Социальный отчет

MetLife, Inc. – мировой провайдер услуг страхования жизни – опубликовал отчет по нефинансовой деятельности за 2016 год – Global Impact ( «Влияние в мировом масштабе»). В отчете говорится о деятельности компании MetLife в сфере корпоративной социальной ответственности по всему миру.

Стоит отметить, что компания MetLife стала признанным лидером в решении проблем охраны природы. В то же время компания продолжает оказывать первоклассные услуги своим клиентам и сотрудникам, расширяет доступ к финансовым услугам и улучшает качество жизни в странах, где ведется бизнес MetLife.

В частности, компания MetLife, Inc. имеет следующие признания:

• Награда Climate Leadership Award от Управления охраны окружающей среды США за успехи в сокращении выбросов парниковых газов;

• Расширение портфеля инвестиций, такие как инвестиции в возобновляемые источники энергии, доступные жилье и инфраструктуру на сумму более 36 млрд. Долларов. США; Включение компании MetLife в индекс устойчивости Доу Джонса, одного из важнейших показателей устойчивого развития;

• Сохранение одного из самых этнически и культурно разнообразных советов директоров среди компаний, входящих в перечень Fortune 500, по оценкам Deloitte и альянса Alliance for Board Diversity.

Кроме этого, MetLife и Фонд MetLife Foundation выделили 48 млн долл. США на гранты, в том числе и 30 млн долл. США для расширения доступа к финансовым услугам.

Председатель правления, президент и главный исполнительный директор MetLife, Inc. Стив Кандарян отметил, что инвесторы все больше внимания уделяют тому, насколько эффективно компании учитывают факторы защиты окружающей среды, социальной политики и внутрикорпоративных отношений. Сегодня эффективность работы компании в этих сферах часто рассматривается как показатель того, насколько хорошо осуществляется управление компанией в целом.

Достижения MetLife в сфере корпоративной социальной ответственности – это то, чем все мы можем гордиться.

Ознакомьтесь с отчетом MetLife, Inc. по нефинансовой деятельности за 2016 год по ссылке.

Социальная отчётность корпораций является важнейшей составляющей системы социальной ответственности бизнеса. В научной литературе нет общепринятого определения понятия «корпо­ративная социальная отчетность». В различных ис­следованиях рассматриваются такие категории, как «нефинансовая отчётность», «социально ответс­твенная отчётность», «социальная отчётность», «социальная и экологическая отчётность».

Распространение идей устойчивого развития компаний и необходимости следовать принципам корпоративной социальной ответственности при­вело к тому, что стандартная финансовая отчёт­ность перестала быть достаточной.

Социальный отчёт корпораций — это не просто свод количественных и качественных показате­лей их общественной деятельности. По нашему мнению, корпоративную социальную отчётность можно определить как сложную систему инфор­мации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы компании, но и любые другие социально значимые аспекты её деятель­ности, которые могут повлечь существенные пос­ледствия для самой компании, потребителей её продукции, акционеров, государственных орга­нов, контрагентов или каких-либо иных, связан­ных с ней групп общества.

Корпоративная социальная отчётность, вклю­чающая в себя достоверные и полные сведения об общественной деятельности корпораций, являет­ся важнейшим связующим звеном в цепи взаимо­действия бизнес-государство.

Начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, крупные мировые компании стали публиковать отчёты не только о финансовых, но и о нефинан­совых (социальных) итогах своей деятельности. В настоящее время такие отчёты составляют зару­бежные и российские бизнес-структуры.

В отношении компаний, которые придержива­ются принципов корпоративной социальной от­ветственности, возникает вопрос фиксирования результатов социальной, экологической и прочей активности в отчётности.

Вопрос необходимости для бизнеса ведения нефинансовой отчётности представляет собой до­статочно серьёзную проблему, так как проверить эмпирически влияние нефинансовой отчётности на деятельность компании крайне сложно. Одна­ко наиболее очевидная причинно-следственная связь, объясняющая значение ведения нефинан­совой отчетности состоит в том, что составление корпоративной социальной отчётности делает компанию более привлекательной для потребите­лей, повышая её открытость и, в конечном счёте, увеличивая рентабельность.

Предоставление подобной отчётности позво­ляет продемонстрировать, как заявленные компа­нией миссия, видение, стратегические цели реа­лизуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в отчёте.

Ключевым преимуществом отчётности явля­ется её доступность не только менеджменту, но и всем заинтересованным лицам, включая госу­дарственные органы. Бесспорно, корпоративная социальная отчетность улучшает имидж, репу­тацию, узнаваемость бренда компании для всех групп общества. Поскольку репутация складыва­ется из таких нематериальных активов, как дове­рие, надёжность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и ок­ружающую среду, то отказ от корпоративной со­циальной отчётности может оказать негативное влияние на стоимость компании.

Необходимо подчеркнуть, что государство яв­ляется одной из самых заинтересованных в подго­товке социальной отчётности корпораций сторон, получая, наряду с полезной информацией о соци­ально-экономической ситуации в стране, возмож­ность корректировать предстоящие затраты на со­циальные программы.

Естественно, что ведение нефинансовой от­чётности способствует и развитию отношений с инвесторами, в качестве которых зачастую вы­ступают государственные организации или струк­туры с государственным участием. Доступность информации не только о финансовой, но и об эко­номической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам провести тщательный ана­лиз рисков и увеличивает вероятность инвестиро­вания в компанию и её проекты.

В современной зарубежной практике социаль­ные отчёты корпоративных структур создаются не по произвольным программам, а в соответствии с международными стандартами, определяющими содержание отчёта, его структуру, порядок сбора данных и их обработки.

Подготовленные корпорациями в соответствии с международными стандартами социальные от­чёты отражают:

— цели их социальной политики;

— систему координации и управления её реа­лизации;

— общие показатели деятельности корпораций в части трудовых отношений, безопасности труда, охраны здоровья персонала, охраны и восстанов­ления окружающей среды, содержание социаль­ных программ по взаимоотношениям с внешними контрагентами.

В целом процедура составления финансового отчёта проходит ряд этапов, охватывающих пери­од в 12-14 месяцев.

Подготовка и публикация социальной отчёт­ности корпораций свидетельствует о том, что это не просто технические отчёты о проделанной со­циальной работе и осуществлённых затратах на благотворительность. Одновременно с составле­нием собственно отчёта проводится значительная работа по корректировке социальной деятельнос­ти корпорации на основе учёта ожиданий её дело­вых партнёров и других контрагентов.

