Семинар по коррупции

В Москве проходит Международная научно-практическая конференция «Реализация государственной политики в области противодействия коррупции в организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ».

В пленарной сессии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Александр Степанов, заместитель Министра юстиции РФ Али Алханов, председатель Суда Евразийского экономического союза Жолымбет Баишев, начальник Департамента аналитического и организационно-методического обеспечения Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции Евгений Кузьмин, представители Российской академии наук, органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, научных и образовательных организаций.

Приветствие Министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова участникам конференции зачитал Александр Степанов. «Реализация государственной политики в области противодействия коррупции — одна из ключевых проблем современного мира, — говорится в приветствии, — Россия реализует комплексные меры по противодействию коррупции как на международном, так и на национальном уровне. Национальный план противодействия коррупции предусматривает мероприятия, направленные на развитие нормативно-правовой базы и выработку в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. При решении этих задач необходимо участие научных и образовательных организаций, формирующих у молодежи профессиональные компетенции и этические принципы».

В ходе пленарной сессии были представлены доклады по вопросам противодействия коррупции в научных и образовательных организациях, нормативно-правовые основы государственной политики в области противодействия коррупции и научные подходы к изучению этой проблемы.

В своем докладе Александр Степанов отметил, что коррупция как сложное социально-экономическое явление серьезно затрудняет функционирование всех общественных и государственных механизмов. «Особо опасные последствия несет коррупция в сфере образования и науки, так как именно образование и наука являются фундаментом развития современного общества. Современная наука, обращаясь к явлению коррупции, выделяет ряд проблем, которые необходимо изучать. К ним относятся происхождение феномена коррупции, его развитие и социально-исторический генезис», — отметил заместитель Министра.

Жолымбет Баишев в ходе своего выступления подчеркнул, что коррупция в сфере образования наиболее опасна в связи с тем, что негативно влияет на формирование мировоззрения подрастающего поколения. «Как следствие – коррупция в системе образования генерирует коррупцию во всех остальных сферах общества, учитывая, что именно в системе образования готовятся кадры для работы во всех сферах общественной деятельности», — резюмировал Председатель Суда Евразийского экономического союза.

В рамках конференции пройдут экспертные дискуссии с участием представителей Минобрнауки России, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и руководителей научных учреждений и высших учебных заведений.

Организаторы конференции – Министерство науки и высшего образования РФ и Институт государства и права Российской академии наук.

Фотоальбом

Главная — Противодействие коррупции — СЕМИНАР ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В АПРЕЛЕ ТЕКУЩЕГО ГОДА СОСТОЯЛСЯ СЕМИНАР

ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

11 апреля2017 года для муниципальных служащих был проведён семинар по вопросам противодействия коррупции, организованный сотрудниками отдела по профилактике коррупционных правонарушений Администрации Губернатора Калужской области и Центра современного образования.

В целях охвата большей аудитории мероприятие проходило в режиме видеоконференции и транслировалось во все муниципалитеты региона. Таким образом, участниками обучения стали свыше 400 муниципальных служащих как муниципальных районов (городских округов), так и городских и сельских поселений.

Открывая семинар, заместитель Губернатора Калужской области – руководитель администрации Губернатора Калужской области Алексей Викторович Никитенко подчеркнул приоритет именно профилактических мер в области противодействия коррупции как одного из основных принципов деятельности в данной сфере, а также отметил необходимость тесного взаимодействия и сотрудничества всех участников антикоррупционного процесса.

В качестве выступающих в семинареприняли участие руководитель УФАС России по Калужской области, и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Калужской области, советник Губернатора Калужской области по вопросам противодействия коррупции, сотрудники отдела по профилактике коррупционных правонарушений Администрации Губернатора Калужской области.

В выступлениях докладчиков были освещены следующие актуальные вопросы:

— об ответственности муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений;

— о противодействии коррупции в сфере осуществления закупок при проведении конкурентных процедур;

— о соблюдении антикоррупционного законодательства при прохождении муниципальной службы;

— об организации и совершенствовании работы по анализу и проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих;

— об организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных органам местного самоуправления.

