Специальность 061100

Важную роль при использовании интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров играет такой интерактивный метод как дискуссия — форма познавательной деятельности, в которой субъекты образовательного процесса целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.

Дискуссию целесообразно использовать в обсуждении проблем, имеющих комплексный междисциплинарный характер.

Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы. Как правило, они имеют профессиональную направленность.

На основе рассматриваемых элементов сформулируем следующую компетентную структуру в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования с использованием интерактивных средств обучения: мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочный.

Мотивационный компонент определяет готовность и интерес к работе с интерактивными средствами обучения, постановку и осознание целей информационной деятельности будущих бакалавров.

Когнитивный компонент определяет наличие информационных знаний, умений и навыков и способность применять их в профессиональной детальности, умение анализировать, классифицировать и систематизировать программные и аппаратные средства интерактивных технологий;

Деятельностный компонент определяет эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение интерактивных средств обучения на практике, постоянное совершенствование способов их применения.

Оценочный компонент обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию на основе анализа своей деятельности.

Библиографический список

Обобщённо характеристику готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения представляем по следующим уровням: начальный, базовый (репродуктивный), поисковый и творческий.

По всем уровням представлены показатели, показывающие роль и место интерактивных средств обучения в подготовке будущих бакалавров педагогического образования.

Последней составляющей нашей модели является результат — сформированость готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения.

В ходе экспериментального исследования мы проанализировали изменения по отдельным критериям, характеризующим уровень использования интерактивных средств обучения: знания в области информатики (практические навыки, содержание и объем интерактивных знаний), опыт в решении информационных задач, соотношение творческого подхода использовании интерактивных средств обучения.

Полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в практике организации учебного процесса с использованием интерактивных средств обучения в вузе при преподавании дисциплин «Физиология человека» и «Лечебная физическая культура и массаж» на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности при Дагестанском государственном педагогическом университете. Подобные исследования могут способствовать формированию базы знаний, которая позволит разработать и улучшить программу и учебный процесс с использованием интерактивных средств обучения.

Разработанная нами модель и программное методическое обеспечение способствует эффективности учебного процесса любого образовательного учреждения.

1. Малый энциклопедический словарь: в 4-х т. Москва, 1997.

2. Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 102 — 104.

3. Везиров Т.Г. Электронные образовательные ресурсы в развитии ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 112 — 114.

4. Худовердова С.А. Модель информационного обеспечения инноваций в образовании. Стандарты и мониторинг в образовании. 2014; Т. 2; № 3: 55 — 58.

5. Худовердова С.А., Агибова И.М. Информационно-образовательная среда вуза как средство формирования информационной культуры будущего педагога. Информатика и образование. 2012; 9: 107 — 109.

Referenœs

1. Malyj ‘enciklopedicheskij slovar’: v 4-h t. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 04.11.15

УДК 378

Shapieva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, Dagestan State Institute of National

Economy (Russia), E-mail: aschap76@mail.ru

Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technology of Vocational

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Training, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: papanesh@mail.ru

Alieva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Training,

Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

Key words: training requirements, manager of education, professional quality.

П.К. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: papanesh@mail.ru

Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: rukisha@bk.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье выявлен ряд профессиональных требований к личности менеджера образовательного учреждения, таких как: коммуникативность, деликатность, умение поддерживать нужные контакты и связи, лидерство, владение основами и командными методами, свободное лавирование стилем, компетентность, знание и понимание профессиональных задач и пути их решения, владение компетентно ставить тактические и стратегические цели и др. В современных условиях к руководителю предъявляется требование к знанию собственного дела, умению эффективно добиваться поставленных целей, но с наименьшими затратами, владению высокого образовательного уровня и высокой профессиональной квалификации. Менеджер образования должен быть готов идти на компромиссы, которые обеспечивают наименьшие потери.

Ключевые слова: требования к профессиональной подготовке, менеджер образования, профессиональные качества.

Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс ставит новые задачи перед менеджерами образовательных учреждений: умение видеть перспективу развития образовательного учреждения, его структур и образовательного процесса, прогнозировать внедрение инноваций в рамках собственного развития, строить взаимовыгодные отношения с другими социальными институтами и т. д. Эффективное решение поставленных задач возможно при условии целенаправленной профессиональной подготовки менеджеров образования, внедрения технологий инновационного типа, тесного взаимодействия управленца учреждения с педагогами, способных к самостоятельной проектной деятельности, реализации инноваций в общеобразовательном процессе.

Современные требования к менеджеру образования необходимо рассматривать через призму семи классических компонентов управленческой деятельности, к которым относятся: диагностический, прогностический, проектировочный, организаторский, коммуникативный, мотивационно-стимулирующий и гностический. Поскольку менеджер образования — это руководитель, способный выполнять функции директора, управляющего, поэтому главные признаки, характеризующие его работу, будут следующие: менеджер образования должен иметь среди своих помощников одного или двух заместителей, в зависимости от масштаба и коллектива сотрудников; он наделён определёнными полномочиями; менеджер берет на себя ответственность за все результаты деятельности организации и результаты принятых решений; менеджер — это сотрудник, занимающий руководящую должность в образовательном учреждении. Вместе с тем, он может быть как владельцем либо совладельцем учреждения, частного вуза, либо наемным работником. Известно, что среди требований к менеджеру образовательными учреждениями ВПО различают требования к его личностным качествам и функциональным требованиям.

