Ст 165 НК РФ

Особенности применения п.

Ст 165 нк РФ

10 статьи 165 НК РФ

В этом пункте сказано, что порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам) имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Право на применение вычетов при осуществлении экспортных операций имеют только плательщики НДС. У организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность подачи налоговых деклараций по НДС, в том числе по налоговой ставке 0%, – такие налогоплательщики не вправе получать возмещение по налоговым вычетам на основании деклараций, представляемых в налоговый орган. Данные разъяснения даны в Письме УМНС России по г. Москве от 07.04.04 № 21-08/23770.

Несмотря на то, что прямого указания на ведение раздельного учета статья 165 НК РФ не содержит, из пункта 10 статьи 165 НК РФ следует, что налогоплательщик, осуществляющий операции, облагаемые по ставкам НДС 18, 10 и 0 процентов, должен вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производства товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит налогообложению по разным ставкам. Установленный порядок ведения раздельного учета с целью определения суммы НДС, подлежащей вычету, должен быть закреплен в учетной политике.

Для того, чтобы доказать поступление экспортной выручки по конкретному контракту, налогоплательщику придется представить дополнительные доказательства: справку из банка, платежные поручения, мемориальные ордера, свифт-сообщения и т.п. Подача подтверждающих документов в налоговый орган и соблюдение времени подачи (с налоговой декларацией) также являются обязательными обстоятельствами для возмещения "экспортного" НДС. Доказательствами могут служить сопроводительные письма с отметкой налогового органа об их получении (желательно, чтобы такие письма содержали подробный перечень приложенных документов, а не просто указание "контракты на … листах", "ГТД на … листах"), опись вложения в почтовое отправление и т.п.

Подтверждение размера налоговых вычетов (сумм НДС, уплаченных поставщикам экспортированных товаров) не предусмотрено ст. 165 НК РФ. Тем не менее, основанием требования о возмещении НДС является факт уплаты НДС поставщикам в заявленном размере, в связи с чем, это обстоятельство подлежит доказыванию. В качестве доказательств должны быть представлены договоры с поставщиками, счета-фактуры, товарно-сопроводительные документы, документы, подтверждающие уплату стоимости товара с включением НДС (платежные поручения с выписками банка, доказательства взаимозачетов, бартера, передачи векселей и т.п.).

Документы, предоставляемые в налоговый орган, связанные с требованием возмещения экспортного НДС:

1. Имеющиеся акты и решения налоговых проверок, связанных с операциями заявленными на возмещение налога на добавленную стоимость.

2. Налоговые декларации по НДС за возмещаемый период.

3. Контракт с нерезидентом (инопартнером).

4. Выписки из обслуживающего банка о поступлении на расчётный счёт валютной выручки.

5. ГТД (таможенные декларации) с отметками таможенных органов о выпуске и вывозе товара в режиме экспорта.

6. Транспортные, товаросопроводительные, иные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

7. Договоры с поставщиками товаров, поставленных на экспорт.

8. Счета-фактуры, подтверждающие отпуск товаров, которые были экспортированы.

9. Платёжные поручения, выписки банка, подтверждающие уплату НДС поставщикам.

10. Учредительные документы налогоплательщика.

11. Свидетельства о постановке налогоплательщика на налоговый учет, и о внесении в ЕГРЮЛ.

12. Переписка с налоговым органом.

В соответствии с нормами действующего налогового законодательства компании, реализующие товары на экспорт, имеют право на возврат из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного ими поставщикам экспортированных товаров. Для получения права на возврат из бюджета уплаченных сумм НДС налогоплательщик подает в ИФНС налоговую декларацию по НДС по ставке 0% с приложением документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.

По итогам рассмотрения налоговой декларации и подтверждающих документов ИФНС принимает решение о возмещении из бюджета НДС или об отказе в возмещении. К сожалению, в последнее время, практически в 100% случаев налоговые органы принимают решения об отказе в возмещении налогоплательщикам НДС из бюджета. Основными мотивами отказа являются претензии к оформлению платежных, транспортных, таможенных и иных документов. При этом зачастую такие претензии являются абсолютно необоснованными. Обжалование решений ИФСН в вышестоящие органы – соответствующие управления ФНС также, как правило, не приносят необходимого результата.

