Ст 407 НК

Право на применение налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) зависит от показателя предельного дохода для ее применения. Выясним, кто имеет право на НСЛ при размерах минимальной зарплаты и предельного дохода для применения НСЛ в 2020 году

Налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму НСЛ, как предусмотрено в п. 169.1 НКУ.

При этом НСЛ применяется к доходу (в виде зарплаты), начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца, если размер данного дохода не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица по состоянию на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн (пп. 169.4.1 НКУ).

Если размер прожиточного минимума для трудоспособного лица по состоянию на 01.01.2020 равен 2102 грн, предельный доход для применения НСЛ в 2020 году составит:

2102 грн х 1,4 = 2940 грн.

Вместе с тем размер минимальной зарплаты с 01.01.2020 составляет 4723 грн. Посему менее данной величины не может начисляться зарплата работнику за выполненную месячную норму труда.

Получается, НСЛ не будет применяться к доходам подавляющего большинства работников, поскольку размер их зарплаты должен составлять более 4723 грн, а предельный доход для применения НСЛ на 2020 год — 2940 грн.

Размер общей НСЛ на 2020 год составляет 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (из расчета на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года (пп. 169.1.1 НКУ):

2102 грн х 50% = 1051,00 грн.

Следовательно, общей НСЛ смогут воспользоваться только работники, которые трудятся на условиях неполного рабочего времени, но не всегда.

Например, если работник трудится на 0,6 ставки, то гарантированный минимальный размер его зарплаты составляет:

4723 грн х 0,6 = 2833,80 грн.

Таким образом, если работнику начислили зарплату в данном размере, он будет иметь право на общую НСЛ. Ведь ограничений относительно графика и условий работы работников нормы НКУ не содержат. НКУ определяет лишь предельный размер зарплаты, получаемый от одного работодателя, дающий право на применение НСЛ, — он не должен превышать в 2020 году 2940 грн (пп. 169.4.1 НКУ).

Кроме того, в некоторых ситуациях (отпуск без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, прогулы и т.д.), если работник не отработал месячной нормы рабочего времени, зарплата за месяц также может составлять менее 2940 грн, и, соответственно, возникнет право на общую НСЛ.

Стоит сказать и об отдельных категориях лиц, которые при определенных условиях имеют право на НСЛ в 2020 году даже при таком уровне минимальной зарплаты.

Речь идет о применении НСЛ на детей, что предусмотрено абз. 2 пп. 169.4.1 НКУ. Согласно данной норме предельный размер дохода, предоставляющий право на получение НСЛ одному из родителей в случае и в размере, предусмотренных пп. 169.1.2 НКУ и пп.пп. «а» и «б» пп. 169.1.3 НКУ, определяется как произведение предельного размера дохода для применения НСЛ и соответствующего количества детей (в 2020 году — 2940 грн х количество детей).

То есть при наличии у работника 2 и более детей до 18 лет предельный размер дохода для применения НСЛ возрастает кратно количеству детей и в 2020 году составит:

  • если двое детей — 5880 грн (2940 грн х 2);
  • если трое детей — 8820 грн (2940 грн х 3).

В таблице показано, какой предельный размер дохода для применения НСЛ и ее размер для работников, имеющих детей, в 2020 году.

Таблица

НСЛ для работников, имеющих детей, в 2020 году

Категория налогоплательщика

Предельный размер дохода, предоставляющий право на получение НСЛ, грн

Размер НСЛ,%

Размер НСЛ, грн

Основание

Лицо, содержащее двух и более детей в возрасте до 18 лет

Для одного из родителей — 2940,00 х количество детей в возрасте до 18 лет; для второго из родителей — 2940,00

1051,00 х количество детей в возрасте до 18 лет

пп. 169.1.2 НКУ

Одинокая мать (отец), вдова (вдовец) или опекун, попечитель, имеющие ребенка (детей) до 18 лет

1576,50 х количество детей в возрасте до 18 лет

пп. «а» пп. 169.1.3 НКУ

Лицо, содержащее ребенка с инвалидностью (детей с инвалидностью) в возрасте до 18 лет

1576,50 х количество детей с инвалидностью в возрасте до 18 лет

пп. «б» пп. 169.1.3 НКУ

Рассмотрим несколько ситуаций по применению НСЛ для работников, имеющих детей.

