Штатный негласный сотрудник

Фото:

Завершено расследование дела в отношении бывшего главного бухгалтера УМВД по Краснодару Натальи Овчинниковой, ее заместителя Светланы Коровниковой, начальника финансового отделения Ольги Протуренко и кассира Натальи Волошиной. По версии следствия, они похитили у полиции порядка 250 млн рублей. Ранее участники группы были осуждены за кражу у государства еще порядка 30 млн.

Обвиняемые, по данным ГСУ СК РФ по Краснодару, совершили хищение в период с декабря 2009 года по декабрь 2012 года, подделав платежные ведомости на выплату денежного довольствия и материальной помощи сотрудникам ОВД. Речь идет о четырех эпизодах, в результате которых бухгалтеры присвоили порядка 250 млн рублей. Сейчас всем четверым предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 160 УК РФ.

Следствие не приводит другие подробности этого дела. Однако хорошо известно о других аналогичных преступлениях, совершенных данной группой. Как установил Ленинский райсуд Краснодара, с января по апрель 2013 года главный бухгалтер и трое ее подчиненных также составляли подложные документы (платежные ведомости, расходные кассовые ордера и т. д.) и по ним начисляли заработную плату и выплачивали матпомощь полицейским. Недостоверные данные вносились в программу «1С». Подписи получателей денег преступницы также подделывали. Ежемесячно бухгалтеры присваивали себе таким образом около 7 млн руб., а общая сумма ущерба по этим эпизодам составила около 29 млн.

Процесс в Ленинском суде завершился в 2017 году. Суд приговорил бухгалтеров к лишению свободы на срок от 2,5 до 5,5 года. Кроме того, осужденные должны были выплатить штрафы от 400 000 до 700 000 руб.

В свою очередь, ГСУ продолжило разбираться с деятельностью финансистов, в результате чего и появилось новое, более масштабное дело.

Содержащиеся в архивах ФСБ России сведения, касающиеся штатных негласных сотрудников органов безопасности и лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, не могут быть рассекречены, а оперативные дела на подозревавшихся в антисоветской агитации и пропаганде уничтожены, заявил начальник УРАФ ФСБ России В.Христофоров. «У нас хранится информация об использовавшихся при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах деятельности, о лицах, внедрявшихся в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов безопасности, о лицах, оказывавших содействие органам безопасности на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий», — сообщил В.Христофоров. Он подчеркнул, что все эти сведения составляют гостайну, и, как и в любой другой «эффективно действующей спецслужбе мира», такие материалы не подлежат рассекречиванию никогда.

«Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов безопасности, а также о лицах, оказывавших содействие органам безопасности на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме», — уточнил В.Христофоров. Он сообщил также, что «в ЦА ФСБ уничтожены архивные оперативные дела на тех, кто подозревался в инакомыслии». Речь идет о так называемой антисоветской агитации и пропаганде, клевете на советский государственный и общественный строй.

ФСБ России оказывает помощь органам юстиции США в расследовании преступлений против человечества. «Начиная с 1994 года американской стороне передано 60 тыс. листов копий архивных документов ЦА ФСБ России о преступлениях нацистов, совершенных в годы Второй мировой войны», — сообщил В.Христофоров. Он подчеркнул, что результатом совместной работы американских и российских правоохранительных и судебных органов стало решение суда о лишении гражданства США нацистского пособника, участвовавшего в уничтожении Варшавского гетто. В.Христофоров сказал, что в порядке оказания помощи органам юстиции США, осуществляющим расследование преступлений против человечества, через Генпрокуратуру России направлены копии трофейных документов учебного лагеря СС «Травники» для использования в судебном процессе против подозреваемых в совершении указанных преступлений бывших советских, а ныне граждан США Стадника и Дмитренко.

В.Христофоров сообщил также, что некоторые документы ЦА ФСБ России были опубликованы издательством «Европа» в 2006 г. в сборниках о преступлениях прибалтийских коллаборационистов в годы Второй мировой войны: «Латвия под игом нацизма», «Трагедия Литвы» и «Эстония. Кровавый след нацизма».

