Слабая сторона в договоре

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Юридическое обоснование защиты слабой стороны

в договоре

УЛьЯНОВ Алексей Владимирович,

аспирант ИЗиСП

Конституционный Суд РФ в постановлении от 20 декабря 2011 г. № 29-П признал положение подп. 3 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ. Речь идет о законоположении, гарантирующем пассажиру воздушного судна право перевозить с собой детей в возрасте от 2 до 12 лет на отдельных местах по льготному тарифу.

В числе аргументов, приведенных Судом в обоснование своей правовой позиции, есть ссылка на принцип защиты экономически слабой стороны, основанный, по мнению КС РФ, на конституционном положении об осуществлении социальной защиты в рамках исполнения обязанностей, присущих социальному государству. Обоснованность такой правовой позиции вызывает сомнения.

Действительно, правила ст. 7 Конституции РФ, как и другие ее положения, регулирующие основы конституционного строя государства, являются по своей природе нормами внеотраслевыми1. Они обеспечиваются предписаниями отраслевых правовых норм, в которых находят свое дальнейшее развитие. Так, положения ст. 7 Конституции РФ об обязанностях социального государства находят свою дальнейшую конкретизацию в первую очередь в нормах трудового права, права социального обеспечения и административного права.

1 См.: Мозолин В. П. Роль гражданского законодательства в регулировании комплексных имущественных отношений // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 26—31.

Безусловно, гражданское право также играет свою роль в реализации политики социального государства. В качестве примера можно привести гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения пожизненного содержания с иждивением, а также правила об обязательствах из причинения вреда жизни и здоровью. Однако субъекты соответствующих гражданских правоотношений (одинокие люди, члены семьи, оставшиеся без кормильца) не просто экономически слабы, но и социально уязвимы. Государство осуществляет их поддержку различными правовыми средствами, в том числе путем гражданско-правового регулирования общественных отношений, в целях обеспечения гражданского мира, а не только для стабильности экономики.

В то же время экономически слабый субъект не обязательно должен относиться к числу социально уязвимых граждан. Так, лицо может считаться экономически слабым, если ему противостоит субъект, обладающий значительно большей экономической властью. В частности, Конституционный Суд РФ в своей практике признавал слабой стороной в правоотношении, например, потребителей2, граждан-вкладчиков по договорам банковского вкла-да3, а также миноритарных акционеров4. Этих участников экономическо-

2 См. определения КС РФ от 13 октября 2009 г. № 1214-О-О и от 29 сентября 2011 г. № 1113-О-О.

3 См. постановление КС РФ от 23 февраля 1999 г. № 4-П.

4 См. определения КС РФ от 3 июля 2007 г. № 713-О-П и от 3 июля 2007 г. № 714-О-П,

го оборота нельзя назвать социально не защищенными.

На наш взгляд, необходимо согласиться с судьей Конституционного Суда РФ Г. А. Гаджиевым, который отмечает: «Вряд ли юридические нормы, касающиеся защиты слабой стороны в экономических отношениях, выводимы из обязанностей, присущих социальному государству»5.

Принятие решения органом конституционного контроля заставляет обратиться к важной научной и практической проблеме цивилистики — защите слабой стороны в договоре. Рассмотрим вопрос о юридическом обосновании такой защиты.

При исследовании понятия и сущности слабой стороны необходимо исходить из того, что «слабость» данного субъекта является положением юридическим, а не экономическим. Это можно продемонстрировать на конкретном примере, Так, едва ли не самым наглядным правоположением, защищающим слабую сторону в договоре, является правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в постановлении от 23 февраля 1999 г. № 4-П. В своем решении КС РФ в отношении договора банковского вклада признал экономически слабой стороной гражданина-вкладчика, а экономически сильной — банк и на этом основании установил запрет банку произвольно снижать в одностороннем порядке процентные ставки по срочным вкладам на основании договора, а также включать соответствующее условие в договор банковского вклада.

Представляется, что банк обладает значительно большей экономической властью, чем гражданин (физическое лицо). Тем не менее одного этого соображения недостаточно для признания гражданина в любом его договоре с банком слабой сто-

постановление КС РФ от 28 января 2010 г. № 2-П.

5 Мнение судьи КС РФ Г. А. Гаджиева от-

носительно постановления КС РФ от 20 декабря 2011 г. № 29-П.

роной. В частности, Конституционный Суд РФ не признает гражданина слабой стороной в кредитном до-говоре6. Соответственно, отнюдь не в каждом гражданском правоотношении, субъектами которого являются банк и физическое лицо, необходимо признавать последнее слабой стороной. В то же время банк обладает значительно большей экономической властью, чем гражданин. В связи с этим необходимо прийти к выводу: ориентиром для определения правоприменителем слабой стороны в гражданском правоотношении являются не экономические признаки данного субъекта.

Исходя из того что «вместилищем» слабой стороны является гражданское правоотношение (обязательство), при определении такого субъекта должны быть приняты во внимание составные элементы обязательства и его структура.

