Содержание
- Учет особо ценного имущества: проводки, типовые ошибки
- СПИСАНИЕ ОЦДИ
- Перечень документов на списание особо ценного движимого имущества
- Списание имущества, находящегося в федеральной собственности: необходимость или головная боль?
- Какие документы нужны чтобы списать особо ценное имущество
- НЕДОСТАЧИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
- Списание особо ценного движимого имущества в автономном учреждении
Учет особо ценного имущества: проводки, типовые ошибки
СПИСАНИЕ ОЦДИ
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) — это особая группа имущества, выделяемая в учете бюджетных и автономных учреждений. Для распоряжения ОЦДИ, как правило, необходимо согласие учредителя. Однако это не значит, что данная группа имущества является «неприкосновенной». Имущество, в том числе ОЦДИ, может выбывать из учреждения по различным причинам. И порядок списания объектов ОЦДИ имеет свои процедурные особенности.
Сущность ОЦДИ
Как бюджетное, так и автономное учреждение вправе отчуждать или иным образом распоряжаться объектами ОЦДИ, закрепленными за ним учредителем или приобретенными за счет средств, выделенных учредителем, только с согласия учредителя. Данная норма закреплена в статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ).
Порядок отнесения имущества к ОЦДИ определяет учредитель на основании утвержденных Правительством РФ критериев. Критерии отнесения имущества к ОЦДИ приведены в постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее — Постановление № 538), согласно которому включению учредителями в состав перечней ОЦДИ подлежит следующее движимое имущество:
а) балансовая стоимость которого превышает размер, установленный уполномоченным органом, при этом данный размер должен находиться в интервале:
— для федеральных учреждений — от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
— учреждений субъектов РФ — от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
— муниципальных учреждений — от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей;
б) иное движимое имущество, без которого осуществление учреждением основных уставных видов деятельности будет затруднено;
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда и национального библиотечного фонда России.
Согласно пункту 5 Постановления № 538 ведение перечня ОЦДИ осуществляется самим учреждением на основании сведений бухгалтерского учета. В перечне ОЦДИ учреждения указываются данные конкретных объектов (наименование, балансовая стоимость, инвентарный номер объекта, дата включения в перечень и т. п.).
Таким образом, учреждение должно самостоятельно принимать решение об отнесении того или иного имущественного объекта к ОЦДИ на основании имеющейся нормативно-правовой базы (акты учредителя, органов исполнительной власти, Постановление № 538).
К ОЦДИ, согласно Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н), могут относиться следующие виды активов:
— | основные средства; |
— | нематериальные активы; |
— | материальные запасы. |
Объекты ОЦДИ подлежат учету с признаком «2» в 22-м разряде номера счета (п. 37 Инструкции № 157н).
Чаще всего бюджетные и автономные учреждения в своей хозяйственной деятельности используют объекты основных средств и нематериальных активов, являющиеся ОЦДИ.
Для того чтобы проконтролировать рациональность распоряжения ОЦДИ, законодателем был введен механизм согласования сделок с учредителем, определяющих «судьбу» ОЦДИ. Такой механизм предусмотрен в статьях 120, 298 Гражданского кодекса РФ, а также в Законах № 7-ФЗ и 174-ФЗ.
Выбытие основных средств и других необоротных материальных активов бюджетных учреждений может быть следствием: их полного физического износа и непригодности для дальнейшего использования; реализации (отчуждения я) избыточного, ненужного, не используемого оборудования, транспортных средств и других объектов; поломки, уничтожения, порчи по вине лиц, ответственных за сохранение и использование средств, с уничтожения или порчи средств вследствие пожара, стихийного бедствия; недостачи, выявленной при проведении инвентаризации; безвозмездной передачи другим бюджетным учреждениям по распоряжению вышестоящих орга нов; перевод в состав оборотных активов (малоценных и быстроизнашивающихся предметов, животных на откорме.