Также в архивах ФСБ России хранится много документов о работе в тылу противника в годы Великой Отечественной войны оперативных групп и разведывательно-диверсионных отрядов советских спецслужб. На вечном хранении в архивах ФСБ также находятся материалы следственных и фильтрационно-проверочных дел.

Помимо того Христофоров отметил, что так называемых «любовных писем» юного Ф.Дзержинского М.Николаевой в архивах ФСБ России нет. Письма Дзержинского хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории, сказал В.Христофоров.

Действующее законодательство Российской федерации содержит положения, позволяющие сотрудникам оперативных подразделений сообщать другим лицам неправдивые сведения о себе, о месте своей работы, о конечной цели своих действий, об объектах недвижимости, которые находятся в их распоряжении. Так, ч. 4 ст. 15 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает право оперативных подразделений «Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе» . Положения, позволяющие использовать дезинформацию для выявления и раскрытия преступлений, содержит также законодательство других стран. Так, в соответствии со ст. 13 Закона Украины «Про организационно-правовые основы борьбы с организованной преступностью», специальные подразделения Службы безопасности Украины имеют право использовать штатных и нештатных негласных сотрудников, которые вводятся под легендой прикрытия в организованные преступные группировки. Для выполнения поручения негласный сотрудник вправе под легендой прикрытия вступать в трудовые, гражданско-правовые и другие отношения .

Анализ практической деятельности оперативных подразделений Российской федерации и других стран постсоветского пространства свидетельствует, что обман граждан и даже определенных социальных групп является неотъемлемой частью некоторых оперативно-розыскных мероприятий. Во время проведения указанных мероприятий складывается ситуация, когда с помощью дезинформации оперативный работник побуждает других лиц предоставлять ему важную оперативную информацию и помощь в борьбе с преступностью.

Все это происходит в процессе общения между оперативным работником и лицами, которых он вводит в заблуждение с помощью легенды. Общение оперативного работника с гражданами при проведении оперативно-розыскных мероприятий с применением легенды является специфическим видом общения, которому присущи особые черты, выделяющие его среди других видов общения. Такое общение мы считаем целесообразным называть «легендированным общением».

Выделение категории легендированного общения и осуществления такого общения в оперативно-розыскной деятельности связано с рядом проблем теоретического, психологического, нравственного и правового характера. С методологической точки зрения, решение этих проблем в первую очередь требует раскрытия содержания и формулировки понятия указанной категории, что и составляет цель данной статьи.

Для достижения этой цели, на наш взгляд, нужно рассмотреть понятия «общение» и «легенда».

В англоязычной психологической литературе распространено понятие «коммуникация». Семантически «общение» и «коммуникация» почти совпадают, потому означают «общность», «соединение», «сообщения». Большинство отечественных исследователей разграничивают понятия «общение» и «коммуникация», подчеркивая, что, в отличие от коммуникации, в общении выражена вся сложность реального мира человеческих отношений с его ценностями и субъективными смыслами. Кроме того, если в понятии «общение» упор сделан на взаимный обмен информацией (диалогичность, взаимопонимание), то в понятии «коммуникация» акцентируется на передаче информации.

В наиболее общем значении общение ? это универсальная реальность человеческого бытия, которая порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека .

Приведенное понятие общения имеет общий характер и не может быть использовано нами для определения тех явлений и процессов, которые имеют место во время общения оперативного работника с гражданами при проведении оперативно-розыскных мероприятий. То есть, нужна более конкретная формулировка.

Наиболее удачным определением общения, которое может быть применено при решении поставленной задачи, является определение, приведенное в учебном пособии под редакцией А. М. Столяренко. Общение это информационные взаимосвязи (контакты) между людьми, соединенные с их социальным восприятием и связанные с взаимоотношениями и взаимодействием .

Это определение раскрывает внутреннюю структуру общения, которую приводят в своих трудах почти все российские и украинские специалисты в области социальной психологии. Они выделяют такие стороны общения, как коммуникативное (передача информации), интерактивное (взаимодействие), перцептивное (взаимовосприятие). «Коммуникативность предполагает обобщение всех информативных процессов, происходящих между людьми. Взаимодействие это обмен действиями, поступками. Перцептивность процесса общения включает восприятие партнерами друг друга, интерпретацию полученных результатов их оценки и т. п.» .