В принципе положение слабой стороны в договоре может определяться на основе совокупности прав и обязанностей, а также ответственности сторон по договору. Так, в качестве поименованной в Гражданском кодексе РФ договорной конструкции, обеспечивающей защиту слабой стороны в договоре, можно назвать договор присоединения (ст. 428). Согласно п. 2 этой статьи присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, например, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств. Данное законодательное предписание является характерным примером определения слабой стороны в договоре. Из приведенной формулировки следует, что в таком случае подлежат выяснению объем принадлежащих сто-

6 См. определение КС РФ от 16 апреля 2009 г. № 331-О-О.

ронам договора прав и обязанностей, а также их ответственность.

Подход к определению слабой стороны в договоре на основании содержания договорного правоотношения подтверждается правоприменительной практикой. Например, в определении от 2 февраля 2006 г. № 17-О Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос о предоставлении преимуществ экономически слабой и зависимой стороне, пришел к выводу о допустимости правового неравенства перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя) в виде дифференциации их гражданско-правовой ответственности, вызванной юридическими обстоятельствами.

Несмотря на монополистический характер предпринимательской (экономической) деятельности железнодорожного перевозчика, Конституционный Суд РФ не признал слабой какую-либо из сторон в договорах, направленных на перевозку грузов, приняв во внимание содержание соответствующих правоотношений.

Защиту слабой стороны в договоре нельзя рассматривать как исключение из принципа формального равенства, как полагают некоторые ци-вилисты7. Дело в том, что юридическое равенство в гражданском праве не означает равноправие сторон договора (обязательства) и никогда не рассматривалось как тождественное ему. Как отметил немецкий цивилист Ф. К. Савиньи, в обязательстве стороны не являются равными между собой8. При этом экономически слабая сторона не обладает правоспособностью, отличной от правоспособности экономически сильной стороны. Слабая сторона является субъектом гражданского (договорного) правоотношения, а не субъектом гражданского права.

7 См.: Брагинский М. И, Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. М., 2005. С. 792.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 См.: Савиньи Ф. К. Обязательственное

право / пер. с нем. Н. Мандро, В. Фукс. М.,

1876. С. 5.

Законодатель при регламентации общественных отношений, составляющих предмет гражданского права, конструирует совершенно отличные друг от друга модели обязательственных правоотношений. В таких обязательствах стороны обладают различным объемом прав, обязанностей и ответственности. Крайне затруднительно назвать конкретные примеры создания обязательств, в которых стороны являлись бы равноправными. Таким образом, констатация противоречия между принципом формального равенства и защитой слабой стороны в договоре означает, по сути, запрет законодателю создавать модели гражданско-правовых договоров, т. е. регулировать общественные отношения.

Содержание гражданско-правового договора как правовое явление предполагает многообразие юридических моделей, в рамках которых существовала бы слабая сторона. Но нельзя забывать и о принципе свободы договора, включающем возможность заключения договоров, не предусмотренных законом (непоименованных договоров). В связи с этим практически невозможно изложить систему договорных конструкций, в рамках которых необходима защита слабой стороны. При таких условиях обоснование защиты возможно только в каждом конкретном случае, а затем на основе казусов формулируются обобщения. В сущности, по такому пути в настоящее время идет правоприменительная практика.

Однако возможно и необходимо найти гражданско-правовую категорию, позволяющую сформулировать юридический принцип, составляющий основание защиты слабой стороны в договоре. Искомая категория служила бы средством взаимодействия, «каналом» между экономическими отношениями с их экономически сильными и экономически слабыми участниками, обладающими различной экономической властью, с одной стороны, и правовыми отношениями — с другой.

Итак, юридическое основание защиты слабой стороны в договоре представляется неопределенным, если выводить его только из содержания договорного правоотношения.

Как представляется, надлежащей юридической категорией, позволяющей обосновать защиту слабой стороны в договоре, является цель (кауза) договора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, ограничение ответственности за договорное правонарушение влекут недостижение правовой цели, к которой стремились стороны. Как следствие, не будут реализованы их интересы, преследуемые при заключении договора.

Безусловно, субъекты гражданского права вступают в различные по своей правовой природе и содержанию отношения, преследуя определенные интересы. Способность быть самостоятельным носителем интересов — один из основных признаков субъекта права9. Не являются исключением и субъекты гражданского права.

Однако интерес — не юридическая категория. Он имеет своеобразный «околоправовой» характер, будучи определенной предпосылкой возникновения гражданского правоотношения, т. е. правового явления. Для того чтобы реализация интересов имела гражданско-правовой результат, интерес должен трансформироваться в правовое явление. Пути такой трансформации были определены в дореволюционной российской цивилистике. Так, А. С. Кривцов указывал: «Правовая цель… может быть определена как постоянно повторяющийся момент в целях сторон, фиксированный в юридическую форму»10.

Итак, интересы переходят в правовое явление — каузу договора. Подход к взаимосвязи между кау-

9 См.: Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 339.

10 Кривцов А. С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве. М., 2003. С. 118.

зой и интересами, при котором интересы трансформируются в кау-зу сделки, находит поддержку у современных российских правоведов. Так, Ю. И. Шуплецова, ссылаясь на указанный выше труд А. С. Кривцова, отмечает разнообразность стимулов, побуждающих стороны к заключению по существу совершенно однородных актов11.

