Сроки уплаты акцизов

Т.А. Фролова
Налогообложение предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Тема 4. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

4.6. Порядок исчисления и уплаты акциза

      Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара:

1)      как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2)      как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из рыночных цен, без учета акциза, НДС – по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в %) ставки.

   При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:

1)      по подакцизным товарам с твердыми ставками – как объем ввозимых товаров в натуральном выражении;

2)      по подакцизным товарам с адвалорными ставками как сумма их таможенной стоимости и таможенной пошлины.

Для организаций и предпринимателей налоговый период – каждый календарный месяц.

   Сумма акциза по товарам с твердыми ставками исчисляется как произведение налоговой ставки и налоговой базы.

   Сумма акциза по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Дата реализации подакцизных товаров определяется как день их оплаты.

   Налогоплательщик, реализующий производимую им подакцизную продукцию, либо производящий подакцизные товары из давальческого сырья, обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму акциза. В расчетных документах сумма акциза выделяется отдельной строкой.

При экспорте подакцизных товаров для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза налогоплательщик обязан в течение 180 дней представить в ИФНС пакет документов (аналогичный НДС).

Для определения суммы акциза вначале рассчитывается облагаемый оборот, а затем сам акциз.

Плательщики акцизов имеют право уменьшить общую сумму акциза на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные при приобретении подакцизных товаров. При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (если оно является подакцизным), вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные собственниками сырья.

Вычету подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении акцизных марок или специальных региональных марок (по товарам, подлежащим обязательной маркировке).

Таблица 4.1

Налоговые ставки на 2010 год*

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в % или в руб. и коп. за единицу измерения)

Этиловый спирт из всех видов сырья

30 руб. 50 коп. за 1 литр безводного этилового спирта.

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% (кроме вин)

158 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% (кроме вин) и спиртосодержащая продукция

210 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.

Вина шампанские и вина игристые

14 руб. за литр.

Вина натуральные с содержанием этилового спирта не более 6% от объема готовой продукции

3 руб. 50 коп.

4.7. Сроки и порядок уплаты акциза

за литр.

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6%

9 руб. за литр.

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6%

14 руб. за литр.

Сигариллы

360 руб. за 1000 шт.

Сигареты с фильтром

205 руб. за 1000 штук + 6% от их расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены,  но не менее 250 руб. за 1000 шт.

Сигареты без фильтра и папиросы

125 руб. за 1000 штук + 6% от их расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены,  но не менее 155 руб. за 1000 шт.

Бензин с октановым числом до «80» включительно

2 923 руб. за 1 тонну.

Высокооктановый бензин

3 992 рублей за 1 тонну.

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

23 руб. 90 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя > 112,5 кВт (150 л.с.)

235 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

    * Примечание: в 2011г. ставки акцизов опять увеличатся.

   Основанием для налоговых вычетов служат расчетные документы и счета-фактуры, полученные от поставщиков подакцизных товаров. Сумма акциза должна быть выделена в них отдельной строкой. Выделять акциз в счетах-фактурах могут только те поставщики, которые реализуют производимые ими подакцизные товары либо изготовляют подакцизные товары из давальческого сырья. Кроме того, указывать в счетах-фактурах акциз должны организации оптовой торговли, реализующие алкогольные напитки со своих акцизных складов. Организации, реализующие подакцизные товары, но не обязанные уплачивать акцизы в бюджет, не должны выделять суммы акциза в расчетных документах и счетах-фактурах.

Суммы акцизов, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ, подлежат вычету на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров и уплату акциза. Исчисляя суммы акциза, подлежащие уплате в бюджет, можно сделать такие вычеты при одновременном соблюдении следующих условий:

—          их фактической оплаты;

—          после списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных (переданных) алкогольных напитков.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком по реализации подакцизных товаров, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты общая сумма акциза.

Если сумма налоговых вычетов превысит общую сумму акциза, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов над общей суммой акциза подлежит зачету в счет будущих платежей по акцизу.

Сумма превышения может быть направлена в течение 3-х налоговых периодов на уплату налогов, недоимки, санкций в тот же бюджет. По истечении этого периода остаток превышения подлежит возврату налогоплательщику.

