Статья 145 НК

Поправки в Налоговый Кодекс

Малая бухгалтерия, N 5, 2007 год
М.Васильева,
эксперт АКДИ

Поправки в Налоговый Кодекс

Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены поправки в главы о НДС и о трех специальных налоговых режимах — ЕСХН, УСН и ЕНВД. Закон N 85-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, но некоторые поправки будут иметь распространение на период 2007 года.

Освобождение от НДС на основании ст.145 НК РФ

Внесенные изменения вносят ясность в вопрос о праве бывшего «упрощенца», а также предпринимателя-«ЕСХНщика» воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст.145 НК РФ сразу после возврата к общему режиму налогообложения.
Напомним, что данная статья разрешает не платить НДС тем налогоплательщикам, у которых выручка за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
В соответствии с внесенными изменениями таким налогоплательщикам не нужно «отрабатывать» три месяца на общем режиме, чтобы получить такое право (заметим, что налоговики не спорили с этим и раньше, но нормативно этот вопрос не был урегулирован).
Для подтверждения своего права на освобождение таким налогоплательщикам необходимо будет представить в налоговый орган выписку из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)), показывающую размер полученной за три месяца выручки.
Отсутствие отдельного указания на организации-плательщики ЕСХН вполне объяснимо: они ведут бухгалтерский учет в полном объеме (п.8 ст.346.5 НК РФ) и поэтому в качестве подтверждающего размер выручки документа могут представить выписку из бухгалтерского баланса, как и любые другие организации, применяющие общий режим (п.6 ст.145 НК РФ).

Подтверждение нулевой ставки по НДС

С 1 января 2006 года из перечня документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС при выполнении работ (оказании услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта или помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подпункты 2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ), были исключены таможенные декларации.
А 180-дневный срок для сбора документов при применении нулевой ставки был установлен п.9 ст.165 НК РФ только для тех налогоплательщиков, которые должны в составе пакета документов представлять в налоговые органы таможенные декларации с указанием таможенного режима. Исчисление данного срока начинается с указанной в декларации даты помещения товаров под соответствующий таможенный режим.
В результате возникал вопрос: 180-дневный срок для сбора документов распространяется ли на налогоплательщиков, не обязанных представлять таможенные декларации для обоснования нулевой ставки, или нет? И с какой даты его нужно отсчитывать?
Минфин России давал следующие разъяснения.
Таможенные декларации такими налогоплательщиками не представляются, поэтому норма п.9 ст.165 НК РФ о 180-дневном сроке к ним не применяется. Значит, налоговую базу по НДС они должны определять в соответствии с общими правилами п.1 ст.167 НК РФ. В частности, поскольку предоплата (частичная оплата), полученная от покупателей в счет предстоящего оказания таких услуг, освобождается от налогообложения, моментом определения налоговой базы у организаций, оказывающих данные услуги, является день оказания услуг (см. письмо Минфина России от 12.03.2007 N 03-07-08/34).
Поправки, внесенные Законом N 85-ФЗ в п.9 ст.165 НК РФ, устраняют предмет для спора.
На плательщиков НДС, которые не должны представлять в налоговые органы таможенные декларации для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки, 180-дневный срок для сбора документов все же распространяется. Но отсчитываться он будет с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах. Моментом определения налоговой базы для таких налогоплательщиков все же будет последний день месяца, в котором собран полный пакет документов (п.9 ст.167 НК РФ в редакции Закона N 85-ФЗ).
Данные поправки, как следует из п.2 ст.3 Закона N 85-ФЗ, также будут иметь распространение на период 2007 года. Однако порядок этого «распространения» вызывает недоумение.
В 2007 году Закон N 85-ФЗ еще не действует, следовательно, налогоплательщикам ничего не остается, кроме как руководствоваться разъяснениями Минфина. В этом случае к моменту вступления Закона N 85-ФЗ в силу им эта норма в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) в 2007 году, будет уже неактуальна.
Можно предположить, что законодатели имели в виду применение статей 165 и 167 НК РФ в новой редакции уже в 2007 году. Но это противоречит норме п.1 ст.3 Закона N 85-ФЗ о вступлении его в силу полностью только с начала 2008 года.

