Соглашения о защите капиталовложений

Содержание

Первоначальный законопроект, внесенный на рассмотрение Госдумы, был более широкой направленности и имел неофициальное название «инвестиционный кодекс». Он предусматривал два инвестиционных режима: общий и проектный. Общий инвестиционный режим должен был определять основные правила инвестиционной деятельности, распространяющиеся на всех инвесторов вне зависимости от объема инвестиций. Проектный режим в свою очередь должен был действовать как специальный и применяться лишь при заключении СЗПК.

Законодательство Путин подписал закон о защите и поощрении инвестиций

Впоследствии общий инвестиционный режим был исключен: предмет регулирования закона стал ограничен лишь отношениями, возникающими в связи с осуществлением инвестиций на основании СЗПК.

При этом от идеи «инвестиционного кодекса», положения которого как раз и должен были закреплять общий инвестиционный режим, не отказались: его разработка планируется в рамках следующего этапа совершенствования инвестиционного законодательства.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».

Что представляет собой СЗПК?

СЗПК – это соглашение между РФ и/или ее субъектами и организацией, реализующей проект, положения которого должны гарантировать стабильность условий реализации проекта и устанавливать взаимные права, обязанности и ответственность каждой из сторон соглашения. Организацией, реализующей проект, может быть российское юридическое лицо, в том числе проектная компания – организация, специально созданная для реализации инвестиционного проекта. При этом в качестве инвестора могут выступать как российские физические и юридические лица, так и иностранные инвесторы.

Практика Правительство утвердило комиссию по контролю за иностранными инвестициями

Заключение СЗПК предоставит перечень преимуществ организациям, реализующим проект: в их отношении будет действовать стабилизационная оговорка, запрещающая применять положения законодательства, ухудшающие условия ведения деятельности, связанной с осуществлением проекта. В частности, не подлежат изменению налоговые условия, условия землепользования и градостроительной деятельность на срок от 6 до 20 лет. Кроме того, закон устанавливает меры поддержки по возмещению определенных затрат, понесенных в целях создания или модернизации транспортной, энергетической, коммунальной, социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств.

Заключить СЗПК можно будет двумя способами: путем направления заявления о заключении СЗПК в уполномоченные органы и в порядке публичной проектной инициативы на конкурсной основе.

Способы разрешения споров из СЗПК

Что касается разрешения споров из СЗПК, закон прямо предусматривает возможность их передачи не только в государственные суды, но и арбитраж, администрируемый постоянно действующими арбитражными учреждениями (ПДАУ). Для этого стороны инвестиционного соглашения должны включить в СЗПК арбитражную оговорку, позволяющую точно определить арбитражное учреждение, в которое стороны договорились передавать споры. В таком случае СЗПК должно будет содержать не только арбитражную оговорку, но и альтернативное условие о возможности разрешения споров в компетентном государственном суде: сторона, инициировавшая спор, по своему усмотрению выберет способ разрешения возникших разногласий.

Рассмотрение споров, вытекающих из деятельности по реализации инвестиционных проектов, путем арбитража является повсеместной практикой. В настоящее время инвестиционный арбитраж становится все более востребованным, государства заключают между собой двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения, которые в большинстве случаев содержат оговорку о возможности разрешения споров между государством и иностранным инвестором путем арбитража. Обращение в арбитраж дает инвестору ряд преимуществ, в том числе возможность рассмотрения спора специалистами в конкретной сфере инвестиционной деятельности (будь то строительство, технологии, нефтегазовое производство). Более того, арбитраж предоставляет дополнительные гарантии независимости арбитров, что зачастую является для инвесторов особенно важным с учетом того, что одной из сторон спора всегда является государство.

Потенциал включения в СЗПК арбитражных оговорок достаточно велик: наличие у арбитров особой экспертизы, а также их независимость могут стать ключевыми факторами при выборе способа разрешения споров как российскими, так и иностранными инвесторами. В настоящее время такие споры могут быть рассмотрены в Российском арбитражном центре, Международном коммерческом арбитражном суде, Арбитражном центре при РСПП, а также в двух иностранных арбитражных учреждениях, признаваемых ПДАУ в соответствии с правилами данных ПДАУ (Гонконгском и Венском международных арбитражных центрах).

