Ст 83 НК РФ

СТ 31 НК РФ.

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств (драгоценных металлов) со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику — иностранной организации — по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, — по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, — по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

7. Налоговые органы вправе информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме.

8. Взаимодействие налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Документы (сведения), представляемые в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, не позднее дня, следующего за днем их приема, направляются многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в налоговый орган в форме электронных документов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Порядок взаимодействия налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и требования к формированию электронных документов, используемых при таком взаимодействии, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок передачи документов (сведений), принятых многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, в налоговые органы на бумажном носителе, порядок передачи по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) налоговыми органами документов на бумажном носителе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг определяются соглашением взаимодействующих сторон.

В случае представления физическим лицом в налоговый орган документов (сведений), за исключением налоговых деклараций, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по просьбе этого физического лица, выраженной в письменной форме, о получении по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) от налогового органа документа через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг налоговый орган обязан в срок, не превышающий двух дней после подготовки соответствующего документа, передать такой документ в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для его получения физическим лицом на бумажном носителе.

Передача налоговым органом физическому лицу документов, содержащих сведения о нем, составляющие налоговую тайну, на бумажном носителе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется при наличии письменного согласия на это указанного физического лица, которое может быть выражено им в документе (сведениях), представляемых в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Комментарий к Ст. 31 Налогового кодекса

Основной задачей налоговых органов является обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах. Данная задача многогранна. Решая ее, налоговые органы должны надлежащим образом реализовывать возложенные на них функции, а также не нарушать права и законные интересы других участников налоговых правоотношений. Налоговый кодекс РФ не дает четкий исчерпывающий перечень функций налоговых органов. Анализ их статуса и решаемых ими задач позволяет сказать, что налоговыми органами реализуются следующие основные функции:

— контрольная;

— информационно-консультационная;

— фискальная;

— правоохранительная.

Данные функции имеют четкую целевую направленность, обусловленную сферой деятельности налоговых органов. Поэтому каждая из них подразумевает «привязку» к этой сфере и может быть соответственно конкретизирована — «в сфере налогов и сборов».

Функции налоговых органов раскрываются через возлагаемые на них обязанности и закрепленные за ними права, являющиеся правовой основой, обеспечивающей практическую реализацию данных функций.

Открытый перечень прав налоговых органов приводится в ст. 31 Налогового кодекса РФ. Наряду с этим права налоговых органов устанавливаются и в иных положениях Налогового кодекса РФ, а также в других законодательных актах, например в Законе РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации».

Законодатель закрепляет положение, в соответствии с которым вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Формы документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, а также порядок их заполнения и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются ФНС России, если полномочия по их утверждению не возложены Налоговым кодексом РФ на иной федеральный орган исполнительной власти.

1. Налоговые органы обязаны:

  • 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  • 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • 4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;
  • 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • 6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  • 8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
  • 9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  • 10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом .
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения .

Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, а также организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации .
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса .

1.1. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.

2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора .

3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей .
4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации:
через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
через иные обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.

Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. Заявление о снятии с учета подается иностранной организацией не позднее 15 календарных дней со дня прекращения ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.

4.1. При осуществлении организацией, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением официальных вещательных компаний), деятельности в рамках исполнения обязательств маркетингового партнера Международного олимпийского комитета через обособленное подразделение в течение периода, не превышающего шести месяцев и включающего в себя период проведения 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.

При осуществлении организацией, являющейся официальной вещательной компанией в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, деятельности в рамках договора, заключенного с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, через обособленное подразделение в течение периода, не превышающего двенадцати месяцев и включающего в себя период проведения 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.

При осуществлении организацией, являющейся иностранным организатором 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, деятельности в связи с организацией и проведением 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в течение периода, не превышающего двенадцати месяцев и включающего в себя полностью или частично период проведения 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.
Форма уведомления, на основании которого происходит постановка на учет в налоговом органе организации, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета, официальной вещательной компанией и (или) иностранным организатором 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4.2. При осуществлении F1FA (Fdration 1nternationale de Football Association), дочерними организациями F1FA, контрагентами F1FA, а также конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу F1FA 2018 года, Кубка конфедераций F1FA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющимися иностранными организациями, деятельности через обособленные подразделения на территории Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе таких организаций осуществляется на основании уведомлений, направляемых такими организациями в налоговый орган.

