Спонсорская помощь налогообложение

Поступившие некоммерческой организации негосударственному образовательному учреждению суммы в качестве пожертвования не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Об этом Письмо Минфина РФ от 16.12.2011 N 03-11-06/2/179.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При этом не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

Фирма на УСН получает безвозмездную помощь

К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.

Пунктом 1 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учет и налогообложение спонсорских взносов, полученных ано

Для осуществления своей деятельности АНО получают финансирование из различных источников. Сегодня мы расскажем о спонсорских взносах, получателями которых зачастую являются некоммерческие организации, в том числе автономные, проводящие различные публичные мероприятия (спортивные соревнования, театральные представления, выставки). Как отразить на счетах бухгалтерского учета спонсорские взносы? Надо ли их учитывать в целях налогообложения прибыли? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящей статье.

Что такое спонсорство?

В действующем законодательстве понятие "спонсорство" не предусмотрено. Вместе с тем существует понятие "спонсор". В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона о рекламе <1> спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Поскольку в определении отсутствует указание на то, что в ответ на предоставление средств спонсируемым должны быть оказаны услуги по распространению рекламы о спонсоре, делаем следующий вывод: спонсорство может быть возмездным и безвозмездным.

<1> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

Итак, АНО могут получать спонсорские взносы безвозмездно, например, на ведение уставной деятельности. В этом случае договором не предусмотрено встречное обязательство получающей средства стороны по распространению рекламы о спонсоре. Причем такая помощь может быть расценена как благотворительная, если она отвечает одной из целей, перечисленных в п. 1 ст. 2 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях <2>.

<2> Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ.

Остановимся более подробно на возмездном спонсорском договоре. В Законе о рекламе (п. 10 ст. 3) приведено еще одно определение, которое должно нас заинтересовать. Речь идет о спонсорской рекламе. Ею признается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Исходя из этих понятий, можно сделать вывод, что возмездным спонсорством являются отношения между спонсором и спонсируемым лицом, в которых они выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя.

Спонсорский взнос в бухгалтерском учете

Основной вопрос в учете спонсорских взносов состоит в том, как их классифицировать: в качестве целевого финансирования или коммерческих доходов АНО? Как отметил Минфин, спонсорский взнос — это не благотворительное пожертвование, он имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера (Письмо от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72). Аналогичное мнение высказывают и судебные инстанции.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 10.06.2009 N 09АП-8442/2009-ГК) подметил: исходя из условий заключенного сторонами договора и ст. 3 Закона о рекламе спонсорство имеет возмездный характер. Критерий для признания помощи спонсорской — предоставление средств для определенных мероприятий. Таким образом, договор о спонсорстве мероприятия имеет правовую природу договора возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Таким образом, спонсорский взнос является платой за рекламу. Данная точка зрения не нова (см., например, Постановление ФАС МО от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08).

Исходя из вышеизложенного, спонсорский взнос, полученный по возмездному договору, необходимо в бухгалтерском учете включать в состав доходов от осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по распространению рекламы о спонсоре.

Пример. Автономной некоммерческой организации в соответствии с условиями договора в октябре 2009 г. перечислен спонсорский взнос в размере 200 000 руб., за что организация должна прорекламировать спонсора в рамках проведения в декабре 2009 г. спортивного мероприятия. Расходы, связанные с рекламой, составили 100 000 руб. (без НДС).

В бухгалтерском учете АНО в части спонсорства будут сделаны проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
В октябре 2009 г.
На счет АНО поступили спонсорские взносы 51 62 200 000
Начислен НДС
(200 000 руб. x 18/118)
76-АВ 68-2 30 508
В декабре 2009 г.
Отражены расходы, связанные с оказанием
услуг по распространению рекламы о спонсоре
20 (26) 10, 60,
69, 70
100 000
Оказаны услуги по распространению рекламы о
спонсоре
62 90-1 200 000
Расходы, связанные с оказанием услуг по
распространению рекламы о спонсоре, включены
в себестоимость услуг
90-2 20 (26) 100 000
Начислен НДС с оказания услуг 90-3 68-2 30 508
Восстановлен начисленный ранее НДС 68-2 76-АВ 30 508
Выявлен результат от оказания спонсорских
услуг
(200 000 — 100 000 — 30 508) руб.
90-9 99 69 492

Бухгалтер должен четко разграничивать, какая помощь оказана: спонсорская или благотворительная. Поэтому, чтобы благотворительную помощь по ошибке не учесть как спонсорские взносы, нужно внимательно ознакомиться с текстом договора о спонсорстве и правильно определить сущность договорных отношений, поскольку это влияет как на учет, так и на налогообложение.