Значение каузы для договорного правоотношения подчеркивается российскими цивилистами. Например, Н. Л. Дювернуа отмечал: кауза — это правовое явление, определяющее содержание сделки12. По мнению К. П. Победоносцева, обязательственно-правовую связь между сторонами «составляет causa… определяемая намерением и волей договаривающихся сторон и законной сущностью договорного отношения»13.

В свою очередь, наличие обязательственно-правовой связи, прав и обязанностей сторон обусловлено тем, что последние выступают носителями различных и зачастую противоречивых интересов, существование которых породило в конечном счете появление таких правовых категорий, как право и обязанность.

Таким образом, именно цель есть та гражданско-правовая категория, которая связывает права и обязанности сторон и ориентирует на правовой результат. Кроме того, кауза облекает в юридическую форму возмездно-эквивалентную связь в товарно-денежных отношениях между сторонами юридической сделки. В этом контексте защита слабой стороны заключается в получении действительно эквивалентного удовлетворения от реального и надлежащего исполнения обязательств

11 См.: ШуплецоваЮ. И. Вещные права на природные ресурсы: публичные и частные интересы. М., 2007. С. 65.

12 См.: Дювернуа Н. Л. Чтения по гражданскому праву. Т. 2. М., 2004. С. 144.

13 Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства.

другой стороны (например, предоставление товаров, оказание услуг в надлежащем объеме, качестве, без просрочки и т. п.). Юридическое значение эквивалентности в таких случаях обеспечивается каузой сделки. Как следствие, именно кауза служит гражданско-правовой категорией, позволяющей определить и защитить слабую сторону в любом гражданско-правовом договоре.

Значение такого «целевого» обоснования защиты слабой стороны постепенно получает свое признание в правоприменительной практике. В определениях от 3 июля 2007 г. № 713-О-П и № 714-О-П Конституционный Суд РФ указал: ограничение прав владельцев ценных бумаг преследует законную цель достижения общего для открытого акционерного общества интереса, содержанием которого является эффективное управление обществом.

Необходимо отметить, что Суд обосновал свою позицию не публичными целями и интересами, а интересами частного хозяйствующего субъекта. Конечно, такая цель, как эффективное управление хозяйственным обществом, относится к сфере корпоративных, а не обязательственных правоотношений. Однако обращение к данной юридической модели свидетельствует о стремлении обосновать защиту слабой стороны в правоотношении именно существом этих правоотношений, а не какими-либо эфемерными публичными целями. Это, бесспорно, является позитивной тенденцией в правоприменительной практике. Возможно, данный подход к защите слабой стороны будет использован судебной практикой и в сфере договорных отношений.

Итак, слабая сторона в договоре — это сторона, в нарушение интересов которой допущен дисбаланс в объеме прав, обязанностей и ответственности по договору в пользу другой стороны, влекущий недостижение цели (каузы) договора.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

защиту слабой стороны в договоре нельзя рассматривать как исключение из принципа формального равенства;

защита слабой стороны в договоре не является обязанностью социального государства, а вытекает из сущности и содержания гражданско-правового договора;

слабая сторона в договоре представляет собой субъект правоотношения, элементами правового положения которого являются права, обязанности и ответственность по данному договору;

«слабость» данного субъекта обусловлена невозможностью реализации его интересов вследствие недостижения цели соответствующего договора;

цель договора выступает гражданско-правовой конструкцией, позволяющей определить слабую сторону в договоре и юридически обосновать правовую защиту данного субъекта договорного правоотношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. М., 2005.

Дювернуа Н. Л. Чтения по гражданскому праву. Т. 2. М., 2004.

Кривцов А. С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве. М., 2003.

Мозолин В. П. Роль гражданского законодательства в регулировании комплексных имущественных отношений // Журнал российского права. 2010. № 1.

Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства. М., 2003.

Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник. М., 2004.

Савиньи Ф. К. Обязательственное право / пер. с нем. Н. Мандро, В. Фукс. М., 1876.

Шуплецова Ю. И. Вещные права на природные ресурсы: публичные и частные интересы. М., 2007.

4. Защита слабой стороны в договоре

Одной из основных проблем, решаемых гражданским правом, является защита слабой стороны в договорном обязательстве. Реализация данной задачи требует формального отступления от одного из основных принципов гражданского законодательства – равенства участников гражданско-правовых отношений (ст. 1 ГК). Фактически же, предоставляя слабой стороне дополнительные права и соответственно возлагая на ее контрагента по договору дополнительные обязанности, ГК и другие законы тем самым обеспечивают на деле равенство участников таких договорных отношений.

В юридической литературе проблема защиты слабой стороны в договорном обязательстве иногда отождествляется с проблемой защиты кредитора. Так, С.А. Хохлов отмечал, что в обязательствах слабой стороной «реально является кредитор, потерпевший и другие лица, утратившие то, что им полагается по закону. Следует подчеркнуть, что защите подлежат имеющие права, а не те, кто их нарушил. С этой точки зрения должник вообще не должен защищаться правом. Можно говорить лишь об отсрочке исполнения, учете имущественного положения должника и о других способах смягчения для него последствий недолжного исполнения, применяемых в исключительных случаях и обусловленных особыми социальными обстоятельствами. Но по сути своей обязательственное право – это совокупность норм, направленных на защиту кредитора и устанавливающих правовые средства получения причитающегося ему по договору или внедоговорному обязательству».

