Сплошные санитарные рубки

Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»

Правила устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.

В частности, в новой редакции Правил расширена система мер санитарной безопасности в лесах, направленная на повышение устойчивости лесов, определены основные принципы планирования и организации мероприятий по защите лесов, вводится шкала категорий состояния деревьев, в соответствии с которой будет проводиться оценка санитарного и (или) лесопатологического состояния лесов при реализации мер санитарной безопасности, установлены сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414, которым были утверждены ранее применявшиеся правила санитарной безопасности в лесах.

Выборочные санитарные рубки (СР) — в удалении сухостоя, больных и ослабленных деревьев с целью оздоровления древостоя. Проводят их там, где процент отпада значительно превышает естественную норму, средний диаметр сухостоя приближается к среднему диаметру древостоя и запас составляет не меньше 30 м3 на 1 га. Естественная норма отпада в здоровых древостоях от 3 — 5 % в жердняках до 1-2 % в приспевающих и спелых древостоях. В этом случае сухостой, больные и ослабленные деревья удаляют при рубках ухода или постепенных и СР не нужны.

В лесах ряда категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ) выборочную СР назначают только в случаях — при возникновении очагов опасных вредителей или болезней, повышенном текущем патологическом отпаде.

По действующим правилам после выборочной СР полнота древостоя должна быть не менее 0,5, а в ельниках и пихтарниках — не менее 0,6. Если по санитарным признакам нужно удалить 30-40 % запаса и в большей мере снизить полноту, то в этом случае проводят сплошную СР. Потребность в СР часто возникает после стихийных бедствий — пожара, ветровала, бурелома, и провести эту рубку нужно по возможности быстрее, до массового заражения древостоя и соседних участков леса вредителями и болезнями. В парках и лесопарках сплошные санитарные рубки, как правило, не назначают.

При наличии очагов опасных видов вредителей и инфекционных болезней в комплексе со сплошными СР осуществляют соответствующие мероприятия по их локализации. На участках, смежных с лесосеками сплошных СР, при необходимости проводят выборочную СР и очистку леса от захламленности. В целях своевременного обнаружения очагов болезней и вредителей на участках, граничащих с лесосеками и вырубками сплошных СР, необходимо проводить лесопатологический мониторинг.

Особенности технологии СР: необходимо избежать повреждения оставленных деревьев. Предпочтительно проводить рубку зимой, использовать малогабаритные машины для трелевки сортиментов по возможности без волоков, убирать поврежденные деревья. Обязательна своевременная очистка лесосек со сбором порубочных остатков в кучи и сжиганием. Отвод лесосек производится непосредственно перед рубкой. Клеймить нужно только живые (больные и ослабленные) деревья диаметром не менее 12 см.

В соседних участках леса желательно провести рубки ухода раньше намеченного срока, чтобы уменьшить возможность распространения вредителей и болезней.

Основные трудности и недостатки практики СР: трудно организовать внеплановый уход на всей площади поврежденного леса при массовых стихийных бедствиях. Тогда необходима помощь со стороны др лесохоз-ных и лесозаготовительных предприятий. А распространенный недостаток — стремление повысить окупаемость СР за счет удаления здоровых деревьев повышенной ценности. При настоящей СР доля деловой древесины не превышает 50% .

Уход за лесом в пригородных лесах, обустройство маршрутов для передвижения рекреантов (фильм). (лекц., Курамшин, 102-109)

В течение жизни леса ведётся уход за древостоем и почвой.

1. Уход за древостоем включает:

а) рубки ухода; б) обрезку сучьев у деревьев; в) санитарные рубки (они проводятся в насаждениях неудовлетворительного состояния); г) прочие рубки (планировочные, реконструктивные, переформирования, обновления и др.).

2. Уход за почвой:

а) внесение минеральных удобрений; б) минерализация (рыхление) почвы; в) мероприятия по содействию естественному возобновлению.

3. Комплексный уход за древостоем и почвой:

а) проведение рубок ухода; б) очистка ствола от сучьев; в) внесение минеральных удобрений.