Несмотря на то, что практически все положения Закона вступили в силу, пока заключить СЗПК невозможно: требуется ряд принятия подзаконных актов: например, Правительство должно установить форму заявления на заключения СЗПК. Эти акты планируется подготовить до середины лета. Сами же СЗПК можно будет заключить не позднее 1 января 2030 года.

Пока рано говорить о реальном эффекте закона, однако предоставление инвесторам большей гарантии защиты прав при реализации инвестиционных проектов должно благосклонно сказаться на российском инвестиционной климате, а сам механизм СЗПК может стать эффективным способом привлечения инвестиций в российскую экономику.

Авторы мнения:

Юлия Муллина
Ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража

Валерия Бутырина
Кейс-администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража

  • Право.ru

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений

СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и
Правительством Литовской Республики о
поощрении и взаимной защите капиталовложений

Ратифицировано
Федеральным законом РФ
от 26 апреля 2004 года N 30-ФЗ

Правительство Российской Федерации и Правительство Литовской Республики, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,
желая создавать благоприятные условия для осуществления капиталовложений инвесторов одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны,
признавая, что поощрение и взаимная защита капиталовложений на основе настоящего Соглашения будут способствовать развитию взаимовыгодного торгово-экономического, научно-технического сотрудничества,
согласились со следующим:

Статья 1. Определения

Статья 1
Определения

Для целей настоящего Соглашения:

1. Термин «инвестор» означает в отношении каждой из Договаривающихся Сторон:
a) любое физическое лицо, являющееся гражданином государства этой Договаривающейся Стороны в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны и правомочное осуществлять капиталовложения на территории другой Договаривающейся Стороны в соответствии с законодательством последней Договаривающейся Стороны;
b) в отношении Российской Федерации:
любое юридическое лицо, созданное или учрежденное в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, при условии, что это юридическое лицо правомочно в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять капиталовложения на территории Литовской Республики;
в отношении Литовской Республики:
любое предприятие, учрежденное и зарегистрированное на территории Литовской Республики в соответствии с ее законодательством.

2. Термин «капиталовложения» означает все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвестором одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны в соответствии с законодательством последней, и включает, в частности, но не исключительно:
a) движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие имущественные права;
b) акции, вклады, облигации и другие формы участия в предприятиях и компаниях;
c) требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, и требования на любую деятельность, имеющую экономическую ценность и связанную с капиталовложениями;
d) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, модели, товарные знаки, знаки обслуживания, деловую репутацию и ноу-хау);
e) права на осуществление экономической деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку, разработку, добычу и эксплуатацию природных ресурсов.
Никакое изменение формы, в которой имущественные ценности вкладываются или реинвестируются, не влияет на характер капиталовложений при условии, что такое изменение не противоречит законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены.

3. Термин «доходы» означает суммы, получаемые в результате капиталовложений согласно пункту 2 настоящей статьи, и включает, в частности, но не исключительно: прибыль, прирост капитала, дивиденды, проценты, лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения.

4. Термин «территория» означает территорию Российской Федерации или территорию Литовской Республики, включая их соответствующие исключительную экономическую зону и континентальный шельф, в которых соответствующее государство может осуществлять суверенные права и юрисдикцию согласно международному праву.

5. Термин «законодательство Договаривающейся Стороны» означает законодательство государства Договаривающейся Стороны в отношении обеих Договаривающихся Сторон.

Статья 2. Поощрение и защита капиталовложений

Статья 2
Поощрение и защита капиталовложений

1. Каждая Договаривающаяся Сторона поощряет инвесторов другой Договаривающейся Стороны осуществлять капиталовложения на своей территории и допускает такие капиталовложения в соответствии со своим законодательством.