В таких условиях единственным способом добиться возврата из бюджета уплаченных сумм НДС является обращение в арбитражный суд с иском о признании незаконным решения ИФНС об отказе в возмещении сумм НДС. В случае наличия документов, предусмотренных Налоговым кодексом, налогоплательщик имеет все шансы получить из бюджета уплаченные суммы НДС, что подтверждается cложившейся арбитражной практикой по вопросам связанным с возвратом экспортного НДС.

Для консультации желательно подготовить следующие документы, связанные с возмещением экспортного НДС:

1. Переписка с налоговым органом, в т.ч. заявление о возврате НДС (если таковое было направлено в ИФНС);

2. Имеющиеся акты и решения налоговых проверок, связанных с операциями заявленными на возмещение налога на добавленную стоимость.

3. Налоговые декларации по НДС за возмещаемый период.

4. Контракт с нерезидентом (инопартнером).

5. Выписки из обслуживающего банка о поступлении на расчётный счёт валютной выручки.

6. ГТД (таможенные декларации) с отметками таможенных органов о выпуске и вывозе товара в режиме экспорта.

7. Транспортные, товаросопроводительные, иные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

8. Договоры с поставщиками товаров, поставленных на экспорт.

9. Счета-фактуры, подтверждающие отпуск товаров, которые были экспортированы.

10. Платёжные поручения, выписки банка, подтверждающие уплату НДС поставщикам.

11. Учредительные документы налогоплательщика.

12. Свидетельства о постановке налогоплательщика на налоговый учет, и о внесении в ЕГРЮЛ.

Если подано заявление о признании недействительным решения ИФНС об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость рекомендуется получить консультацию у специалистов, которые могут представлять права и законные интересы организации в арбитражном суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
^

Отказ налогового органа в применении налоговой ставки 0%

Основные доводами налогового органа в решениях об отказе в применении налоговой ставки 0% являются:

Неподтверждение факта экспорта:

— На представленных ГТД товаросопроводительных документах отсутствуют отметки пограничной таможни;

— Несоответствие между сведениями, представленными экспортером, и данными, полученными налоговиками от таможни;

2.
Неподтверждение оплаты экспортного товара.

3.
Неправильное оформление платежных документов:

— Выписки банка не заверены подписью должностного лица и печатью банка,

— Ошибка в платежном поручении иностранного контрагента,

— Неподтверждение факта поступления оплаты от иностранного покупателя,

— Невозможность определить, что оплата за товар поступила именно от покупателя указанного товара.

4.
Отказы в праве на вычет НДС:

— Претензии к оформлению счетов-фактур. Счета-фактуры экспортера составлены его контрагентами с нарушением требований ст. 169 НК РФ.

5.
Подтверждение факта уплаты НДС поставщиками:

— Факт уплаты поставщиками налога не подтверждается, налоговики отказывают в возврате НДС, мотивируя это отсутствием источника возмещения налога.

Возмещение НДС налогоплательщику из бюджета осуществляется, как правило, только в судебном порядке, несмотря на то, что Налоговый кодекс предусматривает и внесудебное возмещение НДС. Однако, возмещение экспортного НДС во внесудебном порядке реализуется на практике лишь в исключительных случаях, особенно в тех случаях когда возмещение НДС производится путем возврата.

В соответствии с нормами действующего налогового законодательства компании, реализующие товары на экспорт, имеют право на возврат из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного ими поставщикам экспортированных товаров (возмещение экспортного НДС). Для получения права на возврат из бюджета уплаченных сумм НДС налогоплательщик подает в ИФНС налоговую декларацию по НДС по ставке 0% с приложением документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.

По итогам рассмотрения налоговой декларации и подтверждающих документов ИФНС принимает решение о возмещении из бюджета НДС или об отказе в возмещении НДС. К сожалению, в последнее время, практически в 100% случаев налоговые органы принимают решения об отказе в возмещении налогоплательщикам НДС из бюджета. Основными мотивами отказа являются претензии к оформлению платежных, транспортных, таможенных и иных документов. При этом зачастую такие претензии являются абсолютно необоснованными. Обжалование решений ИФСН в вышестоящие органы – соответствующие управления ФНС также, как правило, не приносят необходимого результата.