Спонсорский взнос в налоговом учете Налог на прибыль

Финансовое ведомство в Письмах от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72, от 26.12.2008 N 03-03-06/4/102 обозначило: спонсорские взносы (вклад) могут признаваться платой за рекламу и, соответственно, рассматриваться в целях налогообложения прибыли как доход от оказания услуг за плату. При этом и в том, и в другом Письме уделено внимание учету в составе целевых необлагаемых поступлений пожертвований, полученных некоммерческой организацией.

Чиновники признают, что источниками формирования имущества некоммерческой организации могут являться среди прочего добровольные имущественные взносы и пожертвования (ст. 26 Закона о некоммерческих организациях <3>). В целях налогообложения прибыли не учитываются целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному п. 2 ст. 251 НК РФ. В приведенном в указанном пункте закрытом перечне значатся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми согласно Гражданскому кодексу. Спонсорские взносы не числятся в списке указанных поступлений НКО, которые не облагаются налогом на прибыль. Если же спонсорские взносы отвечают понятию пожертвования, то их не надо учитывать в составе налоговых доходов. Пример — Постановление ФАС СЗО от 08.08.2008 по делу N А56-13732/2007. Арбитры оценили условия договора о спонсорской помощи и установили, что музей не понес каких-либо встречных расходов по исполнению обязательств договора (за исключением предоставления отдельного статуса спонсору). Налоговый орган не представил доказательства оказания учреждением своему спонсору услуг по распространению рекламы, поэтому поступившие средства суд не посчитал выручкой за услуги, а отнес к необлагаемым целевым поступлениям. Таким образом, в рассматриваемой ситуации имело место пожертвование, а не спонсорская помощь.

<3> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

По договору о спонсорской помощи НКО в рамках осуществления своей уставной деятельности (организации и проведения тех или иных мероприятий) принимает на себя обязательство провести рекламную кампанию спонсора. То есть спонсорский взнос является платой за рекламу, а не безвозмездной передачей имущества, как это происходит при предоставлении пожертвования. В подтверждение такой позиции финансисты в Письме от 26.12.2008 N 03-03-06/4/102 ссылаются на судебное решение — Постановление ФАС МО от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08. В случае если у организации-спонсора средства спонсорской помощи признаны расходами на рекламу, данные поступления у спонсируемой организации могут быть признаны доходами от оказания услуг и учитываться в целях налогообложения прибыли в установленном гл. 25 НК РФ порядке (то есть в составе облагаемых доходов).

Если АНО получает спонсорские взносы (а не пожертвования) и учитывает их в составе налогооблагаемых доходов, она, соответственно, имеет полное право уменьшить данные доходы на расходы, связанные с рекламой спонсора и его деятельности. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 N 09АП-5273/2008-АК отмечено: НКО правомерно учла расходы, связанные с организацией и проведением мероприятий, во время которых осуществлялась реклама во исполнение договорных обязательств со спонсором. Без возникновения конкретных затрат по организации и проведению данных мероприятий невозможно было бы осуществить рекламу спонсоров. Тот факт, что из заключенных со спонсорами договоров нельзя определить точные суммы затрат, направленные на осуществление спонсорской рекламы, не дает налоговикам права не признавать расходы НКО в уменьшение доходов от спонсорской поддержки.

Налог на добавленную стоимость

Напомним, объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг). С одной стороны, средства, поступившие от спонсора, не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), с другой стороны, они могут быть расценены как предоплата за рекламные услуги. Поэтому с них нужно начислить НДС.

Учтите, спонсорская помощь как плата за рекламу не подпадает под действие пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно этому подпункту не подлежит обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности. В то же время, если данных о том, что АНО в рамках договора о спонсорском взносе оказывала какие-либо услуги спонсору, в том числе рекламного характера, не окажется, организация может не облагать налогом такие взносы, если их можно классифицировать как помощь, оказанную в благотворительных целях <4>.

<4> См. Постановление ФАС ПО от 10.11.2005 N А55-2057/2005-29.

Если исходить из того, что спонсорская помощь облагается налогом, то в части расходов, произведенных за счет этой помощи, АНО может воспользоваться вычетом по НДС. При этом нужно помнить, что социальные услуги многих АНО не облагаются НДС. Осуществление облагаемых и необлагаемых операций обязывает организацию вести раздельный учет по данному налогу, но даже в этом случае АНО не застрахована от претензий налоговиков по вопросу возмещения НДС.

