Статья 14 закона

Содержание

(ПОСТАТЕЙНЫЙ)
А.Н. БОРИСОВ
Борисов Александр Николаевич — бухгалтер, финансист, юрист, специалист по налоговому праву.
В 1993 г. с отличием окончил Ярославское высшее военное финансовое училище, в 2001 г. — Московскую государственную юридическую академию. До 2003 г. — начальник службы документальных проверок регионального Управления ФСНП России. В настоящее время — директор крупной юридической фирмы.
Автор более тридцати комментариев к федеральному законодательству (в том числе к Налоговому кодексу РФ), а также книг по бухгалтерскому и налоговому учету.
8 февраля 1998 года N 14-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Принят
Государственной Думой
14 января 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
28 января 1998 года
(в ред. Федеральных законов
от 11.07.1998 N 96-ФЗ, от 31.12.1998 N 193-ФЗ,
от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом. Комментарий к статье 1

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью. Комментарий к статье 2

Статья 3. Ответственность общества. Комментарий к статье 3

Статья 4. Фирменное наименование общества и его место нахождения. Комментарий к статье 4

Статья 5. Филиалы и представительства общества. Комментарий к статье 5

Статья 6. Дочерние и зависимые общества. Комментарий к статье 6

Статья 7. Участники общества. Комментарий к статье 7

Статья 8. Права участников общества. Комментарий к статье 8

Статья 9. Обязанности участников общества. Комментарий к статье 9

Статья 10. Исключение участника общества из общества. Комментарий к статье 10

Статья 11. Порядок учреждения общества. Комментарий к статье 11

Статья 12. Учредительные документы общества. Комментарий к статье 12

Статья 13. Государственная регистрация общества. Комментарий к статье 13

Статья 14. Уставный капитал общества. Доли в уставном капитале общества. Комментарий к статье 14

Статья 15. Вклады в уставный капитал общества. Комментарий к статье 15

Статья 16. Порядок внесения вкладов в уставный капитал общества при его учреждении. Комментарий к статье 16

Статья 17. Увеличение уставного капитала общества. Комментарий к статье 17

Статья 18. Увеличение уставного капитала общества за счет его имущества. Комментарий к статье 18

Статья 19. Увеличение уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Комментарий к статье 19

Статья 20. Уменьшение уставного капитала общества. Комментарий к статье 20

Статья 21. Переход доли (части доли) участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества и третьим лицам. Комментарий к статье 21

Статья 22. Залог долей в уставном капитале общества. Комментарий к статье 22

Статья 23. Приобретение обществом доли (части доли) в уставном капитале общества. Комментарий к статье 23

Статья 24 Закона содержит положения о долях в уставном капитале общества, которые приобрело само общество. Порядок приобретения обществом доли (части доли) в уставном капитале общества определен в ст. 23 Закона (см. комментарий к ст. 23 Закона).. Согласно ч. 1 комментируемой статьи доли, принадлежащие обществу, не учитываются:

Статья 25. Обращение взыскания на долю (часть доли) участника общества в уставном капитале общества. Комментарий к статье 25

Статья 26. Выход участника общества из общества. Комментарий к статье 26

Статья 27. Вклады в имущество общества. Комментарий к статье 27

Статья 28. Распределение прибыли общества между участниками общества. Комментарий к статье 28

Статья 29. Ограничения распределения прибыли общества между участниками общества. Ограничения выплаты прибыли общества участникам общества. Комментарий к статье 29

Статья 30. Резервный фонд и иные фонды общества. Комментарий к статье 30

Статья 31. Размещение обществом облигаций. Комментарий к статье 31

Статья 32. Органы общества. Комментарий к статье 32

Статья 33. Компетенция общего собрания участников общества. Комментарий к статье 33

Статья 34. Очередное общее собрание участников общества. Комментарий к статье 34

Статья 35. Внеочередное общее собрание участников общества. Комментарий к статье 35

Статья 36. Порядок созыва общего собрания участников общества. Комментарий к статье 36

Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества. Комментарий к статье 37

Статья 38. Решение общего собрания участников общества, принимаемое путем проведения заочного голосования (опросным путем). Комментарий к статье 38

Статья 39. Принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, единственным участником общества. Комментарий к статье 39

Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества. Комментарий к статье 40

Статья 41. Коллегиальный исполнительный орган общества. Комментарий к статье 41

Статья 42. Передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему. Комментарий к статье 42

Статья 43. Обжалование решений органов управления обществом. Комментарий к статье 43

Статья 44. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и управляющего. Комментарий к статье 44

Статья 45. Заинтересованность в совершении обществом сделки. Комментарий к статье 45

Статья 46. Крупные сделки. Комментарий к статье 46

Статья 47. Ревизионная комиссия (ревизор) общества. Комментарий к статье 47

Статья 48. Аудиторская проверка общества. Комментарий к статье 48

Статья 49. Публичная отчетность общества. Комментарий к статье 49

Статья 50. Хранение документов общества. Комментарий к статье 50

Статья 51. Реорганизация общества. Комментарий к статье 51

Статья 52. Слияние обществ. Комментарий к статье 52

Статья 53. Присоединение общества. Комментарий к статье 53

Статья 54. Разделение общества. Комментарий к статье 54

Статья 55. Выделение общества. Комментарий к статье 55

ФЗ-44 дает детальную информацию о том, как проводится процедура закупок для государственных и муниципальных нужд. Статья 14 Федерального закона 44 ФЗ раскрывает особенности применения национального режима в закупочной деятельности.

Что регулирует статья 14 №44-ФЗ

Ст 14 ФЗ 44 описывает правила применения национального режима закупок и устанавливает, в каких ситуациях такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками при заключении контракта. Национальный режим закона предполагает, что преимущество отдается отечественным производителям, а не иностранным.

Согласно Постановлению Правительства №925 от 2016 года, преимущества (перечисленные в 44 ФЗ ст. 14) предоставляются не только российским, но и товарам, произведенным в Казахстане и Белоруссии.

Статья 14 ФЗ состоит из 6 частей. За время существования 44-ФЗ текст статьи претерпел ряд изменений: в 2015, 2017 и в 2019 году. Последние изменения коснулись пункта 3 ст 14 44 ФЗ. Сказано, что в целях обеспечения обороны страны, защиты внутреннего рынка РФ и развития национальной экономики, устанавливается запрет на допуск ряда товаров, происходящих из иностранных государств.

Ознакомиться подробнее со статьей 14 Федерального закона 44 ФЗ можно, скачав закон полностью.

Ограничения и условия

Ч. 1 статьи 14 44 ФЗ гласит о том, что национальный режим применяется в отношении товаров иностранного происхождения, которые были произведены вне территории Российской Федерации.

При осуществлении госзакупок в рамках национального режима, ограничения делятся на 3 группы:

  • Первая группа ограничений — запрещается поставлять импортную продукцию в рамках госконтракта. Распространяется на следующие отрасли: машиностроительная, легкая промышленность, производство мебели, программное обеспечение, товары с оборонным предназначением. Если при осуществлении такого рода закупок заявка одного из участников предполагает необходимость поставлять иностранные товары, она будет отклонена.
  • Вторая группа — ограничение в допуске товаров иностранного производства. Подразумевает, что заказчик может рассмотреть заявку любого из участников с предложением иностранного товара, но есть условия — не должно быть российского подобного продукта. Основное распространение подобных правил закупки распространяется на такие сферы, как — лекарственные препараты, радиоэлектроника, медицинские изделия.
  • Третья группа — преимущество предоставляется товарам российского производства. При осуществлении подобных закупок, заказчик вправе рассматривать все заявки, поступившие от участников. Но, только те заявки, которые содержат предложения на поставку товаров отечественного производства, будут обладать преимуществом.

