Ст 149 НК РФ

Содержание

Отказ от льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) — Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность отказаться от льгот, установленных п. 3 ст. 149 НК РФ.

Комментарий

Налоговый кодекс РФ устанавливает льготы по НДС. Налогоплательщик вправе отказаться от льгот, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ. Обращаю внимание, что отказ возможен только от льгот установленных в п. 3 ст. 149. Так, в ст. 149 льготы установлены и в пунктах 1 и 2. Но от таких льгот отказаться налогоплательщик не вправе. Так же нельзя отказаться от льгот, установленных в п. 2 ст. 146 НК РФ.

Зачем отказываться от льготы по НДС?

Такой отказ может быть связан, к примеру, с требованиями клиентов о предъявлении им НДС, который они вправе принять к вычету.

Так, приобретая товары (работы, услуги) за 118 тыс. рублей с учетом НДС (18 тыс. рублей) фактические затраты клиента составляют всего 100 тыс. рублей (так как 18 тыс.

Представление документов для подтверждения права на освобождение по ст.149 НК РФ

рублей уплаченных продавцу уменьшат очередные платежи по НДС в бюджет). Поэтому, клиентам, которые являются плательщиками НДС, выгоднее приобрести за 118 тыс. рублей с НДС, чем, к примеру, за 105 тыс. рублей без НДС.

Другая причина — иногда выгоднее льготу не применять. Например, если осуществляется строительство жилого дома для продажи квартир, то застройщик, при продаже квартир вправе воспользоваться льготой по НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но применяя эту льготу, застройщик не вправе в течении всего строительства принимать к вычету НДС. Отказ от льготы приведет к тому, что застройщик будет вправе принимать к вычету НДС во время строительства. Учитывая длительный срок строительства, отказ от льготы может оказаться более выгодным, чем применение льготы.

Правила отказа от льгот предусмотрены п. 5 ст. 149 НК РФ:

Необходимо представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Определение из нормативных актов

Пункт 5 статьи 149 НК РФ:

"Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года."

Дополнительно

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

Правомерно ли применение льготы по пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации коммунальных услуг по цене выше, чем они были приобретены?

Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС реализация коммунальных услуг (в том числе электроэнергии), предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

При этом возникает вопрос: правомерно ли применение льготы по пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации коммунальных услуг по цене выше, чем они были приобретены?

По данному вопросу есть официальная позиция Минфина России, ФНС России, УФНС России по г. Москве, согласно которой для применения льготы цена реализации коммунальных услуг должна соответствовать цене их приобретения. Есть судебные акты и работы авторов, подтверждающие данный подход.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 20.09.2011 N 03-07-14/93

Разъяснено, что от обложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у ресурсоснабжающих организаций.

Аналогичные выводы содержит…

Письмо Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-07/32

Письмо Минфина России от 02.09.2011 N 03-07-14/89

Письмо Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169

Письмо ФНС России от 02.02.2010 N ШС-17-3/20@ "О направлении Письма Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2009 N 03-07-15/169 о порядке применения норм Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (вместе с Письмом Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169)

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N 16-15/042344

Консультация эксперта, 2010

Консультация эксперта, 2010

Консультация эксперта, 2010

КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года

Статья: Изменения в налогообложении товарищества собственников жилья (Семенихин В.В.) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 17)

Статья: Изменения НДС и практика применения, налоговый и бухгалтерский учет (Тарловская М.А.) ("Клуб главных бухгалтеров", 2010, N 4)

Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 N Ф09-2727/12 по делу N А60-18770/11

Суд указал, что организация не вправе применять положения пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ к той части суммы, которая превышает стоимость приобретения коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации.

Аналогичные выводы содержит…

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.07.2012 по делу N А55-22229/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2011 по делу N А33-9365/2010

Суд указал, что от НДС освобождается реализация коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по цене, соответствующей стоимости их приобретения (в том числе с учетом НДС) у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Правомерно ли применение льготы по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по цене выше, чем они были приобретены?

Согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

При этом возникает вопрос: правомерно ли применение льготы по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по цене выше, чем они были приобретены?

Согласно официальной позиции Минфина России, ФНС России, УФНС России по г. Москве для применения льготы цена реализации работ, услуг по содержанию общего имущества и ремонту управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК должна соответствовать стоимости их приобретения. Есть судебные акты и работы авторов, подтверждающие данную точку зрения.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 15.07.2011 N 03-07-07/34

Разъяснено, что от обложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Аналогичные выводы содержит…

Письмо Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-07/32

Письмо Минфина России от 06.05.2011 N 03-07-14/45

Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-07-14/18

Письмо Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169

Письмо ФНС России от 02.02.2010 N ШС-17-3/20@ "О направлении Письма Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2009 N 03-07-15/169 о порядке применения норм Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (вместе с Письмом Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169)

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N 16-15/042344

КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года

Статья: Изменения в налогообложении товарищества собственников жилья (Семенихин В.В.) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 17)

Статья: Изменения НДС и практика применения, налоговый и бухгалтерский учет (Тарловская М.А.) ("Клуб главных бухгалтеров", 2010, N 4)

Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 N Ф09-2727/12 по делу N А60-18770/11

Суд указал, что от НДС освобождаются работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, только если они приобретены у третьих лиц и стоимость реализации указанных работ (услуг) равна стоимости их приобретения. Общество не вправе применять освобождение по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ к части суммы, превышающей стоимость услуг, оказанных обществу исполнителями работ.

Аналогичные выводы содержит…

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.07.2012 по делу N А55-22229/2011

Постановление ФАС Уральского округа от 17.02.2012 N Ф09-10117/11 по делу N А60-20248/2011

Суд установил, что общество реализовало потребителям работы (услуги) по содержанию общего имущества по стоимости, соответствующей стоимости приобретенных обществом таких работ (услуг) у подрядных организаций. В связи с этим общество правомерно применяло льготу по пп. 30 п.

Service Temporarily Unavailable

3 ст. 149 НК РФ при реализации работ (услуг) по содержанию общего имущества.

Консультация эксперта, 2010

Автор разъясняет, что согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме только при условии, что цена их реализации соответствует цене их приобретения. Если же их стоимость превышает цену приобретения у подрядчиков, то данные работы (услуги) облагаются НДС в общем порядке. Налоговая база по данным работам (услугам) определяется на основании п. 1 ст. 154 НК РФ как стоимость этих работ (услуг), исчисленная исходя из цены, определенной договором управления.

Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 515 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Федерального закона от 19. 07. 2011 №245-фз "О внесении изменений в части первую и вторую нк РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах" (далее – Закон №245-фз)

Название Федерального закона от 19. 07. 2011 №245-фз "О внесении изменений в части первую и вторую нк РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах" (далее – Закон №245-фз)
страница 4/13
Тип Закон

filling-form.ru > Договоры > Закон

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   13

2.3. Статья 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".

2.3.1. Льгота по ремонтно-реставрационным работам (пп.15 п.2 статьи 149 НК РФ).

Закон №245-ФЗ существенно детализировал возможности применения данной льготы и делает ее применение в целом более понятным:
— в новой редакции подпункта более четко указано, при работе с какими именно объектами возможно применение льготы по НДС – это включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, вновь выявляемые объекты в соответствии с законодательством РФ1, а также культовые здания и сооружения, находящиеся в пользовании религиозных организаций.

В прежней редакции пункта речь шла о более неопределенной группе объектов – в тексте подпункта 15 п.2 статьи 149 НК РФ были перечислены памятники истории и культуры, охраняемые государством и сооружения в пользовании религиозных организаций (без указания, что речь идет именно о культовых сооружениях);
— более четко перечислены виды работ, подпадающих под действие льготы.

До сих пор в НК РФ льгота была установлена для ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ (без расшифровки, что именно входит в эти понятия). Помимо этого текст подпункта 15 содержал закрытый перечень исключений по видам работ, на которые льгота не распространяется (археологические и земляные работы в зоне расположения памятников; строительные работы по воссозданию полностью утраченных объектов; производство реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).

