Синектика метод



В современном мире перед руководителем любой организации стоит вопрос решения возникающих проблем. Для большинства из них имеется выработанный алгоритм, позволяющий быстро и эффективно принимать решение, но встречаются задачи, не имеющие готового алгоритма решения. Для решения сложных задач необходимо генерировать альтернативы, позволяющие лицу, принимающему решения, оценить возможные затрачиваемые ресурсы и сделать вывод об эффективном применении той или иной альтернативы, а так же принять решение об ее использовании. Так как спектр задач решаемых руководителем довольно широк, некоторые из них не могут быть формализованы, либо затрачиваемые ресурсы для формализации слишком велики. Для генерации альтернатив решения данных задач существуют творческие методы.

Рассмотрим некоторые творческие методы генерации альтернатив: метод синектики, контрольную таблицу Алекса Осборна, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов.

Метод синектики

Первое упоминание о синектике появилось в 1961 г. в книге Уильяма Горна «Синектика: развитие творческого воображения». Синектика (в понимании У. Горна) — это соединение различных, порой несовместимых элементов. Основной целью данного метода является направление деятельности нервной системы и мозга на решение проставленной проблемы.

Особенностью данного метода является отбор персонала для группы синектиков. Группа формируется из 5–7 человек, возрастом от 20 до 40 лет, имеющих гибкость мышления, опыт работы в разных сферах деятельности, психологическую совместимость. Группа работает в рамках разработанных правил, главным условием которых является отсутствие обсуждения достоинств и недостатков членов группы.

Виды аналогий, используемых в синектике:

  1. Прямые аналогии, основанные на биологических системах;
  2. Субъективные аналогии, основанные на личном опыте;
  3. Символические аналогии, основанные на абстрактных понятиях;
  4. Фантастические аналогии.

Рис. 1. Этапы метода синектики

В настоящее время метод синектики все чаще используется для решения социальных и административных задач.

Контрольная таблица Алекса Осборна

Алекс Осборн один из основателей известного рекламного агентства BBDO (Batten, Barton, Durstine& Osborn). В 1942 году он издал книгу: Howto «ThinkUp», где описал первый вариант мозгового штурма — brainstorming, который использовался им и его сотрудниками в рекламном агентстве ещё в конце 30-х годов XX века. Основными принципами при создании идей он считал:

  1. принцип отсроченной критической оценки;
  2. принцип, по которому увеличение количества идей влечёт за собой рост их качества.

Использование данного метода позволяет активизировать работу мышления для создания новых идей из уже имеющихся решений, при этом используется ментальная провокация (противоречивые высказывания). Зачастую новые идеи полностью противоречат имеющемуся опыту и здравому смыслу. Приблизительное время работы группы с таблицей составляет 60 минут. Основным словами — провокациями могут выступать (согласно Майколу Микалко):

– «заменить»

– «скомбинировать»

– «применить в другой области»

– «увеличить» или «уменьшить»

– «исключить»

– «изменить на противоположное»

Пример контрольной таблицы Алекса Осборна

Действие

Искомый предмет

1. Использовать иначе

Можно ли по-другому использовать, применять это?

2. Привести аналогии

На что это похоже? Есть ли аналогии?

3. Изменить признаки

На что это похоже? Есть ли аналогии?

4. Увеличить

Можно ли увеличить размер, скорость, количество?

5. Уменьшить

Можно ли это уменьшить? Что-нибудь убрать? Разделить? Сделать легче, светлее, тоньше?

6. Заменить

Какие свойства можно заменить? Иначе организовать процесс или расположение?

7.Передвинуть

Можно ли поменять местами отдельные фрагменты? Причину и следствие?

8. Сделать наоборот

Как будет выглядеть противоположная идея? А если поменять роли?

9.Комбинировать

Можете ли Вы совместить эту идею с другими? Разложить на отдельные элементы?

10.Трансформировать

Можно ли это продырявить, сжать, растянуть? Сделать твердым, жидким, прозрачным?

Метод морфологического анализа

Разработан швейцарским астрономом Фрицем Цвикки для решения технических задач в ракетостроении. Основа метода — построение матрицы структурных взаимосвязей между объектами, явлениями и концепциями. При обработке матрицы выдвигаются и рассматриваются различные варианты решения задачи, при этом следует учитывать, что очень часто находятся идеи ранее не рассматриваемые при использовании других методов решения поставленной задачи. При ручной обработке матрицу, как правило, строят на 4–7 узлов, при обработке вычислительной техникой ограничение только ее физические возможности.

