Смэв 3 0

Содержание

Posted by: s.sokolko 1 year, 10 months ago

(0 comments)

Система Межведомственного Электронного Взаимодействия или СМЭВ уже давно перестала быть инструментом исключительно для органов государственной власти. Подключение к СМЭВ доступно также и для некоторых коммерческих предприятий и организаций. Более того, в соответствии с Федеральным Законом подключение к СМЭВ является обязательным для удостоверяющих центров (которые выдают электронные подписи), банков, нотариусов и некоторых других коммерческих организаций. В частности, удостоверяющие центры в сответствии с 63-ФЗ осуществляют проверку достоверности сведений при выдаче электронной подписи с помощью инфраструктуры СМЭВ, а также регистрируют выдаваемые сертификаты в подсистеме СМЭВ-ЕСИА.

На момент написания статьи основной используемой версией системы является СМЭВ 2. Именно на данной версии функционирует большинство сервисов производственного контура (напрмер, сервис проверки паспортов МВД и сервис отправки сертификатов ЕСИА). Кроме того, активно запускается СМЭВ версии 3. Сервисы Федеральной Налоговой Службы (получение выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и т.д.) и пенсионного фонда (проверка СНИЛС) уже доступны только через СМЭВ 3 без возможности работы по СМЭВ 2. Полный переход на СМЭВ 3 всех сервисов запланирован на 2019 год.

В преддверии нового года мы собрали наиболее полезные ссылки по переходу на работу с новой версией СМЭВ и особенностям СМЭВ 3.

Итак, приступм:

1. Базовая информация по СМЭВ: назначение и основные функции системы, архитектура: tadviser.ru
2. Основные отличия СМЭВ 3 от СМЭВ 2 простыми словами: https://www.klerk.ru/bank/articles/419490/
3. Описание бесплатного адаптера для СМЭВ: https://hemulen-it.ru/2018/08/21/smev-adapter/
Наличие бесплатного адаптера СМЭВ является основным преимуществом СМЭВ 3. Он позволяет быстрее интегрировать свои системы со СМЭВ
4. Технологический портал СМЭВ3: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/
Основной портал с официальной информацией по СМЭВ 3. Тут публикуются все руководящие документы, оповещения о регламентных работах и выладываются новые версии адаптера СМЭВ 3.
Одна из немногих статей в открытом доступе с успешным опытом взаимодействия со СМЭВ 3. Довольно подробно описываются технические подробности решения
6. Набитые шишки на новом СМЭВ http://d-russia.ru/shishki-nabitye-pri-rabote-s-adapterom-smev.html
Описывается негативный опыт работы с адаптером и его слабые стороны.

7. Переход на новый ГОСТ https://habr.com/company/alfa/blog/341476/

Полезная информация по подготовке к переходу на использование новых криптоалгоритмов, которые будут использоваться в СМЭВ 3. Обязательное использование нового ГОСТ планируется к запуску в 2019 году.

8. ЭП на Java и КриптоПРО для разработчиков https://habr.com/company/alfa/blog/350158/

Пример подписывания сообщений на Java через КриптоПРО для тех разработчиков, которые не планируют использовать готовый адаптер СМЭВ

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПPOБЛЕМЫ МЕЖВЕДOМCТВЕHHOГO ИHФOPМАЦИOHHOГO БЗАИМOДЕЙCТБИЯ ПРИ ПPЕДOCТАВЛЕHИИ ГOCУДАPCТБЕHHЫX УСЛУГ

Струкова Н. А.

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирского института управления — филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, a-na@ngs.ru

УДК 353:004(470) ББК 67.401.011.2с51

Цель. Выявить проблемы межведомственного взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг и сформулировать рекомендации по их решению.

Методы. Проанализированы разные виды межведомственного информационного взаимодействия (система межведомственного электронного взаимодействия, традиционный бумажный документооборот, а также обмен электронными формами традиционного бумажного документа) используемые в процессе предоставления государственных услуг Министерством образования Новосибирской области и Государственным архивом Новосибирской области.

Результаты и практическая значимость: совершенствование межведомственного информационного взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг является неотъемлемым условием реализации идей концепции New Public Management. Однако, в настоящее время существует ряд нерешенных проблем в этом вопросе, связанных как с низким уровнем координации государственных органов, участвующих в межведомственном взаимодействии, так и с несовершенством программных и технических средств. Предложенные рекомендации по решению выявленных проблем могут быть использованы в деятельности, как государственных органов, так и в деятельности органов местного самоуправления.