Ситуация 1

Работница вышла на работу на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки) из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. Она имеет 2 детей: одному ребенку — 2 года, второму — 5 лет. Должностной оклад с 01.01.2020 установлен на уровне минимальной зарплаты, других доплат и надбавок нет.

Предельный размер дохода для применения НСЛ составит:

5880 грн (2940 грн х 2).

Зарплата в январе 2020 года за полностью отработанную норму рабочего времени (0,5 ставки) будет равна:

4723 грн х 0,5 = 2361,50 грн.

Сумма зарплаты за январь 2020 года менее предельного размера дохода для применения НСЛ.

Следовательно, работница имеет право на НСЛ в сумме, кратной количеству детей:

1051,00 грн х 2 = 2102 грн.

С учетом требований п. 164.6 НКУ база обложения НДФЛ в виде зарплаты уменьшается на сумму НСЛ:

2361,50 грн – 2102 грн = 259,50 грн.

Таким образом, НДФЛ в данном случае составит:

259,50 грн х 18% = 46,71 грн.

Однако важно помнить, что база налогообложения для военного сбора не уменьшается, поэтому его взимают в размере:

2361,50 грн х 1,5% = 35,42 грн.

Сумма зарплаты к выплате будет равна:

2361,50 грн – 46,71 грн – 35,42 грн = 2279,37 грн.

Как вариант — женщина может воспользоваться общей НСЛ, и тогда сумма НДФЛ составит:

(2361,50 грн – 1051,00 грн) х 18% = 235,89 грн.

А отец может воспользоваться НСЛ на детей, если его зарплата менее 5880,00 грн.

Ситуация 2

Одинокая мать имеет 2 детей в возрасте до 18 лет. Должностной оклад с 01.01.2020 установлен в сумме 7000 грн, других доплат и надбавок нет.

Предельный размер дохода для применения НСЛ составит: 5880 грн (2940 грн х 2).

Зарплата в январе 2020 года за полностью отработанную норму рабочего времени будет равна 7000 грн.

Сумма зарплаты за январь 2020 года превышает предельный размер дохода для применения НСЛ.

Таким образом, работница не имеет права на НСЛ.

Сумма НДФЛ составляет:

7000 грн х 18% = 1260 грн.

Военный сбор взимаем в размере:

7000 грн х 1,5% = 105 грн.

Сумма зарплаты к выплате следующая:

7000 грн – 1260 грн – 105 грн = 5635 грн.

Ситуация 3

Работница имеет 2 детей в возрасте до 18 лет. Она работает на полную ставку менеджером и на 0,5 ставки — инспектором по кадрам. Должностной оклад с 01.01.2020 по обеим должностями установлен на уровне минимальной зарплаты (4723 грн), доплат и надбавок нет.

Предельный размер дохода для применения НСЛ составит: 5880 грн (2940 грн х 2).

Зарплата в январе 2020 года за полностью отработанную норму рабочего времени равна:

Сумма зарплаты за январь 2020 года превышает предельный размер дохода для применения НСЛ. Ввиду этого работница не имеет права на НСЛ.

Сумма НДФЛ равна:

7084,50 грн х 18% = 1275,21 грн.

Военный сбор взимаем в размере:

7084,50 грн х 1,5% = 106,27 грн.

Сумма зарплаты к выплате следующая:

7084,50 грн – 1275,21 грн – 106,27 грн = 5703,02 грн.

Важно

НСЛ применяется к начисленному месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты) (пп. 169.2.1 НКУ).

Таким образом, если лицо работает как основной работник и внутренний совместитель у одного работодателя, от которого и получает зарплату, то право на НСЛ определяется в зависимости от всего полученного им заработка по этому месту работы. В противном случае — если лицо работает как внешний совместитель, тогда оно выбирает место применения НСЛ (основное место работы или по совместительству), о чем указывает в заявлении о самостоятельном выборе места применения НСЛ.