По нашему мнению, публикация корпорация­ми социальной отчетности предоставляет им бла­гоприятные возможности для достижения важных целей.

Во-первых, компании, представляющие соци­альный отчёт, получают возможность узнать ожи­дания своих ключевых партнёров (в первую очередь — государства); обеспечить учёт этих ожиданий при корректировке социальных программ; показать в практической деятельности, что корпорация учи­тывает интересы своих деловых партнёров.

Во-вторых, процедура социальных отчётов даёт возможность корпорациям провести необхо­димые консультации с деловыми партнёрами, поз­воляющие найти компромиссные решения.

В-третьих, практика показывает, что социаль­ные отчёты корпораций создают для них ряд кон­курентных преимуществ, например, в борьбе за клиента.

Кроме того, такая отчётность вносит коррек­тивы и в сам процесс управления бизнесом: по­желания общества для компаний, использующих в своей деятельности социальную отчётность, становятся основой для принятия управленческих решений.

Вместе с тем, при всей очевидности положи­тельных последствий ведения нефинансовой от­чётности существуют и причины, тормозящие её воплощение в жизнь: это финансовые затраты, не­обходимые для её составления.

По мере развития системы социальной отчёт­ности обострился вопрос о критериях (стандар­тах), которым она должна соответствовать.

В настоящее время существует около 20 раз­личных стандартов нефинансовой отчётности. Наибольшее распространение получили четыре стандарта:

GRI (включает три основных элемента: эконо­мика предприятия, его социальная и экологичес­кая политика);

— AA10001 (направлен на упорядочение соци­альных инициатив компании и повышение их эф­фективности);

— SA 8000 (имеет определённый уклон в сто­рону трудовых отношений, устанавливая нормы ответственности работодателя в области условий

труда);

— ISO 14 000 (описывает социальную ответс­твенность корпорации в соблюдении экологичес­ких требований на производстве).

Социальная отчётность даёт конкретизирован­ное и структурированное представление о соци­ально ответственной деятельности бизнеса, включая и те её виды, которые не поддаются количест­венному измерению.

Таким образом, есть основания сделать вывод о том, что социальная отчётность, принятая к ре­ализации большинством крупных международ­ных корпораций и некоторыми, действующими в нашей стране, представляет собой многофунк­циональный процесс. При этом понятие отчёт, в его традиционном смысле, отражает лишь часть данного феномена. Конечно, социальный отчёт содержит количественные показатели о благотво­рительности и спонсорстве, о построенных боль­ницах и школах, домах престарелых, культурных программах и т.д. Однако специфика социально­го отчёта состоит в том, что анализирующим его должно быть понятно, почему именно этот соци­альный проект поддержала корпорация, как он связан с её социальной и общей стратегией, каким образом контролировалось финансирование. Дру­гими словами социальный отчёт, выполненный в соответствии с международными стандартами, предназначен для отражения взвешенной и от­ветственной социальной политики.

Значительное преимущество данного вида от­чёта корпораций состоит в том, что он предпола­гает в качестве обязательной, процедуру диалога руководителей компании с представителями ши­рокого круга заинтересованных в сотрудничестве с бизнесом сторон (прежде всего с представите­лями государственных структур). Это позволяет бизнесу располагать достаточно точной информа­цией об ожиданиях всех групп общества.

В нашей стране вопрос о необходимости со­циальной отчётности бизнеса активно дискути­руется в научных и деловых кругах, прессе. Хотя некоторые из крупнейших российских компаний составляют социальные отчёты, это, скорее, ис­ключение из общего правила. Для современного российского бизнеса публикация социальных от­чётов по международным стандартам не являет­ся обязательной. Однако существует несколько обстоятельств, связанных с деловой практикой, которые стимулируют российский бизнес к про­ведению социальных отчётов на основе междуна­родных стандартов. К ним относятся:

— необходимость привлечения стратегических зарубежных инвесторов. В этом случае социаль­ный отчёт, содержащий «имиджевые» характерис­тики компании (например, показатели экологичес­кой и в целом социальной устойчивости компа­нии), может существенно улучшить её позиции на переговорах;

— выход той или иной российской компании на международный фондовый рынок требует её от­крытости («прозрачности»). При этом факт публи­кации социального отчёта сам по себе свидетельс­твует об открытости компании и, соответственно, благоприятно воздействует на имидж корпорации, делая её более известной. Кроме того, отмеченные обстоятельства позитивно влияют на курс акций компании и, соответственно, её капитализацию;

— социальный отчёт является достаточно эф­фективным средством повышения качества уп­равления в компании, позволяя систематизировать реализуемые социальные программы.

Представляется, что по мере развития корпора­тивной социальной отчётности, неизбежно вста­нет вопрос о необходимости её унификации, о пе­реходе на единый, обязательный стандарт отчёта, основные параметры которого устроят все заинте­ресованные стороны, а публикация социального отчёта станет для компаний такой же обязатель­ной, как подготовка финансовой отчётности.

По нашему мнению, в качестве базовой мо­дели социальной отчётности российских кор­пораций целесообразно принять наиболее пол­ный и широко используемый в настоящее вре­мя стандарт GRI. Кроме того, применительно к нашей стране следует включить в структуру со­циального отчёта информацию о взаимоотноше­ниях компании с государственными органами.

В качестве первого шага по внедрению стандар- вопрос об установлении для крупных частных тов социальной отчётности в российскую практи- сырьевых российских компаний обязательной ку представляется целесообразным рассмотреть к представлению социальной отчётности, определив соответствующий орган государственной власти, ответственный за её принятие, обработку, аналитику и подтверждение (по примеру налого­вых органов, ответственных за аналогичные дейс­твия с финансовой отчётностью компаний).

Критериями необходимости предоставления отчётности могут являться величина выруч­ки компании за последние три года, доля част­ной собственности в общей структуре капитала, количество работающих на предприятии сот­рудников.

Учитывая изложенное, мероприятия по подго­товке компаниями социальной отчётности можно охарактеризовать как важнейший процесс, в рав­ной степени значимый как для российского бизне­са, так и для государства.

Одной из форм проявления корпоративной социальной ответственности является представление общественности социального отчета. Социальная ответственность бизнеса – это часть самого бизнеса, которая работает на устойчивость компании в будущем, путем координирования социально-экономических интересов корпораций (микроуровень) и потребностей страны, в которой она работает (макроуровень, уровень национальной экономики). Формы социального отчета применяются в корпорации на инициативных началах, основываясь на пожеланиях общества в отношении корпоративной деятельности, согласования решений с теми, на кого направлена деятельность корпораций или перед теми, кто оказывает влияние на наш бизнес. Это обусловлено современными требованиями к выбору компании не только по качеству продукции, но и по тому, как компания реализует себя в общественной жизни, в каких социально-значимых проектах она принимает участие, какие гражданские ценности она исповедует.