Научная новизна. Определены проблемы межведомственного информационного взаимодействия, с которыми сталкиваются государственные органы в процессе предоставления государственных услуг, а также сформулированы рекомендации по решению выявленных проблем.

Ключевые слова: административная реформа, государственные услуги, межведомственное информационное взаимодействие, система электронного межведомственного взаимодействия.

PROBLEMS OF INTERDEPARTMENTAL INFORMATION INTERACTION IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES

Strukova N. A.

630102, Russia, Novosibirsk, Nizhegorodskaya str., 6, a-na@ngs.ru

Novosibirsk Region. §

ever, at present there are a number of unresolved problems in this issue, related both to the low level of coordination of ©

CmpyKoea H. A.

В настоящее время повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг рассматривается как один из приоритетов развития РФ. Это, во многом связано, с изменением парадигмы государственного управления, с внедрением идей концепции New Public Management (концепции «нового государственного управления»). Именно в этой концепции вводятся понятия «клиентоориентированное государство», «сервисное государство». Основной является идея о том, что граждане являются клиентами (принципалом), а государство — их слугой (агентом). Иными словами, предоставление публичных услуг населению является одной из основных функций государства .

Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг является одним из основных направлений административной реформы РФ. В рамках третьего этапа административной реформы в России был принят базовый для сферы предоставления государственных услуг документ — Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» . На портале административной реформы подчеркивается, что принятый документ принципиально меняет подход к оказанию услуг и обозначает переход к сервисному государству .

Не смотря на формальное завершение административной реформы в Российской Федерации фактическое совершенствование механизмов государственного управления продолжается. Указом Президента РФ определены целевые индикаторы оказания государственных и муниципальных услуг: уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году -не менее 90 процентов; доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году — не менее 70 % и др. .

Еще не так давно для получения той или иной государственной или муниципальной услуги заявителю самостоятельно нужно было собрать большое количества документов. Для этого заявителю необходимо было посетить многочисленные организации, получить от них информацию, касающуюся его личности. Зая-

витель собирал и передавал документы из одной организации в другую, а в отдельных случаях был связующим звеном в процессе приема и передачи документов между должностными лицами внутри одних и тех же организаций. Иными словами, именно за счет заявителей происходило межведомственное взаимодействие должностных лиц, принимавших участие в предоставлении той или иной государственной услуги.

Поэтому в рамках административной реформы совершенствование межведомственного информационного взаимодействия рассматривается в качестве одного из основных направлений повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Организация межведомственного информационного взаимодействия призвана повысить доступность государственных и муниципальных услуг посредством сокращения числа предоставляемых заявителем документов, которые необходимы для получения услуги. Недостающие документы и сведения органы государственной власти и местного самоуправления должны получить самостоятельно.

Впервые требования к организации межведомственного взаимодействия были установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в дальнейшем были включены в Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1021-р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в РФ используются следующие виды информационного взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг:

1. Традиционный бумажный документооборот осуществляется между сотрудниками организаций, которые участвуют в межведомственном информационном обмене;

2. Обмен электронными формами традиционного бумажного документа с применением доступных электронных технологий информационного взаимодействия — системы электронного документооборота, электронная почта;

Струкова Н. А.

3. Унифицированное информационное взаимодействие — осуществляется между информационными системами участников межведомственного электронного взаимодействия;

4. Применение интерактивных запросных приложений, которые предоставляются некоторыми ведомствами в качестве пользовательских электронных сервисов через официальные сайты органов в сети Интернет или ведомственные электронные порталы.

Приоритетным направлением межведомственного информационного взаимодействия является взаимодействие в электронной форме. Для этих целей в РФ создана Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), состоящая из региональных сегментов. Детальное описание процесса взаимодействия осуществляется в рамках Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе электронного межведомственного взаимодействия». Данный нормативный акт определяет правила формирования и функционирования СМЭВ, а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме .

Количество межведомственных запросов при предоставлении той или иной государственной услуги зависит от количества необходимых документов, предусмотренных административным регламентом предоставления данной услуги. Например, административный регламент предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (одна из самых востребованных услуг, предоставляемых министерством образования Новосибирской области) предусматривает, что межведомственное взаимодействие необходимо на этапе получения таких документов как заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий и оборудования, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о наличии (отсутствии) судимости у граждан, являющихся учредителями соискателя лицензии или лицензиата, сведения о наличии (отсутствии) заключения, выданного в установленном порядке ГИБДД МВД РФ, о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, сведения из Единого

государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и др. .

