Ст 173 НК РФ 2018

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС.
Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В силу п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
При этом п. 2 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы НДС, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и ст. 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Кроме того, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующие налоговые декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н. Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что декларация по НДС составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных НК РФ, — на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).
Из вышеизложенного следует, что налогоплательщик отражает в налоговой декларации фактические данные по суммам НДС, исчисленным и подлежащим уплате, а также по суммам налога, заявленным к вычету.
При этом на практике может возникнуть ситуация, когда исчисленная сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет и отраженная в налоговой декларации, окажется минимальной, либо сумма НДС, подлежащая вычету, превысит сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет. Однако данный факт не является каким-либо нарушением со стороны налогоплательщика (если в его действиях не усматривается признаков недобросовестности). Кроме того, данные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в принятии уточненной налоговой декларации.
Если в первоначально поданной декларации налогоплательщиком были допущены ошибки, приводящие к занижению налога, необходимо руководствоваться п. 1 ст. 81 НК РФ, согласно которому при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
Абзацем вторым п. 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Полагаем, что приведенная выше норма в полной мере может быть применена и к уточненным налоговым декларациям.
Из вышеизложенного следует, что независимо от того, какие данные отражены налогоплательщиком в декларации, в том числе и в уточненной (минимальная сумма налога к уплате либо сумма к возмещению), налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии уточненных деклараций, представляемых им за любой период его деятельности (письма ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@, Минфина России от 24.08.2004 N 03-02-07/15).
Согласно абзацу первому п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом, если налоговый орган отказывается принять уточненную налоговую декларацию, то Вы можете отправить ее по почте.
Относительно возможности проведения выездной налоговой проверки отметим, что согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Критерии, используемые налоговыми органами при планировании выездных проверок, в НК РФ не установлены. Поэтому ФНС России приказом от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ были утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Критерии).
Пункт 3 Критериев предусматривает, что проведение выездной налоговой проверки возможно в отношении организации, которые отражают в налоговой отчетности значительные суммы налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
Таким образом, налогоплательщики, у которых удельный вес налоговых вычетов в сумме исчисленного НДС выше среднего и от которых поступают минимальные платежи в бюджет, попадают в «группу риска» и в отношении указанных налогоплательщиков может быть проведена налоговая проверка.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Степовая Яна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
3 мая 2011 г.

Летние изменения в Налоговый кодекс коснулись и таких налогов, как налог на имущество и земельный налог. Поправки внесены федеральными законами от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и № 297-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Налог на имущество

Объект налогообложения

Основная и, пожалуй, самая долгожданная поправка в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ — это исключение из объекта налогообложения движимого имущества. Напомним, что долгое время такое имущество (приобретенное, правда, не раньше 2013 г.) льготировалось на федеральном уровне. В 2018 г. оно освобождается от налогообложения только при наличии соответствующего решения субъекта РФ. Регионы могли полностью освободить такое имущество от налогообложения или же установить в отношении него пониженную ставку в размере не более 1,1%. В субъектах же, где такой закон не был принят, движимое имущество облагается по ставке 1,1% (см., например, письмо ФНС России от 20.12.2017 № БС-19-21/327).

И вот, наконец, с 2019 г. движимое имущество полностью выводится из-под налогообложения. Поправки внесены в ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее — № 302-ФЗ).

В связи с исключением движимого имущества из объекта налогообложения утрачивают силу нормы, регулирующие порядок его обложения:

  • подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, согласно которому не признаются объектами обложения налогом на имущество основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств;

  • п. 3.3 ст. 380 НК РФ, предусматривающий налоговую ставку для движимого имущества, которое не освобождено региональными законами от налогообложения;

  • п. 25 ст. 381 НК РФ, содержащий льготу для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств;

  • п. 2 ст. 381.1 НК РФ, в котором регионам дано право устанавливать дополнительные льготы в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

Налоговая база и отчетность

Законом № 302-ФЗ скорректирован порядок определения налоговой базы. В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 376 НК РФ с 1 января 2019 г. она будет рассчитываться отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Сейчас данная норма Кодекса предписывает определять налоговую базу отдельно:

  • в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

  • в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

  • в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.

Кроме того, со следующего года скорректирован порядок сдачи отчетности по налогу на имущество. Налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам будут представляться в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Такие изменения внесены Законом № 302-ФЗ в п. 1 ст. 386 НК РФ.