Восстановление НДС

Суммы НДС, ранее правомерно принятые налогоплательщиком к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг или имущественных прав) для осуществления операций, не подлежащих обложению НДС, а также иных операций, названных в п.2 ст.170 НК РФ (подп.2 ст.3 ст.170 НК РФ).
В числе исключений из этого правила действующая редакция Налогового кодекса РФ называет передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.
Теперь же перечень исключений в редакции Закона N 85-ФЗ пополняется еще и случаем передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

Учет сумм НДС налоговым агентом

Если местом реализации товаров (работ, услуг) признается территория РФ, а плательщиком НДС является иностранное лицо, не состоящее на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, то обязанности по определению налоговой базы, удержанию и уплате НДС в бюджет возлагаются на налогового агента (пункты 1 и 2 ст.161 НК РФ).
Таковыми могут быть любые организации и предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) таких налогоплательщиков, в том числе и те, кто применяет специальные налоговые режимы («упрощенку», «вмененку», ЕСХН). Как быть с уплаченным НДС, если договор впоследствии расторгнут?
Возможность предъявления к вычету сумм НДС в подобных случаях предусмотрена в п.5 ст.171 НК РФ только для продавцов товаров (работ, услуг), а для налоговых агентов вопрос был никак не урегулирован. При этом налоговые агенты — плательщики НДС также руководствовались данной нормой с согласия налоговых органов. Теперь это узаконено: согласно Закону N 85-ФЗ п.5 ст.171 НК РФ дополнен абзацем, распространяющим положения этого пункта на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с п.2 ст.161 НК РФ.
Ранее лицам, не являющимся плательщиками НДС, и руководствоваться-то было нечем…
Теперь для них в ст.170 НК РФ вводится новый пункт 7, прямо устанавливающий право организаций, не являющихся плательщиками НДС либо освобождаемых от исполнения обязанностей плательщика НДС, а также индивидуальных предпринимателей включать в принимаемые к вычету в соответствии с главами 25 (налог на прибыль), 26.1 (ЕСХН) и 26.2 (УСН) НК РФ расходы суммы НДС, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии с п.2 ст.161 НК РФ, в случаях возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока), отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей.
Отсюда, по нашему мнению, следует, что:
— организации — плательщики налога на прибыль, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст.145 НК РФ, могут учесть такие суммы НДС для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп.1 п.1 ст.264 НК РФ);
— плательщики единого сельхозналога могут учесть такие суммы НДС в составе расходов, уменьшающих доходы, на основании подп.23 п.2 ст.346.5 НК РФ (суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах);
— «упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», могут учесть такие суммы НДС на основании подп.22 п.1 ст.346.16 НК РФ

Уведомление об использовании права на освобождение от обязанностей плательщика НДС, представленное организацией или предпринимателем в налоговый орган без документов, подтверждающих данное право, налоговики не будут рассматривать. Поэтому в случае неуплаты НДС доначислений и штрафных санкций не избежать. С такой позицией согласился Верховный суд РФ в Определении от 19.03.2018 № 310-КГ17-20259 по делу № А36-11223/201.

Индивидуальный предприниматель в марте 2016 г. представил в налоговую инспекцию декларацию за III квартал 2015 г. с нулевыми показателями. Налоговики провели камеральную проверку и обнаружили, что бизнесмен в III квартале 2015 г. осуществил отгрузку товаров, которая не была отражена в декларации. В результате налоговики доначислили налог, начислили пени и штрафные санкции за занижение налоговой базы и непредставление в установленный срок налоговой отчетности (п. 1 ст. 122 и п. 1 ст. 119 НК РФ).

После получения акта проверки бизнесмен направил налоговикам возражения и приложил к ним уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ начиная с 1 июля 2015 г. Налоговики предоставили предпринимателю освобождение, но с 1 октября 2015 г. А вот свое решение по проверке они не отменили, посчитав, что предприниматель не имел права на освобождение с 1 июля 2015 г. в связи с тем, что им не выполнены условия, предусмотренные ст. 145 НК РФ, — бизнесмен не представил документы, подтверждающие право на освобождение.

Предприниматель с этим не согласился и обратился в суд.

Читаем Налоговый кодекс

Статья 145 НК РФ дает организациям и индивидуальным предпринимателям право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Воспользоваться им можно, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ лица, желающие освободиться от обязанностей плательщиков НДС, должны представить в налоговые органы соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение. Такими документами являются выписка из книги продаж, выписка из бухгалтерского баланса (для организаций) или из книги учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей). Об этом сказано в п. 6 ст. 145 НК РФ.

Уведомление и документы представляются в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщики используют право на освобождение.

Трактовка судов

Суд первой инстанции признал решение налогового органа правомерным. Арбитры обратили внимание на то, что правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС можно воспользоваться только при соблюдении порядка и всех условий, предусмотренных ст. 145 НК РФ.