Наличие всех этих элементов вполне соответствует структуре общения оперативного работника с гражданами при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий. Все эти компоненты тесно связаны между собой, образуя единое целое.

Таким образом, за основу для определения понятия легендированного общения следует взять общение как совокупность трех его составляющих компонентов, а именно коммуникативное, интерактивное и перцептивное общение в контактах между отдельными индивидами.

Следующим основным элементом, необходимым для раскрытия сущности легендированнного общения, является определение понятия легенды, которая используется оперативным работником во время общения с гражданами.

В большинстве современных толковых словарей русского языка в качестве одного из значений слова легенда определены «вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание» . Естественно, что такое определение не отражает в полном объеме содержания понятия «Легенда» в контексте нашего исследования.

Глубокий научный анализ понятия легенды в оперативно-розыскной деятельности был проведен Г. М. Бирюковым . В результате этого анализа он приходит к выводу, что легенда ? это совокупность вымышленных, но правдоподобных сведений, подготовленных субъектами оперативно-розыскной деятельности с учетом сложившейся оперативно-тактической ситуации, которая позволяет ввести в заблуждение объекта, представляющего оперативный интерес, побудить его действовать так, как это нужно оперативному работнику, а также дает возможность зашифровать оперативно-розыскные и оперативно-технические средства и меры, негласный аппарат, задействованный при их проведении для достижения поставленных оперативно-тактических задач.

С таким определением можно согласиться. В то же время должны заметить, что при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий часто в заблуждение вводится не только лицо, представляющее оперативный интерес, но и его окружение (сообщники по преступной деятельности, деловые партнеры, друзья, родственники, коллеги по работе, соседи и т.д.). Именно благодаря использованию легенды создается ситуация, когда не только сам объект разработки, а представители его окружения действуют таким образом, каким нужно оперативному работнику.

Заметим, что во время межличностного общения при проведении негласных мероприятий оперативный работник не только предоставляет ложные сведения о своей личности, социальном, должностном статусе, материальном положении, причинах необходимости общения с конкретными лицами, пребывания в конкретном месте, но и использует определенные материальные объекты для введения в заблуждение окружающих. Такие объекты предусмотрены Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а именно «документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций».

Такие документы позволяют оперативному работнику под легендой вступать в трудовые, гражданские и другие отношения, а соответственно и общаться с другими лицами с целью получения оперативной информации. Естественно, что к таким материальным объектам могут быть отнесены соответствующая одежда, транспортные средства, татуировки на теле и тому подобное. Наличие указанных документов и других материальных объектов должно органично сочетаться с заранее придуманными правдоподобными и весомыми основаниями для осуществления общения с нужными объектами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в контексте поставленной проблемы легенда это дезинформационный комплекс, применяемый для введения в заблуждение определенных лиц с целью выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, состоящий из ложных сведений в отношении лица и социального статуса оперативного работника, подтверждающийся документами и другими материальными объектами, включющий в себя сведения о событиях и фактах, которые используются как повод для общения, вступления в трудовые, гражданские и другие отношения.

Результаты проведенного нами анализа понятий «общение» и «легенда», а также изучение практики проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий дают основания для определения основных характерных черт легендированного общения в оперативно розыскной деятельности.

С нашей точки зрения, основной особенностью легендированного общения при проведении таких мероприятий является манипулятивное поведение оперативного работника.

«Манипуляция это неявное, скрытое психологическое влияние на другого человека с целью достижения определенного его поведения, необходимой манипулятору. Это поведение должно принести манипулятору определенную материальную или психологическую выгоду, поэтому манипуляции могут вносить в общение партнёров элемент неискренности (но это происходит не всегда), что в данный момент или в будущем может препятствовать развитию отношений. Говоря проще, это уловки, обман с полезной целью, хотя этой целью может быть желание создать определенное впечатление, понравиться, заинтересовать собой» .