Налоговая база при изменении кадастровой стоимости

Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ) в новой редакции изложен п. 15 ст. 378.2 НК РФ, устанавливающий порядок определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости объекта. Данная норма получила существенные дополнения. Законодатели детально прописали порядок расчета налоговой базы для разных ситуаций.

Если изменение кадастровой стоимости объекта обусловлено изменением качественных и (или) количественных характеристик этого объекта, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Если изменение кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Аналогичный порядок используется в случае:

  • уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

  • пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

  • пересмотра кадастровой стоимости по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если же кадастровая стоимость объекта меняется на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Обратите внимание: положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ вступят в силу с 1 января 2019 г. и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим так же с 1 января 2019 г. (п. 6 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).

В связи с появлением вышеописанных правил внесены поправки в ст. 382 НК РФ. Законом № 334-ФЗ данная норма дополнена новым п. 5.1. В нем сказано, что в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ. То есть этот коэффициент будет рассчитываться как отношение количества полных месяцев, в течение которых использовалась измененная кадастровая стоимость объекта, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Льготы

Федеральный закон от 03.08.2018 № 297-ФЗ (далее — Закон № 297-ФЗ) внес изменения в положения п. 26 ст. 381 НК РФ. Данная норма Кодекса освобождает от уплаты налога на имущество организации, которые являются участниками свободной экономической зоны. Сейчас, чтобы не платить налог, имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны. Со следующего года данное условие откорректировано — от уплаты налога освобождается имущество, которое создано или приобретено для выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Кроме того, указанная норма дополнена следующим положением. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Налог рассчитывается без применения данной льготы за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

Земельный налог

Изменения в главу 31 «Земельный налог» НК РФ касаются расчета налоговой базы и применения льгот и аналогичны поправкам, внесенным в главу 30 «Налог на имущество организаций».

Нововведения в части расчета налоговой базы при изменении кадастровой стоимости земельного участка предусмотрены Законом № 334-ФЗ. Они вступят в силу со следующего года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.

Новации содержатся в новом п. 1.1 ст. 391 НК РФ. При этом абз. 4—7 п. 1 ст. 391 НК РФ, в которых были прописаны правила определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, со следующего года утратят силу.

Кроме того, внесены изменения в п. 6 ст. 396 НК РФ. Согласно им организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, привязка кадастровой стоимости земли к началу года исключена из указанной нормы Кодекса.

Законом № 297-ФЗ откорректированы положения подп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, в котором предусмотрены льготы для земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны. Поправки точно такие же, как и для налога на имущество. То есть для использования льготы земельный участок должен использоваться в целях договора об условиях деятельности, а если указанный договор расторгается по решению суда, то налог рассчитывается и уплачивается в бюджет без учета льготы.

Скачать ст. 173 НК РФ

П. 5 ст. 173 НК РФ посвящен порядку исчисления НДС лицами, которые не уплачивают данный налог. В нем же приведен перечень тех, кто освобожден от его уплаты, а также отражена информация о плательщиках НДС, которые реализуют товары, не подлежащие обложению налогом.

В каких случаях необходимо применять требования пункта 5 статьи 173 НК РФ?

П. 5 ст. 173 НК РФ применяется в случаях выставления покупателям счетов-фактур с выделенными в них суммами налога:

  • лицами, которые не платят налог, и теми, кто освобожден от его уплаты;
  • плательщиками налога при продаже товаров (услуг), которые не облагаются налогом.

Какую сумму НДС нужно заплатить на УСНО при выставленном покупателю счете-фактуре?

Предприятиям на УСН не возбраняется выписывать счета-фактуры с НДС. Однако в этом случае налог, отраженный в счете-фактуре, придется оплатить, а также сдать декларацию (п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 18.07.2013 № 03-07-11/28306). Налог уплачивается в том размере, который указан в счетах-фактурах, выставленных покупателям.

Выписывать счет-фактуру без НДС организациям на УСНО не запрещается, но все же с точки зрения формального соблюдения п. 3 ст. 168 НК РФ это является нарушением. В то же время ситуация не несет отрицательных последствий для предприятия на УСНО.

В какие сроки и в каком порядке нужно уплатить НДС, если вы выставили счет-фактуру и при этом относитесь к лицам, указанным в п. 5 ст. 173 НК РФ, читайте в статье «В каких случаях возможна уплата НДС по 1/3 (долями)?».

