Штрафы без путевого листа

Когда оформление путевого листа обязательно, а когда нет?

Когда оформление путевых листов — обязательное условие, а когда в них нет необходимости?

Внимание! По ссылкам ниже вы можете скачать бланк путевого листа легкового автомобиля в форматах ворд и эксель. Также мы подготовили образец заполнения этого документа, соответствующий всем требованиям законодательства:

Бланк путевого листа в формате wordСкачать бесплатно Бланк путевого листа в формате excelСкачать бесплатно Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля 2019Соответствует всем требованиям законодательства. Скачать бесплатно

Заполняйте бланки любых путевых листов в соответствии с приказом Минтранса № 152 в программе БухСофт. Скачайте ее бесплатно. Программа позволит:

  • распечатать готовые путевые листы;
  • добавить неограниченное количество путевых листов;
  • вести справочник грузовых и легковых автомобилей с указанием технических характеристик;
  • справочник водителей, с указанием персональных данных;
  • учет расходов горючего;
  • учет заданий для водителя.

Кроме того она автоматически рассчитает время нахождения водителя в рейсе.

В Правилах дорожного движения 2016-2017 года словосочетание «путевой лист» можно увидеть только в одном пункте 2.1.1, звучит он следующим образом:

«Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов».

Правда, в ПДД нет разъяснений о том, что в себя включают те самые «установленные случаи». Вероятно, что под «установленными случаями» здесь подразумеваются унифицированные формы путевых листов, обязательные к использованию рядом автоперевозчиков, о которых мы поговорим ниже.

Когда путевой лист не нужен?

Стоит сразу выделить тех водителей, которым нет необходимости оформлять путевые листы. Это случаи:

  • когда автомобильное транспортное средство находится в собственности у физического лица, эксплуатируется им в личных целях либо может быть передано другому физлицу посредством оформления доверенности, в общем-то, это все обычные водители;
  • когда автомобиль находится в собственности юридического лица или ИП и для него не важен учет расходов на бензин.

Когда такое возможно? Ситуация вполне распространенная, например, машина находится в собственности индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы». Проще говоря, у данного конкретного предпринимателя налогообложение распространяется только на доходную часть, а расходы в учет не берутся. При таком варианте ведения бухгалтерского и налогового учета заниматься оформлением путевых листов — тратить лишнее время на заполнение бумаг.

Предпринимателю гораздо удобнее в данном случае выдать водителю доверенность на управление транспортным средством, именно ее он будет показывать инспекторам ГИБДД по требованию вместо путевого листа.

По ссылке можно файлом.

Когда путевой лист обязателен?

В ряде случаев заполнение путевого листа является обязательным условием. Рассмотрим эти случаи. А для разъяснений обратимся к статье 6 Федерального закона от 08.09.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которая так и называется «Путевые листы». В пункте 2 обозначенной статьи сказано:

«Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство».

Получается, что без оформления путевого листа запрещено управлять транспортным средством при перевозке пассажиров, багажа и грузов.

Что же относится к данным понятиям?

  • багаж — это личные вещи пассажира, которые принимаются для перевозки в порядке, установленном законом и правовыми актами;
  • груз — это материальный объект, принимаемый для перевозки в установленном законом порядке;
  • пассажиром выступает физическое лицо, которое заключает договор о своей перевозке, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключается договор о фрахте транспортного средства. Так, например, покупая билетик на проезд в автобусе, человек, по сути, становится физлицом, с которым заключили договор о перевозке.

Путевой лист по договору с физлицом

Вопрос достаточно спорный. Документооборот при аренде автомобиля фактически не урегулирован действующим законодательством. Как указано в Приказе Минтранса России N 152, обязанность выписки путевых листов распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

По договору аренды транспорта без экипажа имущество эксплуатирует арендатор, следовательно, на период аренды он является владельцем ТС, сведения о котором указываются в путевом листе. Но здесь ситуация нетипичная, физлицо не является предпринимателем, арендует транспорт у другого физлица, а потому (как гражданин) управляет автомобилями без путевых листов. В данном случае некоторые специалисты рекомендовали бы ООО ограничиваться актом оказания транспортных услуг без выписки путевых листов. Одновременно с этим суды часто не признают необходимости оформления путевых листов в целях подтверждения правомерности включения в состав налоговых расходов в целях произведенных арендатором затрат по аренде автотранспорта хотя и с экипажем (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А56-15033/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.09.2008 N Ф08-4964/2008). Более того, в рассматриваемом случае ООО заключило договор на оказание транспортных услуг, а не арендный договор, что запутывает ситуацию еще больше.