Форма уведомления, на основании которого осуществляется постановка на учет в налоговом органе организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4.3. Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, которым в соответствии со статьей 25.3 настоящего Кодекса зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

4.4. Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со статьей 24.1 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.
4.5. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации), предусмотренного пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса.

5. Абзац утратил силу с 1 января 2004 года — Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
1.1) для воздушных транспортных средств — место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица — собственника транспортного средства;
2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, — место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;
3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества ;
5.1. Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.

5.2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса .

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса .

7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1-6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица .

7.1. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах .

8. Пункт утратил силу с 24 августа 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ.

9. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

10. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках .

Комментарий к статье 83 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок учета налогоплательщиков.

Общие правила учета налогоплательщиков в налоговых органах изложены в статье 83 НК РФ.

Налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет:
— по месту нахождения;
— по месту нахождения обособленных подразделений;
— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества;
— по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.

Таким образом, организация и ее обособленные подразделения должны по основаниям, установленным статьей 83 НК РФ, встать на учет в качестве налогоплательщика не только по месту регистрации организации, но и соответственно в других налоговых органах по месту осуществления своей деятельности через обособленные подразделения.

К таким выводам пришел Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.04.2009 N А48-4390/2008.

Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2012 N А13-17338/2011, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Юридическое лицо может заключить договор и осуществлять хозяйственные операции только после государственной регистрации в качестве юридического лица.

С учетом положений статей 49 и 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.

Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7588/08.

В Постановлении от 16.07.2012 N А66-5564/2011 ФАС Северо-Западного округа дополнительно отметил, что в силу статьи 153 ГК РФ сделка с такими лицами рассматривается как недействительная, в силу чего не влечет юридических последствий с момента ее совершения, а все финансово-хозяйственные операции и правоотношения с данным предприятием считаются ничтожной сделкой, следовательно, не влекут налоговых последствий.

Следует отметить, что не соответствует НК РФ точка зрения, согласно которой создание стационарного рабочего места, влекущее возникновение обособленного подразделения у юридического лица, возможно лишь в случае наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещения, в котором рабочее место создается.

Как указал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 08.08.2012 N А32-4519/2011, такое толкование не соответствует положениям статьи 11 НК РФ, в соответствии с которой рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. То есть понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает правового значения форме организации работ (в данном случае командировки), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Налогоплательщики — физические лица подлежат постановке на учет:
— по месту жительства (по месту пребывания);
— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества;
— по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.

Следовательно, в целях проведения мероприятий налогового контроля налоговое законодательство рассматривает физическое лицо — гражданина и физическое лицо — индивидуального предпринимателя, в случае если физически это одно лицо, как двух самостоятельных субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщиков).

На это обратил внимание Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 27.07.2012 N А45-11477/2012, разъяснив также, что о различии статуса налогоплательщика — предпринимателя и налогоплательщика — физического лица, не являющегося предпринимателем, свидетельствуют и положения абзаца второго пункта 2 статьи 45 НК РФ, согласно которому взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.09.2012 N А32-21999/2011 пришел к выводу, что правоспособность индивидуального предпринимателя возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового.

Граждане Российской Федерации, не имеющие документального подтверждения регистрации по месту жительства (отсутствие штампа в паспорте о регистрации по месту жительства либо свидетельства о регистрации по месту жительства), но зарегистрированные по месту временного пребывания и имеющие свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, могут обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет.

Таким образом, налогоплательщик, зарегистрированный по месту временного пребывания и при этом имеющий регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, в целях реализации права на получение социального налогового вычета вправе обратиться в налоговый орган по месту своего жительства (г.Москва), а в отсутствие такового — по месту своего пребывания.

Аналогичную позицию заняло Управление ФНС России по г.Москве в Письме от 02.05.2012 N 20-14/38483@.

Данные основы влияют не только на исполнение обязанностей налогоплательщиками, но и на порядок реализации ими прав.

Например, как отмечено в Письме ФНС России от 19.11.2010 N ЯК-37-8/15939, организация, имеющая обособленное подразделение в другом субъекте Российской Федерации, вправе представить заявление о зачете суммы налога, излишне уплаченной в бюджет субъекта Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации.