Основные средства, стали непригодными для использования, подлежат списанию в соответствии с»Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений», утвержденной. ДК. КУ и. МЭУ 10082001 г № 142/181. Для оформления списания основных средств, пришедших в негодность, используют:»Акт о списании основных средств»(т ф № 03-3 (бюджет),»Акт о списании автотранспор ртних средств»(т ф № 03-4 (бюджет),»Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы»(т ф № 03-5 (бюджет). Указанные акты составляются постоянно действующей коми сиею, которая назначается приказом по учрежденийпо установі.
Постоянно действующая комиссия для определения непригодности основных средств и установления невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации ции на списание этих средств создается приказом руководителя учреждения ежегодно в таком составе
— руководитель или его заместитель (председатель комиссии);
— главный бухгалтер или его заместитель (в учреждениях и организациях, в которых штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена — лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);
— руководители групп учета (в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями) или другие работники бухгалтерии, которые учитывают материальные ценности;
— лицо, на которое возложена ответственность за сохранность основных средств;
— другие должностные лица (по усмотрению руководителя учреждения). Для участия в работе комиссии по установлению непригодности
автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и других основных средств, находящихся под надзором государственных инспекций, приглашается представитель соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании ния объекта или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акт.
Постоянно действующая комиссия выполняет следующие процедуры:
1) проводит обзор основных средств для составления акта на их списание, используя при этом необходимую техническую документацию (технические паспорта, проектно-сметную документацию, ведомости дефектов в др.), а также данные бухгалтерского учета
2) устанавливает невозможность восстановления и дальнейшего использования объекта в данном учреждении и вносит предложения о его продаже, передаче или списания;
3) устанавливает конкретные причины списания объекта: физический или моральный износ, реконструкция, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария и т.д.;
4) устанавливает лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации;
5) устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и проводит их оценку;
6) осуществляет контроль за изъятием из списываемых основных средств пригодных узлов, деталей и материалов из цветных и драгоценных металлов, определяет их количество, вес, стоимость, контролирует сдачу я их на соответствующий стекла.
По результатам обследования комиссией составляются акты на списание основных средств по установленным формам, которые утверждаются руководителем учреждения. Разборка и демонтаж основных средств до утвержден ния актов на их списание не допускаетсяя.
Списание с балансов бюджетных учреждений основных средств производится в следующем порядке:
а) с балансов учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета:
— стоимостью до 5000 грн за единицу — с разрешения руководителя учреждения;
— стоимостью от 5000 до 10000 грн за единицу — с разрешения вышестоящей организации;
— стоимостью свыше 10000 грн за единицу — с разрешения министерства или другого центрального органа исполнительной власти по подчинением;
б) с балансов учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов:
— стоимостью до 2500 грн за единицу — руководителями учреждения, которые являются распорядителями средств;
— стоимостью от 2500 до 5000 грн за единицу — с разрешения высшего учреждения;
— стоимостью свыше 5000 грн за единицу — с разрешения местной государственной администрации
Списание основных средств с балансов министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций независимо от их стоимости производится с разрешения руководителя учреждения
Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования, а также материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются как вторы инна сырье и обязательно сдаются учреждении, на которое возложен сбор такого сырья. Изъятые после демонтажа основных средств детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, подле теряют сдаче на специализированные предприятия Украины, осуществляющие прием и переработку отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камнейя.
Должностные лица, виновные в нарушении порядка хранения основных средств и в бесхозяйственном отношении к ним (уничтожение, поджог и др.), привлекаются к ответственности в установленном законодавст твом порядке. При этом определение сумм убытков осуществляется в соответствии с»Порядком определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей», утвержденного. КМУ 22 011996 г. № 116, и. Закона Украины»Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драг нного камней или валютных ценностей»от 06061995 г № 217/95-В17/95-ВР.
