Ст 76 НК РФ

Какой налоговый орган отменяет решение о приостановлении операций по счетам, если налогоплательщик сменил место учета (п. 8 ст. 76 НК РФ)?

Согласно п. 8 ст. 76 НК РФ (в ред. до 01.10.2011) приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке отменяется решением инспекции не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

С 01.10.2011 налоговый орган вправе также приостановить переводы электронных денежных средств налогоплательщика.

В Налоговом кодексе РФ не указано, какой налоговый орган отменяет решение о приостановлении операций по счетам, если налогоплательщик сменил место учета.

Официальная позиция заключается в том, что если место нахождения налогоплательщика изменилось, то операции по приостановленным счетам возобновляются на основании решения инспекции по новому месту учета налогоплательщика.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484

Финансовое ведомство отмечает, что приостановление операций по счетам налогоплательщика может быть отменено не только налоговым органом, вынесшим это решение. Если в период действия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика последний изменил место нахождения и встал на налоговый учет по новому адресу, то решение об отмене приостановления операций принимает инспекция по новому месту учета налогоплательщика.

На какую сумму подлежат начислению проценты за нарушение налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (п. 9.2 ст. 76 НК РФ)?

В п. 8 ст. 76 НК РФ установлен срок, в течение которого налоговый орган должен отменить приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке и переводов его электронных денежных средств. Инспекция должна вынести соответствующее решение не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пени, штрафа.

До 01.08.2012 в соответствии с п. 4 ст. 76 НК РФ решение в день его принятия или на следующий день вручалось представителю банка под расписку или направлялось в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком.

Согласно п. 4 ст. 76 НК РФ (в ред. после 01.08.2012) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Если срок принятия решения или срок его направления в банк нарушены, то на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Возникает вопрос: проценты начисляются на сумму задолженности, указанную в решении о приостановлении операций по счетам, или на сумму денежных средств, заблокированных на счете налогоплательщика?

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты с выводом о том, что проценты подлежат начислению на сумму непосредственно заблокированных денежных средств, которыми налогоплательщик не мог распоряжаться.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Московского округа от 13.02.2013 по делу N А40-59298/12-99-342

Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что согласно Налоговому кодексу РФ право на получение процентов не зависит от наличия денежных средств на счетах, операции по которым незаконно приостановлены. Поэтому проценты нужно начислять на сумму, указанную в решении о приостановлении операций.

Суд указал: начисление процентов должно компенсировать материальные потери налогоплательщика от невозможности использования денежных средств на счетах, операции по которым неправомерно приостановлены. Иное толкование приведет к нарушению баланса частных и публичных интересов и неосновательному обогащению налогоплательщика.

Поскольку суды установили отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика в период приостановления операций, последнему было отказано в начислении и выплате процентов.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2012 по делу N А53-9126/2011

Суд апелляционной инстанции указал, что проценты, подлежащие взысканию с инспекции за нарушение срока отмены приостановления операций по счетам налогоплательщика, начисляются на конкретную сумму на счете последнего, которой он не мог распоряжаться. Поскольку в период приостановления операций у налогоплательщика отсутствовали денежные средства на счете, то оснований для начисления процентов по п. 9.2 ст. 76 НК РФ не имеется.

ФАС подтвердил обоснованность выводов апелляционной инстанции.

Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 316 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. Corpus delicti; locus delicti — состав пре­ступления; место преступления
  2. Hall-тест может быть слепым и открытым. При слепом тестировании участникам не объявляется марка продукта. При открытом, напротив, они знают, о какой марке идет речь
  3. I. Нынешняя организационная культура (какой Вы ее видите сегодня)
  4. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  5. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. для промежуточной аттестации (экзамена)
  6. I. Организационно-подготовительная часть занятия
  7. I. Организационно-подготовительная часть занятия. Каждый ребенок хлопает правой ладонью по левой ладони сосе­да и произносит: «Привет», «Рад тебя видеть»
  8. I.

    An error occurred.

    Организационно-подготовительная часть занятия. Мыши, замрите! Кто зашевелился после команды «Замри!», того съела кошка

  9. I. Отборочный этап Фестиваля на предприятиях, в учреждениях, организациях
  10. I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
  11. I. Цели, задачи и место производственной преддипломной практики в системе высшего профессионального образования
  12. II стадия — Разрешение дела


Поиск на сайте:


Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Приостановление операций по счету: что делать?

