Смена налогообложения при УСН

Содержание

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Смена объекта налогообложения при УСН: пора действовать (Ремчуков С.)

Смена объекта налогообложения при УСН: пора действовать (Ремчуков С.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

Налоговый кодекс позволяет "упрощенцам" чуть ли не ежегодно менять выбранный ими объект налогообложения. Однако "переиграть" объект налогообложения посреди года "упрощенцы" не вправе — данное событие непременно должно быть приурочено к началу календарного года. Уведомить о своем решении налоговый орган необходимо до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором компания (ИП) планирует работать на УСН уже с иным объектом налогообложения. При этом следует учитывать отдельные "переходные" положения, чтобы смена объекта налогообложения в налоговом плане оказалась ненапрасной.

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, который организации и ИП, отвечающие установленным гл. 26.2 Налогового кодекса (далее — Кодекс) требованиям, вправе применять на добровольных началах. Также самостоятельно в общем случае "упрощенцы" выбирают и объект налогообложения. Вариантов здесь может быть два (п. 1 ст. 346.14 НК):
— доходы;
— доходы, уменьшенные на величину расходов.
Отметим, что права выбора нет у "упрощенцев", которые являются участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Им Кодекс предписывает работать в рамках УСН исключительно с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
В то же время нередко налогоплательщики при выборе объекта налогообложения допускают ошибку. И в подобных ситуациях Кодекс позволяет ее исправить. В силу положений п. 2 ст. 346.14 Кодекса объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно, но только с начала налогового периода. Причем о своем решении необходимо уведомить налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается определять налоговую базу по УСН в ином порядке.
Обратите внимание! Кодекс не допускает изменения объекта налогообложения на УСН посреди года. Прямой запрет на подобного рода рокировки установлен в п. 2 ст. 346.14 Кодекса. И здесь также важно отметить, что перерегистрацией (снятием с учета в качестве ИП и повторной регистрацией в качестве такового) тут делу не поможешь. Об этом, в частности, свидетельствует Определение Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 301-КГ15-6512. Высшие судьи посчитали, что в рассматриваемом деле перерегистрация преследовала единственную цель — смену объекта налогообложения в середине года в обход положений Кодекса, что недопустимо.
Кстати говоря, сменить с начала 2016 г. объект налогообложения при УСН может быть выгодно даже не столько из-за изначально допущенной при его выборе ошибки, сколько из-за изменений, внесенных в Налоговый кодекс. В частности, благодаря Закону от 13 июля 2015 г. N 232-ФЗ региональные власти получили право устанавливать налоговые ставки в отношении "доходной" УСН в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В то же время минимум, на который субъекты РФ могут опустить налоговую ставку для "доходно-расходной" УСН, составляет 5 процентов. Так что, взвесив все "за" и "против", в некоторых случаях действительно имеет смысл отдать предпочтение "доходной" УСН (и учет проще, и налоговая нагрузка может оказаться ниже).

Форма уведомления

Итак, для того чтобы сменить объект налогообложения при УСН, необходимо до 31 декабря 2015 г. подать в налоговый орган соответствующее уведомление. Форма такового (N 26.2-6) приведена в Приказе ФНС России от 2 ноября 2012 г. N ММВ-7-3/829@. Однако эта форма носит рекомендательный характер (см., напр., Письмо ФНС России от 15 апреля 2013 г. N ЕД-2-3/261). Поэтому в принципе названное уведомление можно составить и в произвольной форме. В этом случае, естественно, при своевременном представлении такого произвольного уведомления обязанность, установленная п. 2 ст. 346.14 Кодекса, также считается исполненной.

Способы представления

В налоговый орган уведомление о смене объекта налогообложения при применении УСН можно подать одним из следующих способов:
— лично (это может сделать руководитель или представитель организации по доверенности);
— по почте ценным письмом с описью вложения;
— в электронном виде. Электронный Формат уведомления утвержден Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/878@.

"Переходные" моменты

На случай когда "упрощенец" решил более не учитывать произведенные расходы, то есть начать применять УСН с объектом налогообложения "доходы", каких-либо специальных норм Кодекс не содержит: вне зависимости от объекта налогообложения доходы признаются на дату, когда "упрощенец" фактически получил деньги, иное имущество, работы, услуги, имущественные права и т.п. (п. 1 ст. 346.17 НК). В то же время в подобных ситуациях все же следует по максимуму учесть до 31 декабря 2015 г. включительно расходы, которые "доходная" УСН учесть не позволяет.

