Штрафы по 44

Содержание

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
  2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.

до 3 млн

От 3 до 50 млн

От 50 до 100 млн

От 100 до 500 млн

От 500 млн до 1 млрд

От 1 до 2 млрд

От 2 до 5 млрд

От 5 до 10 млрд

От 10 млрд

Штраф, %

0,5

0,4

0,3

0,25

0,2

0,1

ВНИМАНИЕ

Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб.

До 3 млн

От 3 до 50 млн

От 50 до 100 млн

От 100 млн

Штраф, руб

1 000

5 000

10 000

100 000

ВАЖНО

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ

Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

СПРАВКА

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса

Ответственность заказчиков по 44-ФЗ

В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:

Цена контракта, руб.

До 3 млн руб.

От 3 до 50 млн руб.

От 50 до 100 млн руб.

От 100 млн руб.

Штраф, руб

1 000

5 000

10 000

100 000

Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.

Административная ответственность по КоАП

В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

Статья КоАП

Вид нарушения

Сумма штрафа

ч.1 ст.7.29

Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ

30 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.29

Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ

50 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.29.3

Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)

10 000 руб. — на должностное лицо

ч.3 ст.7.29

Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено

30 000 руб. — должностное лицо

ч.1.4 ст.7.30

Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований

15 000 руб. — на должностное лицо;

50 000 руб. — на юрлицо

ч.3 ст.7.30

В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ

50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо

ч.4 ст.7.30

Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • требования к участникам закупки;
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
  • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

ч.4.1 ст.7.30

В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.

ч.4.2 ст.7.30

Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ

3 000 руб. — на должностное лицо

ч.2.1 ст.7.30

Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями

10 000 руб. — на должностное лицо

ч.7 ст.7.30

Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:

ч.13 ст.7.30

Не более чем на 2 рабочих дня

3 000 руб. — на должностное лицо

ч.14 ст.7.30

более чем на два рабочих дня

30 000 руб. — на должностное лицо

Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:

ч.1 ст. 7.31.1

Не более, чем на 3 рабочих дня

5 000 руб. — на должностное лицо;

30 000 руб. — на юрлицо

ч.2 ст. 7.31.1 1

более, чем на 3 рабочих дня

15 000 руб. — на должностное лицо;

90 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

ч.1 ст.7.32

При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.

1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо;

1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо

ч.2 ст.7.32

Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

ч.3 ст.7.32

Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.

50 000 руб. — на должностное лицо

ч.4 ст.7.32

Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.

20 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

ч.5 ст.7.32

Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

ч.6 ст. 7.32

Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта

50 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

ч.7 ст.7.32

Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.

5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП;

От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо;

ч.9 ст.7.32

Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.

20 000 руб. — на должностное лицо

ч.10 ст. 7.32

Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.

20 000-50 000 руб. — на должностное лицо

ч.1 ст.7.32.5

Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса

30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.32.5

Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

дисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

ч.1 ст.7.31

В РНП включена заведомо недостоверная информация

50 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.31

Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.

20 000 руб. — на должностное лицо

Закупки у СМП и СОНКО

ч.11 ст.7.30

Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Невыполнение в срок законного предписания

ч.7 ст.19.5

Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок

50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии;

500 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

ч.1 ст.19.7.2

Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация.

15 000 руб. — на должностное лицо;

100 000 руб. — на юрлицо

Пройти обучение и получить диплом специалиста по управлению государственными и муниципальными закупками

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Новые нормы уголовного законодательства представлены следующими статьями:

1. Статья 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальное наказание:

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

2. Статья 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Максимальная ответственность лица, подкупившего заказчика:

  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового).

Наказание представителей заказчика за подкуп поставщика:

  • штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового).

Кроме того, в сфере закупок уголовная ответственность может грозить не за нарушение положений закона № 44-ФЗ, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и иные подобные правонарушения.