Статья 14 ФЗ 44 раскрывает и нюансы касательно цены товаров. Так, если заявки участников предполагают поставку российских товаров, они оцениваются по цене, предложенной участником, но сниженной дополнительно на 15%. Если заявка получила одобрение, договор заключается по той цене, которая изначально была предложена участником.

Пример:

Двое участников подали заявки, чтобы участвовать в закупочной процедуре. Первый — товар российского производства со стоимостью 105 рублей. Второй — зарубежный товар со стоимостью в 100 рублей. При обычной процедуре однозначно победил бы товар с более низкой стоимостью. Но, так как российским производителям предоставляется преимущество, то считается, что участник предложил цену в 89,25 рублей (105-15%) и его и выбирают. Но контракт заключается по изначальной цене в 105 рублей.

Некоторые закупки предполагают проведение торгов. Если в ней победу одерживает участник, который предложил иностранные товары, контракт с ним подписывается по цене сниженной на 15% от предложенной.

Никакие преимущества не предоставляются в том случае, если закупка не состоялась, и договор был заключен только с одним поставщиком.

Статья 14 Федерального закона не предоставляет перечень продукции, которая подпадает под действие национального режима. В законе лишь содержатся отсылочные нормы на Постановления Правительства, где они приведены.

Согласно ч. 3 ст. 14 44 ФЗ в последней редакции, цели внедрения национального режима закупок следующие:

  • Обеспечение безопасности страны, поддержание ее обороноспособности;
  • Защита конституционного строя;
  • Активизация и мотивация к развитию для внутреннего рынка;
  • Предоставление помощи для развития национальной экономики;
  • Толчок к развитию отечественным производителям.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона 44 ФЗ пунктом 4 Правительство располагает правом запретить поставлять товар из определенной страны, либо частично ограничить поставки. Это касается и тех товаров, на которые не распространен национальный режим 44 ФЗ. Подобные действия необходимы, чтобы предотвратить участие в государственных закупках тех стран, к которым Правительство России более не имеет доверия. К примеру, с января 2016 года Правительством были установлены ограничения на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд турецкими организациями.

Часть 3 ст 14 Федерального закона 44 ФЗ гласит, что если невозможно применить национальный режим, заказчик должен предоставить в ЕИС доказательство и объяснение принятого решения.

Часть 5 статьи 14 федерального закона no 44 ФЗ гласит, что нормативные акты с условиями поставки товаров в рамках национального режима должны быть опубликованы в ЕИС в течение 3-х дней после утверждения.

{{ quiz.quizHeader }}

Какие документы должны приложить участники закупок

Чтобы заявка участника соответствовала требованиям национального режима, в обязательном порядке должна быть прописана страна происхождения товара. Если это требование не соблюдено, заявка не будет принята для участия.

Если закупка все же подпадает под национальный режим, заказчик должен подготовить закупочную документацию:

  • указываются требования о декларировании страны происхождения;
  • прописываются условия о предоставлении преимуществ товарам, которые произведены в России и странах ЕАЭС;
  • указывается необходимость предоставить документы, которые подтверждают, что участник соответствует требованиям согласно со статьей 14 закона no 44 ФЗ;
  • указать необходимость применения национального режима;
  • указать, что поставщик несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара.

Заказчик может не запросить дополнительные документы во второй части заявки. В таком случае, участнику достаточно всего лишь задекларировать страну происхождения товара.

Но на практике, заказчики просят сертификат соответствия по форме СТ-1 и акт экспертизы. Эти документы необходимы для подтверждения факта, что товары произведены на территории РФ, либо были переработаны на территории РФ, Беларуси или Казахстане.

Документы поставщик должен заранее получить в Торгово-промышленной палате в региональном отделении, их изготовление платное.