Содержание социального отчета и программы социальной отчетности формируются по разделам отношений с разными общественными группами (инвесторами, многочисленными клиентами, поставщиками, местными муниципальными и федеральными органами власти, представителями СМИ, общественными организациями и др.). Его главная особенность заключается в том, что мероприятия реализуются и представляются в отчете на основе общепринятых в мире стандартов АА 1000, разработанных Британским институтом по проблемам социально-этической ответственности. Целью процесса социальной отчетности, в отличие от других существующих стандартов в этой области, является внедрение в повседневную практику системы постоянного диалога с представителями групп или организаций, на которые компания может оказывать влияние или которые сами влияют на деятельность компании. Результатом социальной отчетности являются совместные решения и проекты, направленные на выполнение социальных программ участников. Главный принцип социальной отчетности – это прозрачность, достигаемая соответствием планируемых направлений деятельности законам страны (республики, субъекта федерации), и ее нормативам налогообложения и финансовой отчетности.

Высокая степень достоверности – необходимое условие эффективной отчетности по устойчивому развитию. Принцип достоверности информации лежит в основе всех многочисленных методов и подходов, которые использует бизнес-сообщество, формируя доверие к своей деятельности. Отсутствие общепринятого профессионального стандарта верификации отчетности значительно снижает результат применения индивидуальных подходов. Именно поэтому и сами организации, представляющие отчеты, и их заинтересованные стороны приходят к выводу, что надежная внешняя (независимая) верификация качества отчетности – ключ к повышению не только ее достоверности и эффективности, но и, в конечном счете, к улучшению показателей деятельности компании.

Стандарт верификации АА1000 – первая такая методика, которая, будучи открытой для всех желающих и не являясь чьей-либо собственностью, охватывает весь диапазон предоставляемой организацией отчетной информации и соответствующих показателей деятельности. Он основан на общепринятых методах верификации отчетности: финансовой, экологической, а также отчетности по качеству, – и объединяет ключевые теоретические положения с формирующейся практикой управления устойчивостью организации и отчетностью, включая практику составления и верификации отчетов.

Верификация – это метод, который с помощью ряда конкретных принципов и подходов позволяет оценить качество подготавливаемых организацией материалов, например, ее отчетов, а также существующих в организации систем, процессов и уровень компетентности, которые обеспечивают эффективность ее работы. Верификация предполагает, что результаты такой оценки будут открыты для широкой публики, что послужит для получателей отчета гарантией его достоверности.

Стандарт верификации АА1000 – это общеприменимый стандарт оценки отчетности организации по показателям ее устойчивого развития, а также оценки лежащих в его основе процессов, систем и уровня компетентности. Стандарт дает представление о ключевых элементах процесса верификации.

Стандарт верификации АА1000:

  • • охватывает весь диапазон показателей деятельности организации, т.е. показатели устойчивости;
  • • оценивает полноту понимания организацией показателей ее собственной деятельности и ее влияние на внешнюю среду, а также учитывает мнения об этом заинтересованных сторон;
  • • особо выделяет существенность содержания отчетности для заинтересованных сторон и точность раскрываемой информации, а также обращает внимание на политику организации и соблюдение обязательных норм;
  • • закладывает основу для публичных заявлений о соответствии, которые будут способствовать возрастанию доверия к публикуемым отчетам по обеспечению устойчивости;
  • • оценивает способность организации реагировать на запросы заинтересованных сторон и, тем самым, рассматривает отчетность как часть постоянного взаимодействия с ними;
  • • учитывает не только текущее состояние дел, но и возможное изменение ситуации, т.е. не только то, как организация выполняет заявленную политику и достигает поставленных целей, но и то, насколько она способна соответствовать будущим стандартам и ожиданиям;
  • • поддерживает и объединяет различные подходы к верификации качества, в которых задействованы многочисленные верифицирующие организации, подходы и стандарты, и в том числе обеспечивает соответствие стандартам GRI («Рекомендациям по отчетности устойчивого развития»), предложенным Глобальной инициативой по отчетности; применим к организациям различных видов и размеров, может использоваться верифицирующими организациями в разных географических, культурных и социальных условиях;
  • • требует от верифицирующей организации подтверждения ее компетентности и предоставления информации о характере отношений с отчитывающейся организацией (т.е. клиентом).

Таким образом, социально ответственные субъекты предпринимательства получают весомые экономические преимущества, обусловленные повышением конкурентоспособности товарного знака и ростом инвестиционной привлекательности компании, расширением возможностей привлечения квалифицированных кадров (повышением конкурентоспособности на рынке труда).

Процедурные механизмы корпоративной социальной ответственности реализуются не только в различных формах (табл. 22.1) и закрепляются в виде законов Российской Федерации, законов субъектов России или региональных нормативных и правовых актов. Например, Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Φ3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закон Тюменской области от 25 июля 1997 г. № 104 «О социальном заказе в Тюменской (Пермской, Иркутской) области»; Закон г. Москвы от 12 июля 2006 г. № 38 «О взаимодействии органов власти г. Москвы с негосударственными некоммерческими организациями (ННКО)» и др.

Механизм взаимодействия ННКО и власти – это совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ (проектов, акций), которая встроена в схему функционирования социальной сферы па данной территории, направлена на решение социально-значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участия создателей.

Таблица 22.1

Инновационные механизмы межсекторного социального взаимодействия HHKO и власти

Наименование

Стандарты КСО как методические ориентиры при выработке политики и формировании отчетности по КСО российских компаний.

Понимание и принятие на себя социальной ответственности — этический принцип, которому следуют исходя из моральных норм субъекты, принимающие решения. Особенно велика социальная ответственность бизнеса, поскольку он, обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, в состоянии содействовать решению крупномасштабных социальных проблем и коренным образом влиять на качество жизни людей не только в отдельном городе или регионе, но в стране или группе стран.

Понимание лидерами бизнеса этой своей роли привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративнойсоциальной ответственности» (КСО), которая предполагает деятельность бизнеса, способствующую решению социальных проблем, влияющих на качество жизни.

Понятие КСО включает в себя, во-первых, выполнение бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы. Во-вторых, КСО — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.