Обратимся к Постановлению Президиума ВАС РФ от 03.03.2009 N 13708/08. По результатам камеральной проверки налоговики признали правомерным применение налоговых вычетов по НДС, уплаченному поставщикам рекламной продукции, однако они не согласились с вычетами сумм налога, уплаченного при приобретении иных товаров (работ, услуг), связанных с организацией и проведением спортивных соревнований. Налоговики решили, что раз эти соревнования направлены на реализацию уставных целей клуба как некоммерческой организации, то налог по ним к вычету не принимается, а учитывается в составе расходов, осуществленных за счет целевых средств. Заметим, суд кассационной инстанции согласился с мнением проверяющих, не приняв во внимание тот факт, что договоры НКО со спонсором об оказании рекламных услуг непосредственно связаны с организацией и проведением спортивных состязаний.

Размещение логотипов и эмблем спонсоров на форме спортсменов, на бортах, на льду, радио- и видеореклама спонсоров во время трансляции имеют прямое отношение к зрелищному мероприятию. Без проведения таких мероприятий заключение договоров, предметом которых является распространение рекламы о спонсорах, не могло иметь места, поскольку клуб не представлял бы коммерческого интереса для спонсоров. Следовательно, хозяйственные операции, совершенные для организации и проведения соревнований, на которых и в связи с которыми рекламировались спонсоры, осуществлялись также и для исполнения обязательств клуба перед спонсорами по договорам об оказании рекламных услуг. В итоге высший суд признал правомерным применение вычетов по услугам бронирования и проживания спортсменов в гостиницах, организации перевозок, приобретению медикаментов и спортивного инвентаря.

Можно ли учесть спонсорскую помощь нельзя в расходах при УСН?

Перечисленные затраты связаны с организацией соревнований, при проведении которых на основании договоров распространялась облагаемая налогом реклама спонсоров.

Принятое судебное решение говорит о том, что у АНО, получающей спонсорский взнос, есть возможность не только поправить материальное положение, но и сэкономить на налогах, предъявив НДС к вычету по многим связанным с мероприятием расходам.

Если спонсорские взносы израсходованы не в полном объеме

На практике не исключена следующая ситуация. АНО получила денежные средства в полном объеме, предусмотренном договором, однако израсходовала не все. Что делать с оставшимися, неиспользованными средствами? Есть два варианта: вернуть спонсору либо потратить, причем лучше на уставную деятельность. Оба варианта не нарушают норм Закона о некоммерческих организациях и Закона о рекламе. Если бы спонсорские взносы являлись средствами целевого финансирования (как пожертвования), их следовало бы вернуть источнику. Но так как спонсорский взнос — это выручка по договору оказания услуг, то возвращать его нет необходимости (конечно, при условии, что обязательства перед спонсором по размещению рекламы исполнены в полном объеме).

Внимание, не подведите спонсора!

АНО, получающим спонсорские взносы, следует внимательнее относиться к своим обязательствам перед спонсором, поскольку их невыполнение (так называемое некачественное выполнение) может привести к налоговым проблемам у спонсора. Например, налоговики могут не признать его взносы в качестве расходов на рекламу (даже как нормируемые в размере 1% от выручки) и доначислить налог на прибыль, как это было сделано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 N 09АП-12051/2009-АК. Ревизоры посчитали, что театр не исполнил свои обязательства, не указав при проведении спектаклей статус компании как официального (генерального) спонсора и партнера театра.

Несмотря на это, спонсору удалось отстоять в суде рекламный характер расходов и возможность их учета при налогообложении. Как выяснилось, театр при проведении спектаклей распространял информацию о спонсоре, только не так, как этого требовали налоговики и условия договора, а в "упрощенном" варианте ("при поддержке спонсора"). Применение различной терминологии (генеральный спонсор, спонсор, поддержка) в данном случае не может свидетельствовать о неисполнении обязательств со стороны спонсируемого лица, ведь характер правоотношений при этом не меняется. В итоге спонсорские взносы все же были признаны рекламными расходами, а претензии налоговиков — необоснованными. Аналогичное решение в пользу спонсора вынесено в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 N 09АП-463/2008-АК, остановленном без изменений Постановлением ФАС МО от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08.

Ю.А.Локтева

Эксперт журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Налогообложение при благотворительности в 2018 году

Благотворительность и налогообложение на «упрощенке»

Вопрос: В соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Федеральным законом "О рекламе" спонсорская помощь и благотворительная деятельность — это разные понятия. В этой связи облагается ли спонсорская помощь налогом на добавленную стоимость при осуществлении благотворительной деятельности?

