Ст 173 НК РФ

Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац второй исключен.

Абзац третий утратил силу с 1 января 2007 г.

П. 5 ст. 173 НК РФ (2017): вопросы и ответы

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 173 дополнена пунктом 4.1 с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац второй исключен.

Абзац третий утратил силу с 1 января 2007 г.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Комментарий к Ст. 173 НК РФ

Общая сумма налога, которую нужно заплатить в бюджет, подсчитывается по итогам каждого налогового периода. Определяется сумма так: к общей сумме налога, рассчитанной по правилам ст. 166 НК РФ, прибавляется НДС, восстановленный по правилам ст. 170 НК РФ, и вычитается тот налог, который подлежит вычету, на основании ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на сумму налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Постоянные споры вызывают ситуации, когда организации к возмещению ставят НДС при отсутствии в налоговом периоде реализации. Налоговики настаивают, что в данном случае с вычетом нужно подождать. При этом они как раз ссылаются на п. 2 ст. 173 НК РФ. По логике чиновников, раз у фирмы не было НДС к начислению, налоговая база равна нулю. Получается, что и вычитать не из чего. А раз так, то и к возмещению НДС в этом периоде поставить нельзя. Надо сказать, что арбитражные суды в данном случае фискалов не поддерживают. Пример: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф04-848/2008(409-А70-25) по делу N А70-5284/7-2007.

В пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ организации, которые не являются плательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру и выделившие в этой бумаге налог, должны перечислить его в бюджет. А если НДС не заплатить, грозят ли организации какие-либо санкции? Вопрос спорный. Неоднозначно решают его и в арбитражных судах.

В некоторых округах судьи считают, что привлечь упрощенца к налоговой ответственности за неуплату НДС нельзя вообще. Дело в том, что штраф можно наложить только на плательщиков НДС (п. 2 ст. 44, ст. 122 НК РФ), коими упрощенцы не являются. Более того, в п. 5 ст. 173 НК РФ речь идет «о лицах, не являющихся налогоплательщиками». По этой же причине не грозят предприятию-упрощенцу и пени. Ведь в ст. 75 НК РФ в качестве лиц, которые обязаны их заплатить, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты. Упрощенцы, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная их обязанность — это перечислить выделенный и полученный от покупателей НДС в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8795/2004(6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу N Ф04-5769/2004(А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу N А13-4110/04-26.

Правда, есть и противоположные мнения на этот счет. В некоторых случаях суды приходили к выводу, что, если упрощенцы выставили счета-фактуры с НДС и своевременно не перечислили налог в бюджет, штраф за данное правонарушение, а также пени взысканы правомерно. Правда, зачастую судьи никак не мотивируют свое решение (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу N А54-88/03-С11-С2). В другом решении судьи этого же округа признали, что налог и пени фирма заплатить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (Постановление от 5 августа 2004 г. N А64-29/03-19).

Итак, большинство судей признает: санкции за то, что упрощенец несвоевременно перечислит выделенный в счетах-фактурах НДС в бюджет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять штрафы и пени незаконно. Правда, доказывать это придется в судебном порядке. Если же приведенная аргументация не убедит налоговиков или судей, можно привести еще один довод.

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать, в какой срок надо уплатить налог. Между тем в п. 4 ст. 174 НК РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя налог упрощенец должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ). В свою очередь, ст. 163 НК РФ в зависимости от суммы выручки определяет налоговый период — месяц или квартал. При этом для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, никаких исключений не сделано. А раз так, четко определить, не позднее 20-го числа какого именно месяца НДС нужно перечислить в бюджет — по окончании месяца или квартала, «упрощенец» не может. Получается, что момент, с которого следует начислять пени и налагать штраф, не определен.

Следовательно, несмотря на установленную обязанность по уплате НДС, «упрощенец» продолжает оставаться лицом, который не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны уплачивать штрафы и пени. Тем не менее отсутствие санкций вовсе не означает, что налог не нужно платить в бюджет.

«Упрощенцам», которые выставляют счета-фактуры с выделенным налогом, можно не опасаться штрафа за опоздание с декларацией по НДС. Судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N А29-8459/2005А согласились с тем, что компании на «упрощенке» обязаны отчитываться по НДС, полученному от покупателя (п.

Статья 173 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

5 ст. 174 НК РФ). Однако за несвоевременное представление декларации могут быть наказаны лишь плательщики налога (ст. 119 Налогового кодекса). Фирмы же, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).

Задайте вопрос дежурному юристу,

Главная — Статьи

Вычеты НДС на основании счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ и по исправленным счетам-фактурам

Вычеты на основании счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ

Согласно п. 5 ст.

Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от уплаты налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.05.2007 N А33-11583/05-Ф02-3064/07 признано, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ НДС в бюджет обязаны уплатить только те налогоплательщики, которые перешли на УСН и выставляют счета-фактуры с выделением суммы НДС. Поскольку налогоплательщик в кассовых чеках, выдаваемых физическим лицам, сумму НДС не выделял и счета-фактуры не выставлял, он не обязан перечислять НДС в бюджет, несмотря на то что согласно смете затрат в стоимость был включен НДС.

