Социальное партнерство в образовании

Определение задач и организационно-педагогических условий создания партнерства школы и семьи.

Договор о социальном партнерстве между учебным заведением и предприятием

Анализ социального взаимодействия, ориентирующего участников на равноправное сотрудничество, на поиск согласия в достижении консенсуса, оптимизации отношений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Биржева М.А., Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны и перемен в системе образования проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Особое значение здесь приобретает не столько взаимодействие учителей и родителей в традиционном понимании, сколько, прежде всего, в самом партнерстве школы и семьи в образовании подрастающего поколения. В этих условиях наметились контуры нового средства в реализации взаимосвязей институтов образования и семьи — социальное партнерство. Данное социальное партнерство есть тип социального взаимодействия, ориентирующего участников на равноправное сотрудничество, на поиск согласия в достижении консенсуса, оптимизации отношений.

Социальное партнерство как тип взаимодействия занимает промежуточное положение между социальным союзом (содружеством), который предполагает общность ценностей социальных субъектов или обязательное слияние их ресурсов, и социальной конкуренцией. Социальное взаимодействие формулируется как процесс взаимодействия индивидов, социальных групп или институтов друг на друга в ходе реализации их совместных интересов.

Семья — важный социальный институт — первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка. Семейное воспитание вносит эмоциональность в семейные отношения: предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.

Воспитание детей — конституционная обязанность родителей. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что и школа должна использовать эту помощь со стороны семьи. С поступлением ребенка в школу общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. И семья начинает разделять свою социализирующую функцию совместно со школой. Взаимодействие семьи и школы в качестве важного субъекта социума становится главным условием успешного развития подрастающей личности.

Для того, чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны иметь знания в области педагогики и психологии. Не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, родители порой осуществляют воспитание своего ребенка интуитивно: и в этих случаях школа призвана оказать им надлежащую научную и методическую помощь, способствовать тем самым повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей, но и оказывать воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей, систематически и разносторонне просвещать их. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно.

Однако каким должно быть партнерство семьи и школы? Каким образом могут решаться актуальные проблемы образования?

Эти вопросы и обсуждаются школой и семьей в процессе организации этого взаимодействия.

На начальном этапе партнерства определяются цель, задачи и педагогические условия взаимодействия школы и семьи. Эти педагогические средства совместно обсуждаются и определяются в процессе организации взаимодействия школы и семьи. Их соблюдение поможет повысить эффективность образовательного процесса. А средством достижения поставленных целей становится выбор форм и методов партнерства. Выбор же содержания, методов и форм партнерства принадлежит школе. Они также зависят и от общественных установок и устремлений родителей, от задач стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

В сфере воспитания такого партнерства родителей будет интересовать приобретение «житейских» психолого-педагогических знаний; улучшение детско-родительских отношений; повышение своего родительского авторитета. При этом школа, опираясь на положительный опыт семейного воспитания, использует его в своем воспитательном процессе с целью формирования у родителей активной педагогической позиции. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют большие возможности глубже изучать интересы и увлечения детей, способствовать их развитию. В то же время школа нуждается и в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, поддерживали и развивали интересы детей, создавая тем самым благоприятный психологический климат в семье.

Для социального партнерства будут характерны: добровольность; взаимовыгодность; согласование интересов на основе переговоров и компромисса; договорное закрепление отношений; взаимная ответственность и обязательность выполнения субъектами достигнутых договоренностей.

Для создания партнерства школы и семьи необходимы также и следующие организационно-педагогические условия:

— формирование готовности педагогов и администрации школы к партнерству с семьей в сфере воспитания;

— выявление оснований партнерства;

— формирование управляющей системы социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания;

— формирование нормативно-правовой базы партнерства с фиксацией целей, задач, принципов взаимодействия;

— разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия;

— выявление взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон.

Партнерское взаимодействие семьи и школы может принимать разные формы: самофинансирование, предоставление услуг, разработка совместных проектов, совместная управляющая деятельность, экспертиза.

Формы партнерства можно классифицировать как индивидуальные, групповые и коллективные с точки зрения использования партнерства в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования.