Штрафные санкции за нарушение условий гражданско-правовых договоров

Правовое регулирование

Статьей 330 Гражданского кодекса РФ определено понятие «неустойка (штраф, пени)» — это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки его исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков и не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства — несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Вместе с тем ст. 332 ГК РФ установлено понятие «законная неустойка» — кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Статьей 395 ГК РФ установлена ответственность за неисполнение денежного обязательства: за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора (а если кредитором является юридическое лицо — в месте его нахождения) учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Однако ст. 333 ГК РФ предусматривает возможность уменьшения размера неустойки: если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17).

Бухгалтерский учет

Требования организации к контрагенту за нарушение договорных обязательств в виде штрафов, пени и неустоек, причитающихся к получению, включаются в состав прочих доходов. Согласно п. 10.2 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.
Таким образом, только при наличии документа о признании должником или решения суда производится бухгалтерская запись: Д-т 76 К-т 91.
Рассмотрим «зеркальную» ситуацию: у организации, виновной в нарушении договорных обязательств, штрафы, пени и неустойки признаются прочими расходами. Согласно п. 14.2 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.
Следовательно, в учете организации-виновника при наличии документа о признании должником неустойки или решения суда производится бухгалтерская запись: Д-т 91 К-т 76.

Налоговый учет штрафных санкций в качестве дохода

У организации, выдвинувшей требование к контрагенту за нарушение договорных обязательств, причитающиеся к получению штрафы, пени и неустойки признаются доходом в налоговом учете, причем регламентация данной разновидности внереализационного дохода последовательно присутствует в различных статьях гл. 25 Налогового кодекса РФ, которые необходимо рассматривать в совокупности и неразрывной связи.

Что признается доходом?

Доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате им на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба включаются в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Датой признания таких доходов является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В какой сумме признается доход?

Согласно ст. 317 НК РФ при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, они не включаются в состав внереализацонных доходов для целей налогообложения прибыли. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Налоговые органы, нарушая подчас приведенную выше последовательность, считают: если в договоре предусмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, доход должен признаваться «автоматически» при возникновении факта нарушения контрагентом условий договора (т.е. вне зависимости от признания должником или вступления в законную силу решения суда).
Ранее Высший арбитражный суд РФ в решении от 14.08.2003 N 8551/03 признал указанную позицию незаконной: «Довод… о том, что согласование сторонами в договоре условий о неустойке или о размере возмещаемых убытков (ущербе) само по себе достаточно для признания кредитором причитающихся сумм в качестве внереализационного дохода при отсутствии возражений должника, на законодательстве не основан».
Несмотря на это решение ВАС РФ, налоговые органы путают термины «признание» (п. 3 ст. 250 и подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ) и «отражение» (ст. 317 НК РФ).
В определении ВАС РФ от 27.03.2008 N 2312/08 констатируется, что включение во внереализационные доходы суммы пеней только в связи с наличием этого условия в договоре и при отсутствии возражений должника не соответствует налоговому законодательству. Доход отсутствует, если налогоплательщиком не было реализовано право требования уплаты пеней, а должник не совершал действий, свидетельствующих о признании долга в виде неустойки или убытков и не проявил готовности уплатить их.
Кассационная коллегия отклонила довод налогового органа, что моментом признания должником штрафных санкций является факт подписания им кредитного договора. Таким образом, для признания в качестве дохода штрафных санкций по гражданско-правовым договорам недостаточно лишь факта нарушения контрагентом условий договора; необходим также документально подтвержденный факт признания должником штрафных санкций (либо решение суда, вступившее в законную силу). Текст договора, содержащий условие о размере неустойки и условиях ее возникновения, сам по себе не является фактом признания должником этой неустойки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2007 по делу N А56-273/2007).