В рассматриваемом деле индивидуальный предприниматель не представил вместе с уведомлением документы, подтверждающие выполнение условий для получения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС. По мнению суда, без документов не имеет значения тот факт, что выручка бизнесмена за III квартал 2015 г. была меньше 2 млн руб.

В суде бизнесмен заявил, что он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя во II квартале 2015 г. (10 июня) и сразу же решил использовать освобождение по ст. 145 НК РФ. Но арбитры не приняли этот довод. Они указали, что для возникновения права на освобождение от уплаты НДС с 1 июля 2015 г. у налогоплательщика за три предшествующих последовательных календарных месяца (то есть за апрель, май, июнь) сумма выручки от реализации не должна превысить в совокупности 2 млн руб. Поэтому получить освобождение бизнесмен мог не ранее, чем по истечении трех месяцев с момента своей государственной регистрации и при условии представления налоговым органам документов, перечисленных в п. 6 ст. 145 НК РФ.

А вот апелляция поддержала предпринимателя и отменила решение суда первой инстанции. Арбитры исходили из того, что непредставление документов, предусмотренных п. 6 ст. 145 НК РФ, не лишает предпринимателя права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Однако кассация, а затем и Верховный суд признали данный вывод ошибочным и оставили в силе вердикт суда первой инстанции.

Опоздать можно, игнорировать нельзя

Итак, организации или индивидуальные предприниматели могут лишиться права на освобождение по ст. 145 НК РФ, только если вовсе не представят в налоговые органы уведомление и подтверждающие документы. А вот если они будут сданы с опозданием, то никаких негативных последствий не будет.

Свою точку зрения о применении положений п. 4 ст. 145 НК РФ Пленум ВАС РФ высказал в п. 2 постановления от 30.05.2014 № 33. Высшие арбитры рекомендовали судам при толковании данной нормы Кодекса исходить из следующего. По смыслу п. 4 ст. 145 НК РФ налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом последствия нарушения срока уведомления Налоговым кодексом не определены. В силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Именно такой позиции в настоящее время придерживаются суды (постановления АС Уральского округа от 21.01.2016 № по делу А60-16672/2015, Западно-Сибирского округа от 20.08.2015 № Ф04-21371/2015, Северо-Западного округа от 26.02.2015 по делу № А05-282/2014).

Согласны с таким подходом и контролирующие органы. Так, в письме от 14.08.2015 № ГД-4-3/14351 специалисты ФНС России рассмотрели вопрос о правомерности использования освобождения от обязанностей плательщика НДС в случае, когда индивидуальный предприниматель представил подтверждающие документы с нарушением установленного Налоговым кодекса срока. Налоговики указали, что из системного толкования ст. 145 НК РФ следует, что нарушение срока представления налогоплательщиком подтверждающих документов не должно привести к отказу в предоставлении ему права на освобождение. При этом налоговая служба отметила, что при рассмотрении вопроса об использовании права на освобождение налоговый орган обязан учесть заявление налогоплательщика и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 08.07.2015 № 03-07-14/39360, от 16.06.2015 № 03-07-14/34600.

Как видите, документы, подтверждающие право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, все же нужны. Поэтому хоть и с опозданием, но они должны быть представлены в налоговую инспекцию. Таким образом, одного уведомления недостаточно, и если налогоплательщик не представит необходимые документы, то претензий со стороны налоговых органов не избежать.

Нам удалось найти только одно дело, в котором суд пришел к выводу, что реализовать свое право на освобождение по ст. 145 НК РФ налогоплательщик может и без подтверждающих документов. В постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 № А67-4766/2014 была рассмотрена ситуация, когда индивидуальный предприниматель не смог представить налоговому органу документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, по той причине, что считал себя переведенным на ЕНВД и не вел книгу продаж, а также книгу учета доходов и расходов. Арбитры указали, что невозможность представления пакета документов в данном случае не свидетельствует о невозможности определения суммы выручки предпринимателя для целей применения ст. 145 НК РФ иным способом, в том числе исходя из материалов налоговой проверки.

Кто не может воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ?

Не имеют права на освобождение:

  1. Фирмы и ИП, реализующие подакцизные товары.
  2. Организации, имеющие статус участников проекта «Сколково», т. е. освобожденные от уплаты НДС по ст. 145.1 НК РФ.

В чем заключаются плюсы и минусы освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ?