Ответ: В соответствии со ст.19 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Из указанной нормы следует, что если условия договора об оказании спонсорской помощи предусматривают распространение рекламы о спонсоре или его продукции, то такая спонсорская помощь у организации — получателя является выручкой от реализации рекламных услуг, которая подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном гл.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Что касается благотворительной деятельности, то в соответствии с пп.12 п.3 ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Следовательно, если безвозмездная помощь осуществляется в рамках благотворительной деятельности на основании указанного Закона без условий распространения благополучателем рекламы о благотворителе, то при документальном подтверждении операции по оказанию помощи не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В случаях когда безвозмездная помощь оказывается не в рамках Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", такая помощь рассматривается как безвозмездная передача товаров (работ, услуг), которая в соответствии с п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

О.С.Думинская

Советник налоговой службы

II ранга

12.05.2001

————

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Особенности налогообложения спонсорской помощи

и благотворительной деятельности
Организации для достижения уставных целей и задач используют все возможные источники финансирования; не последнее место среди них занимают спонсорская помощь и благотворительные взносы.Рассмотрим их понятия, отличительные особенности и налоговые последствия от оказания данных видов помощи как для передающей, так и для принимающей стороны.

Исходя из положений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под спонсорством следует понимать взаимоотношения между спонсором и спонсируемым лицом, которые выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя.

Законодательство не препятствует тому, чтобы оказывать спонсорскую помощь без каких-либо встречных обязательств, то есть на безвозмездной основе с учетом требований, указанных в п. 9 ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ. В этой связи спонсорство можно условно разделить на две категории — возмездную и безвозмездную.

В первом случае одно лицо предоставляет средства для проведения мероприятия и, соответственно, платит за рекламу, а другое лицо оказывает рекламные услуги. В связи с чем между сторонами фактически складываются отношения по оказанию возмездных рекламных услуг.

Во втором случае спонсор остается непрорекламированным, в этой ситуации безвозмездное спонсорство следует квалифицировать как благотворительность (пожертвование).

Согласно ст. 1 Федерального Закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью следует понимать добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Однако безвозмездный характер спонсорской помощи не означает, что при таких обстоятельствах она становится благотворительной помощью. Согласно Федеральному закону № 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в строго определенных целях, указанных в п. 1 ст. 2 названного Закона. Кроме того, имеются ограничения по организационно-правовой форме организации — получателя благотворительной помощи. Такими получателями не могут выступать коммерческие организации, политические партии, движения и т.п. (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 135-ФЗ).

Таким образом, спонсорская помощь может называться благотворительной деятельностью, только если оказывается некоммерческой организации или физическому лицу в целях, предусмотренных п. 1 ст. 2 Федерального закона № 135-ФЗ.

Страница не найдена

Если же мероприятие спонсируется безвозмездно и не преследуется цель благотворительности, то имеет место безвозмездное спонсорство.

Итак, принципиальным отличием спонсорства от благотворительности является наличие встречного обязательства спонсируемого по рекламированию деятельности спонсора или его продукции (товаров, работ, услуг).

Поскольку на порядок налогообложения влияет содержание гражданско-правовых документов на оказание помощи в спонсорском договоре, договоре на оказание благотворительной помощи следует указать цели оказания помощи, назначение использования переданного благополучателю имущества, требования к спонсорской рекламе. Кроме того, необходимо должным образом оформить сам факт передачи денежных средств или имущества, акт приемки-передачи оказанных рекламных услуг, материальное подтверждение факта распространения информации о спонсоре (текст рекламного объявления, эфирная справка, экземпляр печатного издания и т.п.).

Налогообложение у спонсора (возмездное спонсорство)

Налог на прибыль. Для целей налогообложения прибыли в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) затраты на внесение спонсорского взноса на условиях распространения рекламы признаются у спонсора расходами на рекламу. Таким образом, налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть данные затраты, при условии, что они экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Перечень затрат относимых к расходам организации на рекламу определен п. 4 ст. 264 Кодекса. При этом указанной нормой также установлено, что определенные виды расходов на рекламу уменьшают налогооблагаемую прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, рассчитываемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

Налог на добавленную стоимость В соответствии с п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе на безвозмедной основе, на территории Российской Федерации. Таким образом, при оказании спонсорской помощи, не подпадающей под благотворительную деятельность в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, в не денежной форме возникает объект налогообложения НДС.

Налог на доходы физических лиц.Спонсоры могут оказывать помощь не только юридическим, но и физическим лицам. В п. 1 ст. 207 Кодекса сказано, что физические лица — налоговые резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в России, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками НДФЛ. Возникает вопрос: является ли спонсорский вклад налогооблагаемым доходом такого физического лица?

Перечень облагаемых доходов приведен в ст. 208 Кодекса. Спонсорская помощь считается доходом физического лица и облагается НДФЛ в соответствии с нормами гл. 23 Кодекса.