Подводя итоги семинара, советник Губернатора Калужской области по вопросам противодействия коррупции Юрий Васильевич Лукьяненкообратил внимание, что искоренение коррупции является фундаментальной задачей на всех уровнях государственного и муниципального управления, и эта масштабная задача должна решаться всеми заинтересованными сторонами изо дня в день, непрерывно и добросовестно.

26 сентября 2020, 12:47
Касым-Жомарт Токаев провел встречи с членами Национального совета общественного доверия 26 сентября 2020, 11:26
Глава государства принял президента Национальной академии наук Мурата Журинова 25 сентября 2020, 21:34
Нурсултан Назарбаев встретился с Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым 25 сентября 2020, 18:20
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года №613 25 сентября 2020, 17:31
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года №612 25 сентября 2020, 16:57
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года №607 25 сентября 2020, 16:49
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года №606 25 сентября 2020, 16:45
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2020 года №603 25 сентября 2020, 16:39
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2020 года №601 25 сентября 2020, 16:30
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2020 года №599 25 сентября 2020, 16:15
Глава государства находится с рабочей поездкой в Алматы 24 сентября 2020, 19:32
Переориентация на рыбоводство, совершенствование законодательства и меры господдержки — как в Казахстане развивают рыбную отрасль 24 сентября 2020, 17:38
Премьер-Министр РК А. Мамин провел в Шардаре семинар-совещание по развитию рыбной отрасли страны 24 сентября 2020, 13:31
Мади Такиев назначен заведующим Отделом социально-экономического мониторинга Администрации Президента РК 24 сентября 2020, 12:14
Арман Шаккалиев освобожден от должности председателя комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК 23 сентября 2020, 21:04
Президент Казахстана выступил на Общеполитических дебатах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2020, 19:00
Людмила Бюрабекова освобождена от должности вице-министра здравоохранения РК 23 сентября 2020, 17:50
Объем финансовой поддержки обрабатывающего сектора холдингом «Байтерек» вырос на 17% 23 сентября 2020, 14:43
До конца т. г. ВЭС «Астана EXPO-2017» выйдет на полную мощность в 100 МВт 22 сентября 2020, 19:55
Президент Казахстана принял Государственного секретаря Крымбека Кушербаева 22 сентября 2020, 17:29
Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2020 года №596 22 сентября 2020, 17:26
Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2020 года №597 22 сентября 2020, 17:15
Заседание Правительства РК, 22.09.2020 22 сентября 2020, 16:18
Касым-Жомарт Токаев принял акима Карагандинской области Жениса Касымбека 22 сентября 2020, 12:12
Уборочные работы в Казахстане завершены на 93,4% — МСХ РК 22 сентября 2020, 11:16
В Казахстане действует 65 общественных организаций в сфере защиты прав потребителей — МТИ 22 сентября 2020, 10:05
Глава Правительства дал ряд поручений по усилению защиты прав потребителей 22 сентября 2020, 10:02
Экспортный потенциал урожая РК в текущем году составит 7,5-8 млн тонн зерна 21 сентября 2020, 23:23
Президент Казахстана выступил на Мероприятии высокого уровня в ознаменование 75-летия ООН 21 сентября 2020, 12:54
В Правительстве рассмотрены вопросы развития массового спорта 21 сентября 2020, 11:40
22 сентября в Үкімет үйі состоится заседание Правительства 20 сентября 2020, 09:05
Видеодайджест: «Главные события недели» №78 19 сентября 2020, 15:53
Первый Президент Казахстана посетил музей имени Абиша Кекилбаева 18 сентября 2020, 22:27
Нурсултан Назарбаев принял участие в презентации международного туристического хаба 18 сентября 2020, 18:26
Вопросы сохранения рабочих мест и своевременной выплаты заработной платы обсуждены в Правительстве РК 18 сентября 2020, 18:10
Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2020 года №590 18 сентября 2020, 18:00
Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2020 года №589 18 сентября 2020, 17:49
Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2020 года №588 18 сентября 2020, 17:19
Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2020 года №587 18 сентября 2020, 17:15
Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 сентября 2020 года №584 17 сентября 2020, 18:56
Премьер-Министр Казахстана А. Мамин провел переговоры с Президентом Туркменистана Г. Бердымухамедовым 17 сентября 2020, 18:45
В Правительстве РК обсудили вопросы социальной защиты инвалидов 16 сентября 2020, 21:35
Заседание Совета Безопасности Республики Казахстан под председательством Елбасы 16 сентября 2020, 18:09
Ерлан Киясов назначен вице-министром здравоохранения РК – Главным государственным санитарным врачом РК 16 сентября 2020, 17:16
Глава государства принял министра по чрезвычайным ситуациям Юрия Ильина 15 сентября 2020, 20:33
Касым-Жомарт Токаев принял председателей недавно созданных агентств Серика Жумангарина и Кайрата Келимбетова 15 сентября 2020, 19:20
Первый Президент РК – Елбасы Н. Назарбаев провел ряд встреч 15 сентября 2020, 14:53
Глава государства принял Премьер-Министра Аскара Мамина 15 сентября 2020, 13:38
Заседание Правительства РК, 15.09.2020 15 сентября 2020, 12:26
В Казахстане для стабилизации цен ведется работа по насыщению внутреннего рынка основными продуктами — МСХ РК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема коррупции в органах власти и государственного управления приобрела глобальный и системный характер. Кроме того, коррупция в современный период стала непреодолимым барьером на пути социально-экономических преобразований, а также государственно-правовых реформ. Последствия коррупции прямо или косвенно сказываются на жизнедеятельности практически каждого гражданина нашей страны. Вследствие этого негативного явления в органах власти и управления, хозяйствующие субъекты несут невосполнимые издержки, которые существенно сдерживают их экономический рост и инновационное развитие. В этой связи на борьбу с коррупцией в настоящее время направлены все государственно-правовые средства и институты, однако, должного результата в деле противодействия коррупции, в силу целого ряда причин, как объективного, так и субъективного порядка государству достичь, пока не удалось.