В таких условиях единственным способом добиться возврата из бюджета уплаченных сумм НДС является обращение в арбитражный суд с иском о признании незаконным решения ИФНС об отказе в возмещении сумм НДС. В случае наличия документов, предусмотренных Налоговым кодексом, налогоплательщик имеет все шансы получить из бюджета уплаченные суммы НДС, что подтверждается cложившейся арбитражной практикой по вопросам связанным с возвратом экспортного НДС.
^

Налоговый кодекс Республики Беларусь
Статья 165. Социальные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие социальные налоговые вычеты:

1.1. в сумме, уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.

Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем) – за обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста), в учреждениях образования Республики Беларусь при получении ими первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, и суммы расходов, произведенных указанными плательщиками по погашению кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования этими лицами. При этом право на применение социального налогового вычета имеют оба родителя независимо от того, кем из них осуществлены данные расходы;

Ст. 165 НК РФ (2017): вопросы и ответы

в сумме, не превышающей 2 874 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком страховым организациям Республики Беларусь (возмещенной плательщиком налоговому агенту) в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком страховым организациям Республики Беларусь (возмещенные плательщиком налоговому агенту) в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), – за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).

2. Установленные настоящей статьей социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам:

нанимателями по месту основной работы (службы, учебы);

налоговым органом по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) и (или) подлежащим налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 178 настоящего Кодекса, по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации (расчета).

Индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты), не имеющие в течение отчетного (налогового) периода места основной работы (службы, учебы), применяют социальные налоговые вычеты при исчислении подоходного налога с физических лиц за отчетный (налоговый) период.

3. Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется в размере фактически произведенных расходов на обучение при подаче плательщиком налоговому агенту (налоговому органу) следующих документов:

справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник (его подопечные) является либо являлся обучающимся учреждения образования и получает либо получал первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;

копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;

копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства – при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;

документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам);

копии кредитного договора – при получении кредитов банков Республики Беларусь на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;

копии договора займа – при получении заемных средств от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей;

справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, иных документов, подтверждающих получение дохода, – при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.

Документы, подтверждающие фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика (лица, получение образования которым оплатил плательщик), сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае, если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается справка получателя платежа, скрепленная печатью, содержащая недостающую информацию.

4. Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется при подаче плательщиком налоговому агенту (налоговому органу) следующих документов:

копии договора страхования;

копии страхового полиса (свидетельства, сертификата);

копии уведомления (извещения) страховой организации Республики Беларусь о заключении договора страхования – при заключении плательщиком договора страхования путем обмена соответствующими документами со страховой организацией Республики Беларусь;

копии договора страхования, заключенного в форме электронного документа, либо документа на бумажном носителе, идентичного по содержанию договору страхования, заключенному в форме электронного документа, – при заключении плательщиком договора страхования в форме электронного документа со страховой организацией Республики Беларусь;

документов, подтверждающих фактическую оплату (возмещение) страховых взносов;

копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства при осуществлении расходов на страхование соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;

справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, иных документов, подтверждающих получение дохода, – при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.

Документы, подтверждающие фактическую оплату (возмещение) страховых взносов, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, лица, за которое произведена оплата (возмещение) страховых взносов, сумме и дате оплаты (возмещения), назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае, если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается справка получателя платежа, скрепленная печатью, содержащая недостающую информацию.

5. Налоговому агенту (налоговому органу) могут быть представлены копии документов, указанных в абзаце пятом части первой пункта 3 и абзаце шестом части первой пункта 4 настоящей статьи. В этом случае налоговым агентом (налоговым органом) представленные копии документов сверяются с их оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметка о сумме предоставленного социального налогового вычета.