Минфин России в Письме от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295 указал, что в случае, если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения, исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Обязанность сообщать в налоговый орган о создании филиалов и представительств, признаваемых таковыми в соответствии с гражданским законодательством, у налогоплательщика отсутствует.

Налогоплательщики-организации обязаны подавать заявление о постановке на учет только по тем подразделениям, которые не являются филиалами и представительствами (сведения о филиалах и представительствах указываются в учредительных документах согласно пункту 3 статьи 55 ГК РФ).

Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам.

У организации есть право выбора для целей постановки на учет одного налогового органа в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Сведения о выборе налогового органа российская организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) в налоговый орган по месту ее нахождения.

При этом постановка на учет в налоговом органе, выбранном организацией, осуществляется после получения этим налоговым органом сведения о снятии с учета организации налоговым органом по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В тот же срок налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет, обязан выдать ей уведомление о постановке на учет.

Данная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 02.09.2011 N 03-02-07/1-314.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17, если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией, то налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения.

В случае если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Изложенный порядок применяется независимо от наличия отдельного баланса и расчетного счета у обособленного подразделения.

Обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Таким образом, сведения о доходах работников обособленного подразделения следует представлять в налоговый орган по месту учета соответствующего обособленного подразделения, в который производится перечисление налога на доходы физических лиц за таких работников.

Пунктом 5 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, определен перечень документов, подлежащих представлению иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе по месту нахождения отделения (включая филиал) на территории Российской Федерации, при открытии нового отделения на территории, подведомственной указанному налоговому органу.

Филиал иностранной организации является обособленным подразделением этой иностранной организации, осуществляющим все ее функции или их часть, руководитель которого действует на основании выданной иностранной организацией доверенности или иного документа, определяющего соответствующие полномочия.

Через обособленное подразделение, созданное на территории Российской Федерации филиалом иностранной организации, по сути осуществляется деятельность иностранной организацией.

Как разъяснил Минфин России в Письме от 10.01.2012 N 03-02-07/1-9, впредь до установления НК РФ специальных правил постановки на учет обособленного подразделения, создаваемого филиалом иностранной организации на территории Российской Федерации, подведомственной одному налоговому органу, при создании такого обособленного подразделения иностранной организацией должны быть представлены в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения документы, указанные в пункте 5 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения.

Право определения порядка постановки на учет крупнейших налогоплательщиков отнесено к компетенции Минфина России.

В целях реализации данного положения НК РФ Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении Критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» и Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ утверждены Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (далее — Критерии).

ФНС России в Письме от 23.08.2012 N АС-4-2/13912 отметила, что в связи с изменениями экономической ситуации Критерии регулярно уточняются ФНС России. При этом, согласно пункту 7 Критериев, организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Необходимо обратить внимание, что только соответствие всем показателям, указанным в Критериях, позволяет отнести организацию к крупнейшим налогоплательщикам.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 N Ф03-3038/2012 суд отклонил довод налогового органа о том, что предприятие относится к категории крупнейших налогоплательщиков ввиду его включения Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также поскольку доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%, что соответствует абзацу 3 пункта 1 статьи 83 НК РФ, пункту 3.4 Критериев.

Как указал суд, пункт 3 Критериев не предписывает безусловное отнесение организации к названной категории налогоплательщиков при наличии одного из перечисленных в нем показателей. Из документов бухгалтерской отчетности и бухгалтерских справок следует, что предприятие не соответствует иным значениям показателей, установленным пункта 3 Критериев. Так, применительно к периоду, предшествовавшему отнесению предприятия к категории крупнейших налогоплательщиков, оно экспортную поставку стратегической продукции не осуществляло, реализацию данной продукции не производило, имело среднесписочную численность работающих 10 человек (что не соответствует пунктам 3.1, 3.3 Критериев). Суд признал незаконными действия налогового органа по отнесения предприятия к категории крупнейших налогоплательщиков.

Консультации и комментарии юристов по ст 83 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 83 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 83 НК РФ. Учет организаций и физических лиц

Комментируемая статья регламентирует порядок учета налогоплательщиков.

Общие правила учета налогоплательщиков в налоговых органах изложены в статье 83 НК РФ.

Налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет:

— по месту нахождения;

— по месту нахождения обособленных подразделений;

— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества;

— по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.