Физические лица, получившие спонсорскую помощь, при получении которой не был удержан НДФЛ спонсорами — налоговыми агентами, самостоятельно исходя из сумм такой помощи исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет в порядке, установленном ст. 225 Кодекса (пп. 4 п. 1 и п. 2 ст. 228 Кодекса). При этом в силу п. 1 ст. 229 Кодекса у таких спонсируемых возникает обязанность представить в налоговый орган по месту своего жительства налоговую декларацию. Сделать это необходимо не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором спонсорская помощь была получена.
Налогообложение у спонсируемой стороны

Налог на прибыль. Помощь, получаемая от спонсоров, подлежит отражению в составе доходов организации в общеустановленном порядке, предусмотренном положениями гл. 25 Кодекса. При этом он может учесть расходы, связанные с оказанием рекламных услуг, при условии соблюдений требований ст. 252 Кодекса.

Налог на добавленную стоимость. Получение спонсируемой стороной спонсорской помощи с условием распространения рекламы признается объектом обложения НДС у спонсируемой стороны (между спонсором и спонсируемым лицом, возникают взаимоотношения рекламодателя и рекламораспространителя). Как правило, спонсорская помощь перечисляется до проведения мероприятия, то есть на условиях авансирования. В этой ситуации моментом определения налоговой базы является день получения предоплаты (пп. 2 п. 1 ст. 167 Кодекса). Ее форма не имеет значения: денежные средства или имущество. По окончании рекламной акции получатель спонсорской помощи определяет налоговую базу в периоде оказания услуг и исчисляет НДС. А НДС, ранее уплаченный с предоплаты, принимает к вычету.

Налогообложение безвозмездных спонсоров и благотворителей

Налогообложение безвозмездного спонсорства следует осуществлять по аналогии налогообложения благотворителей.

Налог на прибыль Что касается налогообложения благотворителей, то Кодекс не предусматривает предоставление особый порядок по исчислению налога на прибыль для организаций при осуществлении ими благотворительной деятельности. Такие организации не могут учесть расходы на благотворительность при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (п. п. 16 и 34 ст. 270 Кодекса) поскольку они не направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 Кодекса).

Однако в целях создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности добровольцами принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Согласно Федерального закона № 235-ФЗ с 1 января 2012 г. введен новый пп. 48.4 п. 1 ст. 264 Кодекса. Им установлено, что расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы, будут относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Условием для такой возможности является соблюдение требований к социальной рекламе, установленных для освобождения таких услуг от НДС упомянутым выше пп. 32 п. 3 ст. 149 Кодекса.

Налог на добавленную стоимость.Согласно общим правилам плательщиком НДС в бюджет является сторона реализующая (передающая безвозмездно) товары (работы, услуги).

В то же время, в соответствии с действующим законодательством не подлежит налогообложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности лицом, осуществляющим благотворительные пожертвования (благотворителем) в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.

Для получения указанной льготы по НДС лицу, осуществляющему передачу материальных средств, необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие принятие получателем на учет переданных товаров (работ, услуг), а также свидетельствующих об их целевом использовании.

При этом, лицом, оказывающим благотворительную помощь, может быть любая организация, в том числе и не обладающая статусом благотворительной.

В то же время, если получателем благотворительной помощи выступает коммерческая организация, безвозмездная передача указанной организации товаро-материальных ценностей подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

С 1 октября 2011 года НДС не облагается и безвозмездная передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, равно как и передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, т.е. данная льгота распространяется и на передачу имущественных прав (уточнения внесены Федеральным законом № 235-ФЗ).

С 01.01.2012 при передаче денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» у организации не возникает объекта налогообложения по НДС. Соответствующие дополнения были внесены в пп. 8 п. 2 ст. 146 Кодекса Федеральным законом от 21.11.2011 № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

При этом необходимо помнить, что при использовании освобождения от уплаты НДС, суммы налога, ранее принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению (п.3 ст.170 Кодекса).

Налог на доходы физических лиц.Благотворителями могут быть не только организации, но физические лица. Для таких физических лиц предусмотрено право на получение социальных налоговых вычетов, но не более 25% от его совокупного дохода, облагаемого по общей ставке налога 13%. Иначе говоря, если физическое лицо получило доход в размере 1 млн. рублей в год и 250 тыс.рублей потратило на благотворительность, то для получения социального вычета необходимо по итогам года подать в инспекцию декларацию, документы, подтверждающие вычет, а также заявление о возврате налога в сумме не более 32,5 тыс.рублей.