Одним из государственно-правовых институтов призванных осуществлять противодействие коррупции как в органах власти и управления, так и в сфере хозяйственной деятельности являются органы прокуратуры. Прокуратура является тем субъектом, который должен осуществлять надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также выполнение государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, обусловленных их публичной службой. Кроме того, на прокуратуру возложен целый ряд полномочий по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Прокуратура наделена также важными полномочиями по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Однако, несмотря на то, что в компетенции прокуратуры находится большой объем полномочий по противодействию коррупции, говорить о том, что их потенциал реализован в полном объеме, пока не представляется возможным. Для того, чтобы органы прокуратуры смогли реализовать весь потенциал законода-

тельства о противодействии коррупции необходим комплекс методических рекомендаций и организационных средств, касающихся применения соответствующего законодательства, а также наделения органов прокуратуры дополнительными организационными полномочиями в сфере противодействия коррупции.

Перечисленные, а также ряд других обстоятельств обусловливают актуальность настоящего диссертационного исследования, превращая правовое регулирование противодействие коррупции методами прокурорского реагирования, в одно из важнейших средств обеспечения правопорядка в сфере государственного управления.

Все это диктует необходимость изучения деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции.

В защищенных диссертациях по проблеме организации и правового регулирования противодействия коррупции акцент преимущественно сделан на правовых средствах противодействия коррупции в органах государственной власти и управления, а также на противодействие коррупции в системе государственной службы.

В ранее защищенных диссертациях внимание обращается лишь на отдельные аспекты правового регулирования противодействия коррупции, а вопросы организации противодействия коррупции рассматриваются лишь второстепенно, либо в сравнительно-правовом аспекте (Кулешов П.Ю. Организация противодействия коррупции в органах государственной власти: зарубежный опыт М., 2006). Кроме того роль прокуратуры в правовом и организационном механизме противодействия коррупции практически не исследовалась.

Автор представленной диссертации рассматривает прокуратуру, как основного субъекта, обеспечивающего взаимодействие и координацию различных ор-

ганов государственных власти, а также правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. В работе осуществлено раскрытие особенностей деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, что существенно отличает настоящую диссертацию от иных ранее проведенных исследований по аналогичной проблематике.

Таким образом, несмотря на то, что проблемы правового регулирования противодействия коррупции были предметом исследования, говорить о том, что в настоящее время в полной мере разработан эффективный правовой и организационный механизм деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции пока не приходится. Исходя из вышеизложенного, проведенное исследование носит актуальный и своевременный характер.