В настоящее время метод наиболее часто используется в экономической сфере.

Принципы:

  1. Всеобщность — использование полной совокупности знаний об объекте;
  2. Нельзя отбрасывать объекты и процессы, источники риска без всестороннего исчерпывающего анализа, что обеспечивается отсутствием предварительного суждения.

Рис. 2. Этапы метода морфологического анализа

Несомненным плюсом данного метода является его использование при малом объеме информации.

Метод фокальных объектов

Данный метод так же носит название метода каталога или метода случайных объектов. Он открыт профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1923 г., доработан американцем Ч. Вайтингом в 50-е годы. Основа метода — усовершенствование и создание новых вещей (идей) путем присоединения случайных свойств и признаков к изучаемому предмету. Направление применения — модификация устройств, рекламный бизнес.

Рис. 3. Этапы метода фокальных объектов

Достоинства:

– Простота освоения и возможность применения практически в любой сфере;

– Оригинальность получаемого результата;

Недостатки:

– Невозможность использования для сложных задач;

– Отбор новых идей по ограниченному количеству критериев.

Рассмотрев вышеуказанные методы, можно сделать вывод об их применении, достоинствах и недостатках. Следует заметить, что очень редко применяется только один метод без других, в каждой организации (при его полярности) используется некоторая его модификация.

Литература:

Среди групповых форм обучения, направленных на развитие творческого мышления, наиболее популярным является мозговой штурм. При всей привлекательности этого метода групповой активности, педагоги не раз встречаются и серьезными проблемами в его организации и проведении.

  1. Управление мозговым штурмом. Если группа далеко уходит «по ложному следу», то призывы педагога переосмыслить проблему мало эффективны. Группа, как правило, повторяет прежний алгоритм поиска и оказывается снова в тупике.
  2. Хорошая, активная группа может сгенерировать так много идей одна другой лучше, что появится другая проблема: как оценить, сравнить их, выбрать лучшую.

В отличие от мозгового штурма, метод аналогий предполагает более целенаправленную групповую активность. Этот метод появился в 1961 году в США. Исследовательская группа Гарвардского университета под руководством Уильяма Дж. Гордона назвала его СИНЕКТИКОЙ (с греческого «соединение разнородных элементов»).

Основными инструментами обучения, по Гордону, являются аналогии, которые служат связующими звеньями между новой и хорошо знакомой информацией. Аналогии дают учащимся возможность связать усвоенные ранее факты и личный опыт с информацией, которую они усваивают в данный момент.

В данной методике творческое мышление развивается на основе визуализации, использования сравнений. Ученики, используя различные связи между предметами и явлениями, могут строить догадки, предположить, как возникло то или иное изобретение, тот или иной научный закон.

Коренным образом отличается в синектике подход к процессу решения проблемы. Отвергается законченная, целостная мысль, т.к. она может привести к тупику, особенно если автор этой идеи пользуется авторитетом в группе.

С другой стороны, нерациональная информация позволяет всем учащимся чувствовать себя раскованно, независимо от уровня знаний, т.к. они обсуждают проблему в виде метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких.

Однако, основываясь на этой информации, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции.

По мнению Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, — нерационален.

Блок-схема синектического процесса выглядит следующим образом:

Постановка задачи. Превращение незнакомого в знакомое.

Для того, чтобы решить проблему, нужно её понять. Этот этап работы позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Это убирает определённый дискомфорт в решении проблемной задачи.

Важно понять проблему.

Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы осмыслив их, создать потенциал для выхода на новые решения.

Перевод задачи из знакомого в незнакомое.

Очень важно увидеть проблему под разными углами зрения. Тогда понятное может стать непонятным, необъяснимым. Необходим творческий поиск.

Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного, по мнению У. Гордона, – основа творчества.

Синектика выделяет три основных механизма превращения известного в неизвестное:

  1. Личная аналогия.
  2. Прямая аналогия.
  3. Символическая аналогия.

По мнению американского учёного, без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса.

Личная аналогия освобождает учеников от механистического, внешнего анализа проблемы. К примеру, представить себя на месте вращающегося электрона. Или оказаться в гуще событий вместе с муравьями (вспомните, к примеру, американский фильм «Дорогая, я уменьшил детей»).

Прямая аналогия требует от ученика активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать. Всем известно, как появились застёжки на липучках (аналогия с репейником), шприц (полый комариный нос) и т.д.

Символическая аналогия. Это обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления. Впоследствии применение символической аналогии было сокращено до приема нахождения «названия книги», характеризующего определенное ключевое понятие так, чтобы оно обязательно содержало парадокс.

