Соглашения о свободной торговле

Договор о зоне свободной торговли (далее – Договор), подписанный главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины 18 октября 2011 года, базируется на принципах и соглашениях ВТО и направлен на обеспечение свободной торговли между государствами – участниками Договора.

К настоящему времени Договор вступил в силу для всех государств – участников Договора.

Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли

от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан подписан на заседании Совета глав правительств СНГ 31 мая 2013 года. Для Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Узбекистан Протокол вступил в силу с 16 мая 2014 года, для Республики Казахстан – с 20 июня 2014 года, для Республики Молдова – с 18 декабря 2015 года (нота МИД Республики Молдова № DI/1/391-14988 от 10 ноября 2015 года) и для Украины – с 27 марта 2016 года (Закон Украины от 27 января 2016 года № 942-VIII), для Республики Армения – с 28 июля 2016 года (нота МИД Республики Армения № 1111/06536 от 24 июня 2016 года), для Кыргызской Республики – с 13 апреля 2017 года. Республика Таджикистан до настоящего времени не завершила этот процесс.

Протоколом предусматривается неприменение импортных пошлин во взаимной торговле между государствами – участниками Договора и Узбекистаном, а также определяются условия применения других положений Договора в отношениях между Сторонами Договора и Республикой Узбекистан.

При подписании Договора Советом глав правительств СНГ принято решение о целесообразности подготовки правительствами заинтересованных государств – участников СНГ проекта Соглашения о свободной торговле услугами. В настоящее время ведется работа над данным проектом.

На саммите ЕАЭС в Ереване 1 октября 2019 г. было подписано Соглашение о Зоне свободной торговли с Сингапуром. Документ стал начальным шагом к формированию всесторонней ЗСТ со страной, и помимо торговли товарами он будет регулировать торговлю услугами и условия осуществления инвестиций.

В данном соглашении учитывался опыт работы над ранее подписанными документами, а также более подробно рассматривались возможные торговые риски. В ходе переговоров наибольший акцент был сделан на товарах, чувствительных для рынка Евразийского союза. Министр торговли ЕАЭС В. Никишина подчеркнула, что такие товары, как «говядина, сыр, крепкие алкогольные напитки, детское питание, молочные продукты, автомобили, самолеты, — они у нас будут в товарах изъятия, мы на них пошлины не снижаем».

Соглашение с Сингапуром стало третьим подобным документом Евразийского союза с третьими странами.

Елена Кузьмина:
Экономическое развитие стран ЕАЭС и перспективы экономической интеграции до 2025 г.

Соглашение с Вьетнамом

Первое Соглашение о ЗСТ ЕАЭС подписал с Вьетнамом 29 мая 2015 г. 5 октября 2016 г. оно вступило в силу. Соглашение сразу имело формат ЗСТ+, при котором оговариваются не только правила беспошлинной торговли, но и другие форматы взаимодействия. Так, одновременно с этим документом вступили в силу двусторонние российско-вьетнамский и белорусско-вьетнамский межправительственные протоколы о поддержке производства автомоторных средств на территории Вьетнама. Они установили преференциальный режим реализации инвестиционных проектов по промышленной сборке белорусской и российской автотехники в стране.

Учитывая необходимость адаптации национальных экономик стран Союза к режиму свободной торговли, для отдельных товаров были установлены переходные периоды от 5 до 10 лет, в течение которых происходит постепенное снижение ставок ввозных таможенных пошлин.

По словам В. Никишиной, товарооборот ЕАЭС с Вьетнамом за период действия соглашения вырос на 40%: «Не случилось того, чего боялись: что наш экспорт останется на тех же объемах, что мы не сможем воспользоваться преимуществами открывающегося вьетнамского рынка, но только сами откроемся для Вьетнама: наш экспорт вырос на 40%, а импорт из Вьетнама — на 34%». К 2025 г. беспошлинный ввоз товаров для вьетнамских экспортеров составит 90% позиций Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

Для Вьетнама средняя тарифная ставка ввоза товаров на территорию государств — членов ЕАЭС сокращается с 9,8% до 2,5% в течение 10 лет. При этом есть градация этой ставки для различных товаров. Так, для сельхозпродукции снижение составит с 9,9% до 5,6%, для промышленной продукции — с 8,0% до 1,2%. Средняя ставка импортного тарифа Вьетнама для стран ЕАЭС снизится к 2025 г. с 10% до 1%. В частности, для сельхозпродукции импортные пошлины снижаются с 16% до 0,2%, для промышленной продукции — с 8,9% до 0,1%.