Как учесть НДС, выставленный упрощенцем в счете-фактуре

Упрощенец-продавец, выставивший счет-фактуру с выделенной суммой НДС, с 2016 года не учитывает этот налог в своих доходах (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Что касается НДС, предъявленного в счете-фактуре упрощенцем, то по вопросу возможности принять его к вычету покупателем мнения контролирующих органов и арбитров различаются. Минфин и ФНС России считают, что в этой ситуации покупатели права на вычет не имеют (письма Минфина России от 05.10.2015 № 03-07-11/56700, ФНС России от 06.05.2008 № 03-1-03/1925, от 17.05.2005 № ММ-6-03/404@).

Арбитры придерживаются противоположной точки зрения (постановление Конституционного суда РФ от 03.06.2014 № 17-П, определение Конституционного суда РФ от 29.03.2016 № 460-О, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.11.2016 № Ф03-5110/2016 по делу № А59-157/2016, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.06.2016 № Ф02-2405/2016 по делу № А78-2859/2015, ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2014 по делу № А67-1209/2013). С учетом многочисленной положительной судебной практики вероятность принятия положительного решения при оспаривании позиции налоговиков довольно велика.

Нужно ли платить в бюджет НДС при получении от покупателей платежа с выделенной суммой налога?

В гл. 21 НК РФ нет указания на то, что предприятие — неплательщик налога должно уплачивать с перечисленных покупателем денег НДС, даже если он отражен в платежке. Логично предположить, что если в выданном счете-фактуре, соответствующем данному платежу, НДС не выделен, то нормы п. 5 ст. 173 НК РФ в данной ситуации работать не будут и НДС оплачивать не нужно.

Однако на практике в аналогичных случаях нередки претензии налоговиков. Так что советуем письменно известить покупателя о допущенной им ошибке в платежке и попросить его направить в банк письмо с уточнением назначения платежа. При этом вам необходимо получить копию данной бумаги, которую можно представить налоговым контролерам в качестве объяснения.

Помочь отстоять свою правоту в данной ситуации вам поможет статья «Упрощенец не должен платить НДС, если покупатель по ошибке указал в платежке налог».

Ответственность за неуплату налога, выделенного неплательщиком в счете-фактуре

Вопрос о том, подлежат ли применению ст. 75, 122 НК РФ к спецрежимнику, выделившему в счете-фактуре НДС и не уплатившему его в бюджет, не урегулирован НК РФ. Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Большинство арбитров придерживаются мнения, что лица, применяющие специальные налоговые режимы и не уплатившие НДС, указанный в выставленных счетах-фактурах, не подлежат привлечению к ответственности по ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ, поскольку привлечь к ответственности можно только налогоплательщиков (п. 2 ст. 44,122 НК РФ). Спецрежимники плательщиками НДС не признаются.

Итоги

Выставляя (по ошибке или осознанно, чтобы не потерять покупателя) счет-фактуру с выделенной суммой налога в ситуации, когда выставление счета-фактуры не предусмотрено законодательством, вы обязаны уплатить в бюджет выставленный НДС. Если вы применяете спецрежим или пользуетесь освобождением от НДС и вам приходится постоянно осознанно идти на подобное нарушение, то имеет смысл задуматься о переходе на ОСНО или отказе от освобождения НДС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Российский бухгалтер, N 6, 2014 год
Юрий Лермонтов,
советник государственной
гражданской службы РФ 3-го класса

Налоговое законодательство предоставляет право налогоплательщикам получать возмещение в виде разницы между суммой налоговых вычетов, образовавшихся по итогам налогового периода, над общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения. Между тем для реализации данного права предусмотрен определенный срок. В данной статье автор с учетом судебной практики рассматривает вопрос относительно правомерности возмещения рассматриваемого налога, если оно осуществляется за пределами установленного срока.
На основании пункта 1 статьи 176 НК РФ, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, устанавливается налоговым органом после представления налогоплательщиком налоговой декларации при проведении камеральной налоговой проверки.
В свою очередь заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Между тем исходя из пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Такая формулировка приведенной нормы вызывает вопросы относительно того, позволяет ли она плательщикам налога на добавленную стоимость по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода реализовать право на возмещение из бюджета сумм превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога на добавленную стоимость, либо возможность восстановления данного срока, пропущенного по уважительным причинам, исключена.
Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к вопросам, связанным с реализацией налогоплательщиками права на возмещение из бюджета сумм превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога на добавленную стоимость в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки.