Из личной практики

Лет шесть назад готовился к уроку обществознания по теме «Изобретательская деятельность». Хотелось, чтобы ученики прониклись «изнутри» данной проблемой.

Разбил класс на группы. Выдал каждой группе два плотных цветных листа бумаги, ножницы и клей.

Определил задание: необходимо создать нечто как можно выше и чтобы оно могло стоять на столе. После выполнения задания каждая из групп должна придумать название своему проекту и представить его.

Первая реакция детей: недоумение, даже шок. Но затем ученики освоились. Создали ряд шедевров. Не менее впечатляющим была защита своих проектов «Эйфелева башня», «Останкинская башня», «Вавилонская башня», «Башня-футурум».

Сделал для себя ряд открытий. Провёл анализ, сколько ребята потратили времени на идею проекта, на продумывание механизма реализации, кто был «главным конструктором»…

Что удивило и огорчило?

То, что сидевшие в одной группе ребята-отличники никак не могли включить фантазию. Создали самый неудачный проект.

Что такое синектика и с чем её едят

Синектика – один из видов мозгового штурма, а если говорить точнее – его усовершенствованная версия. В переводе синектика (от англ. synectics) означает «совмещение разнородных элементов”. Питательный коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза!

Техника достаточно сложная в исполнении, но при качественном исполнении может дать невероятные результаты. Отдельные элементы и приемы можно взять себе на вооружение и неподготовленным искателям неординарных решений.

Кто придумал?

Метод синектики был придуман Уильямом Гордоном – изобретателем, которому нравилось наблюдать за другими изобретателями и вообще людьми творческими. Свои идеи он изложил в книге «Синектика: развитие творческого воображения”, которая увидела свет в 1961 году. Кстати, за помощью к Гордону и его методу обращались «Zinger”, «General Electrics”, «IBM” и другие компании, известные на весь мир.

Общие положения

Над решением проблемы работает группа из 6-8 человек. В основе работы лежит принцип «сделать известное незнакомым, а незнакомое – известным”. Для этого используются пять видов аналогий-операторов: прямая, личная, символическая, образная и фантастическая. Группа работает по определенному алгоритму из 5 шагов.

Считается, что все уже давным-давно придумано: поставленная задача имеет аналогии в других сферах, и соответственно, решение может быть найдено там же. Простейший пример: идею многоэтажных домов архитекторам подсказали муравейники. В Гонконге многоэтажки даже так и называют: дома-муравейники.

Рассмотрим технологию более подробно.

Синектор – звучит гордо

Подбор команды для решения проблемы методом синектики – трудная задача. Синектором не может стать человек с улицы. Более того – им даже не всегда может стать человек из компании. «Что это за условия такие невероятные?” – спросите вы. А вот:

    1. Для синектора желательно наличие двух специальностей, и чем они полярнее – тем лучше: инженер-музыкант, биолог-фотограф, художник-автослесарь.
    2. Синектор должен обладать широким кругозором, гибким типом мышления, умением воспринимать критику.
    3. Предпочтительный возраст: 25-40 лет.

Группе синекторов так же нужно пройти отбор по нескольким критериям:

    1. Участники группы должны быть знакомы между собой, иметь опыт совместной работы.
    2. Желательно наличие разных психологических типов в рабочей группе.
    3. Для всех участников необходимо умение конструктивно критиковать идеи своих коллег. Наличие критики в ходе дискуссии – главное отличие синектики от мозгового штурма
    4. Так же в любую группу синекторов рекомендуется приглашать эксперта в той области, которой посвящена решаемая задача.
Пять аналогий

Есть 5 аналогий-операторов, с которыми работает группа синекторов.

1. Прямая аналогия. Работаем с науками: ищем похожие факты, сравниваем и исследуем. Хорошо работает поиск аналогий в биологии и науках, связанных с техникой. Хрестоматийный пример: чтобы понять, как можно заставить нечто лететь по воздуху, люди присмотрелись к птицам, стрекозам и т.д., то есть обратились к живому животному миру.

2. Личная аналогия. Нужно представить себя тем, о чём идёт речь в задаче – кроватью, компьютером, экологией. Здесь необходимы две вещи: хорошее воображение и умение затыкать внутреннего рационального цензора, который обычно шепчет в ухо блокирующие глупости. Этот же прием часто используют для обучения начинающих фотографов: их просят сделать фотографию себя от «лица” подушки, на которой они спят, чайника, который ставят по утрам и т.д.

