Социальное обеспечение населения

Медиа-портал Caravan.kz собрал всю самую полезную и актуальную информацию о том, какие льготы и пособия предоставляются социально уязвимым слоям населения в нашей стране.

Социальная защита – это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

  • стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
  • предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;
  • предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участниками системы социального страхования;
  • доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Количественные показатели систем социальной защиты в значительной степени определяются уровнем экономического развития, а степень солидарности между лицами, участия государственных институтов и уровень стимулирования находятся во взаимосвязи с выбранной социально-экономической моделью.

К социально уязвимым слоям населения относятся:

  1. инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
  2. лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
  3. инвалиды 1 и 2 групп;
  4. семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;
  5. лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 ноября 2011 года № 1309;
  6. пенсионеры по возрасту;
  7. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия. При призыве таких лиц на воинскую службу возраст продлевается на срок прохождения срочной воинской службы;
  8. оралманы;
  9. лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  10. многодетные семьи;
  11. семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, спасании человеческой жизни, охране правопорядка;
  12. неполные семьи.

Защита и охрана прав ветеранов ВОВ

К ветеранам Великой отечественной войны в нашей стране всегда относились с особым трепетом. Неоднократно это подчеркивал президент страны.

С начала текущего года в Казахстане из средств местных бюджетов и за счет спонсорской помощи на меры социальной поддержки ветеранов ВОВ был направлен 1 млрд. 97 млн. тенге (из местного бюджета — 971,3 млн. тенге, спонсорские средства — 125,7 млн. тенге).

По состоянию на 3 мая оказана единовременная материальная помощь 39,1 тыс. на сумму 838,2 млн. тенге; 8,2 тыс. ветеранам оплачены коммунальные услуги на сумму 205,9 млн. тенге; 52 ветерана обеспечены топливом на сумму 821,3 тыс. тенге; 56,2 тыс. ветеранов обеспечены льготными лекарственными средствами на сумму 296,4 млн. тенге; 476 ветеранам сделали зубное протезирование на сумму 11,8 млн. тенге; 5,8 тыс. ветеранов были обеспечены льготным проездом на пассажирском транспорте внутригородского и внутриобластного сообщения на сумму 30,6 млн. тенге; 4,9 тыс. ветеранов подписаны на периодическую печать на сумму 16,1 млн. тенге.

Свыше 6,7 тыс. ветеранов получили другие виды помощи (услуги социального такси, парикмахерских, бань, установка кабельного телевидения и др.) на сумму 226,5 млн. тенге.

Ежегодно увеличиваются размеры пенсионных и иных социальных выплат.

По состоянию на 1 января 2017 года средний совокупный размер получаемых социальных выплат составил для участников ВОВ – 114 655 тенге; инвалидов ВОВ – 118 499 тенге; лиц, приравненных к участникам ВОВ – 109 176 тенге; лиц, приравненных к инвалидам ВОВ – 81 798 тенге; лиц, трудившихся в тылу в годы ВОВ – 71 637 тенге.

Медицинская помощь ветеранам ВОВ оказывается бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, как на республиканском, так и региональном уровнях.

На сегодня в республике стационарная медицинская помощь ветеранам оказывается в 2-х специализированных республиканских госпиталях для инвалидов и ветеранов ВОВ (в гг. Астана и Алматы), в специализированных отделениях в областных и городских больницах, в которых предусмотрены специальные сервисные палаты.

Кроме того, в рамках Единой национальной системы здравоохранения по принципу свободного выбора ветераны ВОВ получают высокоспециализированную медицинскую помощь в любой республиканской медицинской организации.

— Ветераны, которые у нас есть, которых нет, проложили путь к нашему счастью, нашей независимости, синему небу нашему сегодняшнему. Поэтому мы проявляем свои чувства великого восхищения героизму, труду на фронтах и в тылу нашего народа.
Наше уважение к ветеранам должно быть таким же великим, как и их подвиг. Прежде всего победа была достигнута в результате единства, братства, дружбы всех народов, населявших страну. Именно с этим лозунгом и мы сейчас живем, — неоднократно объяснял Нурсултан Назарбаев.

Создаются условия для реабилитации ветеранов ВОВ в дневных стационарах и стационарах на дому, в т.ч. для одиноких и нетранспортабельных лиц.

На сегодняшний день 850 ветеранов проживает в медико-социальных учреждениях стационарного типа, 349 ветеранов получили услуги в медико-социальных учреждениях полустационарного типа, санаторно-курортным лечением обеспечены 877 ветеранов.

Технические вспомогательные (компенсаторные), обязательные гигиенические средства согласно индивидуальной программе реабилитации были представлены 86 ветеранам на сумму 30,2 млн. тенге.

Организациями надомного обслуживания государственной и негосударственной форм собственности социальные услуги оказаны 8 503 одиноким и одиноко проживающим ветеранам, в том числе 70 инвалидам ВОВ, 199 участникам ВОВ, 21 лицу, приравненным к инвалидам ВОВ, 146 лицам, приравненным к участникам ВОВ, 137 вдовам воинов, погибших военнослужащих в ВОВ, 5 875 труженикам тыла, 2 055 другим ветеранам.

В преддверии празднования 72-й годовщины Победы в ВОВ местными исполнительными органами подготовлены планы мероприятий по оказанию мер поддержки ветеранам и их чествованию, в рамках которых предусмотрено проведение порядка 400 мероприятий по всей стране.

На сегодняшний день в республике проживает 2 776 участников и инвалидов ВОВ, 157 679 тружеников тыла, 194 граждан, работавших в период блокады в городе Ленинграде, 487 бывших несовершеннолетние узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, 7 806 жен умерших инвалидов ВОВ, 80 не вступивших в повторный брак супругов военнослужащих, партизан, подпольщиков, погибших (пропавших без вести) во время ВОВ, 778 других категорий граждан, внесших вклад в Победу.

Защита и охрана прав пенсионеров по возрасту

В Казахстане забота об обеспечении достойной старости каждого гражданина вынесена в один из ключевых приоритетов государства, и является одной основных задач социальной политики правительства.

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 2,1 млн пенсионеров по возрасту.