С "доходно-расходной" УСН на "доходную"

Речь идет, в частности, о затратах на ОС. Чтобы учесть данные расходы при расчете "упрощенного" налога за 2015 г., необходимо данные "основательные" объекты оплатить и ввести в эксплуатацию в 2015 г. В противном случае эти затраты в налоговом учете попросту "сгорят".
То же самое касается и других расходов, которые вправе учесть "упрощенцы", уплачивающие единый налог с разницы между доходами и расходами (п. 1 ст. 346.16 НК). Их также следует оплатить до 1 января 2016 г.
Особо стоит отметить расходы на покупные товары. Если товары были оплачены в рамках "доходно-расходной" УСН, а получены уже после смены объекта налогообложения, то тут вариантов нет — в расходах их учесть не удастся. Ведь в силу положений пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы на покупные товары списываются по мере их реализации. А в рассматриваемой ситуации таковая будет иметь место уже в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы".

С "доходной" УСН на "доходно-расходную"

В том случае, если компания (ИП) решила, напротив, сменить объект налогообложения на "доходы минус расходы", действовать нужно иначе. В такой ситуации применимо правило, закрепленное в п. 4 ст. 346.17 Кодекса. Оно гласит, что расходы, относящиеся к периоду, когда применялась УСН с объектом "доходы", после смены объекта налогообложения учесть нельзя. То есть основная задача в данном случае — правильно определить период, к которому относятся расходы. Проблемными в этой части являются так называемые переходные расходы. К примеру, зарплату за декабрь 2015 г., даже если фактически она будет выплачена в январе 2016 г., учесть в расходах не получится, поскольку она относится к 2015 г…

"Основательные" расходы

К расходам на покупку основных средств следует отнестись предельно внимательно, поскольку тут все же могут быть варианты.
Так, если ОС оплачено в рамках "доходной" УСН, но введено в эксплуатацию, когда компания применяет "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", то соответствующие расходы можно будет учесть при расчете "упрощенного" налога за 2016 г. Такие расходы признаются равными долями ежеквартально в течение налогового периода (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК). То есть основные средства, чтобы затраты на их приобретение или сооружение можно было учесть в составе расходов, необходимо ввести в эксплуатацию в 2016 г. (см., напр., Письмо Минфина России от 13 февраля 2012 г. N 03-11-11/41). В противном случае учесть названные затраты не получится, даже если ОС будет оплачено уже в 2016 г.

Покупные товары

На УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" затраты на покупные товары учитываются по мере их реализации. Соответственно, если таковые будут оплачены в период применения "доходной" УСН, а реализованы в периоде, когда компания (ИП) уплачивает единый налог с доходов за минусом расходов, их стоимость может быть учтена при расчете "упрощенного" налога в 2016 г. (см. также Письма Минфина России от 12 марта 2010 г. N 03-11-06/2/34, от 2 декабря 2010 г. N 03-11-06/2/182, от 31 декабря 2013 г. N 03-11-06/2/58778 и т.д.).

Арендная плата

Нередко компаниям приходится оплачивать аренду помещений под офисы, магазины и т.п., что называется, авансом. В такой ситуации опять же возникает вопрос: можно ли учесть арендную плату, к примеру, за январь 2016 г., если фактически платеж будет произведен в конце 2015 г.? Спешим успокоить — можно, ведь данные затраты относятся к периоду, когда компания уже применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Сырье и материалы

А вот сырье и материалы не стоит спешить оплачивать в 2015 г. Ведь стоимость полученных и оприходованных "упрощенцем" сырья и материалов учитывается при определении налоговой базы на дату их оплаты поставщику независимо от факта их списания в производство.

Как учитывать доходы и расходы при смене объекта налогообложения УСН

А это означает, что если сырье и материалы получены и оплачены в 2015 г., то именно к этому "доходному" периоду они и относятся. А значит, учесть их в 2016 г. в рамках "доходно-расходной" УСН не представляется возможным.
Таким образом, сырье и материалы желательно оплатить уже после смены объекта налогообложения, то есть в 2016 г.

Ошибки исключены?