Наиболее интенсивно развивалась торговля Вьетнама с Россией и Казахстаном. По данным ВТО, доля российского импорта в республику динамично росла последние три года: на 19,9% в 2016 г., на 34,0% в 2017 г. и на 12,9% в 2018 г. Рост происходил за счет значительного увеличения поставок зерна, минеральных ресурсов, железа и стали, рыбы и морепродуктов, а также продуктов органической химии. Казахстан резко нарастил свой импорт во Вьетнам в 2017­–2018 гг.: на 39,0% и 3,6% соответственно. Это было связано с увеличением поставок — Казахстан начал поставки в республику железа и стали, зерна, свинца и изделий из него.

Вьетнамский экспорт в Россию рос еще большими темпами: в 2016 г. — на 53,2%, в 2017 г. — на 17,8%, в 2018 г. — 58,0%. Наибольший объем поставок приходился на электрические и механические машины и оборудование, кофе и чай, обувь, швейные изделия, фрукты и орехи. Вьетнамские поставки в Казахстан увеличились в 2016 г. в шесть раз, в 2017 г. сократились на 13,6%, а в 2018 г. выросли на 20%. Рост происходил за счет увеличения поставок электрических машин и оборудования, фруктов, орехов и сухофруктов, дерева и изделий из него.

Вместе с тем СРВ хотела бы увеличивать свою торговлю с ЕАЭС. Выступая на Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 г., вице-премьер Вьетнама Чинь Динь Зунг предложил и далее сокращать таможенные барьеры для улучшения возможностей реализации экономического потенциала своей страны.

Игорь Иванов:
«Один пояс — один путь» ведет к новому мировому порядку

Временное соглашение с Ираном

Второе соглашение было пописано в мае 2018 г. с Ираном. Документ вступит в силу 27 октября 2019 г. Это соглашение подписано на три года и носит ограниченный характер. Через год после вступления его в силу стороны обязуются начать переговоры по полноценному ЗСТ. Ограничения связаны с низким уровнем либерализации. Сокращение таможенных пошлин охватывает лишь 50% объема взаимной торговли между странами. В товарном исчислении это 502 кода товарной номенклатуры ВЭД со стороны Союза и 360 кодов со стороны Ирана.

Предоставленные Ираном тарифные преференции для стран ЕАЭС включают мясную и масложировую продукцию, отдельные виды кондитерских изделий и шоколада, минеральную воду, зерновые, табак, металлы, косметику, лесоматериалы, отдельные виды электронного и механического оборудования. Иранской стороне предоставят тарифные преференции по многим видам продовольствия (включая овощи, фрукты, сухофрукты), а также по строительным материалам, посуде, коврам и некоторым изделиям из цветных металлов.

Наиболее значимым фактором развития представляется торговля с Ираном для Армении, которая находится в экономической блокаде со стороны Турции и Азербайджана и не имеет общих границ с государствами — членами ЕАЭС.

Строительство третьей высоковольтной линии электропередач Иран — Армения, автомагистрали «Север — Юг», а также Мегринской ГЭС и создание Свободной экономической зоны «Мегри» рассматривались армянским руководством в качестве главных стимуляторов армяно-иранских торговых отношений, но эти проекты на протяжении многих лет тормозятся в силу экономических и внутриполитических причин.

Расширение торгово-экономического сотрудничества с Ираном выгодно и России. Товарооборот двух стран в 2018 г. составил 1 741 млн долл. Экспорт России в Иран оценивается в 1 208 млн долл. Иранский импорт в Россию составил 533 млн долл. По оценке вице-премьера Д. Козака, российский бизнес после ратификации временного соглашения сможет зарабатывать дополнительно около 150 млн долл. в год. Интересы по расширению торговли и в целом экономического сотрудничества с Ираном есть и у других стран Евразийского союза. А учитывая предстоящее подписание Соглашения о сотрудничестве в транспортно сфере на Каспии с формированием там крупного транспортно-логистического узла, торговля с Ираном может продолжить увеличиться.