Обустройство начинается с прокладки маршрута. Маршрут должен вести в привлекательное место (объект притяжения). Объектом притяжения может быть живописная поляна, красивое дерево с густой кроной или сухое интересное дерево, форма которого может, что — то напоминать. Так же объектом притяжения может быть площадка, оборудованная для отдыха или занятиями спортом и т.д.

Выделяют три зоны:

1-ая зона фаунистического покоя;

2-ая зона прогулочная;

3-ая зона активного отдыха.

Основная задача, рубок ухода за лесом в пригородных лесах — регулирование состава и улучшении насаждений с целью обеспечения наилучших санитарно-гигиенических и оздоровительно-защитных функций леса, а также с целью повышения эстетической значения лесных насаждений.

В лесопарковых частях в целях повышения декоративных качеств лесных ландшафтов, улучшения состава насаждений, их санитарных свойств, а также в целях создания лучших условий для отдыха трудящихся при рубках ухода необходимо учитывать следующие особенности: должны быть сохранены древесные породы, характеризующиеся высокой декоративностью и устойчивостью; размещение пород может быть неравномерным, групповым и куртинным; в полуоткрытых ландшафтах возможно понижение сомкнутости до 0,3-0,5. В местах, наиболее посещаемых населением, а также около дорог, водоемов, открытых полей наряду с созданием смешанных насаждений с целью разнообразия природного ландшафта могут быть созданы чистые сосновые, дубовые, березовые и другие рощи с пониженной сомкнутостью.

Для предохранения от вытаптывания и повреждения отдыхающими наиболее перспективных для выращивания древесных пород с высокими декоративными и санитарно-гигиеническими свойствами выделяют на них 30-50 групп на 1 га и обсаживают труднопроходимыми и почвоулучшающими кустарниками в виде живой изгороди. При проведении рубок ухода в пригородных лесах следует обращать внимание на возможность оставления отдельных деревьев неправильной формы ствола и кроны, если они обладают повышенной декоративностью, а также фаутных деревьев, главным образом имеющих дупла, в которых гнездятся птицы, белки, куницы, соболь и др. Желательно оставлять редко стоящие декоративные деревья старших возрастов среди молодняков. Нужно оставлять особенно красивые деревья, расположенные единично, группами или рядами вдоль дорог, по краям просек и опушек. Необходимо учитывать потребности постоянных обитателей леса (насекомых, птиц, зверей) и по возможности создавать им необходимые условия.

Для уменьшения нагрузки на популярные маршруты и пути перемещения рекреантов, рекомендуется первичное обустройство новых маршрутов (экологических троп): подготовка дополнительных сооружений, расчистка, расширение и выравнивание троп, укрепление переходов через ручьи. Можно также разработать длительные маршруты в мало нарушенных и труднопроходимых местах для любителей экстремального туризма.

Проектирование Санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 55 Лесного кодекса РФ (ФЗ №200 от 4 декабря 2006 г., далее ЛК), статьями 28-38 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №414 от 29 июня 2007 г. и приказом Рослесхоза №523 «Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий».

Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее СОМ) имеют своей целью улучшение санитарного состояния лесных насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обеспечение лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба от воздействия неблагоприятных факторов.

К СОМ относятся следующие виды мероприятий:

— выборочная санитарная рубка;

— сплошная санитарная рубка;

— уборка захламленности;

— выкладка ловчих деревьев;

— очистка лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиационного;

-защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами,

— профилактические мероприятия;

— прочие мероприятия, направленные против негативного воздействия на леса (кроме мероприятий по локализации и ликвидации вредных организмов).

Санитарные рубки и уборка захламленности проводятся в лесах любого целевого назначения и всех категорий защитных лесов, кроме заповедных участков. Санитарные рубки не проводятся в молодняках до созревания в них деловой древесины, в этом случае проводятся уборка захламленности, рубки ухода или другие лесохозяйственные мероприятия. Уборка захламленности проводится при необходимости удаления из насаждения стоящих или лежащих стволов деревьев, утративших свои деловые качества (неликвидная древесина и дрова).