С позицией С.А. Хохлова нельзя не согласиться. Действительно, если говорить о защите гражданских прав, то речь может идти только о защите субъектов этих прав, каковыми в договорных обязательствах являются лишь кредиторы, а не должники, нарушившие обязательства. Однако мы в данном случае говорим о защите слабой стороны в договорном обязательстве в широком смысле этого слова, имея в виду иной аспект данной проблемы.

Участники имущественного оборота, вступающие в договорные отношения, располагают различными средствами и возможностями влияния на формирование обязательства, обеспечение его исполнения и т.п. в силу различного их профессионального статуса или материального положения, а также других обстоятельств. Иногда указанные различия достигают степени несопоставимости, когда один из участников договора не располагает никакими возможностями оказывать какое-либо влияние на контрагента в целях исполнения вытекающего из договора обязательства. И напротив, другая сторона, располагая всеми реальными возможностями, в состоянии диктовать партнеру по договору свою волю. В самом деле, разве можно сравнить положение коммерческого банка и гражданина – вкладчика по договору банковского вклада? В подобных ситуациях, если не предпринять мер на уровне правового регулирования соответствующих правоотношений, сильная сторона в обязательстве полностью подчинит своей воле слабую сторону, а последняя попадет в рабскую зависимость к своему контрагенту. Понятное дело, при таком положении не может быть и речи ни о равенстве участников гражданских правоотношений, ни о принципе диспозитивности гражданского права, ни о свободе договора.

Следовательно, задача гражданского права состоит в «выравнивании» участников имущественного оборота путем установления для слабой стороны обязательства изначально иных, особых условий участия в договорных отношениях: льготного порядка заключения, изменения или расторжения договора, предоставления слабой стороне в обязательстве дополнительных прав и возложения на ее контрагента дополнительных обязанностей, ужесточения ответственности сильной стороны в обязательстве за его неисполнение либо ненадлежащее исполнение и, наоборот, ограничение ответственности слабой стороны и т.п.

Иллюстрацией к сказанному может служить целый ряд норм, содержащихся в ГК, которые сформулированы применительно как к общим положениям о гражданско-правовом договоре и вытекающем из него обязательстве, так и в отношении отдельных видов договорных обязательств.

Так, необходимостью обеспечить надлежащую защиту прав слабой стороны в обязательстве продиктовано появление новых для гражданского права положений о публичном договоре и договоре присоединения.

Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного, с точки зрения обеспечения защиты прав слабой стороны вытекающего из него обязательства, заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации.

Можно выделить четыре основных последствия для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней потребителей в отношении заключения договора. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами.

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при согласии обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

Названные дополнительные обязанности коммерческой организации, выступающей субъектом публичного договора, ограничения ее волеизъявления имеют и обратную сторону, а именно: расширение прав контрагентов такой организации, в качестве которых выступают потребители (слабая сторона в обязательстве), и возможностей по их защите.

Так же как и публичный договор, отдельным типом гражданско-правового договора является договор присоединения. Это понятие объединяет в единый тип те договоры, которые были заключены путем присоединения одной из сторон к условиям договора, определенным другой стороной в формулярах или иных стандартных формах.

Критерием выделения из всех гражданско-правовых договоров договоров присоединения является не существо возникших из него обязательств, как это имеет место при дифференциации договорных обязательств на отдельные виды договоров, и не характер деятельности одной из сторон (публичный договор), а способ заключения договора.

Две характерные особенности присущи всякому договору, который может быть квалифицирован как договор присоединения:

– во-первых, условия договора присоединения должны быть определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах. Следует иметь в виду, что к числу таких стандартных форм и формуляров не могут быть отнесены растиражированные образцы текстов договоров, которые используются многими организациями. В этих случаях вторая сторона вправе заявить о разногласиях по отдельным пунктам или по всему тексту договора в целом, и в конечном итоге условия договора будут определяться в обычном порядке, т.е. по соглашению сторон;

– во-вторых, условия договора, определенные в соответствующем формуляре или содержащиеся в стандартной форме, могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к этим условиям. Это требование исключает возможность для сторон в договоре присоединения формулировать условия, отличные от выраженных в стандартной форме или формуляре, по их соглашению, а для присоединившейся стороны – также и саму возможность заявлять при заключении договора о разногласиях по его отдельным условиям.

Таким образом, дело стороны, присоединившейся к предложенному договору, – присоединиться к договору в целом (или не присоединиться к нему). Это ограничивает ее права, но значительно облегчает процесс заключения договора и оформления договорных отношений.

Юридические последствия квалификации договора как договора присоединения заключаются в наделении присоединившейся стороны (как правило, слабой стороны в обязательстве) правом требовать расторжения или изменения договора по особым основаниям, которые не признаются таковыми в отношении иных гражданско-правовых договоров.