В управленческой науке достаточно исследований, посвя-щённых набору и моделям качеств менеджера образования, отвечающим задачам, характеру образовательного учреждения. Достаточно распространенной является квалификационную модель руководителя образовательного учреждения, созданная Я.В. Михайловым . Суть его модели качеств заключается в трёхуровневом наборе требований к менеджеру. Первый уровень — требования, характеризующие функциональное содержание менеджмента. Следующий уровень содержит важные требования, характеризующие обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям. Третий уровень включает требования меньшей значимости по отношению к основным требованиям.

К функциональным требованиям менеджера образования можно отнести: коммуникативность — умение понять психические свойства и состояние окружающих людей, своих сотрудников; такт и деликатность — умение найти необходимую у форму коммуникации, умение поддерживать нужные контакты и связи, способность организовывать личные и трудовые взаимодействия, налаживать контроль; лидерство — умение понять желание и чаяния сотрудников, отстаивать их интересы перед вышестоящим начальством; способность отвечать за свои решения и брать от-

ветственность на себя, уметь влиять на окружающих и входить в доверие; владение основами и командными методами современного образовательного менеджмента, способность применять их в практике образовательного учреждения, квалифицированный и компетентный выбор стиля руководства подчиненными, свободное лавирование стилем, способность оперативно организовывать образовательный процесс учреждения и самостоятельное принятие решений; компетентность — знание и понимание профессиональных задач и пути их решения, владение нормативно-правовой базой образовательного учреждения и трудового законодательства; умение прогнозировать развитие событий, компетентно ставить тактические и стратегические цели.

На эффективность и оптимальное управление менеджера образования влияют его способность управлять собой, чётко сформулированные личные ценности; целеустремленность и систематический профессиональный рост, способность и умение решать проблемы в нестандартных ситуациях; креативность и изобретательность, способность к владению инновационными технологиям, владение современными командными методами и управленческими подходами в менеджменте; умение работать в команде и формировать эффективные рабочие и педагогические команды; способность к обучению и умение обучать собственных сотрудников.

По мнению В.М. Шепеля, к органичным задаткам менеджера можно отнести: уравновешенность, активность, общительность, умение адаптации. К нравственным задаткам автор отнёс демонстрацию справедливости в отношениях с членами коллектива, скромность, чувство ответственности, принципиальность. Среди волевых качеств менеджера им были отмечены: напористость, решительность в действиях, энергичность, сдержанность, дисциплинированность. К профессиональным качествам были отнесены: цельность и целеустремленность, оптимальная работоспособность, инициативность и активность, организованность, самостоятельность. К организаторским умениям менеджера учёный отнес умение понимать и оценить людей, устанавливать деловые добрые отношения, постоянно находиться в поиске инновационных форм и методов управления, качественно организовывать работу коллектива и принимать грамотные компетентные решения .

Современный менеджер образования — это руководитель людьми и образовательным учреждением, который выполняет поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем. Поскольку главная задача менеджмента — это достижение поставленной цели, то важно квалифицированно и компетентно её определить. Сложно грамотно управлять людьми, если и менеджеру и подчинённым цели не понятны. После нахождения и постановки цели идет этап планирования и определения пути достижения цели. По мнению Э.А. Уткина, которое он выразил в книге «История менеджмента», «на этом этапе важная задача менеджера — это так организовать работу, чтобы появились побудительные стимулы для сотрудников, при которых возникает желание работать слаженно, эффективно, содействовать достижению конечным целям учреждения». .

Поэтому среди требований к подготовке менеджера важным является умение мотивировать подчинённых, стараться

затронуть их личные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе профессиональных задач. Важный приём менеджмента — умение во взаимодействии с подчинёнными сочетать свободу и строгую дисциплину, что означает, с одной стороны, жёсткое управление организацией, с другой — самостоятельность и автономия индивида. Другое важное требование к профессиональной подготовке менеджера — это знания, которые должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе педагогической практики. Причём, чем больше организация, тем большим общим запасом знаний современный менеджер должен владеть. Менеджеру важно владеть и организаторскими способностями, поскольку менеджмент учреждением заключается в руководстве коллективом и его подразделений. Оперативный менеджмент включает умение менеджера быстро найти и принять правильное решение ситуативных нестандартных задач, которые постоянно возникают в процессе работы организации. Вялое, медлительное решение возникающих вопросов может привести к нарушению нормального ритма и хода учреждения. Сформированные организаторские способности позволят менеджерам образования создавать и поддерживать в коллективе сознательную дисциплину, без которой никакое учреждение нормально работать не способно. Сознательная дисциплина формируется в коллективе справедливой требовательностью, умением убеждать сотрудников, мотивированием их к деятельности, добрым отношением к окружающим, а также личным примером администрации, которая базируется на взаимном уважении подчиненных и менеджера. Важным в профессиональной подготовке менеджера является сформированная эмпатия, знание и понимание своих сотрудников, умение правильно оценивать