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

2. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

4. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

5. Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 03.11.2010 N 287-ФЗ)

6. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

7. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения. При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

8. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

9. В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

Сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

9.1. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пунктах 3, 7 — 9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.
(п. 9.1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

9.2. В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(п. 9.2 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

10. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

11. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках налогового агента — организации и плательщика сбора — организации, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), — налогоплательщиков, налоговых агентов.

12. При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета.
(п. 12 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Подождите, идет загрузка документа…

В СООТВЕТСТВИИ С П. 8 СТ. 76 НК РФ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ОРГАНИЗАЦИИ В БАНКЕ ОТМЕНЯЕТСЯ РЕШЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ОРГАНА НЕ ПОЗДНЕЕ ОДНОГО ДНЯ, СЛЕДУЮЩЕГО ЗА ДНЕМ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ДОКУМЕНТОВ (ИХ КОПИЙ), ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ФАКТ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГА, ПЕНЕЙ, ШТРАФА. ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО БАНК ВОЗОБНОВИТЬ ОПЕРАЦИИ ПО СЧЕТУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ОРГАНИЗАЦИИ СО ДНЯ, СЛЕДУЮЩЕГО ЗА ДНЕМ ПОГАШЕНИЯ ВСЕЙ СУММЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, УКАЗАННОЙ В РЕШЕНИИ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТУ ДАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПОЛУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ОБ ОТМЕНЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ ДАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 11 июня 2010 г. N 03-02-07/1-276 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении ст.

Ст. 76 НК РФ: блокировка расчетного счета — вопросы и ответы

76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и сообщается следующее. Пунктом 7 ст. 76 Кодекса установлено, что приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. В силу п. 8 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа. Следовательно, банк не вправе осуществлять операции по счетам налогоплательщика до получения от налогового органа решения об отмене приостановления операций по счетам этого налогоплательщика в соответствии с п. п. 7 и 8 ст. 76 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 11 июня 2010 г. N 03-02-07/1-276

Статья 76 НК РФ неправомерно приостанавливает операции на расчетных счетах налогоплательщика

Положения ст. 76 НК РФ в той части, в которой они позволяют налоговому органу приостанавливать все расходные операции на расчетном счете налогоплательщика, противоречат Конституции РФ как несоразмерные фактическому нарушению прав налогоплательщиков и законных интересов государства.

В качестве одного из этапов процедуры взыскания налоговой задолженности законодатель называет приостановление расходных операций по счетам налогоплательщика в банке.

Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ "приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей".

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, при этом решение о приостановлении операций принимается в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности уплаты налога (п. 2 ст.

Может ли налоговый орган вынести решение о приостановлении операций по счету согласно ст 76 НК РФ?

76 НК РФ). Кроме того, приостановление операций может быть вызвано непредставлением налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налоговых деклараций налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Как следует из абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ, ограничение на проведение расходных операций "не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов".

Регулированию очередности исполнения требований по списанию сумм с банковского счета лица посвящена ст. 855 ГК РФ, согласно которой платежи в бюджет и внебюджетные формы списываются в четвертую очередь после исполнения этой обязанности для следующих кредиторов:

  • граждан по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также по требованию о взыскании алиментов;
  • граждан по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторского договора;
  • граждан по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Таким образом, погашение требований иных кредиторов, например юридических лиц по хозяйственным договорам, происходит после удовлетворения требований налогового органа, а следовательно, списания сумм по требованиям перед такими кредиторами в момент исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам налогоплательщика не происходит.

Необходимо отметить, что согласно п. 5 ст. 76 НК РФ "приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения".

Таким образом, может сложиться ситуация, при которой все расходные операции по счетам налогоплательщика окажутся приостановленными из-за недоимки по налогам, например, в размере 1 руб. При этом на счетах налогоплательщика может оказаться сумма в 1 млн руб. Этот миллион мог быть предназначен для уплаты кредиторам, стоящим в очередности за налоговым органом.

Учитывая положения п. 6 ст. 76 НК РФ, пени за один день просрочки платежа в 1 млн руб. составят 333 руб. при ставке банковского рефинансирования 12% (Указание Банка России от 23.12.2005 N 1643-У), что в данном случае более чем в 300 раз превышает налоговую недоимку.