Опираясь на правовые позиции, изложенные в постановлениях от 6 июня 1995 года N 7-П и от 13 июня 1996 года N 14-П и конкретизированные применительно к налоговым спорам в постановлении от 28 октября 1999 года N 14-П и определении от 18 апреля 2006 года N 87-О, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 3 июля 2008 года N 630-О-П пришел к выводу, что сами по себе положения пункта 2 статьи 173 НК РФ

Документ

Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ

8 июня 2020 года принят и опубликован Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), который вносит поправки, в числе прочих предусматривающие освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от уплаты налогов и взносов за второй квартал. Речь идет о прощении налогов, которое обещал президент РФ в связи с коронавирусом.

Закон № 172-ФЗ вступил в силу 8 июня 2020 года, однако распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. Следовательно, все предписанные льготы можно применять ретроспективно с 1 апреля 2020 года, а не с даты вступления Закона № 172-ФЗ в силу.

Рассмотрим подробнее эти поправки.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено освобождение от исполнения обязанности по уплате ряда налогов и авансовых платежей для:

  • организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРИП на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), включенных в реестр и являющихся с 2017 года получателями различных грантов;
  • централизованных религиозных организаций (ЦРО) и религиозных организаций, входящих в структуру ЦРО, а также СОНКО, учредителями которых являются ЦРО или религиозные организации, входящие в структуру ЦРО;
  • некоммерческих организаций, включенных в специальный реестр некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса (критерии включения и правила ведения определены Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 № 847).

В соответствии с этим постановлением в реестр могут войти:

  • частные образовательные организации, для которых образовательная деятельность является основным видом (при наличии лицензии);
  • благотворительные организации, применяющие УСН и пониженные тарифы страховых взносов по пп. 8 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений), применяющие УСН и пониженные тарифы страховых взносов по пп. 8 п. 1 ст. 427 НК РФ. Речь идет об организациях, которые работают в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • организации, получающие гранты на поддержку науки и образования, культуры и искусства, которые не облагаются НДФЛ по п. 6 ст. 217 НК РФ. Перечни таких организаций приведены в постановлениях Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, от 28.06.2008 № 485.

Для того чтобы некоммерческие и религиозные организации получили право на льготу:

  • до 20 июня 2020 года ЦРО должны представить в уполномоченный Правительством РФ орган сведения (в электронной форме с указанием ИНН) о религиозных организациях, входящих в их структуру, а также о СОНКО, учредителями которых являются эти ЦРО либо религиозные организации, входящие в структуру ЦРО;
  • до 1 июля 2020 года уполномоченный Правительством России орган исполнительной власти представляет в ФНС России сведения из реестра СОНКО и реестра некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса. Сведения представляются в электронном виде и с указанием ИНН плательщиков.

Отметим, что освобождение касается только уплаты налога, то есть плательщики обязаны рассчитать его, начислить и сдать декларации с начисленными суммами.

Не платить можно следующие налоги:

1. Налоги на доходы

  • Налог на прибыль
    • для уплачивающих налог ежемесячными платежами внутри квартала – в части платежей, подлежащих уплате во втором квартале
    • для уплачивающих налог ежемесячно исходя из фактической прибыли – в части платежей за периоды январь — апрель, январь — май и январь — июнь за минусом платежей за период январь — март
    • для тех, кто платит налог ежеквартально, – в части налога за полугодие (за минусом платежей за первый квартал)
  • Налог при УСН
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период – первый квартал 2020 года
  • ЕСХН
    • в части авансового платежа за полугодие 2020 года
    • этот авансовый платеж засчитывается в счет уплаты ЕСХН за 2020 год
  • НДФЛ, который ИП платит «за себя»
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж за первый квартал 2020 года
  • ЕНВД
    • в части налога, исчисленного за 2-й квартал 2020 года

Отметим, что в части налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом, формулировки Закона № 172-ФЗ вызывают вопрос, как учитывать неуплаченные авансы в дальнейшем.

В отношении ЕСХН в Законе № 172-ФЗ установили правило, согласно которому этот «прощенный» авансовый платеж засчитывается при исчислении налога на год.

На стадии законопроекта аналогичные условия содержались и в нормах по УСН, налогу на прибыль и НДФЛ, но к третьему чтению они исчезли.

Тем не менее проблем с определением сумм налога на прибыль и единого налога при УСН быть не должно. Нормы о порядке их исчисления идентичны. Сумма годового налога (авансового платежа) в обоих случаях определяется с учетом ранее начисленных (а не уплаченных) сумм авансовых платежей (п. 2 ст. 286, п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Такие формулировки позволяют плательщикам при уплате платежей за 9 месяцев 2020 года или годового налога начисленные за 2-й квартал платежи вычитать, даже несмотря на то что фактически они не будут уплачены.