Особые основания расторжения или изменения договора присоединения по требованию присоединившейся стороны заключаются в том, что присоединившаяся сторона вправе потребовать изменения или расторжения договора, если он лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств, либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Это обеспечивает дополнительную защиту прав присоединившейся стороны, которая была лишена возможности участвовать в определении условий договора.

Обстоятельства, которые служат основанием для расторжения или изменения договора присоединения, не связаны с незаконностью договора или его отдельных условий, они скорее являются следствием формулирования условий в одностороннем порядке, в силу чего увеличивается вероятность включения в договор присоединения условий, устанавливающих односторонние преимущества и льготы в отношении стороны, разрабатывающей условия договора, и, напротив, чрезмерно обременительных условий для присоединившейся стороны.

Если же говорить о конкретных видах договоров (купля-продажа, аренда, подряд и т.д.), то в ГК можно обнаружить целый ряд специально выделяемых их разновидностей, отличительным признаком которых является участие в соответствующих договорных обязательствах слабой стороны, в качестве которой, как правило, выступает гражданин – потребитель, а суть специальных правил, регулирующих указанные разновидности договоров, предопределяется в первую очередь необходимостью обеспечения защиты (в широком смысле) слабой стороны в обязательстве, в каком бы положении она ни оказалась (и кредитора, и должника). Подтверждением сказанного могут служить нормы, регламентирующие, к примеру, розничную куплю – продажу (разновидность договора купли-продажи) и прокат (разновидность договора аренды).

Договор розничной купли-продажи представляет собой договор купли-продажи товара, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК).

Две характерные черты позволяют выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи.

Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве такого продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (ст. 8) установил обязанность торговых предприятий предоставлять потребителям необходимую информацию о продавце товара. В связи с этим торговые предприятия обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования и информации о режиме работы. Непосредственно на вывеске должен быть указан также юридический адрес торгового предприятия либо местонахождение его собственника. Названные правила о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного нахождения торгового предприятия.

Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор купли-продажи признается публичным договором. Это означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара. Цена товара, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей.

Договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к категории договоров присоединения. Факт заключения договора розничной купли-продажи удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. С выдачей такого документа законодатель связывает также и момент заключения договора розничной купли-продажи. Однако отсутствие у покупателя чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания, чтобы подтвердить как факт заключения договора, так и его условия (ст. 493).

Кодекс содержит нормы, детализирующие содержащееся в части первой ГК положение о публичной оферте (ст. 437). Применительно к розничной купле-продаже содержащее все существенные условия договора розничной купли-продажи предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, обращениях к неопределенному кругу лиц признается публичной офертой. Более того, предложение товара продавцом в ряде случаев может быть признано публичной офертой и при отсутствии каких-либо указаний на цену товара или иные существенные условия договора купли-продажи. Так, во всяком случае публичной офертой признаются выставление в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков) в месте их продажи, если только продавец явно не определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (ст. 494). Признание такого предложения публичной офертой означает, что продавец, выставивший товар, обязан заключить договор на указанных в предложении условиях с любым и каждым, кто отзовется на это предложение.

Покупатель по договору розничной купли-продажи имеет право на получение информации о продаваемом товаре. Продавец соответственно обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, который предлагается к продаже. Эту обязанность продавец должен исполнить в соответствии с установленными законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемыми в розничной торговле требованиями к содержанию и способам предоставления покупателю информации о товаре.

Следует отметить, что право покупателя на получение от продавца информации о товаре было предусмотрено Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (ст. 8). Положения названного Закона сохраняют действие и в настоящее время. Вместе с тем в Кодексе содержатся некоторые новые положения, укрепляющие позиции покупателя, т.е. слабой стороны в обязательстве. К их числу относятся: во-первых, положение о том, что непредставление продавцом информации о товаре признается необоснованным уклонением торгового предприятия от заключения договора розничной купли-продажи и влечет за собой обязанность торгового предприятия возместить покупателю причиненные этим убытки; норма об ответственности продавца (торгового предприятия), не предоставившего покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что убытки возникли у него в связи с отсутствием необходимой информации о товаре (п. 4 ст. 495).

Ряд норм Кодекса посвящены договорам розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями. В частности, договор розничной купли-продажи может быть заключен с условием, что товар будет принят покупателем в определенный договором срок, в течение которого продавец не может продать этот товар другому покупателю (ст. 496). Для подобных ситуаций предусмотрены правила, изложенные в виде диспозитивных норм. Первое состоит в том, что неявка покупателя за товаром в срок, установленный договором, или несовершение им действий, необходимых для принятия товара в этот срок, могут рассматриваться продавцом как отказ покупателя от исполнения договора. Суть второго правила заключается в том, что дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю через определенный период времени в срок, установленный договором, должны включаться непосредственно в цену товара.

Особые правила установлены ГК также в отношении договора розничной купли-продажи, заключаемого на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом. В этом случае договор будет считаться исполненным продавцом с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а при отсутствии в договоре соответствующего условия – с момента доставки товара покупателю: гражданину – по месту его жительства; юридическому лицу – по месту его нахождения. Кроме того, предусмотрено, что реализация покупателем права на отказ от исполнения такого договора возможна при условии возмещения им продавцу необходимых расходов, понесенных последним в связи с совершением действий по выполнению договора.