Очевидно, что приостановление операций на расчетных счетах налогоплательщика представляет собой разновидность ограничения права собственности лица (Постановление КС РФ от 14.07.2005 N 9-П по делу "О проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа"), связанного с необходимостью обеспечения своевременной уплаты налогов и минимизации потерь бюджета.

Как отмечено в п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.1996 N 6 "О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики", "следует иметь в виду, что принятие такой меры, как наложение ареста на денежные средства, хранящиеся на счете ответчика, одновременно затрагивает охраняемые законом права и интересы третьих лиц (иных кредиторов ответчика)". Последствия приостановки операции на расчетном счете для кредиторов, стоящих в очередности за налоговым органом, по сути идентичны, а значит, мнение ВАС РФ можно распространить и на них. То есть приостановка всех расходных операций, даже по тем суммам, которые не будут списаны в бюджет, нарушает права третьих лиц — кредиторов, для перечисления которым и предназначались заблокированные суммы.

Приостанавливая операции на расчетном счете налогоплательщика, государство применяет правовосстановительную меру, связанную с обеспечением конституционной обязанности уплаты налогов и, косвенно, компенсации потерь бюджета в части приостановки операций на сумму пеней (Постановление КС РФ от 15.07.1999 N 11-П по делу "О проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции").

Собственно компенсация потерь государства решается иными способами, то есть через пени и штрафы.

Таким образом, цель, которую преследует государство, приостанавливая операции на расчетном счете, — обеспечить уплату налога в строго определенном размере и, косвенно, взыскание пеней, размер которых также известен на момент принятия решения.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Анализируя положения ст. 55, Конституционный Суд РФ вывел принцип соразмерности ограничения прав государственным интересам, правам других лиц и т.п. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П по делу "О проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" указал следующее: "Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В целях обеспечения выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации (статья 55, часть 3).

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам".

Конституционный Суд РФ также отмечал, что "ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, то есть не ограничивает пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм" (Постановление КС РФ от 16.07.2004 N 14-П по делу "О проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева").

Таким образом, требование ограничения прав лиц соразмерности обеспечительных мер может быть положено в основу разграничения законности и незаконности положений ст. 76 НК РФ.

Как мы уже отмечали, приостановление всех расходных операций по счетам налогоплательщика может быть обусловлено как недоимкой по налогам, так и непредставлением налоговых деклараций.

Начисление пеней за недоимку по налогам может нанести ущерб налогоплательщику, в разы превосходящий размер недоимки. Приостановление всех операций, в том числе на суммы, многократно превышающие недоимку, не отвечает принципу соразмерности, избыточно ограничивает право собственности налогоплательщика. Ограничение в подобной форме не соответствует целям взыскания налогов и компенсации государству потерь, вызванных налоговой недоимкой.

Таким образом, по мнению автора, в данной части положения ст. 76 НК РФ не соответствуют ч. 3 ст. 55 НК РФ.

За непредставление налоговых деклараций законодатель установил ответственность в ст. 119 НК РФ. Состав правонарушения установлен вне зависимости от недоимки по налогу. В Решении ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03 указано, что "отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода объекта обложения и (или) суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления декларации по налогу на добавленную стоимость". Даже если непредставление декларации не повлекло никаких последствий, а сумма, указанная в декларации, равна нулю, налогоплательщик все равно привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Налогоплательщик не освобождается от ответственности и в том случае, если уплатит всю сумму налога в установленный срок, но налоговую декларацию представит с нарушением сроков. Подобные доводы изложены в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2005 N Ф04-1277/2005(9407-А70-7) и от 10.10.2005 N Ф04-6999/2005(15444-А27-6), ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2005 по делу N А33-2810/2005-Ф02-5200/05-С1.

Следовательно, законодатель установил степень опасности данного правонарушения.