Уплата акциза при реализации подакцизных товаров и минерального сырья производится исходя из фактической реализации за отчетный период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

1.      Уплата акциза по автомобильному бензину и дизтопливу производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период:

—          не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем – по бензину автомобильному с октановым числом свыше «80», реализованному с 1 по 15 число отчетного месяца;

—          не позднее 30-го числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем – по бензину автомобильному с октановым числом свыше «80», реализованному с 16 по последнее число отчетного месяца.

2.      Уплата акциза при реализации подакцизных товаров (алкогольная продукция, спиртосодержащая, пиво, табачные изделия, автомобили) производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

3.      Уплата акциза при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций производится:

—          не позднее 30-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) – по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число отчетного месяца;

—          не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, — по продукции, реализованной с 16-го по последнее число месяца.

4.      Уплата акциза при реализации прочих подакцизных товаров производится:

—          не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным,  – по товарам, реализованным с 1-го по 15-е число отчетного месяца;

—          не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным, — по товарам, реализованным с 16-го по последнее число месяца.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства этих товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов. Организации представляют декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Вся алкогольная продукция, в которой содержится более 9% этилового спирта, подлежит обязательной маркировке. Федеральными специальными марками маркируется вся алкогольная продукция, которая производится на территории России и не поставляется на экспорт. Эта марка подтверждает, что напиток изготовлен легально.

Федеральные специальные марки организации-производители покупают в налоговых инспекциях.

Для того чтобы продать алкогольную продукцию, организация должна наклеить на нее еще и региональную специальную марку. Такая марка говорит о том, что напитки прошли тест на качество и безопасность. Региональные специальные марки также приобретаются в налоговых инспекциях. Однако для этого организация должна не только оплатить их стоимость, но и авансом внести акциз.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 200 НК РФ, сумма акциза, определяемая в соответствии со ст. 194 НК РФ.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами, совершенным в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из общей суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения акцизами, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 203 НК РФ.

В частности, указанные суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.

Сроки и порядок уплаты акцизов определены ст. 204 НК РФ и представлены в таблице 3.6.

Таблица 3.6

Сроки и порядок уплаты акцизов

№ п/п Наименование налогоплательщика Срок уплаты акцизов
1. Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом. Не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Налогоплательщики, осуществляющие реализацию произведенных ими подакцизных товаров.   Исходя из фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
3. Лица, ввозящие товары на таможенную территорию Российской Федерации. Сроки и порядок уплаты акциза устанавливаются таможенным законодательством России. В частности, согласно ст. 329 ТК РФ налоги должны быть заплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенным орган в месте их прибытия на таможенную территорию России.

По общему правилу акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров. Однако при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров.

При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (если иное не оговорено налоговым законодательством) налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В тоже время налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие лица могут быть признаны налогоплательщиками акцизов в добровольном порядке?

2. Перечислите основные виды подакцизных товаров.

3. Какие основные виды ограничений, связанные с производством и оборотом подакцизных товаров установлены в Российской Федерации?

4. Какие виды налоговых ставок предусмотрены по акцизам?

5. Перечислите основные виды объектов налогообложения по акцизам. Что общего и особенности между объектами обложения акцизами и НДС?

6. Как определяется налоговая база при производстве спирта этилового?

7. Что такое максимальная розничная цена табачных изделий? Какую роль она играет при исчислении акцизов?

8. Каков порядок установления максимальной розничной цены на табачные изделия?

9. Какие основные условия для принятия сумм акцизов к вычету установлены для организаций, осуществляющих производство алкогольной продукции?

10. Какие основные особенности применения налоговых вычетов по акцизам предусмотрены для лиц, получивших свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции?

11. Какие сроки уплаты акцизов в бюджет установлены в России?

Библиографический список (основной)

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.// Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

2. Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ (поглавный) под ред. А.А. Ялбулганова. // Справочно-правовая система «Консультант-плюс»

3. Майбуров И.А. Федеральные налоги и сборы: схемы для ускор. изучения / И. А. Майбуров. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с. — (Учебное пособие).

4. Федеральные налоги и сборы с организаций: практикум / Федер. агентство по образованию, Сиб. акад. гос. службы; сост.: Д. В. Куницын, А. В. Панченко, Е. С. Синицына. — Новосибирск, 2007. – 165

Библиографический список (дополнительный)

6. Давыдова И.А. Администрирование акцизов на подакцизные товары в 2007 году / И. А. Давыдова
// Фин. вестн.: финансы, налоги, страхование, бух. учет. — 2007. — № 11. — С. 28-47

7. Давыдова И.А. Об администрировании акцизов на подакцизные товары в 2007 году / И. А. Давыдова
// Налоговый вестн. — 2007. — № 5. — С. 62-74; № 6. — С. 40-48; № 7. — С. 31-47; № 8. — С. 53-59..