Впервые на законодательном уровне регулируются отношения, складывающиеся между продавцом и покупателем при продаже товаров с использованием автоматов (ст. 498). В этих случаях определенные обязанности возлагаются и на владельцев соответствующих автоматов, которые должны довести до сведения покупателей информацию о продавце товаров: о его фирменном наименовании, месте его нахождения, режиме работы, а также о тех действиях, которые должен совершить покупатель, чтобы получить продаваемый товар. Такая информация может быть доведена до покупателя путем помещения соответствующих сведений на автомате либо иным образом.

В отличие от общих положений о заключении договора купли-продажи и специальных правил, регулирующих заключение договора розничной купли-продажи, договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. Если, несмотря на совершение указанных действий, покупателю не удается получить оплаченный товар, к примеру вследствие неисправности автомата, он вправе потребовать от продавца незамедлительно предоставить товар либо возвратить оплаченную сумму.

Договор розничной купли-продажи может быть заключен с условием о доставке товара покупателю (ст. 499). При таких обстоятельствах продавец должен доставить товар в место, указанное покупателем, а если оно не определено, – по месту жительства гражданина либо по месту нахождения юридического лица. Доставка товара должна быть осуществлена в срок, предусмотренный договором.

Особым образом регулируется и момент исполнения договора с условием о доставке товара покупателю. Таковым признается момент вручения товара покупателю либо иному лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора либо оформлении доставки товара.

Основной обязанностью покупателя по договору розничной купли-продажи является оплата приобретенного товара. Особенностью этого договора по сравнению с общими положениями о купле-продаже является особый подход к формулированию последствий неисполнения покупателем своей обязанности по оплате товара по договорам розничной купли-продажи товаров с условием о предварительной оплате товаров, а также с условием о продаже товаров в кредит.

В первом случае неоплата покупателем товара расценивается как его отказ от исполнения договора без применения последствий в виде возмещения убытков в связи с неисполнением договора.

Во втором случае неоплата покупателем товаров, проданных ему в кредит, не влечет его обязанность уплатить продавцу проценты, предусмотренные ст. 395 ГК.

С помощью специальных правил, исключающих применения ст. 475 ГК, регулируются права покупателя по договору розничной купли-продажи в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (ст. 503).

Как общее правило установлено, что независимо от характера недостатков товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. Изъятие в виде ограничения одного из правомочий покупателя установлено лишь в отношении технически сложного либо дорогостоящего товара: замены такого товара покупатель может требовать только в случае существенного нарушения требований к его качеству.

Вместо предъявления указанных требований к продавцу покупатель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Учитывая, что к данным правоотношениям наряду с ГК применяется также Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», следует отметить, что потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов по их устранению либо о замене товара не только продавцу, но и изготовителю товара либо специально созданной изготовителем для этих целей организации (ст. 18 Закона).

Дополнительной защитой интересов покупателей по договору розничной купли-продажи служат правила, определяющие порядок возмещения разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества (ст. 504). При замене недоброкачественного товара не подлежит возмещению разница между ценой товара, установленной договором и существующей на момент замены товара. Однако данное правило не применяется, если вместо недоброкачественного товара покупатель получает аналогичный товар, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам.

Покупатель же при возврате продавцу товара ненадлежащего качества вправе во всех случаях требовать возмещения разницы между ценой товаров, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования либо вынесения решения судом.

И еще одно изъятие из общих правил предусмотрено нормами ГК о договоре розничной купле-продаже. Как известно, в случае неисполнения должником обязательства возмещение им убытков и уплата неустойки освобождают его от исполнения обязательства перед кредитором в натуре (ст. 396 ГК). Применительно к договору розничной купли-продажи продавец, не исполнивший обязанности по передаче покупателю товара, возместивший в связи с этим убытки и уплативший покупателю неустойку, не освобождается от исполнения этой обязанности в натуре (ст. 505).

И последнее замечание. Необходимо обратить внимание на то, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя – гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492). Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» гражданин, выступающий в роли покупателя по договору розничной купли-продажи, пользуется не только правами стороны в обязательстве в соответствии с Кодексом, но и правами, предоставленными потребителю Законом «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Договор проката представляет собой договор аренды, по которому арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 626 ГК).

Договору проката присущи некоторые характерные признаки, позволяющие выделить его в отдельный вид договора аренды.

Во-первых, в качестве арендодателя по договору проката могут выступать не любые коммерческие организации, а только те из них, которые осуществляют сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, т.е. речь идет о коммерческих организациях, профессионально занимающихся прокатом имущества.

Во-вторых, как общее правило имущество, предоставленное по договору проката, должно использоваться для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства. Поэтому арендатором по договору проката в основном выступают граждане, которым соответствующее имущество понадобилось для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования. Арендатором могут быть также юридические лица и индивидуальные предприниматели, но для них исключается возможность использования полученного в прокат имущества для извлечения прибыли.

