Сигареты 30 штук

Нестандартные пачки, в которых больше 20 сигарет, существенно нарастили свое присутствие на российском рынке. По данным исследования компании Nielsen (есть у «Известий»), с осени 2014 года сегмент «больших пачек» вырос на 3,1 процентного пункта — с 1,1% до 4,2% российского табачного рынка. В Госдуме снова планируют законодательно ограничить количество сигарет в пачке, так как покупка увеличенных пачек сулит скидку в расчете на одну сигарету — а закон запрещает делать потребителям скидки на табачные изделия.

Пачки большого формата есть практически у всех крупных производителей, и они продолжают регистрировать новые бренды и товарные наименования в этом сегменте. Так, у Philip Morris International (PMI) насчитывается 8 товарных наименований больших пачек, у Imperial Tobacco (ITG) — 6 наименований, у British American Tobacco (BAT) — 3, у Japan Tobacco (JTI) — одно, появившееся в этом году. На других производителей, по данным Nielsen, приходится 9 товарных наименований табачной продукции в больших упаковках. Лучше всего сигареты в увеличенных пачках представлены в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Лидирующим брендом являются сигареты «Максим» в фасовке по 25 шт. от компании ITG. Все сигареты в больших пачках относятся к низкоценовому сегменту.

Как писали «Известия», в 2014 году на табачном рынке наблюдался рост числа пачек формата «20+». Аналитики рынка связывали развитие этого формата с тем, что табачные компании хотят сохранить объемы продаж, исчисляющиеся в штуках, а также использовать возможность увеличения пачки с маркетинговыми целями — дать лояльным клиентам «оптовую» скидку, так как одна сигарета в большой упаковке стоит дешевле, чем в стандартной.

Сегодня количество сигарет в пачке выросло до «25+». Упаковки по 30 сигарет выпускает BAT («Альянс Классик», «Ява Голд», «Ява Классик»), PMI («Оптима Голд»), JTI («Тройка»). Ни техническим регламентом, ни законом «Об охране здоровья граждан от табачного дыма…» не запрещено производить сигареты в больших пачках, объем одной упаковки ничем не ограничен.

Да и компании, похоже, не намерены останавливаться на максимальной фасовке в 30 штук. По данным отчетности Федеральной налоговой службы, у российской компании «Донской табак» с 2014 года зарегистрирована пачка объемом в 80 штук (Kiss Dream LE). В пересчете на стоимость (МРЦ — минимальную розничную цену) одной сигареты, сигарета в этой пачке стоит на 20 копеек дешевле, чем в стандартной того же бренда при фасовке в 20 штук — 1,7 рубля вместо 1,9 рубля. «Известиям» не удалось к моменту публикации материала подтвердить у производителя, что продукт в такой упаковке уже поступил на рынок.

Директор по корпоративным отношениям российского подразделения BAT Александр Лютый признает, что в России популярность сегмента больших пачек растет особенно быстро.

— Пачки большого формата выпускают не только в России, это нормальная
практика и для других рынков. В условиях, когда сигареты стремительно дорожают из-за повышения акцизов, а продажа табака в киосках шаговой доступности запрещена, потребители воспринимают большие пачки как более выгодное и удобное предложение, которое позволяет реже ходить за покупками и немного экономить, — объяснил Лютый.

По его словам, отвечая на запрос потребителей, компания также начала выпускать продукцию в больших упаковках — «Яву», «Яву Золотую» и Alliance — с 30 сигаретами в пачке.

— Пачки, содержащие более 20 сигарет, не являются чем-то новым для потребителей, так, например, папиросы еще в советские времена упаковывались по 25 штук в пачку. Тенденция производства продуктов в больших упаковках — мировой тренд в секторе FMCG. И это не вопрос экономии для потребителя, а в первую очередь предоставление ему возможности выбора формата в соответствии с его потребностями, — говорит менеджер по коммуникациям компании ITG Дарья Боброва. — Первыми, кто вывел на российский рынок упаковку с 25 сигаретами, были отечественные производители. Другие табачные компании вскоре также отреагировали на формирующийся тренд, и теперь в их портфелях есть подобные предложения: пачки, содержащие 25, 26 и 30 сигарет. Наша компания — не исключение: мы выпускаем сигареты как по 20, так и по 25 штук в пачке. Мы следим за развитием ситуации на рынке и не исключаем возможность дополнительных инвестиций в производство новых форматов.