Предметы, которые утратили свое значение, но пригодные для использования, могут быть списаны только при условии, что их невозможно продать или передать другому учреждению
Безвозмездная передача основных средств разрешается только в таком порядке:
а) в пределах одного министерства, другого центрального органа исполнительной власти — учреждениям, которые содержатся за счет государственного бюджета;
б) в пределах одного бюджета — учреждениям, которые содержатся за счет местных бюджетов
Продажа основных средств (в том числе изношенных) осуществляется только через аукционы или биржи. При этом продажа основных средств, стоимость которых превышает 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, проводится при условии обязательного согласования с органами, уполномоченными распоряжаться этим имуществом.
Суммы, полученные учреждениями от продажи или демонтажа основных средств (кроме зданий и сооружений), остаются в распоряжении учреждения с правом их дальнейшего использования на ремонт, модернизацию или приоб ретение новых средств того же назначения. При этом средства, полученные от реализации и разборки основных средств, приобретенных за счет внебюджетных средств, используемых только после уплаты налогов, установленных законодательством.
Перечень документов на списание особо ценного движимого имущества
Суммы, полученные учреждениями от продажи или демонтажа зданий и сооружений, вносятся в доход того бюджета, за счет которого эти учреждения содержатся (табл. 535.3).
. Таблица 53. Основные хозяйственные операции по учету выбытия основных средств
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие субсчета |
|
Дт |
Кт |
|
1 |
2 |
3 |
1 Списываются полностью изношены, непригодном для использования основные средства |
131, 132 |
103-119 |
2 Списываются основные средства, еще ие полностью изношены, но непригодные для использования на сумму износа на остаточную стоимость |
131, 132 401 |
103-119 103-119 |
3 Оприходованы материалы, полученные от разборки необоротных активов: на учетную стоимость материалов на стоимость, подлежащая перечислению в доход бюджета |
231,234, 235, 238 239 711 |
711 642 |
4 Реализация основных средств, приобретенных за счет средств общего фонда (кроме зданий и сооружений): |
||
на сумму износа таких средств |
131, 132 |
104-119 |
на остаточную стоимость |
401 |
104-119 |
на сумму выручки |
313,323, 364,675 |
711 |
5 Реализация основных средств (кроме зданий и сооружений), приобретенных за счет средств специального фонда: |
||
на сумму износа |
131, 132 |
104-119 |
на остаточную стоимость |
401 |
104-119 |
на сумму выручки (без НДС) |
313, 323, 364,675 |
711 |
на сумму НДС |
313, 323, 364,675 |
641 |
6 Реализацию зданий и сооружений: на сумму износа на остаточную стоимость на сумму средств, полученных от реализации одновременно вторая запись |
131 401 364, 675 811 |
103 103 711 642 |
7 Списание недостач необоротных активов: на сумму износа на остаточную стоимость на сумму средств, подлежащая возмещению виновным лицом |
131, 132 401 363 |
104-119 104-119 711 |
Списание основных средств в связи с их переводом в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов оформляется обычными бухгалтерскими записями по дебету счетов 40 (на остаточную стоимость) и 13 (на сумму износа) и кредите счетов 10 или 11 (на их первоначальную стоимость). Одновременно на сумму первоначальной стоимости таких объектов дебетуют субсчет 221″Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, зн аходяться на складе и в эксплуатации»и кредитуют субсчет 411″Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по их видам».
Все хозяйственные операции, которыми оформляют выбытия и списания основных средств, в течение текущего месяца регистрируют в мемориальном ордере № 9″Накопительная ведомость о выбытии и перемещении не еоборотних активов»т ф N9 438 (бюджет). В конце месяца итоги этой ведомости переносят в книгу журнал-главнаявна.
Перед составлением годовой отчетности в бюджетном медицинском учреждении с привлечением независимых экспертов проведена инвентаризация имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. Инвентаризация проведена в целях установления целесообразности дальнейшего использования в деятельности учреждения объектов основных средств, амортизация которых составляет 100%.
Участвующие в проведении инвентаризации независимые эксперты дали заключение о том, что автомобиль марки «УАЗ-3303» (1989 г. выпуска) восстанавливать нецелесообразно, в связи с чем он подлежит списанию с баланса учреждения. В процессе списания возникли вопросы, на которые мы привели ответы в статье.