Санитарные рубки не планируются в насаждениях 4 и 5 бонитетов, за исключением случаев угрозы возникновения в этих участках очагов опасных вредителей и болезней.

Выборочные санитарные рубки проводятся в целях оздоровления насаждений, частично утративших устойчивость, восстановления их целевых функций, локализации и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний.

После проведения выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие их целевому назначению (приложение 5).

В спелых и перестойных эксплуатационных лесах, выборочные санитарные рубки не проводятся. При наличии в них повышенного текущего отпада они планируются в рубку первой очереди.

Сплошные санитарные рубки считаются сплошной, если вырубается весь древостой на площади 0,1 га и более. Нельзя проводить сплошную рубку на всем выделе, если в нем имеются куртины здорового леса площадью от 0,1 га и более (кроме еловых и пихтовых насаждений).

Сплошная санитарная рубка проводится в насаждениях, в которых после удаления деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов или целевому назначению. Расчет фактической полноты древостоя обеспечивается при проведении лесопатологического обследования.

Уборка захламленности (неликвидной древесины и дров), в том числе валежа, проводится, как правило, одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями — рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными рубками.

Как самостоятельное мероприятие, уборка захламленности проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений деревьев при наличии неликвидной древесины и дров более 90% от общего запаса насаждения.

В первую очередь уборка захламленности производится в особо охраняемых участках, рекреационных зонах, лесопарках, лесах, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных лесных массивах. На землях другого целевого назначения и иных категорий защитных лесов уборка захламленности производится в случае, если создается угроза возникновения очагов вредных организмов или пожарной безопасности.

Таблица 24. Ведомость участков, проектируемых для санитарно-оздоровительных мероприятий

№ квартала

№ выдела

Площадь, га

Состав древостоя

Возраст

Класс возраста

Класс бонитета

Тип леса

Полнота

Общий запас на выделе, м3

Намечаемый запас к вырубке, м3

% от общего запаса

м3

Целевое назначение лесов: защитные леса

Категория защитных лесов: лесопарковая зона

Порода — Сосна

Выборочная санитарная рубка

1,7

8С2Б+Е

СЯГ

213,18

3,7

9С1Б+Е

СЯГ

401,45

0,4

7С3Б+Л

СЯЛП

60,2

7С3Б+Л

СЯЛП

534,3

Итого

10,8

1209,13

Сплошная санитарная рубка

1,3

5С5Б

СЯЛП

4С2Е4Б

СРТР

0,64

6С1Л3Б

СРТР

204,8

204,8

2,87

6С1Л3Б

СРТР

691,2

691,2

Итого

5,81

Уборка захламленности

3,7

8С2Б+Л+Е

СЯГ

146,52

5,3

8С2Б+Л+Е

СЯГ

209,88

Итого

356,4

Таблица 25. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при санитарных рубках и уборке захламленности

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений

Очистка от захламления

всего

в том числе

сплошная

выборочная

Выявленный фонд по лесоводственным требованиям

га

25,61

5,81

10,8

м3

Вырубаемый запас

м3

3203,53

1209,13

356,4

Срок повторяемости

лет

Ежегодный размер пользования

площадь

га

8,5

1,9

3,6

выбираемый запас:

корневой

м3

1067,8

546,0

403,0

118,8

ликвидный

м3

деловой

м3

Очень надеюсь, что руководство Гослесагентства поручит лесным ученым, которых в его подчинении много больше, чем у Борейко В.Е., написать ответ на эту статью. Хотя бы просто для того, чтобы они писать не разучились…Роюсь в памяти и не могу вспомнить за последний год (или 5?,или 10?) ни одной статьи от руководства УкрНИИЛХА по общественно значимым проблемам лесного сектора. Если кто помнит подскажите… Пусть хоть про санрубки напишут: все перечисленные Борейко правила – их детище…М.П.