В рамках сотрудничества с родителями образовательными учреждениями определяются следующие направления деятельности:

Просветительская. Необходимо научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми (различные формы педагогического просвещения: лекции, семинары, беседы, дискуссии, конференции, внеклассные мероприятия, индивидуальные консультации, родительские собрания, «круглые столы», деловые игры между учителями и родителями, вечера вопросов и ответов с привлечением специалистов).

Консультативная. Совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков (вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: организация кружков, факультативов, секций, клубов; совместные творческие дела; родительский патруль; диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей; родительские тренинги; индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, детьми из «группы риска»).

Коммуникативная. Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей (совместные вечера и совместная трудовая деятельность; оформление предметных газет, изготовление наглядных агитаций; разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов; экскурсии на предприятия по месту работы родителей; походы). Организационная. Привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка (разработка программы действий, обеспечивающих достижение намеченных перспектив; привлечение родителей к мониторингу достижений ребенка, выявление его трудностей и проблем; привлечение родителей к аттестации образовательного учреждения, в приемке школы к новому учебному году; участие в Управленческом и Попечительском советах, школьном консилиуме; организации дней открытых дверей для родителей; посещении родителями класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени).

Информационная. Обеспечение родителей необходимой информацией о деятельности школы путем создания системы информирования (правила зачисления в школу; режим работы школы; школьные программы; образовательные результаты; план развития школы; достижения школы; публикация о школе в СМИ; финансовые отчеты; экспертиза платных образовательных услуг; школьная безопасность).

Вовлечение семьи в образовательный процесс способствует разделению ответственности обоих сторон за результаты обучения и воспитания подрастающего поколения.

Целью семьи и школы является создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности усилий в развитии личности ребенка, мотивов его обучения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала.

Анализируя пути эффективного взаимодействия школы и семьи в педагогических исследованиях, позволили нам выделить те характеристики, которыми должно обладать продуктивное, развивающее взаимодействие школы и семьи:

— школа и семья должны осознавать ценности и смыслы взаимодействия, опираться на сферу пересечения актуальных потребностей и на знания воспитательных ресурсов друг друга;

— партнерство должно опираться на принципы открытости, добровольности, взаимной ответственности, партнерства и равноправия;

— содержание партнерства должно осуществляться в разнообразных сферах и направленно на различные виды совместной деятельности;

— партнерство должно быть управляемым, осуществляться через разнообразные формы и методы, приоритетными среди которых являются диалоговые.

В результате этого, социальное партнерство позволяет искать подходы к снятию противоречий, снижению и профилактике напряженных отношений между школой и семьей.

Совместное проживание школьной жизни в условиях взаимодействия школы и семьи положительно сказывается на личности детей, педагогическом просвещении родителей, участии родителей в работе школы. Внутренний мир каждого ребенка дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это влияет на формирование у него ответственность за самого себя.

Воспитывая у родителей потребность активного участия в образовательном процессе, школа тем самым способствует становлению родительского сообщества как гражданского института. Выстраивание партнерских связей между семьей и школой в ходе совместной воспитательной деятельности родителей, учителей и обучающихся рассматривается уже как ориентация на успешность общества.

школа семья партнерство педагогический

Литература

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. — Ростов-н/Д: Феникс, 1997.

2. Кожурова, О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала / О.Ю. Кожурова. — М., 2011.

3. Сулейманова, Ж.А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения / Ж.А. Сулейманова. — Челябинск, 2011.

4. Третьякова, Е.В. Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем воспитания школьников / Е.В. Третьякова. — М., 2011.