2. Каждая Договаривающаяся Сторона гарантирует инвесторам другой Договаривающейся Стороны в соответствии со своим законодательством полную защиту и безопасность капиталовложений, осуществленных инвесторами другой Договаривающейся Стороны.

Статья 3. Режим капиталовложений

Статья 3
Режим капиталовложений

1. Каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает на своей территории инвесторам, капиталовложениям, осуществленным инвесторами другой Договаривающейся Стороны, и деятельности в связи с такими капиталовложениями справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению, содержанию, пользованию, владению и распоряжению капиталовложениями.

2. Режим, упомянутый в пункте 1 настоящей статьи, является по крайней мере не менее благоприятным, чем режим, который Договаривающаяся Сторона предоставляет капиталовложениям и деятельности в связи с такими капиталовложениями своих собственных инвесторов или инвесторов третьего государства.

3. Каждая Договаривающаяся Сторона оставляет за собой право в соответствии со своим законодательством определять отрасли экономики и сферы деятельности, в которых исключается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов.

4. Режим наиболее благоприятствуемой нации, предоставляемый в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не распространяется на преимущества, которые Договаривающаяся Сторона предоставляет или предоставит в будущем:
а) в связи с участием в существующих или возможных в будущем таможенных, валютных и платежных союзах, зонах свободной торговли и единых тарифов, общем рынке или иных формах соглашений о региональной экономической интеграции, участником которых является или может стать в будущем одна из Договаривающихся Сторон;
b) на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.

Статья 4. Ключевой персонал

Статья 4
Ключевой персонал

1. Договаривающаяся Сторона в соответствии со своим законодательством, касающимся въезда, временного пребывания и работы физических лиц, не являющихся гражданами ее государства, разрешает физическим лицам, которые являются инвесторами другой Договаривающейся Стороны, и ключевому персоналу (руководящему, административному, а также техническому, имеющему особое значение для деятельности предприятия), нанятому инвестором этой Договаривающейся Стороны, въезжать и оставаться на ее территории с целью ocуществления деятельности, связанной с капиталовложениями.

2. Договаривающаяся Сторона в соответствии со своим законодательством разрешает инвесторам другой Договаривающейся Стороны, осуществившим капиталовложения на территории первой Договаривающейся Стороны, нанимать любого сотрудника категории ключевого персонала по своему выбору, вне зависимости от гражданства, при условии, что такой работник категории ключевого персонала получил разрешение на въезд, временное пребывание и работу на территории первой Договаривающейся Стороны и что данная работа соответствует условиям и временным ограничениям, установленным в выданном такому работнику категории ключевого персонала разрешении.

Статья 5. Открытость законов

Статья 5
Открытость законов

Каждая Договаривающаяся Сторона в целях содействия пониманию своих законов, касающихся или затрагивающих капиталовложения, осуществляемые инвесторами другой Договаривающейся Стороны на ее территории, обеспечивает открытость и доступность таких законов.
Договаривающиеся Стороны при необходимости обмениваются информацией по законодательству, относящемуся к сфере действия настоящего Соглашения.

Статья 6. Экспроприация и компенсация

Статья 6
Экспроприация и компенсация

1. Капиталовложения инвесторов одной Договаривающейся Стороны, осуществленные на территории другой Договаривающейся Стороны, не подлежат экспроприации, национализации или другим мерам, равносильным экспроприации или национализации (далее именуемым «экспроприация»), за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

2. Компенсация соответствует рыночной стоимости экспроприируемых капиталовложений непосредственно до момента, когда официально стало известно о фактическом осуществлении либо о предстоящей экспроприации. Компенсация выплачивается без необоснованной задержки в свободно конвертируемой валюте и свободно переводится с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны. До даты выплаты на сумму компенсации начисляются проценты по процентной ставке ЛИБОР (LIBOR).

Статья 7. Возмещение ущерба

Статья 7
Возмещение ущерба

Инвесторам одной Договаривающейся Стороны, капиталовложениям которых нанесен ущерб на территории другой Договаривающейся Стороны в результате войны, гражданских беспорядков, введения чрезвычайного положения, восстания, мятежа или иных подобных обстоятельств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который последняя Договаривающаяся Сторона предоставляет собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства в отношении любых мер, которые принимаются ею в связи с таким ущербом.