Вместе с тем соглашение с Ираном несет определенные политические риски. В сентябре 2019 г. США ввели санкции против Национального банка страны и 25 иранских компаний. США также требуют от своих союзников и всего мирового сообщества присоединения к этим санкциям. Вероятнее всего, на этом расширение санкций против Тегерана не закончится.

Елена Кузьмина:
Саммит ЕАЭС: имиджевое мероприятие или действующая переговорная площадка?

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем

17 мая ЕАЭС подписал Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС — Китай, оно вступает в силу в конце октября 2019 г. Документ не является соглашением о ЗСТ, но он определяет единый формат торгового взаимодействия ЕАЭС с КНР. Соглашение включает широкий круг вопросов, в том числе упрощение процедур торговли (например, обеспечение возможностей для электронного декларирования, выпуск товаров в максимально короткий срок), что соответствует изменениям, зафиксированным в новом Таможенном кодексе ЕАЭС; повышение транспарентности и работа по взаимному признанию стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия; защита прав интеллектуальной собственности; регулирование электронной коммерции; сотрудничество в области госзакупок.

Как мы видим, в структуре экспорта из государств ЕАЭС в КНР доминируют природные ресурсы. Поэтому перед Союзом в целом состоит задача не только увеличить товарооборот, но и диверсифицировать его. Это возможно лишь при увеличении производства продукции с высокой добавленной стоимостью и поиске механизмов ее продвижения на китайский рынок. Сопряжение между ЕАЭС и китайской программы «Один пояс — один путь» должно способствовать сотрудничеству в экономической сфере.

Соглашение имеет более широкий формат, чем просто торговое. В нем определены и перспективные области для развития сотрудничества: сельское хозяйство, энергетика, транспорт, промышленная кооперация, информационно-коммуникационная инфраструктура, технологии и инновации, финансы и окружающая среда.

Вопрос создания ЗСТ с Поднебесной обсуждается много лет — с 2006 г., когда прозвучало подобное предложение Пекина странам ШОС. ЕАЭС занимает осторожную позицию, т.к. «главный риск в том, что экономическая мощь Китая позволит именно Китаю извлечь гораздо больше преимуществ от снижения пошлин, поэтому мы хотим посмотреть сначала, как будет работать непреференциальное соглашение».

Перспективы развития формата ЗСТ с другими странами

Сегодня идут переговоры о создании ЗСТ с рядом государств. Следующей страной, с которой будет подписано соглашение о ЗСТ, станет Сербия. Сербский вице-премьер, министр торговли, туризма и телекоммуникаций Р. Ляйич заявил, что Соглашение о свободной торговле между Сербией и ЕАЭС планируется подписать в конце октября 2019 г. в Москве. На Высшем совете ЕАЭС в мае 2019 г. был получен мандат на подписание.

Переговоры с Египтом начались в 2019 г., а к концу года они перешли к завершающей стадии, о чем уведомила В. Никишина.

Переговоры с Израилем идут медленнее. Первый раунд переговоров состоялся в конце 2018 г. На нем обсуждались меры торговой защиты, правила определения происхождения товаров, таможенное сотрудничество, разрешение споров, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, государственные закупки и вопросы торговли товарами. Речь идет, в первую очередь, о сложности согласования позиций сторон. Политические разногласия с Тегераном, который уже имеет соглашение с Евразийским союзом, не оказывают значительного влияния на ход переговоров.

Таким образом, Евразийский союз ведет целенаправленную работу по подписанию соглашений о ЗСТ с заинтересованными странами. Подобные Соглашения укрепляют позиции ЕАЭС в региональной и мировой экономике, способствуют расширению рынков сбыта национальных экономик. Но подписание таких документов не стало для союза самоцелью — речь идет о взаимовыгодных интересах. Постепенно накапливаемый опыт позволяет Евразийской комиссии более четко прописывать интересы государств-членов и нивелировать риски для национальных производителей при подписании соглашений о преференциальной торговле. Подобная практика будет продолжена.