Какими документами следует оформить списание автомобиля, если он не относится к особо ценному движимому имуществу?
Согласно нормам гражданского законодательства имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления. Собственниками имущества являются:
— РФ, субъект РФ — в отношении государственной собственности (ст. 214 ГК РФ);
— муниципальное образование (городское, сельское поселение и др.) — в отношении муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.
В соответствии со ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ <1> бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Исключение предусмотрено п. п. 13, 14 и 10 ст. 9.2 или абз. 3 п. 3 ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ в отношении крупной сделки, размещения денежных средств на депозитах, сделки с ценными бумагами и сделки с заинтересованностью.
<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Под списанием имущества понимается, в частности, комплекс действий, связанных с признанием указанного имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения им вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.
Постоянно действующая комиссия по подготовке и оформлению заключения о списании имущества, созданная в бюджетном учреждении на основании приказа руководителя, принимает решение:
— в отношении недвижимого имущества, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником либо приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение, — по согласованию с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится;
— в отношении прочего движимого имущества — самостоятельно.
Таким образом, справка о нецелесообразности восстановления автомобиля, который не отнесен к особо ценному движимому имуществу, является основанием для принятия в учреждении самостоятельного решения о списании автомобиля.
Согласно п.
12 Инструкции N 174н <2> решение комиссии учреждения о списании объектов основных средств оформляется первичными документами (в частности, списание автомобиля — актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004)).
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Необходимо ли в случае принятия решения о реализации данного объекта вносить изменения в ОКВЭД?
На основании положений абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ, п.
Списание имущества, находящегося в федеральной собственности: необходимость или головная боль?
4 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ <3> в ЕГРЮЛ содержатся сведения о кодах ОКВЭД, которые вносятся в государственный реестр регистрирующим органом в соответствии с данными о видах экономической деятельности, указанными заявителем при государственной регистрации юридического лица в соответствующем заявлении.
<3> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, в уставе государственного бюджетного учреждения должна быть предусмотрена в том числе деятельность по реализации имущества, закрепленного за ним. При этом вносить изменения в ОКВЭД не нужно.
Как в бухгалтерском учете учреждения отразить операции по списанию и реализации указанного автомобиля?
В данном случае автомобиль не является особо ценным имуществом, следовательно, согласие собственника на его реализацию не требуется.
Реализация имущества бюджетного учреждения осуществляется по рыночной стоимости. В случае продажи государственного (муниципального) имущества, в том числе автомобиля, проведение оценки является обязательным (ст. 8 Федерального закона N 135-ФЗ <4>).
<4> Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
Порядок реализации объектов основных средств определяется собственником данного имущества.
При продаже автомобиля необходимо оформить акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), а также поставить отметку о продаже автомобиля в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031).
Кроме того, сведения о реализуемом движимом имуществе учреждение обязано представить в орган, уполномоченный на управление государственным (муниципальным) имуществом, для его учета в соответствующем реестре.
Таким образом, для реализации автотранспортного средства необходимо:
— провести оценку его состояния;
— списать указанное имущество с баланса учреждения;
— провести оценку его стоимости в целях дальнейшей реализации;
— предоставить сведения о реализуемом объекте органу по управлению данным имуществом.
Напомним, что поступления от продажи основных средств независимо от источника их получения поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Следовательно, поступление средств от реализации автомобиля учитывается по коду вида финансового обеспечения 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» (п. 21 Инструкции N 157н <5>).
<5> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Пример. На балансе бюджетного учреждения по коду вида финансового обеспечения 4 учитывается автомобиль, стоимость которого равна 150 000 руб., а начисленная амортизация — 100%. По заключению независимых экспертов, данный автомобиль подлежит списанию. Расходы оценщика составляют 2000 руб. (без НДС). По результатам оценки стоимость автомобиля для реализации установлена в размере 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).