3. При использовании символической аналогии происходит поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Алгоритм такой:

    1. Синектор описывает суть явления
    2. Находит противоположность этому явлению
    3. Обнаруживает общее у этих явлений
    4. Кратко, возможно абсолютно абсурдными фразами описывает связь между этими противоположностями.

4. В образной аналогии предмет изучения заменяется любым другим, эталонным и удобным для последующего сравнения. Обычно такая аналогия помогает выявить скрытые возможности.

5. Аналогия, которая дает неограниченные возможности – фантастическая. Можно игнорировать что угодно: законы физики и термодинамики, время года, современную картину мира… Просто нужно описать необходимый результат, максимально используя свое воображение.

Алгоритм поэтапно: 5 шагов
1. Обсуждение проблемы в том виде, как она дана

На этом этапе важно не формулировать проблему конкретно. Участники рабочей группы должны узнать о ней только в общих чертах. В детали изначально может быть посвящен только руководитель группы.

На этом этапе участники высказывают даже глупые идеи. Во-первых, это помогает отсеивать самые первые мысли, которые приходят в голову и которые могут затруднить появление новых идей. Во-вторых, выявляются слабые места в суждениях участников.

2. Формулировка проблемы в том виде, как её понимают

После того, как группа разобралась с сутью проблемы, участникам дается задача сформулировать её так, как они её понимаю или же как они её видят. Это делается для выявления направлений по которым можно было бы продолжить поиск решения задачи. На этом этапе одна большая проблема делится на несколько простых маленьких.

Затем руководитель группы и приглашенный эксперт выбирают одну наиболее точную формулировку.

3. Рождение идей в выбранном направлении

Процесс генерации идей начинается с экскурсии по различным областям техники, живой природы, политики, социологии, психологии, машиностроении, химии и т.д. Задача такой экскурсии – выявление решений аналогичных проблем в этих областях. Такой подход позволяет найти множество точек зрения на рассматриваемую проблему и активизировать творческое мышление.

Экскурсию начинает руководитель. Он просит привести примеры-прецеденты, в которых имеет место рассматриваемая ситуация или очень похожая к ней.

На этом этапе участники высказывают свои идеи, работая с пятью аналогиями-операторами.

4. Связь найденных идей и первоначальной проблемы

На этом этапе ведущий подводит итоги на генерированным идеям, возвращает группу к поставленной задаче. Группа пытается связать полученный материал с задачей в том виде, в каком она была поставлена. Самым важным фактором на этой стадии является критическая оценка приглашенного эксперта.

Если все, что сгенерировала группа, оказывается трудно реализуемо, все этапы повторяются заново.

5. Проработка лучшей идеи

Происходит развитие и проработка лучшей идеи из предложенных. Далее проводятся анализ полученных результатов, эксперименты, новый анализ новых данных, доработка идеи и т.д. Синекторы ищут наилучшие способы реализации поставленной проблемы.

Синектика – трудный в своем проведении вариант мозгового штурма, но результаты могут поразить своим качеством, проработанностью и жизнеспособностью.