Манипулятивное общение отличается тем, что партнера не информируют об истинных целях общения, они скрыты от него. Манипулятивное общение является субъект-объектным вариантом общения. Это скрытое управление личностью. Сила манипуляции заключается в скрытом характере воздействия.

Существуют отдельные области социальных отношений, в которых манипуляции, так сказать, вполне законны. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Карнеги .

Манипулятивный характер поведения оперативного работника при проведении негласных мероприятий, связанных с межличностным общением, заключается в том, что вместо своей настоящей цели (выполнение задач оперативно-розыскной деятельности), он преподносит другим лицам дезинформацию, которая побуждает их к определенным действиям. При этом оперативный работник использует и другие манипулятивные приемы (игра на чувстве жалости, повышение значимости партнера, комплименты и др.).

Следующей особенностью легендированного общения является ролевое поведение оперативного работника. Иногда термин «ролевое поведение» и «манипулятивное поведение» отождествляются и употребляются как синонимы. С нашей точки зрения, это разные понятия, хотя они имеют некоторые общие моменты. Поэтому необходимо, определиться с понятием ролевого поведения оперативного работника.

В социальной психологии под ролевой поведением в наиболее общем аспекте понимают ожидаемый от человека способ поведения в зависимости от ее статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Различают социальные роли, обусловленные местом человека в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), и межличностные, зависящие от места человека в системе межличностных отношений (лидер, неудачник) .

В. В. Москаленко отмечает, что при ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии и поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Это определено его социальной позицией, которую он занимает, выполняя ту или иную социальную роль. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальних контактах. Оно обеспечивает коммуникацию в таких социальных тандемах, как «руководитель ? подчиненный», «покупатель ? продавец» и др. В таких отношениях именно роль, ролевые ожидания партнеров определяют, как будет восприниматься партнер (которые его качества и характеристики будут приемлемыми), как будет пониматься его поведение и строиться собственная. Роль определяет также оценку человеком самого себя в данной ситуации. Очень мало ролей, которые полностью определяли бы поведение ее исполнителя. Многое будет зависеть от понимания человеком своей роли и ролей других участников общения, его отношения к выполнению роли, личного опыта, творческих возможностей. Каждый человек вносит в свои социальные роли уникальность. При ролевом общении человек реализует себя как члена общества, группы, выразителя интересов определенных социальных слоев, приобретая при этом чувство принадлежности, социальной защиты, включенности в группу и отношения. За этим чувством стоят важные потребности конкретного индивидуума, удовлетворение которых частично, зато гарантированно осуществляется при ролевом общении .

Однако в поведении оперативного работника во время осуществления им легендированного общения вообще должны отсутствовать черты, традиционные для оперативных работников и сотрудников органов внутренних дел в целом. Наоборот, он должен выполнять чужую социальную роль, скажем, роль общественно-опасного элемента, предпринимателя, банковского работника, таксиста и тому подобное. Оперативный работник скрывает свою принадлежность к органам внутренних дел, выступает перед окружением как представитель структур, деятельность которых не связана с охраной общественного порядка, борьбой с преступностью. И именно так воспринимают его лица, которые вводятся в заблуждение. В их сознании они вступают в отношения не с сотрудником правоохранительного органа, а с лицом, в роли которого выступает оперативный работник. Таким образом, поведение оперативного работника во время легендированного общения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности заключается в выполнении им чужой социальной роли, а именно роли лица, от имени которой он выступает согласно легенде. Здесь есть элемент манипуляции, поскольку субъект общения использует чужую социальную роль из-за того, что в случае выполнения своей он вряд ли сможет побудить своего партнера по общению к нужным действиям.

Исходя из изложенного, следует согласиться с утверждениями М. Л. Грибова, который считает, что термин «ролевое поведение» в теории оперативно-розыскной деятельности целесообразно применять в том же значении, что и в социальной психологии. Этим понятием должно охватываться выполнения собственных и чужих социальных и личностных ролей субъектами и объектами ОРД. Выполнение чужих ролей целесообразно определить как легендированное ролевое поведение .