Вместо этого новая редакция подпункта 15 содержит более детализированное описание видов работ, на которые распространяется действие льготы, без приведения перечня каких-либо исключений. Из приведенного перечня видно, что в целом перечень работ, на которые распространяется действие льготы, существенно расширен. В перечень включены работы по сохранению объектов, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению выявленного объекта для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, формально можно утверждать, что не подпадающие ранее под льготу, например, такие работы как полное воссоздание утраченного памятника и надзор за проведением работ, в новой редакции подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ могут претендовать на освобождение от НДС;
— в текст НК РФ включены нормы о документах, которые должны подтверждать правомерность использования льготы путем представления в налоговые органы (очевидно, что как документы, подтверждающие обоснованность применения льготы, они должны представляться вместе с налоговой декларацией, хотя в самом НК РФ на это прямо не указано). В перечень документов вошли:

а) справка об отнесении объекта к объектам культурного наследия (в том числе вновь выявленного объекта), выданная уполномоченным федеральным органом (на сегодня – это Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура));

б) копия договора на выполнение указанных выше видов работ, дающих право на льготу.

По непонятной для нас причине в перечне нет документа, подтверждающего отнесение объекта, на котором осуществляются работы, к культовым зданиям и сооружениям, находящимся в пользовании религиозных организаций. Ведь по работам с ними также возможно применение льготы. По нашему мнению, новая редакция подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ (как, впрочем, и редакция НК РФ до принятия Закона №245-ФЗ), распространяет льготу по НДС на работы с указанными выше культовыми зданиями и сооружениями независимо от того, являются ли эти объекты и сооружения также объектами культурного наследия в смысле законодательства РФ или не являются. Но тогда не ясно, каким образом нужно будет документально подтверждать правомерность использования льготы при работах на этих объектах, если в перечне подтверждающих документов, введенном в НК РФ, есть только справка об отнесении объекта к объектам культурного наследия. По всей видимости, в данной части НК РФ потребует дополнительных уточнений.
В новой редакции подпункт 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ вступает в силу с 01.01.2012. Соответственно, по нашему мнению, его действие должно распространиться на работы, реализованные (т.е. оформленные актами приема-передачи) после указанной даты (даже если начало работ и заключение договора имело место ранее).

2.3.2. Льгота по товарам (за исключением подакцизных), работам, услугам, реализуемым организациями инвалидов (организациями, использующими труд инвалидов) (пп.2 п.3 статьи 149 НК РФ).

Закон №245-ФЗ дополнил перечень налогоплательщиков, имеющих право на применение льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, включив в него государственные и муниципальные унитарные предприятия, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%.

2.3.3.

Отказ от льготы по ндс ст 149 нк рф

Оказание услуг по страхованию экспортных кредитов (новый подпункт 7.1 п.3 статьи 149 НК РФ).

Освобождаемые от НДС услуги по страхованию перечислены в подпункте 7 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Закон №245-ФЗ дополнительно ввел в указанные выше пункт 3 статьи 149 новый подпункт 7.1, согласно которому с 01.10.2011 не подлежит обложению НДС оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.

Напомним, что страхованию экспортных кредитов и инвестиций посвящен Федеральный закон от 18.07.2011 №236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков". Подробнее см. информационное письмо ООО "Аудит Санкт-Петербург" исх.№214/11 от 25.07.11, где мы, в том числе, отметили, что на момент принятия закона каким именно образом, для кого и в каком порядке (добровольно или обязательном) будет работать названная система не было ясно, так как по всем этим вопросам должны быть приняты соответствующие нормативные правовые акты исполнительных органов власти (Правительства РФ). Соответственно, от этих документов зависит, когда реально появится соответствующее страхование, а значит – и когда реально заработает новая льгота по НДС, введенная Законом №245-ФЗ.

