Социальное партнерство в сфере труда

Стороны социального партнерства в сфере труда

1.4 Значение социального партнерства в трудовых правоотношениях

Значение социального партнерства заключается в том, что оно:

а) в трудовом праве является новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;

б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РФ.

Развитие института социального партнерства играет важную роль в деятельности службы занятости населения РФ.

Основные цели социального партнерства на рынке труда:

· Работа по согласованию спроса и предложения на локальном рынке труда;

· Создание эффективного механизма улучшения обеспеченности предприятий квалифицированной рабочей силой путем опережающего обучения рабочих, высвобождаемых с неэффективных рабочих мест;

· Обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда через объединение ресурсов социальных партнеров.

Благодаря сотрудничеству и объединению усилий всех участников рынка труда, прежде всего работодателей, согласованности их действий при реализации активных мероприятий содействия занятости населения, областная служба занятости является полноправным участником процесса регулирования социально-трудовых отношений. Дальнейшее развитие института социального партнерства имеет важное значение для осуществления государственной политики занятости населения в РФ.

Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях играет важную роль в решении многих проблем социально трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений.

Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от “единства интересов” работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.

Возросла роль коллективного договора с принятием Трудового Кодекса, поскольку он законодательно закрепил нормы по конкретному решению многих социально-трудовых вопросов, в том числе охраны труда через этот нормативно-правовой акт, и вопросы эти должны решаться в ходе переговоров. Поэтому, какой будет коллективный договор, какие будут в нем закреплены условия, такие социальные гарантии в области охраны труда будут иметь работники.

Глава 2. Формы социального партнерства

2.1 Коллективные переговоры

Коллективные переговоры представляют собой переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективных договоров между работниками и работодателем.

Международно-правовые акты закрепляют также принципы, на которых должны строиться коллективные переговоры. К числу важнейших из них относятся, в частности, принцип свободы и добровольности, принцип добросовестности.

Инициатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений.

Правом на ведение коллективных переговоров от имени работников и от имени работодателей наделены их представители, которые участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров,обязанывступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.

Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами.

Участники коллективных переговоровсвободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон — участников таких переговоров. Не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса стороныдолжны предоставить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

В случаях, когда стороны коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым или по части вопросов, составляетсяпротокол разногласий.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Однако наличие представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный орган, нужно обратиться к положениям устава, определяющего компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, представителем работодателя должно выступить лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, поскольку оно реализует трудовую правосубъектность юридического лица.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности руководителями структурного подразделения.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Порядок ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При наличии в организации двух и более профсоюзных организаций они создают единый представительный орган. Порядок и условия создания такого органа определяют сами профсоюзы с соблюдением принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 37 ТК РФ, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора. Такой же подход применяется при наличии в обособленном структурном подразделении нескольких профсоюзных организаций.

2.2 Коллективный договор

Согласно определению, данному в действующем законодательстве РФ, коллективный трудовой договор — это правовой акт, регулирующий правовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником на предприятии, в учреждении, организации, он заключается между работниками в лице одного или нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов и работодателем непосредственно либо его уполномоченным представителем.

Типовой коллективный договор, как правило, регламентирует время начала и окончания работы, время перерывов, чередование рабочих и нерабочих дней, индексацию зарплаты, оплату труда в выходные и праздничные дни и прочие.

В условиях перехода к рыночным отношениям сущность коллективного договора строится на двух началах:

на идее управленческой суверенности организаций в сфере труда, осуществляемой её главой;

на участии профсоюза в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

При этом коллективный договор не должен рассматриваться как обыкновенная гражданско-правовая сделка, так как преследует другие цели и имеет более обширную социальную сферу действия. Так, в отличие от гражданско-правовой сделки, коллективный договор распространяет соё действие не только на непосредственных его участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.

Сторонами коллективного договора выступают:

работники в лице их представителей;

работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации лицом.

Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта — трудового коллектива организации. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют в непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей — органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, различаются сторона коллективного договора — ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса — ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные им.

Поскольку в современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Если такой орган отсутствует, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор.