Определенный интерес в ходе проведения настоящего исследования представляли работы, посвященные проблеме прокурорского надзора Т. А. Ашурбекова, В.Г. Бессарабова, А. Э. Буксмана, А. Ю. Винокурова, Ю.

Е. Винокурова, В.Н. Григорьева, В.К. Звирбуля, Ф.М. Кобзарева, О.С. Ка-

пинус, A.A. Карсангия, С.К. Кехлерова, О.Ш. Петросяна, В.М. Пашина, В.И. Рохлина, Ю.И. Скуратова, Н.Г. Шурухнова, М.С. Шалумова и др.

Объектом диссертационного исследования являются правовые и организационные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокуратуры по противодействию коррупции.

Предметом диссертационного исследования является комплекс проблем научного и прикладного характера, связанных с организаций деятельности прокуратуры по противодействию коррупции.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является раскрытие содержания организационного механизма деятельности прокуратуры по противодействию коррупции.

Цель диссертационного исследования предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:

— рассмотреть правовое регулирование деятельности прокуратуры по противодействию коррупции;

— определить место и роль органов прокуратуры в организационно-правовом механизме противодействия коррупции;

— оценить состояние организации деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции;

— дать анализ основным элементам организации работы органов прокуратуры по противодействию коррупции;

— выявить направления взаимодействия органов прокуратуры с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции;

— изучить практику противодействия коррупции средствами прокурорского надзора;

— исследовать эффективность участия прокуратуры в судах по деламо правонарушениях коррупционной направленности;

— проанализировать практику противодействия коррупции в процессе осуществления прокурорами иной государственной деятельности.

Методология и методика диссертационного исследования. Методологическую основу диссертации составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ,

синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.), методы обобщения и описания полученных данных и др.

Эмпирическая и информационная база исследования. При подготовке диссертации были использованы методические рекомендации и информационные письма Генеральной прокуратуры РФ по вопросам деятельности органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции, данные статистической отчетности о работе прокуроров в сфере противодействия коррупции (период 2008-2012 гг.).

При подготовке работы использованы докладные записки, справки и иные материалы прокурорской практики, акты прокурорского реагирования на факты нарушения законодательства о противодействии коррупции, а именно (125 протестов, 248 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, 112 требований об изменении предписаний нормативного правового акта, которое может привести к коррупционной опасной ситуации, 163 исковых заявлений в суды общей юрисдикции, касающихся защиты прав граждан, во взаимоотношениях с должностными лицами органов государственной власти и управления).

Информационную базу также составили аналитические материалы организации Transparency International, касающиеся «Индекса восприятия коррупции» (2008-2012 гг.), в частности были использованы пять аналитических материалов названной организации. Для сравнительной оценки развития коррупции в разных странах в диссертации использованы и иные показатели изучения коррупции, в частности проанализирован «барометр мировой коррупции», (Global Corruption Barometer), охвативший период с 2008-2012 гг.

В работе использованы результаты анкетного опроса, по проблеме реализации законодательства о противодействии коррупции, работников прокуратуры (заместители, старшие помощники и помощники прокуроров районного звена) в количестве 168 человек, работников федеральных и региональных органов государственной власти (специалисты 1 разряда, ведущие и главные специалисты-эксперты, консультанты, советники, заместители начальников отделов, начальники отделов, заместители начальников управлений и департаментов) в количестве 270 человек, работников органов местного самоуправления

(специалисты-эксперты, старшие специалисты, ведущие и главные специалисты, заместители начальников отделов, начальники отделов) в количестве 190 человек.

Научная новизна диссертации. В работе уточнено понятие «коррупция» на

основании чего предлагаются изменения в действующее законодательство о противодействии коррупции, раскрыты причины и условия совершения коррупционных правонарушений, а также определено место и роль прокуратуры в организационно-правовом механизме противодействия коррупции. Выявлены конструктивные элементы в организационном механизме противодействия коррупции органами прокуратуры, определены направления взаимодействия прокуратуры с другими правоохранительными органами и институтами гражданского общества по противодействию коррупции. Определена специфика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также разработаны методические рекомендации по выявлению административных коррупционных правонарушений, дела, о которых возбуждаются прокуратурой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вывод о необходимости уточнения понятия «коррупция», которое закреплено в статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции». В связи, с чем представляется целесообразным указанную статью дополнить предписанием о том, что коррупция имеет такие формы своего проявления, как «кадровый и служебный протекционизм» и «служебное мошенничество».