КСО предполагает:

  • производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;
  • соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;
  • содействие повышению квалификации и навыков персонала;
  • защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;
  • защиту культурного наследия;
  • поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;
  • помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;
  • соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса имеет давнюю историю и традиции. Во многих странах, в том числе в России, законодательно установлены обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, требования промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды; действуют корпоративные и личные фонды, выделяющие средства на решение социальных проблем. Ответственное социальное поведение и благотворительность бизнеса поощряются налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.

Проблемы КСО давно обсуждаются в деловых и научных кругах, а также внимательно изучаются властными структурами разных стран.

В ноябре 1950 года в Риме Советом Европы (Council of Europe) была принята Европейская конвенция о защите прав человека, на ее основе в 1961 г. была принята Европейская Социальная Хартия (European Social Charter), которая в 1996 г. превратилась в развернутый документ, подробно устанавливающий цели деятельности для защиты прав работников разных категорий. Аналогичного формата документы приняты в Европе по охране окружающей среды.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в 1999 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выдвинул идею Глобального договора в области социальных отношений, и в июле 2000 года обратился к лидерам крупнейших компаний мира с призывом присоединиться к этому документу.

Десять принципов Глобального договора ООН, основанные на Всеобщей Декларации прав человека, Декларации Международной организации труда о принципах и правах в сфере труда, Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции ООН против коррупции, декларируют, что предприниматели должны:

  1. Оказывать поддержку соблюдению прав человека, провозглашенных международным сообществом.
  2. Обеспечить свою непричастность к нарушениям прав человека.
  3. Поддерживать свободу ассоциаций и признавать право персонала на заключение коллективных договоров.
  4. Выступать за уничтожение всех форм принудительного труда.
  5. Выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
  6. Выступать за полное искоренение детского труда.
  7. Способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду.
  8. Проявлять инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.
  9. Содействовать развитию и распространению экологически чистых технологий.
  10. Противодействовать коррупции во всех ее формах, включая вымогательство и взяточничество.

Присоединение организации к Глобальному договору ООН означает добровольное включение его принципов в ее стратегию развития и практическую деятельность.

Глобальный договор не является нормативной базой. В его цели не входит контроль или мониторинг деятельности и методов управления компаний. Он подразумевает только публичную отчетность и прозрачность их деятельности.

В России готовность предпринимателей отдавать деньги на социальные нужды по велению совести также имеет давние традиции — купцы и промышленники строили школы и богадельни, больницы и театры, церкви и общежития для рабочих, вносили пожертвования на «богоугодные дела». В советское время существовало понятие «социалка», которое означало участие предприятий в обеспечении условий охраны труда и отдыха персонала, помощь местным организациям, шефскую помощь и т. д. Поэтому многие руководители отечественных предприятий понимают свою социальную ответственность, а крупные российские компании осуществляют разнообразные социальные программы, разработанные с учетом интересов внутренних и внешних заинтересованных сторон. Это подтверждается, в частности, при оценке их деятельности по критериям Модели совершенства Европейского Фонда Менеджмента Качества (EFQM).

Некоторые российские компании присоединились к Глобальному договору ООН (Всероссийская организация качества также присоединилась к этому договору).

В ноябре 2004 года в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) одобрена Социальная Хартия российского бизнеса. Этим документом устанавливаются общие этические принципы социальной деятельности российского бизнеса, соответствующие Глобальному договору.

Но дальнейшее расширение масштабов и упорядоченности работ по КСО сдерживается рядом факторов.

  1. Руководители подавляющей части российских компаний слышали о КСО, но для них социальная ответственность исчерпывается обязанностью соблюдать законы, а присоединение к Хартии РСПП через членство в его региональных организациях носит формальный характер и практически ничего не меняет в отношении к социальным обязательствам. Большинство новых руководителей российских компаний не знают или предали забвению огромный опыт решения социальных проблем, накопленный до перехода к рыночной экономике.
  2. Руководство федеральных и региональных органов власти не использует принципы КСО в своем взаимодействии с бизнесом и профсоюзами, а их персонал в массе своей, если и слышал о КСО, то не представляет, что и как надо делать, чтобы перейти от деклараций и соглашений к системной повседневной работе по внедрению принципов КСО. В то же время в регионах реализуются разрозненные планы мероприятий в области охраны труда, экологии, занятости и др. при отсутствии системным образом подготовленных комплексных социальных программ, скоординированных с национальными проектами.
  3. В бизнес-организациях, в органах власти и в профсоюзах отсутствует системный и скоординированный менеджмент социальной деятельности. Усилия по обеспечению качества, удовлетворению социальных нужд персонала, охрана труда и окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и органами власти не связаны единой социальной политикой, не определяются социальными целями и не реализуются на основе программ скоординированных инвестиций.

Указанные выше факторы, сдерживающие расширение масштабов и упорядоченности работ по КСО в России, во многом связаны с отсутствием относительно простых, понятных и доступных документов по реализации принципов корпоративной социальной ответственности.

Существующие документы или слишком сложны в применении, или не охватывают все действия, предусмотренные КСО.

Так, руководства по отчетности в области устойчивого развития — Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines (GRI) и АА1001 — предполагают составление многостраничных отчетов, что под силу только очень крупным компаниям.

Стандарт SA 8000:2001 «Социальная отчетность» (Social Accountability), подготовленный на основе деклараций Международной организации труда (МОТ), определяет только требования к соблюдению бизнес-организациями права работников на труд, в том числе на охрану труда, и к менеджменту в этой области. Он не затрагивает вопросы охраны окружающей среды и экономии природных ресурсов, помощи местному сообществу и этические нормы деловой практики.

Руководящий документ EFQM Framework for Corporate Social Responsibility, подготовленный экспертами Европейского Фонда Менеджмента Качества, предлагает метод оценки успешности социальной деятельности на основе известной логики RADAR.

В стандарте ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ» рассматриваются социальные проблемы, которые наиболее актуальны для России — полная уплата налогов, справедливая оплата труда работников, помощь беспризорным детям, финансирование социальной сферы. Таким образом, и этот документ не в полной мере охватывает все аспекты КСО, причем речь идет не об ответственности, а об отчетности, что далеко не одно и то же.

Несколько лет ведется разработка стандарта ИСО 26000, принятие которого планируется в 2010 г. , но, хотя этот стандарт охватывает все аспекты социальной ответственности, он напоминает больше справочник, чем стандарт, и не предназначен для сертификации.

Вместе с тем российским предприятиям нужен документ, который в привычной и понятной форме излагал бы все требования к организации и реализации социальной деятельности, основанной на принципах КСО.

