Специальность стоматология общей практики

Казалось бы, если состояние зубов и полости рта не внушает беспокойства, зачем посещать стоматолога? Однако, даже самое качественное лечение не имеет вечного эффекта. Чтобы дольше сохранить зубы здоровыми, о них необходимо заботиться. Причем несколько раз в год профилактические мероприятия необходимо проводить с помощью профессионала.

В 1843 году в США зародилось стоматолого-гигиеническое движение: стоматологи стали поручать своим ассистентам проведение необходимых процедур по защите полости рта пациентов. Так выделилась самостоятельная профессия стоматологического гигиениста. Благодаря этому заболевания кариесом у населения снизилось на 60%.

В России эта специальность была введена в 2001 году. Хотя еще в начале ХХ века в Российской Империи при зубоврачебном союзе была организована секция общественной гигиены полости рта. Однако ее работа не получила развития.

Несмотря на то, что профессия стоматологического гигиениста имеет большое значение для поддержания здоровья зубов, в некоторых европейских странах ее до сих пор не существует – это Австрия, Бельгия, Греция, Франция.

В настоящее время, профессия Гигиениста стоматологического считается очень востребованной на рынке труда. Многие фирмы и многие предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах в этой области, потому как отрасль развивается быстро, а специалисты еще только получают образование.

Профессиональная гигиена полости рта – это комплекс профилактических мероприятий, направленных на оздоровление органов и тканей полости рта, профилактику возникновения и прогрессирования стоматологических заболеваний.

Стоматологический гигиенист должен владеть современными методами организации и проведения профилактических и гигиенических мероприятий. Он может работать как помощник стоматолога, так и самостоятельно.

Прежде, чем приступить непосредственно к чистке зубов пациента, гигиенист проводит обследование, оценивает общее состояние полости рта, проверяет на наличие признаков стоматологических заболеваний. На этой стадии он наносит на зубы пациента красящие растворы, которые выявляют наличие зубного налета и кариеса.

Затем, в зависимости от результатов предварительного обследования врач снимает зубные отложения и удаляет зубной камень с помощью ультразвука, порошково-струйного аппарата или механических инструментов. Гигиенист полирует зубы специальными пастами, а также может покрыть зубы фтористым лаком или гелем для укрепления эмали.

Одной из важнейших составляющих деятельности стоматологического гигиениста является профилактическая работа, особенно с детьми. Он обучает пациентов гигиене полости рта, помогает отработать правильные приемы чистки зубов на специальных стоматологических муляжах. Этот специалист всегда в курсе последних новинок рынка гигиенических средств, поэтому может порекомендовать подходящую зубную пасту, щетки или ополаскиватели.

Работая с пациентом, гигиенист надевает средства индивидуальной защиты: одноразовые маску и перчатки, защитные очки.

Представители профессии Гигиениста стоматологического действительно редки в наше время. Не каждый решится стать Гигиенистом стоматологическим. На специалистов в этой области наблюдается высокий спрос среди работодателей, поэтому профессия Гигиениста стоматологического вправе называться редкой профессией.

Стоматологический гигиенист проводит профилактику заболеваний полости рта и зубов и выявляет признаки этих заболеваний. Проводя первичный осмотр, он должен оценить гигиену полости рта, состояние тканей. Исходя из полученных после осмотра сведений и в зависимости от возраста пациента, гигиенист подбирает индивидуальные средства гигиены и приступает к необходимым процедурам. Он должен знать, в каких случаях лучше применять те или иные стоматологические инструменты и соблюдать правила работы с ними. Кроме этого он должен уметь оказать первую медицинскую помощь.

Если гигиенист является помощником врача стоматолога, то должен выполнять все его поручения.

В обязанности стоматологического гигиениста входит также проведение мероприятий по обучению навыкам ухода за полостью рта и по пропаганде здорового образа жизни.

Профессия стоматолога-гигиениста становится более востребованной, потому что уход за зубами сейчас считается не только необходимостью, но и элементом культуры.

Гигиенист работает с людьми, поэтому он должен уметь общаться, находить подход к каждому клиенту и быть доброжелательным. Эта профессия требует спокойствии я и терпеливости. Твердая рука, хорошее зрение, координация движений и внимательность необходимы при использовании профессиональных приборов и инструментов. Любое неловкое движение может навредить пациенту.

Если вы поступали в медицинский университет на стоматологический факультет, то уже заранее выбрали, кем работать. Давайте рассмотрим, что же вас ждет во время обучения после окончания медуниверситета.