Учитывая, что в 2016 году в Министерство образования Новосибирской области поступило 1028 запроса на получение услуги по лицензированию образовательной деятельности, количество направленных межведомственных запросов составило примерно 2297 запросов. Стоит отметить, что по каждой из поду-слуг (получение лицензии на осуществление образовательной деятельности, переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности, выдача дубликата лицензии на осуществление образовательной деятельности) может быть направлено от 2 до 8 межведомственных запросов. Эти статистические данные свидетельствуют об актуальности межведомственного взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг

Но, несмотря на то, что от уровня межведомственного взаимодействия напрямую зависит качество и доступность государственных услуг, на сегодняшний день в этом вопросе остаются нерешенными многие проблемы.

В некоторых государственных органах до сих пор не разработаны единые образцы запрашиваемых документов, согласованные с органами, в которые отправляется межведомственный запрос. Это, в свою очередь, приводит к тому, что часто при формировании межведомственных запросов запрашивается информация, выдача которой противоречит действующим нормативно-правовым актам. Так, например, специалисты Государственного архива Новосибирской области сталкиваются с тем, что территориальные отделения Пенсионного фонда РФ при оформлении архивных справок о заработной плате предъявляют необоснованные требования к содержанию данных документов и срокам их исполнения (например, указать причину отсутствия начислений за месяц по ведомостям начисления заработной платы и т.д.), а, зачастую, просят подготовить архивные справки по имеющимся у них образцам. Однако, это противоречит Правилам организации хранения, комплектования учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук». .

Помимо этого в межведомственных запросах указывается неполная или неточная информация, поэтому для выполнения данных запросов требуется дополнительное рабочее время, что, в конечном счете, приводит к увеличению сроков предоставления той или иной государственной услуги. Так, например, в межведомственных запросах территориальных отделений Пенсионного фонда РФ в Государственный архив Новоси-

Струкова Н. А.

бирской области указываются неполные персональные данные гражданина, сокращенное наименование организации, используются не только общепринятые сокращения и т.д.

В качество одной из основных проблем можно отметить отсутствие единой запросно-ответной системы, внедрённой на всей территории Российской Федерации, в каждом органе исполнительной власти и организации, задействованной в предоставлении услуг населению. Попытки создать такую единую систему предпринимаются. Так, например, на территории Новосибирской области функционирует подсистема «Конструирование запросов» государственной информационной системы Новосибирской области «Межведомственная автоматизированная информационная система (на платформе — Smart-Route) (АИС МАИС). Данная подсистема относится к региональному сегменту. АИС МАИС на данный момент позволяет в единой системе сделать запросы в Федеральную налоговую службу, МЧС России, Роспотребнадзор и Росреестр.

Однако, в процессе использования данной подсистемы специалисты сталкиваются с рядом проблем. Так, например, чтобы заполнить все необходимые обязательные поля в запросы необходимо ввести информацию, которую и необходимо получить в результате межведомственного взаимодействия. К примеру, в процессе предоставления услуги по лицензированию образовательной деятельности специалистам Министерства образования Новосибирской области, чтобы отправить запрос в Роспотребнадзор на получение сведений об имеющемся санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности необходимо ввести уникальный номер этого заключения, которого в распоряжении данных специалистов, естественно, нет.

Главной же проблемой остается нестабильная работа электронных сервисов. Продолжается большая работа по совершенствованию сервисов межведомственного взаимодействия. И при каждом последующем обновлении систем возникают ошибки и перерывы в работе сервисов, что значительно влияет на сроки и качество предоставления услуги.

Кроме того, из-за работы в нескольких информационных системам, переносов информации большими пакетами данных у сотрудников различных ведомств, участвующих в процессе межведомственного взаимодействия, возрастает вероятность совершить ошибки при внесении сведений.

В 2017 году началась опытная эксплуатация масштабной информационной системы, обеспечивающей автоматизацию контроля и надзора за полнотой и каче-

ством осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в сфере образования. Одной из важнейших особенностей данной системы является встроенный модуль межведомственного взаимодействия. В процессе опытной эксплуатации нередко наблюдались проблемы, присущие всем многозадачным и новым информационным системам — сложности при согласовании форматов данных различных ведомств и взаимосвязи различных систем, при осуществлении межведомственного взаимодействия, путем направления электронных межведомственных запросов, технические сбои и перерывы в работе системы.