Предисловие

Моя аналитическая статья «Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах» и «Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины» нарушают украинское и международное экологическое законодательство», произвела настоящий фурор в Интернете. Уже в первые несколько дней ее прочитало более 700 человек. Что говорит об ее актуальности и важности для охраны городских зеленых насаждений. Чтобы успешно бороться с врагом – лесорубами из коммунальных служб, защитники скверов и парков должны хорошо знать законодательную базу.

Успех этой статьи подвигнул меня на написание нового аналитического материала, касающегося эколого-юридического разбора нормативно-правовых актов, регламентирующих санитарные и другие рубки в лесах Украины. Надеюсь, что и эта моя статья будет широко востребована защитниками лесов.

Вступление

Санитарные рубки (выборочные и сплошные), а также примыкающее к ним мероприятие – расчистка леса от мертвой древесины, необыкновенно распространены в объектах природно-заповедного фонда Украины. По нашим данным каждый год в объектах ПЗФ заготавливается около 1 млн. 2тыс. куб. м. древесины на площади около44000 га, что равняется территории 2-3 средних по размеру национальных парков (9). При этом в первую очередь вырубаются дуплистые, сухостойные, гниющие деревья, являющиеся самыми ценными с точки зрения охраны биоразнообразия. Именно в них, по нашим подсчетам, обитает 122 вида растений и животных, занесенных в Красную книгу Украины, а также 119 видов, охраняемых Бернской конвенцией (8, 9).

Чем же объясняется такое небывалое распространение санитарных рубок в объектах ПЗФ? Неужели никому не ясно, что санитарные рубки в объектах ПЗФ – это настоящее преступление против дикой природы?

Давайте попробуем разобраться. На наш взгляд все дело в двух профессионально организованных чиновниками от лесного хозяйства мистификациях.

Мистификация первая. Экологически вредные санитарные рубки названы «санитарно-оздоровительными» мероприятиями.

Для того, чтобы сбить общественность с толку, чиновники называют черное белым. Так, в романе Дж. Оруэлла «1984» брехливое министерство пропаганды тоталитарного режима называется не иначе как «Министерство правды».

Правила улучшения качественного состава лесов, утвержденные Кабмином Украины 12.05.2007 № 724, разрешающие уничтожение в лесах дуплистых, сухостойных деревьев и мертвой древесины, являющихся местами обитания сотен видов редких животных и растений, согласно п. 1 данных Правил, разработаны оказывается для того, чтобы способствовать «сохранению биоразнообразия лесов» (3).

Согласно данных Правил (п. 2), губительные для лесного биоразнообразия и в целом для лесных экосистем санитарные рубки получили название «рубки формирования и оздоровления лесов» (3). То -есть широкомасштабные вырубки ,которые сейчас ведутся в объектах ПЗФ, особенно вырубки сплошные, напоминающие кровопускание для леса, во время которых гектары деревьев снимаются как бритвою, полностью, и остается лунный пейзаж, оказывается, считаются «оздоровлением» леса.

Санитарные рубки и сбор мертвой древесины в лесах регламентируются также и Санитарными правилами в лесах Украины, утвержденные Кабмином Украины 27.07.1995 г. № 555. Пункт 1 данных правил относит санитарные рубки и сбор мертвой древесины к «санитарно-оздоровительным мероприятиям» (3), а отнюдь не к обыкновенной коммерческой заготовке древесины и уничтожению лесного биоразнообразия и самих лесов, чем они на самом деле являются.

Согласно ст. 84 Лесного кодекса Украины санитарные рубки проводятся с целью «оздоровления» лесов (5).

