Средние и крупные предприятия критерии 2018

Малые предприятия — это субъекты малого и среднего предпринимательства. Получить такой статус может организация, соответствующая утвержденным законодательством критериям. Компании из перечня МСП освобождены от проверок и имеют преимущества и льготы по бухгалтерскому и налоговому учету, участию в госзакупках. Кроме того, в условиях карантина по коронавирусу правительство подготовило меры поддержки субъектов МСП.

Разберемся, какие организации и ИП в 2020 подходят под определение малого бизнеса и какие льготы для них предусмотрены в связи с пандемией коронавируса.

Основные критерии малого бизнеса

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2020 году, следует подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов (отличия микробизнеса и малого бизнеса очень значительны: максимальные доходы различаются почти в 7 раз);
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. К ним относятся фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 01.08.2016 оценка малого бизнеса для расчета максимального размера доходов за прошедший год включает не просто всю выручку по кассе, а все доходы по налоговой декларации. Приведем критерии отнесения предприятия к малому бизнесу: таблица критериев малого и среднего предпринимательства в 2020 год включает показатели дохода и численности сотрудников.

Критерии

Среднее

Малое

Микропредприятие

Доходы

2 млрд руб.

800 млн руб.

120 млн руб.

Численность сотрудников

101-250 человек

100 человек

15 человек

Как видно из таблицы, критерии микропредприятия 2020 — это доходы меньше 120 млн рублей в год и количество сотрудников — не более 15.

Еще одним значимым фактором является доля участия в капитале. Дополним перечень того, кто относится к малым предприятиям в 2020 году, критерием долей в капитале.

Таблица 2. Доли в капитале

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2020 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ №209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Федеральная налоговая служба разъяснила критерии отнесения к малому предприятию 2020: они содержатся в письме от 18.08.2016 №14-2-04/0870@.

ВАЖНО! С 01.12.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 №313-ФЗ в перечень субъектов малого предпринимательства добавлены хозяйственные общества. Теперь они тоже вправе претендовать на поддержку государства.

Государственные меры поддержки субъектов МСП в период карантина

До 1 мая 2020 г. приостановлены взыскания штрафов и пеней (см. Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ) — но только по решениям, принятым после 25 марта.

Приостановлена блокировка счетов, которая применяется для обеспечения возврата долгов.

Для компаний, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса (туризм, авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес, общепит и др.), взыскание налогов отложено до 1 мая.

С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15% (для выплат, превышающих МРОТ).

Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 №670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор также вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней.

Мы перечислили меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий — следите за обновлением регионального законодательства.

Единый реестр малых и средних предприятий

Чтобы узнать, какие предприятия относятся к малому бизнесу, достаточно заглянуть в созданный с 01.08.2016 единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности:

  • сведений о доходах (оборот малого бизнеса в год);
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Чтобы попасть в реестр, руководителям компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП получите на специальной странице сайта ФНС. Там же можно найти информацию о том, какие предприятия относятся к микропредприятиям в 2020 году. Чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или Ф.И.О. ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем бизнесе нет в реестре или они некорректны, еще раз проверьте, соответствует ли ваша компания критериям (как определить размер предприятия микро/малое/среднее, смотрите в таблицах), подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для МСП в 2020 году

Попадающие под перечисленные критерии предприятия малого бизнеса в 2020 пользуются определенными льготами:

  • они вправе не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъектам малого бизнеса разрешено держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать приказ. Приказ разрешается оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право;
  • могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ №402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия вправе даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

ВАЖНО! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное);
  • вправе обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество;
  • субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 №158);
  • имеют преференции в системе госзакупок;
  • микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т. д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена постановлением правительства от 27.08.2016 №585. Но при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев обязан восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любому контролирующиему органу допускается проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 01.01.2016 до 31.12.2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ №246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ №246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ, он опубликован на официальном портале правовой документации. Но надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Следовательно, от проверок этих ведомств субъект МСП не освобождается.

Кроме того, нет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • фармацевтические компании;
  • перевозчики;
  • и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждать статус не нужно

Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).

Вклады теперь застрахованы

С 01.01.2019 правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но чтобы потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов МСП. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 №322-ФЗ.

Главная → Статьи → Предоставление преимущества по 44-ФЗ

Можно ли в рамках проведения одного электронного аукциона одновременно предоставить преимущества следующим категориям субъектов: организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям?

Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее – контрагенты), за исключением случая закупки у единственного контрагента, обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов (далее – ОИ) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг. В настоящее время действуют соответствующий перечень (далее – Перечень) и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341.

Следует учитывать, что нельзя предоставить преимущество для ОИ в том случае, если объектом одной закупки выступают как включенные в Перечень, так и не включенные в него товары, работы, услуги (п. 2 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28И-1616).

Ограничения круга участников закупки Правилами не предполагается. Равным образом не предполагается и какого-либо преимущественного права доступа ОИ к закупкам или преимуществ при оценке заявок либо при предложении ими цены.