Всероссийская организация качества (ВОК) не могла остаться в стороне от этой проблемы, поскольку повышение качества жизни является стратегической целью ее деятельности. При этом она исходила из того, что переход от дискуссий и призывов к реальной полномасштабной и целенаправленной работе возможен, как показывает общеизвестная практика, только на основе стандарта. Кроме того, стандарт дает основу для внешней, независимой оценки объекта стандартизации. Поэтому в 2007 г. был разработан и введен в действие стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования» (www.ksovok.com), который не имеет аналогов в России и за рубежом, поскольку он охватывает все основные составляющие социальной ответственности, кроме добросовестной практики ведения бизнеса и его финансовой прозрачности.

Он устанавливает на основе принципов КСО требования к деятельности бизнес-организаций в области права на труд и охраны труда, качества продукции и услуг, социальных гарантий для персонала, охраны окружающей среды, экономного ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества.

Требования, относящиеся к добросовестной практике ведения бизнеса и финансовой отчетности, не включены в стандарт ВОК-КСО-2007, поскольку они регулируются национальным законодательством и контролируются соответствующими надзорными органами.

Требования стандарта сведены в семь модулей, охватывающих все стороны деятельности организации в области социальной ответственности:

A. Социальные права персонала.
Б. Социальные гарантии персонала.
B. Качество продукции, услуг и работ.
Г. Охрана окружающей среды.
Д. Экономное расходование ресурсов.
Е. Поддержка местного сообщества.
Ж. Менеджмент социальной деятельности.

Модули «А» и «Ж» стандарта ВОК-КСО-2007 гармонизированы с международным стандартом SA 8000.

Стандарт пригоден для применения любой организацией, которая имеет намерение системно структурировать и скоординировать свои усилия в социальной деятельности, обеспечить управление с применением всех современных инструментов менеджмента, прежде всего, на основе сформулированной политики, выбранных целей и разработанной на этой основе программы действий. Таким образом, стандарт открывает новую область корпоративного менеджмента, которая может быть интегрирована с другими областями (качество, экология, охрана труда и др.). Опыт показывает, что наиболее восприимчивы к менеджменту социальной деятельности специалисты, имеющие навыки работы в системах менеджмента по ИСО 9000 и ИСО 14000, особенно при их интеграции.

Первый опыт подтвердил возможности практического использования стандарта ВОК-КСО-2007 предприятиями, региональными администрациями и профсоюзами при планировании и организации мероприятий в социальной сфере. Он может стать эффективным управленческим инструментом в руках органов власти и основой для их взаимодействия с бизнесом, профсоюзами и другими заинтересованными общественными институтами, позволяя обществу и государству активно влиять на социальное поведение компаний, продвигать идеи КСО в бизнес-сообщество. Так, руководство Совета Федерации РФ неоднократно указывало на актуальность разработки и внедрения стандарта и намерено выступить с соответствующими законодательными инициативами. Некоторые регионы уже известили ВОК, что приветствуют появление стандарта и планируют его использование, в частности, при подготовке соглашений с работодателями и профсоюзами. Несомненный интерес к стандарту проявили первичные профсоюзные организации, рассматривая его как методическую основу для коллективных договоров с администрацией.

По инициативе Украинской ассоциации качества на основе стандарта ВОК-КСО-2007 в декабре 2008 г. национальными организациями по качеству России, Украины, Казахстана и Сербии принят международный стандарт CSR-КСО-2008. На это также направлены контакты ВОК с Советом по аккредитации CEPAA при МОТ, Ассоциацией IQNet, Международным институтом качества CQI и некоторыми другими.

Важнейшим следствием появления стандарта ВОК-КСО-2007 стала возможность сертификации по основным составляющим КСО, поскольку он содержит требования, которые могут быть подвергнуты объективной экспертизе и проверке. Это дает бизнесу наиболее эффективный инструмент для демонстрации успешности своей социальной деятельности. До этого наиболее распространенной формой такой демонстрации был годовой социальный отчет (нефинансовый отчет), который может составляться в соответствии с руководствами GRI и АА1001 или стандартом ТПП РФ. Такие отчеты выпускают ежегодно и размещают на своих сайтах крупные компании, работающие на глобальном рынке и озабоченные состоянием своего социального имиджа, например, ОАО «Лукойл», ОАО «Норильский никель», ОАО «Северсталь». Их подготовка требует наличия специального персонала и значительных трат. Некоторые компании для убедительности проводят дорогостоящую верификацию этих отчетов по стандарту АА1001. Организации среднего и, тем более, малого бизнеса не имеют ни желания, ни ресурсов для подобной демонстрации или составления отчетов по стандарту ТПП РФ.

Отдельные организации, работающие с зарубежными партнерами, прибегают к сертификации на соответствие упоминавшемуся стандарту SA 8000:2001 «Социальная отчетность», однако, как уже отмечалось, он не охватывает все стороны КСО.

В отличие от упомянутых выше документов стандарты ВОК-КСО-2007 или CSR-КСО-2008 позволяют любой организации — от самой крупной до самой малой — самостоятельно (через внутренние проверки) или через сертификацию оценить свою приверженность принципам КСО.

Сертификацию можно выполнить в «Системе добровольной сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности «СОЦсерт», которая зарегистрирована ФА «Ростехрегулирование» (www.ksovok.com). В качестве доказательного материала используется отчет установленной формы, который составляет заявитель и разделы которого соответствуют модулям стандарта. Отчет должен содержать информацию (не более 900 знаков для каждого пункта стандарта) о том, как выполняются требования стандарта, а также указывать документы, которые подтверждают эту информацию. Заявитель по своему выбору в дополнение к отчету может представить и другие документы, включая фрагменты технической документации, копии сертификатов, аттестатов, дипломов, протоколов и заключений внешних организаций. Сертификационный аудит состоит, как обычно, из двух этапов — анализ и оценка отчета и документов, представленных заявителем, и сбор, анализ и оценка информации о выполнении требований при посещении предприятия-заявителя.

Поскольку модули «А» и «Ж» стандарта ВОК-КСО-2007 гармонизированы с международным стандартом SA 8000, то при успешных результатах сертификации заявитель получает два сертификата — на соответствие стандарту ВОК-КСО-2007 и на соответствие стандарту SA 8000: 2001. По желанию заявителя сертификат соответствия стандарту SA 8000: 2001 может быть оформлен в рамках Ассоциации IQNet.

