Служебная информация

Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование

Служебная тайна как вид защищаемой информации

В настоящее время законодательство о служебной тайне состоит всего из двух правовых актов: Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" и Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".

В соответствии с «Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения и обеспечивать ее защиту.

К разновидностям служебной тайны можно отнести: налоговую тайну; аудиторскую тайну; тайну следствия; тайну судопроизводства; тайну совещания судей; военную тайну и др.

Служебная тайна распространяется на информацию, которая находится в распоряжении органов власти (государственных и муниципальных), является охраноспособной и обладает свойством конфиденциальности.

Выделяют два вида сведений, на которые распространяется служебная тайна органов власти:

сведения, созданные непосредственно самим органом власти, в отношении которых действует требование конфиденциальности, обеспечивающее их сохранность от незаконного доступа;

сведения, касающиеся других лиц, собранные органом власти в процессе реализации установленных для него полномочий, в отношении которых действует требование конфиденциальности (конфиденциальные сведения о гражданах и организациях).

Признаки информации, относящейся к служебной тайне:

получена представителем государственного органа (или органа местного самоуправления) в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

не относится к информации, составляющей государственную тайну;

не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

является охраноспособной информацией, отвечающей требованию конфиденциальности другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна).

Исходя из сказанного выше, можно предложить следующее определение информации, составляющей служебную тайну. Информация, составляющая служебную тайну, – это сведения, ставшие известными государственным органам и органам местного самоуправления на законных основаниях и в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также сведения о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которым ограничен федеральным законом, не являющиеся государственной тайной, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании.

А непосредственно служебная тайна – это режим обеспечения конфиденциальности информации, включающий в себя совокупность правовых и организационных мер.

В настоящее время в законодательстве имеется правовой пробел по ограничению доступа к информации, составляющей служебную тайну. Необходимо в срочном порядке принять Федеральный закон "О служебной тайне", в котором следует закрепить понятие служебной тайны, определить перечень сведений, составляющих служебную тайну, определить права и обязанности субъектов по предоставлению указанных сведений и охране их конфиденциальности, а также установить виды и случаи наступления юридической ответственности за нарушение соответствующего законодательства.

Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 269;

Служебная тайна как вид защищаемой информации

В настоящее время законодательство о служебной тайне состоит всего из двух правовых актов: Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" и Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г.

Служебная тайна в РФ: определение, признаки, что к ней можно отнести

№ 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".

В соответствии с «Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения и обеспечивать ее защиту.

К разновидностям служебной тайны можно отнести: налоговую тайну; аудиторскую тайну; тайну следствия; тайну судопроизводства; тайну совещания судей; военную тайну и др.

Служебная тайна распространяется на информацию, которая находится в распоряжении органов власти (государственных и муниципальных), является охраноспособной и обладает свойством конфиденциальности.

Выделяют два вида сведений, на которые распространяется служебная тайна органов власти:

сведения, созданные непосредственно самим органом власти, в отношении которых действует требование конфиденциальности, обеспечивающее их сохранность от незаконного доступа;

сведения, касающиеся других лиц, собранные органом власти в процессе реализации установленных для него полномочий, в отношении которых действует требование конфиденциальности (конфиденциальные сведения о гражданах и организациях).

Признаки информации, относящейся к служебной тайне:

получена представителем государственного органа (или органа местного самоуправления) в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

не относится к информации, составляющей государственную тайну;

не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

является охраноспособной информацией, отвечающей требованию конфиденциальности другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна).

Исходя из сказанного выше, можно предложить следующее определение информации, составляющей служебную тайну. Информация, составляющая служебную тайну, – это сведения, ставшие известными государственным органам и органам местного самоуправления на законных основаниях и в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также сведения о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которым ограничен федеральным законом, не являющиеся государственной тайной, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании.

А непосредственно служебная тайна – это режим обеспечения конфиденциальности информации, включающий в себя совокупность правовых и организационных мер.

В настоящее время в законодательстве имеется правовой пробел по ограничению доступа к информации, составляющей служебную тайну. Необходимо в срочном порядке принять Федеральный закон "О служебной тайне", в котором следует закрепить понятие служебной тайны, определить перечень сведений, составляющих служебную тайну, определить права и обязанности субъектов по предоставлению указанных сведений и охране их конфиденциальности, а также установить виды и случаи наступления юридической ответственности за нарушение соответствующего законодательства.

Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 268;

В отношении информации ограниченного доступа могут действовать различные правовые режимы тайн.

В настоящее время нет единого подхода к определению содержания понятия тайны в юридической науке и его легального закрепления.

В науке информационного права одним из наиболее распространенных является представление о том, что при получении информации ограниченного доступа соответствующий ей режим тайны трансформируется в режим служебной тайны.

В настоящее время законодательство о служебной тайне состоит всего из двух правовых актов: Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" и Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".

В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения и обеспечивать ее защиту.

Служебная тайна носит публично – правовой характер. Это связано с тем, что информация, составляющая служебную тайну, является объектом информационных правоотношений, возникающих на основе власти и подчинения, одной из сторон которых является орган публичной власти. Поэтому служебная тайна относится к административно-правовым режимам информации ограниченного доступа.

Современное законодательство не закрывает в полной мере существующий правовой пробел по ограничению доступа к информации, составляющей служебную тайну. На повестке дня остро стоит вопрос о принятии Федерального закона "О служебной тайне", в котором законодатель должен закрепить понятие служебной тайны, определить перечень сведений, составляющих служебную тайну, определить права и обязанности субъектов по предоставлению указанных сведений и охране их конфиденциальности, а также установить виды и случаи наступления юридической ответственности за нарушение соответствующего законодательства.

Согласно ст. 139 ГК РФ, информация, которая составляет служебную и коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.

Основной способ гражданско-правовой защиты предполагает возмещение причиненных правообладателю убытков. Согласно ст. 139 ГК РФ, лица, незаконными методами получившие информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. При определении их размера может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Обязанность возместить причиненные убытки возлагается и на работника, разгласившего служебную и коммерческую тайну вопреки трудовому договору. Распространение гражданско-правовой ответственности на работников позволяет работодателю более полно компенсировать потери, чем при использовании материальной ответственности. Кроме того, такой работник может быть уволен в соответствии с подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ — за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Это основание увольнения является новым, КЗоТ РСФСР его не предусматривал. Работодатель может уволить работника за однократный проступок подобного рода, соблюдая при этом установленные правила увольнения за трудовые нарушения.

Возместить убытки обязаны также участники сделок — контрагенты по гражданско-правовым договорам. Для этого в договор включается соглашение о конфиденциальности, в котором четко оговаривается, какая информация является конфиденциальной. Но следует признать, что собирание доказательств по факту разглашения коммерческой или служебной тайны представляет собой определенные трудности.

Законодательством предусмотрена также и уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение коммерческой тайны (ст. 183 УК РФ).

Ответственность за утрату конфиденциальной информации (через неправомерные действия работников) может наступить и для работодателя, если эта информация относится к какому-либо виду служебной тайны. Если, допустив утечку коммерческой тайны, работодатель рискует лишь своим бизнесом, то при незаконном распространении персональных данных, тайны банковского вклада, врачебных данных и др. охраняемых законом сведений, последствиями для фирмы может быть возмещение убытков и морального вреда пострадавшим лицам, а для ее должностных лиц (не исключая и руководителя) — административная или уголовная ответственность. Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны должна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определенных федеральным законом и действовать до тех пор, пока в этом есть служебная необходимость, если иное не установлено законом.

В отношении собственной служебной тайны федеральные государственные органы и их руководители должны иметь следующие права:

a. устанавливать режимы охраны служебной тайны и сроки их действия для сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом (в том числе постановка и снятие грифа "служебная тайна") и для сведений, доступ к которым может быть ограничен должностными лицами в силу служебной необходимости (в том числе постановка и снятие грифа "Для служебного пользования");

b. разрешать допуск (прекращать допуск) граждан (в том числе должностных лиц) и организаций к этим сведениям, если иное не указано в федеральном законе;

c. распоряжаться сведениями, составляющими служебную тайну(передавать другим государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям, гражданам и другим государствам);

d. требовать защиты сведений, составляющих служебную тайну, в силу положений закона от всех лиц, кому эта информация стала известна на законных основаниях;

e. добиваться сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям защиты для сведений, составляющих служебную тайну;

Служебная тайна: определение и способы защиты

ставить вопрос о привлечении лиц, виновных в разглашении служебной тайны, к дисциплинарной или административной, либо уголовной ответственности.

Наряду с этим должностные лица и сотрудники государственных органов не вправе использовать служебную тайну в неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту, соблюдать установленный порядок работы с такой информацией.

