Ст 39 16 земельного кодекса

Земельный участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Гражданам России гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной либо на бесплатной основе.

Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, регламентирован Земельным кодексом Российской Федерации. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанными изменениями установлен закрытый перечень оснований перехода прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляе­мые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:

решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за ­плату;

договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под индивидуальное жилищное строительство без торгов и с торгов в форме аукционов.

Основания предоставления земельных участков без торгов закреплены:

в п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации — продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

в ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации — предоставление земельного участка бесплатно;

в п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации — заключение договора аренды без торгов;

в ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации — предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство можно получить безвозмездно без торгов.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства регламентированы ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, лицо, заинтересованное в получении земельного участка подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании.

При поступлении заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

После получения на руки решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка заинтересованное лицо проводит кадастровые работы в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка либо кадастровые работ, необходимые для уточнения границ земельного участка. Указанные работы проводятся специализированной организацией (являются платными) кадастровым инженером.

В соответствии с п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации решение об утверждении схемы расположения земельного участка действительно в течение двух лет и оно гарантирует предоставление лицу, которому согласована схема расположения земельного участка именно этого земельного участка

Далее заинтересованным лицом осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка или государственный кадастровый учет в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

После совершения вышеуказанный действий гражданин обращается в уполномоченный орган повторно с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов. При этом повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.

В 30-дневный срок, уполномоченный орган заключает договор купли-продажи, договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование либо отказывает в предоставлении земельного участка.

Прокурор учебно-методического отдела Н.А. Петрова

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

28 сентября 2001 года

Одобрен

Советом Федерации

10 октября 2001 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Статья 2. Земельное законодательство

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации

Статья 5. Участники земельных отношений

Статья 6. Объекты земельных отношений

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Глава I.1. Образование земельных участков

Статья 11.1. Утратила силу

Статья 11.2. Образование земельных участков

Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 11.4. Раздел земельного участка

Статья 11.5. Выдел земельного участка

Статья 11.6. Объединение земельных участков

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Глава II. Охрана земель

Статья 12. Цели охраны земель

Статья 13. Содержание охраны земель

Статья 14. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами

Глава III. Собственность на землю

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Статья 16. Государственная собственность на землю

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут, публичный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками

Статья 20, статья 21. Утратили силу

Статья 22. Аренда земельных участков

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

Глава V. Возникновение прав на землю

Статья 25. Основания возникновения прав на землю

Статья 26. Документы о правах на земельные участки

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Статья 28, статья 29, статья 30, статья 30.1, статья 30.2, статья 31, статья 32, статья 33, статья 34. Утратили силу

Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение

Статья 36. Утратила силу

Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков

Статья 38, статья 38.1, статья 38.2, статья 39. Утратили силу

Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков

Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка

Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение

Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.23. Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности

Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений

Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

Глава V.7. Установление публичного сервитута в отдельных целях

Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута

Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута

Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута

Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута

Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута

Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута

Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута

Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута

Статья 39.45. Срок публичного сервитута

Статья 39.46. Плата за публичный сервитут

Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута

Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом

Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков

Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Статья 43. Осуществление прав на земельный участок

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка

Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком

Статья 48. Основания прекращения сервитута

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 50. Конфискация земельного участка

Статья 51. Реквизиция земельного участка

Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

Статья 55. Утратила силу

Статья 56. Ограничение прав на землю

Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Глава VII.1. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.11. Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления

Глава VIII. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости

Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости

Статья 57.1. Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий

Статья 58. Утратила силу

Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

Статья 59. Признание права на земельный участок

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Статья 62. Возмещение убытков

Статья 63. Утратила силу

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

Глава X. Плата за землю и оценка земли

Статья 65. Платность использования земли

Статья 66. Оценка земли

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Статья 67. Государственный мониторинг земель

Статья 68. Землеустройство

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства

Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль

Статья 71. Государственный земельный надзор

Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства

Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений

Статья 72. Муниципальный земельный контроль

Статья 72.1. Общественный земельный контроль

Статья 73. Утратила силу

Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Статья 80. Фонд перераспределения земель

Статья 81, статья 82. Утратили силу

Глава XV. Земли населенных пунктов

Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

Статья 86. Утратила силу

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Статья 88. Земли промышленности

Статья 89. Земли энергетики

Статья 90. Земли транспорта

Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

Статья 93. Земли обороны и безопасности

Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 97. Земли природоохранного назначения

Статья 98. Земли рекреационного назначения

Статья 99. Земли историко-культурного назначения

Статья 100. Особо ценные земли

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Статья 101. Земли лесного фонда

Статья 102. Земли водного фонда

Статья 103. Земли запаса

Глава XIX. Зоны с особыми условиями использования территорий

Статья 104. Цели установления зон с особыми условиями использования территорий

Статья 105. Виды зон с особыми условиями использования территорий

Статья 106. Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий

Статья 107. Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Федеральный закон от 18.06.2017 N 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

<Письмо> Росреестра от 29.05.2017 N 14-06641-ГЕ/17 <О разъяснении законодательства>

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

<Письмо> ФГБУ «ФКП Росреестра» от 15.05.2017 N 10-1262-КЛ «Для сведения и учета в работе»

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.

Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»

Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации.

15. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях.

<Письмо> ФАС России от 11.04.2017 N АД/24002/17 «О направлении разъяснений о предоставлении государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Приказ Росреестра от 03.05.2017 N П/0206 «Об обзоре обобщения и анализа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора (контроля)»

Вместе с тем собственники зданий и сооружений в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации обладают правом пользования земельным участком, расположенным под зданием и сооружением и необходимым для обслуживания. Следовательно, это не образует события административного правонарушения.

Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 N 579 «Об утверждении Правил согласования включения в границы территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов»

е) в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, либо размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

<Письмо> ФНС России от 05.04.2017 N БС-4-21/6407@ «О направлении писем Минфина России и Минэкономразвития России по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных арбитражным судам, к земельным участкам, ограниченным в обороте» (вместе с <Письмом> Минфина России от 30.03.2017 N 03-05-04-02/18685, <Письмом> Минэкономразвития России от 09.01.2013 N Д23и-1 «Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте», <Письмом> Минэкономразвития России от 03.08.2012 N Д23и-2603 «Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте», <Письмом> Минэкономразвития России от 13.07.2012 N Д23и-2037 «Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте»)

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, к ограниченным в обороте относятся в том числе земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса.

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Аукцион аренды по 44-ФЗ

Согласно ст. 1 44-ФЗ поиск арендодателей при необходимости аренды помещений от имени РФ, субъекта РФ, муниципальных образований, а также бюджетных учреждений, должен осуществляться строго согласно механизмам, описанным в законе «О контрактной системе в сфере закупок».

Для того, чтобы найти лучший вариант заказчик может проводить:

  1. аукцион;

  2. открытый конкурс;

  3. запрос котировок;

  4. запрос предложений.

Проведение торгов аренды, как способ выбора поставщика

Итак, открытый конкурс характеризуется тем, что информация о предстоящей закупке сообщается неограниченному количеству лиц путем размещения в ЕИС. В случае проведения открытого конкурса должна быть выпущена конкурсная документация, для разработки которой может быть привлечена соответствующая организация.

В контексте рассматриваемого нами вопроса наиболее важен пункт о критериях оценки заявок и приоритетах среди этих критериев. Все это подробно оговаривается в конкурсной документации.

Если кому-либо из участников непонятны положения конкурсной документации, то он вправе направить письменный запрос с просьбой о разъяснениях. В этом случае ответ должен последовать в течение двух дней в письменной форме или в форме электронного письма. Письмо с вопросами может остаться без ответа, только если попадет к заказчику менее чем за пять дней до окончания срока приема заявок.

Аукцион на право заключения договора аренды

Еще одним способом определения является аукцион по аренде земельных участков. Для него характерно сообщение информации о предстоящей закупке неограниченно большому количеству лиц. Аукцион аренды проводится если:

  1. можно точно описать объект закупки;

  2. критерии, по которым выбирается заявка-победитель, могут быть выражены в материальной или денежной форме.

Электронные аукционы проходят на специализированных сайтах — электронных торговых площадках. Чтобы получить доступ к ним, необходимо пройти процесс аккредитации.

Тендерный займ на участие в аукционе аренды

для любой торговой площадки с единоразовой оплатой

Получить

Еще одним методом определения арендодателя является запрос котировок. Он также характеризуется всеобщей доступностью информации, но его победителем становится всегда тот, кто предлагает самую низкую цену.

Механизм проведения запроса предложений в чем-то схож с проведением запроса котировок, но победителем признается компания, предложившая не просто самую низкую цену, но и в целом лучшие условия.

Торги аренды — подводные камни

Для многих организаций наибольшую проблему представляет то, что не имея возможности искать помещение для работы самостоятельно, они вынуждены «довольствоваться» тем, что предложат на конкурсе или аукционе на аренду участка.

Совет: единственно верным выходом из этой ситуации может стать только грамотное составление конкурсной документации с точным описанием критериев необходимого объекта.

Это дает возможность отказаться от рассмотрения некоторых заявок, как «не удовлетворяющих условиям». Все вышесказанное можно отнести не только к помещениям, но и к аренде земельных участков и техники.

Подводя итоги изучения вопроса о проведении аукциона для договора аренду, нельзя не прийти к выводу, что составление конкурсной документации, выполненное профессионалами, является гарантией для благополучного построения партнерских отношений и выбора самого подходящего поставщика, путем использования аукциона аренды.