Статья 8. Переводы

Статья 8
Переводы

1. Каждая Договаривающаяся Сторона гарантирует инвесторам другой Договаривающейся Стороны после выполнения ими всех налоговых обязательств беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями, и в частности:
a) первоначального капиталовложения и дополнительных сумм для поддержания и увеличения капиталовложения;
b) доходов;
c) сумм, выплачиваемых в погашение займов, непосредственно связанных с капиталовложениями;
d) сумм, полученных в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей капиталовложений;
e) компенсации, предусмотренной в статье 6 настоящего Соглашения;
f) заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвестором другой Договаривающейся Стороны и ключевым персоналом, которым разрешено работать в связи с капиталовложениями на территории первой Договаривающейся Стороны.

2. Переводы осуществляются без необоснованной задержки в свободно конвертируемой валюте по курсу, применяемому на дату перевода в соответствии с действующими валютными правилами той Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены.

Статья 9. Суброгация

Статья 9
Суброгация

Договаривающаяся Сторона или уполномоченное ею агентство, которые произвели платеж инвестору на основе гарантии от некоммерческих рисков в связи с его капиталовложением на территории другой Договаривающейся Стороны, осуществляют в порядке суброгации права инвестора в том же объеме, что и сам инвестор. Такие права осуществляются в соответствии с законодательством последней Договаривающейся Стороны.

Статья 10. Разрешение споров между Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны

Статья 10
Разрешение споров между Договаривающейся Стороной
и инвестором другой Договаривающейся Стороны

1. В случае любого спора между одной Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны, возникающего в связи с капиталовложениями, включая споры, касающиеся размера, условий или порядка выплаты компенсации или порядка осуществления перевода платежей, предусмотренных соответственно в статьях 6 и 8 настоящего Соглашения, подается письменное уведомление, сопровождаемое подробными комментариями, которые инвестор направляет Договаривающейся Стороне, участвующей в споре. Стороны в споре стремятся урегулировать такой спор по возможности путем переговоров.

2. Если такой спор не может быть разрешен дружественно в течение шести месяцев с даты подачи письменного уведомления, упомянутого в пункте 1 настоящей статьи, то по требованию каждой Стороны и по выбору инвестора он передается на рассмотрение в:
a) компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены; или
b) Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты; или
c) Арбитражный суд Международной торговой палаты; или
d) третейский суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

3. Арбитражное решение является окончательным и обязательным для обеих сторон в споре. Каждая Договаривающаяся Сторона обязуется обеспечивать выполнение такого решения в соответствии со своим законодательством.

Статья 11. Разрешение споров между Договаривающимися Сторонами

Статья 11
Разрешение споров между Договаривающимися
Сторонами

1. Споры между Договаривающимися Сторонами относительно толкования и применения настоящего Соглашения разрешаются путем переговоров, по возможности, по дипломатическим каналам.

2. Если таким способом спор не урегулирован в течение шести месяцев с начала переговоров, то по требованию любой из Договаривающихся Сторон он передается на рассмотрение третейского суда.

3. Такой третейский суд создается для каждого отдельного случая следующим образом. Каждая Договаривающаяся Сторона назначает по одному члену третейского суда в течение двух месяцев с даты получения уведомления о третейском разбирательстве. Эти два члена суда избирают гражданина третьего государства, который с одобрения обеих Договаривающихся Сторон назначается председателем третейского суда в течение двух месяцев с даты назначения двух других членов.

4. Если в сроки, указанные в пункте 3 настоящей статьи, необходимые назначения не произведены, то при отсутствии иной договоренности любая из Договаривающихся Сторон может обратиться к Председателю Международного суда с просьбой произвести такие назначения. Если Председатель Международного суда является гражданином государства одной из Договаривающихся Сторон или по другим причинам не может выполнить указанную просьбу, то произвести необходимые назначения предлагается заместителю Председателя Международного суда. Если заместитель Председателя Международного суда также является гражданином государства одной из Договаривающихся Сторон или по другим причинам не может выполнить указанную просьбу, то произвести необходимые назначения предлагается следующему за ним по старшинству члену Международного суда, который не является гражданином государства ни одной из Договаривающихся Сторон.

