Ст 80 п 3

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.
2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)
3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)
4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением электронной цифровой подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
1) вида документа: первичный (корректирующий);
2) наименования налогового органа;
3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
5) номера контактного телефона налогоплательщика.
8. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.
9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
(п. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 265-ФЗ)

СТ 80 ТК ТС

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных настоящим Кодексом;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

3. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-членов таможенного союза;

4) если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

4. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с:

1) пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса — в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза;

2) пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Комментарий к Ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Положения комментируемой статьи 80 призваны определить перечень случаев возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов. Перечни случаев, в которых такая обязанность возникает и прекращается, носят закрытый характер, что позволяет говорить об отсутствии в иных случаях, а также в отношении иных категорий товаров обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов.

Следует заметить, что при формировании двух взаимоисключающих перечней участники Таможенного союза определяют их различными способами. Перечень основания возникновения рассматриваемой обязанности носит отсылочный характер, и положения комментируемой статьи 80 ТК ТС ЕврАзЭС отражают лишь перечень иных норм комментируемого Кодекса, определяющих порядок реализации обязанности по уплате обязательных платежей. Таким образом, положения ч. 1 комментируемой статьи следует рассматривать в качестве общих норм, которые могут быть реализованы лишь в совокупности со специальными предписаниями, перечень которых регламентирован данной нормой.

В отличие от перечня оснований возникновения обязанности, комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень случаев, когда указанная обязанность прекращается. Следует обратить внимание, что основным способом прекращения рассматриваемой обязанности выступает уплата пошлин или налогов либо их взыскание, т.е. добровольное или принудительное исполнение нормативно установленной обязанности декларанта. В то же время анализ перечня оснований свидетельствует о том, что он объединяет в своей структуре как события (обстоятельства, не зависящие от воли человека), например, гибель товаров, так и действия (обстоятельства, наступающие по воле субъекта), например, помещение товаров под процедуру выпуска товаров для внутреннего потребления и т.п. Следует заметить, что прекращение обязанности по уплате обязательных платежей не освобождает уполномоченного субъекта от представления таможенной декларации за прошедший период, в том числе и тот, в котором возникли обстоятельства, в силу которых обязанности данного субъекта по уплате таможенной пошлины и налогов прекратились.

2. Прекращение обязанности по уплате обязательных платежей допускается лишь в тех случаях, когда в силу действия определенных обстоятельств у лица такая обязанность возникла. Однако, наряду с основаниями возникновения и прекращения данной обязанности, комментируемый Кодекс регламентирует и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов.

По сравнению с иными перечнями, предусмотренными комментируемой ст. 80 ТК ТС, оснований освобождения от обязательных платежей гораздо меньше и все они логически вытекают из предписаний комментируемого Кодекса и международных договоров государств — участников Союза. Все предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи основания обусловлены особенностями перемещения товаров через таможенную границу, в частности, к числу таких оснований относится отсутствие нормативного предписания, устанавливающего обязанность уплаты пошлины и налогов, а также перемещение товаров личного пользования, причем в отношении отдельных категорий товаров устанавливается лимит беспошлинного провоза, например, товары, стоимость которых не превышает двести евро и т.п. Особое место в системе оснований освобождения от указанных платежей занимают предписания нормативных актов стран — участниц Таможенного союза: указанное правило распространяется на отдельные виды товаров, освобожденные от пошлин на территории любого из государств, входящих в состав Союза. Однако следует заметить, что, если конкретная операция по перемещению товаров через таможенную границу не подпадает под действие ч. 3 комментируемой статьи, это ни в коей мере не означает возникновение у субъекта обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов — такая обязанность возникает только в силу предписаний ч. 1 комментируемой статьи.

3. Особое место в системе предписаний комментируемой статьи занимает ч. 4, устанавливающая специальный порядок возникновения обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов. Комментируемая норма призвана определить исключение из общего правила — частный случай возникновения и прекращения обязанности по уплате обязательных платежей. Единственным основанием возникновения и прекращения данной обязанности является юридический акт — международный договор, который может в полной мере определить возможность применения общих положений комментируемой статьи 80 Таможенного кодекса, а также предусмотреть специальные правила в отношении отдельных случаев перемещения товаров через таможенную границу.

Порядок уплаты таможенных пошлин и налогов регламентируется исключительно международным договором в отношении товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада, а также в отношении специальных таможенных процедур, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза. Таким образом, наличие специального порядка возникновения и прекращения обязанности в указанных случаях применение общих правил не допускает. Тем не менее, подобные предписания Кодекса не являются обязанностью государств — участников Союза, они вправе определить указанные положения в рамках международных договоров. Отсутствие специальных договорных правил свидетельствует о том, что указанные процедуры остаются вне правового поля Таможенного союза.