Если закупки осуществляются из Перечня по Постановлению Правительства №1224 от 2013 года, участник должен предоставить документы с подтверждением того факта, что компания основана и зарегистрирована в России. Это подтверждается выписками ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Федеральный закон №44-ФЗ

1 file(s) 2.31 MB

Форма СТ-1 для госзакупок

1 file(s) 41.00 KB

Пример выписки ЕГРЮЛ

1 file(s) 305.69 KB

На кого распространяются положения статьи 14 ФЗ 44

Положения статьи 14 ФЗ 44 о национальном режиме при осуществлении закупок обязаны соблюдать государственные и муниципальные заказчики. Они подпадают под действие закона в том случае, если закупают товары из перечня, утвержденного Постановлениями Правительства.

Перечень товаров, которые не позволяется закупать согласно 44-ФЗ из заграницы:

  • продукция машиностроения (вагоны, прицепы, тракторы) ПП №656;
  • продукция легкой промышленности (одежда, сумки, обувь) ПП №791;
  • программное обеспечение согласно ПП №1236;
  • товары для обеспечения обороны и безопасности государства по ПП №9;
  • мебель согласно ПП №1072.

Перечень иностранных товаров, которые ограничиваются:

  • лекарства из перечня ЖНВЛ по ПП№1286;
  • медицинские изделия (хирургическое оборудование, ортопедические изделия) по ПП №102;
  • радиоэлектронная продукция согласно ПП №986;
  • пищевая продукция согласно Постановлению Правительства №832.

Перечень товаров, у которых ценовое преимущество, указан в Приказе Минфина №126н от 2018 года:

  • продукты питания;
  • мебель;
  • посуда;
  • ряд других товаров.

Национальный режим по 44 ФЗ не применяется в следующих случаях:

  • происходит закупка нескольких товаров, из которых некоторые под национальный режим не подпадают;
  • конкурс признали несостоявшимся;
  • в заявках, поступивших от участников, нет предложений о поставках российских товаров.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития, при закупке товаров с национальным режимом необходимо требовать от поставщиков декларацию, подтверждающую, что товар произведен в России. Если на товаре не указана страна происхождения, подобные заявки рекомендуется отклонять.

При закупках, определенных ТРУ, заказчики должны применять национальный режим. Об этом также необходимо указать в извещении о закупке. Игнорировать это требование не получится, так как заказчику грозит административная ответственность.

Предусмотрены следующие штрафы:

  • нарушения, допущенные в процессе рассмотрения заявок на участие в конкурсах и аукционах — 1% от НМЦК в размере от 5 000 до 30 000 рублей согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП;
  • нарушения, допущенные при запросе котировок и предложений — 5% от НМЦК, но не более 30 000 рублей по ч. 6 ст. 7.30 КоАП.

Итак, статья 14 ФЗ 44 раскрывает особенности применения национального режима при осуществлении закупок. По закону, устанавливается полный либо частичный запрет на товары и услуги, произведенные не на территории России.

Популярные вопросы по данной статье ✅ Что регулирует статья 14 ФЗ 44?

Ст 14 ФЗ 44 описывает правила применения национального режима закупок и устанавливает, в каких ситуациях такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками при заключении контракта.

✅ В чем суть национального режима при осуществлении покупок?

Национальный режим при закупках предполагает, что преимущество отдается отечественным производителям, а не иностранным.

✅ Какие виды ограничений вводятся при осуществлении госзакупок в рамках национального режима?

При осуществлении госзакупок в рамках национального режима, ограничения делятся на 3 группы:

  • полный запрет на поставку импортной продукции в рамках госконтракта;
  • ограничение в допуске товаров иностранного производства;
  • преимущество предоставляется товарам российского производства.

✅ Зачем внедряется национальный режим закупок?

Согласно ч. 3 ст. 14 44 ФЗ в последней редакции, цели внедрения национального режима закупок следующие:

  • Обеспечение безопасности страны, поддержание ее обороноспособности;
  • Защита конституционного строя;
  • Активизация и мотивация к развитию для внутреннего рынка;
  • Предоставление помощи для развития национальной экономики;
  • Толчок к развитию отечественным производителям.

✅ На кого распространяются положения статьи 14 ФЗ 44?

