Списание угля в бюджетном учреждении

Согласно приказу Минфина России от 07.12.2018 № 256н с 1 января 2020 года бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений будут применять Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (далее Федеральный стандарт «Запасы»). В нашей новой статье мы продолжим обзор методических рекомендаций по его применению и рассмотрим списание материальных запасов: основания и бухгалтерские записи.

Почему важно изучить Методические рекомендации сейчас

До применения Федерального стандарта «Запасы» еще 4 месяца. Казалось бы, зачем сейчас обращаться к его положениям и рассматривать Методические рекомендации по его применению, доведенные письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075? У бухгалтеров бюджетной сферы и так достаточно связанных с нормативным регулированием вопросов, которые необходимо решить. Как минимум, нужно вникнуть в нюансы Порядка применения КОСГУ от 12.11.2017 № 209н.

Методические рекомендации, о которых мы поговорим сегодня, помогут решить многие насущные проблемы. Как отмечают специалисты финансового ведомства, Федеральным стандартом «Запасы» не установлен запрет на более раннее применение его положений по решению субъектов учета при условии раскрытия соответствующей информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности (письмо Минфина России от 25.03.2019 № 02-07-05/20028). То есть некоторые положения по согласованию можно использовать уже сейчас. В свою очередь, Методические рекомендации затрагивают интересные вопросы списания материальных запасов в части бухгалтерских записей, которые переплетаются с положениями Порядка № 209н.

Выбытие материальных запасов

Федеральный стандарт «Запасы» закрепляет, а Методические рекомендации иллюстрируют случаи и критерии списания материальных запасов.

Например, кроме привычных причин для списания, таких как использование в деятельности учреждения, принятие решения о списании, передача, продажа или дарение, Федеральный стандарт «Запасы» рассматривает списание в ситуации, когда должностные лица учреждения решили не использовать объект для целей, предусмотренных при признании запасов, и использование не приносит экономических выгод или полезного потенциала.

При этом одновременно должны соблюдаться следующие критерии:

  • переданы все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением имуществом;
  • невозможность участия в распоряжении выбывшим объектом в той степени, которая определяется предоставленными правами, и в осуществлении его реального использования;
  • величина дохода (расхода) от выбытия актива может быть надежно оценена;
  • не прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала, связанного с операцией;
    могут быть надежно оценены понесенные (ожидаемые) затраты, связанные с операцией.

Такая информация, закрепленная на нормативном уровне, поможет принять решение в различных «пограничных» и спорных ситуациях, касающихся списания материальных запасов.

В части стоимости, по которой списываются материальные запасы, существенных изменений не произошло. Выбытие материальных запасов осуществляется по стоимости каждой единицы или по средней стоимости. Аналогичная норма закреплена в Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Выбранный способ определения стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов не подлежит изменению и применяется непрерывно в течение отчетного периода. Отметим, что Инструкция № 157н для такого же контекста использует формулировки «финансовый год и отчетный год».

На практике эту норму можно применить следующим образом. Например, у бюджетного учреждения в учете числится 20 шариковых ручек по цене 25 руб. и 10 шариковых ручек по цене 28 руб. В течение месяца в учреждение поступило еще 5 ручек по цене 30 руб. Для использования в деятельности учреждения было выдано 20 ручек. Если в учреждении принято решение о выбытии материальных запасов по средней стоимости, расчет можно произвести следующим образом:
{(20*25 + 10*28 + 5*30) / (20 + 10 + 5)} * 20 = 531 руб. 40 копеек.

Бухгалтерские записи при списании материальных запасов

Бухгалтерские записи по списанию материальных запасов в общем случае не изменились. Иными словами, как и прежде, если необходимо списать израсходованные материалы, применяем счет 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов». При выявлении недостачи, хищений отражаем бухгалтерскую запись по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Потери материальных запасов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражаем с применением счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами».

В то же время особенности отнесения расходов по приобретению отдельных материальных запасов на подстатьи 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме», 223 «Коммунальные услуги», 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ предусматривают и особый порядок их списания. Примеры в части бухгалтерских проводок по списанию материальных запасов в таких случаях приведены в разделе 2 Методических рекомендаций.