Такие сертификаты свидетельствуют о наличии условий для устойчивого развития бизнеса и укрепляют рыночные позиции и конкурентоспособность компании. Поэтому ВОК извещает федеральные и региональные органы власти об организациях, соответствие социальной деятельности которых стандарту ВОК-КСО-2007 подтверждено сертификатами Системы «СОЦ-СЕРТ», полагая, что они будут учитывать этот факт при взаимодействии с такими предприятиями.

Практика подготовки предприятий к сертификации на соответствие стандарту ВОК-КСО-2007 и последующее ее проведение показывают следующее.

  • Готовя отчет для сертификации, предприятия вынуждены провести, по существу, в первый раз за всю историю своего существования комплексный анализ и оценку всей социальной деятельности, вовлекая в эту работу все основные службы. Такая оценка оказывается чрезвычайно полезной и плодотворной как для администрации, так и для персонала.
  • Анализ показывает, что предприятия не случайно стали обладателями сертификатов Системы «СОЦСЕРТ». Они сумели, несмотря на все издержки переходного периода, сохранить в целом социальную инфраструктуру. Их ежегодные затраты на обеспечение социальных гарантий персонала (заработная плата, охрана труда, обучение и аттестация, медицинская помощь и лечение, охрана материнства, трудоустройство и компенсации для работников, увольняемых в связи с реструктуризацией организации, помощь ветеранам и др.), на обеспечение качества продукции, на охрану окружающей среды, на мероприятия по экономному расходованию ресурсов, а также на помощь в самых разнообразных формах местному сообществу составляют значительную долю от выручки и от общих затрат.
  • Социальные проблемы успешно решаются тогда, когда существует взаимопонимание и активное сотрудничество между администрацией предприятий, профсоюзами и администрацией муниципальных образований, где работают предприятия. И, конечно, эта работа была бы невозможна без определяющего решения первых руководителей предприятий. Именно они стали инициаторами внедрения стандарта ВОК-КСО-2007 и проведения сертификации.
  • Предприятия, которые имеют давнюю и сохранившуюся практику активной социальной деятельности, вполне могут рассчитывать на ее соответствие стандарту и положительный итог сертификации. Необходимо только упорядочить эту деятельность на основе ясно сформулированных целей, комплексной программы и специального менеджмента. Еще в большей степени в этом нуждаются недавно возникшие предприятия новых организационных форм, персонал которых не объединен профсоюзами. Чтобы помочь сформулировать социальную политику, поставить цели, разработать программы, а затем обеспечить их реализацию, необходим также социальный менеджмент и соответствующие менеджеры, как это уже делается в странах Европы. Поэтому Центр консалтинга и обучения ВОК, исходя из европейского опыта, начал подготовку менеджеров ВОК по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Международной схемы регистрации персонала Европейской организации качества (EOQ Registration Scheme, Rules & Handbook, Corporate Social Responsibility & Sustainability Assessor / Manager, PRU-033).

Многие предприятия и компании пока серьезно не задумываются над тем, что социальные инвестиции полезны для их долгосрочного успеха и в итоге рано или поздно принесут экономический эффект. Они не подозревают, что следование принципам КСО создает устойчивый положительный имидж компании и все чаще учитывается при заключении контрактов, получении кредитов, страховании, при взаимодействии с органами власти разного уровня, что капитализация и рыночная стоимость акций оценивается во многих случаях с учетом социально ответственного поведения организации.

Очевидны три важнейших результата правильной социальной политики компании, которые с лихвой компенсируют все социальные затраты. Первый — возможность привлекать и удерживать квалифицированные кадры в условиях их острого дефицита. Второй — укрепление доверия со стороны зарубежных партнеров по бизнесу, которые охотнее строят деловые отношения на долговременной основе с социально успешными компаниями. Третий — формирование вокруг предприятия зоны социального благополучия.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ — КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА

РОССИИ НА МСФО

Чибисова Е.И., к.э.н., доцент кафедры «Экономики» Московского технологического института (МТИ), г. Москва, доцент кафедры «Математического обеспечения информационных систем и инноватики» Московского государственного университета экономики,

статистики и информатики (МГУЭСИ), г. Москва Чибисов О.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансов, кредита и банковского дела» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г. Москва

Солтаханов А.У., к.э.н., доцент кафедры «Финансов, кредита и банковского дела» Московского государственного университета

экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г. Москва

По мере развития корпоративной социальной отчётности, неизбежно встанет вопрос о необходимости её унификации, о переходе на единый, обязательный стандарт отчёта, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчёта станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчётности. Сегодня социальная отчетность в России и не является обязательной, её анализ и публикация в скором времени станет необходимой и востребованной на всех уровня, начиная с государственного и муниципального и заканчивая уровнем домашних хозяйств.

Ключевые слова: социальная отчётность; стандарт; корпоративный социальный отчет; устойчивое развитие; международный стандарт; инновационный подход,эффективность.

SOCIAL REPORTING AS A TOOL FOR EVALUATING THE PERFORMANCE OF THE COMPANY DURING THE PERIOD OF TRANSITION TO IFRS

Moscow, Russia

and Informatics (MGUISI), Moscow, Russia

Сегодня в условиях рыночной экономики и развитой конкуренции среди предприятий, и организаций, выигрывает та компания, которая в борьбе за потребителя проявит больше находчивости и станет в глазах потребителей наиболее привлекательной чем другие конкуренты.

Одним из инструментов такой привлекательности может стать использование социальной отчетности, которая не является обязательной в России, но публикация, которой может дать большие конкурентные преимущества для предприятия и создать дополнительные барьеры для конкурентов. Так что же представляет собой социальная отчетность?

По мнению негосударственной и некоммерческой организации Фонда являющегося экономическим аналитическим центром — «Институт экономики города», созданной в 1995 году в Москве, главной задачей которого является анализ социальных и экономических проблем развития муниципальных образований, а также разработка практических предложений, рекомендаций по реформированию региональной и городской экономики, кроме того, сопровождение реализации конкретных проектов и пр. под социальной отчетностью-понимают отчеты компании, включающие информацию не только о результатах их экономической деятельности, но и социально-экологические показатели.

Корпоративный социальный отчет в свою очередь — это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и всего общества о том, как и какими темпами компания реализует цели, заложенные в стратегических планах развития, в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

Социальная отчетность позволяет комплексно представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности компаний; производить самооценку по

следующим направлениям:вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, выявлять их оценки и ожидания; предотвращать возможные обвинения;получать дополнительные конкурентные преимущества;укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ; создавать основу для разработки стратегии развития компании.