Но к вычету принимаются не все расходы, а именно расходы на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 Кодекса в редакции Федерального закона № 235-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2012 года, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Таким образом, с 1 января 2012 года при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований указанным некоммерческим организациям.

Налогообложение благополучателей

Налог на прибыль. Если организации, включая благотворительные организации, не применяют специальные режимы налогообложения, они признаются налогоплательщиками налога на прибыль, и они не освобождены от ведения налогового учета.

Как правило, уставная деятельность благополучателей (некоммерческих организаций) осуществляется за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений (п.п. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса).

Основное отличие этих видов целевых средств заключается в том, что целевые средства (средства целевого финансирования) направляются на строго определенные проекты (мероприятия), а целевые поступления — на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

В силу п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов; целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно Федерального закона № 235-ФЗ с 1 января 2011 года в п. 2 ст. 251 Кодекса введены изменения, согласно которым к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями выполненных работ (оказанных услуг) на основании соответствующих договоров (раньше в этом подпункте не упоминались бесплатные работы и услуги). При этом целевые поступления не увеличивают налогооблагаемую прибыль при условии ведения их получателями раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках таких поступлений.

В письме ФНС России от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19322@ дано разъяснение, что указанное новшество относится и к некоммерческим организациям — заказчикам социальной рекламы, которую оплачивают рекламопроизводители, рекламораспространители или спонсоры. В этом случае у организации образуются целевые поступления, но не возникает внереализационный доход и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (ранее налог уплачивался, он исчислялся исходя из рыночной стоимости социальной рекламы).

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций, представляют декларацию по истечении налогового периода по упрощенной форме, включающей в себя титульный лист (лист 01), расчет налога (лист 02) и при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 251 Кодекса, лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».

Налог на добавленную стоимость. Действующим налоговым законодательством обложение НДС полученных благополучателем материальных средств на благотворительные цели, не предусмотрено.

Налог на имущество.Освобождение от уплаты налога на имущество организаций согласно положениям ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 № 43-з «О налоге на имущество организаций» предоставлено благополучателям — общественным объединениям, ассоциациям, осуществляющим свою деятельность за счет добровольных взносов и пожертвований граждан и организаций и не ведущим предпринимательскую деятельность.

Налог на доходы физических лиц. В случае, если благополучателем является физическое лицо, то согласно ст.217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов малоимущим и социально незащищенным категориям граждан.

Поскольку при получении физическими лицами от благотворительного фонда вышеуказанных доходов налог на доходы физических лиц не удерживается, фонд также освобождается от обязанности по исчислению, удержанию перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

С 1 января 2012 года в соответствии с п. 8.2 ст. 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями.

Таким образом, доход в виде материальной помощи в натуральной форме, полученной от благотворительного фонда, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Обязанность декларировать доходы, освобождаемые от налогообложения, у физических лиц — получателей таких доходов отсутствует.

Налогообложение финансовой, целевой, благотворительной и спонсорской помощи

Слово "помощь" всегда несет в себе большой положительный заряд. Это слово ассоциируется с благими намерениями, с чистосердечной поддержкой нуждающегося, с радостью в оказании помощи. Но в настоящее время, к сожалению, не всегда под словом "помощь" скрываются искренность и чистосердечие. Наверно, именно поэтому и зарождаются иногда у нас в душе недоверие и сомнение к понятию "помощь".

Замечу, что во взаимоотношениях между юридическими лицами, а также между юридическими и физическими лицами можно выделить несколько различных определений, объединенных понятием "помощь". Среди них можно выделить такие виды помощи, как финансовая, целевая финансовая, спонсорская, безвозмездная, благотворительная и другие.

Здесь необходимо отметить, что в настоящее время применение всех вышеперечисленных видов помощи влечет за собой абсолютно разные правовые последствия, связанные с ведением бухгалтерского учета, документарным оформлением процедуры финансирования, и особенно отметим налогообложение в каждом отдельном случае.

Коротко охарактеризуем каждое из этих понятий.

Финансовая помощь

Под финансовой помощью между коммерческими организациями с точки зрения финансистов, экономистов и бухгалтеров понимается оказание помощи на возвратной основе. То есть одно лицо передает во временное пользование другому лицу денежные средства или иное имущество на условиях возврата. Эту помощь можно рассматривать в качестве кредита или краткосрочного займа на процентной или беспроцентной основе от некредитной организации.

По бухгалтерскому учету операция по получению краткосрочных займов от заимодавцев (кроме банков) отражается:

по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

  • товарами — Дебет 41 Кредит 66 (67);
  • производственными запасами — Дебет 10, 11, др. Кредит 66 (67);
  • денежными средствами — Дебет 50, 51, 52, 55 Кредит 66 (67).