Для совершенствования межведомственного взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг необходимо:

• повышение стабильности работы электронных сервисов, за счет дальнейшего обновления и совершенствования программных и технических средств;

• более четкая нормативная регламентация работы многочисленных информационных систем и сервисов;

• усиление контроля корректности вводимых данных, главным образом, за счет внедрения современных информационных средств, которые позволят заметить и устранить данные неверного формата, опечатки и т.д.;

• повышение уровня квалификации специалистов участвующих в процессе межведомственного взаимодействия;

• обеспечение более тесного взаимодействия между органами власти, участвующими в процессе межведомственного взаимодействия, с целью устранения возникающих проблем с предоставлением необходимой информации, что приведет к значительной оптимизации процесса оказания государственных услуг

Литература:

2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ (в ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ.2010. № 168. ст. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Прези-

ВЛАСТЬ

И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Фельдман М. А., Зуева А. В.

дента РФ от 07 мая 2012 г № 601 // Российская газета. 2012.9 мая. № 5775 (102).

5. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1021-р.// Российская газета. 2011. 28 июня.

6. О единой системе электронного межведомственного взаимодействия: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 38. Ст. 4823.

7. Об утверждении административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 244. . URL: https://минобрнауки.рф/документы/5980/файл/4991/ Prikaz_№_244_ot_17.03.2015.pdf (дата обращения 02.05.2018)

8. Правила организации хранения, комплектования учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 20.

В настоящее время в Российской Федерации рассмотрение вопросов установления инвалидности и определения потребности в предоставлении мер социальной защиты инвалидов возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, их функционал утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н.

Благодаря организации межведомственного взаимодействия ФГИС ЕАВИИАС МСЭ и ФГИС ФРИ посредствам СМЭВ 3.0, с января 2017 года осуществляется ежедневная передача результатов освидетельствования граждан, которым установлена степень ограничений жизнедеятельности для назначения им выплат пенсии по инвалидности, причем в 99,8% данные поступают оператору ФГИС ФРИ (ПФР) в течение 72 часов по завершению процедуры освидетельствования.

В 2019 году компания «Программный Продукт» должна обеспечить повышение доступности услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Основной объем работ связан с подготовкой информационной системы «Портал учреждений медико-социальной экспертизы, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации» к реализации межведомственного взаимодействия посредством СМЭВ 3.0. Также будут выполнены работы по совершенствованию официальных сайтов учреждений МСЭ (http://rfmse.ru/), направленные на расширение объема доступных в сети Интернет сведений о деятельности и структуре учреждений медико-социальной экспертизы.

С 2020 года станет возможным подать заявление на проведение медико-социальной экспертизы (в том числе, с целью установления инвалидности) в электронном виде с помощью Единого портала государственных услуг. Поскольку портал госуслуг интегрирован с государственными информационными системами и базами данных органов исполнительной власти посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), граждане будут избавлены от необходимости самостоятельно собирать документы и информацию, которые уже находятся в распоряжении различных органов (организаций), предоставляющих те или иные виды госуслуг.

По данным Федерального реестра инвалидов (ФГИС ФРИ) на 1 ноября 2019 года численность инвалидов (детей-инвалидов) в Российской Федерации составляет порядка 11,8 млн человек, среди которых 57% женщин и 43% мужчин.

Контакты пресс-службы +7(495)125-11-95 Email: info@ppr.ru Оригинал пресс-релиза

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Ращупкина М.Г. 1 1 Санкт-Петербург В статье рассматривается вопрос об информационном взаимодействие власти и общества, что в настоящее время затруднительно, так как общество на современном этапе лишь опосредованно влияет на государство в информационном аспекте, что препятствует эффективному созданию единого информационного пространства. На сегодняшний день, можно поговорить о полноценном информационном взаимодействии в России хотя это весьма затруднительно, так как фактически существует только одностороннее воздействие со стороны государства, что не образует взаимодействия и, следовательно, не способствует достижению поставленной информационной цели. Общество на современном этапе лишь опосредованно влияет на государство в информационном аспекте, что препятствует эффективному созданию единого информационного пространства. 860 KB информационное общество правовая система структура информационного общества взаимодействие власти и общества государство управление информационными ресурсами государственная поддержка информационная политика 1. Большая советская энциклопедия. – М: Советская энциклопедия, 1978. – С. 23. 2. Завадский И.И. «Информационная политика – что это такое? // Защита информации. «Конфидент». – № 4. – 2008. – С. 234. 3. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 89. 4. Костин Н.А. Общие основы теории информационной политики. – 2008. – № 3. – С. 119. 5. Философский энциклопедический словарь. / Под ред.: Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. – М: Советская энциклопедия, 1983. – C. 76. 6. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – C. 390.