5. Торохтий, В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве / В.С. Торохтий. — Екатеринбург, 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания

    Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей. Выделение функций и задач взаимодействия педагогов и родителей. Анализ содержания, форм и методов работы педагога с родителями. Характеристика сотрудничества семьи и школы и его форм.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2017

  • Анализ особенностей взаимодействия школы и семьи в современных условиях

    Изучение влияния семьи, как социального института, на формирование личности ребенка. Школа, как координатор совместной деятельности школы и семьи. Пути и способы повышения воспитательного потенциала семьи. Способы педагогического просвещения родителей.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

  • Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

    Формы и методы работы с родителями. Взаимодействие школы и семьи в воспитании. Основы юридических отношений между родителями и детьми. Деятельность социального педагога по защите прав ребенка в школе и семье.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2002

  • Взаимодействие семьи, школы и общественных учреждений в истории социальной педагогики

    Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. Основные вопросы совместной работы семьи и школы в сфере воспитания учащихся. Организационно-педагогическая работа школы с родителями.

    доклад , добавлен 10.04.2014

  • Родительское собрание как форма взаимодействия семьи и школы по нравственному воспитанию младших школьников

    Проблемы взаимодействия семьи и школы по нравственному воспитанию младших школьников с учетом их возрастных особенностей. Направления и формы работы с родителями учащихся начальной школы. Родительское собрание как форма взаимодействия семьи и школы.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

  • Организация работы с родителями в образовательном учреждении

    Направления сотрудничества семьи и школы. Функции и задачи данного взаимодействия. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях. Дифференцированный подход в работе с родителями. Структура подготовки родительского собрания.

    методичка , добавлен 13.01.2010

  • Эмпирическое исследование влияния взаимодействия школы и семьи на общее развитие детей с особыми образовательными потребностями

    Роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Формы совместной работы школы и семьи по воспитанию школьников. Совместная работа образовательного учреждения и семьи в условиях интегрированного обучения.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2013

  • Работа семьи и школы

    Организация внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Формы взаимодействия семьи и школы. Мероприятия по организации внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2015

  • Социальное партнерство в профессиональном образовании

    Комплексная модернизация профессионального образования — обязательное требование государственной политики России. Актуальность социального партнерства в современном профессиональном образовании России. Модели социального партнерства в европейских странах.

    реферат , добавлен 23.09.2014

  • Воспитание лидерских качеств у современных старшеклассников во взаимодействии школы и семьи

    Воспитание лидера как психолого-педагогическая проблема, роль семьи в данном процессе и школа как основной фактор. Социально-педагогические условия взаимодействия школы и семьи в воспитании лидерских качеств у старшеклассника, оценка эффективности.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2013

Slide 0

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 09 апреля 2008 года,Учебный центр ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ «Гармония»

Slide 1

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА КОНСТИТУЦИИ РФ, КОНВЕНЦИЯХ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ МОТ, ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РФ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «О РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ» И ДРУГИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ, ГЕНЕРАЛЬНОМ СОГЛАШЕНИИ

Slide 2

На федеральном уровне

Slide 3

По другим вопросам взаимодействия Соглашение о взаимодействии между Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования (от 27 декабря 2005 года) Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Профсоюза работников народного образования и науки РФ по осуществлению надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления образованием, образовательными учреждениями и иными организациями системы образования (от 29 декабря 2005 года) Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по труду и занятости и Профсоюза работников народного образования и науки РФ по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в образовательных учреждениях, иных организаций системы образования (от 19 мая 2005 года)

Slide 4

Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования Соглашение о взаимодействии Федерального агентства по образованию и Студенческого координационного совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации План основных совместных мероприятий Российского союза ректоров (РСР) и Студенческого координационного совета Профсоюза (СКС) на 2007 год