Так, на подстатью 214 КОСГУ относятся расходы по приобретению молока и других равноценных пищевых продуктов, выданных работникам в соответствии с нормами и условиями, предусмотренными законодательством. При этом молоко и равноценные пищевые продукты должны учитываться как материальные запасы. Списываются они в дебет счета 0 401 20 214 (!):

Дебет 0 401 20 214 Кредит 0 105 36 446.

На подстатью 223 КОСГУ относятся расходы по приобретению твердого топлива (дров, угля) по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления. Списание приобретенного таким образом твердого топлива (дров, угля) осуществляется с применением счета 0 401 20 223 (!):

Дебет 0 401 20 223 Кредит 0 105 33 443.

На подстатью 226 КОСГУ относятся расходы по приобретению (изготовлению) венков, цветов в целях возложения к памятникам и памятным знакам. Их выбытие из состава материальных запасов отражается по дебету счета 0 401 20 226 (!):

Дебет 0 401 20 226 Кредит 0 105 36 446.

Таким образом, выбытие материальных запасов, приобретенных по подстатьям 214, 223 и 226 КОСГУ, должно учитывать специфику применения кодов КОСГУ и при списании.

Методические рекомендации к Федеральному стандарту «Запасы» описывают особенности как принятия к учету некоторых видов материальных запасов, так и особенности их списания. При этом интересным является именно нестандартный подход к списанию материалов. Так как хозяйственные операции, аналогичные описанным, должностные лица учреждений осуществляют уже сейчас, по согласованию с органом-учредителем или с финансовым органом можно применять бухгалтерские записи, приведенные в Методических рекомендациях.

Статья подготовлена

экспертами Компании «Учёт в БГУ»

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф. Также вы можете подписаться на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Опубликовано 29.08.2019

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
МЭР ГОРОДА ТОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2003 года № 239
Об утверждении норм расхода твердого топлива, используемого
детскими оздоровительными лагерями в период проведения
летних оздоровительных мероприятий

В целях усиления контроля за использованием бюджетных средств, на основании расчётно-аналитических материалов Региональной энергетической комиссии Томской области, в соответствии со СНиП 2.04.01- 85 » Внутренний водопровод и канализация зданий», СНиП 2.04.07-86 » Тепловые сети», СНиП 2.04.08 — 87 » Газоснабжение», с учётом «Рекомендаций по определению технико-экономических показателей котельных» серия Ж5-26 ГПИ Госстрой СССР, Москва 1984г., данных «Справочника по котельным установкам малой производительности» автор К.Ф. Раддатис М. Энергоатомиздат 1989г.
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Утвердить учреждениям, финансируемым из бюджета г. Томска, на период проведения летних оздоровительных мероприятий нормы, расхода твердого топлива согласно приложению 1;
2.Утвердить нормы естественной убыли твердого топлива при хранении и складских операциях согласно приложению 2;
3.Бюджетным учреждениям при формировании проектов смет на проведение летних оздоровительных мероприятий предусматривать расходы на оплату твердого топлива с учётом утверждённых норм.
4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра г.Томска В.И. Подкатова.
Мэр города Томска А.С. Макаров

Приложение1.

Приложение 1
к постановлению мэра г. Томска
от 05.06.2003г. № 239

Наименование операций

Вид топлива

Уголь

Дрова

Единицы
измерения

Норма расхода

Единицы
измерения

Норма расхода

Приготовление пищи (при 4-х разовом питании)

1,1779

0,0041

Стирка белья

0,1220

0,0004

Горячее водоснабжение

0,4825

0,0017

Отопление

0,3738

0,0013

ПРИМЕЧАНИЕ:
Отопление используется при среднесуточной температуре ниже + 8° в течении 3-х дней подряд, либо при среднесуточной температуре +10° и ниже в течении 5-ти дней подряд

Приложение 2.

Приложение 2
к постановлению мэра г. Томска
от 05.06.2003г. № 239

Вид топлива

Нормы естественной убыли при транспортировке, хранении и складских операциях в % от общего объёма.

Уголь

Дрова

0,2