В-третьих, договор проката отнесен к категории публичных договоров (п. 3 ст. 626). Это означает, что коммерческая организация, выступающая в роли арендодателя, при наличии возможности предоставить в прокат требуемое имущество не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в заключении договора проката или оказать предпочтение кому-либо в отношении заключения договора. Условия договора проката, в том числе об арендной плате, должны устанавливаться одинаковыми для всех арендаторов, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Лица, выступающие в роли потенциальных арендаторов, вправе передать на рассмотрение суда споры как о понуждении арендодателя к заключению договора проката, так и о разногласиях по отдельным условиям договора.

В-четвертых, договор проката, в отличие от договора аренды имущества, ни при каких условиях не может носить характер бессрочного обязательства. Более того, в императивном порядке определен максимальный срок действия такого договора – один год (п. 1 ст. 627).

В-пятых, к обязательствам, возникшим из договора проката, не подлежат применению предусмотренные общими положениями об аренде (ст. 621) правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на возобновление договора аренды.

В-шестых, договор проката может быть расторгнут по инициативе арендатора в любое время при условии письменного предупреждения арендодателя о своем намерении отказаться от договора не менее чем за десять дней.

Учитывая публичный характер договора проката, Кодекс возлагает на арендодателя ряд дополнительных обязанностей. В частности, арендодатель, заключивший договор проката, должен в присутствии арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду имущества, ознакомить арендатора с правилами его эксплуатации либо передать вместе с имуществом инструкцию о правилах его использования. Арендодатель обязан устранить обнаруженные арендатором недостатки в сданном в аренду имуществе не позже чем в десятидневный срок со дня получения заявления арендатора либо заменить его аналогичным имуществом в исправном состоянии. Правда, если арендодателю удастся доказать, что недостатки в арендованном имуществе возникли в результате нарушения арендатором правил эксплуатации и содержания имущества, арендодатель вправе потребовать возмещения за счет арендатора стоимости ремонта и транспортировки имущества. На арендодателя также возложена обязанность осуществлять прокат имущества (п. 1 ст. 631).

Что касается обязанностей арендатора по договору проката, то они сводятся к своевременному перечислению арендодателю арендной платы и соблюдению правил пользования арендованным имуществом. Арендные платежи определяются в договоре проката в твердой сумме и вносятся арендатором периодически или единовременно.

Как отмечалось, арендатор вправе отказаться от договора проката и досрочно возвратить арендованное имущество. В этом случае арендодатель должен возвратить ему часть арендной платы, исчисляемую со дня, следующего после возврата имущества арендатором.

Таким образом, при регулировании как договора розничной купли-продажи, так и договора проката (к этому можно добавить и договор бытового подряда, и договор банковского вклада, и некоторые другие) Кодекс обеспечивает дифференцированную регламентацию условий участия сторон в договорных отношениях, отдавая при этом предпочтение слабой стороне соответствующего обязательства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

О состоянии договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации и перспективах их развития (к пятилетию Договора от 3 августа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий)