Slide 5

На региональном уровне

Slide 6

На местном (муниципальном) уровне

Slide 7

На уровне образовательного учреждения

Slide 8

ПОЧЕМУ НАДО ЗАКЛЮЧАТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР ТРЕБОВАНИЕ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ СЛЕДОВАТЬ ПРИНЯТЫМ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ ПРАВОВЫМ АКТАМ И УСТАНОВКАМВЕСОМАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛОББИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ СВОЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕД УЧРЕДИТЕЛЕМ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ, СЕДСТВ И ПРИЕИМУЩЕСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯПОДДЕРЖКА В «ДАВЛЕНИИ» НА УЧРЕДИТЕЛЯ И МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И ВЫДЕЛЕНИИ КРЕДИТОВРЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ШИРОКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОМ КЛИМАТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ, ПОТРЕБНОСТЯХ И ОСОЗНАННЫХ ЖЕЛАНИЯХ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВКОЛДОГОВОР КАК ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ РЕАЛЬНО СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ВКЛЮЧИТЬ ПРОФКОМ УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ КОЛДОГОВОР СЛУЖИТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ГАРАНТОМ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ И СТРУКТУРИРОВАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА, ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ИХ БОЛЕЕ ПРОЗРАЧНЫМИ И ПРЕДСКАЗУЕМЫМИ ДЛЯ КАЖОЙ ИЗ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Slide 9

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ внес коррективы в более чем 300 статей Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), а также ввел ряд новых. Изменения затронули и порядок осуществления социального партнерства.

Slide 10

Новая редакция ст. 26 ТК РФ устанавливает шесть уровней социального партнерства в России, дополняя систему новым – межрегиональным уровнем, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ.

Slide 11

Трудовой кодекс конкретизирует и уточняет четыре формы социального партнерства: 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;3) участие работников, их представителей в управлении организацией;4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.По-видимому, перечень этих форм не являетсяисчерпывающим. Стороны социального партнерства могут использовать и иные формы, предусмотренные трудовым законодательством.

Slide 12

Новая редакция статьи 30 ТК РФ изменяет ее название и смысл. Статья устанавливает правило, согласно которому в социальном партнерстве на локальном уровне (организация) интересы работников представляют первичные профсоюзные организации. Порядок передачи полномочий по представлению интересов работника, не являющегося членом профсоюза, во взаимоотношениях с работодателем должен быть установлен самой первичной профсоюзной организацией.

Slide 13

Обновленная редакция статьи 31 ТК РФ исключает непервичные профсоюзные организации из правоотношений по представлению интересов работников в социальном партнерстве на локальном уровне. В случае, когда первичная профорганизация не вправе представлять интересы всех работников в организации, на общем собрании работников должен быть избран иной представитель (представительный орган).

Примерная форма договора о социальном партнерстве

Такой представитель избирается тайным голосованием.

Slide 14

Новая редакция статьи 34 «Иные представители работодателей» предусматривает, что представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Slide 15

Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 35 «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда», в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны учитывать решения комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон, а в случае их отсутствия – заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), объединений работодателей.

Slide 16

Изменения в статье 37 ТК РФ предоставляют первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников, право инициировать коллективные переговоры без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, в случае, если ни одна из первичных организаций и в совокупности не объединяют более половины работников, Кодекс наделяет общее собрание работников правом определить первичную профсоюзную организацию или определить иного представителя, которые будут представлять весь трудовой коллектив во время проведения коллективных переговоров.

Slide 17

В новой редакции ст. 40 ТК РФ содержится указание на возможность заключать коллективный договор не только с организацией как юридическим лицом, но и с индивидуальным предпринимателем.

Slide 18

Срок действия коллективного договора Законодатель несколько изменил срок, на который заключается коллективный договор. Если до 1 февраля 2002 г. коллективный договор мог заключаться на срок от 1 года до 3 лет, то с 1 февраля 2002 г. он может заключаться на срок до 3 лет. Следовательно, коллективный договор может быть заключен и на срок менее 1 года.Если в коллективном договоре не указана дата вступления его в силу, считается, что она начинается со следующего дня после подписания договора сторонами.

Slide 19

Обращаем особое внимание, что если срок договора истек, то стороны вправе продлить его, но не более чем на три года. При этом повторное продление коллективного договора не допускается. Следовательно, если после повторного продления коллективного договора стороны не заключат новый, то действие прежнего договора прекращается.

Slide 20

Понятие соглашения, данное в ст. 45 ТК РФ, отличается от определения, данного в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Прежнее определение указывало, что соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемый на уровне РФ, территории, отрасли, профессии. Исходя из нового определения, соглашение устанавливает принципы регулирования не только социально-трудовых, но и экономических отношений. Таким образом, законодатель предоставляет возможность сторонам соглашения включать в их содержание более широкий круг вопросов.