Боборова уверяет, что маржинальность формата больших пачек несколько ниже, чем упаковки с 20 сигаретами.

— Однако в условиях снижающейся покупательной способности россиян производителям важно не допустить перехода потребителя в теневой сегмент, при котором потери поступлений в государственный бюджет неизбежны, — отмечает она.

Депутат Госдумы от партии ЛДПР и противник табачной индустрии Дмитрий Носов убежден, что продажа сигарет в больших пачках не остановится на формате «30+», за ним могут последовать и «50+» и даже упаковки на сотню и более сигарет.

— Прежде всего увеличение объема в упаковке влияет на рост потребления сигарет. Курильщик в среднем выкуривает пачку сигарет в день. Для него уже есть психологическая установка, что пачка — это норма. А теперь его пачка становится на 25-50% больше. Это значит, что и курить он будет на 50% больше, — говорит Носов.

По мнению депутата, большой формат необходимо запретить и ввести стандарт в 20 сигарет. И по возможности уменьшать и такое количество продукции в одной упаковке.

— Это яркий пример цинизма табачных компаний, которые хотят заработать на наших гражданах ценой их здоровья. Табачный бизнес всё время жалуется на падение рынка, однако прибыли его сравнимы с прибылями наркоторговцев. И табачные короли продолжают приумножать свои состояния. Достаточно посмотреть список Forbes, — сказал Носов. Он имеет в виду президента ГК «Мегаполис», куда входит дистрибутор табачной продукции «Меркурий», Игоря Кесаева. Кесаев поднялся в 2014 году с 51-й на 29-ю строчку рейтинга богатейших людей страны с состоянием в $3,7 млрд. Он потерял к 2015 году лишь пять позиций в рейтинге, финансовые потери составили $0,7 млрд (теперь состояние $3 млрд).

Антитабачные активисты и депутаты Госдумы уже неоднократно обращались к теме запрета продажи пачек большого объема. Так, Виктор Звагельский в 2014 году направлял на рассмотрение правительства поправку к антитабачному закону, которая запрещала продавать пачки, если количество сигарет в них превышает 20 штук. Но документ не был принят. В октябре 2015 года зампред думского комитета по охране здоровья Сергей Дорофеев также внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, запрещающий розничную продажу пачек, содержащих более 20 сигарет. По расчетам Дорофеева, цена одной сигареты в большой пачке на пять и более процентов ниже, чем стоимость сигареты аналогичной торговой марки стандартного формата. Таким образом, производители обходят установленный в законе запрет на предоставление скидок потребителям табака.

По данным MFX Broker, объем рынка табачной продукции в России составляет 346 млрд штук сигарет в год, или 800 млрд рублей в денежном выражении. Сигареты низкоценового и среднего сегментов составляют 60% рынка.

Совет Федерации поддержал закон об ограничении количества сигарет в пачке до 20 штук. Изменения вносятся в статью 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Сейчас ряд табачных компаний производят пачки по 25—30 штук. Таким образом, стоимость одной сигареты снижается, что идёт вразрез с политикой России по снижению потребления табака.

Как уточнила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Козлова, розничная торговля пачками, содержащими более чем двадцать штук сигарет, допускается до их полной реализации вплоть до дня вступления в силу федерального закона 1 июля 2016 года.

Сенатор Николай Власенко спросил у Козловой, где она в последний раз видела пачку из 25 сигарет? Козлова ответила, что видела у курильщиков со стажем такие пачки и перечислила названия табачных компаний, которые выпускают пачки по 25 сигарет в каждой. «Закон похож на Дон Кихота, борющегося с ветряными мельницами», — высказал свою точку зрения Власенко.