<a href=»http://www.e-cis.info/page.php?id=11034″ target=»_blank»>15 апреля 1994 года</a> на заседании Совета глав государств СНГ в Москве президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины <a href=»http://www.economy.gov.by/ru/soglashenie-ru/» target=»_blank»>подписали</a> Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ).Подразумевалось, что в ЗСТ <a href=»http://www.e-cis.info/page.php?id=19630″ target=»_blank»>будет осуществляться беспошлинная торговля</a>, будут отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле и таким образом устранятся многочисленные торговые барьеры. Все это должно было стимулировать увеличение товарооборота и создавать предпосылки для устойчивого экономического роста государств-участников СНГ. Но участникам соглашения <a href=»http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670″ target=»_blank»>не удалось разработать и согласовать</a> на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный документом. Поэтому 2 апреля 1999 года в Москве президентами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к соглашению о зоне свободной торговли ‑ рамочный документ, который необходимо было адаптировать к законодательству каждого государства. Документ <a href=»http://docs.cntd.ru/document/901771010″ target=»_blank»>не подписала Туркмения</a>.Согласно протоколу, изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могли применяться на основе двусторонних документов, то есть вводился многосторонний режим свободной торговли. Документом отменялись все пошлины, а также налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле государств-участников ЗСТ, устанавливался порядок разрешения споров и т.д.Соглашение и протокол к нему в пакете с другими документами, развивающими правовую базу по данной тематике, создавали достаточно эффективный инструмент последовательного формирования режима свободной торговли. В то же время соглашение содержало очень много исключений из правил (так называемых изъятий – то есть там было указано, на какие виды товаров и деятельности документ не распространяется). Участникам соглашения не запрещалось вводить «общепринятые в международной практике меры государственного регулирования» в большом количестве случаев, как то для «защиты промышленной и интеллектуальной собственности», для «сохранения невосполнимых природных ресурсов» или при «нарушении платежного баланса» и т.д. Это означало, что участники соглашения <a href=»https://interaffairs.ru/news/show/7971″ target=»_blank»>имеют право вводить любые пошлины</a> на вывоз природных ресурсов, а кроме того, накладывать импортные пошлины на товары из других стран СНГ. Слишком большие изъятия сделали соглашение неработоспособным. Поэтому многосторонний режим свободной торговли фактически до конца сформирован не был. Ряд государств-участников СНГ не ратифицировали оба документа (Соглашение о ЗСТ и Протокол к нему), что практически затормозило реализацию масштабной зоны свободной торговли. Между партнерами по содружеству продолжал действовать режим свободной торговли, который был зафиксирован в двусторонних соглашениях о свободной торговле. Замена одного многостороннего документа сотней других создавала неудобства и приводила в результате к различным дискриминационным последствиям в торговле. В условиях объективной несбалансированности взаимной торговли в СНГ острой необходимостью являлось завершение введения зоны свободной торговли в полномасштабном режиме.В ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития содружества на период до 2020 года. Среди приоритетных направлений в принятой Стратегии – завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО); формирование предпосылок для создания общего экономического пространства; развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества.С 2009 года началась интенсивная работа над проектом нового документа о зоне свободной торговли. Его разработка до этого велась почти десять лет. В результате долгих, острых, но конструктивных переговоров документ <a href=»https://ria.ru/20111018/463679919.html» target=»_blank»>был согласован всеми участниками</a>.Новый Договор о зоне свободной торговли <a href=»https://ria.ru/20111018/463707345.html» target=»_blank»>был подписан 18 октября 2011 года</a>. Подпись под документом поставили главы правительств восьми государств-участников СНГ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины), на долю которых приходилось свыше 90% взаимной торговли стран содружества. Консультации и переговоры о присоединении к Договору Азербайджана, Узбекистана и Туркмении планировалось продолжить, а Грузия <a href=»https://ria.ru/20090818/181434866.html» target=»_blank»>в августе 2009 года</a> официально вышла из СНГ.Договор заменил целый ряд многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих до этого режим свободной торговли на пространстве содружества. Согласно документу, существенно сокращалось количество изъятий из режима свободной торговли. Стороны договорились «заморозить» экспортные пошлины на существующем уровне и через шесть месяцев после вступления Договора в силу приступить к переговорам по их поэтапной отмене, а также о провозглашении принципа свободы транзитных перевозок и о предоставлении друг другу национального режима в отношении внутренних налогов, сборов, законов, правил, относящихся к купле-продаже, перевозке, распределению, использованию, переработке товаров на внутринациональном рынке. В договоре <a href=»http://www.e-cis.info/page.php?id=20062″ target=»_blank»>были определены четкие правовые механизмы</a> по урегулированию возникающих проблем во взаимной торговле.К 2016 году договор <a href=»http://www.e-cis.info/zst.php» target=»_blank»>вступил в силу</a> для всех стран, подписавших его. Круг государств-участников расширился за счет Узбекистана, с которым <a href=»http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=5482″ target=»_blank»>31 мая 2013 года</a> был подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли. Данным Протоколом <a href=»http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3868″ target=»_blank»>предусматривается неприменение импортных пошлин</a> во взаимной торговле между государствами-участниками договора и Узбекистаном, а также определяются условия применения других положений договора в отношениях между сторонами договора и Узбекистаном. В то же время в связи с переговорами между Украиной и Европейским союзом о заключении соглашения о зоне свободной торговли президент РФ Владимир Путин 16 декабря 2015 года подписал указ о приостановлении Россией действия Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины <a href=»https://ria.ru/economy/20151216/1343102877.html» target=»_blank»>с 1 января 2016 года</a>. Власти России опасаются, что беспошлинные товары из ЕС через Украину <a href=»https://ria.ru/20160101/1352677174.html» target=»_blank»>хлынут на российский рынок</a> и создадут неравные условия для отечественных производителей. 30 декабря 2015 года Кабмин Украины <a href=»https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/l451746″ target=»_blank»>принял два постановления</a> – об отмене зоны свободной торговли (ЗСТ) с Россией в рамках СНГ и о введении эмбарго на некоторые российские товары. По словам председателя исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева, Договор о зоне свободной торговли на пространстве содружества <a href=»http://www.cis.minsk.by/news.php?id=9827″ target=»_blank»>создал благоприятные условия</a> для активизации торговли между государствами СНГ, устранил многие препятствия во взаимной торговле, и его реализация дает положительные результаты. По его словам, в развитие договора было разработано соглашение о свободной торговле услугами, над подписанием которого в настоящее время идет интенсивная работа.<em>Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников</em>