Порядок уведомления об увольнении

Статья 80 ТК РФ предоставляет право работнику по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, который может быть заключён как на ограниченный срок, так и на неопределенный. Учитывая, что инициатором увольнения всё же является работник, за ним закреплена обязанность, уведомить работодателя не в последний рабочий день, а в установленный законом период, таким образом, предоставив работодателю возможность найти ему замену.

Исходя из буквального смысла ст.80 ТК РФ, предупредить об увольнении работник может и раньше оговоренного срока, но обязательно в письменном форме, подав заявление на расчёт. Так как устное уведомление не имеет законной силы и не даёт право на предоставлении гарантий закреплённых в ТК РФ.

Также в ст.80 ТК РФ сказано, что работник обязан уведомить работодателя о желании прекратить трудовые отношения не менее чем за две недели, что в настоящий момент воспринимается многими работодателями как обязательный срок отработки, что в корне неверно, так как понятие отработка в трудовом законодательстве не предусмотрена.

Однако многие работодатели воспринимают оговоренное условие как обязанность работника отработать установленный срок, невзирая на некоторые обстоятельства и предпочитают устанавливать срок отработки не в календарных днях, а в рабочих, ошибочно трактуя трудовое законодательство в свою пользу. Хотя в ст.14 ТК РФ сказано, что в случае установления определённого срока в календарные недели входят также и нерабочие дни.

Не влияет на продолжительность срока так называемой отработки и отсутствие работника на рабочем месте по уважительным причинам, допустим, в период нетрудоспособности либо пребывания в ежегодном, либо административном отпуске. Ведь работник, исходя из смысла ч.1 ст.80 ТК РФ должен только уведомить работодателя о желании уволиться, при этом на рабочем месте ему находиться не обязательно.

Также во многих ситуациях некоторые работники не совсем верно понимают, с какого дня начинать отсчёт двухнедельной отработки, ведь по общепринятым правилам руководитель не только должен получить заявление о желании работника уволиться, но и наложить визу с указанием даты. Однако в ч.1 ст.80 ТК РФ речь идёт не о наложении визы, а о фиксации даты получения заявления предприятием, что можно осуществить с помощью регистрации заявления в журнале входящей почты либо с помощью направления заявления заказным письмом с уведомлением.

Увольнение по согласию сторон

Частью второй ст.80 ТК РФ сторонам даётся право прекратить отношения без соблюдения срока о предварительном уведомлении из чего следует, что вопрос о соблюдении двухнедельного срока после уведомления решается исключительно по соглашению сторон и не является обязательным условием. Однако, несмотря на предложенную формулировку данной части ст.80 ТК РФ в трудовой книжке работника основанием для увольнения все же служит ст.80 ТК РФ, а не ст.78 ТК РФ.

Увольнение при наличии уважительных причин

Частью 3 ст.80 ТК РФ работнику дано право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в срок, который он сам указал в заявлении, в порядке исключения и только при наличии уважительных причин, которые в оговорённой норме приведены только в сжатом виде. Учитывая, что наличие увольнения по уважительным причинам является основанием также и в некоторых других нормах трудового законодательства, в частности, в ст.348.12 ТК РФ, в качестве нормативного акта приводящего перечень уважительных причин можно использовать Приказ Минздрава РФ №1012 н от 23.12.2009г.

Ранее при увольнении в подобных обстоятельствах использовалось Постановление Государственного комитета СССР по труду № 198 от 09.07.1980г, но в настоящее время документ частично утратил силу, именно поэтому его применение можно в некоторых случаях поставить под сомнение.

Порядок отзыва заявления

Частью 4 ст.80 ТК РФ работнику дано право отозвать заявление на увольнение в течение 14 дней, которые предоставлены для уведомления работодателя о расторжении трудовых отношений, но только в том случае, если на высвобождаемую должность не приглашён другой претендент в порядке перевода.

В данной ситуации соблюдаются нормы ст.64 ТК РФ, в соответствии с которыми работнику, приглашённому по переводу, запрещено отказывать в приёме на предприятие. Также подобная норма закреплена в пп. «в» п.22 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004г. Но при этом приглашёние на работу сотрудника из другой организации должно быть оформлено документально, то есть, должно быть, официальное приглашёние, а также согласие работодателя другого предприятия. При отсутствии выше оговоренных документов, отказ в отзыве заявления будет являться незаконным.