Ключевым компонентом государственной политики в области социальной защиты населения является пенсионное обеспечение. Законодательно закреплена ежегодная индексация размеров пенсионных выплат на уровень инфляции с опережением на 2%. Только в 2017 году, с 1 июля, во исполнение поручения президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева размеры пенсионных выплат по возрасту и пенсионных выплат за выслугу лет, размер государственной базовой пенсионной выплаты повышены с целью обеспечения их роста до 20% в сравнении с 2016 годом.

Помимо ежегодного повышения размеров пенсионных выплат в целях предупреждения бедности пенсионеров и стимулирования экономической активности граждан с 1 июля 2018 года изменится порядок назначения базовой пенсии. Она будет назначаться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе.

Кроме того, с 1 января 2018 года в результате пересмотра структуры прожиточного минимума его величина по сравнению с 2017 годом увеличится на 16%, что соответственно повлечет за собой повышение размеров базовой пенсии, социальных пособий для инвалидов, семьям, потерявшим кормильца, адресной социальной помощи и пособий, воспитывающим детей-инвалидов, для порядка 3-х миллионов человек.

В целом, в течение текущего года с учетом возможностей местных бюджетов и в рамках социальной ответственности бизнеса направлено свыше 5 млрд. тенге:

  • на единовременную материальную помощь – 2,3 млрд тенге (160,2 тыс. чел.);
  • предоставление льготного проезда на транспорте общего пользования – 854,1 млн тенге (120 тыс. чел.);

В настоящее время за счет местного бюджета пожилые граждане и инвалиды обеспечиваются специальными социальными услугами. Сегодня функционируют 110 стационарных домов-интернатов, 53 дневных стационаров, услугами которых охвачено более 3,5 тыс. лиц преклонного возраста. Отделения социальной помощи на дому обслуживают сегодня около 44 тыс. лиц пожилого возраста и инвалидов.

Кроме того, создаются условия для реабилитации пожилых людей в дневных стационарах и стационарах на дому, в том числе для одиноких и нетранспортабельных лиц.

Защита и охрана прав оралманов

Оралманы – это иностранцы или лица казахской национальности не имеющие гражданства на момент обретения государственного суверенитета Казахстаном и приехавшие в Казахстан в соответствии с законодательством РК для постоянного проживания. Само понятие «оралман» (в переводе на казахский означает»возвратившийся») уникален, потому что в мировой практике оно неизвестно. Оралманы как и другие иммигранты обязаны регистрироваться по временному или постоянному месту жительства. Оралманы имеют право на квоту и льготы от государства, описанные ниже.

Нематериальная помощь и льготы от государства оралманам

Согласно Закону о Миграции населения оралманам предоставляются определенные льготы, компенсации и другие виды социальной помощи:

  • бесплатными адаптационными и интеграционными услугами в центрах адаптации и интеграции оралманов, которые включают:
  • предоставление информационных и справочных услуг;
  • обучение государственному языку, по желанию — русскому языку;
  • проведение курсов обучения по истории, культуре и традициям РК, основам законодательства и открытию малого бизнеса;
  • проведение различных культурных мероприятий;
  • оказание правовой помощи;
  • предоставление услуг по переводу;
  • помощь в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;
  • содействие в обеспечении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
  • содействие в получении государственной адресной социальной помощи;
  • содействие в вопросах приобретения казахстанского гражданства и документирования;
  • медицинской помощью в соответствии с законодательством РК в области здравоохранения;
  • местами в школах и дошкольных организациях наравне с гражданами РК, возможностью получения образования в соответствии с выделенной квотой на поступление в учебные организации технического и профессионального, после среднего и высшего образования в количестве, определяемом Правительством РК;
  • социальной защитой наравне с гражданами РК;
  • содействием в занятости в соответствии с законодательством РК.

Акиматы после вынесения решения о приеме в гражданство РК могут устанавливать единовременные пособия, включающие затраты по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества, оралманам и членам их семей, переселившимся в РК вне квоты иммиграции оралманов. Оралманам и членам их семей кроме нематериальных льгот, компенсаций, пособий и других видов социальной помощи предоставляются следующая материальная помощь:

  • Единовременные пособия: на главу семьи в размере 15-кратного МРП; на каждого члена семьи в размере 10-кратного МРП.
  • Средства на возмещение расходов по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества (в том числе скота) при самостоятельном переселении. При этом оплата проезда каждого члена семьи оралмана производится в размере 10-кратного МРП. Оплата провоза личного имущества производится в размере 50-кратного МРП на семью оралмана.
  • Средства для приобретения жилья вразмере 100-кратного МРП на каждого члена семьи оралмана.

Если вы приобретаете жилье дешевле выделенной суммы, разница остается у вас, если стоимость жилья дороже – придется доплачивать за счет собственных средств.

Оралманы и члены их семей, включенные в квоту иммиграции оралманов, при въезде на территорию РК освобождаются от уплаты таможенных платежей на личное имущество, за исключением транспортных средств.

Защита и охрана прав лиц, пострадавших при ЧС

Согласно «Правилам возмещения вреда (ущерба), причиненного пострадавшим, вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера» принятым от 19 декабря 2014 года, существуют следующие положения, на которые могут рассчитывать казахстанцы:

Оказание медицинской помощи. Пострадавшим, получившим вред здоровью вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, оказывается медицинская помощь организациями здравоохранения в пределах гарантийного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

Возмещение вреда (ущерба), причиненного пострадавшим, вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется в пределах необходимых для удовлетворения минимальных потребностей пострадавших в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, за счет бюджетных средств местных исполнительных органов, предусмотренных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан, и/или за счет средств организаций, добровольных взносов граждан, фондов и общественных объединений, иных источников, не противоречащих действующему законодательству Республики Казахстан.

Пострадавшие, понесшие материальный ущерб, в течение тридцати календарных дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации представляют в местный исполнительный орган заявление о возмещении материального ущерба, заполненное по форме.

Согласно «Правилам предоставления жилищ гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации» от 21 ноября 2014 года, казахстанцы, находящиеся в бедственном положении могут рассчитывать на следующую помощь.

По истечении двух календарных дней после завершения формирования списков граждан, оставшихся без жилища и нуждающихся в его получении, местный исполнительный орган на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного и/или техногенного характера, создает комиссию по обеспечению жильем граждан, оставшихся без жилища в результате чрезвычайной ситуации. Положение о комиссии определяется местным исполнительным органом.