Социальная ответственность бизнеса или корпоративная социальная ответственность (КСО) стала формироваться в 19701980-е гг. в развитых западных государствах в неразрывной связи с концепцией устойчивого развития обществах.1

Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Исходя из основной цели деятельности организации — извлечении прибыли, и опираясь на то, что организация в первую очередь должна служить интересам собственника, при абсолютно равных условиях деятельности с другими предприятиями, в этом случае появляется необходимость в получении конкурентныхпреимуществ, а также предпринимаются попытки заинтересовать клиентов. Именно таким конкурентным преимуществом и должна стать публикуемая социальная отчетность.

Предоставление подобной отчётности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией миссия, видение, стратегические цели реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в отчёте.

Ключевым преимуществом отчётности является её доступность не только менеджменту, но и всем заинтересованным лицам, включая государственные органы. Бесспорно, корпоративная социальная

1 Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий.

отчетность улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех групп общества. Поскольку репутация складывается из таких нематериальных активов, как доверие, надёжность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, то отказ от корпоративной социальной отчётности может оказать негативное влияние на стоимость компании.2

Можно сказать, что социальная отчетность станетэффективным инструментомспособным: укрепить репутацию и имидж компании в глазах потребителей и конкурентов; повысить качество управления бизнесом; повысит качество выпускаемой продукции; создаст дополнительные барьеры для конкурентов; сделает предприятие более привлекательным в глазах потребителей, за счет повышения социально значимых операций;повысит инвестиционнуюпривле-кательность компании.

Таким образом можно сказать, что социальная отчетность способна стать несомненным помощником для повышения эффективности в части: управления персоналом предприятия; организации техники-безопасности;оценке благотворительной деятельности; охране окружающей среды; сохранности и экономии природных ресурсов; повышение качества выпускаемой продукции,а также в части создания и соблюдения корпоративной этики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальную отчетность можно разделить на две части — это внутреннюю и внешнюю.

Анализ внутренний социальной отчетности даст возможность определить:затраты на социальную поддержку сотрудников и членов их семей; суммы предоставленных льготных займов сотрудникам; затраты на благоустройства быта рабочих и рабочего места; дополнительные пенсии бывшим сотрудникам, что в результате должно привести к укреплению корпоративного духа и корпоративной этики, снижению текучести кадров, заинтересованности работников в эффективности деятельности предприятия, а как следствие это выразится в качестве труда, объемах производства и качестве продукции.

Анализ внешний социальной отчетности даст возможность определить: затраты на социальную деятельность; затраты на благоустройство; затраты на защиту окружающей среды; затраты на создание новых рабочих мест, что сделает предприятие более значимы, для региона, повысит доверие со стороны потребителей, а как следствие увеличится объемы потребления, сделает предприятие привлекательным в глазах инвесторов, что даст возможность расширить производство, повысит конкурентоспособность предприятия, даст возможность внедрять инновационные технологии в производство, новые разработки особенно касающиеся защиты окружающей среды и качества продукции, сделать отраслевыми стандартами, что даст возможность развивать конкуренцию и в тоже время создавать барьеры для других производителей, заставляя их расти до уровня производителя лидера.

Социальная отчетность

Внутренняя

Пользователи:

ту

Внутренние:

Сотрудники

Социально зависимые слои населения

Руководство

Конкуренты

Акционеры и собственники

Внешние:

Потребители товаров, работ, услуг

Все общество в целом

Инвесторы

Люди ищущие работу

Данные отчетности:

Для внутреннего анализа

Т

Для внешнего анализа

— Затраты на социальную поддержку сотрудников и членов их семей — суммы предоставленных льготных займов сотрудникам

— затраты на благоустройства быта рабочих и рабочего

ллегтэ

— затраты на социальную деятельность

— затраты на благоустройство

— затраты на защиту окружающей среды — затраты на создание новых рабочих

МРГТ

Рис 1. Внутренняя и внешняя социальная отчетность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определим основные группы пользователей и их информационные потребности:

— акционеры, инвесторы, кредиторы и руководство: информация по всем вопросам, влияющим на стоимость бизнеса, его репутацию и инвестиционную привлекательность, в частности об удовлетворенности персонала, производительности труда, лояльности клиентов, соблюдении законодательных требований;

— сотрудники и представители профсоюзов: информация о действиях или планах руководства по реструктуризации бизнеса, охране труда и технике безопасности, быту на производстве, вознаграждениям и поощрениям и социальным программам;

— государственные органы: информация по всем вопросам, влияющим на социально-экономическую стабильность и рациональное использование окружающей среды;

— бизнес-партнеры: информация по всем вопросам, влияющим на репутацию организации, выполнение ей обязательств и соблюдение этических принципов;

— потребители: информация о качестве товаров и услуг, особенностях производства

— конкуренты: информация по всем вопросам, влияющим на стоимость бизнеса, его репутацию и инвестиционную привлекательность;

— местные сообщества: информация о выгодах или проблемах, связанных с присутствием организации, в частности создание рабочих мест, реструктуризация бизнеса, сохранение природных ресурсов, поддержка местной культуры, науки и образования, сохранение уклада жизни коренных народов.

В настоящее время в зарубежной практике ведения социальной отчётности компаний наибольшее распространение получили два стандарта:

1. GRI — «Глобальная инициатива по отчётности» ^М, GlobalReportingInitiative) и ЛЛ1000 («Ответственность» — ЛссоиМЛЫШу 1000).

2. Стандарт АссоиПАЫШу 1000 (ЛЛ1000), (далее «Ответственность 1000 (ЛЛ1000)) обеспечивает качественное ведение социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчётности. Стандарт «Ответственность 1000 (ЛЛ1000)» был впервые разработан в 1999 г., и с той поры является главным документом, определяющим подходы, как к постановке учёта социальной ответственности, так и к обеспечению интересов — так называемых стейкхолдеров (то есть лиц заинтересованных в социальных инициативах предпринимателей).3

Ключевые параметры качества отчётности стандарта ЛЛ1000 определяются следующими факторами:

— необходимость учета потребностей стейкхолдеров, гарантирующего достоверность информации о необходимых социальных инициативах и «содержательный» подход позволяющий избежать лоббирования предпринимателями более выгодных им схем социального инвестирования;

— соблюдение принципа относительности, при котором стейк-холдеры получают возможность сравнивать предлагаемые им различными предпринимателями социальные проекты;

— применение принципа реальности, который требует принимать к декларации социальные проекты бизнеса, являющиеся технически и финансово выполнимыми;

— необходимость гарантированной полезности социального проекта, признанной и стейкхолдерами, и предпринимателями;

— потребность обеспечения легитимности всего процесса составления отчётности. 4

На основе этих критериев, были сформулированы следующие восемь «принципов качества» корпоративной социальной отчётности:

1. Принцип содержательности и нейтральности означает, что социальный и этический бухгалтерский учет и ревизия должны отражать мнения и интересы всех лиц, заинтересованных в социальных инициативах компании.