Другой стороной коллективного договора является работодатель.Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Социальноепартнерство в сферетруда (10)

    Реферат >> Экономика

    … : «Социальноепартнерство в сферетруда» Владивосток 2011 Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы социальногопартнерства…………………….5 Исторические аспекты становления социальногопартнерства

  2. Социальноепартнерство в сферетруда (8)

    Реферат >> Социология

    Гл.7.Социальноепартнерство в сферетруда 7.1. Понятие, система и формы социальногопартнерстваСоциальноепартнерство— система взаимоотношений между работниками (представителями …

  3. Социальноепартнерство в сферетруда (11)

    Реферат >> Государство и право

    социальногопартнерства в сферетруда. Задачи работы: Изучить понятие, принципы, цели и формы социальногопартнерства в сферетруда; … , принципы, цели и формы социальногопартнерства в сферетрудаСоциальноепартнерство — это система взаимоотношений между …

  4. Социальноепартнерство в сферетруда. Коллективные договоры и соглашения

    Реферат >> Менеджмент

    Социальноепартнерство в сферетруда. Коллективные договоры и соглашения. План занятия: 1. Социальноепартнерство: понятие, стороны, система и формы. 2. Принципы социальногопартнерства, их …

  5. Понятие социальногопартнерства в сферетруда

    Реферат >> Государство и право

    … — 4 ВАРИАНТ……………………………………10 ГЛАВА 1 Понятие социальногопартнерства в сферетруда Понятие социальногопартнерства и субъекты Социальноепартнерство в сферетруда (социальноепартнерство) — система взаимоотношений между работниками …

Хочу больше похожих работ…

Новая редакция Ст. 25 ТК РФ

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством

Комментарий к Статье 25 ТК РФ

Статья 25 Трудового кодекса РФ определяет стороны социального партнерства: работники, работодатели, органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления становятся стороной социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.

Другой комментарий к Ст. 25 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе осуществления партнерских взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального партнерства могут также являться органы государственной власти, органы местного самоуправления. Органы государственной власти, органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в следующих случаях: 1) когда они выступают в качестве работодателей; 2) когда они являются представителями работодателей (см. ст.

Вы точно человек?

34 ТК РФ и комментарий к ней); 3) в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

В частности, участие Правительства РФ в отношениях социального партнерства предусматривается Федеральным законом "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ.

2. Стороны социального партнерства участвуют в конкретных отношениях, регулируемых комментируемым разделом, через своих представителей, уполномоченных в установленном порядке.

О представителях работников и работодателей см. гл. 4 ТК РФ и комментарий к ней.

ТК не определяет круг лиц, представляющих в отношениях социального партнерства органы государственной власти, органы местного самоуправления. На практике от имени государства, местного самоуправления в отношениях социального партнерства выступают соответствующие органы исполнительной власти. При разрешении разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между работниками и работодателями, государство представляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Подробнее см. ст. 407 ТК РФ и комментарий к ней.

Необходимо различать понятия «стороны СП» и «участники СП». Стороны СП заключают коллективные договоры и соглашения и принимают на себя обязательства чем обеспечивают согласование своих интересов. Участники СП (ОГВ и ОМС) по общему правилу не являются стороной СП и не принимаю на себя обязательств, они не согласовывают свои интересы а защищают интерес общественный, осуществляют своеобразное посредничество. Исключениями являются два случая:

1. когда такой орган выступает в качестве работодателя

2. в других случаях предусмотренных трудовым законодательством. Например, статья 34 ТК РФ соответствующие органы представителей власти в социальном партнерстве могут представлять интерес работодателя-учреждения финансируемого из соответствующего бюджета (в данном случае орган будет являться представителем стороны социального партнерства).

По общему правилу сторонами СП являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Представителями работника могут быть 2 категории субъектов трудового права:

1. профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации предусмотренные уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов. Если рассматривать историю вопроса то в качестве прообраза современных профсоюзов выступали так называемые братства или союзы мастеров и подмастерий, которые возникали в противовес хозяйской власти работодателя. Существовал институт «цеховой организации», одной из функций которого была корпоративная опека мастеров над ремесленными деятелями. Государство подавляло объединения работников и вело с ними открытую борьбу. В 19 веке было легально признано существование профсоюзов и право их на участие в установлении условий труда на предприятиях

В статье 30 К РФ посвященной праву на объединения профсоюзы стояли отдельно, они признаны выполнять роль особых регуляторов и являются неизменным элементом гражданского общества.

Правовой статус профсоюза регулируется разделом 2 главой 58 ТК РФ, а также федеральным законом от 12 декабря 1996 года №10ФЗ «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в той части что не противоречит ТК РФ. На территории Свердловской области действует закон №33-ОЗ «о правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Свердловской области».

Профсоюз это добровольное общественное объединение граждан связанное общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из них. По общему правилу, в российских профсоюзах могут состоять иностранцы и апатриды, проживающие в РФ.