Жилище из государственного жилищного фонда предоставляется на безвозмездной основе гражданам, жилище которых в результате чрезвычайной ситуации на территории Республики Казахстан стало непригодным для проживания.

Построенное жилище предоставляется гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации, на основании решения комиссии по обеспечению жильем граждан, оставшихся без жилища в результате чрезвычайной ситуации.

Список граждан, получивших жилище, подлежит публикации на интернет-сайте местного исполнительного органа и региональных средствах массовой информации в течение десяти календарных дней со дня принятия решения комиссии по обеспечению жильем граждан.

Жилище предоставляется в размере не менее общей площади жилища, разрушенного или ставшего непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.

Возмещение вреда (ущерба), причиненного гражданам (имуществу) чрезвычайными ситуациями техногенного характера, производится причинителем вреда (ущерба) добровольно или по решению суда.

Причиненный ущерб жилищу гражданина, которое на момент возникновения чрезвычайной ситуации являлось объектом страхования, подлежит возмещению в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Казахстан, за счет средств страховщика.

Защита и охрана прав многодетных семей

В Казахстане по законодательству термин «многодетная мать» применяется к матерям, имеющим 4-х и более детей. Также есть почетные награды: «Алтын алка» — мать, имеющая 7 и более детей, а также «Кумiс алка» — мать с 6-ью детьми.

Многодетные мамы могут рассчитывать на материальную помощь со стороны государства, но сумма совсем не велика. Семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, могут получать ежемесячно по 8 824 тенге (4,16 МРП). Для многодетных матерей, награжденных медалями «Алтын алка» и «Кумiс алка», ежемесячное пособие составляет 13 575 тенге (6,4 МРП).

Кто может получить пособие:

Семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся в средних общеобразовательных, высших и средних профессиональных учебных заведениях очной формы обучения, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений (но не более, чем до достижения 23-летнего возраста).

Как получить пособие:

Назначается данное пособие Алматинским городским филиалом Государственного центра по выплате пенсий (ГЦВП). Чтобы получить услугу в государственном органе, необходимы такие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства услугополучателя (членов семьи). Это может быть адресная справка либо справка сельских акимов;
  • Документы, подтверждающие право на получение пособия, а именно:
  • свидетельство о рождении детей;
  • справка о составе семьи;
  • справки из учебных заведений о факте обучения детей, предоставляемые ежегодно.

Защита и охрана прав детей-сирот

В соответствии с Налоговым кодексом РК, дети-сироты освобождаются:

— от уплаты сборов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
— от уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий — за выдачу им свидетельств о праве на наследство;
— от уплаты государственной пошлины при выдаче паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, проживающие в детских домах и (или) интернатах).

В соответствии с Законом РК «Об образовании», дети-сироты относятся к категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь в период получения ими образования в виде полной или частичной компенсации расходов на их содержание. В случае одинаковых показателей при проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним и высшим образованием преимущественное право имеют в том числе и дети-сироты. Детям-сиротам устанавливаются квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования. Дети-сриоты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и (или) воспитывающиеся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся на полном государственном обеспечении.
Детям-сиротам, потерявшим родителей до совершеннолетия, и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются жилища из государственного жилищного фонда в пользование в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей относятся к категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 320 «Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь», государство в период получения образования полностью обеспечивает расходы на социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полное государственное обеспечение включает предоставление места проживания в интернате организации образования, мягкого инвентаря, оборудования и обмундирования, питания, учебников и медицинской помощи.

Защита и охрана прав семей, воспитывающих детей-инвалидов

С первых дней жизни больного ребенка семья обречена на полную зависимость от него и его трудностей, а также на заботу государства, регламентированную в многочисленных законодательных актах.

Полная цифра выплат социального пособия складывается из трех видов:

  1. государственное социальное пособие в размере 29946 тенге (прим. — все указанные суммы установлены на 1 января 2016 г.);
  2. специальное государственное пособие, которое было введено с 1 апреля 1999 года взамен льгот и составляет в сумме 2037 тенге;
  3. пособие, которое выплачивается родителю или опекуну по уходу за ребенком, — 24002 тенге. Итого 55985 тенге — деньги, на которые нужно кормить, лечить и образовывать детей-инвалидов до 16 лет.

Согласно статье 26 Закона РК от 13.04.2005 г., местные исполнительные органы в порядке, установленном законодательством страны, принимают на учет и предоставляют в пользование жилище инвалидам, нуждающимся в жилье. Это первое.

Второе — обеспечивают жилые помещения, предоставляемые инвалидам или семьям, имеющим в своем составе инвалидов, специальными средствами и приспособлениями.

И третье — инвалидам предоставляется право выбора жилого помещения с учетом этажности, типа здания, степени благоустройства и других необходимых условий для проживания.

Также местные исполнительные органы обеспечивают инвалидам условия для доступа к культурно-зрелищным мероприятиям, а также спортивным сооружениям для занятия физической культурой и спортом, предоставляют специальный спортивный инвентарь.

В законах говорится о том, что инвалиды первой и второй групп и дети-инвалиды до восемнадцати лет пользуются перечисленными услугами за счет бюджетных средств, а инвалиды третьей группы — с уплатой пятидесяти процентов от стоимости указанных услуг.

Согласно Налоговому кодексу РК, предусмотрено освобождение от индивидуального подоходного налога для одного из родителей ребенка-инвалида до достижения им 18-летнего возраста и одного из родителей ребенка, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», — в течение жизни такого ребенка. Так что обратите внимание вашего бухгалтера на этот пункт. Что касается налога на землю, то и здесь государством предусмотрена льгота: один из родителей инвалида с детства не является плательщиком земельного налога.

Кроме того, инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты сбора при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, равно как и от уплаты государственной пошлины в судах и по всем нотариальным действиям. Обратите внимание и на регистрацию места жительства, выдачу паспортов и удостоверений личности граждан РК, а также видов на жительство иностранного гражданина и удостоверений лица без гражданства. Это далеко не полный перечень.