Документы, указанные в абзацах третьем, четвертом, шестом и седьмом части первой пункта 3 и абзацах втором–пятом и седьмом части первой пункта 4 настоящей статьи и являющиеся основанием для получения социальных налоговых вычетов, установленных настоящей статьей, и представленные налоговому агенту (налоговому органу) в предыдущем налоговом периоде, в последующие налоговые периоды повторно этому налоговому агенту (налоговому органу) не представляются.

В случае утери плательщиком документов, указанных в абзаце пятом части первой пункта 3 и абзаце шестом части первой пункта 4 настоящей статьи, налоговому агенту (налоговому органу) представляется письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества плательщика, суммы и даты оплаты, назначения платежа.

6. Если в налоговом периоде социальные налоговые вычеты, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не применялись или использовались не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие налоговые периоды до полного их использования.

Добавить комментарий к ст.165 НК РБ 166-З от 19.12.2002 г.

В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения

Постановление ФАС Московского округа от 14.04.2008 N КА-А40/183-08 по делу N А40-14667/07-90-72

Метки:Налоги, Налоговые вычеты по НДС, НДС, Финансы, Московский округ

Дата:14 апреля 2008

Дело N А40-14667/07-90-72

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2008 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Черпухиной В.А.

судей Власенко Л.В., Долгашевой В.А.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) С., дов. от 18.12.07

от ответчика З., дов. N 80 от 10.09.07, Б., дов. N 49 от 02.04.08

рассмотрев 07.04.08 в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Самотлорнефтегаз"

на решение от 20.07.07

Арбитражного суда г. Москвы

принятое Петровым И.О.

на постановление от 30.10.07 N 09АП-12753/2007-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое Солоповой Е.А., Марковой Т.Т., Окуловой Н.О.

по иску (заявлению) ОАО "Самотлорнефтегаз"

о признании решений незаконными в части

к Межрегиональной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1

установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2007 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2007 г., признаны недействительными решения Межрегиональной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 18 декабря 2006 г. N 52/2138, от 14 февраля 2007 г. N 52/262 в части отказа в применение налоговых вычетов по НДС в связи с тем, что счета-фактуры, представленные на проверку, не соответствуют налоговому законодательству.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе ОАО "Самотлорнефтегаз" просит об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.

Выслушав представителя Общества, поддержавшего кассационную жалобу, представителей Инспекции, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях, проверив материалы дела, кассационная инстанция находит судебные акты подлежащими отмене в части отказа в удовлетворении требований.

Судом установлено, что решением от 18 декабря 2006 г. N 52/2138, вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации за август 2006 г. Обществу отказано в возмещении НДС в размере 12.680.059,13 руб.

Решением от 14 февраля 2007 г. N 52/262, вынесенным по результатам проверки уточненной налоговой декларации за тот же период, Обществу также было отказано в возмещении НДС в указанной сумме.

Основанием для отказа явились выводы налогового органа о том, что счета-фактуры, представленные на проверку, не соответствуют налоговому законодательству, налогоплательщик заявил налоговые вычеты не в тех налоговых периодах.

Удовлетворяя в части заявленные требования, оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу, что расшифровка подписи на счетах-фактурах законом не предусмотрена, доводы налогового органа, что счета-фактуры подписаны неуполномоченными лицами, необоснованны, в связи с чем ее решения об отказе в применении налоговых вычетов по счетам-фактурам, относящимся к отгрузкам мая 2006 г. на сумму 30.113.066,44 руб. и относящимся к отгрузкам июня 2006 г. на сумму 35.632.063,55 руб. являются незаконными.

В этой части судебные акты не обжалуются, оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ для их отмены, не имеется.

В остальной части судебные акты подлежат отмене, а заявленные Обществом требования — удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 — 8 ст. 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Из материалов дела видно, что Обществом были заявлены вычеты по счетам-фактурам ЗАО "Единая энергоснабжающая компания", выставленным за предоставленную электроэнергию.

Эти вычеты заявлены по косвенным расходам.

В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Такой порядок установлен в п. 4.2.3. "Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%" Положения об учетной политике ОАО "Нижневартовская нефтегазодобывающее предприятие", утвержденной приказом от 30 декабря 2005 г. N 456-п.