5. Третейский суд выносит свое решение большинством голосов. Такое решение является окончательным и обязательным для каждой Договаривающейся Стороны. Третейский суд определяет порядок своей работы самостоятельно.

6. Каждая Договаривающаяся Сторона несет расходы, связанные с деятельностью назначенного ею члена суда и своим представительством в третейском разбирательстве; расходы, связанные с деятельностью председателя третейского суда, а также прочие расходы Договаривающиеся Стороны несут в равных долях. Третейский суд, однако, может предусмотреть в своем решении, что одна из Договаривающихся Сторон будет нести большую долю расходов, и такое решение будет обязательным для обеих Договаривающихся Сторон.

Статья 12. Консультации

Статья 12
Консультации

Договаривающиеся Стороны по просьбе любой из них проводят консультации по вопросам, касающимся толкования или применения настоящего Соглашения.

Статья 13. Применение Соглашения

Статья 13
Применение Соглашения

Настоящее Соглашение применяется к капиталовложениям, осуществленным инвесторами одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны начиная с 1 января 1992 года.
Положения настоящего Соглашения применяются в отношении споров, указанных в статьях 10 и 11 настоящего Соглашения, с момента вступления его в силу.

Статья 14. Вступление в силу и срок действия Соглашения

Статья 14
Вступление в силу и срок действия Соглашения

1. Каждая Договаривающаяся Сторона письменно уведомляет другую Договаривающуюся Сторону о выполнении всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего из двух уведомлений.

2. Настоящее Соглашение остается в силе в течение пятнадцати лет. После этого срока оно остается в силе в течение двенадцати месяцев с даты, когда одна Договаривающаяся Сторона письменно уведомит другую Договаривающуюся Сторону о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения.

3. Протокол, приложенный к настоящему Соглашению, является его неотъемлемой частью.

4. В настоящее Соглашение могут быть внесены поправки с взаимного письменного согласия Договаривающихся Сторон. Любая поправка вступает в силу после того, как каждая Договаривающаяся Сторона письменно уведомит другую Договаривающуюся Сторону о выполнении всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления такой поправки в силу.

5. В отношении капиталовложений, осуществленных до даты прекращения действия настоящего Соглашения и подпадающих под его действие, положения всех других статей настоящего Соглашения остаются в силе в течение последующих десяти лет после даты прекращения его действия.
Совершено в Москве 29 июня 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском, литовском и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.
В случае расхождений используется текст на английском языке.

Протокол

Во время подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее именуемого «Соглашение») Договаривающиеся Стороны согласились со следующими положениями, которые являются неотъемлемой частью Соглашения:

1. Несмотря на положения статьи 10 Соглашения, инвесторы, капиталовложения которых экспроприируются, имеют право на безотлагательное рассмотрение их дела соответствующим судебным или административным органом Договаривающейся Стороны, осуществляющей экспроприацию, для определения, соответствует ли такая экспроприация и последующая компенсация принципам, заложенным в статье 6 Соглашения и в законодательстве Договаривающейся Стороны, осуществляющей экспроприацию.

2. Несмотря на положения статьи 13 Соглашения, в отношении Литовской Республики:
a) положения Соглашения не применяются к вопросам, касающимся приобретения, владения, использования, распоряжения и других прав по отношению к участкам земли;
b) вопросы, указанные в подпункте а) пункта 2 настоящего Протокола, регулируются законодательством Литовской Республики.
Совершено в Москве 29 июня 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском, литовском и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.
В случае расхождений используется текст на английском языке.
Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года N 30-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 18, ст.1688).
Соглашение вступило в силу 24 мая 2004 года.

