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредитов, привлекаемых от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации;
  • 2) возникающие из финансовых обязательств иностранных государств и (или) иностранных юридических лип перед Российской Федерацией как кредитором (внешние долговые требования Российской Федерации), а также отношения по предоставлению Российской Федерацией бюджетных кредитов бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическим лицам;
  • 3) складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Правовые основы долговой политики Российской Федерации заложены в Конституции РФ. В ряде статей Конституции прямо или опосредованно закреплены возможность, порядок регулирования и принципы государственных заимствований. Так, в соответствии со ст. 75 государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Отдельные статьи устанавливают компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и палат Федерального Собрания, в том числе и в сфере государственной долговой политики (ст. 80, 84, 85, 104, 105, 106, 107, 114 Конституции РФ). В части полномочий Президента РФ конституционные нормы гласят, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления долговой политики как элемента внутренней и внешней политики государства (ст. 83). Кроме того, он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, в том числе долговой (ст. 84). Помимо этого, согласно Конституции РФ Президент РФ координирует деятельность органов всех ветвей государственной власти, в том числе в области долговой политики государства.

Часть 3 ст. 104 Конституции РФ в части полномочий Федерального Собрания РФ устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Конституционной нормой регулируется порядок рассмотрения федеральных законов по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (ст. 106).

Правительство РФ в соответствии с нормами Конституции РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, в котором определяются основные параметры программы государственных внешних и внутренних заимствований, предельные объемы государственного долга, а также обеспечивает их исполнение. Кроме этого, Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, в том числе в части параметров заемной политики (ст. 114), а также в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» реализует непосредственное управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.

Па конституционном уровне установлены также основы организации контроля за реализацией заемной политики в рамках бюджетной деятельности государства. Так, в соответствии со ст. 101 для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

В Конституции РФ нашло отражение распределение полномочий в сфере государственных заимствований между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 5, 71, 72). Так, в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет.

Помимо Конституции РФ вопросы государственного долга в настоящее время аккумулированы в БК РФ (гл. 14, 15). Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» установлены специальные нормы но регулированию названного вида государственных долговых обязательств. Кроме того, цели и направления государственной долговой политики ежегодно устанавливаются бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике1 и федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Отдельные вопросы долговой стратегии освещаются в краткосрочных и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития государства. Важную роль в правовом регулировании госкредита играют акты исполнительной власти, в том числе регулирующие вопросы выпуска и обращения отдельных видов долговых инструментов, порядок предоставления государственных гарантий, реализацию кредитных соглашений.

Отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций, урегулированы в многочисленных нормативных документах Минфина России и соответствующих нормативных актах Банка России, а также в актах других уполномоченных органов исполнительной власти3.

Важный блок вопросов, связанных в том числе с правовым регулированием отдельных аспектов государственного долга, получил отражение в ГК РФ. Здесь следует отметить нормы гл. 7 «Цепные бумаги», устанавливающей виды государственных пенных бумаг; гл. 42 «Заем и кредит», содержащей статьи о договоре государственного займа (ст. 817), отдельных видах долговых инструментов (ст. 815, 816), новации долга (ст. 818), общие условия кредитных соглашений; гл. 23 о поручительстве (§ 5 ст. 361 — 367); ст. 414 «Прекращение обязательства новацией» и ряд других положений ГК РФ.

Развитие рынка ценных бумаг и активное нарастающее вовлечение государственных долговых инструментов в товарооборот порождают количественный и качественный рост связанных с ними финансовых правонарушений. Вследствие этого в последние годы были существенно дополнены КоАП РФ и УК РФ. В новейшем российском законодательстве получила существенное развитие тематика ответственности за финансовые правонарушения, в том числе в сфере государственных заимствований. В состав административных правонарушений в области финансов, регулируемых гл. 15 КоАП РФ, вошли и некоторые положения, применимые к недобросовестным действиям в сфере операций с государственными долговыми активами и пассивами (ст. 15.15-15.21). Ряд статей УК РФ предусматривает санкции за мошеннические действия в области кредитно-заемных отношений, таких как незаконное получение кредита (ст. 176), злоупотребления с ценными бумагами (ст. 185, 185.1, 185.2, 186).

В последние годы в связи с постепенной интеграцией России в мировую экономику российская правовая система пополнилась значительным объемом норм международно-правового характера. Российская Федерация в рамках урегулирования своего долга заключила различного рода соглашения с Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития и другими международными финансовыми организациями многочисленные двусторонние договоры по долговой тематике. Названные нормы международно-правового характера также являются источником правового регулирования государственного кредита.