Возврат краткосрочных или долгосрочных займов отражается по бухгалтерскому учету обратными проводками.

Передача финансовой помощи у заимодавца осуществляется за счет собственных оборотных средств или чистой прибыли. Заимодавец и получатель финансовой временной помощи не облагают данные средства никакими налогами.

Целевая финансовая помощь

Виды и формы целевой финансовой помощи описаны в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В соответствии с этой статьей перечисленные виды целевого финансирования не учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Но при этом следует помнить, что расходование средств целевого финансирования можно осуществлять только на те цели, на которые эти средства были получены. Для обоснованного расходования средств целевого финансирования некоммерческие организации составляют смету расходов. Ее составляют на конкретный период времени. По окончании этого периода формируется отчет об исполнении сметы.

Целевые средства не обязательно должны быть полностью использованы по состоянию на конец года. Если целевая программа рассчитана на более длинный период, то средства расходуют в течение всего срока ее реализации.

В соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 163 БК РФ) и Налоговым кодексом (п. 14 ст. 250 НК РФ) организация, которая получила целевое финансирование, обязана представлять отчетность об использовании бюджетных средств. Информация о целевом использовании имущества, работ, услуг, полученных в качестве целевых поступлений, целевого финансирования, включается в декларацию по налогу на прибыль.

В случае нецелевого использования такие средства включают в состав внереализационных доходов и облагают налогом на прибыль в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ. То есть если имущество или денежные средства направляются на цели, не соответствующие условиям их получения, то это считается нецелевым использованием целевых поступлений. И данная сумма реализации включается во внереализационные доходы. При этом считается, что доход получен тогда, когда получатель имущества или денежных средств фактически использовал их не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись. Это положение отражено в пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ.

Некоммерческие и коммерческие организации являются плательщиками НДС. Но полученные средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), не включаются в расчет налогооблагаемой базы по НДС. Следовательно, целевые средства не облагаются НДС.

Соответственно, и НДС, уплаченный поставщикам при приобретении за счет целевых средств имущества (работ, услуг), к вычету принять нельзя. Фактически суммы налога покрывают за счет целевых средств.

При отражении в бухгалтерском учете указанных средств следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н (по Заключению Минюста России от 20.11.2000 N 9898-ЮД не нуждается в государственной регистрации).

Использование полученных государственных средств по целевому назначению отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" (для организаций, перешедших на новый План счетов) или соответственно по дебету счета 96 "Целевые финансирования и поступления" и кредиту счета 83 "Доходы будущих периодов" (для организаций, не перешедших на новый План счетов) с последующим признанием в качестве внереализационных доходов отчетного периода по мере осуществления расходов (списания материалов на счет учета капитальных вложений, начисления амортизации по введенному в эксплуатацию оборудованию и т.д.).

Получение целевой финансовой помощи осуществляется на основании соответствующего договора, по бухгалтерскому учету у получающей стороны отражается:

по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

  • поступление денежных средств и имущества по договору о совместной деятельности — Дебет 01, 04, 10, 51 и др. Кредит 86;
  • получение субсидий правительственных органов — Дебет 50, 51, 52, 55 Кредит 86;
  • получение средств из внебюджетных фондов — Дебет 50, 51, 52, 55 Кредит 86;
  • получение средств целевого финансирования — Дебет 76, 99 Кредит 86.

Спонсорская помощь

Понятие "спонсорской" помощи законодательно закреплено в Законе РФ от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". В ст. 19 указано, что "Под спонсорством… понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого".

Следуя из статьи Закона, данный вид помощи подразумевает встречное предоставление рекламных услуг спонсорополучателем. То есть до перечисления денежных средств в договоре о предоставлении спонсорской помощи необходимо указать все параметры будущей рекламы (вид, продолжительность, места размещения и т.д.). Следовательно, все спонсорские затраты — это затраты на рекламу. Расходы на рекламу для организаций могут быть отнесены на затраты производства в определенном размере согласно требованиям действующего законодательства (Письмо Минфина России от 06.10.1992 N 94, а с 1 апреля 2000 г. — Приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н).

При рассмотрении вопроса о возможности отнесения спонсорского вклада к расходам в целях налогообложения прибыли следует учитывать, что согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ. В частности, к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

По бухгалтерскому учету операция по перечислению спонсорской помощи спонсородателем отражается:

по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

  • товарами Дебет — 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 41;
  • производственными запасами — Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 10, 11, проч.;
  • денежными средствами — Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 50, 51, 52, 55.