В заключение отметим, что обязательство о неразглашении сведений после увольнения носит характер гражданско-правового обязательства, поэтому после увольнения работника к нему можно предъявить только гражданский иск в суде.

Заключение.

Главная проблема, на наш взгляд, недоработанные нормативно-правовые акты, будь то Федеральный Закон или какая-либо статья ГК РФ. Существуют явные противоречия и нестыковки в формулировках, также имеют место нечёткие, расплывчатые определения.

Также проблемой является отсутствие федерального закона о служебной тайне. Принятие такого закона позволило решить проблему распространения информации, составляющей служебную тайну. Мы не имеем ни чёткого определения понятия «служебная тайна», ни федерального закона. Таким образом, происходит разглашение служебной тайны. А из-за отсутствия понятийного аппарата служащие могут и не догадываться, что информация, которую они распространяют, является служебной тайной.

Таким образом, Правительству РФ надо доработать некоторые нормативно-правовые акты, принять новые законы, дать конкретные определения, установить меру ответственности за разглашение той или иной тайны.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти";

2. Фатьянов А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право. 1999. №4. С. 14-22.

3. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право

4. Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

5. О.Говорухин «Служба кадров и персонал» №4, 2006.- 46С.

6. Лопатин В.Н. «Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации», 1998г.

7. Статья «На страже служебной таны» http://www.itsec.ru/articles2/pravo/na-strazhe-sluzhebnoi-taini.

8. Статья «Защита коммерческой и служебной тайн» http://www.mybizz.ru/view_post_pol.php?id=17.

9. Статья «Охрана коммерческой и служебной тайн в рамках трудовых отношений» http://www.hr-portal.ru/article/okhrana-kommercheskoi-i-sluzhebnoi-tain-v-ramkakh-trudovykh-otnoshenii.

10. В.Ф.Матвеев «Основы медицинской психологии, этики и дентологии»,

М., 1989. – 358С.

“УТВЕРЖДАЮ”

Генеральный директор ООО “ХХХ”

_______________ Иванов А.И.

“01” января 2004 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о конфиденциальной информации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с охраной и использованием конфиденциальной информации ООО “Виадук” (далее по тексту настоящего Положения — Общество) в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации”, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Этот документ можно бесплатно подготовить в сервисе Турбодок.

Приложение №1
к Соглашению от «__» ______20__г.

 
Перечень
сведений, составляющих коммерческую/служебную тайну
и конфиденциальную информацию

Настоящий Перечень дает полное и всестороннее перечисление сведений, на которые распространяется режим сохранности конфиденциальной информации в __/фирменное наименование организации/__ (далее Общество).
 
1. Научно-технические, производственные и технологические вопросы.
1.1. Сведения об организации системы связи Общества, включая сведения о расположении технических средств и их технических характеристиках, особенностях построения сети связи, а также планируемых мероприятиях по дальнейшему развитию сети.
1.2. Сведения о целях, задачах, программах перспективных научных исследований.
1.3. Ключевые идеи научно-исследовательской работ, ход выполнения НИОКР, ведущихся в интересах Общества, в том числе в области разработки программного обеспечения.
1.4. Точные значения конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальных параметров разрабатываемых технологических процессов.
1.5. Сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные изделия.
1.6. Данные об условиях и результатах экспериментов и тестов сетей и оборудования связи, а также о характеристиках аппаратуры, на которой они проводились.
1.7. Сведения об особенностях конструкторско-технологических, художественно-технических решений, затрагивающих интересы Общества и дающих положительный экономический эффект.
1.8. Сведения о методах защиты программного обеспечения и товарных знаков.
1.9. Аналитические и графические зависимости, отражающие найденные закономерности и взаимосвязи перспектив развития бизнеса Общества.
1.10.Сведения о состоянии компьютерного оборудования и используемого программного обеспечения.
 