Slide 21

Виды соглашений в бюджетной сфере Двухсторонние:- представитель работников (соответствующий профорган)- представитель работодателей (соответствующий орган власти) Трехстороннее:- представитель работников (соответствующий профорган)- представители работодателей (соответствующие органы власти и объединения работодателей отрасли) В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений:1. Генеральное Соглашение2. Межрегиональное соглашение3. Региональное соглашение4. Отраслевое (межотраслевое) соглашение — на федеральном уровне — на межрегиональном уровне — на региональном уровне — на территориальном уровне5. Территориальное соглашение6. Иные соглашение Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения

Slide 22

Презентация подготовлена в отделе по вопросам общего образования аппарата Центрального комитета Общероссийского профсоюза образования СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

В кабинете директора Володинской основной общеобразовательной школы Елены Юрьевны СТЕПАНОВОЙ всегда рабочая обстановка: трудовой процесс руководителя не прекращается ни на минуту. С начала учебного года настольной книгой является социальный договор, составленный по итогам областной педагогической конференции 2015 года.

– Елена Юрьевна, что это за договор? Каковы его основные моменты?

– На августовской конференции в Тюмени был принят трёхуровневый социальный договор, который заключили департамент образования и науки Тюменской области, муниципалитеты и общеобразовательные учреждения.

Договор социального партнерства

Данный документ предполагает основные тематические блоки: адаптация обучающихся пятых классов, формирование инварианта педагогических методов и приёмов, развитие профессиональной и личностной культуры педагогов, обновление системы мотивации и вознаграждения педагогов. Каждый блок включает разделы – инварианты.

– Расскажите подробнее о блоках.

– Что касается адаптации пятиклассников. В нашей школе создана горизонтальная группа методического объединения педагогов, работающих в пятых классах в рамках ФГОС. В неё вошли учитель истории Римма Тимофеевна Полякова, учитель русского языка и литературы Нина Васильевна Зонова, учитель физической культуры Владимир Владимирович Пинигин, учитель математики Наталья Ильинична Рожкова и учитель географии и биологии Галина Алексеевна Хмелёва.

Педагоги обмениваются опытом, рассматривают вопросы, которые их волнуют. Обсуждался вопрос введения второго иностранного языка. Английский язык дети изучают со второго класса, с этого учебного года добавился ещё один – немецкий, который преподаётся факультативно. Ездим на занятия к учителям первого корпуса Юргинской школы – Елене Викторовне Балетовой и Зиле Робертовне Коноваловой.

Выставили на сайт рабочие программы. Поскольку в школе нет параллелей, обмен конспектами происходит между учителями школ, входящих в муниципальное автономное образовательное учреждение «Юргинская СОШ». Так, рабочими программами по математике поделился преподаватель базовой школы Андрей Борисович Борболин.

Во второй половине дня, которая предполагает внеурочную деятельность, организованы десять кружков на базе школы и Дома культуры, а также от Юргинского центра спорта и работы с молодёжью «Лидер». Здесь проблема другая: задействовать пятиклассников во всех кружках невозможно физически. Их всего трое.

Согласно договору в данном блоке предусмотрены педагогические двадцатиминутки. Мы проводим их не каждый день, а по итогам недели. Завели и регулярно заполняем журнал «Адаптация обучающихся пятого класса». В него учителя записывают проблемы, которые и обсуждаются на двадцатиминутках.

Второй блок – формирование инварианта методов и приёмов. Сюда входят тематические 45-ти минутки. Школа у нас небольшая, поэтому данную часть блока приурочиваем к совещанию при директоре, заседанию методического объединения классных руководителей. Например, Римма Тимофеевна выступила по образовательной среде классного кабинета, Нина Васильевна подняла тему требований к уроку по ФГОС. Сама я говорила о формировании в пятых классах УУД (универсальных учебных действий).