Организация, получающая спонсорскую помощь, отражает в учете эти средства, как выручку от реализации услуг по рекламе. По бухгалтерскому учету операция по получению спонсорской помощи у спонсируемого отражается:

по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

  • товарами — Дебет 46 Кредит 41;
  • производственными запасами — Дебет 46 Кредит 10,12, проч.;
  • денежными средствами — Дебет 46 Кредит 50, 51, 52, 55.

Доход, полученный по договору о спонсорской помощи, в соответствии с действующим законодательством для спонсорополучателя является объектом обложения налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль.

Безвозмездная помощь

Определение безвозмездной помощи дано в ст.

Налогообложение спонсорской помощи при усн

1 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи…": безвозмездная помощь (содействие) — средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

В соответствии со ст. 251 НК РФ безвозмездная помощь не учитывается для целей налогообложения по налогу на прибыль. В этой же статье перечислены виды и формы безвозмездной помощи.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается.

Статья 4 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ указывает, что контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

Передача безвозмездной помощи для коммерческих организаций и физических лиц осуществляется на добровольной основе со стороны передающего. Данный вид помощи осуществляется только за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, которая оказывает безвозмездную помощь. Получатель данного вида помощи не обязательно должен быть благотворительной или гуманитарной организацией. Им может быть любая коммерческая организация.

По бухгалтерскому учету операция по передаче безвозмездной помощи у передающей стороны отражается:

по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

  • товарами — Дебет 99 Кредит 41;
  • производственными запасами — Дебет 99 Кредит 10, 11, др.;
  • денежными средствами — Дебет 99 Кредит 50, 51, 52, 55.

Для стороны, которая получает безвозмездную помощь, в случае если она не является благотворительной или гуманитарной организацией, получение безвозмездной помощи будет являться выручкой, но без затратной части. С суммы перечисленной помощи эта организация обязана уплатить все налоги, как с суммы полученной выручки.

Благотворительная помощь

Следующий вид помощи — благотворительная помощь — имеет некоторые общие черты с безвозмездной помощью. Но основное ее отличие в том, что она направляется на общественные, благотворительные и гуманитарные организации.

Понятие благотворительной деятельности дано в ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях": "добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки."

Договоры, связанные с оформлением отношений по оказанию благотворительной помощи, по своей юридической природе являются безвозмездными. Статьей 423 ГК РФ предусмотрено, что организация, оказывающая благотворительную помощь, не должна получать плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (передачу имущества, объектов интеллектуальной собственности, исключительных прав, выполнение работ либо оказание услуг и т.д.). К такого рода встречным предоставлениям по возмездному договору можно отнести распространение информации о благотворителе (спонсоре).

По бухгалтерскому учету операция по передаче благотворительной помощи у передающей стороны отражается:

по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

  • получение взноса на благотворительные цели денежными средствами — Дебет 51 Кредит 86;
  • получение взноса на благотворительные цели имуществом — Дебет 08 Кредит 86;
  • введено в эксплуатацию имущество, полученное на осуществление благотворительной деятельности — Дебет 01 Кредит 08;
  • получены материалы на осуществление благотворительной деятельности — Дебет 10 Кредит 86.

На основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ благотворительная организация, получившая средства или имущество на благотворительные цели, не учитывает их при определении налоговой базы при соблюдении определенных условий. К таким условиям относятся:

  1. Организации, получившие средства — благотворительные взносы, обязаны вести раздельный налоговый учет таких доходов и произведенных за их счет расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций. Необходимости в ведении раздельного учета не возникает только у тех некоммерческих организаций, которые не имеют доходов от реализации и существуют только за счет целевого финансирования и (или) целевых поступлений (благотворительных взносов), признаваемых таковыми с точки зрения налогообложения прибыли. При отсутствии раздельного учета в организации, получившей целевое финансирование (целевые поступления), указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Поступившее имущество должно соответствовать требованиям НК РФ, а также должны быть соблюдены некоторые другие условия. В противном случае средства благотворительных взносов включаются в состав внереализационных доходов (и, соответственно, учитываются при расчете налога на прибыль).
  3. Средства благотворительного взноса должны быть использованы только по целевому назначению. Такая норма непосредственно предусмотрена п. 14 ст. 250 НК РФ, согласно которому внереализационным доходом признается имущество, полученное в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений и целевого финансирования и использованное не по целевому назначению. При направлении целевых средств не по назначению они подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Е.В.Котова

К. э. н.,

генеральный директор

ООО "АУДИТ-ЭВРИКА",

арбитражный заседатель

Арбитражного суда Санкт-Петербурга

и Ленинградской области