И эта вредная мифология, не только оболванивает доверчивую общественность, но даже используются в судах в качестве аргумента. Например, во время судебных процессов января-марта 2016 г., которые вели Киевский эколого-культурный центр и ЭкоПраво-Киев против департаментов экологии Сумской, Полтавской и Черниговской облгосадминистраций по поводу незаконно выданных чиновниками лимитов и разрешений на проведение санитарных рубок в объектах ПЗФ, чиновники-ответчики пытались доказать важность санитарных рубок на том основании, что согласно вышеприведенных Правил и Лесного кодекса санитарные рубки относятся к «рубкам оздоровления лесов», к «санитарно-оздоровительным мероприятиям» и поэтому они очень полезны для леса.

Мистификация вторая. Двойное дно украинского экологического законодательства

Лесной кодекс Украины и Закон «О природно-заповедном фонде Украины» являются «экологически» чистыми и гламурными законами, они не несут грех за проведение санитарных рубок в объектах ПЗФ. Нигде в Лесном Кодексе Украины нет ссылки на то, что санитарные рубки можно проводить в объектах ПЗФ (5).

Закон «О природно-заповедном фонде Украины» нигде прямо не указывает, что санитарные рубки можно проводить в заказниках, памятниках природы, заповедных урочищах, национальных парках, РЛП и заповедниках (6).

Законы в Украине принимаются более-менее гласно, в их разработке принимают участие много народных депутатов, общественных экологических организаций, СМИ, ученых-экологов, которые бы не позволили прописать в эти законы норму о том, что санитарные рубки, тем более сплошные, возможны в объектах ПЗФ.

Поэтому ушлыми лесниками был выбран другой, более безопасный ход. Это принятие постановления Кабмина Украины, которое делается узким кругом проверенных лиц при полном отсутствии контроля со стороны общественности и СМИ.

Поэтому в кабминовских постановлениях можно прописать все, что угодно. А чтобы этот механизм заработал, в статьях 37, 38 Лесного кодекса Украины было записано, что разрабатывает такие постановления лесное ведомство, а утверждает их Кабмин Украины.

Эти постановления, утверждающие Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов работают для «внутреннего» пользования, они известны только узкому кругу специалистов, и по ним рубят лес в ПЗФ, а для широкой общественности, СМИ и заграницы существуют «экологически» чистые и гламурные законы, которые никакого отношения к рубкам в ПЗФ не имеют.

Когда тайное становится явным

Согласно п. 10 Санитарных правил в лесах Украины, выборочным санитарным рубкам подлежат «сухостойные, усыхающие, сильно ослабленные, поврежденные вредителями, болезнями и стихийными природными явлениями и техногенным влиянием» деревья или группы деревьев (3). К таким относятся деревья, имеющие 2/3 или больше усыхающей кроны, растущих на стволе грибов-трутовиков, места соковыделения, следы заселения стволовыми вредителями и т.п. Однако даже с такими признаками дерево может прожить еще много лет, тем более, что объекты ПЗФ, в отличии от хозяйственных лесов, своей задачей ставят охрану природы, а не заготовление коммерчески ценной древесины. В объектах ПЗФ дерево ценится совсем по иным критериям – чем оно «сухостойнее», чем гнилее, чем больше в нем дупел и трутовиков – тем оно ценнее для охраны биоразнообразия.

Тем не менее, кулуарно разработанные лесниками и утвержденные Кабмином Украины Правила улучшения качественного состава лесов и Санитарные правила в лесах Украины направлены на то, чтобы уничтожать в объектах ПЗФ именно эти самые ценные для леса и его дикой жизни деревья.

Пункт 6 Правил улучшения качественного состава лесов разрешает проводить санитарные рубки, а также рубки ухода, лесовосстановительные, переформирования, реконструкции и ландшафтные (сплошные и выборочные) в самых строго охраняемых объектах и зонах ПЗФ – в заповедных зонах биосферных заповедников, национальных природных и региональных ландшафтных парков, а также в природных заповедниках, памятниках природы и заповедных урочищах. Правда в исключительных случаях, при наличии научного обоснования и согласования Минприроды Украины (2).

Однако, что это за «исключительные случаи» – в Правилах не указано, что касается «научных обоснований», то за умеренную плату их может выдать любое лесохозяйственное научное учреждение. А получить согласование на рубки в ПЗФ у министерских чиновников – вообще проще пареной репы.