Продолжим: выдача государственного регистрационного номерного знака на автомобиль, прицеп к автомобилю, на мототранспорт — за все эти вышеперечисленные действия, за которые взимается государственная пошлина, инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства не платят. Так что, освобождаясь от уплаты налогов, помните, что действия государства в плане защиты детей-инвалидов многогранны

Эта статья о государственной поддержке физических лиц. Для использования в других целях, см благосостояние (значения) . «Социальное обеспечение» и «Социальное обеспечение» перенаправляются сюда. Информацию о конкретных системах с названием «Социальное обеспечение» и других целях см. В разделе » Социальное обеспечение» . Для моделей социального благополучия см. Функция социального обеспечения .

Центр поддержки семьи в Сент-Питер-Порт, Гернси, который оказывает помощь семьям с детьми.

Социальное обеспечение — это вид государственной поддержки, предназначенный для обеспечения того, чтобы члены общества могли удовлетворять основные человеческие потребности, такие как еда и жилье. Социальное обеспечение может быть синонимом социального обеспечения или конкретно относиться к программам социального страхования , которые обеспечивают поддержку только тем, кто ранее вносил взносы (например, большинство пенсионных систем), в отличие от программ социальной помощи , которые предоставляют поддержку только на основе потребности (например, большинство пособий по инвалидности). Международная организация труда определяет социальное обеспечение как охватывающая поддержку для тех , кто в старости , поддержки на содержание детей , лечения , родители и больничного , безработица и потере трудоспособности , а также поддержки страдающих от производственной травмы .

В более широком смысле социальное обеспечение может также включать в себя усилия по обеспечению базового уровня благосостояния с помощью бесплатных или субсидируемых социальных услуг, таких как здравоохранение , образование , профессиональная подготовка и государственное жилье . В государстве всеобщего благосостояния государство берет на себя ответственность за здоровье, образование и благосостояние общества, предоставляя ряд социальных услуг, подобных описанным.

Первым государством всеобщего благосостояния была имперская Германия (1871–1918), где правительство Бисмарка ввело социальное обеспечение в 1889 году. В начале 20 века Соединенное Королевство ввело социальное обеспечение примерно в 1913 году и приняло государство всеобщего благосостояния с Законом о национальном страховании 1946 года. во время правительства Эттли (1945–51). В странах Западной Европы, Скандинавии и Австралазии социальное обеспечение в основном обеспечивается правительством за счет государственных налоговых поступлений и в меньшей степени неправительственными организациями (НПО) и благотворительными организациями (социальными и религиозными). Право на социальное обеспечение и достаточный уровень жизни утверждается в статьях 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека .

Общество — целостная, исторически устойчивая система со­вместной жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдель­ных групп, каждая из которых имеет свою систему ценностей, свои интересы. Интересы различных социальных групп могут быть разными, схожими, но иногда несовместимыми. Социальная политика — система взаимоотношений основных элементов со­циальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального поведения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. Субъектами социальной политики яв­ляются граждане и социальные группы, а также представляющие их институты. Главным субъект социальной политики — государ­ство, осуществляющее социальную политику. Государственная социальная политика — деятельность государства, ставящая своей целью снижение степени дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и пре­дотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Социальная политика — одно из главных направлений внутрен­ней политики государства, Призванное обеспечить стабильность общественной системы. Посредством государственной социаль­ной политики в рыночной экономике реализуется принцип соци­альной справедливости, предполагающий определенную меру вы­равнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. С точки зрения функционирования экономики, социальная по­литика играет двойную роль. Во-первых, по мере развития обще­ства и накопления национального богатства создание благопри­ятных социальных условий для граждан становится главной це­пью экономической деятельности. В этой связи социальная политика кон центрирует цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического рос­та, поскольку экономический рост, не сопровождающийся рос­том благосостояния основной массы населения, ведет к утрате стимулов к эффективной экономической деятельности.

Независимо от форм собственности любое общество, находя­щееся на определенном уровне развития, должно гарантировать своим гражданам возможность получения жизненно важных со­циальных благ. Социологи утверждают, что потребительское по­ведение людей ориентировано на получение «стандартного паке­та» товаров и услуг, который представляет собой набор товаров и услуг, доступный среднему члену общества на данном этапе раз­вития страны. В XX в. в промышленно развитых странах Запала все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. «Всеобщая деклара­ция прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. провозгласила право каждого человека на «такой жизнен­ный уровень, включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержа­ния здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления эффективную систему социальной защи­ты населения, является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономи­ку и достичь благополучия во всех сферах общества. Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого достаточно развитого государства. Социальная защита (в широком смысле) — деятельность госу­дарства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач со­циальной политики. Социальная защита (в узком смысле) — это система законодательных, экономических и социально-психоло­гических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям насе­ления за счет преимущества в пользовании общественными фондами потребления, а также в прямой материальной поддерж­ке. Социальная защищенность представляет собой ценностную характеристику положения человека или социальной группы в обществе, отражающую тип или степень их опоры на общест­венный строй. Эффективная социальная защищенность подразу­мевает систему экономических отношений, гарантирующих каж­дому члену общества определенный жизненный уровень, кото­рый является минимально необходимым для развития и использования его способностей и обеспечивающая данный уро­вень при утрате тех или иных способностей. Эффективная соци­альная защищенность складывается из системы мер социальной защиты; деятельности органов государственного управления по реализации социальной политики; действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных га­рантий. Финансовой базой системы социальной защиты служат средства налогоплательщиков (государственный бюджет); стра­ховые средства работодателей и работников; общесменная и частная благотворительность.

Социальная политика государства направлена на создание со­циальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Система социальной защиты строится на определенных социальные обязательствах го­сударства. Социальные обязательства государства — законода­тельно закрепленная совокупность социальных благ, которые го­сударство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для определенной их части и по определенному кругу бесплатность предоставления. Конституции многих государств содержат обширные перечни социальных обязательств. Напри­мер, в Конституции Италии записано, что «республика охраняет труд во всех его формах и применениях», дополнительные соци­альные обязательства приняты в отношении работающих жен­щин. Конституция страны определяет также, что «каждый граж­данин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку общества». В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: «Каждый обязан работать и имеет право на получение должности». В ос­новной закон этой страны записаны права на равный доступ к об­разованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции Япо­нии отмечается, что все имеют право на «поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни», «образование в соответствии со своими способностями». Конституции ряда госу­дарств, например США, не содержат перечня социальных обяза­тельств. Однако социальные обязательства американского госу­дарства исключительно обширны и законодательно закреплены. Широкий перечень государственных социальных обязательств содержит Конституция Российской Федерации. В соответствии с основным законом страны «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечива­ется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система со­циальных служб, устанавливаются государственные пенсии, по­собия и иные гарантии социальной защиты».