Положения статьи 14 ФЗ 44 о национальном режиме при осуществлении закупок обязаны соблюдать государственные и муниципальные заказчики.

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;

л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ

О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Принят Государственной Думой 12 февраля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 18 февраля 1999 года

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (далее — инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (далее — профессиональные участники) на рынке ценных бумаг.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;

дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Федеральным законом от 18 июня 2005 г. N 61-ФЗ в пункт 2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами, а также с обращением облигаций Банка России, государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Ограничения на рынке ценных бумаг в целях защиты прав и законных интересов инвесторов

1. Запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.

2. Условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, являются ничтожными.

3. Нарушение пунктов 1 и 2 настоящей статьи профессиональным участником является основанием для аннулирования или приостановления действия его лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и (или) наложения штрафа.

Федеральным законом от 18 июня 2005 г. N 61-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 5. Ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 74-ФЗ в пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Ha рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение и публичное обращение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, ценных бумаг, публичное размещение и (или) публичное обращение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами.

4. Лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации.

Независимый оценщик и аудитор, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно с иными лицами, подписавшими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной ими.

Иск о возмещении ущерба по основаниям, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, может быть предъявлен в суд в течение одного года со дня обнаружения нарушения, но не позднее трех лет со дня начала размещения ценных бумаг.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 6. Предоставление информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг

1. Эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации.

2. Профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию:

копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны);

сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.

3. Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить следующую информацию:

сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска, а в случае совершения сделки с ценными бумагами, выпуск которых не подлежит государственной регистрации в соответствии с требованиями федеральных законов, — идентификационный номер выпуска таких ценных бумаг;

сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;

сведения о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;

сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;

сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить информацию о:

ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;

ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.

5. Профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, указанную в настоящей статье. При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам — физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. Профессиональный участник вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию, указанную в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование.

Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками или эмитентами, возлагается на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

7. Нарушение требований, установленных настоящей статьей, в том числе предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, является основанием для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональным участником (эмитентом) по требованию инвестора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

8. Инвестор вправе в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать у профессионального участника или эмитента предоставить информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и несет риск последствий непредъявления такого требования.

Статья 7. Срок рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг

Жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.

Статья 8. Информирование инвесторов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг

Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг на своем официальном сайте в сети «Интернет» размещает информацию:

об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

о саморегулируемых организациях профессиональных участников (далее — саморегулируемые организации);

об административных взысканиях, наложенных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

о судебных решениях, вынесенных по искам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о санкциях, примененных им в отношении лиц, совершивших правонарушения на рынке ценных бумаг, лицах, совершивших указанные правонарушения, зарегистрированных выпусках ценных бумаг, выданных им лицензиях.

Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 194-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через 60 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 9. Информирование инвесторов о выпусках эмиссионных ценных бумаг и лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Информация, содержащаяся в реестре эмиссионных ценных бумаг и в реестре профессиональных участников рынка ценных бумаг, должна быть открытой и доступной для любого заинтересованного лица.

Статья 10. Проведение федеральными органами исполнительной власти публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах

1. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иные федеральные органы исполнительной власти, регулирующие рынок ценных бумаг, налоговые и правоохранительные органы вправе проводить публичные слушания по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Указанные слушания проводятся по инициативе федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, налоговых и правоохранительных органов, саморегулируемых организаций профессиональных участников.

2. Решение о проведении публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об их темах, о дате проведения и составе участников принимается руководителями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, налоговых и правоохранительных органов или их заместителями.

На указанных публичных слушаниях принимаются рекомендации, которые могут быть учтены в деятельности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, налоговых и правоохранительных органов, а также при подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Рекомендации принимаются большинством участников публичных слушаний. Рекомендации и материалы проведенных слушаний подлежат опубликованию.

В случае выявления в ходе указанных публичных слушаний фактов правонарушений на рынке ценных бумаг соответствующие предложения направляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для решения вопросов о привлечении к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

3. Регламент проведения публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах утверждается федеральным органом, принявшим решение о проведении указанных публичных слушаний.

