Славянский лесной терминал

Славянка

Японский холдинг «Иида Групп Холдингз» (Iida Group Holdings, Токио), не так давно ставший собственником 24,9645% акций ОАО «Приморсклеспром», обзаводится собственным портом в Приморье под организацию перевалки леса на экспорт в Японию, информирует «Тихоокеанская Россия».

Как стало известно деловой газете «Золотой Рог», японцы выкупают у Елены Текиевой ООО «Славянский лесной терминал», стивидорную компанию в бухте Славянка.

Сделка уже одобрена правкомиссией по иностранным инвестициям. При этом японским инвесторам выставлен ряд ограничений. «Они (Iida Group) вложили достаточно большое количество средств в предыдущие годы, выкупили лесные угодья в РФ, будут заниматься экспортом и производством пиломатериалов для нужд нашего Дальнего Востока. Сделка активно обсуждалась, будут выставлены некоторые условия японскому строительному холдингу, чтобы в наибольшей степени защитить интересы РФ, в частности, по поставке бруса и других материалов для строительства жилья в Приморье. Кроме того, будут обеспечены экспортные возможности японской компании», — пояснил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Iida в рамках экспансии в Приморье уже стала собственником 24,9645% акций ОАО «Приморсклеспром». Японцы планируют разместить предприятие по сборке быстровозводимых домов под Владивостоком и в Татарстане. При этом «Приморсклеспром» будет задействован в проекте, обеспечивая поставки сырья.

В состав Iida Group Holdings входят компании Hajime Construction, Iida Home Max, Touei Housing, Tact Home, Arnest One and ID Home. Дочерние компании в рамках холдинга специализируются на проектировании, строительстве и реализации жилой недвижимости. Собственником 24,9645% акций ОАО «Приморсклеспром» является ООО «Ферст Вуд Приморье» (Ferst Vud Primore), зарегистрированное во Владивостоке в сентябре 2014 года. Гендиректором ООО с уставным капиталом в 300 млн рублей является японец Тосио Цунодзаки. Единственным владельцем «Ферст Вуд Приморье» на данный момент является Iida Group Holdings. Крупнейшим акционером «Приморсклеспрома» остается Виктор Дорошенко, которому принадлежит 31,25% акций (до этого владел 40,6479%). ОАО «Приморсклеспром» занимается совместной организацией лесозаготовок, поставкой леса на экспорт и осуществлением грузовых и перевалочных работ. Основное производство компании сейчас сосредоточено в северных районах Приморья, где находятся ее филиалы «Чугуевский» и «Светлая». Iida Group также имеет давние партнерские отношения с ОАО «Тернейлес».

История появления Славянского лесного терминала такова. В декабре 1996 года компания «ЭРМА Шиппинг Co.LTD» приобрела у Славянского судоремонтного завода незадействованные основные фонды на противоположном берегу бухты Славянка, в том числе один пролет недостроенного цеха гидротехнического бетона, железнодорожный тупик, подходящий к цеху, и хозяйственный причал. 5 февраля 1997 года в пгт. Славянка Хасанского района было зарегистрировано ООО «Славянский лесной терминал». Со временем СЛТ выкупил у «ЭРМА Шиппинг Co.LTD» основные фонды, которые прежде арендовал. Был произведен восстановительный ремонт причала, приобретены краны и погрузчики, и производственный участок филиала компании начал работы по перевалке леса. Помимо этого, предприятие занималось разгрузкой судов с автомашинами из Японии. 5 февраля 2002 года произошла смена собственников СЛТ, со сменой которых была проведена модернизация терминала.

Сегодня причальный фронт порта включает грузовой причал общей протяженностью 138 м с глубиной до пяти метров. Годовая проектная мощность — 200 тыс. тонн. В порт подведены железнодорожные пути от близлежащей железнодорожной станции Блюхер. Общая площадь складов порта для открытого хранения грузов составляет 45 тыс. кв. м. Имеется также крытый склад площадью восемь тыс. кв. м. Одновременно на складах может храниться до 27 тыс. тонн грузов. Склады являются зонами таможенного контроля. Основу грузооборота порта составляют пиломатериалы, круглый лес, щепа, автомобильная техника и цемент.

Уставный капитал ООО «Славянский лесной терминал» — 100 тыс. рублей. В настоящее время директором компании является Сергей Ларькин, контролирующим акционером – супруга вице-спикера приморского парламента Джамбулата Текиева Елена Текиева. Выручка ООО в 2014 году составила 24,649 млн рублей, чистый убыток – 998 тыс. рублей.

Отмашка на одобрение сделки в Приморье была дана по итогам недавней встречи Владимира Путина с премьер-министром Японии. Ранее все проекты с переходом причальных стенок под контроль иностранцев блокировались уже на начальной стадии.