В завершение еще раз напомним, что уведомление о смене объекта налогообложения с 1 января 2016 г. "упрощенцы" должны подать до 31 декабря 2015 г. В то же время в случае, если по тем или иным причинам налогоплательщик передумает, у него есть возможность вновь все вернуть на круги своя. Как следует из Письма Минфина России от 16 января 2015 г. N 03-11-06/2/813, в подобных ситуациях надлежит повторно (разумеется, до 31 декабря 2015 г.) подать уведомление о смене объекта налогообложения при УСН, указав в нем уже правильный объект налогообложения. К нему следует приложить письмо об аннулировании предыдущего уведомления, чтобы налоговики в этих уведомлениях не запутались.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

   На сайте БухПомощник.Ру Вы найдете полезную информацию, в каком виде и по какой форме подавать заявления, справки, письма, уведомления, пояснения, все те документы, которые могут потребовать налоговые органы или внебюджетные фонды. Если, Вам нужна помощь по вопросам налогообложения или бухгалтерского учета, Вам необходимо получить консультацию или полезный совет, задавайте вопрос, мы обязательно ответим.

Наш блог новостей

Интернет бизнес для начинающих
Бесплатная школа интернет бизнеса для начинающих Тренинг Центра "Твой старт" приглашает пройти обучение.
11.09.2012  читать подробнее

Налоговый календарь

Октябрь 2018

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
<< >>

Смена объекта налогообложения ("доходы"
на доходы минус расходы" и наоборот)

   В инспекцию надо подать уведомление об изменении объекта налогообложения по упрощенной системе.

Объекты налогообложения УСН

Объект налогообложения компании, применяющие «упрощенку», теперь могут менять ежегодно, то есть независимо от того, сколько времени компания проработала на этом специальном налоговом режиме (п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 24.11.08 № 208-ФЗ). Напомним, что до 2009 года сменить объект компания, применяющая «упрощенку», могла только по истечении трех лет с начала применения этого режима (письмо Минфина России от 04.12.07 № 03-11-04/2/292).

По какой форме составить

Уведомление чиновники рекомендуют составить по форме № 26.2-6, утвержденной приказом ФНС России от 13.04.10 № ММВ-7-3/182@.

В какие сроки направить в инспекцию

О смене объекта инспекцию необходимо уведомить до 20 декабря года, предшествующего году, в котором компания меняет объект (п. 2 ст. 346.14 НК РФ). А вот в течение года изменить объект налогообложения нельзя.

Что обязательно должно быть в документе

В уведомлении приводят новый объект и год, с начала которого он будет применяться.
Никакого разрешения или иного ответа от налоговиков ждать не надо – вполне достаточно того, что компания уведомила инспекцию о том, что меняет «доходы» на «доходы минус расходы» или наоборот. 

Скачать пример

Использованы материалы сайта: www.gazeta-unp.ru

Задать вопрос

Поля, помеченные звзёдочкой (*)
обязательны к заполнению

Учет доходов и расходов при смене объекта налогообложения по УСН

Новые формы документов для "упрощенцев"

С 13 апреля 2010 г. действуют новые документы для применения УСНО: ФНС издала Приказ от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" (далее — Приказ ФНС России от 13.04.2010).

Старые формы документов, утвержденные Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" (далее — Приказ МНС России от 19.09.2001), которые действовали с 2003 г. и обновлялись последний раз в 2005 г., теперь не действуют.

Рассмотрим подробнее новые документы и сравним их с привычными старыми формами. На что "упрощенцам" необходимо обратить внимание в первую очередь?

Мы привели новые и старые формы документов для применения упрощенной системы налогообложения в таблице. Если сравнивать новые документы со старыми, можно отметить, что они принципиально отличаются как по количеству, так и по составу. Если раньше было только пять форм документов, то сейчас их семь. Но принципиальным отличием является то, что из семи форм документов четыре являются рекомендуемыми. То есть налогоплательщик может подать документ в произвольной форме, отразив при этом необходимые данные.