Рассмотрим пример по налогу на прибыль.

Однако в части уплаты НДФЛ нормы сформулированы иначе.

В соответствии с п. 3 ст. 227 НК РФ сумма НДФЛ, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в бюджет. Как видно, норма п. 3 ст. 227 НК РФ запрещает уменьшать сумму налога на авансовые платежи, которые фактически не уплачены. В такой ситуации принятые изменения могут означать, что ИП на общем режиме не освобождается от уплаты налогов за 2-й квартал, а только получает отсрочку по их уплате.

Однако такая трактовка, на наш взгляд, противоречит тем поручениям, который дал президент России 15 мая. Поэтому полагаем, что ИП на общем режиме могут уменьшить НДФЛ за 2020 год на сумму «списанного» налога за 2-й квартал.

2. Имущественные налоги организаций и предпринимателей как физлиц

  • транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и физических лиц
    • в части налога за периоды владения объектом обложения с 1 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. (исключительно по имуществу, предназначенному для использования в предпринимательской (уставной) деятельности)

Формулировки Закона № 172-ФЗ оставляют вопрос, как определять сумму налога, которую не нужно уплачивать.

Проще всего рассчитать сумму авансового платежа по транспортному налогу (если освобождение от его уплаты не установлено на региональном уровне). Суммы авансовых платежей по транспортному налогу равны одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки на налоговую базу (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

Для имущества, которое облагается по кадастровой стоимости, тоже все несложно.

Так, сумма авансового платежа по земельному налогу равна одной четвертой соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка (п. 6 ст. 396 НК РФ).

А в отношении налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости, все аналогично (пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Необходимо взять кадастровую стоимость объекта, умножить её на ставку и на ¼.

Но при исчислении налога на имущество организаций в отношении объектов основных средств, по которым налоговая база определяется как среднегодовая стоимость, все не так очевидно.

Согласно п. 4 ст. 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества. В соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Поэтому для определения суммы налога на имущество, которую не нужно уплачивать в бюджет, по нашему мнению, необходимо сложить остаточную стоимость имущества за период с января по июль, разделить на 7 и умножить на ставку налога и на ¼.

3. Другие налоги

  • Водный налог
    • в части налога за налоговый период – 2-й квартал 2020 года;
  • НДПИ
    • в части налога за налоговые периоды апрель — июнь 2020 года;
  • акцизы
    • в части налога за налоговые периоды апрель — июнь 2020 года;
  • торговый сбор
    • в части сбора, исчисленного за 2-й квартал 2020 года.

4. Патент для предпринимателей

При расчете стоимости патента из него исключаются дни, приходящиеся на апрель, май и июнь.

Таким образом, стоимость патента на 2020 год будет меньше. При этом если ИП уже полностью оплатил патент или закрылся до окончания срока действия оплаченного патента, то переплату можно вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

5. Страховые взносы

Указанные выше льготные категории плательщиков по выплатам физическим лицам, начисленным за апрель, май и июнь, исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 0 процентов.

Формулировка в Законе № 172-ФЗ свидетельствует о том, что нулевая ставка по страховым взносам применяется ко всем выплатам физическим лицам за второй квартал (апрель, май, июнь). При этом буквальное толкование этой нормы говорит о том, что период начисления выплат значения не имеет.

Это правило применимо ко всем выплатам и не зависит от того, превышен размер предельной базы по данному виду взносов или нет.

Напомним, что для организаций и предпринимателей, которые являются субъектами малого предпринимательства и работают в наиболее пострадавших отраслях, предусмотрен перенос сроков уплаты страховых взносов с выплат физическим лицам за март — май на 6 месяцев (подробнее см. ).

Однако поскольку круг освобождения от взносов шире, то те лица, которые уже заплатили взносы за апрель и май, так как не имеют права на перенос сроков либо не использовали это право, могут эти суммы зачесть в следующем периоде (п. 1 ст. 431 НК РФ).

Если в течение апреля — июня 2020 года организации и предприниматели, применяющие ставку 0 процентов по страховым взносам, будут производить оплату пособий, то зачесть эти суммы они смогут в следующих периодах (п. 9 ст. 431 НК РФ).

Также за возвратом суммы превышения можно обратиться в орган ФСС России (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).