В соответствии с п.п. 4-6 Правил преимущество предоставляется лишь в том случае, если организация инвалидов становится победителем соответствующей процедуры определения контрагента либо если с ней заключается контракт вследствие уклонения от заключения контракта победителя процедуры (если заявке ОИ присвоен второй номер или если ОИ предложила такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок цену контракта или предложение о цене контракта которого – следующее после предложения победителя аукциона, запроса котировок). В этом случае контракт заключается по цене, предложенной ОИ, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Как следует из ч.ч. 1, 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, под ОИ в целях этого Закона понимаются следующие организации:
– общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
– организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и отвечающие следующим признакам:
– среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%;
– доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Преимущества субъектам малого предпринимательства (далее – СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНО) согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заключаются в обязанности заказчика обеспечить участие таких субъектов в удовлетворении государственных или муниципальных нужд в рамках осуществляемых закупок (в том числе в форме электронных аукционов) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Достижение такой доли может быть достигнуто двумя способами:
– проведение конкурентными способами закупок, участниками которых могут быть только СМП и СОНО (п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Такое условие проведения закупки следует рассматривать как преимущество для СМП и СОНО и одновременно как ограничение для других участников (смотрите также ответ на вопрос 42 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889, письмо Минэкономразвития РФ от 03.10.2016 № Д28и-2584);
– осуществления закупок без ограничения круга участников, но с установлением в извещении о проведении закупки и в контракте условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме, установленном в виде процента от цены контракта (п. 2 ч. 1, ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Исходя из ч. 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ под СОНО в данном Законе понимаются некоммерческие организации (за исключением тех, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ).

Специальных указаний относительно СМП нормы Закона № 44-ФЗ не содержат, поэтому следует исходить из того, что это субъекты, соответствующие признакам, данным в ч.ч. 1, 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ).

При предоставлении преимущества СМП, СОНО первым способом необходимо учитывать, что, во-первых, согласно части шестой ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее – Закон № 181-ФЗ) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Законом № 7-ФЗ в части СОНО. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (часть вторая ст. 33 Закона № 181-ФЗ). Безусловно, они осуществляют вид деятельности, предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 7-ФЗ. Соответственно, любые общественные организации инвалидов являются СОНО.

Во-вторых, согласно части седьмой ст. 33 Закона № 181-ФЗ на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%, распространяется действие Закона № 209-ФЗ при соответствии их требованиям, установленным данным Законом, за исключением п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Обратим внимание, что признаки отнесения созданных общественными объединениями инвалидов организаций, указанные в самом Законе № 181-ФЗ к СМП, совпадают с признаками ОИ, которым предоставляются преимущества в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Что касается прочих признаков, то полагаем, что в вышеприведенной норме допущена ошибка юридической техники – ее текст не приведен в соответствие с изменениями в Законе № 209-ФЗ и в ней имеется в виду п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, ставящей статус СМП в зависимость от доли в уставном капитале СМП, в том числе, общественных организаций (объединений).

Соответственно, вышеуказанные ОИ могут быть отнесены к СМП при условии соответствия требованиям ч.ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ:
– среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
– доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать 800 млн. рублей (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

При этом ни одна норма закона или подзаконного акта не ставит применение преимуществ СМП и СОНО и ОИ в зависимость друг от друга.

Таким образом, заказчик при проведении закупки исключительно среди СМП и СОНО не только вправе, но и в силу ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ обязан одновременно предоставить преимущество, установленное для ОИ, при совпадении следующих условий:
– осуществляется закупка исключительно товаров, работ или услуг, включенных в Перечень;
– в закупке участвует ОИ, обладающая признаками, необходимыми для получения преимущества, и являющаяся одновременно СОНО или СМП;
– такая ОИ становится победителем соответствующей процедуры либо контракт должен быть заключен с ней ввиду уклонения победителя от заключения контракта.

Косвенное подтверждение данного вывода можно найти в постановлении Управления ФАС по Республике Карачаево-Черкессия от 17.06.2016 № 3-192/16, в котором рассматривается закупка, проводимая среди СМП и СОНО, в документации о которой заказчик установил преимущество для ОИ. Антимонопольный орган указал на некорректность в формулировании условий предоставления данного преимущества, но не на невозможность его предоставления в данном случае.

Тем более свободно любая ОИ может участвовать в закупке, в извещении о которой установлено условие, предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и победить в ней, что также дает право на получение преимущества, но не снимает обязанности по привлечению к исполнению контракта СМП и СОНО.