Нужно обратить внимание на такой момент, что если договор оформлен, как договор оказания транспортных услуг, то маршрут движения и объемы работ должны быть известны заранее, и содержаться в выписанной перед выездом товарно-транспортной накладной. Если маршруты и объемы работ заранее неизвестно, то велика вероятность переквалификации договора на аренду (субаренду) с экипажем.

Тем не менее и в этой ситуации не исключено, что налоговики потребуют наличия путевых листов. Например, если у ООО помимо оплаты услуг по транспортировке, возникают иные затраты связанные с эксплуатацией техники, например, компенсация ГСМ физлицу или возмещение страховки, наличие путевых листов было бы крайне желательно. Так, согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В связи этим в нем указывается дата и цель поездки, показания спидометра, остатки горючего при выезде и возврате и другие реквизиты. Таким образом, дополнительно подтверждается производственный характер произведенных расходов.

Одновременно с этим рассмотрим необходимость наличия путевого листа с другой позиции. Согласно пункта 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

То есть в данном случае, водитель перевозит груз или пассажиров в интересах коммерческой организации, а не ездит сам по себе, на дачу, не везет картошку. Коммерческая направленность перевозки налицо. В связи с этим, с этой точки зрения наличие путевого листа все же необходимо. Вопрос в другом, кто же его должен выписывать? В этой запутанной ситуации, я считаю, что это должно делать ООО, по поручению которого осуществляется перевозка.

В подтверждение своей позиции, об обязательности путевого листа, хотелось бы еще раз обратиться Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В нем в ст.6 есть вот такая фраза:

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В данном случае речь идет именно о коммерческих перевозках. Поэтому допускаю, что при отсутствии путевого листа вопросы могут возникнуть не только у ИФНС, но и у ГИБДД, транспортной инспекции. Поэтому я считаю, что путевой нужен и в данной ситуации.

Но, я допускаю, что у других форумчан может быть диаметрально противоположная точка зрения. Возможно, у кого-то есть контраргументы, иной взгляд на этот вопрос, под напором которых я изменю свое мнение. Есть мнения отдельных юристов в сети, которые считают что в такой ситуации он не нужен, но они настроены судиться если что, а в обычной хозпрактике, компании, я думаю, это ни к чему.

Какой штраф за отсутствие путевого листа

Размер штрафных взысканий указывается в КоАП РФ. На сегодня наказание начинается с 500 руб. Автоинспекторы ограничиваются предостережением или штрафуют за неверное оформление документации. Предусмотрены следующие штрафы ГИБДД:

  • Когда за авто отвечает шофер, грозит взыскание в 500 руб. либо предостережение;
  • Если ответственным считается должностное лицо, то штрафные выплаты могут достигать 20 тыс. руб.;
  • Для юридического лица штрафные санкции доходят порой до 100 тыс. руб.

Иногда к нарушителю применяются все эти позиции. Но если судить со стороны экономии, то ПЛ считается более надежным документом, чем чеки с АЗС.

Для ИП

Штрафные взыскания для лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, оформляются вне зависимости от того, кто управлял автотранспортным средством – сотрудник или сам предприниматель. Максимальная сумма может достигать 100 тыс. руб., потому ИП стоит больше внимания уделить тому, чтобы у водителей всегда были корректно заполненные путевки. Штраф за отсутствие путевого листа для ИП достаточно серьезный, потому лучше избегать подобных правонарушений.

Для Юр лиц

При отсутствии путевки юрлицам тоже предусмотрены взыскания. Помимо общих требований, относительно необходимости ПЛ, необходимо оформлять его при передвижении сотрудников на служебном автотранспорте.

Оформление путевки для транспорта считается обязательным условием, вне зависимости от цели его эксплуатации. Когда любой из сотрудников выезжает на служебном авто, обязательно наличие достоверно оформленной путевки.

Для легкового авто

Если физическое лицо юридически является владельцем автотранспорта и пользуется им в своих целях, то на легковой автомобиль не требуется путевка. Необходимости в ПЛ нет и для юрлиц, являющихся собственником ТС. На крайний случай юрлицу можно составить доверенность на нанятого водителя, тогда штраф не будет грозить ни хозяину автотранспорта, ни его шоферу.

На легковушку требуется оформлять путевку только при его эксплуатации для перевозки багажа, различных грузов или людей. Аналогичные требования предъявляются и к легковушкам, использующимся в службах такси. Им тоже необходимы путевая документация, причем, с печатью медосвидетельствования. Если необходимой документации нет в наличии, то назначается штраф за отсутствие путевого листа такси.

Для грузового автомобиля

Оформлять путевку в обязательном порядке требуется для грузового автотранспорта. Если ПЛ отсутствует, то штрафные суммы составят 500, 20 тысяч или 100 тыс. руб. Окончательные суммы зависят от статуса владельца.

Если у Вас остались вопросы или есть жалобы — сообщите нам

Когда «путевка» необходима

Штраф за отсутствие путевки у водителя может быть наложен только в том случае, если формирование такого документа обязательно. Путевка — это первичный и отчетный документ, он нужен работникам организаций для составления отчетности, учета рабочего времени и затрат на транспорт, расчета заработной платы, фиксирования расходов ГСМ и др.

Составление документа необходимо только водителям, осуществляющим перевозку в коммерческих целях (это правило установлено в п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» № 259-ФЗ от 08.11.2007). Случаи коммерческой перевозки, когда необходимо оформлять листки:

  • перевозка людей;
  • транспортировка грузов;
  • перевозка пассажиров в троллейбусе, трамвае.

В первом и втором случаях правила одинаковые как для легковых, так и для грузовых автомобилей.

Унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата № 78 от 28.11.1997. С 2015 года организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать бланк с учетом того факта, что это первичный документ, и в нем должны быть отражены обязательные сведения, указанные в ст. 9 ФЗ «О бухучете». Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 476 от 07.11.2017, обязательно необходимо указывать сведения о собственнике ТС.

Кто и когда проверяет листки

Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за отсутствие путевого листа в ст. 12.3 (ч. 2) в виде штрафа размером 500 рублей. Помимо штрафа, сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением водителю.

«Путевки» могут быть проверены представителями следующих контролирующих органов:

  • трудовой инспекции, если есть подозрения, что при оформлении нарушаются права работника;
  • ФНС РФ — в целях определения правильности учета затрат на бензин и обоснованности уменьшения налога на прибыль и в рамках проведения выездных и камеральных проверок;
  • ГИБДД и Транснадзора — в целях обеспечения безопасности дорожного движения, установления исправности ТС, обоснованности рейса, наличия у водителя права управлять ТС, законности перевозки груза и людей.

Путевые листы необходимы для всех таксистов, не важно, работают ли они в качестве ИП или являются сотрудниками таких агрегаторов, как Яндекс.Такси, Убер или Гетт. В Приказе Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 четко указано, что они заполняются на каждый автомобиль, используемый как юрлицом, так и ИП для перевозок пассажиров, грузов или багажа автомобильным транспортом в городском, междугороднем или пригородном сообщении. Таксисты тоже могут разрабатывать собственные бланки, ориентируясь на вышеназванные законодательные нормы. Рекомендуется составлять листок максимум на один день.

500 рублей — таков штраф за отсутствие путевого листа такси 2019 года, и он равен размеру санкций для всех иных водителей. А вот такая мера наказания, как эвакуация такси за отсутствие путевого листа, не применяется. В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ, эвакуация возможна только при нарушении ч. 1 ст. 12.3, тогда как обсуждаемое правонарушение подходит только под состав ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Порядок назначения штрафа различным категориям нарушителей

Штраф за езду без «путевки» для ИП и самозанятого

Отдельно штрафы за отсутствие путевого листа для ИП не установлены, все санкции указаны в ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. Индивидуальному предпринимателю, исходя из Приказа № 152, этот документ нужен в обязательном порядке, а вот про самозанятых речи в этом нормативном акте нет, из чего можно сделать вывод, что оформлять документ не обязательно. Но практика применения этого положения еще не устоялась.

Сейчас самозанятые не могут получить разрешение на такси без оформления ИП. Глава Яндекс.Такси уже высказал предложение законодателям уравнять в этом отношении ИП и самозанятых и ввести электронные «путевки» в целях простоты оформления.

Необходимо принимать во внимание, что в целях применения КоАП РФ по подобным правонарушениям ИП (ст. 12.31.1 КоАП РФ) приравнивается к юрлицу.

Для юридических лиц

Сотрудники ГИБДД вправе наложить штраф на организацию за отсутствие путевого листа у ее водителя. Если по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ наказание грозит водителю, то юридическое лицо привлекают уже по ст. 12.31.1 (в статье есть несколько частей, предусматривающих наказание за нарушение правил оформления выезда водителя, в том числе несоблюдение квалификационных требований и иных правил безопасности), и сумма штрафа увеличивается: для должностных лиц — до 20 000 рублей, для юридических лиц — 100 000 рублей.

За неверно оформленный листок

Все зависит от того, какие допущены нарушения оформления. Если отсутствуют сведения о прохождении медосмотра, грозит штраф по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, если нет отметки о прохождении техконтроля — по ч. 3. ст. 12.31.1 КоАП РФ (размеры наказаний: для физлица — 3000 рублей, для юрлица — 35 000).

За отсутствие штампа медосмотра

В конкретной норме КоАП РФ введен штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе, это ч. 2 ст. 12.31.1. Физлицам грозит штраф в размере 3000 рублей, должностным лицам — 5000 рублей, организациям и предприятиям — 35 000 рублей.

За отсутствие «путевки» у водителя грузового авто

Аналогичный порядок применяется, когда назначается штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля. При осуществлении коммерческой перевозки путевой лист обязателен вне зависимости от того, является автомобиль грузовым или легковым: оба эти вида ТС указаны в Уставе автотранспорта, исключений не сделано и в Приказе Минтранса № 152.

За отсутствие «путевки» на легковое авто

Останавливаться на том, чем грозит отсутствие путевого листа у водителя легкового автомобиля, нет оснований. Это самые распространенные случаи на практике, к которым применяется общий порядок привлечения к административной ответственности. Но нужно уточнить, что путевой лист не требуется, если автомобиль используется не в коммерческих целях, даже если он является служебным.

Нужен журнал

В целях контроля за движением путевых листов на предприятии нужно делать записи в соответствующем журнале. В нем, в частности, отражается факт выдачи путевых листов раздела водителям (п. 17 раздела III приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

Обычно организации и предприниматели используют унифицированный бланк – форму № 8, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Однако если у компании есть такая потребность, то можно разработать собственный бланк. Это законом не запрещено.

К сведению

Оформлять путевые листы должны организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели. Эти субъекты должны использовать транспорт для перевозки людей и грузов (багажа) в предпринимательской деятельности и для собственных нужд.

Бывает, что в журнал учета закрадываются ошибки. Допущенную ошибку нужно исправить по общим правилам (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • зачеркнуть одной чертой неправильную запись так, чтобы она оставалась читаемой;
  • сделать отметку «Исправлено» и указать правильную запись;
  • указать дату внесения исправлений;
  • поставить подпись и Ф.И.О сотрудника, ответственного за ведение журнала учета путевых листов

Сколько хранить

Теперь расскажем про хранение путевых листов. Срок, в течение которого компания должна обеспечить их сохранность – 5 лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

Срок хранения для путевого листа составляет 5 лет, при условии проведения проверки или ревизии контролирующим органом в течение этого периода. Исходя из этого, можно сделать вывод, что если в течение 5 лет проверка не проводилась, то списывать путевые листы организация не вправе. Также нужно понимать, что если путевой лист является единственным документом, подтверждающим вредность, опасность, тяжесть труда, то срок его хранения возрастает до 75 лет.

При этом специального порядка хранения этих документов законодательство не устанавливает.

Путевые листы нужно прошить. Сделать это можно при помощи степлера, ниток или специального оборудования. Главное, чтобы после сшива была возможность без затруднений ознакомиться с документами и в случае необходимости сделать копии. Компания может взять за основу инструкции из приказа Росархива от 23.12.2009 № 76 и ГОСТ Р 7.0.8-2013 и устроить хранение путевых листов по рекомендованным правилам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.