Анализ изложенных выше положений позволяет прийти к выводу, о том, что под легендированным общением в оперативно-розыскной деятельности следует понимать процесс взаимного оценивания, обмена информацией и взаимодействия между оперативным работником и другими лицами, в котором он исполняет чужую социальную роль и осуществляет манипулятивное воздействие на собеседника с целью выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

Литература

3. Москаленко В. В. Соціальна психологія: навч. посіб. / В. В. Москаленко — К.: Центр навчальної книги, 2005. — 624 с.

4. Социальная психология: / ред. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 543 с.

5. Семиченко В. А. Психология общения / Семиченко В. А. — К.: Магістр-S, 1998. — 150 с

6. Большой толковый словарь русского языка . ? Режим доступа: http://www.vedu.ru/expdic/14062.

8. Трухін І. О. Соціальна психологія спілкування: навч. посіб. / І. О. Трухін — К. : Центр навчальної літератури, 2005. — 336 с.

< Попередня ЗМІСТ

Гласные и негласные штатные работники оперативных подразделений. Конфиденциальное сотрудничество

Гласные и негласные штатные работники оперативных подразделений

Для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности оперативным подразделениям предоставляется право иметь гласных и негласных штатных работников. Для такого сотрудничества необходимо добровольное согласие как оперативного подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, так и граждан, которые берут на себя выполнение обязанностей гласных и негласных штатных работников. Согласие граждан на установление сотрудничества с оперативными подразделениями оформляется, как правило, в письменной форме в виде соглашения или контракта и может носить постоянный или временный характер, а само участие граждан в проведении оперативно-розыскных мероприятий может иметь, в зависимости от их желания и характера выполняемых задач , гласный или негласный характер. Лица, сотрудничающие с оперативными подразделениями, обязаны хранить в тайне сведения, которые стали им доступны в процессе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий, они не вправе предоставлять заведомо ложную информацию оперативным подразделениям.

Конкретные задачи ОРД выполняют должностные лица оперативных подразделений, которые наделены правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Кроме оперативных работников, которые могут выполнять свои обязанности гласно и негласно, к выполнению ОРД могут привлекаться и конфиденты, то есть граждане сотрудничающих с оперативными подразделениями на конфиденциальной основе. Среди субъектов ОРД, ведущая роль принадлежит штатным оперативным работникам правоохранительных органов и спецслужб, для которых ОРД является основной профессией. Оперативные работники в процессе своей служебной деятельности непосредственно осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, добывают, анализируют оперативную информацию, легализуют ее в целях уголовного судопроизводства, для чего вступают во взаимодействие с различными физическими и юридическими лицами, в том числе и с представителями криминальной среды.

К гласных штатных работников принадлежит личный состав подразделений, указанных в ст.5 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» и служебная деятельность которых регулируется ведомственными нормативными актами.

К негласных штатных работников принадлежит оперативный состав этих подразделений, который выполняет задачи ОРД конспиративно, с использованием документов, зашифровывающие личность или ее ведомственную принадлежность. Такие работники могут быть направлены для работы на штатных должностях в другие предприятия, учреждения и организации для выполнения конкретных задач в интересах безопасности общества и государства, а также на постоянную работу в порядке, установленном законодательством.

К негласных штатных работников относятся также работники специализированных подразделений органов, осуществляющих ОРД, работники подразделений уголовного розыска и другие.

Каждая из этих категорий оперативных работников наделена полномочиями, соответствующими тем задачам ОРД, которые ими выполняются. Оперативные работники могут быть рядовыми исполнителями, но статус оперативного работника, то есть его полномочия, имеют и те должностные лица, возглавляющие оперативные подразделения, организуют ОРД, направляют ее и контролируют. Таким образом, к оперативным работникам относятся и руководители оперативных подразделений, их заместители, другой руководящий состав оперативных подразделений.

К другим гласных и негласных штатных работников тоже предъявляются соответствующие требования, в частности, соблюдать условия сотрудничества, конспирации, не разглашать сведения, которые стали им доступны в связи с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, соблюдать установленной линии поведения, давать правдивую информацию, честно и добросовестно выполнять взятые на себя обязательства.