Условия поступления и экзамены

На учебу принимаются бакалавры, окончившие высшее медицинское учреждение по специальности стоматология. Какие предметы сдавать для поступления? Ответ на этот вопрос можно получить на кафедре стоматологии общей практики.

Будущая профессия

Понятно, что стоматолог занимается заболеваниями полости рта. Сюда входят патологии зубов и околозубных тканей (пародонта). Окончив специальность 31.08.72 стоматология общей практики (ординатура) врач может не только пломбировать или удалять зубы, но и устранять более сложные проблемы. В компетенцию этого специалиста входит лечение кариеса, пульпита, пародонтита, установка пломб и реставрация зубов (установка мостов и коронок).

В некоторых случаях специалисту придется получить дополнительное образование, чтобы освоить более узкую профессию (хирургия, ортодонтия, пародонтология).

Куда поступить

Получить сертификат стоматолога можно во всех вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Для обучения можно выбрать такие вузы:

  • Московский государственный медико-стоматологический университет;
  • Дагестанский медицинский стоматологический институт;
  • Государственный медицинский университет в Новосибирске;
  • Государственный медицинский университет в Рязани;
  • Государственный медицинский университет в Красноярске.

Сроки и формы обучения

Для обучения на стоматолога общей практики отводится 2 года. Обучение проходит в очной форме.

Основные изучаемые предметы в ходе обучения по специальности

Для того чтобы заниматься самостоятельной профессиональной деятельностью, стоматолог должен освоить следующие теоретические вопросы:

  • организация стоматологической помощи;
  • анатомия челюстно-лицевой области;
  • способы обследования стоматологических больных;
  • обезболивание и оказание неотложной помощи при осложнениях анестезии;
  • кариес;
  • пломбировочные и реставрационные материалы;
  • болезни пульпы;
  • патологии периодонта;
  • некариозные поражения зубов;
  • заболевания слизистой полости рта и губ;
  • ортопедическая стоматология.

Приобретаемые навыки и умения

Что же должен уметь специалист после окончания ординатуры?

  • выполнять основные врачебные диагностические, инструментальные методы исследования (термодиагностика, электроодонтометрия, люминисцентная диагностика, определение пародонтальных индексов);
  • устанавливать развернутый клинический диагноз пациентам с заболеваниями пульпы зуба и периодонта на основании международной классификации болезней;
  • выполнять основные и дополнительные врачебные диагностические, инструментальные методы исследования.

Кроме этого, врачи должны освоить навыки работы на стоматологических установках, с эндомотором, повышающим и понижающим наконечником, с апекслокатором, радиовизиографом, с ультразвуковыми аппаратами.

Для лечебной деятельности ординаторы должны владеть алгоритмами лечения пациентов с заболеванием твердой ткани зуба, пульпы, пародонта и слизистой оболочки ротовой полости. Также следует освоить мануальные навыки и техники проведения лечения заболеваний твердых тканей зубов, пульпы, периодонта, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

Перспективы трудоустройства

После окончания учебы специалист получает квалификацию стоматолога общей практики.

Однако эта широкая специальность может быть заменена более узкой (при получении соответствующего сертификата), а именно стоматолог-хирург, ортопед или пародонтолог. Также можно практиковать в таком направлении, как детская стоматология.

Преимущества обучения в аспирантуре

После сдачи экзаменов специалист может поступить в аспирантуру. Преимущества этого следующие:

  • аспирант продолжает совершенствовать свои навыки и изучать новые способы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний;
  • специалист занимается написанием научных работ и статей;
  • аспирант получает большую зарплату, чем доктор без аспирантуры;
  • врач публикуется в научных журналах, посещает конференции, проводит собственные исследования.

Таким образом, аспирантура подходит тем, кого интересует исследовательская работа.

