Штраф за пожарную безопасность

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Административную ответственность несут организации, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане (часть 1 статья 20.4 КоАП РФ).

Статья 20.4 КоАП РФ — основная норма, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах и на транспорте.

Предупреждение

Обойтись предупреждением за нарушение требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ возможно, если:

  • нарушение выявлено впервые;
  • имущественный ущерб никому не причинен;
  • нет вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и угрозы его причинения;
  • нет угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

В отношении субъекта малого или среднего предпринимательства и его работников штраф также будет заменен на предупреждение при привлечении к ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ (часть 2 статьи 3.4, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

Штраф

Штраф — основной вид наказания нарушителя правил пожарной безопасности, назначается в зависимости от обстоятельств нарушения (размеры штрафов указаны в рублях).

1. Нарушение требований пожарной безопасности, кроме нарушений ПБ в лесах и на транспорте (КоАП РФ, статья 20.4, часть 1):

  • Гражданин — 2 000 — 3 000
  • Должностное лицо — 6 000 — 15 000
  • ИП — 20 000 — 30 000
  • Юрлицо — 150 000 — 200 000

2. Нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (КоАП РФ, статья 20.4, часть 2):

  • Гражданин — 2 000 — 4 000
  • Должностное лицо — 15 000 — 30 000
  • ИП — 30 000 — 40 000
  • Юрлицо — 200 000 — 400 000

3. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (КоАП РФ, статья 20.4, часть 6):

  • Гражданин — 4 000 — 5 000
  • Должностное лицо (в том числе ИП) — 40 000 — 50 000
  • Юрлицо — 350 000 — 400 000

4. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (КоАП РФ, статья 20.4, часть 6.1):

Новая редакция Ст. 20.4 КоАП РФ

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

4. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

5. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к Статье 20.4 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

Положения комментируемой части 1 не распространяются на случаи, предусмотренные статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

3. Объективная сторона части 2 состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1, но в условиях особого противопожарного режима.

Противопожарным режимом следует считать правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров.

4. Объективная сторона части 3 заключается в нарушении стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает наличие последствий в виде пожара и причинно-следственных связей между нарушением норм пожарной безопасности и возникновением пожара.

5. Объективная сторона части 4 выражается в выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

6. Объективная сторона части 5 состоит в продаже продукции или оказании услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.

Представляется, что не совсем логично закреплять в данной статье правонарушения, предусмотренные частями 4 и 5 комментируемой статьи. Данные правонарушения логичное было бы квалифицировать по статье 19.19 — нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. Нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

7. Объективная сторона части 6 проявляется в несанкционированном перекрытии проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники.

8. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные 1, 2 и 3 частями, могут быть как умышленными, так и неосторожными, правонарушения, предусмотренные 4, 5 и 6 частями, являются умышленными.

10. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица органов государственного пожарного надзора.

11. Рассматривают дела об административных правонарушениях должностные лица органов государственного пожарного надзора

Другой комментарий к Ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 и 2 данной статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность, пожарная безопасность.

пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д. (в соответствии с диспозицией статьи сюда не могут быть отнесены правонарушения, предусмотренные ст.8.32 и ст.20.4 КоАП РФ — нарушение правил пожарной безопасности в лесах и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте соответственно).

3. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

4. Правонарушение, предусмотренное ч.1 комментируемой статьи, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 этой же статьи, может выражаться в том же действии (бездействии), что и в ч.1 (см. п.2 комментария к данной статье), но в условиях особого противопожарного режима.

В ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» приведено понятие противопожарного режима, под которым понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

В случае возникновения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с Государственной противопожарной службой (ст.30 Закона).

6. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, являются граждане, должностные и юридические лица (см. п.3 комментария к данной статье).

7. Правонарушения, предусмотренные ч.2 комментируемой статьи, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Объектом правонарушения, предусмотренного ч.3 этой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность, пожарная безопасность.

9. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 комментируемой статьи, может выражаться в противоправном действии (бездействии). В данном случае следствием такого действия (бездействия) является возникновение пожара, однако не причинившее тяжкого (средней тяжести) вреда здоровью людей и иных тяжких последствий. Если же вред и последствия такой степени тяжести наступили, квалификация деяния будет осуществляться в соответствии с нормами действующего УК.

10. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.3 рассматриваемой статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица (см. п.3 комментария к данной статье).

11. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

12. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 данной статьи, являются общественный порядок, общественная безопасность и пожарная безопасность.

Федеральным законом «О пожарной безопасности», Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» установлены правила и порядок сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ органами сертификации.

Сертификат соответствия — документ, выдаваемый по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификат пожарной безопасности — документ, выданный в соответствии с правилами Системы сертификации в области пожарной безопасности.

13. Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.4 данной статьи, понимается противоправное действие по выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

14. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.4 комментируемой статьи, могут быть должностные лица и юридические лица, ответственные за выдачу сертификата соответствия.

15. Правонарушение, предусмотренное ч.4 данной статьи, совершается умышленно.

16. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 этой же статьи, являются общественный порядок, общественная безопасность, пожарная безопасность.

Согласно ст.14 Закона «О сертификации продукции и услуг» запрещается реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата, выданного или признанного в установленном порядке.

17. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.5 комментируемой статьи, является противоправное действие — продажа продукции или оказание услуг без сертификата соответствия, в том случае, если указанные продукция или услуги подлежат обязательной сертификации в области пожарной безопасности.

18. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.5 данной статьи, являются должностные и юридические лица, осуществляющие такую продажу или оказание услуг.

19. Правонарушение, предусмотренное ч.5 рассматриваемой статьи, совершается умышленно.

20. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность.

21. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.6 комментируемой статьи, может выражаться как в противоправном действии, так и в бездействии. Под действием следует понимать, например, парковку автомашин, мешающую проезду пожарных машин. Бездействие может выражаться в неустранении должностным лицом помех на дороге для проезда пожарных машин, иной техники, если это входит в его обязанности.

22. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.6 данной статьи, являются граждане, должностные и юридические лица.

23. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа – усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2020 году.

Правонарушения

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)

1 500 р. – 2 000 р.

3 000 р. – 4 000 р.

70 000 р. – 80 000 р.

2. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 р. – 3 000 р.

5 000 р. – 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

90 000 р. – 100 000 р.

3. Повторное совершение административного правонарушения, указанного в п.1 и п.2

4 000 р. – 5 000 р.

15 000 р.– 20 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

ИП 40 000 р. — 50 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ЮЛ 150 000 р. – 200 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

4. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и п.6-8

2 000 р. – 3 000 р.

6 000 р. – 15 000 р.

ИП 20 000 р. – 30 000 р.

ЮЛ 150 000 р. – 200 000 р.

5. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 р. – 4 000 р.

15 000 р. – 30 000 р.

ИП 30 000 р. — 40 000 р.

ЮЛ 200 000 р. — 400 000 р.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 р. – 5 000 р.

40 000 р. – 50 000 р.

350 000 р. – 400 000 р.

7. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека не предусмотрено не предусмотрено 600 000 р. — 1 000 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

8. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

не предусмотрено

15 000 р. – 20 000 р.

90 000 р. – 100 000 р.

Позволю себе некоторое повторение. Примерно три с половиной года назад СМИ и ТВ опубликовало высказывание В.Путина «Страна не развивается потому, что не развивается средний и мелкий бизнес, а средний и мелкий бизнес не развивается, потому что пожарники не дают».
Толи страна стала суппер развитой, потому что пожарников «раздавили», толи подсчитали ущербы от происшедших пожаров, толи новое вымя нашли для подкачки бюджета станы. Однако факт таков, что грядёт время и настало уже, когда правительство страны, взвесив все за и против, отделив мух от котлет, голосует за профилактические мероприятия направленные против пожаров и, не поднимая материальный уровень сотрудников государственного пожарного надзора, резко поднимает штрафные санкции за нарушения требований пожарной безопасности.
Для руководителей предприятий и организаций всё более актуален вопрос – что дешевле, заплатить штрафы пожарникам или выполнить и соблюсти требования пожарной безопасности. Теперь всё весьма жёстко. Читайте сами опубликованный в СМИ 6 июня 2011 года и ФЗ РФ № 120.
Федеральный закон Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности»

Принят Государственной Думой 10 мая 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2011 года

1) часть 1 статьи 4.5 после слов «на розничных рынках,» дополнить словами «о пожарной безопасности,»;

2) абзац второй статьи 11.16 изложить в следующей редакции: «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей».