Для Украины рынок СНГ очень важен

Казалось бы, вопрос, вынесенный в заглавие, звучит риторически, учитывая, что в мае 2018 года президент Украины Петр Порошенко подписал указ об отзыве представителей страны из всех уставных органов СНГ. Правда, чуть позже он заявил, что Киев проведет ревизию всех заключенных в рамках СНГ международных договоров и выйдет из не соответствующих национальным интересам Украины.

Украина вместе с Россией и Беларусью была одной из трех стран-подписантов соглашения о создании СНГ 8 декабря 1991 года. Однако в январе 1993 года Украина не подписала устав СНГ. Она присоединилась только к тем договорам СНГ, которые касались экономики, правоохранительной деятельности, а также социальной и гуманитарной сфер. К совместным оборонным и информационным проектам в рамках СНГ Киев отношения не имел.

В 2011 году Украина была одним из инициаторов создания зоны свободной торговли СНГ. Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) в СНГ был подписан 18 декабря 2011 года. Он заменил действующие между государствами-участниками СНГ соглашения о свободной торговле – как двусторонние, так и многосторонние, а также документ о ЗСТ в рамках СНГ от 1994 года.

Одной из «изюминок» договора о ЗСТ в СНГ Украина считала статью 7, касающуюся транзита трубопроводным транспортом. В Киеве рассчитывали, что новые договоренности позволят Украине получить доступ к российской трубе для импорта туркменского газа и таким образом снизить цену на газ. В то время Украина покупала российский газ по едва ли не самой высокой в Европе цене – около USD440 за тыс. куб. м. Однако эти ожидания не оправдались.

Более того, после того, как Украина заявила о планах подписать договор с НАТО и начала подготовку к подписанию с ЕС соглашений об ассоциации, о зоне свободной торговли и о безвизовом режиме между Украиной и ЕС, вспыхнули торговые войны между Россией и Украиной.

В Украине надеялись совместить две зоны свободной торговли – с ЕС и с СНГ. Однако это вызвало новую волны конфликтов и торговых войн с РФ. А дальнейшее сближение с ЕС стало в дальнейшем причиной российской агрессии по отношению к Украине.