Результаты

Важными разделами оценки полученных знаний и компетенций на этапе дополнительного профессионального образования и аккредитации врачей-стоматологов являются освоенные ими за период обучения или проф.переподготовки теоретические знания и мануальные навыки в рамках выполняемых врачом трудовых функций. Если мануальные навыки (умения) можно оценить с использованием стоматологических симуляторов, то знания — только в результате собеседования или тестирования. Как правило, подавляющее число тестов, используемых в образовательном процессе, предназначены для проверки знаний на уровне воспроизведения или понимания и реже на уровне возможности применения знаний для выполнения профессиональных функций. Основным недостатком такого построения тестов является их отрыв от той или иной ситуации, которая встречается в практической деятельности. Изолированное тестовое задание может указать только на пассивное знание одного лечебного (диагностического и пр.) действия, в то время как диагностика или лечение — это сумма последовательных действий. При оценке результата такого тестирования приходится ориентироваться на владение врача отдельными знаниями или умениями вне контекста их использования в клиническом действии (диагностике, лечении и пр.) т.е. они не показывают уровень развития профессиональных компетенций, способность выполнять профессиональные функции в рамках своей специальности.
«Контрольно-измерительные материалы оценки сформированных компетенций врача — стоматолога», разработанные сотрудниками кафедры стоматологии ФГБОУ ДПО РМАНПО включают в себя учебно-производственные задачи (тестовые ситуационные задания), построенные по принципу тестового контроля ситуации («кейс стади»).
Целью тестирования с использованием разработанных нами заданий является оценка сформированных компетенций врача-стоматолога. В связи с этим привязка учебно-производственной задачи к конкретной смоделированной клинической ситуации (или ситуациям) позволяет получить достаточно достоверные представления о т.н. «клиническом мышлении» врача, его способности проводить анализ исходных данных и правильному, последовательному выбору действий для решения диагностической, прогностической или лечебной задачи.
Учебно-производственные задания составлены в соответствие с профессиональными компетенциями и профессиональными функциями стандарта «врач-стоматолог» (Приказ Минтруда РФ от 10.05.2016 №227н, зарегистрированный в Минюсте РФ 02.06.2016 №42399), ФГОС по специальности 31.08.72 «Стоматология» (Приказ Минобрнауки России от 26.08.2014 №1115 с изменениями от 2017 Г.).
При составлении теста использована схема построения учебно-производственных заданий в виде клинической (ситуационной) или организационной задачи и 10 последовательных элементов, отражающих основные профессиональные компетенции врача-стоматолога общей практики. Задания включают элементы как фундаментальных знаний, анатомии, физиологии, этиологии и патогенеза заболевания, так и отдельных методик и алгоритма диагностики, лечения и профилактики изложенного в вводной части задания состояния. Для оценки базовых знаний, имеющих прикладной характер в деятельности врача–стоматолога мы ввели в тестовое задание отдельные элементы посвященные фундаментальным вопросам. Ряд учебно-производственных заданий посвящен вопросам организации стоматологической помощи в России, вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
База включает в себя 10 разделов, входящих в перечень необходимых трудовых функций и компетенций врача-стоматолога практики. В каждом разделе имеются учебно-производственные задания по основным заболеваниям, с которыми приходится сталкиваться врачу. При оценке знаний испытуемый должен получать по одному, произвольно выбранному учебно-производственному заданию, включающему 10 элементов, из каждого раздела, т.е. всего 100 элементов (как и в традиционном тестировании). При этом само построение элементов учебно-производственные задания соответствует принятым нормативам и общепринятым формам, поэтому не будут являться для испытуемого неожиданными.
Одним из трудных моментов любого блока тестовых заданий является неравнозначность трудности или значимости того или иного вопроса. Назначение нормы трудности можно осуществлять исходя из принадлежности задания основному и дополнительному материалам (уровень значимости). Если тестовое задание раскрывает базовое понятие, то такое задание можно считать простым, если же тестовое задание принадлежит к дополнительному материалу, то его можно считать сложным.
Объем материала, его последовательность и полноценная визуализация позволяет использовать разработанный тест не только для аудиторного контроля, но и для дистанционной оценки компетенций врачей-стоматологов. Банк таких учебно-производственных заданий достаточно легко может быть дополнен и при необходимости может быть использован и в процессе обучения в виде традиционного анализа клинической ситуации («кейс-стади»). Подготовку к ситуационному тестированию можно проводить с использованием классического кейс задания и его анализа на семинарах и практических занятиях с активным привлечением слушателей к реализации такого «кейса». В этом случае их целесообразно дополнять мануальными заданиями на симуляторах.
Представленные контрольно-измерительные материалы позволяют оценить как общемедицинские и фундаментальные вопросы, так и специальные, т.е. оценить его способность правильно интерпретировать симптоматику заболевания, проводить последовательно (поэтапно) лечение. Оценить так называемое «клиническое мышление». Построение тестового контроля по принципу оценки профессиональных компетенций и основных трудовых функций позволяет более объективно определить подготовку врача, по сравнению с использованием традиционного тестового контроля с набором заданий на знания.