В оспариваемом решении налоговый орган подтверждает правомерность определения суммы налоговых вычетов по косвенным расходам в соответствии с установленной в Положении об учетной политике формуле (ст.

An error occurred.

7 — 8 решения от 18 декабря 2006 г. N 52/2138).

Это обстоятельство имеет важное значение для решения вопроса о правомерности применения налоговых вычетов, однако не было принято судами при разрешении спора, в связи с чем суд необоснованно не применил п. 10 ст. 165 НК РФ.

Расчет суммы НДС, подлежащей возмещению, осуществлялся Обществом исходя из процентного соотношения фактических материальных затрат на производство продукции и общехозяйственных затрат (косвенных расходов) расчетным методом.

Необходимость пропорционального распределения потребленной в процессе производства электрической энергии обусловлена непрерывностью процесса производства и отсутствием учета фактического расходования энергетических ресурсов при добыче объема нефти, направленного впоследствии на экспорт или на внутренний рынок.

Возможность применения такого расчета при определении налоговых вычетов в решении Инспекции не только не опровергнуто налоговым органом, но и, напротив, Инспекция применяет этот расчет для расчета налоговых обязательств Общества.

Кроме того, при разрешении аналогичного спора по другому налоговому периоду судом установлена относимость расходов по счетам-фактурам N 716, 717 от 30 апреля 2006 г. к экспортным операциям (Постановление ФАС МО от 5 марта 2008 г. N КА-А40/1059-08 по делу N А40-20399/07-20-107 Арбитражного суда г. Москвы).

Собирания каких-либо доказательств не требуется, налоговый орган не оспаривает сумму, подлежащую возмещению, поэтому кассационная инстанция считает возможным, отменив судебные акты в этой части, вынести новое решение об удовлетворении требований Общества.

Руководствуясь ст. ст. 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.07 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.07 отменить в части.

Признать недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 "об отказе (частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость" N 52/2138 от 18.12.06 и N 53/262 от 14.02.07 в части отказа в возмещении суммы 12.680.059,13 руб.

Обязать Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возместить путем зачета ОАО "Самотлорнефтегаз" налог на добавленную стоимость по налоговой декларации по налоговой ставке 0% за август 2006 г. в сумме 12.680.059,13 руб.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий В.А.ЧЕРПУХИНА

Судьи Л.В.ВЛАСЕНКО В.А.ДОЛГАШЕВА

К вопросу применения положений статьи 167 и пункта 9 статьи 165 налогового кодекса Российской Федерации

Терехина А.П., председатель 18-го судебного состава Арбитражного суда города Москвы.

С 1 января 2006 г. организации, осуществляющие работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, погрузке, перегрузке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, не представляют в налоговые органы грузовые таможенные декларации в подтверждение правомерности применения ставки 0% (за исключением перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита (п. 4 ст. 165, подп. 2, 3 п. 1 ст. 164, подп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ)). В связи с чем возникли споры между налоговыми органами и налогоплательщиками о моменте определения налоговой базы в такой ситуации.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.

Заявление мотивировано представлением в налоговый орган налоговой декларации по НДС за июль 2006 г. По результатам проведения камеральной проверки представленной декларации налоговый орган вынес решение, которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислены налог к уплате и сумма штрафа. Общество считает, что вынесенное инспекцией решение противоречит нормам налогового законодательства и подлежит признанию недействительным.

Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик представил налоговую декларацию по НДС по ставке 0% за август 2006 г., согласно которой в июле 2006 г. были оказаны услуги по перевалке на общую стоимость 20151062,04 руб., услуги по оформлению документов на общую стоимость 60488,47 руб. Оказанные услуги подпадают под налогообложение по ставке 0% в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Основанием для принятия оспариваемого решения является позиция налогового органа, согласно которой у общества нет 180 дней для сбора комплекта документов в соответствии со ст. 165 НК РФ, организации-перевозчики определяют налоговую базу согласно п. 1 ст. 167 НК РФ, т.е. на более раннюю из дат — дату отгрузки или дату оплаты услуг. В нарушение п. 9 ст. 167 НК РФ организацией не собран пакет документов в месяце отгрузки (март 2006 г.) и не начислен НДС с полученной выручки по ставке НДС 18% в марте 2006 г.