Таким образом, организация и ее обособленные подразделения должны по основаниям, установленным статьей 83 НК РФ, встать на учет в качестве налогоплательщика не только по месту регистрации организации, но и, соответственно, в других налоговых органах по месту осуществления своей деятельности через обособленные подразделения.

К таким выводам пришел Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.04.2009 N А48-4390/2008.

Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2012 N А13-17338/2011, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Юридическое лицо может заключить договор и осуществлять хозяйственные операции только после государственной регистрации в качестве юридического лица.

С учетом положений статей 49 и 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.

Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7588/08.

В Постановлении от 16.07.2012 N А66-5564/2011 ФАС Северо-Западного округа дополнительно отметил, что в силу статьи 153 ГК РФ сделка с такими лицами рассматривается как недействительная, в силу чего не влечет юридических последствий с момента ее совершения, а все финансово-хозяйственные операции и правоотношения с данным предприятием считаются ничтожной сделкой, следовательно, не влекут налоговых последствий.

Следует отметить, что не соответствует НК РФ точка зрения, согласно которой создание стационарного рабочего места, влекущее возникновение обособленного подразделения у юридического лица, возможно лишь в случае наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещения, в котором рабочее место создается.

Как указал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 08.08.2012 N А32-4519/2011, такое толкование не соответствует положениям статьи 11 НК РФ, в соответствии с которой рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. То есть понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает правового значения форме организации работ (в данном случае командировки), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Налогоплательщики — физические лица подлежат постановке на учет:

— по месту жительства (по месту пребывания);

— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества;

— по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.

Следовательно, в целях проведения мероприятий налогового контроля налоговое законодательство рассматривает физическое лицо — гражданина и физическое лицо — индивидуального предпринимателя, в случае если физически это одно лицо, как двух самостоятельных субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщиков).

На это обратил внимание Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 27.07.2012 N А45-11477/2012, разъяснив также, что о различии статуса налогоплательщика-предпринимателя и налогоплательщика — физического лица, не являющегося предпринимателем, свидетельствуют и положения абзаца второго пункта 2 статьи 45 НК РФ, согласно которому взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.09.2012 N А32-21999/2011 пришел к выводу, что правоспособность индивидуального предпринимателя возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового.

Граждане Российской Федерации, не имеющие документального подтверждения регистрации по месту жительства (отсутствие штампа в паспорте о регистрации по месту жительства либо свидетельства о регистрации по месту жительства), но зарегистрированные по месту временного пребывания и имеющие свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, могут обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет.

Таким образом, налогоплательщик, зарегистрированный по месту временного пребывания и при этом имеющий регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, в целях реализации права на получение социального налогового вычета вправе обратиться в налоговый орган по месту своего жительства (г. Москва), а в отсутствие такового — по месту своего пребывания.

Аналогичную позицию заняло Управление ФНС России по г. Москве в письме от 02.05.2012 N 20-14/38483@.

Данные основы влияют не только на исполнение обязанностей налогоплательщиками, но и на порядок реализации ими прав.

Например, как отмечено в письме ФНС России от 19.11.2010 N ЯК-37-8/15939, организация, имеющая обособленное подразделение в другом субъекте Российской Федерации, вправе представить заявление о зачете суммы налога, излишне уплаченной в бюджет субъекта Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации.

Минфин России в письме от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295 указал, что в случае, если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения, исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Обязанность сообщать в налоговый орган о создании филиалов и представительств, признаваемых таковыми в соответствии с гражданским законодательством, у налогоплательщика отсутствует.

Налогоплательщики-организации обязаны подавать заявление о постановке на учет только по тем подразделениям, которые не являются филиалами и представительствами (сведения о филиалах и представительствах указываются в учредительных документах согласно пункту 3 статьи 55 ГК РФ).

Обязанность организации предоставить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам.

У организации есть право выбора для целей постановки на учет одного налогового органа в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Сведения о выборе налогового органа российская организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) в налоговый орган по месту ее нахождения.

При этом постановка на учет в налоговом органе, выбранном организацией, осуществляется после получения этим налоговым органом сведения о снятии с учета организации налоговым органом по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В тот же срок налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет, обязан выдать ей уведомление о постановке на учет.

Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 02.09.2011 N 03-02-07/1-314.