По сведениям деловой газеты «Золотой Рог», наиболее предметно портовыми мощностями в Приморье интересовалась южнокорейская Posco. В частности, корейцы были готовы принять участие в техперевооружении принадлежащего группе «Мечел» ОАО «Торговый порт Посьет» в том же Хасанском районе, однако в дальнейшем ограничились сотрудничеством в поставках угля.

«Контракты с крупными потребителями в Азии позволяют «Мечелу» обеспечить стабильными заказами свои угледобывающие предприятия, а привлечение финансовых ресурсов из Южной Кореи позволит быстрее закрыть вопрос с модернизацией порта Посьет. Конечно, корейцы хотели бы выкупить порт. Однако законодательством России установлены определенные ограничения на передачу иностранцам в собственность земельных участков определенных категорий. Поэтому земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан и иностранных организаций», — пояснял представитель консалтингового агентства «ДВ-Актив» Сергей Непомнящий.

Еще один перспективный проект для азиатских инвестиций в стивидорный бизнес Приморья просматривается в порту Находка. В конце прошлого года ОАО «Находкинский морской рыбный порт» (НМРП, входит в Дальневосточную транспортную группу, ДВТГ) и китайская корпорация «Порт Далянь» заключили договор о сотрудничестве в рамках реализации проекта по расширению мощностей российского порта. Сотрудничество двух портов началось еще в 2014 году, а в апреле 2015 года в Даляне был подписан соответствующий меморандум.

В сентябре 2015 года в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке НМРП и «Порт Далянь» презентовали проект модернизации находкинского порта.

По итогам последовавших двусторонних переговоров проект реконструкции НМРП был дополнен, включив в себя модернизацию существующих производств и развитие инфраструктуры. В настоящее время идет работа по завершению отчета о предварительном технико-экономическом обосновании и структурированию проектного финансирования.

Развитие НМРП предполагает создание многофункционального перегрузочного комплекса, а также организацию транспортно-логистического центра. Генеральный директор АО «ДВТГ» Алексей Головко сообщал, что расширение проектных мощностей порта в Находке с нынешних двух млн тонн до трех млн тонн грузов в год требует инвестиций в сумме 3,9 млрд рублей.

ОАО «Находкинский морской рыбный порт» является одной из крупнейших стивидорных компаний на Дальнем Востоке России, осуществляет формирование и отправку ускоренных контейнерных поездов с использованием подвижного состава ДВТГ, обработку судов различного типа, обслуживание и хранение рефрижераторных контейнеров. Причальный фронт включает в себя девять причалов. ДВТГ работает с 2000 года, осуществляет транспортировку и экспедирование грузов в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Компания занимается перевозкой нефтепродуктов, леса, угля, глинозема, контейнеров. Далянь — крупный порт Китая в Желтом море, имеет 52 причала, внутренняя гавань предназначена для генеральных грузов, также обрабатывает угольные и нефтяные грузы, переваливает зерно, промышленное оборудование, металлы.

В мае АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ, управляющая компания Свободного порта Владивосток и ТОРов Дальневосточного федерального округа) заключило соглашение с ОАО «Находкинский морской рыбный порт» о реконструкции и модернизации порта. Как следует из заявки порта, размещенной на сайте КРДВ, НМРП гарантирует инвестиции в проект объемом 3,012 млрд рублей. При этом резидент не планирует применение режима свободной таможенной зоны. Срок реализации проекта составляет три года, срок окупаемости — 8,5 года.

Японская Tosei Co, Ltd (специализируется на торговых операциях и импорте угля) планирует построить под Находкой (устье реки Партизанской) угольный терминал производительностью 20 млн тонн в год. Стоимость проекта оценивается в $866 млн. Строительством и последующей эксплуатацией терминала будет заниматься зарегистрированное во Владивостоке ООО «Новый угольный терминал» (НУТ), 100%-ная российская «дочка» Tosei Co, Ltd.

ООО «Новый угольный терминал», как и НМРП, уже получило статус резидента свободного порта Владивосток с заявленными инвестициями 65 млрд рублей.

Терминал планируется построить на открытой площадке вблизи станции Хмыловский с выходом к морю в районе мыса Клыкова в северо-восточной части залива Находка. Площадь земельного участка с учетом искусственно создаваемой отсыпки грунта территории определена в размере 171 гектара. В настоящее время ведется работа по получению предварительных согласований и технических условий для разработки проектной документации. Первый этап строительства планируется завершить ко второй половине 2019 года, второй этап — вторая половина 2021 года.

Олег Клименко, «Золотой Рог»