В постановлении ФАС Поволжского округа от 07.09.2006 по делу N А65-23361/2005-СА1-19 констатируется: для признания внереализационными доходами сумм санкций, признанных должником, необходим документ, подтверждающий согласие должника с фактом наличия долга и его размером. Начисление доходов в соответствии с условиями заключенных договоров еще не означает определенность в их получении, поскольку штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств могут быть не признаны должником, а их размер уменьшен арбитражным судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Аналогичные выводы имеются в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2007 по делу N А56-56889/2005, от 13.12.2007 по делу N А35-7333/06-С21 и др.
На данный вопрос неоднократно обращал внимание и Минфин России. Главное финансовое ведомство страны разъясняло: штрафные санкции, не признанные должником, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов (см. письма Минфина России от 15.12.2008 N 03-03-06/2/165, от 07.11.2008 N 03-03- 06/2/152).
Таким образом, из анализа п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 и ст. 317 НК РФ следует, что штрафные санкции в качестве дохода зависят не от условий договора, а от факта их признания должником. А вот уже после этого размер дохода будет зависеть от условий договора.
Однако возникает вопрос: распространяется ли используемое в подп. 3 ст. 250 и подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ понятие «решение суда, вступившее в законную силу» также на решения третейского суда и международного коммерческого арбитража?
Президиум ВАС РФ в постановлении от 03.04.2007 N 14715/06 не согласился с тем, что в указанных нормах речь идет о любых случаях, включая третейские международные коммерческие арбитражи. При этом он указал: понятие «решение суда, вступившее в законную силу» гл. 25 НК РФ должно использоваться исключительно в действующей системе правового регулирования применительно к судебным актам, принимаемым государственными судами, и вернул дело на повторное рассмотрение.

Налоговый учет штрафных санкций в качестве расхода

Согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате им на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
В соответствии с подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления указанного расхода является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда — по расходам в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
Таким образом, для признания как дохода, так и расхода необходимы одни и те же документы:
— если должник признает штраф, пеню или неустойку в добровольном (досудебном) порядке, этот факт должен быть документально подтвержден (письмом, актом сверки, платежным поручением);
— если должник не признает свою ответственность за нарушение договорных обязательств, соответствующее решение суда должно вступить в законную силу.
Однако далеко не всякий штраф может уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Вместе с тем данные штрафные санкции должны быть:
— обоснованны;
— соразмерны;
— предназначены другому налогоплательщику.
Расходы в виде штрафных санкций у налогоплательщика должны обязательно корреспондироваться с аналогичным доходом у другого налогоплательщика — на данное обстоятельство обращено внимание в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 N 9564/08.

Налог на добавленную стоимость

Штрафные санкции, полученные продавцом (подрядчиком, исполнителем)

Из анализа норм ст. 162 НК РФ следует, что штрафные санкции прямо в них не упомянуты. Однако, как считают налоговые органы и Минфин России, штрафные санкции, полученные плательщиком НДС, который является по договору продавцом товаров (подрядчиком работ или исполнителем услуг), связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим они должны включаться в налоговую базу по НДС (см. письма Минфина России от 05.06.2008 N 03-07-11/218, от 06.03.2009 N 03-07-11/54, от 11.03.2009 N 03-07-11/56, от 28.04.2009 N 03-07-11/120).
Однако арбитражные суды не согласны с подобной точкой зрения. Положительная для налогоплательщиков арбитражная практика начала формироваться с постановления ФАС Уральского округа от 13.01.2004 по делу N Ф09-4822/03-АК и логически завершилась правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07: суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле ст. 162 НК РФ, поэтому обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

Штрафные санкции, полученные покупателем (заказчиком)

Если покупатель (заказчик) получил штрафные санкции от поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение последним договорных обязательств, полученные денежные средства никоим образом не связаны у покупателя (заказчика) ни с одним из предусмотренных ст. 146 НК РФ объектом налогообложения, поэтому и не подпадают под действие ст. 162 НК РФ. Это признают и налоговые органы. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 07.02.2008 N 19-11/11309 указано: нормы ст. 162 НК РФ не применяются при получении покупателем товаров (работ, услуг) штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора поставщиком товаров (работ, услуг), в частности за несвоевременную поставку товаров (работ, услуг), некачественно выполненные работы (оказанные услуги), несоответствующий ассортимент поставленных товаров. К данной группе санкций, связанной с приобретением товаров (работ, услуг), относятся и штрафы, выплаченные покупателем поставщику за несвоевременную приемку поступивших от него грузов.