2. Административно-управленческие и кадровые вопросы.
2.1. Сведения о применяемых методах управления предприятием, принципах подбора менеджеров и персонала Общества.
2.2. Сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по коммерческим, организационным, производственным, научно-техническим и иным вопросам.
2.3. Сведения о фактах, целях, предмете и результатах проведения совещаний и заседаний органов управления Общества.
2.4. Сведения о размере фонда оплаты труда, системе премирования; персональные данные работников; картотеки учета работников; кадровые приказы и основания к ним;
 3. Перспективное планирование деятельности.
3.1.Сведения о планах партнеров по расширению или свертыванию в интересах Общества производства различных видов продукции. Технико-экономическое и маркетинговое обоснования подобных шагов.
3.2.Сведения о планах по инвестициям, закупкам и продажам.
3.3.Сведения о рыночной стратегии Общества.
3.4.Сведения о планируемых Обществом методах осуществления продаж, маркетинговых шагах (изменение тарифных планов, введение дополнительных скидок, введение дополнительных услуг, планируемые PR-акции, особенности рекламной кампании и т.д.), а также объемов финансирования на их проведение.
3.5.Сведения об эффективности коммерческой деятельности.
3.6.Сведения о результатах собственных маркетинговых исследований, содержащих оценки состояния и перспектив развития рыночной конъюнктуры.
3.7.Сведения о предполагаемых закупках отдельных патентов, лицензий и образцов техники.
 
4. Финансово-экономические вопросы.
4.1.Конкретные сведения, раскрывающие текущие бюджетные показатели бизнес-плана общества в части доходов, прямых затрат, эксплуатационных и вне эксплутационных расходов, оборотных средств.
4.2.Конкретные сведения о плановых и фактических объемах финансирования капитальных вложений, исследовательских работ и затрат на внедрение новой техники.
4.3.Конкретные сведения о размерах и условиях размещения/привлечения денежных средств в кредитных учреждениях.
4.4.Сведения об условиях заключения долгосрочных финансовых проектов (финансовый лизинг, долгосрочное кредитование и т.д.).
4.5.Сведения об объемах финансирования новых проектов и рекламных компаний.
4.6.Сведения об особых сделках и условиях платежа по бартерным операциям, условиях компенсационных сделок.
4.8.Сведения о состоянии банковских счетов Общества и текущих банковских операциях по ним.
 
5. Торгово-экономические вопросы.
5.1.Сведения о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами.
5.2.Сведения, раскрывающие позицию представителей Общества при проведении торговых переговоров, разглашение которых может нанести ущерб общества.
5.3.Сведения о сроках, установленных для проработки и заключения сделки, ее условиях, а также факторах, влияющих на ход сделки.
5.4.Сведения о получаемых и прорабатываемых заказах и предложениях фирм.
5.5.Сведения о внутренних и зарубежных заказчиках, подрядчиках, поставщиках, клиентах, потребителях, покупателях, компаньонах, спонсорах, посредниках и других партнерах деловых отношений предприятия, преждевременное распространение информации о которых может причинить ущерб Обществу.
5.6 Сведения о конкурентах Общества, которые не содержатся в открытой информации.
5.7.Сведения о выгодных поставщиках изделий и комплектующих к ним, придающих изделию новые потребительские качества.
5.8. Сведения о методах расчета с партнерами по бизнесу, структуре, уровне цен на продукцию и размерах предоставляемых Обществу скидок.
 
6. Вопросы безопасности.
6.1.Сведения о порядке и состоянии обеспечения сохранности коммерческой тайны в Обществе.
6.2.Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятий-партнеров и переданные Обществу на доверительной основе
6.3.Сведения, на конфиденциальности которых настаивает партнер, если это оговорено в договоре или контракте.
6.4.Сведения по научно-техническим или экономическим вопросам, в отношении третьих сторон, полученные неофициальным путем или по договорам, имеющим положения о соблюдении конфиденциальности.
6.5.Сведения о порядке взаимодействия оперативного персонала министерствами и ведомствами РФ.
6.6.Сведения о порядке доступа на объекты Общества, кодовые комбинации охранной сигнализации.
6.7.Сведения о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.
 
7.

Служебная тайна

РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Работник:
____________/Ф.И.О./_______________
паспорт гражданина РФ: 00 00 000000, выдан _________________________ ________________________ 00.00.0000 года, код подразделения: 000-000,
адрес регистрации: г. ____________, ул. ________________, д.__, кв.____.

Подпись работника _______________

Общество:
____/сокращенное фирменное наименование/______
Адрес: ______________________________________________
ИНН _________КПП ________, р/с ______________________
БИК _____________, к/с ________________________________
 

/Должность руководителя/
__/Ф.И.О. руководителя/___                      ___/подпись/__

м.п.

Подготовить документ в сервисе Turbodoc