В настоящее время эффективность развития общества и государства обеспечивает их непосредственное информационное взаимодействие и то, насколько оперативно оно происходит. Информация сегодня выступает не только как средство межличностного общения, но и в качестве «ресурса управления». А так как основное управление исходит от государства, то и информация используется в качества ресурса государственного управления.

Для того чтобы понять каким образом осуществляется взаимодействие между властью и обществом, необходимо раскрыть основные понятия.

Так, власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права или насилия.

В нетрадиционном варианте этого же определения, который учитывает специфику современного постиндустриального информационного общества к числу непременных и важнейших «объектов воздействия» кроме деятельности и поведения относятся – социальная психика и массовое сознание.

Под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой особую форму существования и жизнедеятельности людей.

«Взаимодействие» представляет собой одну из философских категорий, отражающую процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимные обусловленности и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Следовательно, информационное взаимодействие предполагает собой как воздействие власти на общество, так и обратную связь. Но так как основное воздействие исходит от государства, становится необходимым сначала изучить его.

Так, любое государство старается проводить определенную информационную политику, под которой понимается деятельность государства, направленная на создание информационной сферы, связанной с обработкой, хранением, передачей всех видов информации, удовлетворяющей интересы государства и общества с целью их конструктивного взаимодействия между собой.

В рамках государственной информационной политики обязательно заложены начала, которые будут способствовать решению таких глобальных целей, как вхождение Российской Федерации в единой мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности государства, общества и личности, укрепление демократически направленного сознания общества, формирование единого, целостного государства.

Эти цели возможно достигнуть только при наличии определенных условий: эффективное управление информационными ресурсами, государственная поддержка рынка информационных технологий, четкое правовое урегулирование деятельности печатных и электронных средств массовой информации.

Информационная политика непосредственно направлена на обеспечение конституционного права граждан на информацию.

Задачами государственной информационной политики являются:

– демократизация и гласность государственного управления;

– создание условий для формирования гражданского общества;

– установление каналов связи с гражданами, организациями и другими государствами;

– изучение общественного мнения и его анализ;

– прогнозирование общественно-политических процессов в государстве;

Информационная политика осуществляется не только на уровне государства, но и на уровне отдельного региона, которая имеет схожие задачи и цели, однако ее осуществление происходит в пределах одного субъекта, и, как правило, региональными органами власти.

Как государственная, так и региональная информационная политика основывается на определенных исходных началах, на которых основывается ее формирование и реализация, то есть принципы. Для информационной политики характерны следующие принципы:

Принцип открытости информационной политики: мероприятия, обеспечивающие возможность общественного воздействия на информацию.

Принцип верховенства закона: все действия в информационной сфере проводятся исключительно в рамках закона, который имеет приоритет над любыми административными решениями органов власти.

Принцип социальной направленности: мероприятия информационной политики должны быть направлены на обеспечение основных социальных интересов всего общества.

Принцип равенства интересов: вне зависимости от пола, расы, положения общества, формы собственности учитываются интересы каждого участника информационного взаимодействия.

Принцип государственной поддержки: в большей степени финансирование социальных программ информационной политики должно исходить от государства.

9 сентября 2000 г. Президентом Российской Федерации, Владимиром Владимировичем Путиным, была принята «Доктрина информационной безопасности РФ», которая связывала проведение информационной политики на основе национального интереса России и ее граждан.

Именно этой доктриной установилась возможность создания единого направления деятельности всех средств массовой информации. То есть появилось условие внешнего вмешательства через СМИ и навязывание «чужих» интересов российскому обществу.

Именно поэтому основными характеристиками современной информационной политики считаются:

• государственный контроль информационных ресурсов;

• изменение содержания доносимой до общества информации;

• повышение роли государства в формировании информации, доводимой до общества.

Конечно, данные признаки не всегда вписываются в рамки, установленные принципами информационной политики. Однако приоритет национального интереса и ограничение навязывания ложных интересов из вне напрямую способствуют возможности существования и развития государства.