У освобождения от обязанности платить НДС пост. 145 НК РФ есть свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы заключаются в том, что:

  • освобождение дается на длительный срок (1 год) и может продлеваться;
  • НДС начислять и уплачивать не нужно (за исключением некоторых операций);
  • не надо сдавать декларацию по НДС (за исключением некоторых ситуаций) и вести книгу покупок (письма ФНС РФ от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@, от 04.04.2014 № ГД-4-3/6138).

Отрицательные моменты:

  1. НДС, выделенный в документах поставщиков, придется включать в стоимость оприходованных товаров (работ, услуг) согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом по ТМЦ, приобретенным до освобождения и не использованным до начала его применения, а также по ОС, самортизированным неполностью, НДС нужно будет восстановить и перечислить в бюджет.
  2. Сохранится обязанность ведения книги продаж и оформления счетов-фактур на реализацию (п. 5 ст. 168 НК РФ). Особенностью счетов-фактур будет проставление в графах, предназначенных для ставки и суммы НДС, записи: «Без НДС» (подп. «ж» и «з» п. 2 раздела 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). При этом на реализацию подакцизных товаров счета-фактуры будут выставляться в обычном порядке с начислением и выделением суммы НДС. Кроме того, с выделением НДС придется составлять счета-фактуры налогового агента.

О правилах ведения книги продаж читайте в материале «Книга покупок и книга продаж: ведение и оформление для расчетов по НДС».

  1. Обязанность начисления и уплаты НДС, подачи декларации сохранится для ситуаций продажи подакцизных товаров, исполнения обязанностей налогового агента и выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС по товарам, продаваемым без акциза. Кроме того, нужно будет платить НДС при импорте товаров.

Об особенностях составления деклараций по НДС читайте в этой статье.

Как определить сумму выручки, при которой применима статья 145 НК РФ?

Сумму выручки в целях применения статьи 145 НК РФ (не более 2 млн руб. без учета НДС за 3 следующих подряд календарных месяца) фирмы определяют по данным бухгалтерского учета (постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). ИП используют данные книги учета доходов и расходов. При этом в сумму выручки не включают:

  1. Выручку по операциям, освобожденным от НДС, не облагаемым НДС и совершенным вне территории РФ (письмо ФНС от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@). В том числе не учитывают доходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, если фирма или ИП совмещают с ним режим ОСНО, по которому намереваются получить освобождение от НДС (письмо МФ РФ от 26.03.2007 № 03-07-11/72).
  2. Авансы, поступившие от покупателей (письмо УФНС РФ по Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541, постановление ФАС СЗО от 20.04.2012 № А26-4179/2011).

Можно ли применять освобождение, если нарушен срок подачи уведомления?

Применение освобождения по ст. 145 НК РФ является правом налогоплательщика и имеет заявительный характер. Текст ст. 145 НК РФ устанавливает срок направления сообщения об этом в ИФНС: это нужно сделать до 20-го числа месяца, в котором фактически начато применение освобождения.

О том, что нужно сделать, чтобы начать применение освобождения по ст. 145 НК РФ, читайте в материале «Как правильно освободиться от НДС».

В настоящее время (после выхода постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2015 № 33) считается, что нарушение срока представления уведомления само по себе не может служить достаточным основанием для отказа налогоплательщику в освобождении от НДС. Что немаловажно, с этим согласна ФНС.

Этим могут воспользоваться в том числе те налогоплательщики, которые по каким-либо причинам ошибочно не уплачивали НДС. Например, когда они:

  • неверно применяли освобождение от налогообложения по ст. 149 НК РФ;
  • или продолжали работать без НДС после утраты права на применение УСН, ЕНВД или ПСН.

Если при этом они вправе были воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ, то есть смысл направить в ИФНС (пусть и с опозданием) уведомление об освобождении. Это даст им возможность получить законное основание не начислять и не уплачивать НДС за период ошибочной его неуплаты и, соответственно, не представлять декларацию по НДС, не платить пени, не подвергаться санкциям.

Направить такое уведомление можно даже в ходе налоговой проверки (письмо МФ РФ от 08.07.2015 № 03-07-14/39360). Важно помнить, что к направляемому с опозданием уведомлению, так же как и к представляемому в срок, необходимо приложить комплект документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение.

См. также «Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019 году?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

11 (107) — 2007

ОБЗОР АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НДС «ЗАДНИМ ЧИСЛОМ»

ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

Положения ст. 145 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), предусматривающие для организаций и индивидуальных предпринимателей право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, представляют собой налоговую льготу. Это подтвердил и Конституционный Суд РФ в определении от 07.02.2002 № 37-О.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

По смыслу ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС носит заявительный характер. Организации и индивидуальные предприниматели вправе начать использовать предусмотренное ст. 145 НК РФ освобождение только с момента представления налоговому органу соответствующего уведомления и документов.