НСЛ начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления налогоплательщика о применении НСЛ и документов, подтверждающих данное право (пп. 169.2.2 НКУ). Но работодатель должен применять НСЛ к месячному заработку работника независимо от дня подачи им заявления в текущем месяце.

В случае если работник предоставит до конца января 2020 года документы о рождении у него второго ребенка, он будет иметь право на применение НСЛ к его зарплате за январь 2020 года — при условии, если его зарплата за такой месяц не превышает предельный доход для применения НСЛ.

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Документ

Федеральный закон от 30.10.2018 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

В настоящее время право на пенсии у мужчин возникает по достижении 60 лет, у женщин – 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

С 01.01.2019 начнется постепенное повышение пенсионного возраста. Однако на получении налоговых льгот оно не отразится. Право на льготу по имущественным налогам будет возникать у граждан по-прежнему по достижении 60 лет (у мужчин) и 55 лет (у женщин), т.е. по нормам Закона № 400-ФЗ в редакции, действующей по состоянию на 31 декабря 2018 года.

Соответствующие поправки в НК РФ предусмотрены Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ, который вступает в силу с 01.01.2019.

Льгота по налогу на имущество представляет собой освобождение от уплаты налога по одному из объектов недвижимости (по выбору налогоплательщика), который находится в собственности физлица и не используется в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 407 НК РФ).

Так, в соответствии с п. 4 ст. 407 НК РФ льгота предоставляется в отношении:

  • жилого дома или его части;
  • квартиры, части квартиры или комнаты;
  • творческой мастерской, ателье, студии, иного подобного помещения, используемого для творческой деятельности;
  • хозяйственного строения (сооружения) площадью не более 50 кв. метров, расположенного на участке, предоставленном для дачного (подсобного и т.п.) хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
  • гаражей или машино-мест.

Льгота по земельному налогу (налоговый вычет) означает, что налоговая база при расчете налога уменьшается на кадастровую стоимость 600 кв. метров участка, который принадлежит пенсионеру на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (п. 5 ст. 391 НК РФ). Вычет распространяется только на один земельный участок по выбору плательщика.

Чтобы инспекция рассчитала налоги с учетом льгот, пенсионеру необходимо представить заявление по форме, утв. приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Документы, подтверждающие право на льготу, подавать необязательно (п. 3 ст. 361.1, п. 6 ст. 407 НК РФ).

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната;

2) жилой дом;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса.

6. Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 11 декабря 2019 г.

Понятие налоговой льготы раскрывается в НК РФ. Под ней понимается предоставление отдельным категориям налогоплательщиков некоторых преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками. В том числе это может быть возможность уплаты налога в меньшей сумме либо неуплаты налога вообще. При установлении льготы должны быть определены основания ее применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Льгота не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть категория плательщиков, отвечающих определенным критериям (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (п. 1,2 ст. 17 НК РФ). Поэтому налог считается законно установленным, даже если никакие льготы по нему ни для кого из плательщиков не определены.

Применение налоговой льготы не является обязательным для налогоплательщика. Иначе говоря, лицо, которое вправе применять льготу, может отказаться от нее или приостановить ее использование на время – один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Виды налоговых льгот

Традиционно выделяют льготы по уровню действия. То есть льготы в отношении:

  • федеральных налогов, устанавливаемые НК РФ;
  • региональных налогов, устанавливаемые НК РФ и/или региональными законами;
  • местных налогов, устанавливаемые НК РФ и/или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 3 ст. 56 НК РФ).

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать. Вместе с тем льготы, установленные НК РФ:

  • применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования не нужно (Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11);
  • не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Налоговые льготы могут быть предоставлены в разной форме. Например, в виде освобождения от уплаты налога для определенных налогоплательщиков. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 14 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33);

Предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налога (пп. 4 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 61 НК РФ) некоторые специалисты также относят к налоговым льготам. Однако с этим можно не согласиться. Ведь при их предоставлении у налогоплательщика не происходит уменьшения налоговых обязательств. Он должен будет уплатить ту же сумму налога, но в более поздний срок.