В результате в памятниках природы Украины ежегодно в среднем заготавливается 4,5 тыс. куб. м древесины на площади около 190 га, а в заповедных урочищах – около 105,4 тыс. куб. м древесины на площади 2040 га (9).

А это уже далеко не «исключительные случаи», а система.

Согласно пунктам 10, 11, 27, 28, 33 Санитарных правил в лесах Украины сплошные и выборочные санитарные рубки, а также очистка леса от захламленности (мертвой древесины) может происходить в любых объектах ПЗФ по согласованию с областными госадминистрациями (3). При этом санитарные рубки и расчистка леса от захламленности в хозяйственных зонах национальных парков, региональных парков и заказников (!), что вообще является нонсенсом , никаких согласований не требует (3). То-есть, как лесники решили, так лес и порешили. Но и это еще не все. Согласно Порядка специального использования лесных ресурсов, утвержденного Кабинетом Министров Украины 23.08.2007 г. № 761, в хозяйственных зонах национальных парков, региональных ландшафтных парков, а также в заказниках, могут проводиться даже рубки главного пользования (1). В результате ежегодно в заказниках Украины ежегодно заготавливается почти пол миллиона куб. м. древесины на площади 9600 га (9). В некоторых карпатских заказниках – Странзул-Задня-Кедрин, Керничный, Лихоборский, Грофа, Горганы и др. сплошными рубками вырублено 10%-20% лесной площади. Причем площадь сплошных санитарных рубок как в карпатских хозяйственных лесах, так и в лесных карпатских заказниках за последние 10-12 лет одинаковая и составляет 7 % от лесной площади (9). То-есть, по сути, в масштабах рубок заказники ни чем не отличаются от хозяйственных лесов.

Понятно, что подобные юридические нормы никогда бы не прошли в законы, поэтому лесники, пользуясь кулуарным характером подготовки кабминовских документов, ловко протянули их в постановления правительства Украины.

Правда Киевскому эколого-культурному центру, народному депутату Н. Томенко, ЭкоПраво-Киев, Громаде рыбалок Украины, благодаря принятому в мае 2015 г. закону, а затем новому постановлению Кабмина Украины от 23.03.2016 г. № 213 удалось запретить проведение сплошных санитарных рубок в природных заповедниках, памятниках природы, заповедных урочищах, заповедных зонах биосферных заповедников, национальных парков и региональных ландшафтных парков (4, 7).

Однако пока остается возможность проведения в этих обьектах ПЗФ выборочных санитарных рубок, расчистки леса от захламленности. Что же касается других зон биосферных заповедников, национальных парков, региональных ландшафтных парков, а также заказников, дендрологических парков, парков-памятников садово-паркового искусства, зоологических парков, ботанических садов, то они от угрозы сплошных санитарных рубок еще не избавлены.

Нарушение украинского и международного экологического законодательства

Санитарные правила в лесах Украины, Правила улучшения качественного состава лесов и Порядок специального использования лесных ресурсов нарушают следующие нормы украинского и международного экологического законодательства:

1. Статью 39 Закона Украины «О животном мире», требующую обеспечивать охрану мест обитания и условий размножения животных при лесохозяйственных мероприятиях, а также запрет на проведение санитарных рубок леса (как сплошных, так и выборочных) в период массового размножения диких животных, с 1 апреля по 15 июня (10).