Текст документа сверен по:
«Собрание законодательства
Российской Федерации»,
N 46, (ч.I), 15.11.2004

Это новый механизм поддержки инвестиционной деятельности. Он предусмотрен Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».

В рамках его реализации правовым департаментом администрации губернатора и правительства области подготовлены комплексные изменения в сфере инвестиционной деятельности.

Законопроект внесен временно исполняющим обязанности губернатора области Александром Цыбульским в областное Собрание. Он будет рассматриваться на ближайшей сессии областного Собрания 23 сентября 2020 года.

Соглашения о защите и поощрении капиталовложений

Как пояснил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев, соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – механизм, который предусматривает две формы поддержки инвестиционной деятельности.

Во-первых, это стабилизационная оговорка. То есть неприменение в отношении инвестора решений органов власти, ухудшающих его положение или создающих дополнительные барьеры или расходы при реализации инвестиционного проекта.

Во-вторых, это возможность возмещения затрат за счет средств федерального и (или) регионального бюджетов:

  • на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  • на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Инициатива: от публичного образования или от инвестора

Соглашения заключаются либо на основании частной проектной инициативы, либо на основании публичной проектной инициативы.

Частная проектная инициатива носит заявительный характер (без конкурса) и должна исходить только от российского юридического лица. В рамках частной проектной инициативы СЗПК заключаются в три этапа:

  1. Направление заявления о заключении соглашения в субъект Федерации, где планируется реализация инвестиционного проекта;
  2. Рассмотрение уполномоченным органом власти субъекта Федерации в течение 30 рабочих дней заявления инвестора;
  3. Принятие уполномоченным органом власти субъекта Федерации решения о заключении соглашения либо об отказе в его заключении.

Публичная проектная инициатива может предлагаться как федеральными, так и региональными властями путем опубликования на официальном сайте ГИС «Капиталовложения» декларации о реализации инвестиционного проекта. Перед этим уполномоченные органы власти должны выполнить ряд оценочных мероприятий в отношении предмета будущего СЗПК, включающих:

  1. Оценку соотношения выгод и затрат инвестиционного проекта (выявляется выгода от реализации проекта инвестором);
  2. Получение согласия субъекта Федерации, на территории которого планируется реализация проекта, в случае, если стороной соглашения является Россия;
  3. Подтверждение источников бюджетного финансирования (если соглашение предусматривает привлечение бюджетных средств).

СЗПК в рамках публичной проектной инициативы заключаются по итогам конкурсного отбора инвестора.

Федеральный закон содержит общие требования к проведению конкурса. Особенности конкурсных процедур на федеральном уровне определяются Правительством России. Детали конкурсного отбора на областном уровне утверждаются правительством области.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать следующее:

  • основную информацию о компании (состав акционеров, размер уставного капитала, финансовая отчетность, учредительные документы)
  • бизнес-план проекта;
  • финансовую модель;
  • ранее заключенные контракты по инвестиционному проекту (при наличии);
  • иные сведения и документы.

Документы, заверенные ЭЦП, подаются в электронной форме в личном кабинете ГИС «Капиталовложения».

Победитель конкурса определяется исходя из следующих критериев:

  1. Наибольший объем капиталовложений;
  2. Наименьший объем мер государственной поддержки либо отсутствие таких мер;
  3. Кратчайшие сроки реализации инвестиционного проекта при наиболее высокой эффективности.

С победителем конкурса заключается соглашение о защите и поощрении капиталовложений, соответствующее условиям декларации о реализации инвестиционного проекта и заявке на участие в конкурсе.

Обязательным участником СЗПК с публичной стороны является субъект Федерации, на территории которого реализуется инвестиционный проект. В зависимости от объема капиталовложений наряду с субъектом Федерации участником соглашения выступает Россия.

Инвесторы вправе воспользоваться мерами поддержки, прежде всего стабилизационной оговоркой, при обязательном минимальном объеме капиталовложений в зависимости от сферы экономики.

Так, «стабилизируются» акты, предусматривающие увеличение:

  • ставок вывозных таможенных пошлин;
  • ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы России;
  • ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Такие гарантии предоставляются при условии определенного объема капиталовложений организации, реализующей инвестиционный проект. Также закон определяет сроки применения стабилизационной оговорки.