Первичная профсоюзная организация (ППО) – это добровольное объединение членов профсоюза работающих, как правило, на одном предприятии, учреждении, организации и действующих на основании положения принятого им в соответствии с уставом профсоюза или на основании общего положения ППО соответствующего профсоюза.

Классификация профсоюзов посмотреть в законе 1996 года – самостоятельно.

Профсоюзы и их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях.

Правоспособность профсоюза, объединение профсоюзов в качестве юридического лица выступает с момента их государственной регистрации осуществляемой в соответствии с ФЗ о гос. регистрации юр.лиц, с учетом установленного законом 1996 года специального порядка.

Основные права профсоюзов:

1. Права на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

2. Право на содействие занятости

3. На ведение коллективных договор, их заключение, расторжение и контроль за их выполнением.

4. Право на участие в коллективных трудовых спорах

5. Права обеспечивающие местного самоуправления, работодателями и их объединениями

6. Право на информацию

7. Право на участие в подготовке и повышению организации профсоюзных кадров

8. Право на профсоюзный контроль в сфере труда

9. Право на защиту интересов работников в индивидуальных трудовых спорах

Гарантии прав профсоюзов – самостоятельно.

В настоящее время допускается профсоюзный плюрализм (то есть в одной организации может действовать несколько профсоюзных союзов). В настоящее время основными функциями профсоюзов являются представительская и защитная функции. При характеристики современного статуса профсоюза необходимо обратиться к процедурам учета мнения выборного органа ППО. Учет производится в двух случаях:

1. При принятии локальных нормативных актов ст. 372 ТК РФ

2. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя по закрытому перечню оснований. Ст. 372 ТК РФ

ТК РФ ввел в процесс учета мнения выборного органа ППО начала состязательности: мнение должно быть мотивированным, если оно не представлено в установленный ТК РФ срок или не мотивировано, то оно не учитывается. Если в организации выборный представительный орган работников не создан то данная процедура не применяется. По мнению некоторых авторов статью 372 необходимо применять в отношении иных представителей работников а не только данных. Примеры выборного органа ППО: Профком, или профорганизатор

Первичные профсоюзные организации и их органы на локальном уровне представляют интересы работников данного работодателя являющихся членами соответствующего профсоюза, а в случаях установленных ТК РФ – интересы всех работников данного работодателя независимо от признака членства. Работники не являющиеся членами профсоюза могут уполномочить орган ППО представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

Действующее законодательство не содержит запрета на одновременное членство в профсоюзе работников, представителей работодателей, которые тоже являются работниками и даже работников, которые являются участниками или акционерами юридического лица. На практике это может привести к тому, что представители работодателя и работники-участники (акционеры) войдут в руководящие органы профсоюза, а это противоречит конвенции МОТ №98 о применении принципов права на организацию и проведению коллективных переговоров, которая содержит запрет на вмешательство в организации трудящихся и работодателей в дела друг друга.

2. Иные избираемые представители работников

В случае когда работники данного работодателя не объединены в какие либо первичные профсоюзы или ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции работников) из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган) тайным голосованием.

Значение социального партнерства в сфере труда

Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзными организациями своих функций. Данное правило интерполировала в трудовое законодательство из конвенции прав № 135 о представителях трудящихся 1971 года.

Иными представителями работников могут быть:

1. Представительные органы (Совет трудового коллектива, совет персонала)

2. Конкретные выборные представители коллектива работников

Иных представителей работников необходимо приравнивать в правах с представительным органом.

ППО или иной представитель работников представляет интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора при осуществлении контроля за его выполнением, при участии в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров (ТС). Иные избираемые представители могут действовать только на локальном уровне.

Начиная с территориального уровня социального партнерства вплоть до федерального интересы работников в социальном партнерстве представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных профсоюзных организаций.

Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 184 | Нарушение авторского права страницы

Вопрос 10. Понятие, формы и органы социального партнерства

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст.

31 (18.1). Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение

25 ТК).
Основное предназначение социального партнерства — предупреждать возникновение конфликтов между работниками и работодателями в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.
Формами социального партнерства являются:
— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;
— взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
— участие работников и их представителей в управлении организацией;
— участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства.
На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются представители общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского объединения работодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Законом РФ от 1 мая 1999 г.
На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения.

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Основное предназначение социального партнерства — предупреждать возникновение конфликтов между работниками и работодателями в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.
Формами социального партнерства являются:
— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;
— взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
— участие работников и их представителей в управлении организацией;
— участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства.
На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются представители общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского объединения работодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Законом РФ от 1 мая 1999 г.
На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения.

Понятие и значение социального партнёрства. Органы социального партнёрства.