В учете бюджетного учреждения списание и реализация автомобиля будут отражены следующим образом:
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ сумма реализации автомобиля подлежит обложению НДС. При этом в связи с тем, что реализуемый автомобиль учитывается по коду вида финансового обеспечения 4 и не имеет остаточной стоимости, налоговая база определяется исходя из цены реализации в соответствии с нормами п. 3 ст. 154 НК РФ.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст.
249 НК РФ выручка от реализации автомобиля (без учета НДС) признается доходом бюджетного учреждения. В случае реализации автомобиля учреждение вправе уменьшить доходы от такой операции на сумму расходов на его оценку в силу пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.
В то же время необходимо отметить, что в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, если организация осуществляет образовательную и (или) медицинскую деятельность, она вправе применить нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении условий, перечисленных в п. п. 1, 3 данной статьи.
Ответ: Объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно при выдаче их в эксплуатацию списываются с баланса учреждения на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и одновременно отражаются на забалансовом счете 21 (п. п. 332, 373 Инструкции N 157н <1>, п. 10 Инструкция N 174н <2>). Принятие к забалансовому учету таких объектов осуществляется на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в условной оценке (один объект – один рубль), либо по балансовой стоимости объекта (в случае, если такой порядок утвержден в учетной политике учреждения).
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
В п. 51 Инструкции N 157н указаны основные причины списания объектов основных средств, в том числе учитываемых на забалансовых счетах:
– принятие решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения – хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов;
– ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
– принятие решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.
Выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформляется в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом. Например, может применяться акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003).
Примечание. Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения об их списании (уничтожении), производится по той стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету на основании п.
373 Инструкции N 157н.
Таким образом, списание основных средств стоимостью до 3000 руб. осуществляется учреждением по следующим правилам:
– на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе;
– в порядке, утвержденном в учетной политике учреждения.
Когда списание производится вследствие морального или физического износа или ликвидации в результате чрезвычайной ситуации, для того чтобы установить целесообразность проведения ремонта или дальнейшей эксплуатации объекта, достаточно соответствующим образом оформленного решения комиссии по поступлению и выбытию активов и приказа руководителя учреждения.
Пример. В результате короткого замыкания сгорел электрический чайник, который учитывается на счете 21 по стоимости 2550 руб.
Какие документы нужны чтобы списать особо ценное имущество
По решению комиссии он признан непригодным к дальнейшей эксплуатации.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сформированы следующие операции:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Объект списан с забалансового учета | 21 | 2550 |
“Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере”, 2016, N 2
Просмотров: 5308
Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait…
Tags: Бухгалтерия
НЕДОСТАЧИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
В период проведения годовой инвентаризации, а также в других случаях учреждение может столкнуться с недостачей материальных ценностей. Порядок списания недостач в учете зависит от того, каких ценностей недостает, а порядок возмещения — от суммы ущерба, наличия договора о полной материальной ответственности, наличия страховки на пропавший объект.
Обнаружение недостач
Согласно пункту 20 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), инвентаризация имущества проводится субъектом учета согласно установленному им порядку в рамках формирования учетной политики согласно положениям законодательства РФ. В настоящее время продолжают действовать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания № 49).
Инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения. Ее проведение обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (п. 1.5 Методических указаний № 49). Таким образом, проводить ежегодную инвентаризацию можно в период с 1 октября по 31 декабря.
Не все имущество обязательно проверять ежегодно. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет.
Согласно статье 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Списание особо ценного движимого имущества в автономном учреждении
Выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором проводилась инвентаризация.
По результатам проведения инвентаризации в учреждении заполняются описи и акты, формы которых утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н).
Для инвентаризации материальных ценностей должны применяться Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Если обнаружены расхождения учетных данных с фактическими, заполняются Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), а также Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Порядок оформления результатов инвентаризации установлен разделом 5 Методических указаний № 49.
Сначала проводится зачет недостач ценностей излишками по пересортице. Зачет пересортицы в учете отражается по дебету и кредиту одного и того же счета.