Новые формы
(Приказ ФНС России от 13.04.2010)
Старые формы
(Приказ МНС России от 19.09.2001)
Рекомендуемая форма 26.2-1
"Заявление о переходе на упрощенную
систему налогообложения"
Форма 26.2-1 "Заявление о переходе
на упрощенную систему
налогообложения"
Рекомендуемая форма 26.2-2
"Сообщение об утрате права на
применение упрощенной системы
налогообложения"
Форма 26.2-2 "Уведомление о
возможности применения упрощенной
системы налогообложения"
Рекомендуемая форма 26.2-3
"Уведомление об отказе от применения
упрощенной системы налогообложения"
Форма 26.2-3 "Уведомление о
невозможности применения упрощенной
системы налогообложения"
Форма 26.2-4 "Сообщение о
несоответствии требованиям
применения упрощенной системы
налогообложения"
Форма 26.2-4 "Уведомление об отказе
от применения упрощенной системы
налогообложения"
Форма 26.2-5 "Сообщение о
невозможности рассмотрения заявления
о переходе на упрощенную систему
налогообложения"
Форма 26.2-5 "Сообщение об утрате
права на применение упрощенной
системы налогообложения"
Рекомендуемая форма 26.2-6
"Уведомление об изменении объекта
налогообложения"
Форма 26.2-7 "Информационное письмо"

Из старых форм с прежним названием и номером осталась только форма 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения", но она стала рекомендуемой. Также осталась форма 26.2-5 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения", но теперь она стала рекомендуемой и под другим номером — 26.2-2.

Аналогичные изменения претерпела форма 26.2-4 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения": она стала рекомендуемой и под другим номером — 26.2-3.

В перечне новых форм "упрощенец" теперь не найдет форму 26.2-2 "Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения" и форму 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения". Об этих формах много говорилось. Поскольку переход на УСНО носит сугубо добровольный характер, при соответствии ограничениям, накладываемым гл. 26.2 НК РФ, организация или индивидуальный предприниматель могут выбрать данный режим налогообложения и работать согласно ему. Никаких разрешений со стороны контролирующих органов, а именно налоговой инспекции, не требуется. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер. Положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению. Но исторически (с помощью налоговиков) так сложилось, что налоговые органы выполняли контролирующие функции и в этом вопросе. Они выдавали уведомление как о возможности, так и о невозможности применения УСНО. И без такого уведомления право на применение УСНО приходилось отстаивать в судебном порядке. Хотя судебная практика сложилась исключительно в пользу налогоплательщиков, налоговые органы считали своим долгом не просто выдать такое уведомление, но и отслеживали его наличие. Таким образом, уведомительный порядок был подменен разрешительным. И вот понемногу все возвращается на свои места. Налоговики еще в 2009 г. пришли к новому прочтению налогового законодательства, а именно гл. 26.2 НК РФ. ФНС совместно с финансистами в связи с многочисленными обращениями и жалобами налогоплательщиков по поводу неправомерного направления им уведомлений о невозможности применения упрощенной системы налогообложения выпустили Письмо от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@ "О порядке перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения". В нем контролирующие органы признали, что заявление о переходе на УСНО носит уведомительный характер и положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по данному заявлению. Отсюда делался вывод, что у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения УСНО.

Казалось бы, все встало на свои места: налоговые органы больше не выдавали разрешений на применение УСНО, но возникли другие проблемы. Теперь на руках у "упрощенцев" не было никакого документа, подтверждающего применение специального налогового режима. Уплата налога при УСНО заменяет в том числе и уплату НДС, соответственно, "упрощенцы" не выдают счета-фактуры. Контрагентам это важно: раньше по сложившейся практике "упрощенцы" выдавали своим контрагентам копию уведомления о возможности применения УСНО. Теперь же подтвердить свое право на применение спецрежима стало нечем.

Кроме этого, с 2009 г. "упрощенцы" имеют право ежегодно менять объект налогообложения. А специальной формы для этого не было.

Все эти проблемы нашли свое решение с принятием Приказа ФНС России от 13.04.2010.

Рассмотрим новые формы отдельно.

Форма 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения"

Применение "упрощенки" является добровольным выбором налогоплательщика. Если организация вновь создана (индивидуальный предприниматель вновь зарегистрирован), она вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве.

Если организация (индивидуальный предприниматель) уже работает, она может перейти на УСНО только с начала налогового периода (календарного года). Для этого нужно подать заявление в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.

При этом организации в заявлении о переходе на УСНО сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (ст. 346.13 НК РФ).