2. В целях совершенствования правового регулирования деятельности органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции представляется необходимым в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» поместить специальную Главу 5 «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции». В этой главе необходимо определить полномочия прокурора по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. Также в диссертации обосновывается необходимость создание специализированной прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

3. Предмет прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции представляет собой систему, которая включает: соблюдение требований к служебному поведению государственного служащего и разрешению конфликта интересов, достоверное предоставление сведений о доходах, расходах государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, соблюдение запретов и ограничений, а также выполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, соблюдение требований ротации кадров в системе государственной службы.

4. Для повышения статуса комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в Указ Президента РФ от 1 июля 2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» следует закрепить положение о том, что в состав соответствующей комиссии в обязательном порядке включается прокурор.

Участие прокурора в работе соответствующей комиссии поможет активизировать работу соответствующей структуры в деле противодействия коррупции, а также поможет повысить ответственность ее членов.

5. Важным направлением в деле организации деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции в настоящее время является взаимодействие с заинтересованными правоохранительными и контрольными органами. В этой связи имеется объективная необходимость принять совместный приказ о взаимодействии Прокуратуры, МВД России, ФСБ России, ФНС России, ФТС России по вопросам реализации законодательства о противодействии коррупции, а также контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.

6. Контроль за расходами лица, занимающего соответствующую должность, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными

ему прокурорами, в силу сложности реализации прокуратурой соответствующих положений закона в настоящее время необходимо разработать методические рекомендации по его реализации. Также в силу специфики соответствующей деятельности прокуратуры было бы верным установить административную ответственность за воспрепятствование прокурору в осуществлении контроля за расходами определенных законом лиц.

7. В целях повышения статуса независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Федеральном законе от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закрепить положение о том, что заключение по результатам ее проведения, а также мотивированный ответ на нее, должны в обязательном порядке направляться в органы прокуратуры.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в работе раскрыты и теоретические обоснованы направления деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, определено место органов прокуратуры в государственном механизме противодействия коррупции. В диссертации теоретически обоснованы перспективные направления взаимодействия органов прокуратуры с иными органами государственной власти, институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции. В работе определен и раскрыт организационно-правовой механизм противодействия коррупции органами прокуратуры, а также разработана структура учебного курса по проблеме противодействия коррупции средствами прокурорского надзора.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней разработаны предложения, направленные на совершенствование деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. В работе сформулированы предложения в КоАП РФ, касающиеся внесения дополнительных составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства о противодействии коррупции дела о которых возбуждаются прокуратурой. В диссертации обосновывается необходимость выделения в Феде-

ральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» специальной главы «Надзор прокуратуры за исполнением законодательства о противодействии коррупции».

Апробация результатов диссертационного исследования. Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на научно-практических конференциях: «Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства» (М.: Международный антикоррупционный комитет, 2009); «Проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» (М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2009); «Актуальные проблемы теории и практики выявления и пресечения коррупционных правонарушений» (М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010); «Проблемы противодействия коррупции и укрепления законности в таможенной сфере» (Люберцы, Российская таможенная академия, 2010); «Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям» (Дальневосточный филиал Российской академии правосудия, 2013); «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы» (Краснодарский университет МВД России, 2013).

Отдельные положения параграфов диссертации используются в учебном процессе Московского гуманитарного университета при чтении лекций по учебному курсу: «Прокурорский надзор», а также во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России при чтении лекций на открытии учебных сборов на тему: «Актуальные проблемы противодействия коррупции». Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурса: «Противодействие коррупции средствами прокурорского реагирования».

Положения диссертации, касающиеся деятельности средств массовой информации при освещении правоохранительной деятельности прокуратуры использованы в практической деятельности Государственного учреждения Московской области «Телерадиовещательная компания «РТВ-Подмосковье».

Результаты проведенного диссертационного исследования отражены в семи научных публикациях, три из которых опубликованы в журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Объем и структура работы. Объем и структура работы соответствуют целям и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.