К сожалению, на законодательном уровне порядок отзыва заявления об увольнении не урегулирован, поэтому во многих организациях при возникновении подобной ситуации ограничиваются изъятием заявления и приказа об увольнении, что является в корне неверным подходом. Любой изданный документ имеет юридическую силу ровно до того времени, пока не будет издан распорядительный документ об его отмене, следовательно, при отзыве заявления должна соблюдаться похожая процедура.

Работник должен подать письменное заявление с просьбой отозвать заявление об увольнении, на основании которого уже издаётся приказ об отмене приказа об увольнении. Если подобное заявление от работника не поступит, работодатель имеет полное право уволить его в оговоренный в заявлении срок.

Порядок увольнения работника

Частью 5 ст.80 ТК РФ за работником закреплено право прекратить рабочий процесс после истечения срока уведомления об увольнении независимо от того принял ли работодатель решение об удовлетворении просьбы об увольнении или нет, а также были ли изданы соответствующие распорядительные документы. В подобной ситуации отказ работника от продолжения трудовых отношений не может быть расценен как нарушение трудовой дисциплины либо квалифицирован как прогул со всеми вытекающими последствиями.

Также в последний рабочий день, который, кстати, является и днём увольнения работнику не имеют право отказать в предоставлении копий документов, подтверждающих его трудовую деятельность на предприятии, в частности справки о размере заработной плате либо наличии стажа или дополнительных льгот, предоставленных в связи с наличием особых условий труда. Но оговоренные копии документов могут быть предоставлены только при наличии письменного запроса от самого работника.

Также на основании ст.84.1 ТК РФ работнику в последний рабочий день обязаны выдать трудовую книжку с соответствующей записью и выплатить расчётные в соответствии со ст.140 ТК РФ, в размере, который не оспаривается сторонами. Если же стороны разошлись во мнении и сумма расчётных меньше, у работника есть право в течение 3-х месяцев урегулировать данный вопрос в судебном порядке.

Продолжение трудовых отношений

В части 6 ст.80 ТК РФ сказано, что если трудовой договор на основании поданного заявления так и не был расторгнут, то есть не был издан соответствующий распорядительный документ и при этом работник не настаивает на увольнении, трудовое сотрудничество продолжается. Данная норма распространяется не только на трудовой договор, заключённый на неопределённый срок, но и на срочный договорю, в случае, если его срок действия не истёк либо стороны не настаивают на его расторжении. Порядок уведомления об увольнении

Статья 80 ТК РФ предоставляет право работнику по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, который может быть заключён как на ограниченный срок, так и на неопределенный. Учитывая, что инициатором увольнения всё же является работник, за ним закреплена обязанность, уведомить работодателя не в последний рабочий день, а в установленный законом период, таким образом, предоставив работодателю возможность найти ему замену.

Исходя из буквального смысла ст.80 ТК РФ, предупредить об увольнении работник может и раньше оговоренного срока, но обязательно в письменном форме, подав заявление на расчёт. Так как устное уведомление не имеет законной силы и не даёт право на предоставлении гарантий закреплённых в ТК РФ.

Также в ст.80 ТК РФ сказано, что работник обязан уведомить работодателя о желании прекратить трудовые отношения не менее чем за две недели, что в настоящий момент воспринимается многими работодателями как обязательный срок отработки, что в корне неверно, так как понятие отработка в трудовом законодательстве не предусмотрена.

Однако многие работодатели воспринимают оговоренное условие как обязанность работника отработать установленный срок, невзирая на некоторые обстоятельства и предпочитают устанавливать срок отработки не в календарных днях, а в рабочих, ошибочно трактуя трудовое законодательство в свою пользу. Хотя в ст.14 ТК РФ сказано, что в случае установления определённого срока в календарные недели входят также и нерабочие дни.

Не влияет на продолжительность срока так называемой отработки и отсутствие работника на рабочем месте по уважительным причинам, допустим, в период нетрудоспособности либо пребывания в ежегодном, либо административном отпуске. Ведь работник, исходя из смысла ч.1 ст.80 ТК РФ должен только уведомить работодателя о желании уволиться, при этом на рабочем месте ему находиться не обязательно.

Также во многих ситуациях некоторые работники не совсем верно понимают, с какого дня начинать отсчёт двухнедельной отработки, ведь по общепринятым правилам руководитель не только должен получить заявление о желании работника уволиться, но и наложить визу с указанием даты. Однако в ч.1 ст.80 ТК РФ речь идёт не о наложении визы, а о фиксации даты получения заявления предприятием, что можно осуществить с помощью регистрации заявления в журнале входящей почты либо с помощью направления заявления заказным письмом с уведомлением.