В рамках блока предусматривается проведение уроков вне класса и даже вне школы. Активно используются школьные музей и библиотека, а также сельская библиотека. С библиотекарем Маргаритой Александровной Пинигиной у нас тесное взаимодействие. Не первый год она ведёт кружок «Традиции и обряды моего народа». Кстати, в планах на каникулы – львиная доля мероприятий, которые организуются работниками культуры.

Ещё один момент – практика взаимопосещений. Я, как директор школы, составляю график, принимая во внимание «окна» в расписании учителей и пожелания о том, на какие уроки и кружки они хотели бы сходить. Такие взаимопосещения дисциплинируют и детей, и педагогов.

Третий блок – развитие профессиональной и личностной культуры учителей. Приезжая с учебных курсов, которые организуются на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования, делимся полученной информацией, рассказываем о новшествах в сфере образования. Взаимообмен новинками происходит в рамках методических объединений учителей-предметников, классных руководителей.

В обиход входит понятие «метопредметность», то есть «я работаю на результат не одна, выставляя единые требования с коллегами». Например, на уроках географии, истории, биологии обращается внимание на грамотность. Я, в свою очередь, на уроках русского языка подвожу себя и детей к требованиям, которые выдвигают преподаватели географии, истории, биологии.

Среди подпунктов социального договора – взаимодействие с недовольными коллегами, детьми, родителями. В связи с этим создана служба медиации, одна из задач которой – урегулирование конфликтов. Сразу скажу, наш педагогический коллектив слаженный, сплочённый, дружный, коллеги всегда находят взаимопонимание, споров не возникает. В состав службы в рамках школы, помимо меня, входят заместитель по учебно-воспитательной работе Нина Васильевна Зонова и классный руководитель ребёнка, фигурирующего в конфликтной ситуации. По мере необходимости привлекаем медицинского работника – фельдшера Володинского ФАПа Любовь Владимировну Беседину.

Обновление системы мотивации и вознаграждения педагогов – так звучит четвёртый блок социального договора. Он предполагает обеспечить внутришкольное повышение квалификации на основе профессиональной диагностики, скорректировать показатели эффективности работы педагогов с учётом личных достижений и достижений коллег, создать условия для смены профессиональных ролей педагогов в коллективе (это могут быть роли методиста, наставника, тьютора, руководителя рабочей группы). По концу месяца каждый педагог заполняет листы самооценки, в них мы внесли два критерия: осуществление совместной работы при реализации метопредметного обучения групповых технологий и развития обучающихся, популяризация собственного педагогического опыта; отсутствие обоснованных обращений обучающихся и родителей, имеется в виду жалоб.

Продолжение читайте на страницах "Призыва".

Автор: Ольга Коновалова

Теги: Образование



Автор:
Карасева Елена Михайловна Воспитатель 1-ой кв.категории, МКДОУ ДС№472 "Тигренок", Новосибирск

Социальное партнерство в ДОУ.

Современное дошкольное образование ставит перед собой цель — воспитание всестороннее гармонично развитой личности ребенка.

Совершенствуется стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи в соответствии с ФГОС ДО, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое учреждение выстраивает тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования. Социальными партнерамидошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, центры досуга и творчества, библиотеки и другие. Общественные организации являются неправительственными, негосударственными, но на основе определенных договоров и совместных планов работы, возможно сотрудничество с детским садом, на основе общих интересов, например — организации национально-культурных центров, центры традиционной культуры разных народов и другие. Совместное проведение мероприятий, праздников, общественных движений. Так же, как и общественные организации, социальными партнерами детского сада могут быть и центры досуга и творчества. Центры досуга и творчества могут быть как частными, так и государственными.

Социальное партнерство дошкольного учреждения и библиотеки заключается в контакте с детьми, педагогами и родителями. В дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову. Важное место среди социальных партнеров детского сада занимает школа. Методическая работа на базе школ и ДОУ- проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: преемственности, адаптация учащихся первых классов к обучению в школе, психологическая готовность ребенка к школе. Учителя школ посещают группы, набирающие в следующем году первые классы, воспитатели присутствуют на уроках в школе. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.

Одним из необходимых условий, для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, праздников, творческих конкурсов, развлечений.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Скачать публикациюСкачали: 107 раз(а)