Статья 11. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

1. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

2. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.

3. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг изменяются либо отменяются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в связи с вступившим в законную силу решением суда либо по инициативе указанного федерального органа исполнительной власти.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона признана утратившей силу с 1 января 2008 г.

Действие статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено:

Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ — с 1 января по 31 декабря 2006 г.

Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ — с 1 января по 31 декабря 2005 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ) статья 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ действие статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.

Статья 12. Распределение сумм штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, распределяются следующим образом:

20 процентов — в федеральный бюджет.

Статья 13. Срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным

Утратила силу.

Статья 14. Защита прав и законных интересов инвесторов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в судебном порядке

1. При рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов — физических лиц и интересов государства.

2. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с исками и заявлениями:

в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;

о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях,

установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Статья 15. Защита прав и законных интересов инвесторов саморегулируемыми организациями

1. Саморегулируемые организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

2. Саморегулируемые организации осуществляют контроль, указанный в пункте 1 настоящей статьи, по собственной инициативе, на основании обращения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов.

Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля определяются учредительными документами, правилами и стандартами деятельности саморегулируемой организации.

Статья 16. Порядок рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб и заявлений инвесторов

1. Саморегулируемая организация рассматривает жалобы и заявления инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных лиц и специалистов в порядке, предусмотренном учредительными документами, правилами и стандартами ее деятельности.

2. По итогам рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемая организация вправе принять следующее решение:

применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации;

рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке;

исключить профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения.

3. Саморегулируемая организация обязана сообщить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.

4. В случае непринятия мер по законным и обоснованным жалобам и заявлениям инвесторов, неисполнения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе применить к саморегулируемой организации санкции, установленные Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17. Компенсационные и иные фонды саморегулируемых организаций

В целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников (членов) саморегулируемой организации саморегулируемая организация вправе создавать компенсационные и иные фонды.

Статья 18. Защита прав и законных интересов инвесторов — физических лиц их общественными объединениями

1. Общественные объединения инвесторов — физических лиц федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов — физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения инвесторов — физических лиц вправе: обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов — физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов — физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов — физических лиц; объединяться в ассоциации и союзы.

Статья 19. Программа выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам

1. В целях реализации Государственной программы защиты прав инвесторов в части выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам создается федеральный компенсационный фонд как некоммерческая организация (далее — фонд), основными целями деятельности которого являются:

выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам;

формирование информационных баз данных и ведение реестра инвесторов — физических лиц, имеющих право на получение указанных компенсаций;

представление и защита имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов — физических лиц в суде и в ходе исполнительного производства, предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов — физических лиц;

хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов — физических лиц, и участие в его реализации или обеспечение контроля в целях надлежащего хранения и реализации указанного имущества в ходе исполнительного производства.

Управление денежными средствами и иным имуществом, предназначенными для выплат компенсаций инвесторам — физическим лицам, а также хранение указанного имущества осуществляются в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Устав фонда утверждается Правительством Российской Федерации.

Для осуществления надзора за деятельностью фонда создается попечительский совет фонда, состоящий из представителей Федерального Собрания Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, саморегулируемых организаций, общественных объединений инвесторов — физических лиц.

Фонд ежегодно отчитывается о своей деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отчет о деятельности фонда публикуется в печатном органе федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ пункт 2 статьи 19 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

2. Фонд осуществляет выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам, которые не могут получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества.

Право на получение компенсаций имеют инвесторы — физические лица в связи с причинением им ущерба профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Фонд не осуществляет выплаты компенсаций физическим лицам, являющимся владельцами ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Источниками формирования средств фонда являются источники, предусмотренные уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Статья 17 настоящего Федерального закона действует до вступления в силу соответствующих изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

4. Предложить Президенту Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

5. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом и принять в соответствии с настоящим Федеральным законом необходимые нормативные правовые акты.