Таким образом, приостановку всех расходных операций в случае непредставления налоговых деклараций необходимо признать несоразмерным ущемлением прав лица, что противоречит положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

А.А.Евсеев

Заместитель директора

ООО "Кузьминых и партнеры"

Подождите, идет загрузка документа…

В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 76 НК РФ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТУ ОЗНАЧАЕТ ПРЕКРАЩЕНИЕ БАНКОМ ВСЕХ РАСХОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ДАННОМУ СЧЕТУ, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО П. 2 СТ. 76 НК РФ. СОГЛАСНО П. 2 СТ. 76 НК РФ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ОРГАНИЗАЦИИ В БАНКЕ В СЛУЧАЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ НАСТОЯЩИМ ПУНКТОМ, ОЗНАЧАЕТ ПРЕКРАЩЕНИЕ БАНКОМ РАСХОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ЭТОМУ СЧЕТУ В ПРЕДЕЛАХ СУММЫ, УКАЗАННОЙ В РЕШЕНИИ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ОРГАНИЗАЦИИ ПО СЧЕТАМ В БАНКЕ (ДАЛЕЕ — РЕШЕНИЕ), ЕСЛИ ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО АБЗ. 3 П. 1 СТ. 76 НК РФ. В АБЗ. 3 П.

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОТМЕНЫ АРЕСТА РАСЧЕТНОГО СЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

1 СТ. 76 НК РФ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТУ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ПЛАТЕЖИ, ОЧЕРЕДНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДШЕСТВУЕТ ИСПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ, А ТАКЖЕ НА ОПЕРАЦИИ ПО СПИСАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СЧЕТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ (АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ), СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ И ПО ИХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ. НА ОСНОВАНИИ ВЫШЕУКАЗАННЫХ НОРМ В БАНК ПОСТУПАЮТ РЕШЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ОДНОВРЕМЕННО УКАЗАНИЕ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ВСЕХ РАСХОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТУ И ИНФОРМАЦИЮ О СУММЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРИ ЭТОМ В РЕШЕНИИ НЕ СОДЕРЖИТСЯ КОНКРЕТНОГО УКАЗАНИЯ НА ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕКРАТИТЬ РАСХОДНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО СЧЕТУ В ПРЕДЕЛАХ СУММЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, УКАЗАННОЙ В РЕШЕНИИ. ЭТО ПРОИСХОДИТ В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО ФОРМА УКАЗАННОГО РЕШЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННАЯ ПРИКАЗОМ ФНС РОССИИ ОТ 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА, СБОРА, ПЕНИ, ШТРАФА, ДОКУМЕНТА О ВЫЯВЛЕНИИ НЕДОИМКИ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРОВ) ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР И МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ДАЛЕЕ — ПРИКАЗ), ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ "ПРИОСТАНОВИТЬ В БАНКЕ ВСЕ РАСХОДНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО СЧЕТАМ", КОТОРЫЙ НЕ ПОДЛЕЖИТ ИЗМЕНЕНИЮ, А РАЗМЕР ЗАДОЛЖЕННОСТИ УКАЗЫВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО. ТО ЕСТЬ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НЕ МОЖЕТ УКАЗАТЬ В РЕШЕНИИ, ЧТО НЕОБХОДИМО ПРИОСТАНОВИТЬ ОПЕРАЦИИ ПО СЧЕТАМ В ПРЕДЕЛАХ СУММЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ХОТЯ НК РФ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ВЫШЕУКАЗАННЫХ НОРМ НК РФ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ, ДАЕТ ОСНОВАНИЕ ПОЛАГАТЬ, ЧТО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В БАНК ПОСТУПИЛО РЕШЕНИЕ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ ОРГАНИЗАЦИИ, В КОТОРОМ УКАЗАН РАЗМЕР ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПРИ ЭТОМ: 1) СУММА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕВЫШАЕТ ЭТОТ РАЗМЕР — БАНК, ЗАБЛОКИРОВАВ НА СЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ СУММУ, УКАЗАННУЮ В КАЧЕСТВЕ РАЗМЕРА ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РЕШЕНИИ, ВПРАВЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ОСТАТКОМ НА СЧЕТЕ И ЗАБЛОКИРОВАННОЙ СУММОЙ, ПРОВОДИТЬ НЕ ТОЛЬКО ОПЕРАЦИИ, УКАЗАННЫЕ В АБЗ. 3 П. 1 СТ. 76 НК РФ, НО И ИНЫЕ ОПЕРАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ОПЛАТЕ АРЕНДЫ (ПРИОБРЕТЕНИЯ) РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПРОЧИХ ПЛАТЕЖЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ; 2) СУММА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЬШЕ РАЗМЕРА, УКАЗАННОГО В РЕШЕНИИ — БАНК ВПРАВЕ ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО ОПЕРАЦИИ, УКАЗАННЫЕ В АБЗ. 3 П. 1 СТ. 76 НК РФ. ПРАВОМЕРНА ЛИ УКАЗАННАЯ ПОЗИЦИЯ БАНКА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-167 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщается следующее. Согласно п. 1 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае неисполнения им требования об уплате налога, пеней и штрафа означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 1 данной статьи. В случае если на счете в банке налогоплательщика-организации, операции по которому приостановлены на основании решения налогового органа, имеется недостаточно денежных средств для исполнения решения налогового органа о взыскании налога, все расходные операции по счету в банке должны быть приостановлены в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, за исключением платежей, предусмотренных абз. 3 п. 1 указанной статьи. Если на счете в банке налогоплательщика-организации, операции по которому приостановлены, сумма денежных средств превышает сумму, указанную в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, налогоплательщик-организация вправе использовать денежные средства, находящиеся на его счете в банке, в части превышения суммы, указанной в этом решении, по своему усмотрению. В соответствии с п. 4 ст. 76 Кодекса Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации" утверждена форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке. Исходя из существа установленного факта нарушения законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика на всю сумму денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, в случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока ее представления, или в пределах суммы, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании за счет денежных средств на счетах в банке. В случае если в форме решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента в строке <*> указывается сумма, подлежащая взысканию в соответствии с решением о взыскании за счет денежных средств на счетах в банке, это означает, что банк обязан приостановить все расходные операции по счетам налогоплательщика в банке в пределах суммы, указанной в строке <*>. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 15 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-167