При организации социальной защиты населения широкое распространение получили государственные минимальные соци­альные стандарты — минимальный уровень государственных га­рантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и об­щедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. К государственным минимальным социальным стандартам относятся: минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение народного жителя, нормы питания, нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препарата­ми, нормы общей площади жилого помещения и пр.

Механизм социальной политики реализуется через систему социального обеспечения и социальных услуг. Социальное обес­печение — программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудо­способности, потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение представляет собой государственную программу полного или частичного содержания нетрудоспособных. В свою очередь, сис­тема социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования. Социальное страхование — система отношений по распределению и перерас­пределению национального дохода, заключающихся в формиро­вании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Система социального стра­хования — программы, включающие в себя безвозмездные пла­тежи всем членам общества независимо от их доходов по насту­плении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы, беременность и роды, потеря кор­мильца и пр.). Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. В систему соци­ального страхования входит пенсионное, медицинское, страхо­вание от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспече­ния составляет общественное вспомоществование. Общественное вспомоществование — программы оказания помощи лицам, офи­циально признанным людьми, не имеющими средств к сущест­вованию, т. е. находящимися за чертой бедности. Общественное вспомоществование направлено на поддержание дохода бедней­ших слоев населения независимо от их участия в трудовой дея­тельности и выплаты страховых взносов и финансируется из на­логовых поступлений государства. Общественное вспомощество­вание может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Система социальных услуг включает здравоохранение, обра­зование, профессиональную подготовку, службу занятости и не­которые другие сферы. Социальные услуги могут финансироваться как из государственного бюджета, так и из внебюджетных фондов, созданных за счет налоговых поступлений или взносов фирн и граждан. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги предоставляются и частными предприятиями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.

Существуют различные классификации моделей социальной политики. Однако в большинстве из них определяющим крите­рием является роль и степень участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и от­дельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, вы­деляют скандинавскую, континентальную, американо-британскую и южноевропейскую модели социальной политики.

В скандинавской моделе значительную часть расходов на со­циальные нужды берет на себя государство, которое несет ос­новную ответственность за социальное благополучие своих гра­ждан и является основным производителем социальных услуг. Социальная защита понимается здесь как законное право граж­данина, и все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. В рамках континентальной модели устанавливается жесткая связь между уровнем социальной защи­ты и длительностью профессиональной деятельности. В ее осно­ве лежит социальное страхование, услуги которого финансиру­ются в основном за счет взносов застрахованных. В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выда­чу социальных пособий получателям, т. е. за социальное обеспе­чение, но не организует социальные услуги. Этой модели следу­ют Германия, Франция, Австрия, Бельгия. Американо-британ­ская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. В основе этой модели лежит тезис о том, что Любой человек имеет право на минимальную социальную защиту, а зависимость социальных выплат от предыдущих отчислений противоречит идее равенства людей. Социальные программы опираются, в первую очередь, на частные сбережения и частное страхование. Эта модель включает социальное страхование с достаточно низ­кими выплатами и социальную помощь, которая играет домини­рующую роль. Подобная модель социального государства харак­терна для США, Англии и Ирландии. Уровень социального обеспечения в южноевропейской модели относительно низок. В этой связи семья и другие институты гражданского общества играют значительную роль в системе социальной защиты. Эту модель социальной политики можно характеризовать как пере­ходную, поскольку в последние десятилетия под влиянием соци­ально-экономических изменений механизм социальной защиты начал совершенствоваться. Существенным стимулом для этих изменений послужили возрастающие процессы европейской ин­теграции, направленные на сближение социально-экономиче­ских параметров стран-членов Европейского Союза. Эта модель воплощается в политике таких стран, как Италия, Испания, Гре­ция и Португалия. В таблице приведены социальные индикато­ры, описывающие результаты мероприятий социальной полити­ки в странах, придерживающихся той или иной ее модели.

Социальные индикаторы

Несомненно, государство играет ведущую роль в процессах перераспределения и особенно в предоставлении и осуществле­нии социальных гарантий. Однако государство не является един­ственным субъектом социальных гарантий. Существенное место в процессе их предоставления занимает социальная активность бизнеса. Деятельность бизнеса прямо сказывается на состоянии социальных проблем, так как прибыль предприятий является ис­точником прямых налогов и социальных взносов. Кроме того, политика предприятий оказывает непосредственное влияние на занятость, заработную плату и уровень социального обеспечения своих работников. Сегодня в мире все большее распространение получает концепция социально ответственного бизнеса (КСО). КСО прочно вошло в корпоративное управление в США и Кана­де еще в 50—60-х гг. прошлого века. В Европе КСО официально оформилось на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г., а также когда Европейская комиссия опубликовала так называемую Зеленую книгу о КСО. Корпоративная социальная ответственность (КСО) — концепция интеграции заботы о со­циальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компа­ний во взаимодействии со своими акционерами и внешней сре­дой. Сущность концепции социальной ответственности бизнеса в том, что бизнес, основной целью которого является получение прибыли, должен стремиться к достижению стабильности в об­ществе и социальной защищенности его членов. Польза от соци­ально ответственного бизнеса для общества очевидна. Основная проблема заключается в том, насколько выгодна самому бизнесу деятельность подобного рода. Деятельность компаний по КСО носит сугубо добровольный характер. Однако в мир бизнеса при­шло понимание того, что быть социально ответственными в со­временном мире необходимо, а главное, выгодно. Грамотно вло­женные в социальные программы средства являются реальной помощью обществу и приносят пользу и самому бизнесу (укреп­ление репутации и имиджа компании, рост инвестиционной привлекательности, повышение качества управления бизнесом). В обращении к партнерам своего благотворительного фонда са­мый богатый человек в мире Билл Гейтс и его жена Мелинда пи­сали: «Мы верим, что каждая жизнь имеет одинаковую ценность, где бы она не проходила — в богатой стране с высоким уровнем медицинского обслуживания или в нишей, где его почти нет». Билл Гейтс перечислил в свой фонд более 31 млрд долл., т, е. примерно 36% своих активов.