Суть спора заключается в различном толковании налоговым органом и налогоплательщиком норм налогового законодательства о моменте определения налоговой базы по НДС по работам, услугам по перевалке (погрузке, перегрузке) экспортируемого товара, вывозимого с территории Российской Федерации морскими судами.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0%, в частности при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Положение этого подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями.

С учетом того что организация оказывает услуги, связанные с перевалкой (погрузкой, перегрузкой) экспортируемого товара, вывозимого с территории Российской Федерации морскими судами, данные услуги подпадают под налогообложение НДС по ставке 0% в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 — 11, 13 — 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Однако абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 1 — 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Таким образом, указанной нормой установлено специальное правило определения налоговой базы, являющееся исключением из общего правила, установленного п. 1 ст. 167 НК РФ. Указанное означает, что налогоплательщик не вправе выбирать порядок определения налоговой базы по своему усмотрению и в установленных законом случаях (п. 3, 7 — 11, 13 — 15 ст. 167 НК РФ) и обязан руководствоваться специальным положением — п. 9 ст. 167 НК РФ.

Пункт 4 ст. 165 НК РФ предусматривает документы, которые должен представлять налогоплательщик при реализации услуг по перевозке или транспортировке экспортируемых товаров. К таким документам законодатель относит: контракт, выписку банка о фактическом поступлении выручки от иностранного или российского покупателя, копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара.

С 1 января 2006 г. налогоплательщик (перевозчик) может не представлять грузовые таможенные декларации в налоговый орган для обоснования налоговой ставки 0%.

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ документы, указанные в п. 4 этой статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации работ, услуг, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии в п. 4 ст. 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Налоговый орган, ссылаясь на п. 4, 9 ст. 165 НК РФ, указывает, что, поскольку для общества не предусмотрено предоставления таможенной декларации и порядок предоставления документов в течение 180 дней на общество не распространяется, моментом определения налоговой базы для него является наиболее ранняя из дат: день отгрузки или день оплаты.

Поскольку на момент определения налоговой базы, т.е. на день отгрузки, у общества отсутствовал полный комплект документов, для обоснования применения ставки 0%, обществу необходимо было операции облагать по ставке 18%.

Между тем установленная налоговым органом зависимость момента определения налоговой базы от предусмотренного п. 4 ст. 165 и подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ порядка сбора документов противоречит толкованию указанных норм, так как эти нормы не носят отсылочного характера к п. 1 ст. 167 НК РФ.

Содержание ст. 165 НК РФ определяет порядок и сроки представления документов для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по ставке 0%, ст. 167 НК РФ — момент определения налоговой базы.

Не обоснован вывод налогового органа о том, что в нарушение п. 9 ст. 167 НК РФ обществом не собран полный пакет документов в месяце отгрузки.

Пункт 9 ст. 167 НК РФ не содержит требований для налогоплательщика, осуществляющего работы (услуги) по подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, собрать полный пакет документов в месяце отгрузки.

Законодатель, устанавливая с 1 января 2006 г. новые правила налогообложения, не преследовал цель ухудшить положение налогоплательщиков, оказывающих услуги в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, по сравнению с другими лицами, пользующимися правом применения нулевой ставки НДС.

Принцип равного налогового бремени вытекает и из ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 19 Конституции РФ.

Более того, то обстоятельство, что п. 9 ст. 165 НК РФ не предусматривает для налогоплательщиков, освобожденных от представления в налоговые органы таможенных деклараций, срока для представления документов в подтверждение ставки 0%, не является основанием для неприменения императивной нормы, содержащейся в абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о правомерном применении заявителем момента определения налоговой базы в соответствии с абз. 1 п.

Задайте вопрос дежурному юристу,

9 ст. 167 НК РФ и удовлетворил требования общества, признав недействительным решение налогового органа. Указанная позиция поддержана и вышестоящими судебными инстанциями.