Оперативные работники взаимодействуют с другими штатными гласными и негласными работниками и составляют в целом персонал оперативных подразделений. Так, ст.16 Закона Украины «О разведывательных органах Украины», определяет, что сотрудниками разведывательных органов Украины являются военнослужащие и служащие кадрового состава разведывательных подразделений соответствующих центральных органов исполнительной власти, а также военнослужащие, служащие и работники, которые не относятся к кадровому составу этих органов.

Негласное сотрудничество отдельных граждан в качестве штатных работников оперативных подразделений обуславливается:

сложностью задач, которые выполняют оперативные подразделения и невозможностью выполнить их без участия негласных штатных работников;

тайным характером подготовки и совершения тяжких преступлений и сокрытием их следов;

наличие реальных угроз государственной, экономической, военной безопасности Украины;

правом граждан выбирать форму сотрудничества с оперативным подразделением;

допустимостью использования на законных основаниях информации полученной негласными методами.

Оперативные работники, гласные и негласные, другие штатные работники оперативных подразделений находятся под социальным и правовой защитой государства.

Конфиденциальное сотрудничество

Конституция Украины провозгласила, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах, никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. «Каждый имеет право на труд, исключает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается». (Ст. 43 Конституции). Ст. 8 Закона Украины «Об ОРД) предоставила оперативным подразделениям право устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности.

Конфиденциальное сотрудничество лица с оперативным подразделением должно иметь обоюдному согласию. Сотрудничество на других принципах как запугивание, угроза, обман и т.п. будет не правовым. Мотивация сотрудничества с оперативным подразделением может иметь разнообразную основу (чувство патриотизма, выполнение общественного долга, поиск справедливости, материальная заинтересованность). Привлечение к сотрудничеству с оперативным подразделением происходит индивидуально и может быть долгосрочным или разовым для выполнения отдельной задачи оперативно-розыскной деятельности.Государственные органы обязаны содействовать оперативным подразделениям в решении задач ОРД. Такое содействие проявляется в том, что сотрудничество лица с оперативным подразделением, осуществляющим ОРД, носит узаконенный характер, лицам гарантируется конфиденциальность сотрудничества, государство предоставляет социальную и правовую защиту лицу, которое привлекается к выполнению задач ОРД.

Оперативный работник, привлекая лицо в зависимости от их характера, изучает целесообразность и возможность привлечения такого лица к сотрудничеству. Соглашение о содействии оперативным подразделениям может быть заключен только с дееспособным лицом.Порядок заключения соглашения определяется Кабинетом Министров Украины и регламентируется ведомственными нормативными актами. Сотрудничество лица с оперативным подразделением может носить как гласный характер так и негласный. Граждане, гласно, открыто сотрудничают с оперативным подразделением приобретают статус внештатного работника общественного помощника, они способствуют выполнению отдельных задач или выполняют их самостоятельно на добровольной основе по поручению оперативного работника. Они могут привлекаться к:

— Проведение оперативно-розыскных мероприятий;

— Проверок заявлений и сообщений о преступлениях, получения объяснений, сбора характеристик и справок, истребованию материалов и копий документов, участие в проверках и ревизии;

— Изучение документов, их анализа, подготовке проекта выводов;

— Профилактических мероприятий как общих так и индивидуальных отношении конкретных лиц;

— Участие в осмотре места событий, выполнение поручений по установлению свидетелей, потерпевших, охранные места происшествия, фото, киносъемки и других действий по техническому оформлению результатов осмотра.

Вместе с тем оперативным работникам запрещается поручать общественном помощнику самостоятельное выполнение оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, а также давать поручения, связанные с риском для его здоровья, и жизни. Участие общественного помощника в процессуальных действиях отмечается в протоколе соответствующего правового акта.

По желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с обеспечением конфиденциальности сотрудничества.