Е. В. Нечуйкина

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА: ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ, ТЕРМИНОЛОГИЯ

Работа представлена кафедрой международного права

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Научный руководитель — доктор юридических наук, доктор исторических наук,

профессор А. Ю. Пиджаков

В статье рассматриваются и анализируются термины, используемые в процессе правового регулирования социальной защиты населения, делается вывод о необходимости унификации терминологии в этой сфере и предлагаются направления унификации.

Предварительно отметим, что в правовой и социальной мысли прошлого нашли отражение многие подходы к теоретическому обоснованию понятий и сущности социальной защиты и социальной работы (деятельности). Так, известны парадигмы позитивизма и неопозитивизма, марксизма, системности, структурно-функционального анализа и феноменализма.

Что касается природы термина «социальная защита», то он был впервые использован в «Законе о социальной защите США» в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы1 . Вскоре этот термин стал широко применяться во многих странах мира, а также Международной организацией труда (МОТ). В дальнейшем рамки этой дефиниции расширились в ходе разработки и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (MACO) и др.

В нашей стране на длительное время в качестве основной категории в социальной сфере утвердилось «социальное обеспечение», и лишь в 90-е гг. прошлого века стали применять более современные понятия. В правовом поле российского законода-

тельства «социальная работа» и «социальное обеспечение» являются равными категориями. В правовой и политической литературе последних лет для анализа процессов в социальной политике государства и деятельности общественных организаций стали применять категории «социальное обеспечение» и «социальная помощь», например: непосредственная, трудовая, адресная и др.

Среди понятий, примыкающих к категории «социальная работа», следует выделить такие, как «социальная защищенность» и «социальная защита». Социальная защищенность (хотя в ст. 7 Конституции РФ речь идет о социальной защите) — это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Необходимость социальной защищенности граждан вызывает общественную потребность в наличии в государстве системы законов, компенсирующих несовершенство организации производства и распределения материальных благ. Сущность социальной защищенности состоит также в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Если в Конституции РФ и иных актах сформулированы социальные права граждан, то социальные службы соответ-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ствующих уровней обязаны их реализовы-вать. Поэтому так важно различать понятия «социальная защищенность» и «социальная защита».

Социальная защита — это более конкретное понятие, которое сводится к практической работе всех ветвей власти по pea -лизации прав и свобод граждан, т. е. социальной работе. В литературе различают два вида социальной защиты. Абсолютная -это обеспечение всем членам общества га -рантированного минимума уровня жизни, это крайне необходимый уровень жизненных благ, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности граждан, что не должно рассматриваться в качестве привилегии для избранных. В то же время ограниченная социальная защита это обеспечение государством социальных гарантий относительного благополучия конкретному лицу либо категории граждан. Ее цель — застраховать граждан от возможного уменьшения уровня доходов и снижения жизненного уровня. Фактически это вознаграждение за труд2.

Понятие социальной защиты, по мнению автора, является наиболее близким к понятию «социальная работа». В литературе социальная защита также рассматривается как разновидность социальной поддержки , т. е. содействие человеку или груп-пе людей в преодолении трудной жизненной ситуации. Это также социальное действие или система действий, направленных не только на поддержку людей, но и на устранение источников возникновения трудных жизненных ситуаций3.

Таким образом, как социальная работа, так и социальная защита являются определенной формой деятельности. Однако социальная защита может охватывать более широкий круг вопросов по сравнению с социальной работой. В настоящее время социальная защита рассматривается как деятельность, начинающаяся от формирования бюджета определенного региона (территории) до регулирования практически всех значимых форм жизнедеятель-

ности, проживающего на ней населения4. По нашему мнению, социальная защита включает в себя предоставляемые обществом меры, направленные не только на ликвидацию или минимизацию социально-неблагоприятных последствий, но на предотвращение их наступления, т. е. носит превентивный характер. Социальная обеспеченность лишь направлена на компенсацию и минимизацию наступивших неблагоприятных социальных явлений, т. е. составляет обеспечительный компонент социальной работы.

К важнейшим характеристикам категории «социальная защита» Л. П. Якушев относит: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь. Данный подход опирается на позиции МОТ, в основе которых лежит институциональное строение национальных систем социальной защиты как комбинации различных институтов социального страхования и социальной помощи5.

Социальная работа ведется конкретным специалистом или группой специалистов по реализации определенных положений социальной защиты и может рассматриваться как отношение частного к общему. В связи с этим к субъектам социальной работы следует отнести государственные органы исполнительной власти, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, различные общественные объединения, социальные службы и др.

Отметим также взаимную связь и обусловленность указанных категорий. Очевидно, что понятие «социальная работа» существенно отличается от понятий «социальная поддержка» и «социальная защита». Постепенно социальная работа начинает превалировать над социальной защитой, включая ее в собственную структуру. Ключевое отличие этих понятий состоит в том, что социальная работа предполагает оптимальное сочетание профилактических мер с «лечением» социальных недугов, что в итоге приведет к сокращению числа нуж-

Социальная защита: понятие, категории, терминология

дающихся в социальной поддержке и социальной защите.

Приведенный обзор некоторых правовых понятий, применяемых в социальной сфере, показывает, что в действующем законодательстве должна быть проведена унификация понятийного аппарата. Во-первых, представляется разумным выбрать одни термины и отказаться от других. Так, под «социальным обеспечением» следует понимать денежные средства, иное имущество и социальные услуги, предоставляемые (оказываемые) определенным категориям граждан за счет средств бюджетов всех уровней в случае наступления событий, признаваемых законом социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан. Во-вторых, если говорить о втором терминологическом ряде, то складывается впечатление, что «социальная льгота», «социальная гарантия», «компенсация», «социальное пособие», «социальная ссуда», «пенсия» — разновидности социального обеспечения. Причем можно заметить, что часть из них представляет денежные вы -платы (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды), а другая часть — социальное обслуживание (социальные услуги и натуральная помощь продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и др.). В-третьих, необходимо провести различие между видами денежных выплат. Например, допустимо ввести следующие разграничения:

1. Пенсии — денежные выплаты, предоставляемые ежемесячно на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, утраченного ими в связи с наступлением определенного события, и являющиеся постоянным и основным источником к существованию.