3) статью 19.5 дополнить частями 12 — 14 следующего содержания: «12. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц — от 70000 до 80000 рублей.

13. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 5000 до 6000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 90000 до 100000 рублей.

14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 15000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 150000 до 200000 рублей».

4) абзац второй статьи 19.6 изложить в следующей редакции: «влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей».

5) в абзаце первом части 2 статьи 19.19 слова «статьями 20.4,» заменить словом «статьей»;

6) статью 20.4 изложить в следующей редакции: «Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 — 8 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц — от 6000 до 15000 рублей; на юридических лиц — от 150000 до 200000 тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 тысяч до 4000 рублей; на должностных лиц — от 15000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 400000 до 500000 рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 6000 до 15000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 150000 до 200000 рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей; на должностных лиц — от 15000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 150000 до 200000 рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 20000 до 30000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 200000 до 400000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 350000 до 400000 рублей.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 90000 до 100000 рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 7000 до 10000 рублей; на юридических лиц — от 120000 до 150000 рублей».

7) в статье 23.1:

а) в части 1 слова «частью 1 статьи 19.5» заменить словами «частями 1, 12 — 14 статьи 19.5»;

б) в части 2 слова «частью 1 статьи 20.4» заменить словами «частью 5 статьи 20.4»;

Пожароохранная сигнализация не спасет загоревшееся здание, если к нему не смогут подъехать пожарные машины. Доступ к зданию перекрывают, как правило, сами собственники или арендаторы, пытаясь защитить себя от воров и других нежданных гостей. Мало кто знает, что несанкционированное перекрытие проезда пожарных машин к зданиям и сооружениям наказуемо. За перекрытие проезда к зданию или сооружению, к которому не смогли приблизиться пожарные расчеты, на должностных лиц налагается административный штраф от 500 до 1000 руб., на юридические лица — от 5000 до 10 000 руб. Такая ответственность предусмотрена ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ. Кого могут наказать Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы. Если речь идет о многоквартирном доме, в котором избрана управляющая компания, ответственная за эксплуатацию общего имущества, ответственность за обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности возлагается на нее. Это следует из ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно части 2 этой статьи ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. К последним, в частности, относятся руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования к пожарной безопасности установлены и в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее — Правила). Они обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (п. 1 Правил). В пункте 23 Правил закреплено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны всегда быть свободными для движения пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам. За что накажут Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, может выражаться как в противоправном действии (в парковке автомобилей, мешающей проезду пожарных машин, или установке бетонных плит для воспрепятствования проезда «чужих» машин из соседних дворов или сквозного проезда), так и в бездействии (неустранении должностным лицом помех на дороге для проезда пожарных машин, иной техники, если это входит в его обязанности). К ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ привлекают не только в ситуации, когда не удалось проехать к месту конкретного пожара, но и при обнаружении уполномоченным лицом препятствия для проезда. Так называемую профилактику нарушений путем проверки соблюдения правил пожарной безопасности проводят государственные инспекторы по пожарному надзору. Перекрытие проездов обычно встречается на территориях новостроек. Проезды перекрываются железобетонными блоками, металлическими заборами, столбами. Отвечают за это самоуправство собственник, арендатор, управляющая компания, даже если возведенные баррикады установлены без их ведома. Организации по обслуживанию жилого или нежилого фонда обязаны обеспечивать свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также к источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам), расположенным на обслуживаемой территории. Об этом говорится в п. 3.6.4 Правил. Если такая обязанность надлежащим образом не исполнена, есть состав административного правонарушения. Причем нарушителю не помогут доводы об отсутствии вины в его совершении. Дело в том, что рассматриваемое нарушение может быть совершено как виновно, так и по неосторожности (не знали, не осознавали, но должны были предполагать, что деяние противоправно). Об этом необходимо помнить, принимая решение об охране собственной или арендуемой территории. В подобных ситуациях суды полностью соглашаются с пожарным надзором, привлекая виновных к ответственности за неисполнение обязанности по обеспечению свободного проезда и подъезда для пожарной техники (Определение ВАС РФ от 24.12.2008 № 16899/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.06.2009 по делу № А43-26616/2008-43-364, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу № А43-26616/2008-43-364). Когда территория с объектом недвижимости передана в аренду, в пользование, может возникнуть вопрос, кто ответствен за расчистку путей подъезда. Ответ следует искать в договоре. Если договором ответственность переложена на плечи арендатора (пользователя), отвечать придется ему. Напротив, если стороны в договоре не упомянули об этом, груз ответственности ложится на собственника. В любом случае органы пожарного надзора, выявив нарушение, будут искать собственника или владельца территории. И если обязанность по обеспечению пожарной безопасности передана другим лицам, претензии предъявят им. На практике юристы предусмотрительно включают в договор условие, в соответствии с которым при предъявлении претензий к собственнику со стороны контролирующих или надзорных органов последний, например, оплатив штраф, имеет право требовать от ответственного нарушителя возмещение понесенных расходов. Такое условие не раз спасало собственника, не причастного к нарушению. Подобную ответственность рекомендуется возлагать на пользователя по отношению ко всем правилам безопасности и охраны, включая санитарно-эпидемиологические, природные и экологические. Это важно! Пример условия договора о возложении ответственности на пользователя: «Пользователь обязан содержать помещение и территорию в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии в течение всего срока действия договора. Соблюдать и обеспечивать в помещении и на территории требования санитарно-эпидемиологического надзора, Госпожарнадзора и иных отраслевых правил и норм, установленных для предприятий данного вида деятельности. Нести ответственность за пожарную безопасность в помещении и на территории. Соблюдать в процессе своей деятельности законодательство об охране природной и экологической безопасности. Нести полную материальную ответственность за несоблюдение требований нормативных правовых и иных актов, регламентирующих порядок охраны и природопользования». СП 4.
«Настоящий свод правил применяется при ПРОЕКТИРОВАНИИ и СТРОИТЕЛЬСТВЕ вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара». КоАП РФ ст.20.4 часть 8
«Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей». Требования к заужению проездов должны быть прописаны в ППР-2012.

уважаемые коллеги :
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

поэтому любой в любом суде, мне скажут, что СП добровольного исполнения, и «нарушитель” может пренебречь ними.

да есть п. 75 ППР, но не относится к гражданам .
.
Это говорит о том, что Россия страна больших свобод для граждан.
.
зауживание проезда – это строительные работы. На чужой территории.
Должна быть у гражданина на это лицензия и проект.
У каждой территории есть владелец (государство, по крайней мере).
Это по крайней мере посягательство на чужую собственность.
Дорога у кого то во владении.
Вот с владельца и спрашивать, за зауживание его дорог.
Пусть владелей платит штраф, и ищет злоумышленника.
Ну как то так..
. Прям уж так и строительные работы. Дебил на фуре перегородил дорогу, вот и всё. Jack Ketch ®

да есть п. 75 ППР, но не относится к гражданам . п. 75. Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
И где же в этом пункте запрет на заужение.

«сузить(перекрыть) проезд (улицу) каким-нибудь гражданином. »
.
уж тогда не ГРАЖДАНИНОМ,- а. Ф У Р О Й
))) В Адеквате ®

п. 75 ППР, я имел хоть как-то можно к организациям предъявить. а простой гражданин, например, поставил столю посередине улицы и какой спрос с него ? После раздумий родилось такое мнение: сужение(перекрытие) проездов (улиц и тд) является захватом территории, т.е. самоуправство.
Ответственность предусмотрена ст. 19.1 КоАП РФ, составляют сотрудники ОВД. Соответственно, необходимо такую жалобу направить по подведомственности в местное ОВД. Какие еще будут мнения ?

Коллеги,разве никто не сталкивался с таким вопросом? Хочу разобраться с данным вопросом, поставить все на свои места! Поактивней пожалуйста! Думаю что надо смотреть дорожные ГОСТы и ФЗ. Нарушения требований к дорогам и проездам находится в компетенции дорожно-транспртного надзора
Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 30. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам
1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
4. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

СП 4.
«Настоящий свод правил применяется при ПРОЕКТИРОВАНИИ и СТРОИТЕЛЬСТВЕ вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара». –Конец цитаты——
Модное слово – «Да уж» – косяк. «8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.» Редакция 2010 года – «6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники,» Разница в том, что раньше только перекрытие, а теперь обеспечение. Наверное можно СНиП II-89-80, и СНиП 2.07.01 В Екатеринбурге сотрудники МЧС совместно с ГИББД начали проводить рейды по проверке подъездов и проездов к высотным жилым домам для пожарно-спасательной техники. Проверки почти наверняка коснутся и Академический, где ситуация с парковками является самой главной проблемой района по мнению жителей согласно опросу, проведенному нами в прошлом году.

В прошлом месяце в районе произошли два крупных пожара. Так полностью выгорела квартира в доме второго квартала на высоте 14-го этажа, а также пожар произошел в доме на Краснолесья, 139 произошёл пожар. В обоих случаях жителям вместе с пожарными пришлось отодвигать автомобили «руками» для проезда спецтехники. На фото ниже довольна частая ситуация в некоторых дворах района:

Просто феерично. О чем думают все эти люди? Как к дому может подъехать пожарная или скорая?? Как сообщил пресс-службе ГУ МЧС по Свердловской области водитель пожарного автомобиля Сергей Миронов, на пусти следования пожарной автоцистерны ей каждый раз приходится сталкиваться с трудностями при движении во дворах жилых домов: преграждают путь чаще всего припаркованные авто, а также шлагбаум или бетонные блоки. Если пожарная автоцистерна не может подъехать к месту пожара даже метров двести, пожарным приходится прокладывать магистральную линию и тянуть пожарные рукава для тушения пожара. Установка пожарной автолестницы, которая является основным средством спасения для людей также зависит от подъезда к зданию. Если сотрудники МЧС не могут добраться, им приходится оттаскивать загромождающий путь транспорт. На это все теряются драгоценные минуты, которые так необходимы для тушения огня и спасения людей. начальник дежурного караула 1-ой пожарной части

Проверки МЧС совместно с ГИБДД начались в пять часов вечера с микрорайона «Университетский» после сообщения граждан о загромождении внутридворовой территории жилых домов автомобилями. Во двор 25-ти этажных домов улице Комсомольской пожарная машина заехать смогла, но там сразу столкнулась с препятствием – одна из легковушек сильно сузила проезжую часть, и автоцистерна мимо нее проехать уже не смогла.

Инспектор по пропаганде – командир роты полка ДПС ГИБДД УМВД России по Свердловской области старший лейтенант полиции Олег Сергеев напомнил присутствующим при проведении рейда жильцам домов о правилах дорожного движения, которые запрещают заграждать проезд во двор, оставлять машины во дворах там, где они препятствуют движению другого транспорта и пешеходов, а так же парковка автомобилей на газонах и тротуарах, кроме мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками.

Чем черевато подобное нарушение для автовладельцев пояснил пресс-службе ГУ МЧС по Свердловской области Павел Лиснов, инспектор отдела госпожнадзора:

У гражданских лиц нет полномочий на такое ограничения движения. В противном случае, в соответствии со ст. 20.4 ч.8 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям» несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет за собой установленную законом ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. – Павел Лиснов
Инспектор отдела госпожнадзора г. Екатеринбурга По результатам первого рейда было решено не привлекать к административной ответственности водителей личного транспорта, а ограничиться беседой и предупреждением. Сотрудники МЧС и ГИБДД продолжат проверки дворов на предмет загромождения проездов.