Поэтому указанное освобождение не может быть предоставлено за годы, предшествующие подаче налогоплательщиком соответствующего уведомления и документов, предусмотренных п. 6 ст. 145 НК РФ, т. е. «задним числом».

Подобная ситуация была рассмотрена, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2007 № А05-7568/2006-9.

Пример.

Суть дела.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку соблюдения предпринимателем налогового законодательства, в том числе в части правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты НДС. В ходе проверки налоговый орган установил,

что в нарушение ст 146, 153 НК РФ, п. 1 ст. 174 НК РФ в результате неправомерного неисчисления предпринимателем НДС не уплачен налог за IV квартал 2002 г, I квартал, апрель 2003 г., май, июнь, III квартал 2004 г.; а также в нарушение подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 6 ст. 80 НК РФ, п. 6 ст. 174 НК РФ не представлены налоговые декларации по НДС за I — IV кварталы

2002 — 2004 гг. в течение более 180 дней.

По результатам проверки налоговый орган вынес решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, в том числе в виде взыскания штрафа по п. 2 ст. 119 НК Р=Ф за непредставление деклараций по НДС за I квартал, апрель

2003 г., май, июнь, III — IV кварталы 2004 г.; штрафа за неуплату НДС по п. 1 статьи 122 НК РФ.

Требованием об уплате налоговой санкции налоговый орган предложил предпринимателю уплатить налоговые санкции. Поскольку требование не было выполнено, налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.

Позиция суда.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд отклонил доводы предпринимателя о том, что на дату принятия налоговым органом решения, он исполнил предусмотренную п. 4 ст. 145 НК РФ обязанность и представил в налоговый орган необходимые документы, а также о том, что п. 5 ст. 145 НК РФ не установлено, что предусмотренные им негативные последствия наступают в случае непредставления налогоплательщиком документов в определенный законодательством о налогах и сборах срок.

Судом установлено, что предприниматель 18.02.2006 направил в налоговый орган документы

ОБЗОР АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

11(107) — 2007

и уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке, предусмотренном ст. 145 НК РФ с 01.11.2002, 01.01.2003, 01.04.2004 и 01.01.2005.

Статьей 145 НК РФ предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС. Этой же статьей определены условия предоставления такого освобождения.

В соответствии с п. 4 ст. 145 НК РФ по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

— документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с п. 1 настоящей статьи, без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн руб.1

— уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Пунктом 6 ст. 145 НК РФ установлен перечень документов, подтверждающих право на освобождение: выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Суд установил, что вместе с названными выше уведомлениями предприниматель представил в налоговый орган необходимые документы. Уведомления и документы, предусмотренные п. 6 ст. 145 НК РФ, были представлены предпринимателем налоговому органу только в феврале 2006 г.

Согласно абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ в случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в п. 4 с. 145 НК РФ (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения),

а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные п. 5 и пп. 1 и 4 ст. 145 НК РФ, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По смыслу п. 4 ст. 145 НК РФ при подаче уведомления о продлении права на освобождение необходимые документы должны быть представлены вместе (одновременно) с уведомлением. Для представления как уведомления, так и документов законодатель установил единый срок — по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца.

Суд также считает необходимым отметить, что по существу рассматриваемая льгота заявляется на будущее — на следующие 12 мес., более того, в силу положений п. 4 ст. 145 НК РФ налогоплательщик не может отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено им в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ.

Следовательно, положения ст. 145 НК РФ не позволяют налогоплательщику представлять документы за предшествующий год и, соответственно, заявлять льготу «задним числом». В данном случае предприниматель не выполнил требования п. 4 ст. 145 НК РФ, поэтому отсутствуют основания считать, что в периоды май, июнь, III квартал 2004 г. он пользовался льготой, установленной ст. 145 НК РФ.

На основании изложенного суд считает, что привлечение предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление деклараций по НДС за май, июнь, III квартал 2004 г., является законным и обоснованным.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2007 № А05-7568/2006-9).

Помимо рассмотренного дела, аналогичные выводы содержатся также в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2006 № А21-2613/2006, от 29.09.2006 № А05-981/2006-26.

1 В настоящее время — 2 млн руб. Налог с продаж не применяется с 01.01.2004. — Прим. редакции.