2. Компенсации — денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях полного возмещения оплаты, предоставляемых гражданам материальных благ или оказания услуг, а также в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников.

3. Пособия — денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения гражданам зарплаты или иного утраченного дохода, оказания дополнительной материальной помощи и являющимся дополнением к иному постоянному и дополнительному источнику существования.

4. Субсидии — денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и возвратной основе в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

В-четвертых, необходимо ввести определения подвидов денежных выплат, которые установлены на федеральном уровне и, как следствие, должны финансироваться из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Роик В. Д. Основы социального обеспечения. М.: Анкил, 2005. С. 13.

4 Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 237.

5 Якушев Л. П. Социальная защита: Учеб. пособие. М.: Гос. академия управления им. С. Орджоникидзе, 1998. С. 10-22.

Льготы и социальные гарантии семье, имеющей статус многодетной

В соответствии со ст.62 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находится трое и более детей.

Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами.

Удостоверение многодетной семьи выдается местными исполнительными и распорядительными органами семьям, в том числе неполным, имеющим на иждивении и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Удостоверение выдается многодетным семьям граждан Республики Беларусь, иностранных гражданам и лиц без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь. (п.2,3 Положение о порядке выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь, от 28.07.2011г. № 1009 .

Законодательством Республики Беларусь для многодетных семей предусмотрены следующие льготы:

1. По Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 № 1596-XI(ст.19) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту до достижении 50 лет(а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет.

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16 летнего возраста, при стаже работы в колхозах, савхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.

2. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З:

— освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, полученные молодыми и многодетными семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшими на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, в виде финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений таким физическим лицам, в случаях, предусмотренных законодательными актами ( п. 1.46 ст. 163);

— родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 46 ,0 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц (ст. 164);

— освобождаются от налога на недвижимость жилые помещения в многоквартирном жилом доме, принадлежащие на праве собственности одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей) (ст.186);

— освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей) ( п 1.27, ст. 194);

— освобождаются от государственной пошлины при совершении нотариальных действий многодетные матери (за свидетельствование верности копий документов по делам об их награждении) (п 2.11 ст. 257);

ставки единого налога снижаются для плательщиков — родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет — на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи ( п 2.4 ст. 297).

3. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 №13″О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа многодетных семей предоставляется право на получение льготных кредитов на строительство(реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Многодетным семьям предоставлено внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство(реконструкцию) или приобретение жилых помещений, либо на получение одноразовых субсидий. Максимальный срок на который предоставляются льготные кредиты для многодетных семей,-40лет (1% годовых).

Многодетные семьи, которые реализовали свое право на получение льготного кредита и (или) одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе во внеочередном порядке, а также семьи, приобретшие статус многодетных после улучшения жилищных условий с привлечением льготного кредита и (или) одноразовой субсидии, имеют право на повторное получение льготного кредита или одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе во внеочередном порядке, если основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у них возникли в связи с рождением, усыновлением, удочерением детей.

Семьям, в которых один из родителей после рождения второго и последующих детей является получателем пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на период получения данного пособия предоставляется отсрочка в погашении задолженности по кредиту (включая проценты за пользование кредитом), предоставленному на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.

Многодетным семьям финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, после наступления срока погашения задолженности по льготным кредитам и выплаты процентов за пользование ими в соответствии с количеством несовершеннолетних детей на дату заключения кредитного договора и суммой задолженности по льготным кредитам на дату представления кредитополучателями открытому акционерному обществу «Сберегательный банк «Беларусбанк» документов, необходимых для ее получения, и оказывается в следующих размерах:

при наличии троих несовершеннолетних детей – 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам;

при наличии четверых и более несовершеннолетних детей – 100 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.

Семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующих детей после заключения кредитного договора финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется в соответствии с количеством несовершеннолетних детей на дату рождения (усыновления, удочерения) ребенка( с учетом родившегося, усыновленного, удочеренного).

Многодетным семьям, получившим финансовую помощь в размере 30 или 50 процентов при наличии троих детей и 50 или 70 процентов при наличии четверых детей, производится перерасчет финансовой помощи при наличии в семье не менее троих несовершеннолетних детей на дату представления кредитополучателями открытому акционерному обществу «Сберегательный банк «Беларусбанк» документов, необходимых для ее перерасчета.

4. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22.11.2007г. №585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства» молодым и многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, при рождении, усыновлении (удочерении) либо наличии несовершеннолетних детей в период погашения задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, предоставляется финансовая поддержка государства в погашении задолженности по таким кредитам.

Финансовая поддержка исчисляется на дату представления кредитополучателем документов, необходимых для получения финансовой поддержки, в следующих размерах:

молодым семьям при рождении, усыновлении (удочерении) первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка – 40 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – бюджет прожиточного минимума);

молодым семьям при рождении, усыновлении (удочерении) второго ребенка или наличии двоих несовершеннолетних детей – 80 бюджетов прожиточного минимума;

многодетным семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего ребенка и последующих детей или наличии троих и более несовершеннолетних детей – 100 бюджетов прожиточного минимума;

молодым семьям при рождении двойни, усыновлении (удочерении) двоих детей (далее – двойня) – на одного ребенка из двойни в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого – 80 бюджетов прожиточного минимума. Если в семье до появления двойни был один ребенок, то на одного ребенка из двойни предоставляется финансовая поддержка в размере 80 бюджетов прожиточного минимума, на другого – 100 бюджетов прожиточного минимума, если было двое и более детей, то на каждого ребенка из двойни – по 100 бюджетов прожиточного минимума;

многодетным семьям при рождении тройни, усыновлении (удочерении) троих детей (далее – тройня) – на одного ребенка из тройни в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого – 80 бюджетов прожиточного минимума, на третьего – 100 бюджетов прожиточного минимума. Если в семье до появления тройни был один ребенок, то на одного ребенка из тройни предоставляется финансовая поддержка в размере 80 бюджетов прожиточного минимума, на другого и третьего – по 100 бюджетов прожиточного минимума, если было двое и более детей, то на каждого ребенка из тройни – по 100 бюджетов прожиточного минимума.