Современные договорные отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации базируются на важнейших политико-правовых актах 90-х годов: Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, Федеративном Договоре и Приложении к нему от Республики Башкортостан, Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан». Башкортостан входит в состав России на добровольной и договорной основе, что закреплено Конституцией Республики Башкортостан 1993 года. Нормы о договорных отношениях Российской Федерации со своими субъектами содержатся и в Конституции Российской Федерации.
Вся пятилетняя практика реализации Договора от 3 августа 1994 года свидетельствует о его. исключительно важном значении для политического, экономического и социально-культурного развития Башкортостана и становления реального федеративного государства в России. За прошедшие годы создана принципиально новая система органов государственной и местной власти, закреплены правовые основы формирования республиканского законодательства, создана политическая инфраструктура, накоплен важный опыт государственного строительства, Башкортостан признан как суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации.
Договор, межправительственные и межведомственные соглашения Российской Федерации и Республики Башкортостан обеспечивают интересы Республики Башкортостан и ее многонационального народа, направлены на укрепление российской государственности, обеспечение ее территориальной целостности, общности экономического и правового пространства. Эти документы закрепляют цивилизованный характер межгосударственных отношений, основанных на уважении прав человека и народов, способствуют формированию демократического общества в республике и России.
За эти годы в республике создана правовая база, позволяющая достаточно эффективно реализовывать многие договорные положения на практике. Принято большое количество кодексов, законов, других нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным Договором от 3 августа 1994 года к ведению Республики Башкортостан.
Договор и соглашения способствуют учету интересов Башкортостана и России, предупреждению возникновения разногласий и политических коллизий, строительству в России такой федерации, которая позволит обеспечить исключительно политическое решение возникающих спорных государственно-правовых вопросов на принципах согласия и справедливости.
Вместе с тем созидательный потенциал договорных отношений и Договора от 3 августа 1994 года используется еще явно недостаточно. Не только отдельные федеральные министерства и ведомства, но и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не учитывают положения Договора в своих отношениях с органами государственной власти Республики Башкортостан. За прошедшие годы Государственная Дума не приняла ни одного закона, в котором защищались бы государственные интересы республик а составе Российской Федерации, учитывающий бы статус Башкортостана — суверенного государства в ее составе. Более того, во многие федеральные законы включаются нормы, лишающие республику тех прав, которые она имела раньше по федеральному же законодательству. Между тем сам факт подписания Договора обязывает не только республиканские, но и федеральные органы власти осуществлять свою деятельность, включая законотворчество, с учетом подписанного Договора.
В этих условиях развитие договорных отношений с Российской Федерацией и последовательная реализация норм и принципов Договора остаются первоочередными задачами. Договор в полной мере может быть реализован лишь в случав, если в этом процессе активное участие будут принимать все органы государственной и местной власти, общественные объединения и граждане Республики Башкортостан, а также соответствующие государственные органы и общественные структуры Российской Федерации. Их совместная деятельность в этом направлении должна носить целенаправленный и системный характер.
Для реализации Договора многое предстоит сделать на уровне самой республики. Лишь настойчивая работа всех органов государственной власти республики обеспечит реализацию положений Договора, закрепивших государственный статус республики, ее договорные отношения с федеральным центром, а также разграничивающих предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан. Многое надо сделать для последовательной реализации законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых по вопросам, переданным республикой в ее ведение.
Подчеркивая необходимость дальнейшего совершенствования договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации и эффективного использования всего созидательного потенциала Договора от 3 августа 1994 года, Государственное Собрание Республики Башкортостан постановляет:
1. Признавая, что Договор от 3 августа 1994 года способствует устойчивому политическому, экономическому, социальному и духовному развитию Республики Башкортостан и укреплению Российской Федерации в целом, считать важнейшей задачей органов государственной власти республики дальнейшее развитие и укрепление договорных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, в том числе принятие организационных мер и нормативных правовых актов, в полной мере использующих демократический и созидательный потенциал Договора.
Деятельность по развитию договорных отношений является условием становления реальных федеративных отношений в России и поэтому должна носить двусторонний характер, позволяющий в полной мере учитывать государственные интересы Республики Башкортостан и Российской Федерации.
2. Органам государственной власти Республики Башкортостан принять дополнительные меры по дальнейшему развитию договорах отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации. В этих целях:
усилить работу по реализации норм и принципов Договора от 3 августа 1994 года. гарантирующих необходимые условия для развития системы законодательных, исполнительных и судебных органов Республики Башкортостан;
продолжить работу по укреплению экономической самостоятельности Республики Башкортостан, эффективному управлению различными отраслями экономического и социально-культурного строительства государственными органами республики;
считать необходимым принятие Бюджетного и Налогового кодексов республики, законов о государственных минимальных социальных и финансовых нормативах, о конверсии, о фондах республиканского развития, об оплате труда, о миграции населения, о финансовых основах местной власти, о собственности;
осуществить организационно-правовые мероприятия по разграничению полномочий по предметам совместного ведения Республики Башкортостан и Российской Федерации с передачей конкретных полномочий в ведение Республики Башкортостан и Российской Федерации;
добиться строительства межбюджетных отношений в соответствии с положениями Договора;
разработать механизм согласования федерального и республиканского законодательства и процедуру преодоления разногласий, войти с соответствующими предложениями в федеральные органы государственной власти;
создать на Паритетных началах постоянно действующие структуры и прежде всего двустороннюю межправительственную комиссию по проблемам укрепления договорных отношений;
обеспечить выполнение постановления Государственного Собрания о создании республиканской государственной комиссии по контролю за реализацией положений Договора;
полнее использовать конституционное право законодательной инициативы соответствующих органов государственной власти в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
добиться последовательного обеспечения статуса Республики Башкортостан как суверенного демократического правового государства в составе Российской Федерации.
3. Предложить Президенту Республики Башкортостан выделять в ежегодном Послании Государственному Собранию Республики Башкортостан раздел, посвященный проблемам и перспективам развития договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации.
4. Поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан:
осуществлять своевременное подписание межправительственных бюджетных соглашений;
создать действенный механизм регулирования отношений собственности и продолжить процесс ее разграничения между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан, определив порядок передачи имущества от одного собственника к другому;
подготовить новые межправительственные соглашения по различным вопросам экономического и социально-культурного развития Республики Башкортостан и внести их на рассмотрение Правительства Российской Федерации;
систематически анализировать практику реализации заключенных межправительственных и межведомственных соглашений.
5. Обсудить на одном из ближайших заседаний Государственного Собрания Республики Башкортостан ход судебной реформы в республике и практику взаимодействия правоохранительных органов, принять меры к подписанию соответствующих соглашений с федеральным центром.
6. Отметить, что принятый Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» полностью игнорирует накопленный опыт договорного регулирования отношений Российской Федерации с республиками в составе Российской Федерации.
7. Принять Обращение к гражданам Республики Башкортостан в связи с пятой годовщиной подписания Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан (прилагается).
8. Направить настоящее постановление Президенту Российской Федерации, Палатам Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, законодательным и исполнительным органам республик в составе Российской Федерации.
Председатель
Государственного Собрания Республики Башкортостан К. ТОЛКАЧЕВ.
Уфа, 2 августа 1999 года.
№ ГС-47.

Документ сверен по:
«Советская Башкирия — Известия Башкортостана», 7 августа 1999 года, № 153, стр.2