Но, такие ограничения вызывают и обратную реакцию, то есть повышение для значительной аудитории привлекательности неконтролируемых средств массовой информации, в большей степени Интернет-ресурсов. Предоставление альтернативной информации, в значительной степени, имеющую оппозиционный характер, снижает уровень доверие к контролируемым государством СМИ.

Таким образом, с одной стороны, существует необходимость определенного контроля со стороны власти за информационным пространством в РФ в целях обеспечения безопасности государства и сохранения суверенитета.

Но, с другой стороны, факт жесткого контроля за информацией способствует негативной реакции общества, снижает уровень доверия к власти и подрывает демократические основы информационного пространства. Это также приводит к потере обратной связи общества с государством, политической апатии населении, что создает угрозу стабильности существования государства.

На сегодняшний день, говорить о полноценном информационном взаимодействии в России весьма затруднительно, так как фактически существует только одностороннее воздействие со стороны государства, что не образует взаимодействия и, следовательно, не способствует достижению поставленной информационной цели. Общество на современном этапе лишь опосредованно влияет на государство в информационном аспекте, что препятствует эффективному созданию единого информационного пространства.

Создание единого информационного пространства – это способность государства при помощи различных форм регулирования деятельности средств массовой информации и коммуникации стимулировать ее таким образом, чтобы СМИ и СМК обеспечивали всех граждан необходимой и достаточной информацией, максимально полным спектром фактов и мнений, имеющих хождение в стране и мире, с целью ориентации (отвечающей информационным потребностям граждан) в происходящих событиях и выработки своего отношения к этим событиям, в том числе версией государственных органов, или официальной версией.

В России пока не существует единого информационного пространства, и поэтому препятствует, как отсутствие именно взаимосвязи между обществом и власти, так и действия непосредственных «каналов передачи», а именно средства массовой информации, направленные на получение прибыли, а не донесения достоверной информации. Только создание баланса между интересами власти и общества в рамках их информационного взаимодействия друг с другом может являться залогом демократического и стабильного развития общества и создания по-настоящему правового государства.

Библиографическая ссылка

Ращупкина М.Г. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-1. – С. 75-77;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8299 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

моменту разрешения спора актуальность вопроса для потребителя уже утратит силу.

Таким образом, рассмотрев данные проблемы, можно сделать вывод, что в настоящее время решить их для коммерческой организации в неюрисдикционном порядке невозможно, а введение норм, позволяющих ограничить права контрагента, позволит уже коммерческим организациям злоупотреблять своими правами. И тогда сама идея публичного договора окажется на грани провала. Поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации может стать разъяснение высшими судебными инстанциями своей позиции для судов в аналогичных ситуациях. Список использованной литературы:

2. Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Е.З. на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 ГК Российской Федерации» Режим доступа -http://www.consultant.ru

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Вестник ВАС РФ. 1996. №9.

5. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 290

© Гордеева Д. И., 2018

УДК 342.951

Юлия Николаевна Замолоцких,

помощник прокурора, юрист 3 класса, прокуратура Железнодорожного района г. Воронежа, г. Воронеж

E-mail: zamolotskikh.yulya@mail.ru

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

Рассмотрение вопросов реализации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти в зарубежных странах позволяет проанализировать современные формы сотрудничества государственных органов в других странах и выделить положительный опыт построение системы электронного взаимодействия, который широко используется на практике.

Ключевые слова:

межведомственное взаимодействие, сотрудничество, органы исполнительной власти, реализация

совместных полномочий, зарубежный опыт.

Мировой опыт показывает, что одним из способов модернизации процедуры оказания государственных услуг, является создание центров предоставления услуг по принципу «одного окна». Подобные центры успешно стали реализовываться при предоставлении государственных и муниципальных

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

услуг в ряде зарубежных государств, таких как Германия, Канада, Бразилия, Португалия, Индия, Греция и др. В данных странах произошел практически «безболезненный» для государства и общества переход от бюрократии к «сервисному» государству.

Заслуживает особого внимания положительный зарубежный опыт становления электронного взаимодействия, которое активно реализуется в таких государствах как Германия, Канада, Бразилия, Португалия, Индия, Греция и др. Новые виды межведомственного взаимодействия в различных областях государственного управления во всех странах мира активно развиваются. Поэтому представляется рациональным рассмотреть имеющийся иностранный опыт реализации межведомственного взаимодействия с возможной целью — адаптировать его и для российского государства.