В 2015 году президент Петр Порошенко отозвал представителя Украины Анатолия Дроня из исполкома СНГ. Политические отношения со странами-членами СНГ перешли на двусторонний уровень. Россия, в свою очередь, пошла на жесткие шаги в ответ на присоединение Киева к западным антироссийским санкциям: с 1 января 2016 года она приостановила действие договора о ЗСТ с Украиной.

Для Беларуси Украина – важнейший торгово-экономический партнер

Для Беларуси Украина среди стран СНГ – второй экономический партнер после России, причем с положительным сальдо торгового баланса. Товарооборот между Беларусью и Украиной в 2018 году вырос на 19,3% до USD 5,45 млрд. Экспорт из Беларуси вырос на 20,9% до USD4,06 млрд и достиг докризисного показателя 2014 года.

В структуре белорусского экспорта в Украину доминирует минеральное топливо, в основном (на 82%) это нефть и нефтепродукты, сжиженный газ. Беларусь в 2018 году экспортировала в Украину 3,16 млн тонн нефтепродуктов, что на 11,9% меньше по сравнению с 2017 г. В стоимостном выражении экспорт в Украину увеличился на 15% – до USD2,09 млрд. В целом Беларусь в 2018 году снизила экспорт нефтепродуктов на 3,1% – до 11,93 млн тонн, а валютную выручку увеличила на 22,3% – до USD6,49 млрд.

Для Беларуси украинский рынок автомобильного топлива является приоритетным – прежде всего, из-за возможности беспошлинно поставлять нефтепродукты, а также благодаря выгодной логистике. Цены на моторное топливо в Украине административно не регулируются и соответствуют европейскому уровню. Как следствие, он является высокомаржинальным.

Учитывая особую привлекательность этого рынка, Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) выстроила долгосрочную стратегию работы на украинском рынке, цель которой – расширение логистической цепочки, вплоть до продажи топлива непосредственно потребителям. Компания целенаправленно реализует эту задачу в том числе за счет аренды и приобретения нефтебаз, а также покупки АЗС в Украине.

По данным украинской статистики, за 4 месяца 2019 годы импорт основных нефтепродуктов в Украину увеличился на 21,7% до 2,559 млн тонн. Доля Беларуси в импорте нефтепродуктов Украины в этот период составила 36,26%, доля РФ – 43,1%.

Ранее доля некоторых видов белорусских нефтепродуктов на украинском рынке составляла от 40% до 50%, а в отдельные месяцы доля белорусского бензина и дизтоплива достигала 70-80% в украинском импорте моторного топлива. Недовольная доминированием на украинском рынке одного игрока, компания «Укртатнафта» в марте 2018 года инициировала проведение спецрасследования в отношении критического роста объемов импортных нефтепродуктов и предложили ввести квоты на белорусское горючее. Но тогда в Украине сочли введение каких-либо ограничительных мер в отношении белорусской продукции нецелесообразным.

Оформит ли новое руководство Киева юридический развод с СНГ?

Главным связующим звеном между Украиной и СНГ до последнего времени была экономика. Таковым звеном она остается для Беларуси и Украины. Прежде всего, Украина сохраняет действие ЗСТ с другими ее участниками, в том числе и с Беларусью, что очень важно для обеих стран. Следует отметить, что Беларусь не поддержала Россию в вопросе выхода из ЗСТ с Украиной.

А что касается Казахстана, то здесь тенденция другая. В 2011 году товарооборот между Казахстаном и Украиной составлял USD4,26 млрд. На Украину приходилось 3,5% всей внешней торговли страны. Обострение политических и экономических отношений с Россией сказалось и на украинско-казахстанских отношениях. По итогам 2016 года торговля между странами упала до USD1,3 млрд. В 2018 году товарооборот составил USD1,45 млрд – 1,6% от всей внешней торговли Казахстана. Всего же с 2014 по 2018 годы товарооборот между странами сократился вдвое.

Сейчас формально Украина сохраняет свое участие в СНГ. Полностью и сразу выйти из СНГ она не может, поскольку является участником целого ряда договоров, заключенных в рамках СНГ.

Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев в 2018 году отмечал, что формально Украина участвует в более 200 международных договорах в рамках СНГ. В августе было закрыто представительство Украины при уставных органах Содружества, но контакт с Киевом остался, он осуществляется через посольство Украины в Республике Беларусь. В 2018 году Украина участвовала в заседаниях межгосударственного совета по железнодорожному транспорту и совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

В январе 2019 года Украина приняла решение выйти еще из нескольких соглашений, действующих в рамках СНГ, поскольку они несовместимы с обязательствами Украины в рамках ассоциации с ЕС. Киев вышел из соглашений «О межгосударственном обмене экономической информацией», «Об обмене информацией в сфере внешнеэкономической деятельности», а также «О сотрудничестве в сфере внешнеэкономической деятельности». Тогда же заявлялось, что Киев уже разорвал 49 двусторонних соглашений, ранее подписанных с Москвой. Кроме того, украинские власти планируют прекратить действие еще 50 подобных документов.

В январе 2019 года на сайте Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины появилось сообщение о выходе страны из соглашения о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ, которое действует с апреля 1996 года. Глава МЭРТ Степан Кубив анонсировал скорый выход Киева и из соглашений по экономическому взаимодействию стран СНГ.

В апреле 2019 года Кабинет министров Украины принял решение о выходе Украины из двух соглашений в рамках СНГ – о взаимной сохранности межгосударственных секретов в области охраны изобретений и соглашения о создании статистической базы СНГ.

Для юридического оформления выхода из СНГ Украина должна денонсировать соглашение о создании СНГ и все соглашения и договоры, подписанные в рамках этой организации. То есть, выйдя из СНГ, Киев в частности должен будет выйти и из соглашения о свободе перемещения внутри Содружества. В этом случае придется договариваться о безвизовом перемещении украинских граждан не только с Россией, но и с Беларусью, Казахстаном и другими странами СНГ.

Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах в беседе с автором статьи в июне 2018 года отметил, что Украине было бы выгодно сохранить участие в договоре о свободной торговле в СНГ. Он обратил внимание, что де-юре Украина не была членом СНГ, так как не ратифицировала основные документы содружества. «Это формальная юридическая составляющая, несмотря на эти коллизии, связанная с условным выходом. Потому что выйти из того, где ты не состоишь, – невозможно», – отметил он. Тем не менее, добавил А. Кинах, при проведении этой процедуры очень важно, чтобы победил прагматизм и ответственность, потому что Украина крайне заинтересована в рынках СНГ, постсоветского пространства.

По его словам, до войны на Донбассе доля СНГ во внешнем товарообороте Украины достигала 40%. «Сейчас она резко упала и в лучшем случае составляет до 10%. Доля России была 32% и даже 35% в определенные периоды, сейчас составляет 8-9%. Но для нас рынок СНГ очень важен, особенно когда речь идет о продукции машиностроения, технически сложной, конкурентоспособной, начиная от авиастроения, энергетического машиностроения, транспортного машиностроения и так далее», – отметил А.Кинах. «Восполнить эти потери на внешних рынках сложно, хотя мы активно занимаемся диверсификацией экспорта – в том числе используем возможности свободной торговли с ЕС (доля ЕС во внешней торговле составляет 41%). Поэтому я надеюсь, что такие основополагающие, системообразующие договоры (о зоне свободной торговле в СНГ) не будут ликвидированы. Особенно договор о свободной торговле, который был ратифицирован Украиной одной из первых. Тем более, что он принимался по инициативе Украины. Поэтому желательно, чтобы мы не нарушили эти связи», – сказал А. Кинах.

При этом он обратил внимание, что условия договора о свободной торговле в СНГ, как минимум, на 90% сформированы на принципах ВТО, они отражают международные стандарты.

Надо понимать, что экономический и политический смысл ЗСТ СНГ действительно во многом утрачен. Но, как отмечают эксперты, выйдя из зоны свободной торговли со странами СНГ Украина будет вынуждена начать платить пошлины на десятки поставляемых ею товаров.

До сих пор такой вопрос в повестке для Киева не стоял – пока украинские депутаты ни разу не предлагали денонсировать соглашение о присоединении Украины к ЗСТ СНГ. Как на этот вопрос посмотрит новое руководство Украины, которое, по мнение экспертов, будет более прагматичным в отношениях в том числе и с Беларусью, пока неочевидно.

Автор Татьяна Маненок Опубликовано 17 июня 2019, 0:05 Поделиться