Вопрос о возможности применения налоговых вычетов покупателем по счетам-фактурам, выставленным указанными лицами, является спорным.

Федеральная налоговая служба в Письме от 06.05.2008 N 03-1-03/1925 высказала мнение, что покупатель не имеет права на вычет по счету-фактуре, который выставил продавец, не являющийся плательщиком НДС.

Минфин России в Письме от 11.07.2005 N 03-04-11/149 дал другое разъяснение.

Если поставщик, применяющий УСН, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС и при этом были соблюдены все вышеперечисленные условия, то вычет сумм НДС применяется в общеустановленном порядке. При этом следует отметить, что согласно п. 5 ст. 173 НК РФ вся сумма НДС, указанная в таком счете-фактуре, подлежит уплате поставщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, в бюджет.

Обширная арбитражная практика подтверждает право на вычет у покупателя на основании счетов-фактур, выставленных:

— по операциям, не облагаемым НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ (Определение ВАС РФ от 11.02.2008 N 1358/08, Постановления ФАС Центрального округа от 11.02.2008 N А14-5001-2007/205/28, ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2008 N А42-5583/2007, от 17.01.2008 N А42-1898/2007, ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 N А65-7529/07-23);

— поставщиками, не являющимися плательщиками НДС в связи с применением специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН) или получившими освобождение от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ (Определения ВАС РФ от 09.06.2008 N 7156/08 и от 14.05.2008 N 5875/08, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2008 N А33-16437/07-Ф02-3580/08, ФАС Московского округа от 08.04.2008 N КА-А40/2719-08-П, ФАС Уральского округа от 29.09.2008 N Ф09-6975/08-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.10.2008 N Ф04-5905/2008(12527-А45-25), ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2008 N Ф08-173/08-62А, ФАС Северо-Западного округа от 07.08.2008 N А52-4037/2007, ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А57-7577/07).

Вычеты по исправленным счетам-фактурам

По мнению Минфина и ФНС России, вычет на основании исправленного счета-фактуры предоставляется в период исправления.

Такая позиция приведена в Письме ФНС России от 06.09.2006 N ММ-6-03/896@, согласованном с Минфином России.

Покупатель, который в предыдущем налоговом периоде занес счет-фактуру в книгу покупок, получив исправленный счет-фактуру, должен:

— сделать запись об аннулировании счета-фактуры в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений;

— в строке "Всего" дополнительного листа книги покупок за налоговый период (месяц, квартал), в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, подвести итоги по графам 4, 5а, 5б, 6а, 6б, 7, 8а, 8б и 9 (из показателей по строке "Итого" вычитаются показатели подлежащих аннулированию записей по счетам-фактурам);

— используя уменьшенный на всю сумму аннулированного счета-фактуры показатель по строке "Всего" дополнительного листа, внести изменения в налоговую декларацию и представить ее в налоговый орган, доплатить НДС в сумме, указанной в аннулированном счете-фактуре.

Применение налоговых вычетов в случае исправления в счете-фактуре ошибок (нарушений) и, соответственно, регистрация в книге покупок указанных счетов-фактур с внесенными в них исправлениями производятся в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура.

Эта позиция не изменилась и до настоящего времени (см. Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-09/53).

Суды считают, что вычет по исправленному счету-фактуре предоставляется в том периоде, в котором у налогоплательщика появилось это право.

Об этом говорится в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 N 14227/07 и от 03.06.2008 N 615/08, ФАС Московского округа от 17.04.2009 N КА-А41/1948-09 и от 22.07.2009 N КА-А40/6386-09.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.01.2009 N Ф04-5838/2008(18624-А81-25), Ф04-5838/2008(18759-А81-25) (позиция поддержана ВАС РФ в Определении от 30.04.2009 N ВАС-4410/09) указал на то, что момент применения налоговых вычетов не связан с моментом внесения исправлений в счет-фактуру.

Суд указал, что данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2005 N 1321/05, согласно которой налоговые вычеты, в том числе предъявляемые налогоплательщиком по исправленным счетам-фактурам, должны заявляться в рамках того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним.

Технически это можно сделать, заполнив дополнительный лист книги покупок за налоговый период, в котором право на вычет появилось таким образом.

Пример 4.

Сумма "Всего" по книге покупок за I квартал составила 3 000 000 руб. Один из счетов-фактур, в котором предъявленная сумма НДС, составляла 630 000 руб., во II квартале исправлен на сумму 605 000 руб.

В дополнительном листе книги покупок за I квартал отражается:

Вариант

Минфина и ФНС России

предлагаемый

Всего по книге покупок за I квартал

3 000 000

3 000 000

Аннулируется исправленный счет-фактура

630 000

630 000

Записывается исправленный счет-фактура

605 000

Всего по книге покупок за I квартал

2 370 000

2 975 000

К доплате за I квартал

630 000

25 000

Вычет по исправленному счету-фактуре в сумме 605 000 руб. предоставляется во II квартале.

НДС, Вычет НДС, Счет-фактура