В соглашении должно быть вообще указано, какие обязательства берут на себя стороны в решении задач оперативно-розыскной деятельности и срок, на который она заключается.Определяются особенности действий сторон. В частности, для сотрудников указывается, в чем заключается их содействие при подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий. Содержание этих сведений носит индивидуальный характер и зависит от личных и деловых качеств сотрудника, характера выполняемых им задач, а также реальных возможностей в решении задач оперативно-розыскной деятельности. При этом в соглашении запрещается указывать сведения, составляющие государственную тайну.

В правах и обязанностях договаривающихся сторон, в первую очередь, должны быть оговорены требования к предмету договора, в том числе в какой форме (устной, письменной) сотрудник подавать информацию об участии в проведении оперативно-розыскных мероприятий; обязательства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в организации для сотрудника отдельных видов подготовки (специальной, психологической и т.д.). Среди особенностей прав и обязанностей сторон необходимо отметить границы использования оперативной информации, а также обязательства, связанные с обеспечением личной безопасности сотрудника, членов его семьи, и и т. Д ..

В соглашении необходимо отразить вид, размер и порядок вознаграждения сотруднику за выполнение взятых им обязательств. Кроме того, в соглашении могут быть указаны другие виды расчетов в зависимости от оснований мотивации конфиденциального сотрудничества.

В соглашении могут оговариваться особые условия, связанные с результатами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в частности, неразглашении сведений, составляющих государственную тайну. В этой связи соглашением могут устанавливаться конкретные требования к сотруднику, например, связанные с ограничением его прав выезда.

Действие соглашения прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение договора осуществляется при невыполнении его условий или других обязательств. Например, основанием для досрочного расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются:

— Разглашение сведений о конфиденциальном сотрудничестве;

— Потеря сотрудником возможности оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

— Приобретение сотрудником статуса народного депутата, судьи, прокурора, адвоката, священнослужителя;

— Совершение сотрудником преступления (в частности, вступление сотрудника в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, совершении и сокрытии следов преступления);

— Использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;

— Разглашение сведений конфиденциального характера, сопряженных с причинением вреда оперативно-розыскной деятельности;

— Умышленное предоставление заведомо ложной информации, сокрытие или ее умышленное искажение;

— Отклонение от сотрудничества в разнообразной форме;

— Грубое нарушение требований конспирации;

— Наличие психического заболевания;

— Другие нарушения условий соглашения о конфиденциальном сотрудничестве.

Лица, которые привлекаются к выполнению задач оперативно обязаны хранить тайну, которая стала им известна. Разглашение этой тайны влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.

Конфиденциальные отношения могут устанавливаться с физическими лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, должностного, социального и имущественного положения, принадлежности к общественным о, объединений, политических, идеологических и религиозных убеждений.

Привлечение к негласному сотрудничеству может осуществляться только с целью выполнения задач: поиска и фиксации фактических данных о противоправной деятельности отдельных лиц и групп, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.

Часто при раскрытии тяжких преступлений, организованной преступной деятельности оперативная информация, полученная от конфидентов, имеет решающее значение для принятия решений о следующих оперативно-розыскные мероприятия и процессуальные действия.Содержание такой оперативной информации при подтверждении является реальным отражением события преступления, других изучаемых фактов, он не меняется и при дальнейшем использовании такой информации в процессе доказывания. Когда информация конфидента получает процессуальное оформление, то есть легализована, она получает и процессуальные источники и процессуальный регламент ее использования, гарантии ее достоверности и объективности, обеспечивается процессуальным порядком доказывания.Оперативные работники должны направлять деятельность конфидентов на сбор упереджаючои информации, информации, которая бы давала возможность правоохранительным органам принимать меры относительно совершения преступлений и их тяжелых последствий.

Использование информации, полученной в результате конфиденциального сотрудничества, как и сама работа с конфидентом отмечается большой сложностью и требует от работников оперативных подразделений необходимых знаний в этой сфере и надлежащего практического опыта. В связи с этим оперативным работникам для работы с лицами, привлеченными к конфиденциальной сотрудничества, предоставляется специальное разрешение выше оперативным начальником.

< Попередня ЗМІСТ