Инвестиционный проект должен считаться новым

Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:

  • инвестор принял решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года, и подал заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года;
  • инвестор принял решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подал заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

При этом СЗПК не могут быть заключены в сфере игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи нефти и газа (за исключением сжиженного), оптовой и розничной торговли, строительства (модернизации, реконструкции) административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), жилых домов, деятельности поднадзорных ЦБ финансовых организаций, за исключением случаев выпуска ценных бумаг для финансирования инвестпроекта.

ГИС «Капиталовложения»

Для поддержки развития инвестиционной деятельности создается ГИС «Капиталовложения», положение о которой и оператор которой определяются Правительством России. Такая система должна содержать информацию, касающуюся в том числе:

  • организаций, реализующих проекты;
  • инвестиционных проектов;
  • мер поддержки инвесторов;
  • деклараций о реализации инвестиционных проектов;
  • соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Первый этап формирования правовой основы для реализации положений федерального закона

На федеральном уровне планируется принятие более десяти постановлений Правительства России по вопросам защиты и поощрения капиталовложений.

Во исполнение федерального закона и законопроекта потребуется разработка пяти постановлений правительства области, обеспечивающих механизм заключения и исполнения СЗПК, одной из сторон в которых является Архангельская область.

Законопроектом устанавливаются полномочия областных органов власти в сфере защиты и поощрения капиталовложений.

Губернатор области утверждает областную инвестиционную декларацию, а также обеспечивает скоординированные действия исполнительных органов государственной власти региона в сфере инвестиционной деятельности, защиты и поощрения капиталовложений.

Игорь Андреечев отметил, что ряд ключевых полномочий возложен на правительство области. К примеру, к ним относятся полномочия по:

  • утверждению порядка определения объема возмещения затрат, понесенных в целях создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели;
  • установлению мер государственной поддержки, предоставляемых инвестору, реализующему инвестиционный проект в области.

Рассмотрение заявлений о заключении СЗПК в рамках частной проектной инициативы, публикация деклараций о реализации инвестиционных проектов в рамках публичной проектной инициативы осуществляются согласно законопроекту областным министерством экономического развития во взаимодействии с иными заинтересованными исполнительными органами власти области.

Особенности заключения СЗПК по публичной проектной инициативе

Такие положения также включены в законопроект. Решение о размещении декларации о реализации инвестиционного проекта на официальном сайте ГИС «Капиталовложения» принимается областным министерством экономического развития после:

  1. Оценки соотношения предполагаемых выгод и затрат, в том числе дополнительных расходов областного бюджета на реализацию проекта;
  2. Получения согласия правительства области на размещение декларации.

В декларации о реализации инвестиционного проекта указываются меры государственной поддержки из числа мер, которые Архангельская область предоставляет инвестору.

После размещения декларации инвестор определяется областным министерством экономического развития на конкурсной основе в соответствии с требованиями, установленными Правительством России, а также правительством области.

С победителем конкурса областным министерством экономического развития заключается соглашение о защите и поощрении капиталовложений, соответствующее условиям декларации и заявке на участие в конкурсе.

Министерство осуществляет мониторинг этапов реализации СЗПК, включающий в себя проверку обстоятельств, указывающих на наличие оснований для расторжения соглашения.

В случае рассмотрения правительством области возможности предоставления меры государственной поддержки за счет средств областного бюджета министерство организует проведение оценки соблюдения условий предоставления таких средств для возмещения затрат инвестора по инвестиционному проекту.

Перед проведением оценки областное министерство экономического развития запрашивает у регулируемой организации информацию о наличии в ее инвестиционной программе объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Полученная информация направляется заинтересованным в реализации инвестиционного проекта областным исполнительным органам власти. Каждый из этих органов осуществляет самостоятельную оценку соблюдения условий предоставления бюджетных средств инвестору и направляет ее результаты в министерство экономического развития области. Министерство готовит сводный доклад об оценке, по итогам рассмотрения которого правительство области принимает решение о предоставлении меры государственной поддержки.