Статью 27 Закона Украины «О растительном мире», которая запрещает технологии, которые вызывают нарушения состояния и условий произрастания растений.
Статью 20 Закона Украины «О Красной книге Украины», которая гласит об ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины.
Статью 90 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая привлекает к ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произрастания) животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины. Статья 87 данного Кодекса привлекает к ответственности виновных в нарушении условий охраны мест обитания животных.
п. Д, статьи 8 Конвенции об охране биологического разнообразия, который обязывает наладить охрану естественных мест обитания видов флоры и фауны и сохранение популяций видов в естественных условиях.
4, статьи 3 Соглашения об охране летучих мышей в Европе, который обязывает принимать необходимые действия с целью охраны летучих мышей.
п. б, статьи 6 Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания Европе (Бернская конвенция), который запрещает наносить преднамеренныйущерб местам выведения потомства или отдыха или их уничтожения.
В связи с вхождением Украины в Евросоюз, нарушаются ст. 2, 4, 5 Директив Совета Европы «Об охране диких птиц» от 2.04.1979 г. и ст. 6, 12, 13 Директивы СоветаЕвропы «Об охране мест обитания дикой фауны и флоры» от 21.05.1992 г.
В связи с вышеизложенным, в Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов нужно внести изменения, запрещающие любые санитарные рубки во всех лесах Украины, в том числе в ПЗФ, с 1 апреля по 15 июня, а также запрещающие проведение сплошных санитарных рубок и вырубку дуплистых деревьев в заказниках, зоопарках, парках-памятниках садово-паркового искусства, в хозяйственных и рекреационных зонах национальных парков, региональных ландшафтных парков, в буферной зоне, зоне антропогенных ландшафтов и зоне регулируемого заповедного режима биосферных заповедников.

Необходимо запретить любые виды выборочных рубок и расчистку леса от захламленности в природных заповедниках, заповедных урочищах, памятниках природы, заповедных зонах биосферных заповедников, национальных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов и дендропарков. В других зонах ботанических садов и дендропарков должны быть запрещены любые виды сплошных рубок и вырубка дуплистых деревьев.

Кроме этого необходимо внести изменения в Порядок специального использования лесных ресурсов, запретив проведение рубок главного пользования в заказниках, хозяйственных зонах национальных парков и региональных ландшафтных парков. Без этих мер невозможно наличие в объектах ПЗФ настоящей заповедности.

Литература

Порядок спеціального використання лісових ресурсів, затверджено Кабміном України 23.05.2007 № 761.
Правила поліпшення якісного складу лісів, затверджено Кабміном України 12.05.2007 № 724.
Санітарні правила в лісах України, затверджено Кабміном України 27.07.1995 № 555.
Про внесення змін до постанов Кабінету Міністрів України від 27 липня 1995 р.№ 555 та від 12 травня 2007 р. № 724, затверджено Кабміном України 23.03.2016 № 213.
Лісовий кодекс України.
Закон України «Про природно-заповідний фонд України».
Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо охорони біорізноманіття від 09.04.2015 р. № 323-VIII.
Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция).
Борейко В.Е., 2015, Санитарные рубки в объектах ПЗФ Украины. Объемы, экологический вред, нарушение природоохранного законодательства. Аналитический отчет, Гуманитарный экологический журнал, № 4, стр. 1-32.
Закон України «Про тваринний світ».
10.04.2016

В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр

Санитарные рубки — рубки, проводящиеся в древостоях неудовлетворительного санитарного состояния в целях оздоровления и предотвращения заболеваний насаждений путем вырубки усохших и поврежденных деревьев.

Санитарные рубки делятся на выборочные и сплошные Выборочные санитарные рубки проводят в насаждениях всех классов возраста. При выборочных рубках из насаждений удаляются деревья мертвые (сухостой), ветровальные, буреломные, снеголомные с механическими или биологическими повреждениями до степени отмирания, изогнутые снегом, ожеледью, заселенные вредителями (короеды, усачи, златки), поврежденные грибными заболеваниями, лесными пожарами (до степени отмирания) и др.

Сплошные санитарные рубки проводят в недорубах лесосек, горельниках, насаждениях с большим количеством ветровала, бурелома, значительно пораженных болезнями и насекомыми — вредителями, в которых применять выборочные санитарные рубки нерационально. Сплошная санитарная рубка может быть назначена и разрешена только после проведения специального лесопатологического обследования и оформления документов в соответствии с «Санитарными правилами в лесах».

Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов. — Уссурийск: ПГСХА. В. В. Острошенко. 2005.