Частью второй ст.80 ТК РФ сторонам даётся право прекратить отношения без соблюдения срока о предварительном уведомлении из чего следует, что вопрос о соблюдении двухнедельного срока после уведомления решается исключительно по соглашению сторон и не является обязательным условием. Однако, несмотря на предложенную формулировку данной части ст.80 ТК РФ в трудовой книжке работника основанием для увольнения все же служит ст.80 ТК РФ, а не ст.78 ТК РФ.

Частью 3 ст.80 ТК РФ работнику дано право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в срок, который он сам указал в заявлении, в порядке исключения и только при наличии уважительных причин, которые в оговорённой норме приведены только в сжатом виде. Учитывая, что наличие увольнения по уважительным причинам является основанием также и в некоторых других нормах трудового законодательства, в частности, в ст.348.12 ТК РФ, в качестве нормативного акта приводящего перечень уважительных причин можно использовать Приказ Минздрава РФ №1012 н от 23.12.2009г.

Ранее при увольнении в подобных обстоятельствах использовалось Постановление Государственного комитета СССР по труду № 198 от 09.07.1980г, но в настоящее время документ частично утратил силу, именно поэтому его применение можно в некоторых случаях поставить под сомнение.

Частью 4 ст.80 ТК РФ работнику дано право отозвать заявление на увольнение в течение 14 дней, которые предоставлены для уведомления работодателя о расторжении трудовых отношений, но только в том случае, если на высвобождаемую должность не приглашён другой претендент в порядке перевода.

В данной ситуации соблюдаются нормы ст.64 ТК РФ, в соответствии с которыми работнику, приглашённому по переводу, запрещено отказывать в приёме на предприятие. Также подобная норма закреплена в пп. «в» п.22 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004г. Но при этом приглашёние на работу сотрудника из другой организации должно быть оформлено документально, то есть, должно быть, официальное приглашёние, а также согласие работодателя другого предприятия. При отсутствии выше оговоренных документов, отказ в отзыве заявления будет являться незаконным.

К сожалению, на законодательном уровне порядок отзыва заявления об увольнении не урегулирован, поэтому во многих организациях при возникновении подобной ситуации ограничиваются изъятием заявления и приказа об увольнении, что является в корне неверным подходом. Любой изданный документ имеет юридическую силу ровно до того времени, пока не будет издан распорядительный документ об его отмене, следовательно, при отзыве заявления должна соблюдаться похожая процедура.

Работник должен подать письменное заявление с просьбой отозвать заявление об увольнении, на основании которого уже издаётся приказ об отмене приказа об увольнении. Если подобное заявление от работника не поступит, работодатель имеет полное право уволить его в оговоренный в заявлении срок.

Частью 5 ст.80 ТК РФ за работником закреплено право прекратить рабочий процесс после истечения срока уведомления об увольнении независимо от того принял ли работодатель решение об удовлетворении просьбы об увольнении или нет, а также были ли изданы соответствующие распорядительные документы. В подобной ситуации отказ работника от продолжения трудовых отношений не может быть расценен как нарушение трудовой дисциплины либо квалифицирован как прогул со всеми вытекающими последствиями.

Также в последний рабочий день, который, кстати, является и днём увольнения работнику не имеют право отказать в предоставлении копий документов, подтверждающих его трудовую деятельность на предприятии, в частности справки о размере заработной плате либо наличии стажа или дополнительных льгот, предоставленных в связи с наличием особых условий труда. Но оговоренные копии документов могут быть предоставлены только при наличии письменного запроса от самого работника.

Также на основании ст.84.1 ТК РФ работнику в последний рабочий день обязаны выдать трудовую книжку с соответствующей записью и выплатить расчётные в соответствии со ст.140 ТК РФ, в размере, который не оспаривается сторонами. Если же стороны разошлись во мнении и сумма расчётных меньше, у работника есть право в течение 3-х месяцев урегулировать данный вопрос в судебном порядке.

В части 6 ст.80 ТК РФ сказано, что если трудовой договор на основании поданного заявления так и не был расторгнут, то есть не был издан соответствующий распорядительный документ и при этом работник не настаивает на увольнении, трудовое сотрудничество продолжается. Данная норма распространяется не только на трудовой договор, заключённый на неопределённый срок, но и на срочный договорю, в случае, если его срок действия не истёк либо стороны не настаивают на его расторжении.