2. Принцип сравнимости (сопоставимости) подразумевает, что социальный учет, ревизия и отчётность являются базовыми

показателями для оценки и сравнения деятельности различных корпораций, а также изучения динамики развития социальной ответственности организаций за различные периоды времени и сопоставления уровней социальной ответственности различных компаний, с выделением законодательно регламентированных и добровольных социальных инициатив.

3. Принцип законченности означает, что никакая область деятельности компании не может быть преднамеренно и систематически исключена из оценки.

4. Принципы регулярности и своевременности требуют периодического пересмотра социальных проектов предпринимателей. Соблюдение принципов регулярности и своевременности обеспечивает процесс постоянной эволюции и развития социальной ответственности бизнеса.

5. Принцип последовательности обеспечивает сопоставимость показателей социальной ответственности компании.

6. Принцип коммуникации предполагает, что организация не должна формально подходить к социальному проектированию, ориентируясь исключительно на внутренние социальные.

7. Принцип качественности или обязательности внешней проверки.

8. Принцип непрерывного усовершенствования.5

Стандарт ЛЛ1000 определяет процедуры, которым организация должна следовать с целью учёта, аудита и отчётности о своей деятельности.

Согласно требованиям стандарта основными этапами процесса социальной отчётности являются: планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение/уточнение ценностей и задач компании и др.), отчётность (выявление наиболее актуальных вопросов, определение индикаторов оценки, сбор и анализ информации), подготовка отчёта и проведение аудита внешней организацией.

Стандарт ЛЛ1000 позволяет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— дать оценку системе менеджмента и операциям компании;

— выявить взаимное влияние системы менеджмента и операций друг на друга, включая восприятие этого влияния акционерами компаний;

— служить инструментом управления и внешнего контроля с целью идентификации, оценки и лучшего управления рисками, возникающими при взаимодействии компании с акционерами;

— обеспечить акционеров информацией о социальной составляющей в деятельности компании;

— создать конкурентные преимущества на основе развития социальной сферы ответственности.

Таким образом ключевыми элементами содержания социальной отчетностидолжны стать:обзор организационной структуры;виды хозяйственной деятельности, включая риски и возможности;стратегические цели и пути достижения этих целей;управление и бизнес-процессы;результаты финансово-хозяйственной деятельности;показатели устойчивого развития относительно экономической, экологической, социальной и инновационной результативности работы компании; а также прогноз показателей финансового состояния и устойчивого развития.

Представляется, что по мере развития корпоративной социальной отчётности, неизбежно встанет вопрос о необходимости её унификации, о переходе на единый, обязательный стандарт отчёта, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчёта станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчётности.И хотя социальная отчетность в России и не является обязательной, её анализ и публикация в скором времени станет необходимой и востребованной на всех уровня, начиная с государственного и муниципального и заканчивая уровнем домашних хозяйств.

Однако на сегодняшний день нет государственных стандартов по публикации и анализу социальной отчетности, и, как следствие социальная деятельность не стала обязательной, а является личным делом каждого хозяйствующего субъекта, по-нашему мнению необходимо ввести Российские стандарты с целью унификации и сравнения предприятий между собой, в качестве же

2http://www.msfofm.ru — МСФО ФМ.

3Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий

4Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий

5 http://www.accountability.org — AA1000 AccountAbility Principles Standard.

6ЧибисоваЕ.И. Budgetary process. Specific of formation, function and planning of state budget. Бюджетный процесс. «Особенности формирования, функционирования и планирования государственного бюджета»: Сборник научных трудов. — М.: Вестник МНЭПУ. — 2011. — 288с.

базовой модели социальной отчётности российских корпораций целесообразно было бы временно принять наиболее широко используемый в сегодня стандарт GRI, кроме того, применительно к нашей стране следует включить в структуру социального отчёта информацию о взаимоотношениях компании с государственными органами власти и местным самоуправлением являющимся фундаментом финансовой системы России.6

Литература:

1. Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий: диссертация / В.А.Кушпов. — Челябинск:

Издательство ГОУВПО «Челябинский государственный университет», 2010. — 76;

4. МСФО ФМ URL: http://www.msfofm. ru (дата обращения 02.06.2014).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В

СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чибисова Е.И., к.э.н., доцент кафедры «Математического обеспечения информационных систем и инноватики» Московского

государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г.Москва Чибисов О.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансов, кредита и банковского дела» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г. Москва

Статья посвящена проблеме правового регулирования взаимоотношений информационно-инновационных технологий и законодательных факторов в сфере высшего образования. Рассматриваемый подход предполагает увеличение возможностей в современной экономической и социальной политике Российской Федерации, где особое место занимает высшее образование, предопределяя тем самым значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных взаимоотношений.

Ключевые слова: образование, smart-технологии, законодательство, инновационные технологии, процесс реформирования, инновационного развития современного ВУЗа.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS BETWEEN INFORMATION AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND LEGISLATIVE FACTORS IN HIGHER

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Informatics (MGUISI), Moscow, Russia

Организация учебного процесса в высших учебных заведениях входит в круг фундаментальных проблем функционирования современного демократического государства и общества.

Актуальность проблемы заключается в том, что в современной экономической и социальной политике Российской Федерации особое место занимает высшее образование, предопределяя тем самым значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных взаимоотношений.

Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства, когда инновации проникаю во все сферы жизнедеятельности современного человека и гражданина.

Болонская конвенция рассматривает систему образования как предоставляющую образовательные услуги. Российская же система образования, наряду с обучением, предусматривает формирование мировоззрения учащихся, студентов. В условиях же рыночных отношений выживаемость вуза будет определяться его конкурентоспособностью. Следовательно, главная задача вуза — повышать качество образовательных услуг, востребованных практикой.

Сегодня в рамках перехода на МФСО Россией были предложены три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе — консервативный, инновационный и целевой (форсированный) — «Прогноз долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2030 года».1

Консервативный сценарий характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и средне- технологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Так, среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0 — 3,2% в 2013 — 2030 годах. Согласно прогнозным показателям экспертов Министерства экономического развития экономика к 2030 году увеличится всего от 1,7 до 2 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Данный сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 — 2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0 — 4,2% в 2013 — 2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.