Штрафные санкции признаны и уплачены

Если штрафные санкции признаны или присуждены судом, они являются расходом у одной стороны и доходом — у другой. При этом для организаций, определяющих для целей исчисления налогооблагаемой прибыли доходы и расходы по методу начисления, факт уплаты штрафных санкций значения не имеет.
Однако возникает проблема с НДС. Если налоговые органы настаивают на том, что продавец (подрядчик, исполнитель), получивший штрафные санкции, обязан включить их в налоговую базу по НДС, покупатель (заказчик), уплативший эти штрафные санкции, не имеет права на налоговые вычеты по НДС в отношении этих штрафных санкций.
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 по делу N А13-5448/2007 констатируется: «Кассационная коллегия считает правильным вывод суда о неправомерном предъявлении заявителем к вычету 2340 руб. НДС, начисленного на сумму штрафа, поскольку по смыслу статей 146, 154 и 162 НК РФ штраф за просрочку исполнения обязательств по договору не является объектом обложения НДС».
Единственным выходом из данного положения является следующий. Продавец (подрядчик, исполнитель) не включает полученные от покупателя (заказчика) штрафные санкции в налоговую базу по НДС. Тогда и у покупателя (заказчика) не возникает никаких проблем с налоговыми вычетами по НДС.
Если же продавец (подрядчик, исполнитель) все-таки облагает НДС полученные штрафные санкции, он обрекает покупателя (заказчика) на неизбежный налоговый спор об обоснованности налогового вычета по НДС (см., в частности, постановление ФАС Поволжского округа от 18.05.2007 по делу N А57-12198/06-28 и определение ВАС РФ от 11.09.2007 N 10997/07).

Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта. В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

Суд установил, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ. Однако, в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта.

Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Вывод суда: Довод заказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4 Правил исключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно.

Subbotina / .com

Помимо законопроекта об ужесточении уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, о чем портал «ГАРАНТ. РУ» писал ранее, Правительство РФ разработало проекты изменений, направленные на совершенствование норм антимонопольного законодательства и на дополнение КоАП санкциями за их нарушение.

В частности, поправками в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) планируется1:

  • предоставить антимонопольным органам право не уведомлять о проведении внеплановой проверки при нарушении требований об организации торгов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции на предмет наличия сговора между заказчиком или организатором торгов и участниками торгов (сегодня антимонопольный орган должен сообщить о планах такой проверки за 24 часа до ее проведения (ч. 13 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции));
  • разрешить осуществлять выемку (изъятие) документов и предметов по расследованиям, связанным с установлением антиконкурентных соглашений;
  • позволить брать объяснения у должностных лиц компаний, в отношении которых осуществляются мероприятия по антимонопольному контролю;
  • увеличить срок давности по всем делам об антиконкурентных соглашениях с трех до четырех лет, когда дело возбуждено до истечения трех лет с даты заключения или реализации сговора, а если данные соглашения имеют признаки преступления – до шести лет.

Кроме того, предлагается закрепить право антимонопольного органа на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи. В то же время в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) планируется установить возможность передачи правоохранительными органами результатов оперативно-розыскных мероприятий антимонопольным органам в пределах их ведения.
К указанным сведениям могут допустить экспертов, которых планируют отбирать по решению комиссии (не только в рамках заключения госконтрактов согласно ч. 4 ст. 42.1 Закона о защите конкуренции), и предоставить им право на ознакомление с материалами дел, составляющих охраняемую законом тайну, а также с персональными данными, со сведениями об абонентах услуг связи в необходимом для их работы объеме. Кроме того, предусмотреть обязанность экспертов не разглашать указанные сведения под условием ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В качестве превентивной меры предусматривается изменение в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), которое обяжет заказчиков при извещении об осуществлении закупки в единой информационной системе предупреждать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок, антимонопольного и антикоррупционного законодательства.

Также не исключено, что контроль за недобросовестными юрлицами, нарушившими ст. 11 Закона о защите конкуренции, будет организован посредством ведения специального реестра. В такой реестр не будут включать информацию об освобожденном от административной ответственности лице вследствие его добровольного заявления о нарушении антимонопольного законодательства.