Так же считает и сенатор Зинаида Драгункина. Она назвала закон нелепым и спросила о цифрах, которые могут сказать, что в России стали меньше курить. Людмила Козлова ответила, что надо посмотреть, как подействует на практике этот закон и что не так-то он и плох. С коллегой согласился сенатор Игорь Чернышёв, который высказался за поддержку закона и даже самого малого шага в борьбе с табакокурением в России. Парламентарий также заявил, что Минздрав должен проводить мониторинг эффективности принимаемых законов, направленных на защиту здоровья граждан. О том, что неоднозначное отношение к закону было и при его обсуждении на заседании профильного Комитета Совфеда по социальной политике, сказала первый зампред Комитета Людмила Косткина. При этом она уверена, что документ нужно поддержать. С ней был солидарен первый вице-спикер Совфеда Николай Фёдоров и отметил, что за последние несколько лет в стране стало легче дышать.

Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…», который предлагает запретить торговлю сигаретами в пачках объемом больше 20 штук. С 1 июля этого года в России запретят производство и импорт в страну нестандартных пачек сигарет. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на решение Госдумы.

Автор законодательной инициативы, зампред думского комитета по охране здоровья Сергей Дорофеев уверен, что продаваемые в больших пачках сигареты более привлекательны для потребителей. Ведь это дает возможность экономить, покупая больший объем — цена в расчете на одну сигарету у больших пачек (25 и более сигарет) ниже на 10–25 %, чем стоимость сигарет аналогичной торговой марки стандартного формата.

Кроме того, в документе сказано, что из-за больших пачек сигарет у курильщика появляется соблазн дымить больше, что подрывает кампанию по борьбе с табакокурением.

Есть у законопроекта и экономическое обоснование. «Производство табачной продукции в больших пачках может привести к сокращению акцизных поступлений в федеральный бюджет. Сумма поступлений снижается на 5–15 %», указано в пояснительной записке.

В случае принятия законопроекта в третьем чтении, эти поправки дополнят уже установленный запрет на торговлю сигаретами в упаковках менее 20 единиц. Таким образом, в легальной продаже могут остаться лишь пачки по 20 сигарет.

Предполагается, что документ вступит в силу 1 июля 2016 года. Однако розничная торговля сигаретами в пачках более чем по 20 единиц, которые были произведены или импортированы в РФ до вступления в силу закона, допускается до их полной реализации. Такое уточнение было внесено ко второму чтению.

Отметим, что помимо ограничений по продаже пачек сигарет, в Госдуме также обсуждают целый ряд инициатив на тему курения. Так, предлагают ограничить продажу и потребление электронных сигарет. В частности, планируется запретить продажу этой продукции несовершеннолетним.

Согласно другому проекту закона, акциз на табачные изделия к 2018 году может вырасти почти в три раза — до 178 рублей за пачку сигарет. Еще одна инициатива ограничивает время продажи табака с 23:00 до 8:00.

Напомним, в прошлом году в рамках борьбы с табакокурением в России увеличили стоимость акциза на табачные изделия на 25 %. Кроме этого Минздрав разработал комплекс мер по помощи россиянам избавиться от пагубной привычки. В том числе заработали специальные медкабинеты и разработана методика по отказу от курения.

Главврач тысячекоечной больницы Владивостока Вячеслав Глушко поддержал инициативы Минздрава. Он отметил, что очень многим курильщикам сейчас требуется помощь в отказе от курения. Сами они с этой привычкой вряд ли справятся.

— Многие, может, и хотели бы бросить курить, поскольку курение сейчас обходится дорого, а антитабачный закон довольно жестко регламентирует права курильщиков, — уточнил «Приморской газете» Вячеслав Глушко. — Но, к сожалению, не могут это сделать из-за сильной зависимости. Поэтому нужно оказывать помощь желающим бросить курить.