Комментарий к ст. 76 НК РФ

Формы решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@ утвержден Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе.

При применении статьи 76 НК РФ следует учитывать, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке должно содержать указание на то, какая декларация не представлена налогоплательщиком.

Ст. 76 НК РФ: блокировка расчетного счета — вопросы и ответы

Отсутствие такого указания нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Такие выводы подтверждает судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2004 N А56-20502/04).

С 01.01.2009 в пункте 2 статьи 76 НК РФ действует положение, согласно которому приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Ранее Минфин России в письме от 29.03.2007 N 03-02-07/1-147 сделал вывод о том, что в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, в том числе и по валютным счетам, в банке не предусмотрено указание курса, в соответствии с которым следует конвертировать сумму, указанную в решении.

А в письме от 28.03.2007 N 03-02-07/1-140 Минфин России указал, что сумма, указанная в решении о приостановлении операций по счетам в банке, должна соответствовать сумме налога, сбора, пени, штрафа, подлежащей взысканию в бюджет. В связи с этим финансовое ведомство сделало вывод, что валютный эквивалент суммы в рублях, в пределах которой расходные операции приостанавливаются, определяется исходя из курса иностранной валюты по отношению к рублю на дату продажи валюты на основании поручения налогового органа на продажу валюты. При этом Минфин России руководствовался нормами пункта 5 статьи 46 НК РФ.

МНС России в письме от 16.09.2002 N 24-1-13/1083-АД665 указало, что указанное в пункте 1 статьи 76 НК РФ ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Следовательно, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счетам налогоплательщика-организации в банке последний не вправе выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения других расходных операций по счету, за исключением операций по списанию со счета сумм налоговых платежей, а также платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Основанием закрытия банковского счета клиента служит расторжение договора банковского счета. При этом остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет.

Таким образом, расторжение договора банковского счета в случае наличия остатка денежных средств на счете сопряжено с проведением расходных операций по указанному счету: выдача клиенту или перечисление на другой счет остатка денежных средств.

Учитывая изложенное, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету налогоплательщика-организации в банке при наличии остатка денежных средств на указанном счете банк не вправе выдавать клиенту либо перечислять по его указанию на другой счет остаток денежных средств на счете и соответственно не вправе закрыть указанный счет клиента.

При отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.

Минфин России в письме от 12.12.2005 N 03-02-07/1-336 обратил внимание, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность возврата банком налоговому органу решения о приостановлении операций по счетам клиента банка. Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" такая возможность также не предусматривается.

Статья 76 НК РФ. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей