Спецсчет по гособоронзаказу

Ознакомиться с текстом Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ (все редакции, включая 27.12.2019).

Президент Российской Федерации подписал закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Федеральным законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ внесены изменения в части порядка отнесения банков к перечню уполномоченных для сопровождения расчетов по ГОЗ.

В Законе определяется НОВЫЙ порядок принятия решения об отнесении к категории уполномоченных банков при осуществлении банковского сопровождения расчетов по ГОЗ.

Банковское сопровождение ГОЗ будет осуществляется банками, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и обладающими лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Государственный заказчик будет уведомлять головного исполнителя о банках, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отнесении к категории уполномоченных банков.

Каждый головной исполнитель в целях исполнения государственного контракта (отдельно по каждому государственному контракту) обязан выбрать из направленного ему государственным заказчиком перечня уполномоченных банков один банк, который будет осуществлять банковское сопровождение.

Ознакомиться с текстом Федерального закона от 31.12.2017 г. № 481

Приняты поправки в Федеральный закон о государственном оборонном заказе в части изменения порядка банковского сопровождения ГОЗ

Президент Российской Федерации подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ.
29 июля 2017 г. Федеральным законом № 237-ФЗ внесены изменения в правила банковского сопровождения расчетов по государственному оборонному заказу.

Предусмотрены следующие поправки, касающиеся в том числе изменения порядка расчетов с отдельных счетов в рамках банковского сопровождения ГОЗ:

  1. Предусмотрена возможность погашения с отдельного счета кредитов и процентов по ним для головных исполнителей (по согласованию с государственным заказчиком).
  2. Увеличен лимит перечисления с отдельного счета на обычные счета до 5 млн. руб. в месяц с каждого отдельного счета для головных исполнителей, исключено слово «иные» расходы (лимит 3 млн. руб. — для исполнителей ГОЗ сохранен).
  3. Предусмотрен порядок ведения реестра «отказников» и меры по лишению их права на экономическое стимулирование и гос. поддержку.
  4. Предусмотрена разработка нового приказа Минобороны России о порядке уведомления уполномоченных банков о полном исполнении гос.контракта (при закрытии отдельного счета головного исполнителя).
  5. Установлены исключения из обязательности требований по обеспечению исполнения гос.контракта в отношении гос.контрактов с банковским сопровождением.
  6. Предусмотрена разработка порядка рассмотрения информации о фактах превышения роста цен более 5% (будет принят отдельный приказ ФАС России).

Вопросы применения новых поправок в законодательные и нормативные правовые акты предприятиями, выполняющими государственный оборонный заказ, а также нового порядка расчетов в рамках ГОЗ-2017-2018 гг. по специальным (отдельным и лицевым) счетам и другие актуальные проблемы будут рассматриваться 20-21 сентября 2017 г. в г. Санкт-Петербурге на консультационно-практическом семинаре «Специальные (лицевые и отдельные) счета при оплате продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу. Особенности казначейского и банковского сопровождения расчетов по ГОЗ. Опережающие закупки: запас и (или) задел. Порядок компенсации запаса и перечисления прибыли с отдельных и лицевых счетов»

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Скачать Федеральный закон № 471-ФЗ

Банковское сопровождение контрактов будет осуществляться ТОЛЬКО в отношении государственных контрактов с Минобороны России.

Государственные контракты с остальными государственными заказчиками ГОЗ будут продолжать финансироваться через систему Федерального казначейства.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и ст. 7.29. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены следующие основные поправки:

  • устанавливается обязанность заключения контракта в рамках кооперации головного исполнителя по государственному оборонному заказу;
  • изменяется порядок компенсации запасов головного исполнителя, исполнителя;
    изменяется режим использования отдельного счета, в том числе при исполнении длительных государственных контрактов, контрактов
    (с технологическим циклом более 6 месяцев), а также вносятся дополнение в перечень разрешенных операций (затраты на служебные командировки работников (суточные), проценты по кредитам, платежи в бюджет);
  • изменяется порядок перечисления прибыли головного исполнителя при частичном исполнении им государственного контракта;
    и т.д.

Кроме того, предусмотрена разработка:

  • нормативного правового акта, регламентирующего порядок подтверждения и обоснования размера расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа (правила определения размера запасов) ;
  • Порядок отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства. Текущую версию проекта можно скачать здесь;
  • Порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции. Текущую версию проекта можно скачать здесь.

Текст ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ» в редакции 317-ФЗ от 3 июля 2016 года можно посмотреть, скачав файл: 275-ФЗ в редакции 317-ФЗ от 03.07.16г.

Минюст России разработал законопроект «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» согласно которому государственные контракты, головными исполнителями или исполнителями по которым являются органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) исключены из системы банковского сопровождения или иными словами ФСИН России освобожден от ограничений режима отдельного счета в сфере ГОЗ

Отдельный счет по гособоронзаказу — это финансовый инструмент, который открывается в уполномоченном банке для проведения взаиморасчетов между заказчиком и головным исполнителем или поставщиком по ГОЗ.

Кто обязан открывать отдельный счет

Для расчетов между участниками государственного оборонного заказа используются отдельные счета. Это требование Министерства обороны, закрепленное в 275-ФЗ от 29.12.2012. Каждый поставщик по ГОЗ обязан использовать отдельные номинальные счета ГОЗ, что это такое, объясняется в ст. 8 275-ФЗ (п. 7 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 8): отдельные счета открывают головные исполнители и поставщики по гособоронзаказу для проведения расчетов с другими исполнителями.

Как открыть

Открытие возможно, только если у исполнителя заключен контракт на банковское сопровождение с уполномоченным банком. Банковское учреждение выбирает сам поставщик. Главное условие, без которого не состоится открытие счета по 275 ФЗ, — наличие особого подтверждения от Центробанка. ЦБ РФ проверяет, соответствует ли банк установленным критериям для ведения отдельных счетов по гособоронзаказу, и выдает ему разрешение на такую деятельность. Актуальный перечень уполномоченных банков доступен на официальном сайте Банка России.

Отдельный счет предназначен для расчетов между государственными заказчиками и исполнителями гособоронзаказа. Средства, выделенные на ГОЗ, носят целевой характер. Эти деньги используются только для расходов на государственный оборонный заказ, любое отклонение повлечет существенный штраф. Номинальный счет открывается для контроля движения денежных средств по контрактам, связанным с ГОЗ.

Открывается спецсчет по правилам, установленным конкретным уполномоченным банком. Вот что надлежит сделать поставщику:

  1. Подать заявление исполнителя поставок продукции государственного оборонного заказа.
  2. Собрать и направить в уполномоченный банк требуемые документы (учредительные документы, протоколы или приказы о назначении руководителя на должность).
  3. Заполнить все формы, предложенные сотрудником банковского учреждения.
  4. Сформировать карточку образцов подписей.
  5. Направить государственному заказчику уведомление с новыми реквизитами.

Как только стороны завершат исполнение контракта по гособоронзаказу, подрядчик обязан уведомить об этом уполномоченный банк и закрыть спецсчет.

Как пользоваться

В отношении отдельного счета действуют особые правила. Банковские учреждения заключают специальные договоры на обслуживание спецсчетов по государственному оборонному заказу. Операции проводятся, только если в распоряжении на перечисление денежных средств указывают идентификатор государственного контракта. Когда открытие отдельного счета по гособоронзаказу одобрено уполномоченным банком, поставщик оповещает заказчика и направляет ему реквизиты. С этого момента государственный заказчик обязан перечислять деньги на спецсчет, указывая в каждом платежном документе идентификатор контракта.

Если из распорядительного органа (ТОФК — территориальное отделение Федерального казначейства) поступит уведомление о временной приостановке операций по спецсчету, уполномоченное учреждение обязано на время заблокировать движение средств (Указание ЦБ РФ № 3729-У от 15.07.2015).

Какие операции допускаются

Не все движения денежных средств строго контролируются банками и Казначейством. Вот перечень допустимых операций, для осуществления которых свободно используется отдельный банковский счет для госконтракта (п. 2 ч. 1 ст. 8.3 275-ФЗ):

  • оплата страховых и налоговых платежей;
  • затраты на товары, работы и услуги, приобретаемые по ценам, подлежащим государственному регулированию (в этот перечень входит и электрическая энергия);
  • перечисление прибыли, определенной сторонами при заключении госконтракта по гособоронзаказу;
  • частичный расчет с поставщиком по принятым госзаказчиком товарам, работам и услугам по ГОЗ (если такое условие предусмотрено соглашением);
  • оплата услуг иностранных исполнителей, задействованных в ГОЗ;
  • расчеты по расходам головного исполнителя на сумму в 5 млн руб. — для головного исполнителя и 3 млн руб. — для исполнителя;
  • иные операции, разрешенные в п. 2, 3, 9, 10 ст. 8.4 275-ФЗ.

Допускаются и расходы на оплату труда персоналу со спецсчета, если соблюдается условие об одновременной выплате вознаграждения и компенсаций работникам ГОЗ по действующему трудовому законодательству. Исполнители вправе использовать спецсчет для перечисления НДФЛ с доходности, полученной в качестве заработной платы (письмо Минфина России № 03-04-06/15565 от 21.03.2016).

В октябре 2019 года Минобороны опубликовало приказ № 605, закрепляющий порядок взаиморасчетов с физическими лицами, которые предоставили в ограниченное пользование земельные участки в рамках сопровождаемой сделки по ГОЗ. Головной исполнитель обязан подать в уполномоченный банк перечень таких лиц, закрепив список тех, кому надлежит перечислить целевые средства гособоронзаказа. В реестр включаются сведения о гражданине (Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации), о его земельном участке (кадастровый номер) и о связанном государственном контракте (идентификатор).

Какие операции проводить нельзя

Ряд операций не получится провести через спецсчет. Исполнителю не разрешат предоставить или вернуть кредит, ссуду или заем, рассчитаться с физическими лицами (исключение — оплата труда), купить ценные бумаги или иностранную валюту, вложиться в уставный капитал, разместить деньги на депозитах, обеспечить исполнение обязательств за счет целевых средств по гособоронзаказу. Полный список представлен в ст. 8.4 275-ФЗ.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документы Скачать
О взыскании денежных средств для уплаты налогов (сборов, страховых взносов) с отдельного счета, открытого в рамках гособоронзаказа, в ходе конкурсного производства

Письмо Минфина № 03-07-08/16743 от 14.03.2019

Введение банковских специальных счетов является одним из самых главных новшеств, произошедших за последнее время, для участников государственных закупок.

Использование спецсчетов по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) установлено с 01.07.2018. В настоящее время переводить обеспечение заявки на участие в торгах необходимо не на счет электронной торговой площадки (далее – ЭТП) или заказчика, а на свой спецсчет в определенном банке. Далее, по заявке ЭТП банк блокирует сумму обеспечения, а после определения победителя разблокирует ее. При этом на остаток средств на спецсчете будут начислены проценты, а за его обслуживание может быть взята комиссия.

Спецсчета используются в следующих случаях:

• В рамках государственных закупок согласно Закону № 44-ФЗ всеми поставщиками при участии в электронных конкурентных закупках. К таким закупкам следует относить открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и конкурс с ограниченным участием;

Зачисленные денежные средства необходимы для обеспечения самих заявок, а не контрактов. По сути, специальный счет для закупок согласно Закону № 44-ФЗ используется всегда в случае, если речь идет об электронном формате проведения.

Для участия в закупках с суммой контракта до 1 миллиона руб. обеспечение не требуется на основании Постановления Правительства РФ № 439 от 12 апреля 2018 г. Следовательно, и специальные счета для обеспечения заявок участникам таких торгов не нужны.

• В рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) поставщиками, которые относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, в случае участия в электронных конкурентных закупках.

Актом Правительства России установлен перечень банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур. Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р. В случае наличия у участника закупки банковского счета в банке, включенном в указанный выше перечень, участник закупки и банк вправе заключить дополнительное соглашение об использовании такого банковского счета в качестве специального счета.

Важно отметить, что на государственные и муниципальные учреждения требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не распространяется. Указанное правило введено Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно Письму Казначейства России от 17.05.2019 № 07-04-05/03-9853 бюджетным учреждениям необходимо закрывать ранее открытые в кредитных организациях специальные счета. При незакрытии таких счетов, операции по ним подлежат приостановлению на основании представлений о приостановлении операций, направляемых территориальными органами Федерального казначейства1.

Принципы работы спецсчета

Спецсчет имеет цель обеспечения заявок в электронных торгах. Этапы применения спецсчета на практике выглядят следующим образом:

• участник торгов открывает специальный расчетный счет в банке и вносит на него денежные средства для обеспечения заявки;

• оператор ЭТП, на которой проводятся торги, делает в банк запрос о блокировке определенной суммы денег на спецсчете участника закупок;

• банк блокирует денежные средства без согласия владельца и оповещает его об этом;

• после окончания торгов средства на счете банк разблокирует в течение 1 дня после получения информации от ЭТП.

На специальном счете участника закупки должно находиться достаточно средств на момент принятия всех заявок. Необходимо помнить о том, что денежный перевод может идти достаточно долго, поэтому внести необходимую сумму лучше внести заранее.

Пока заказчик будет принимать решение в пользу одного из участников, средства на их спецсчетах будут заблокированы.

Отмена блокировки возможна в случае, если:

• заявку конкретного участника отклонили по каким-либо причинам (из-за несоответствия условиям, например);

• участник не был допущен к участию в закупках или его отстранили от торгов;

• участник никаких предложений по ходу торгов не сделал.

В этих случаях средства станут доступны для снятия или участия в других торгах в течение суток.

Необходимая сумма списывается со специального счета. Она не взимается только в случае, если первый победитель от исполнения контракта отказался. Тогда деньги списываются с него вне зависимости от отказа.

Условия для открытия спецсчета

Любой участник закупок имеет право открыть специальный счет. Сделать он это может только в одном из банков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 г. Другие банковские учреждения оформлять спецсчета участникам торгов не имеют права. Для открытия спецсчета необходимо соблюдение нескольких условий:

• подачи полного пакета необходимых документов;

• наличия аккредитации на одной из электронных площадок, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12 июля 2018 г. (в их число входит 8 обычных и 1 закрытая специализированная ЭТП);

• внесения достаточной суммы средств для открытия счета (если такая плата взимается банком за оформление).

Перечень документов для открытия счета во всех банках примерно одинаковый. Он выглядит так же, как и при открытии обычного расчетного счета:

• заявление;

• договор;

• удостоверяющие документы;

• регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРНИП, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);

• разрешительные документы на ведение деятельности в случае, если они нужны (лицензии, патенты).

Режим использования спецсчета по закупкам по гособоронзаказу

Спецсчет по гособоронзаказу представляет собой особый расчетный счет, который открывает в уполномоченном банке головной исполнитель, заключивший контракт с Министерством обороны Российской Федерации, то есть для исполнения гособоронзаказа (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ).

Исполнитель гособоронзаказа не имеет права расходовать денежные средства, находящиеся на спецсчете по своему усмотрению. Существуют определенные достаточно строгие ограничения:

• Для спецсчетов запрещены операции по кредитам и займам, кроме сумм, которые перечислены в сделке по гособоронзаказу.

• Нельзя выдавать деньги физическим лицам, за исключением выплаты работникам компенсаций и зарплаты с одновременной оплатой необходимых налогов и сборов.

• Со средств, которые хранятся на спецсчете по гособоронзаказу, нельзя проводить следующие операции: осуществлять благотворительность; формировать уставной капитал сторонней организации; приобретать иностранную валюту, ценные бумаги и драгметаллы; исполнять договор об уступке права требования; осуществлять переводы на другие расчетные счета, даже в уполномоченных банках.

• Запрещено размещать денежные средства на депозитах, если проценты и сумма депозита не будут возвращены на этот же спецсчет, или использовать эти денежные средства, чтобы внести обеспечение исполнения контракта.

•Списание в пользу исполнительных документов возможно: для возмещения вреда жизни и здоровью; чтобы выплатить выходные пособия или зарплату; при взысканиях в доход РФ.

Средства списываются при указании в распоряжении номера идентификатора государственного контракта и только на спецсчет для гособоронзаказа. Однако, существуют некоторые исключения: Исполнитель может осуществлять со спецсчета бюджетные платежи (налоги, страховые взносы, таможенные и иные сборы), проводить оплату товаров и услуг, цены на которые регулирует государство, осуществлять иные траты, не превышающие 3 млн. руб. в месяц. Ст. 76 НК РФ позволяет останавливать операции по такому расчетному счету для взыскания налогов, пени или штрафов.

Закрытие спецсчета

Закрытие спецсчета также обладает определенными особенностями. Спецсчет закрывается только после того как уполномоченный банк получает от заказчика уведомление об исполнении контракта по гособоронзаказу.

Мониторинг расчетов по гособоронзаказу производит уполномоченный банк в отношении счетов, которые у него открыты. При переводе денег со счета на счет он контролирует: наличие в распоряжении на перевод денежных средств идентификатора государственного контракта, правильность его заполнения; соответствие назначения, указанного в платежном документе, содержанию документов, являющихся основанием для осуществления платежа; соблюдение специального режима, которым отличается отдельный счет.

Указанием Банка России от 22 ноября 2016 г. № 4210-У «Об особенностях мониторинга расчетов по государственному оборонному заказу» установлены особенности мониторинга расчетов в разных случаях перевода денежных средств. Например, при выплате заработной платы наличными или переводе денег на счета, открытые у него, банк контролирует предоставление ему платежной ведомости, на основании которой производятся расчеты. В случае, если зарплатные карты работников выданы иной кредитной организацией, помимо расчетной ведомости следует предоставить и договор о зарплатном проекте. При осуществлении платежа в пользу иностранного исполнителя контролю подлежит: нахождение сведений о таком исполнителе в соответствующем перечне; наличие заключенного с ним контракта; соответствие осуществляемого платежа суммам, приписанным в таком контракте.

П.п. 2 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ устанавливает обязанность уполномоченной кредитной организации по внесению сведений: о каждом открытии отдельного счета; о его закрытии или изменении реквизитов; об участниках расчетов, произведенных в рамках оборонзаказа; о произведенных перечислениях, в том числе о документах, ставших основанием для проведения расчетов; в единую информационную систему государственного оборонного заказа (ЕИСГОЗ). Указанная выше информация должна быть передана в течение 1-го рабочего дня с момента совершения действия. Порядок предоставления сведений установлен указанием Банка России от 15 июля 2015 г. № 3733-У «О порядке представления уполномоченным банком сведений в единую информационную систему государственного оборонного заказа». Таким образом, открытие и закрытие спецсчетов находится под контролем, и незаметно это сделать не получится.

Например, Верховный Суд Росси отказал обществу-банкроту в иске о расторжении договоров банковского счета и закрытии специальных счетов, предназначенных для расчетов по гособоронзаказу.

Определение ВС РФ от 03.12.2018 № 303-ЭС18-10508

К отношениям по ведению таких счетов применяется Закон № 275-ФЗ, а не ГК РФ и Закон о банкротстве. Выводы судов об обратном ошибочны.

Кредиторы исполнителя гособоронзаказа, расчеты с которыми не относятся к операциям, допускаемым Законом № 275-ФЗ, не могут рассчитывать на удовлетворение их требований за счет средств, выделенных на такой заказ. Причем обособление этих средств сохраняется и при банкротстве их получателя.

В ходе конкурсного производства названные спецсчета нельзя закрыть автоматически. Оставшиеся на них средства расходуются для удовлетворения требований только тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает установленные Законом ограничения.

Если же денежных средств на спецсчетах недостаточно для удовлетворения всех разрешенных Законом № 275-ФЗ требований, то они погашаются с учетом очередности, предусмотренной Законом о банкротстве.

Поскольку в рассматриваемом случае спорные договоры банковского счета заключены обществом в соответствии с Законом 275-ФЗ, у судов не имелось оснований для удовлетворения иска конкурсного управляющего. В ходе конкурсного производства отдельные счета не подлежат автоматическому закрытию. Расходование оставшихся на этих счетах денежных средств по-прежнему осуществляется в целях удовлетворения требований лишь тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает ограничения, установленные ст. 8.3 и 8.4 Закона об оборонном заказе. При недостаточности денежных средств на особых счетах для удовлетворения всех разрешенных Законом об оборонном заказе требований их погашение производится конкурсным управляющим с учетом очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве2.

Статьями 8.3, 8.4. Закона № 275-ФЗ закреплен режим использования отдельного счета, предусматривающего запрет исполнения исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих:

• перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

• перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;

• взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.

Список закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

На первый взгляд, кажется, что Закон № 275-ФЗ ограничивает исполнение листов, а арест только обеспечивает будущее исполнение, соответственно, такое действие пристава-исполнителя является законным и не ограничивается Законом № 275-ФЗ. Ведь позднее ограничения будут сняты, прибыль на счете останется и будет возможно исполнить лист. Тем не менее, арест счета блокирует движение всех денежных средств по счету.

В одном из постановлений Арбитражного суда Московского округа суд косвенно высказался о том, что ограничения использования отдельного счета будут сняты после полного исполнения оборонного заказа, и только тогда у службы судебных приставов будет возможность наложить арест на такой счет3.

Из сказанного следует вывод, что обращение взыскания денежных средств, находящихся на отдельном счете, арест счета в пользу кредитора – организации до снятия ограничений режима использования отдельного счета противоречит п. 9 ст. 8.4. Закона № 275-ФЗ.

Следует отметить, что ФАС России является уполномоченным государственным органом на обращение в суд при нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа.

Так, в одном из дел суд удовлетворил заявление ФАС России и взыскал в доход федерального бюджета сумму причиненного Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа с предприятия – Исполнителя. Как следует из судебного дела Рособоронзаказ провел проверку Исполнителя, в ходе которой установил, что Исполнитель часть средств на выполнение гособоронзаказа получил неправомерно, по следующим причинам:

• Исполнителем в себестоимость работ были включены необоснованные и документально не подтвержденные затраты.

• Исполнителем была завышена трудоемкость и средняя заработная плата при определении затрат по статье «Затраты на оплату труда работников занятых в создании научно-технической продукции».

• Исполнителем не соблюдалась пропорция при отнесении расходов на статью «Накладные расходы».

На основании проведенной проверки Рособоронзаказ выдал Исполнителю гособоронзаказа Предписание «О возврате денежных средств», которое Исполнитель попытался обжаловать в вышестоящих инстанциях.

Затем в дело вмешалась ФАС России, известив Исполнителя о необходимости представления документального подтверждения выполнения предписания Рособоронзаказа, а также о намерении уже ФАС России обратиться в суд.

Исполнитель ответил о несогласии с предписанием и указал, что ФАС России не обладает полномочиями для обращения в Арбитражный суд с иском о взыскании ущерба причиненному Российской Федерации вследствие нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа, так как иски по государственному контракту должны предъявляться Заказчиком.

Так как источником неправомерно полученных денежных средств явились бюджетные ассигнования из федерального бюджета, то Российской Федерации, был причинен ущерб и именно ФАС РФ является уполномоченным государственным органом на обращение в суд.

Суд установил, что обстоятельство, что тот факт, что ФАС России не является стороной контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа, не означает об отсутствие у ФАС России права на обращение с иском в суд, поскольку в указанном случае государственный орган обеспечивает защиту публичных интересов Российской Федерации в порядке, установленным Законом о государственном оборонном заказе4.

Таким образом, следует сказать, что применение спецсчета при осуществлении госзакупок является необходимостью, особенно при осуществлении гособоронзаказа.

Специальный счет представляет собой целевой расчетный счет, открываемый и обслуживаемый банками на основании требований и положений, установленных законом.

Целью установления спецсчетов является обеспечение прозрачности и защиты взаимных расчетов между сторонами сделки, защита информации, контроль над целевым использованием бюджетных средств. Исполнитель, как уже говорилось выше, может открыть его заранее в одном из уполномоченных банков.

— определение порядка возмещения расходов (затрат) на формирование запасов в случаях, когда эти запасы сформированы либо документы об их формировании подготовлены после заключения государственного контракта; — установление возможности продления срока исполнения предписания, выданного по результатам проведения ФАС России проверок соблюдения законодательства в сфере государственного оборонного заказа исполнения предписания, выданного по результатам проведения ФАС России проверок соблюдения законодательства в сфере государственного оборонного заказа; — установление возможности (определение порядка) закрытия отдельного счета исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу, после исполнении контракта, не ожидая исполнения головным исполнителем государственного контракта по государственному оборонному заказу; — установление возможности (определение порядка) перечисления прибыли исполнителям, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, после исполнения очередного этапа контракта; -установление единых подходов к обеспечению исполнения государственных контрактов при осуществлении банковского и казначейского сопровождения по государственному оборонному заказу.