8. Давыдова И.А. Основания возникновения обязанности плательщика акциза / И. А. Давыдова // Налоговый вестн. — 2008. — № 1. — С. 48-57; № 2. — С. 33-45; № 3. — С. 34-48

9. Давыдова И.А. О товарах, подлежащих налогообложению акцизом / И. А. Давыдова // Фин. вестн.: финансы, налоги, страхование, бух. учет. — 2007. — № 18. — С. 23-43

10. Давыдова И.А. Подакцизные товары как предмет налогообложения / И. А. Давыдова // Налоговый вестн. — 2007. — № 9. — С. 51-61; № 10. — С. 58-69; № 11. — С. 33-41, № 12. — С. 34-40.

11. Нечипорчук Н.А. Как исчислять и уплачивать акцизы в 2008 году /Н. А. Нечипорчук // Рос. налоговый курьер. — 2007. — № 23. — С. 30-36

12. Нечипорчук Н.А. Особенности уплаты акцизов при производстве нефтепродуктов из давальческого сырья / Н.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров

А. Нечипорчук // Налоговый вестн. — 2007. — № 11. — С. 50-56.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 297 | Нарушение авторского права страницы

Порядок исчисления и уплаты акцизов в 2018 году

Импорт товаров из стран таможенного союза: акцизы и НДС

При ввозе товаров на территорию России из государств — членов Таможенного союза необходимо учитывать особенности оформления документов и уплаты налогов, связанных с импортом таких товаров.

Единую таможенную территорию Таможенного союза (далее — таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией в силу Приложения к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17.

Таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Стороны применяют Единый таможенный тариф (ЕТТ) и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами (Договор от 06.10.2007 "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза").

Кроме Таможенного кодекса Таможенного союза в настоящее время действуют:

  • Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 (ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ, Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17);
  • Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров от 25.01.2008 и Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (введено в действие Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36).

Принятие этих документов означает, что экспорт товаров в Белоруссию и Казахстан облагается по нулевой ставке НДС, а при импорте товаров из этих стран уплачивается "ввозной" НДС.

При импорте товаров на территорию одного государства — участника Таможенного союза с территории другого государства — участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

Плательщики акцизов + ответственность за неуплату

Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства — участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, в частности упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками акцизов при ввозе подакцизных товаров Таможенного союза.

Уплата акцизов при ввозе товаров

Особенности взимания акциза при ввозе подакцизных товаров Таможенного союза установлены ст. 186 НК РФ.

В список подакцизных товаров, приведенный в п. 1 ст. 181 НК РФ, среди прочего входят:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спирт коньячный (ранее данный вид спирта не признавался подакцизным товаром, изменение внесено законодателем в целях предотвращения его нелегального оборота);
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ;
  • парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.).

Пиво и напитки, изготовленные на его основе, теперь выделены не в отдельный вид подакцизных товаров, а включены в состав алкогольной продукции, поэтому изменен порядок исчисления и уплаты акцизов по этим товарам производителями.

Так, алкогольная продукция, в том числе ликеро-водочные изделия, с объемной долей этилового спирта более 1,5% признается подакцизным товаром на основании пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ.

Взимание косвенных налогов и контроль за их уплатой при импорте товаров осуществляются в соответствии с отдельным Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее — Протокол). Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым с территории одного государства на территорию другого, оба из которых являются членами Таможенного союза, осуществляется налоговым органом государства, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков-собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения (с учетом отдельных особенностей).

Данное правило не распространяется на товары, подлежащие маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). По ним взимание акцизов осуществляется таможенными органами государства — члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством данного государства (п. 12 ст. 2 Протокола).

Таким образом, порядок взимания акциза по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию России с территории государства — члена Таможенного союза, зависит от того, подлежит ли маркировке акцизными марками ввозимый товар.

В соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками подлежит табачная и алкогольная продукция. Акцизные марки приобретаются импортерами в таможенных органах, уполномоченных на обеспечение ими импортеров, по месту государственной регистрации.

Обязательной маркировке акцизными марками при ввозе на территорию Российской Федерации подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции. Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками, не предусмотренными Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", не допускается.

Сумма акциза исчисляется по налоговым ставкам, установленным законодательством государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, и подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

В этот же срок в налоговый орган необходимо представить налоговую декларацию по косвенным налогам (в настоящее время используется форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н). Одновременно с декларацией в налоговый орган подаются документы (либо их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке), список которых приведен в п. 8 ст. 2 Протокола.

Если в отчетном месяце налогоплательщик не осуществлял принятие на учет импортированных товаров, а также если в отчетном месяце у налогоплательщика не наступил срок лизингового платежа, предусмотренный договором (контрактом) лизинга, в отношении товаров (предметов лизинга), то декларация в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика не представляется (п. 4 Письма Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101).

Согласно п. 2 ст. 187 НК РФ налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как:

  • объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
  • стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Уплата НДС при ввозе товаров

В настоящее время взимание НДС при импорте товаров с территории государства — члена Таможенного союза на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с Протоколом о товарах от 11.12.2009.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются при импорте товаров от обязанности по исчислению и уплате НДС, а также по представлению декларации (Письмо Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101).

Для целей уплаты НДС при ввозе товаров на территорию России с территории государства — члена Таможенного союза налоговая база исчисляется на основе стоимости приобретенных товаров, которая является ценой сделки согласно условиям договора. Причем налоговая база не увеличивается на сумму расходов, не включенных в цену сделки (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-07-14/33).

Для целей уплаты НДС база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету ввезенных товаров, организация должна представить в налоговые органы налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н. Налоговым периодом является месяц.

Согласно п. 8 ст. 2 Протокола вместе с декларацией в налоговые органы представляются следующие документы:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов заполняется по форме и Правилам, предусмотренным Приложениями 1 и 2 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов". Заявление представляется в налоговый орган на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • выписка банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров на территорию Российской Федерации;
  • счета-фактуры поставщика;
  • договор (контракт), на основании которого приобретены товары, импортированные на территорию Российской Федерации.

Налоговые органы в 10-дневный срок проставляют отметки об уплате НДС на заявлении о ввозе товаров и возвращают импортеру три экземпляра заявления с отметками налогового органа. Два экземпляра заявления о ввозе товаров организация передает поставщику для подтверждения последним нулевой ставки НДС.

Оформление счета-фактуры и книги покупок

В счетах-фактурах, которые продавец должен выставить покупателю при продаже товаров, произведенных за пределами России, необходимо указывать страну происхождения и номер ГТД. Однако из Белоруссии и Казахстана большинство товаров (даже произведенных в третьих странах) ввозится без оформления таможенных деклараций, поэтому у продавца таких товаров нет данных для заполнения граф 10 и 11 (поскольку их надо заполнять на основе ГТД).

Если продавец в гр. 10 "Страна происхождения" напишет название страны, в которой произведены товары (например, Республика Беларусь, Республика Казахстан или Таможенный союз), то ничего страшного не произойдет. По таким счетам-фактурам покупатель также может принять "входной" НДС к вычету, поскольку Налоговый кодекс РФ не запрещает указывать в счетах-фактурах дополнительную информацию.

В п. 10 Правил ведения книг покупок и книг продаж сказано, что при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004, в книге покупок регистрируются заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС и реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату налога.

До внесения в Правила ведения книг покупок и книг продаж соответствующих изменений суммы НДС, уплаченные налоговым органам по товарам, ввезенным на территорию России как с территории Белоруссии, так и с территории Республики Казахстан, следует отражать в книге покупок после получения налогоплательщиками из налоговых органов заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками об уплате НДС по таким товарам (Письмо Минфина России от 20.01.2011 N 03-07-13/1-03).

В бухгалтерском учете НДС, начисленный к уплате в бюджет по ввозимому товару, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Уплаченную сумму НДС организация имеет право принять к вычету после принятия на учет ввезенного товара при наличии документов, подтверждающих уплату сумм НДС, и соответствующих первичных документов.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, может быть включен в налоговые вычеты в декларации по НДС, представляемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором он был отражен в налоговой декларации по косвенным налогам, и при условии, что суммы НДС были уплачены в установленный срок.

Если товар ввезен на территорию России с территории Белоруссии и Казахстана и принят на учет, например, в феврале 2012 г., декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации сдана в период с 1 по 20 марта и НДС уплачен до 20 марта, то вычеты исчисленных и уплаченных сумм налога включаются в обычную налоговую декларацию по НДС за I квартал 2012 г., принимая во внимание, что ст. 163 НК РФ налоговый период установлен как квартал (Письмо Минфина России от 20.01.2011 N 03-07-13/1-03).

В этом случае бухгалтерские записи следующие:

Д-т сч. 41 "Товары"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

оприходован товар;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

отражена задолженность по уплате НДС в бюджет;

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

К-т сч. 51 "Расчетные счета"

уплачен НДС, начисленный при ввозе товара;

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

принят к вычету НДС, уплаченный по ввезенному товару.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Организации, применяющие УСН и ЕНВД, суммы налога, фактически уплаченные налоговым органам по товарам, импортируемым на территорию России с территории государства — члена Таможенного союза, на основании пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ учитывают в стоимости таких товаров в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

При ввозе товаров из Республик Беларусь и Казахстан российский импортер обязан заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заявление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде.

Один экземпляр заявления остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и (или) акцизов или иной порядок уплаты в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза ввезены на территорию этого государства без уплаты косвенных налогов).

Два экземпляра заявления с отметкой налогового органа подлежат направлению налогоплательщику того государства — члена Таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, реализованные со ставкой НДС в размере 0% (освобождением по акцизам).

Заявление состоит из трех разделов и Приложения к нему. Разделы 1 и 3, а также Приложение к нему заполняет налогоплательщик, разд. 2 — налоговый орган. В графе 4 указывается единица измерения количества товара, приведенная в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе.

При заполнении гр. 4 на бумажном носителе отражается буквенное обозначение кода (по справочнику ОКЕИ) единиц измерений, соответствующих указанным в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе (Письмо ФНС России от 10.05.2011 N АС-4-2/7439).

Кроме того, рекомендуем обратить внимание на то, что на сайте: http://www.nalog.ru/kontr_func/tam_souz_nk/prog_obes_i_form_zayav/ находится программа подготовки заявлений налогоплательщика при импорте товаров и уплате косвенных налогов в рамках Соглашения о Таможенном союзе ("ТС-обмен НП"), версия 1.6.1 от 01.09.2011 (для товаров, принятых на учет с 01.07.2010: Соглашение между Правительством РФ, РБ и РК от 25.01.2008), которая дает возможность заполнения заявления в автоматическом режиме с выявлением возможных ошибок при его заполнении в реальном времени.

Ю.А.Суслова

Аудитор

Порядок уплаты акциза зависит от вида подакцизного товара.

Нефтепродукты. Налогоплательщики, имеющие свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают акцизы:

– не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, – по нефтепродуктам, за исключением прямогонного бензина;

– не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, – по пря-могонному бензину.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, уплачивают акцизы не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплачивают акциз не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата акцизов другими налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, за истекший налоговый период – не позднее 25-го числа следующего месяца.

В указанные сроки представляется и декларация по акцизам на нефтепродукты.

Денатурированный этиловый спирт. Организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза при получении денатурированного этилового спирта производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Остальные подакцизные товары. При реализации этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции, пива, табачной продукции, легко-зых автомобилей и мотоциклов акцизы уплачиваются исходя из фактической реализации за истекший налоговый период. Первый платеж производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а второй – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

Расчет налоговой базы и сумм акциза по указанным подакцизным товарам отдельно за период с 1-го по 15-е и с 16-го по последнее число месяца производить не требуется. Расчет суммы акциза производится в целом за месяц, затем полученная сумма делится пополам и уплачивается в бюджет в указанные сроки.

Декларация по акцизам за истекший период представляется не позднее 25-го числа следующего месяца по месту регистрации организации, а также по местонахождению каждого филиала или другого обособленного подразделения в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом обложения акцизами.

Порядок и сроки уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ таможенным органам устанавливаются таможенным законодательством на основе положений гл.

Порядок исчисления и сроки уплаты акцизов: кто платит, виды деятельности

22 НК РФ.

Таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются по выбору плательщика как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ.

Плательщик может вносить на счет таможенного органа авансовые платежи в счет предстоящих таможенных платежей. Плательщик впоследствии может дать распоряжение, чтобы ранее внесенные авансовые платежи рассматривались в качестве таможенных платежей.