Предоставление финансовой поддержки молодым и многодетным семьям по основаниям рождения, усыновления (удочерения) детей осуществляется в случаях рождения, усыновления (удочерения) детей в семьях после 2 декабря 2007 г. в период погашения задолженности по кредитам.

5. Согласно Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 №34матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

6. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 № 126 «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе» руководители государственных учреждений образования вправе предоставлять в период получения высшего, среднего специального образования скидки со сформированной стоимости обучения в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Беларусь, студентам и учащимся, являющимся членами малообеспеченных семей, из семей, в которых воспитывается трое и более несовершеннолетних детей.

7. В соответствии с Положением об организации питания учащихся получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, в утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 №177 ( бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются учащиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования дети из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет.

8. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2010 № 229 (ред. от 24.07.2014) «О размере платы за получение дополнительного образования детей и молодежи в государственных детских школах искусств , порядке ее взимания и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2008 г. № 281″плата за получение дополнительного образования детей и молодежи в школах искусств не взимается с семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет.

9. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование на уровне дошкольного образования»плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, снижается на 50% для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет.

10. В соответствии с Перечнем бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 №1218(ред. от 02.03.2015) «О некоторых вопросах оказания социальных услуг»семьям, воспитывающим троих и более детей, родившихся одновременно, оказывается помощь в уходе за детьми до достижения ими трехлетнего возраста (услуги няни) в дневное время по рабочим дням не более 40 часов в неделю).

11. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 №41 (ред. от 02.04.2015) » О государственной адресной социальной помощи» (вместе с Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи»)государственная адресная социальная помощь в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни предоставляется семьям, имеющим среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости.

Семьям при рождении двойни или более детей одновременно такая помощь предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода.

11. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь » О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» от 09.12.2014 №572

С 1 января 2015 г. при рождении, усыновлении (удочерении0 третьего или последующих детей граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в РБ, имеют право на единовременное предоставление безналичных денежных средств в размере 10 000 долларов США. (далее- семейный капитал).

Порядок и условия назначения, перечисления и распоряжения средствами семейного капитала утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2015 г. № 128 «Об утверждении Положения о порядке и условиях назначения, финансирования (перечисления),распоряжения средствами семейного капитала».

Наряду с республиканскими льготами для многодетных семей, в городе Минске для детей из отдельных категорий семей решением Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016г. № 243 предусмотрены следующие социальные гарантии:

  1. ежемесячная доплата к социальным пенсиям детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите г. Минска (за исключением детей, находящихся на государственном обеспечении), в размере 150 процентов минимальной пенсии по возрасту;
  2. ежемесячная выплата детям из семей, в которых родилась и воспитывается тройня и более детей, до достижения детьми возраста трех лет в размере одной базовой величины на каждого ребенка;
  3. ежегодная выплата бывшим выпускникам детских интернатных учреждений из числа детей и молодежи, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, в размере не более бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ), действующего на дату подачи заявления;
  4. доплата до полной стоимости путевки в оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей-инвалидов, в том числе с особенностями психофизического развития, за исключением детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (один раз в год в каникулярный период в размере разницы между полной стоимостью путевки и дотацией из средств государственного социального страхования);
  5. доплата до полной стоимости путевки в оздоровительные организации с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с учетом сопровождения по медицинским показаниям (один раз в год в летний период);
  6. доплата до полной стоимости путевки в санаторно-курортные и оздоровительные организации с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей-инвалидов в возрасте от 6 до 15 лет, больных сахарным диабетом (в стадии компенсации), с заболеваниями сердечно-сосудистой системы с учетом сопровождения по медицинским показаниям (один раз в год в летний период);
  7. оплата части стоимости путевки на оздоровление в загородных оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием продолжительностью не менее 18 дней детей работников бюджетных организаций, имущество которых находится в собственности г. Минска, отделов, управлений, комитетов Минского городского исполнительного комитета и администраций районов в г. Минске (один раз в год в летний период);
  8. доплата до полной стоимости путевки в военно-спортивные лагеря для несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние и (или) воспитывающихся в неблагополучных семьях (в размере разницы между полной стоимостью путевки и дотацией из средств государственного социального страхования);
  9. доплата до полной стоимости путевки в оздоровительные профильные и палаточные лагеря с круглосуточным пребыванием детей, достигших высоких показателей в учебной деятельности, победителей и призеров районных, городских, республиканских, международных олимпиад по учебным предметам, интеллектуальных конкурсов и соревнований (один раз в год в каникулярный период в размере разницы между полной стоимостью путевки и дотацией из государственного социального страхования, родительской платы вразмере 10 процентов от полной стоимости путевки);
  10. доплата до полной стоимости путевки в оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста (до двух раз в год в летний период);
  11. оплата части стоимости путевки в оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей из многодетных семей, в которых на иждивении и воспитании находится 5 и более несовершеннолетних детей (при приобретении путевки один раз в год в летний период в размере 2 базовых величин на каждого несовершеннолетнего ребенка);
  12. предоставление бесплатного одноразового питания в учреждениях общего среднего образования г. Минска воспитанникам детских домов семейного типа, приемных и опекунских семей, детских деревень (городков) в размере фактической стоимости питания в соответствии с денежными нормами расходов на питание, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.05.2013, 5/37187);
  13. доплата в размере 2,1 процента базовой величины к денежным нормам расходов на питание в день для учащихся учреждений общего среднего образования, специального образования, обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах и специальных общеобразовательных школах г. Минска и Минского района Минской области: из малообеспеченных семей; из опекунских семей; из многодетных семей, воспитывающих троих и более детей до 18 лет; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия; из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; из семей работников, обслуживающих действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства; из семей военнослужащих, лиц начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий по причине алкогольного, токсического, наркотического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства; а также для детей: с особенностями психофизического развития, обучающихся в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания; в специализированных по спорту классах; находящихся в социально опасном положении; детей-инвалидов до 18 лет; для воспитанников детских домов семейного типа, приемных семей, детских деревень (городков);
  14. доплата к денежным нормам расходов на питание в день для детей, находящихся на оздоровлении в государственном учреждении образования «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер», в размере 6 процентов базовой величины.