Отметим наиболее успешно реализованные и устоявшиеся модели межведомственного электронного взаимодействия в зарубежных странах.

Например, в Австрии реализован проект «Электронное дело» (ELAK) , который является одним из центральных элементов программы создания «электронного правительства» в масштабах всей федеральной администрации и используется в 12 федеральных министерствах. Решение было разработано с целью передачи в электронном виде информации и документов между органами власти, которые до этого передавались на бумажных носителях; а также поддерживать в электронном виде в масштабах Австрии все деловые процессы органов власти. В настоящее время все государственные служащие всех министерств Австрии работают с одной и той же электронной системой. Новые дела создаются только в электронном виде. Межведомственные рабочие группы обмениваются информацией, используя возможности коллективной работы в электронной системе.

Следует отметить, что в Великобритании созданы специализированные Национальные Архивы, которые хранят в себе всю необходимую информацию, которая может понадобиться органам исполнительной власти для осуществления своих полномочий. Так, 95% всех государственных документов в Великобритании создаются исключительно в электронном виде.

В Германии, например, даже существует специальная организация межведомственного взаимодействия — Информационная сеть Берлин-Бонн, которая обеспечивает внутренний информационный обмен между федеральными органами. Также в этой стране создана «Информационная сеть федеральной администрации» , которая выполняет роль информационной сети между различными государственными ведомствами. Она была введена с целью создания всесторонней коммуникационной платформы для всей федеральной государственной администрации.

Италия в данном вопросе пошла дальше и приняла соответствующий «Кодекс электронного правительства» (CDA), который устанавливает общие правила электронного взаимодействия как в сфере государственного управления, так и во взаимоотношениях между частными лицами и государственными органами. Данный кодекс имеет широкую сферу применения, поскольку его положения распространяются на все документы, которые могут быть посланы в государственные органы и/или использованы ими .

Примечательно, что в государственном секторе Норвегии эффективное взаимодействие между государственными органами (особенно между центральным правительством и местными властями) рассматривается в качестве одного из ключевых направлений дальнейшего развития. В плане межведомственного взаимодействия решающая роль отводится государственным регистрам. Для этого сформирована общая терминология, обеспечена открытость технологических платформ и разработана система защите персональных данных . Показательно, что в рейтинге ООН готовности к «электронному правительству» Норвегия заняла третье место после Швеции и Дании, опередив США. При этом для решения проблемы межведомственного взаимодействия в Норвегии 1 января 2008 года было образовано Агентство по государственному управлению и электронному правительству.

В США в интересах межведомственного взаимодействия используется «Федеральный мостовой удостоверяющий центр» (Federal Bridge Certification Authority (FBCA)), который предназначен для обеспечения федеральных ведомств общими технологиями, например, для признания выдаваемых ими

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сертификатов всеми ведомствами. Его основная задача — упростить выполнение федеральными органами возложенных на них функций, а также предоставить возможность осуществления электронного взаимодействия.

Весьма интересный опыт законодательного регулирования вопросов межведомственного взаимодействия органов государственной власти имеет Чехия . Так, в этой стране действует следующее специальное законодательство:

— Закон о государственных информационных системах, который регламентирует осуществление межведомственного взаимодействия через Портал государственной власти;

— Закон о взимании налогов и сборов, который позволяет осуществлять межведомственное взаимодействие за счет использования совместного технического оснащения налогового администрирования (налоговый портал);

— Закон «Об электронных операциях, личных номерах и об авторизованной конверсии документов», который использует общие правовые рамки для электронного информационного взаимодействия частных лиц с государственными органами, а также для внутреннего информационного взаимодействия органов государственного управления;

— также в ряд специальных законов, в том числе в Административно-процессуальный кодекс, были внесены поправки, и теперь они включают положения, допускающие электронное информационное взаимодействие. Административно-процессуальный кодекс допускает электронное взаимодействие с государственными органами. Положения данного кодекса применимы в отношении всех государственных органов и судов, за исключением тех случаев, когда иное указано в специальных законах.

В Швейцарии принята в настоящее время Стратегия построения «электронного правительства» , которая предусматривает активное использование информационных технологий. При её разработке было учтено то, что совершенствование государственного управления невозможно без повсеместного внедрения электронного документооборота.

Таким образом, еще раз можно констатировать, что в зарубежных странах идет активное построение системы электронного взаимодействия ОИВ, которое не только декларировано в законодательстве, но и широко используется в практике.

Список использованной литературы