Как разъяснено в письме Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17, если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией, то налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения.

В случае если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Изложенный порядок применяется независимо от наличия отдельного баланса и расчетного счета у обособленного подразделения.

Обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Таким образом, сведения о доходах работников обособленного подразделения следует представлять в налоговый орган по месту учета соответствующего обособленного подразделения, в который производится перечисление налога на доходы физических лиц за таких работников.

Пунктом 5 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, определен перечень документов, подлежащих представлению иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе по месту нахождения отделения (включая филиал) на территории Российской Федерации, при открытии нового отделения на территории, подведомственной указанному налоговому органу.

Филиал иностранной организации является обособленным подразделением этой иностранной организации, осуществляющим все ее функции или их часть, руководитель которого действует на основании выданной иностранной организацией доверенности или иного документа, определяющего соответствующие полномочия.

Через обособленное подразделение, созданное на территории Российской Федерации филиалом иностранной организации, по сути, осуществляется деятельность иностранной организацией.

Как разъяснил Минфин России в письме от 10.01.2012 N 03-02-07/1-9, впредь до установления НК РФ специальных правил постановки на учет обособленного подразделения, создаваемого филиалом иностранной организации на территории Российской Федерации, подведомственной одному налоговому органу, при создании такого обособленного подразделения иностранной организацией должны быть представлены в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения документы, указанные в пункте 5 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения.

Право определения порядка постановки на учет крупнейших налогоплательщиков отнесено к компетенции Минфина России.

В целях реализации данного положения НК РФ Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении Критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» и Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ утверждены Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (далее — Критерии).

ФНС России в письме от 23.08.2012 N АС-4-2/13912 отметила, что в связи с изменениями экономической ситуации Критерии регулярно уточняются ФНС России. При этом, согласно пункту 7 Критериев, организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Необходимо обратить внимание, что только соответствие всем показателям, указанным в Критериях, позволяет отнести организацию к крупнейшим налогоплательщикам.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 N Ф03-3038/2012 суд отклонил довод налогового органа о том, что предприятие относится к категории крупнейших налогоплательщиков ввиду его включения Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также поскольку доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%, что соответствует абзацу 3 пункта 1 статьи 83 НК РФ, пункту 3.4 Критериев.

Как указал суд, пункт 3 Критериев не предписывает безусловное отнесение организации к названной категории налогоплательщиков при наличии одного из перечисленных в нем показателей. Из документов бухгалтерской отчетности и бухгалтерских справок следует, что предприятие не соответствует иным значениям показателей, установленным пунктом 3 Критериев. Так, применительно к периоду, предшествовавшему отнесению предприятия к категории крупнейших налогоплательщиков, оно экспортную поставку стратегической продукции не осуществляло, реализацию данной продукции не производило, имело среднесписочную численность работающих 10 человек (что не соответствует пунктам 3.1, 3.3 Критериев). Суд признал незаконными действия налогового органа по отнесению предприятия к категории крупнейших налогоплательщиков.

Статьей 33 НК РФ закреплены следующие обязанности должностных лиц налоговых органов:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 1 статьи 33).

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены ненормативного правового акта налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Пример.

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ и пункту 2 статьи 87 НК РФ одной из форм налогового контроля является налоговая проверка, которая проводится налоговыми органами с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. В случае несоблюдения данными должностными лицами установленных статьей 88 НК РФ требований решение налогового органа может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Права налоговых органов предусмотрены статьей 31 НК РФ. Обязанности налоговых органов устанавливает статья 32 НК РФ. При реализации прав и обязанностей налоговых органов должностные лица налоговых органов обязаны действовать в пределах своей компетенции, т.е. в пределах предоставленных им полномочий. Превышение должностными лицами налоговых органов своих полномочий означает незаконность их действий;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Данная обязанность находится в системной связи с важнейшим правом, закрепленным в части 1 статьи 23 Конституции, — правом на защиту своей чести и доброго имени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Пунктом 5 статьи 152 ГК РФ установлено, что гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Правила статьи 152 ГК РФ о защите деловой репутации гражданина в соответствии с пунктом 7 статьи 152 ГК РФ применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Пленум ВС РФ в пункте 6 Постановления от 24.02.2005 N 3 разъяснил, что если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 129 УК РФ (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.