Ответ подготовил: Серков Аркадий, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре. Оставить заявку >>

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 23 января 2020 г.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У). На многих малых предприятиях в 2020 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1, ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Средние и малые предприятия: критерии 2020

Критерии малых предприятий в 2020 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2020 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2020 по численности

Тип СМП Среднесписочная численность работников за 2019 год Примечание
Микропредприятие До 15 человек включительно
Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно
Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно
От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Тип СМП Предельное значение дохода за 2019 год Примечание
Микропредприятие 120 млн. рублей Доход определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам
Малое предприятие 800 млн. рублей
Среднее предприятие 2 млрд. рублей

Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Предприятия малого и среднего бизнеса: реестр

Узнать, относится ваша организация к малому или среднему бизнесу можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Одной из ключевых функций Департамента развития предпринимательства ТПП РФ является защита интересов малого и среднего бизнеса и решение системных проблем посредством мониторинга и оперативного информирования органов власти о состоянии предпринимательской среды. В этой связи Департамент не только поддерживает постоянные связи с федеральными и региональными органами власти, но и активно участвует в подготовке аналитических материалов для ежегодного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. Каждый год Уполномоченный в своем докладе освещает основные проблемы и предложения по совершенствованию условий для развития отечественного бизнеса. Также в его ведении находятся два основных направления работы:

1) Работа с обращениями со стороны предпринимателей по конкретным случаям, когда имеет место спорная ситуация или ущемление прав предпринимателей.
2) Законодательная работа: оценка регулирующего воздействия вводимых законодательных инициатив в области предпринимательства и внесение предложений по их корректировке с целью защиты интересов предпринимателей.
Департамент развития предпринимательства ТПП РФ взял на себя ту часть работы, которая связана с защитой малого и среднего бизнеса, а это значительная доля хозяйствующих субъектов Российской Федерации. За первые месяцы работы в Департамент поступило более 200 обращений. В основном предпринимателей волнуют вопросы, связанные с административными барьерами, нарушением законных прав, чрезмерным «вниманием” правоохранительных структур, коррупцией. По отраслевому признаку «в лидерах» торговля, земельно-имущественные отношения. Затем строительство, экология, производство, транспорт, ЖКХ.
70% обращений связаны с конкретными нарушениями, остальные затрагивают системные вопросы, направленные на улучшение деловой среды.
Более 15% из поступивших обращений – коллективные.
За время работы ТПП РФ отстояла интересы не одного десятка предпринимателей в вопросах незаконного сноса нестационарных торговых объектов. А это наименее защищенная категория малого предпринимательства – самозанятые. Использовались различные механизмы защиты: включали в переговорный процесс территориальные ТПП, обращались в адрес руководителей субъектов Российской Федерации, а в случае необходимости и в органы Прокуратуры РФ.
В 2014 году в рамках совместной работы был сформирован пакет предложений, направленных на преодоление тех проблем, которые сегодня наиболее тревожат бизнес, а именно:
— чрезмерная фискальная нагрузка,
— избыточность контрольно-надзорных процедур
— слабая технологическая оснащенность
— недостаток квалифицированных кадров
Ряд проблемных вопросов уже решены, а именно:
1. ТПП РФ настаивала на необходимости дифференциации потенциально возможного к получению ИП годового дохода при применении патентной системы в зависимости от места ведения бизнеса. Сегодня регионы наделены этим правом (принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №244-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).
2. Центробанком упрощен порядок ведения кассовых операций предпринимателями, применяющими специальные режимы налогообложения (внесены изменения в Положение от 12.11.2011 №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»).
3. Министерством финансов РФ подготовлен законопроект о налоговых каникулах для малого бизнеса.
После появления новости о намерении ввести в России налог с продаж, ТПП РФ активно выступила с аргументированной критикой данного решения. Предложения были направлены Президенту Российской Федерации В.В. Путину и в Государственную Думу РФ. Кроме того, позиция объединяемого ТПП РФ бизнеса была озвучена на многих площадках.
Продолжительные дискуссии в Правительстве, а также активная позиция со стороны бизнес – сообщества, привели к решению отказаться от введения нового вида налоговых платежей.
Основной вектор развития, который задает сегодня Уполномоченный, — это превращение частного, прежде всего – производственного бизнеса в весомый источник роста экономики наравне с нефтяным сектором. В этой связи ключевым предложением Уполномоченного стала разработка программы по стимулированию развития бизнеса в стране, включающая 3 направления:
1. Развитие предпринимательской активности – создание системных условий, стимулирующих частную инициативу, предпринимательскую активность, развитие и выход из тени конкурентного бизнеса, рост конкуренции:
— Патенты для самозанятых, налоговые каникулы для малого бизнеса;
— Ограничение проверочной деятельности;
— «Дедушкина оговорка» (принцип защиты инвестора от изменения законодательства).
2. Новая индустриализация – налоговые, финансовые и другие инструменты, стимулирующие приток и адаптацию новейших мировых технологий в российскую экономику, высокотехнологичные инвестиции:
— Налоговые льготы для высокопроизводительных компаний;
— Налоговый зачет на часть стоимости закупленного оборудования;
— Инфраструктура технологической поддержки – Центры инжиниринга, Агентство по поиску и масштабированию технологий.
3. Проекты развития – концентрация ресурсов государства на запуске, поддержке направлений и проектов, которые дадут наибольший кумулятивный эффект.
Подробнее с информацией об Уполномоченном, а также его докладом Президенту РФ можно ознакомиться на официальном сайте http://ombudsmanbiz.ru/