По вопросам освобождения от административной ответственности виновных лиц или снижения административного штрафа в Законе о защите конкуренции предлагается урегулировать порядок фиксации заявлений (в том числе в электронном виде), поскольку такие основания могут возникнуть лишь в зависимости от очередности признания в участии в картелях, например, если заявления направлены одновременно двумя или более участниками соглашения в федеральный и в территориальный антимонопольный орган, первым будет считаться заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган.

В случае принятия закона о внесении изменений в Законы о защите конкуренции, о контрактной системе и об ОРД, его вступление в силу запланировано по истечении 10 дней после дня официального опубликования, за исключением положений о реестре участников незаконных соглашений, которые предлагается ввести в действие с 1 января 2021 года.

За препятствие проведению внеплановых проверок незаконных соглашений, для которых не предусмотрено предварительное уведомление проверяемого лица (ч. 14 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции), в том числе в сфере гособоронзаказа, по которому ответственность для военнослужащих за такие правонарушения законопроектом планируется ввести на общих основаниях, в КоАП РФ намерены2 предусмотреть специальные санкции. Существующие в административном законодательстве штрафы в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ) для юрлиц, противодействующих таким проверкам, авторы законопроекта считают недостаточно предпринимаемыми мерами. В этой связи конкретно за воспрепятствование проведению должностным лицом антимонопольного органа проведения проверки заключения незаконного соглашения предлагается установить штрафы:

  • для физлиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юрлиц – от одной тысячной до одной сотой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествовавший году, в котором было выявлено административное правонарушение, но не менее 50 тыс. руб. Расчет штрафа для юрлиц планируется применять предусмотренный примечанием 4 к ст. 14.31 КоАП РФ.

Помимо этого, примечание 5 к ст. 14.32 КоАП РФ может подвергнуться корректировке в части возможности назначения административного штрафа в минимальном размере не только юрлицам, выполнившим во второй и третьей очереди условия для смягчения такого штрафа. Предполагается также дополнить указанную статью примечанием 7, определяющим понятие организатора ограничивающего конкуренцию соглашения. Под таким лицом планируется понимать лицо, организовавшее заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, либо руководившее реализацией такого соглашения. А не может быть таковым лицо, координирующее экономическую деятельность.

1 С текстом законопроекта № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

2 С текстом законопроекта № 848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках. В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки. Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.

Нормативные правовые акты

В этих документах вы сможете найти нужную информацию о неустойках по 44-ФЗ:

  • Статьи 530, 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
  • Статья 34 «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) – с 9 сентября 2017 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.

Что изменилось в расчете пеней и штрафов?

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о новых правилах расчета пеней и штрафов по государственным контрактам:

Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ напомнила про важные изменения:

«В Постановлении № 1042 дифференцирован размер штрафа в зависимости от цены контракта. Теперь есть отдельные штрафы за очень дорогие контракты, а именно — введены дополнительные оговорки для штрафов, когда контракт превышает 500 млн. рублей. Появилась отдельная градация системы штрафов по итогам закупок среди СМП и СОНКО. Также урегулированы нормы, когда торг идет на повышение, — в этой ситуации защитить нужно в первую очередь заказчика. Совокупная сумма штрафов пеней не может превышать стоимость контракта — и это разумно. И наконец урегулированы споры, которые дились много лет, по вопросу, надо ли сторонам каждый раз выставлять претензии друг другу, — да, за каждое нарушение выставляем соответствующие неустойки, и на это в Постановлении 1042 есть прямая оговорка».

Неустойки по 44-ФЗ: когда пени, а когда штрафы?

В контрактной системе две формы неустоек, которые принципально отличаются между собой и перепутать их критично ошибочно:

  1. Пени — начисляют за просрочку исполнения обязательств.
  2. Штрафы — за ненадлежащее исполнение (за исключение просрочки), неисполнение обязательств по контракту.

Например, когда поставщик должен поставить товар сегодня, а поставляет через неделю — это пени. А если он поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте — это повод применить систему штрафов.

Место и форма описания неустоек

Неустойки в виде штрафов и пеней фиксируют в контракте. Все условия о неустойках должны быть прописаны четко и однозначно еще в проекте контракта. Но в большинстве случае размер неустойки привязан к цене контракта, которую заказчик на стадии проекта еще не знает и не понимает, какая цена станет итоговой. Это не отменяет его обязанность предусмотреть в проекте все возможные условия неустоек.

В проект контракта, контракт надо включить:

  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
  • размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.

Советы заказчикам по 44-ФЗ о том, что прописать в проекте контракта:

  1. Установите в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК. Учтите, что включение в проект контракта ссылки на Правила из Постановления № 1042 вместо установления размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (письмо Минфина России от 09.11.2017 № 24-03-07/73931).
  2. Предусмотрите оговорку на случай, если торги пойдут на повышение, — это не массовая практика, но в теории возможно на любом аукционе, чтобы вы не закупали. В случае с аукционом речь может пойти о повышении. Если участники закупки, поступательно снижая цену, дойдут до 0,5 от НМЦК или ниже, то торги пойдут на повышении. Это будет продолжаться, пока ценовые предложения участников не прекратятся или не достигнут 100 млн. рублей. Для таких случаев есть система градации штрафов, которую надо перенести в свой контракт.

Четко понимайте допустимый коридор, ограниченный вашей НМЦК, и пропишите в проекте контракта все возможные развилки, за исключением тех, которые превышают вашу НМЦК.

Поставщик нарушает срок поставки — заказчик обязан выставить требование об уплате неустоек!

Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?

Если обязательства в срок не исполнены, — это основания для квалификации действий поставщика как неисполнение обязательств. Это повод выставить неустойки в виде штрафа. Если поставщик исправится — штраф можно отозвать и выставить пени.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Направить требование об уплате неустоек — не волеизъявление, а обязанность заказчика! Насколько бы незначительным не показалось нарушение, выставить неустойку заказчик обязан. А вот требовать ли уплату неустойки или нет — здесь мнения экспертов разнятся, поскольку Постановление 1042 и статья 34 Закона 44-ФЗ рассказывают, как предъявлять требование об уплате неустоек, но не рассказывают, как жить дальше.

Ситуацию с требованием об уплате неустойки комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара про ответственность и штрафы по 44-ФЗ, Школа электронных торгов:

«В первую очередь заказчик должен руководствоваться принципом разумности. Он в равной мере должен переживать за собственные и бюджетные средства. Выставление неустоек и дальнейшие действия по взысканию денежных средств в бюджет — обязанность заказчика»

Размер штрафов по 44-ФЗ

Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:

Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:

Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.

Размер штрафа, если закупка «на повышение»

НМЦК Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 10% НМЦК
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5% НМЦК
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 1% НМЦК

Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.

Размер штрафов, если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения

Чем выше цена контракта, темы выше штраф:

Цена контракта Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 1 000 рублей
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5 000 рублей
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 10 000 рублей
превышает 100 млн. рублей 100 000 рублей

Размер штрафов для заказчиков

Цена контракта Размер штрафа, руб.
не превышает 3 млн. рублей 1 000
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5 000
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 10 000
превышает 100 млн. рублей 100 000

Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост

Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.

Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).

Советы заказчикам:

  1. Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
  2. Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
  3. Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
  4. «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.

Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ

На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:

Цена контракта (Цк) 1 200 000 руб.
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) 800 000 руб.
Ключевая ставка на дату уплаты пени* 9% (условно)
Срок исполнения обязательства по контракту 270 дней
Количество дней просрочки 50 дней
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней

Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».

Размер штрафа является фиксированной величиной, размер пени нормативно определен и рассчитывается по стандартной формуле.

Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.

Разбор практической ситуации

Вопрос:

Поступил товар с просрочкой сроков поставки на 10 дней, а собрали товар еще через 10 дней. Как правильно начислять пени за 10 дней или 20 дней? Когда производить оплату, и в какой момент возвратить обеспечение контракта?

Ответ эксперта Школы электронных торгов:

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).