Новая форма соответствует требованиям налогового законодательства: в ней указаны те критерии, которые предусмотрены ст. 346.13 НК РФ. По сравнению со старой формой заявления в ней отсутствуют такие строки, как "Участие в соглашениях о разделе продукции", "Иные условия и ограничения, предусмотренные статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдены", "Ранее упрощенная система налогообложения, предусмотренная главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применялась в ___ году".

При заполнении данной формы следует внимательно прочитать сноски внизу формы, тогда никаких трудностей возникнуть не должно. Напомним, что эта форма является рекомендуемой.

Форма 26.2-2 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения"

При несоблюдении критериев, установленных п. п. 3 и 4 ст.

Упрощенная система налогообложения

346.12 НК РФ, а также п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Согласно п. 5 ст. 346.13 НК РФ в этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Теперь для этих целей предусмотрена рекомендуемая форма 26.2-2 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения". В принципе она повторяет свою предшественницу с той только разницей, что добавлен п. 3 ст. 346.14 НК РФ в качестве требования, при несоответствии которому "упрощенец" обязан перейти на иной режим налогообложения.

Пункт 3 ст. 346.14 НК РФ устанавливает объект налогообложения для налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом: они применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Если "упрощенец" становится участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом и применяет объект налогообложения "доходы минус расходы", никаких проблем не возникает. "Упрощенец", являющийся участником договора простого товарищества, при соблюдении всех условий, установленных гл. 26.2 НК РФ, вправе применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов (Письмо Минфина России от 15.06.2009 N 03-11-09/212).

Проблема возникает в том случае, если "упрощенец" применяет объект налогообложения "доходы" и становится участником договора простого товарищества. По мнению финансистов, если налогоплательщик упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов стал в течение налогового периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, на основании положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ он считается утратившим право на применение данного спецрежима с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям. Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Право изменять в течение налогового периода объект налогообложения "доходы" на объект "доходы, уменьшенные на величину расходов" в связи с заключением налогоплательщиком договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) гл. 26.2 НК РФ не предусматривает (Письмо Минфина России от 11.06.2009 N 03-11-09/206).

Форма 26.2-3 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения"

Эта форма также является рекомендуемой и повторяет предыдущую аналогичную форму.

Поскольку выбор "упрощенки" — дело добровольное, возврат при соблюдении всех требований гл. 26.2 НК РФ на общий режим налогообложения также производится по желанию. Но согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Поэтому по желанию уйти со спецрежима можно только с начала календарного года, в связи с чем в новой форме поставлена дата — с 1 января соответствующего года.

Форма 26.2-4 "Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения"

Эта форма новая. Ее выдает налоговый орган налогоплательщику в случае его несоответствия требованиям, установленным гл. 26.2 НК РФ. Документ заполняется в двух экземплярах, один из которых выдается налогоплательщику (по почте или в электронном виде по ТКС) или уполномоченному представителю.

Форма 26.2-5 "Сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения"

Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСНО, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на данный спецрежим, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСНО в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ.

В случае пропуска указанных сроков налоговый орган будет направлять налогоплательщику сообщение о невозможности рассмотрения его заявления по причине нарушения сроков, установленных ст. 346.13 НК РФ.

Форма 26.2-6 "Уведомление об изменении объекта налогообложения"

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 НК РФ (договор простого товарищества).

В соответствии со ст. 346.14 НК РФ объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором он предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

В первоначальном варианте гл. 26.2 НК РФ объект налогообложения не мог меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСНО. Затем было разрешено его менять, но в течение трех лет с начала применения спецрежима объект налогообложения налогоплательщиком меняться не мог. И только с 2009 г. объект налогообложения можно изменять ежегодно. Сейчас появилась и рекомендуемая форма такого уведомления.

Форма 26.2-7 "Информационное письмо"

Эта форма является ответом налогового органа на вопрос "упрощенцев": чем подтвердить, что они "упрощенцы"? Информационное письмо является заменой уведомления о возможности применения УСНО, о котором мы говорили выше.

Важной особенностью документа является то, что он выдается налоговым органом по запросу налогоплательщика.

В информационном письме указывается, что данным налогоплательщиком подано заявление о переходе на УСНО с определенного числа, а также представлены или не представлены налоговые декларации по УСНО при наступлении срока их представления.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"