1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». «Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых творческих решений!» — воскликнули сторонники «творческого озарения по инструкции». Описанный в книге подход к организации творческого процесса, правила работы и обучения творцов новых идей (сейчас бы сказали — «креативщиков») по началу оказал большое влияние на разработчиков новой техники. И не смотря на то, что книга так и не была издана у нас, ее идеи вскоре, через каких-то 5 — 10 лет после издания, плавно перекочевали в умы советских, тогда большей частью — внешторговских — рекламистов.
Слово «синектика» — греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач. Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. Гордон, предложив свой метод, восстал против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества — это главенство индивидуального гения.
Гордон не отрицал великой роли «индивидуального озарения» в поиске новых творческих решений и при этом стал автором дуалистического взгляда на природу творчества. С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой — необходимость системы «направленного поиска решений». Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее «группового мышления». В ситуации когда люди — «синекторы» — объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачки. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов. Расторможенность мышления в группе синекторов приводит к стимулированию подсознания и к проявлению творческой интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более или менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.
Особенностью этого метода, отличающей его от метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование участников имеет в группе синектеров большое значение — каждый стримиться «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений. Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, интересов. эмоциональных особенностей.
Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче.
Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же, совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере. Часто в состав группы включают авторитетного креативщика, который призван играть роль «третейского судьи» или «адвоката» при столкновении «непримиримых» творческих позиций, а так же он должен помочь участникам группы говорить «на одном языке», примирять чрезмерные творческие амбиции отдельных синектеров. В режиме «адвоката» авторитет сразу же — в процессе работы группы — выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых идей, концепций, подходов.
Итак, синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решения творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Два слова об «операторах синектики». Операторы синектики — суть конкретные психологические факторы, которые ведут вперед творческий процесс. Операторы предназначены для пробуждения, активизации сложных психологических состояний. Идеологи синектики исходят из предположения о том. что решая какую — либо творческую задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или других людей быть творческим, вовлеченным в творчество, интуитивным или же — допускать в своих творческих фантазиях очевидные несуразности, несоразмерности, несовместимости. То есть — необходимо дать инструменты. Средства, позволяющие человеку делать это. Обобщенно синектика включает в себя два психологических оператора, два базовых процесса:
превращение незнакомого в знакомое;
превращение знакомого в незнакомое.
Человеческое сознание в основе своей консервативно. Поэтому любое странное, оригинальное творческое решение как бы угрожает ему и отвергается им подсознательно. Необходим анализ, который поможет «проглотить» эту странность, подвести ее под определенную, уже знакомую базу, дать объяснение оригинальной идеи в рамках привычной для сознания модели. Таким образом, превращение неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений. Ведь непременное в творчестве требование новизны предлагаемых решений — это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на предметы и явления окружающего мира.
Превратить знакомое в незнакомое — означает перевернуть, переменить, исказить если хотите повседневный, рутинный, общепринятый, будничный взгляд и реакцию на вещи. Вспомните хотя бы летающих слонов из рекламы «Аэрофлота». В «стандартном мире» предметы и явления имеют свое определенное место, назначение, функции. Вместе с тем, является вполне очевидным то, что разные люди могут видеть один и тот же объект «с разных колоколен» и их взгляд, порой, порой, может казаться неожиданным для других. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного — основа творчества. Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное:
Личная аналогия;
Прямая аналогия;
Символическая аналогия;
Фантастическая аналогия.
По мнению Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения творческих задач. Эти операторы являются «специальными орудиями активизации творческого процесса». То есть, синектеры рассматривают творческую активность как результат сознательных усилий.
Личная аналогия предполагает способность творческой личности поставить себя на место рекламируемого предмета или даже — услуги, образа. Это значит — найти в себе какой — то отзвук на то, что «делает» этот предмет или образ, понять его трудности, достоинства и недостатки как свои собственные. Вхождение » в образ» — сложный и довольно трудный процесс.
Прямая аналогия — это оператор, который обеспечивает процесс сравнения уже существующих образов, творческих решений в близких областях. Он требует от человека активации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в чужом или своем предшествующем творческом опыте или в жизни природы, общества подобия того, что требуется «изобразить» в рекламе. Фактически применение прямой аналогии — это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием жизненного опыта членов группы. Скажем, избитая прямая аналогия — орел или тигр как символы могущества и преуспевания.
Символическая аналогия в отличие от предыдущих операторов использует для описания предметов или явлений объективные и неличные образы. Цель символической аналогии — обнаружить в привычном явлении парадокс, удивительное противоречие. Собственно символическая аналогия — это состоящее из двух слов определение предмета. Это определение неожиданное. Яркое, показывающее предмет или явление с необычной стороны. Достигается это тем, что эти слова характеризуют предмет и одновременно — образуют противоречие, то есть они являются противоположностями. «Живой труп», «человек в футляре» — всего — то два — три слова, а воображение рисует яркий, полный образ. Есть еще одно название такой пары слов — «заглавие книги». Необходимо в лаконичной форме показать всю суть того, что кроется за «названием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия — эффективнейший инструмент для того, чтобы увидеть необычное в обычном.
Фантастическая аналогия — это «творческий бред». То есть снова «летающие слоны». Таким «чудесным» путем создается художественный образ некого идеала. Суть этого инструмента состоит в том, чтобы воспользоваться в художественной реализации идеи сказочные, запредельные, фантастические средства и аналогии.
Оригинал статьи опубликован в журнале «Маркетолог» №9 за 2000 год.

Метки: Уильям Гордон, креатив, синектика, творчество

1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.

2. Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном». По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.п. Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д.

3. Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.

4. Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

1. Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.

Также сенектор должен обладать следующими качествами: неудержимая фантазия, глубокие знания в разных сферах, способность отходить от навязчивых идей, умение абстрагироваться, широкой кругозор, привычка находить необычное в обычном.

2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.

3. Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

• Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.

• Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.

• Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.

• Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.