Изменение главы 21 НК РФ "НДС" в связи с введением страхования экспортных кредитов и инвестиций не ограничивается правками статьи 149 НК РФ и установлением освобождения от НДС услуг по такому страхованию. Закон №245-ФЗ также внес правки в пп.4 п.1 статьи 162 НК РФ "Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)". При этом Закон №245-ФЗ исключил из подлежащих включению в налоговую базу по НДС сумм страховых выплат по договорам страхования риска неполучения платежей (неисполнения договорных обязательств) по договорам реализации облагаемых НДС товаров, работ, услуг, имущественных прав выплаты по договорам реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, т.е. экспортируемых товаров (облагаемых НДС по ставке 0%). Т.о. фактически Закон №245-ФЗ в отношении страхования экспортных кредитов и инвестиций установил, что НДС не будут облагаться не только услуги по такому страхованию, но и суммы страховых выплат по ним.

Здесь можно также добавить, что изменения, внесенные в статью 162 НК РФ более универсальны по своему содержанию, так как позволяют не облагать НДС любые страховые выплаты, полученные при страховании риска неисполнения договорных обязательств по экспортным поставкам товаров, даже если такое страхование не связано с принятием указанного выше Федерального закона от 18.07.2011 №236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков".

2.3.4. Льгота по реализации входных билетов и аренде спортивных сооружений (пп.13 п.3 ст.149 НК РФ).

В данной льготе Закон №245-ФЗ оставил без изменений положения об освобождении от НДС реализации входных билетов, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия.

Однако Закон №245-ФЗ расширил льготу по оказанию услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения спортивно-зрелищных мероприятий, дополнил, что освобождение от НДС также распространяется на услуги по предоставление в аренду спортивных сооружений для подготовки к проведению спортивно-зрелищных мероприятий. Т.е. теперь не только за время проведения мероприятия, но и за время подготовки к его проведению НДС не должен будет взиматься

В таком "расширенном" виде льгота вступает в силу с 01.10.2011.

2.3.5. Льгота по услугам застройщика на основании договора участия в долевом строительстве жилья (пп.23.1. п.3 ст.149 НК РФ).

Напомним, что предусмотренная подпунктом 23.1 пункта 3 ст.149 НК РФ (введен Федеральным законом от 17.06.2010 №119-ФЗ с 01.10.2010) льгота по услугам застройщика на основании договора участия в долевом строительстве не распространяется на услуги застройщика, оказываемые при строительстве объектов производственного назначения.

Однако понятие для целей НДС "объекта производственного назначения" введено только Законом №245-ФЗ, который установил, что к объектам производственного назначения в целях применения льготы по НДС относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   13

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Все бланки и формы на filling-form.ru

filling-form.ru

Все статьи Нарушения применения ст. ст. 145 и 149 НК РФ: обзор арбитражной практики (Щедрина Т.)

В силу норм ст. 143 НК РФ государственные (муниципальные) учреждения признаются плательщиками НДС. Согласно позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее — Постановление N 33), государственные и муниципальные учреждения могут являться плательщиками НДС по совершаемым финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном ст. ст. 125 ГК РФ. Несмотря на то что бюджетные учреждения, в соответствии с гл. 21 НК РФ, являются плательщиками НДС, они, применяя положения ст. 145 (ею установлено право на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС) и 149 НК РФ (в статье поименованы операции, освобожденные от обложения НДС), не исчисляют и не уплачивают этот налог в бюджет. Основываясь на примерах из арбитражной практики, приведем нарушения применения бюджетными учреждениями положений ст. ст. 145 и 149 НК РФ.

Неправильный расчет выручки для применения положений ст. 145 НК РФ

Учреждения могут быть освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст.

Льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ

145 НК РФ). Но в связи с этим возникают следующие вопросы:
— необходимо ли при расчете выручки учитывать суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС в силу норм ст. 149 НК РФ;
— принимаются ли в расчет выручки суммы, полученные от операций, не являющихся объектом обложения НДС;
— если налогоплательщик совмещает общий режим налогообложения и спецрежим в виде уплаты ЕНВД, то нужно ли в целях применения освобождения от уплаты НДС включать в выручку суммы, полученные от операций, облагаемых ЕНВД (п. 1 ст. 145 НК РФ), или нет?
Довольно распространенными являются случаи, когда налогоплательщик при расчете суммы выручки за три последовательных календарных месяца не учитывал суммы, полученные им от операций, не подлежащих обложению НДС, а также от операций, не являющихся объектом обложения НДС. При проведении выездных налоговых проверок работники налогового органа фиксировали данный факт как нарушение положений ст. 145 НК РФ. Правомерность своих действий им приходилось часто доказывать в суде. Как отметила ФНС России в своем Письме от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ "О порядке определения выручки для целей применения ст. 145 НК РФ", нормами статьи 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих обложению НДС либо не признающихся объектом обложения НДС.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 по делу N А06-1871/2011, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика направлено на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, согласно позиции ВАС РФ, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.
В Постановлении N 33 даны следующие разъяснения относительно применения положений ст. 145 НК РФ. При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения названной статьи, судам нужно исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны. Постановления Пленума ВАС для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в анализируемом случае. С учетом изложенного размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ необходимо рассчитывать только в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
Таким образом, позиция налоговых органов о нарушении налогоплательщиком положений ст. 145 НК РФ, когда он при расчете суммы выручки за три последовательных календарных месяца не принял в расчет суммы, полученные им от операций, не подлежащих обложению НДС, а также от операций, не являющихся объектом обложения НДС, является неправомерной.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ для организаций по общему правилу документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж и копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. При этом, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета.
Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения ст. 145 НК РФ нужно исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.

Неправильное применение норм ст. 149 НК РФ

Рассмотрим частный случай неправильного применения положений обозначенной статьи (Постановление АС УО от 03.02.2015 N Ф09-9649/14 по делу N А60-17041/2014). По итогам проведения проверки образовательного учреждения налоговый орган доначислил учреждению суммы НДС. Основанием для доначисления НДС послужил вывод налогового органа о неправомерном применении учреждением пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ в связи с отсутствием в приложении к лицензии на ведение образовательной деятельности 25 структурных подразделений учреждения. Не согласившись с принятым налоговым органом решением, учреждение обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что налоговым органом не доказана неправомерность применения налогоплательщиком этого подпункта.
В соответствии с названным подпунктом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях. При этом согласно п. 6 указанной статьи перечисленные в ней операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, для получения льготы в виде освобождения реализуемых услуг от обложения НДС необходима совокупность следующих условий: отнесение услуг к числу направленных на содержание детей в дошкольных учреждениях и наличие лицензии — только в том случае, если такая лицензия необходима.
Судом установлено, что в проверяемый период налогоплательщик осуществлял основной вид деятельности — дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (ОКВЭД 80.10.1). Налогоплательщик имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, в приложении к которой указано, что учреждение имеет право на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по месту нахождения лицензиата и по 11 адресам мест нахождения филиалов (детских садов). Остальные 25 филиалов в приложениях к лицензии не поименованы, но при этом фактически образовательная деятельность в данных филиалах (детских садах) осуществляется, что подтверждается представленными налогоплательщиком документами (договорами, положениями о детских садах, образовательными программами, анализом счетов учета выручки). Помимо этого, оказываются услуги по содержанию детей.
Руководствуясь п. 2 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", суды пришли к выводу, что обстоятельства, положенные в основу вывода инспекции о неправомерном применении пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, свидетельствуют о нарушении порядка лицензирования, не относящимся к грубым нарушениям. Налоговый орган не является лицом, контролирующим соблюдение требований в области лицензирования. Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о несоответствии закону оспариваемого решения инспекции (Постановление АС УО от 03.02.2015 N Ф09-9649/14 по делу N А60-17041/2014).

* * *

В этом материале были представлены лишь те ситуации по применению положений ст. ст. 145 и 149 НК РФ, которые рассматривались в судах. Фактически нарушений данных норм Налогового кодекса намного больше.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: