Средства от иной приносящей доход деятельности

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 1
ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Одно из первых упоминаний о возможности и необходимости принятия федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности (далее — закон о внебюджетной деятельности), содержит Федеральный закон N 63-ФЗ . Изменения, внесенные данным Законом, вступили в силу в 2008 г., но до настоящего времени закон о внебюджетной деятельности не принят. Однако приносящая доход деятельность бюджетных учреждений имеет место. В данной статье мы рассмотрим правовые и бухгалтерские аспекты ее ведения.
———————————
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Правовые основы ведения приносящей доход деятельности
В 2010 г. до принятия вышеуказанного закона в части правового ведения внебюджетной деятельности учреждения должны руководствоваться переходными положениями Федерального закона N 63-ФЗ (п. 11 ст. 5). Рассмотрим их.
1. К доходам от внебюджетной деятельности относятся:
— доходы от оказания платных услуг;
— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования;
— доходы от иной приносящей доход деятельности.
2. До дня вступления в силу закона о внебюджетной деятельности указанные доходы используются бюджетными учреждениями на обеспечение своей деятельности. При этом должны быть одновременно выполнены следующие условия:
а) право использования доходов от внебюджетной деятельности на нужды учреждений закреплено в законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Такое решение содержится в ст. 6 Закона о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов . Для некоторых категорий бюджетных учреждений (подразделения органов внутренних дел, федеральные загранучреждения) установлены особые правила использования средств. О них мы скажем ниже;
б) наличие документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальные правовые акты);
в) наличие соответствующих положений в уставе бюджетного учреждения;
г) закрепление расходов в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности;
д) наличие остатков средств на разделе лицевого счета по приносящей доход деятельности.
———————————
Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
3. Подразделениям органов внутренних дел средства, полученные в результате исполнения договоров по охране имущества юридических и физических лиц и предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, подлежат перечислению в федеральный бюджет за минусом средств, направленных:
— на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей;
— на возмещение убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными договорами.
4. Федеральные государственные загранучреждения используют доходы от разрешенных видов деятельности и остатки указанных средств в качестве дополнительного источника финансового обеспечения своей деятельности сверх бюджетных ассигнований.
5. Порядок осуществления операций с внебюджетными средствами устанавливается финансовыми органами. В 2010 г. действует Приказ Минфина России от 01.09.2008 N 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (далее — Приказ N 88н).
6. Заключение и оплата договоров, подлежащих исполнению за счет внебюджетных средств, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
7. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет внебюджетных средств производится в порядке, установленном гл. 24.1 БК РФ.
8. Для отражения операций с доходами по внебюджетной деятельности применяются единые группы и входящие в них подгруппы доходов бюджетов, это:
— доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— рыночные продажи товаров и услуг;
— безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Коды групп и подгрупп доходов бюджетов, указанных в настоящем пункте, а также перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждаются Минфином.
Порядок осуществления операций по приносящей доход
деятельности
Как указывалось выше, Порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности установлен Приказом N 88н (далее — Порядок). Указанный Порядок введен в действие с 1 января 2009 г.
Приказ N 88н прежде всего устанавливает порядок оформления генерального разрешения (разрешения) главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями (далее — Генеральное разрешение). Поскольку оформление Генеральных разрешений (Разрешений) связано с рядом сложностей и требует временных затрат, Приказом N 88н установлен переходный период до 1 декабря 2009 г., в течение которого действуют Генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных ОФК главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям и разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных ОФК, оформленные в соответствии с утратившим силу Приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н. С 1 января 2009 г. в случае необходимости внесения дополнений в Генеральные разрешения (Разрешения) на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытых в соответствии с Приказом Минфина России N 46н, Генеральные разрешения (Разрешения) на осуществление приносящей доход деятельности оформляются уже на основании Приказа N 88н.
С 1 января 2009 г. оформление Генеральных разрешений (Разрешений) вновь осуществляется в соответствии с Приказом N 88н.
Если срок действия Генеральных разрешений (Разрешений) устанавливается решениями Правительства РФ, то они действуют в течение срока, установленного указанными решениями.
Положения Приказа N 88н распространяются на федеральные органы государственной власти (государственные органы), которым открыты лицевые счета получателя в территориальных ОФК для осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности, подлежат зачислению на счета управлений Федерального казначейства по субъекту РФ, открытые в установленном ЦБ РФ порядке с заключением договора банковского счета в учреждениях ЦБ РФ либо в кредитных организациях.
Приказ N 88н не распространяется на учреждения, имеющие право осуществлять операции со средствами федерального бюджета на счетах, открытых им в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях.
Порядок осуществления операций с внебюджетными средствами
Операции с внебюджетными средствами отражаются на соответствующих разделах лицевых счетов получателя бюджетных средств на основании Разрешений и Сведений о сметных назначениях (код формы по КФД 0531737).
Платежи в рамках внебюджетной деятельности производятся на основании платежного поручения, оформленного в соответствии с Положением ЦБ РФ и Минфина России от 13.12.2006 N 298-П/173н «Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства». В поле «Назначение платежа» платежного поручения плательщиком дополнительно указывается наименование источника образования дохода или порядковый номер записи Разрешения. Получатель обязан проинформировать плательщика о порядке заполнения платежного поручения.
В случае отсутствия в платежном поручении ссылки на источник образования средств от приносящей доход деятельности или при условии, что указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, отраженным в Разрешении, ОФК зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования до представления соответствующего Дополнения к Разрешению или дополнительной информации об источнике образования средств от приносящей доход деятельности. Указанные документы должны быть заверены подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (их заместителей).
При использовании суммы без права расходования на исполнение требований исполнительных документов размер остатка средств, учитываемый на лицевом счете без права расходования, не изменяется.
Как невыясненные поступления учитываются суммы, зачисленные на счет управления Федерального казначейства без указания либо с ошибочным указанием наименования получателя или реквизитов его лицевого счета, а также иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении и необходимой для отнесения указанных поступлений к соответствующему получателю или в связи с отсутствием получателя в Сводном реестре, непредставлением получателем в ОФК документов, необходимых для открытия на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Если основания для учета поступлений как невыясненные не устранены в течение десяти рабочих дней после поступления средств, ОФК возвращает суммы поступлений, отраженных как невыясненные, плательщику.
Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности (в том числе для уплаты не включаемых в состав расходов налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации) получатели представляют в ОФК Заявку на кассовый расход или Заявку на получение наличных денег. Заявки заполняются получателем с отражением вида средств для исполнения обязательства — средства от приносящей доход деятельности. ОФК отказывает получателю в приеме Заявок в случае непредставления получателем Сведений о смете на текущий финансовый год.
В случае соответствия Заявки установленным требованиям она принимается к исполнению. Если представленные Заявки не соответствуют установленным требованиям, ОФК регистрирует их в Журнале регистрации неисполненных документов и возвращает экземпляры Заявок получателю не позднее срока, установленного для проверки, с указанием причины возврата.
Возврат плательщику излишне полученных денежных средств осуществляется на основании представленной получателем в ОФК Заявки на возврат (КФД 0531803). При этом в качестве источника исполнения платежа получатель отражает вид средств — средства от приносящей доход деятельности. ОФК отказывает в приеме Заявки на возврат в случае непредставления получателем Сведений о смете на текущий финансовый год.
Оплата денежных обязательств, прошедших процедуры санкционирования, осуществляется в пределах остатка средств от приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств.
Суммы поступлений от возврата дебиторской задолженности учитываются на лицевом счете получателя в следующем порядке:
— как восстановление кассовых расходов с отражением по тем кодам классификации расходов федерального бюджета, по которым ранее были произведены кассовые расходы, — в части исполнения им Сметы доходов и расходов текущего года;
— как поступления доходов текущего года без включения в Разрешение получателя указанного источника образования средств от приносящей доход деятельности в части Смет доходов и расходов прошлых лет.
В поле «Назначение платежа» платежного поручения по возврату дебиторской задолженности обязательно должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения, на основании которого ранее был осуществлен кассовый расход, либо должны быть указаны иные причины возврата средств. В случае отсутствия в платежном поручении плательщика-дебитора необходимой информации поступившая сумма учитывается как поступившая без права расходования либо как невыясненные поступления.
Остаток средств от приносящей доход деятельности, сформированный по результатам деятельности получателя в предыдущем финансовом году, в текущем финансовом году подлежит учету на лицевых счетах получателей бюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года.
Отражение операций по приносящей доход деятельности
в бюджетном учете
В соответствии с п. 98 Инструкции N 148н все расчеты с поставщиками и подрядчиками, а также с покупателями отражаются в учете с применением счета 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» независимо от того, где открыт лицевой счет для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — в кредитной организации или ОФК.
———————————
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Все расходы (затраты) учреждения по приносящей доход деятельности собираются на счете 2 106 04 340 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)» (п. 84 Инструкции N 148н). Учет затрат по соответствующим статьям бюджетной классификации обеспечивается ведением аналитического учета в Многографной карточке (форма по ОКУД 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому виду производимой продукции, оказываемой услуге или выполняемой работе. Таким образом, в бюджетном учете формируется фактическая себестоимость готовой продукции, работ, услуг в разрезе статей КОСГУ. Расходы, собранные на счете 2 106 04 340, в конце года подлежат списанию в дебет счета 2 401 01 130 (абз. 18 п. 233 Инструкции N 148н).
Признание доходов в бюджетном учете осуществляется по методу начисления проводкой (п. п. 149, 151 Инструкции N 148н):
Дебет счета 2 205 00 000 «Расчеты по доходам»
Кредит счета 2 401 01 100 «Доходы учреждения».
В результате списания в течение налогового периода (года) в кредит счета 2 401 01 100 сумм доходов, полученных от оказания платных услуг, а в дебет — расходов, связанных с осуществлением этих услуг, на данном счете формируется финансовый результат учреждения

РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ САНКЦИОНИРОВАНИЕ

Бюджетные учреждения законодательством Российской Федерации наделены правом осуществлять приносящую доходы деятельность. О том, в каком порядке осуществляется расходование средств, полученных от приносящей доход деятельности, необходимо ли их санкционирование, мы расскажем в статье.
Бюджетное учреждение, как Вы знаете, является одним из типов государственных (муниципальных) учреждений, что установлено пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также пунктом 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его уставом, утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, причем отказаться от выполнения такого задания бюджетное учреждение не вправе (пункт 2 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Между тем, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Помимо этого, бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).