Библиографический список

способности работников, желание прислушиваться к мнению и рекомендациям сотрудников, поддерживать их инициативу и креативность. Эффективный менеджмент во многом обусловлен аналитическими способностями менеджера, лояльностью в отношениях с людьми, высокой ответственностью к работе, креативностью и инициативностью. Различают такие черты характера менеджера как его «внешние данные», к которым относят — тактичность, сдержанность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самообладание и т. д. Данные личные качества менеджера образования позволят ему завоевать авторитет среди сотрудников, что является первым условием для эффективного менеджмента организацией. Для подготовки современного менеджера необходимо использовать современные образовательные технологии, основанные на компе-тентностном подходе

Таким образом, в современных условиях к руководителю предъявляется требование к знанию им собственного дела, умению эффективно добиваться поставленных целей, но с наименьшими затратами, к владению высоким образовательным уровнем и высокой профессиональной квалификацией. Наряду этим, современный менеджер образования должен хорошо знать русский язык и владеть английским языком, понимать обстановку в мире образования, хорошо владеть современными компьютерными технологиями и уметь использовать современные поисковые программы. Нельзя пренебрегать такими требованиями как обязательная опрятность и обходительность современного менеджера с сотрудниками учреждения, проявление благожелательности к ним, доверия, открытости и отзывчивости. Менеджер образования должен быть готов идти на компромиссы, которые обеспечивают наименьшие потери.

1. Михайлов Я.В. Эффективный менеджмент: учебно-практическое пособие Москва, 2011.

2. Шепель В.М. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2004.

3. Уткин Э.А. История менеджмента. Концепция централизма и демократии в российской истории хозяйствования 20-30-х годов. Кадровый менеджмент. 2005; 8: 44 — 48.

Referencеs

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Mihajlov Ya.V. ‘Effektivnyjmenedzhment: uchebno-prakticheskoe posobie Moskva, 2011.

2. Shepel’ V.M. Kommunikacionnyjmenedzhment: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2004.

Статья поступила в редакцию 07.11.15

УДК 378

Shatalova N.P., Cand. of Sciences (Physics and Mathematics), Professor, Department of Mathematics, Computer Studies and

Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
17 марта 2000 года
В.Д.ШАДРИКОВ
Номер государственной
регистрации
234 эк/сп
Вводится
с даты утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 061100 — МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
КВАЛИФИКАЦИЯ — МЕНЕДЖЕР
1. Общая характеристика специальности
061100 — Менеджмент организации
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Нормативный срок освоения образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения — 5 лет; квалификация — менеджер.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности менеджера — обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
1.3.3. Основные виды профессиональной деятельности.
Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:
— управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.
1.4. Менеджер может продолжить образование в аспирантуре по специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством», а также освоить различные образовательно-профессиональные программы по экономике, менеджменту и маркетингу в послевузовской образовательной системе.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента — среднее полное (общее) образование, среднее специальное образование. Для образовательной программы второго образования — высшее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к образовательной программе подготовки
выпускника по специальности «Менеджмент организации»
3.1. Образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основе настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, методическое обеспечение образовательного процесса (программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, основную учебную литературу, методические рекомендации по видам занятий), обеспечение образовательного процесса профессорско-преподавательским составом.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС — дисциплины специализации;
ФТД — факультативы, а также итоговую государственную аттестацию.
Учебный план должен быть структурирован по циклам и компонентам образовательной программы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента образовательной программы подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания образовательной программы по специальности
061100 — Менеджмент организации
———T———————————————T———¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦ Всего ¦
¦ ¦ дидактические единицы ¦часов на ¦
¦ ¦ ¦освоение ¦
¦ ¦ ¦учебного ¦
¦ ¦ ¦материала¦
+———+———————————————+———+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+———+———————————————+———+
¦ГСЭ ¦ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ¦1800 ¦
¦ ¦ДИСЦИПЛИНЫ ¦ ¦
+———+———————————————+———+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+———+———————————————+———+
¦ГСЭ.Ф.01¦ФИЛОСОФИЯ. ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности.¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах. Эстетические ¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии ¦ ¦
¦ ¦будущего ¦ ¦
+———+———————————————+———+
¦ ¦ ¦340 ¦
¦ ¦речи в изучаемом языке; ¦ ¦
¦ ¦основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении общего характера.¦ ¦
¦ ¦Основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально-¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+———+———————————————+———+
¦ГСЭ.Ф.03¦КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и «серединные» культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные процессы современности.¦ ¦
¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060500 — БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ. КВАЛИФИКАЦИЯ — ЭКОНОМИСТ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000) «
Постановления и Указы «