Реабилитация стабилизационной оговорки

Законоположения о налогах и сборах, ухудшающие положение инвесторов, реализующих СЗПК в области, не применяется к ним с учетом общих требований федерального закона.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Статья 1. Для целей настоящего Договора:

Статья 2. 1. Каждая из Договаривающихся Сторон поощряет инвесторов другой Договаривающейся Стороны осуществлять капиталовложения на своей территории и допускает такие капиталовложения в соответствии со своим законодательством.

Статья 3. 1. Каждая из Договаривающихся Сторон обеспечивает на своей территории капиталовложениям инвесторов другой Договаривающейся Стороны и деятельности в связи с капиталовложениями справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями.

Статья 6. 1. Каждая из Договаривающихся Сторон разрешает инвесторам другой Договаривающейся Стороны после выполнения ими всех налоговых обязательств беспрепятственный перевод платежей в связи с капиталовложениями, и в частности:

Статья 7. 1. Любой спор между инвестором одной из Договаривающихся Сторон и другой Договаривающейся Стороной, возникающий в связи с осуществлением капиталовложений, разрешается по возможности путем переговоров.

Статья 9. 1. Споры между Договаривающимися Сторонами относительно толкования или применения настоящего Договора разрешаются по возможности путем переговоров.

Статья 12. 1. Настоящий Договор вступает в силу по истечении тридцати дней с даты письменного уведомления Договаривающимися Сторонами друг друга о выполнении ими соответствующих конституционных процедур и будет действовать в течение пятнадцати лет.

«СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»(Заключено в г. Софии 08.06.1993) «
Международное законодательство «

Департамент торговых переговоров координирует работу федеральных органов исполнительной власти по заключению договоров Российской Федерации по вопросам инвестиций.

На данный момент Российской Федерацией заключено 82 двусторонних соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Перечень соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений

До 2016 года переговоры по таким соглашениям проводились на основании типового соглашения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 456. 30 сентября 2016 года было утверждено постановление Правительства Российской Федерации № 992 «О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций». В соответствии с данным постановлением соглашения по вопросам инвестиций должны заключаться исходя из экономической целесообразности и особенностей регулирования инвестиционных вопросов на каждом конкретном рынке.

В целом двусторонние инвестиционные соглашения предусматривают определенный набор гарантий и инструментов защиты прав инвесторов. Так, соглашениями по общему правилу запрещается дискриминация иностранных инвесторов (посредством предоставления им режима наибольшего благоприятствования). Также соглашениями предусматривается предоставление национального режима, однако такой режим, по общему правилу, может быть ограничен в случаях, предусмотренных законодательством принимающего государства.

Соглашениями устанавливается обязанность государств компенсировать инвесторам убытки, если такие убытки вызваны действиями государств. С точки зрения соглашений такие действия могут квалифицироваться в качестве экспроприации активов инвестора. Экспроприация бывает прямой (следствием является лишения инвестора его прав в отношении капиталовложений) или косвенной (к примеру, формальное сохранение инвестором своих прав в отношении капиталовложениями при фактической потере инвестора возможности свободно распоряжаться или управлять ими).

Наиболее действенным инструментом защиты инвестором своих прав являются механизмы по урегулированию споров с государством, принимающим капиталовложения. Так, в случае ущемления прав российских инвесторов на иностранных рынках, инвесторы имеют возможность использовать инструмент международных арбитражей.
Соглашения предусматривают перечень различных арбитражей, в которые инвесторы имеют право обратиться для защиты своих прав. Набор таких арбитражей является индивидуальным для каждого соглашения, однако подавляющее большинство из них содержит, к примеру, возможность передачи споров на рассмотрение арбитража adhoc, создаваемого и функционирующего на основании правил ЮНСИТРАЛ.

Международные арбитражи являются международными инстанциями, независимыми от государств, решения которых обязательны для исполнения такими государствами. Вопросы приведения таких решений в исполнение регулируются Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.