Семинар изменения в трудовом законодательстве 2018

Содержание

В течение 2018 г. был принят ряд законодательных актов, направленных на развитие и совершенствование трудового законодательства, а также на устранение недостатков, приводивших к разночтению отдельных положений Трудового кодекса РФ. Напомним о наиболее значимых поправках, вступивших в силу в течение 2018 г. и в начале 2019 г. Для наглядности краткая информация о новых законах и датах вступления их в силу собрана в таблицу.

Новшества, которые начали действовать в 2018 году

Кому можно выплачивать зарплату в иностранной валюте

Федеральный закон от 05.02.2018 № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации» установил возможность в случаях, предусмотренных законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, выплачивать зарплату в иностранной валюте.

Изменения в законодательстве РФ о валютном регулировании и валютном контроле, связанные с выплатой зарплаты в валюте для отдельных категорий работодателей и работников, появились чуть позже. Они содержатся в Федеральном законе от 07.03.2018 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Комментарий по поводу этих поправок дала ФНС России в письме от 04.04.2018 № ОА-4-17/6361@ «О вступлении в силу федеральных законов от 05.02.2018 № 8-ФЗ и 07.03.2018 № 44-ФЗ». Приведем основные положения этого письма.

Налоговики указали, что Закон № 44-ФЗ обеспечил возможность получения выполняющими свои обязанности за пределами РФ физическими лицами — резидентами выплат в иностранной валюте:

  • по заключенным с резидентами-работодателями трудовым договорам (служебным контрактам) путем перечисления на счета (вклады), открытые физлицам в уполномоченных банках на территории РФ;

  • в виде зарплаты сотрудникам филиалов юридических лиц — резидентов, находящихся за пределами РФ, через счета таких филиалов, открытые в банках за рубежом.

Этот закон дополнил ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) п. 26, предоставляющим возможность осуществления операции по выплате гражданам России, находящимся за ее пределами, зарплаты и иных выплат, связанных с выполнением ими за пределами РФ своих трудовых обязанностей по трудовым договорам, заключенным с юридическими лицами — резидентами, в иностранной валюте. При этом согласно абз. 1 ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ (в редакции Закона № 44-ФЗ) сумма указанной выплаты может быть зачислена на счета резидентов-физлиц, открытые в банках за пределами территории РФ.

Согласно новому п. 27 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ на счета физлиц-резидентов в уполномоченных банках на территории РФ, открытые им в соответствии со служебными контрактами (трудовыми договорами), могут быть переведены выплаты в иностранной валюте за выполнение обязанностей за пределами территории РФ, если эти физические лица:

  • являются сотрудниками (работниками) официальных представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) и представителей ФОИВ, находящихся за пределами РФ, а также представительств, филиалов государственных учреждений РФ, расположенных за пределами нашей страны. Указанным в данном пункте физлицам-резидентам на счета, открытые в уполномоченных банках на территории РФ, также могут быть переведены причитающиеся им суммы возвращенного НДС и иных налогов, полученных от компетентных органов государств пребывания;

  • направлены ФОИВ за пределы РФ для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей;

  • являются военнослужащими, направленными за пределы РФ по решениям должностных лиц, уполномоченных на это.

Также Законом № 44-ФЗ внесено изменение в п. 2 и 3 ч. 6.1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Теперь разрешено осуществление валютных операций по выплате зарплаты в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц — резидентов РФ, находящихся за пределами нашей страны, а также по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных сотрудников на территорию страны местонахождения филиалов и за ее пределы (за исключением России), через счета таких филиалов, открытые в банках, расположенных за рубежом. Ранее осуществление такой валютной операции было разрешено только в отношении сотрудников представительств юридических лиц — резидентов.

Порядок проведения государственного контроля

Поправками, принятыми Федеральным законом от 19.07.2018 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда», устранены дублирующие полномочия Роструда и Ростехнадзора.

Теперь установлен следующий порядок:

  • государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

  • государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора.

Применение дисциплинарных взысканий в рамках противодействия коррупции

Федеральный закон от 03.08.2018 № 304-ФЗ «О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации» внес изменение в ч. 4 ст. 193 ТК РФ. Новая редакция данной нормы гласит, что дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения.

Кроме того, дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации

Федеральным законом от 03.08.2018 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации» предусматривается, что федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями может устанавливаться право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса (новая редакция ч. 1 ст. 53 ТК РФ).

ТК РФ также дополнен ст. 53.1 «Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса».

Так, назначать представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с положениями части первой настоящей статьи, вправе представитель (представительный орган) работников, определяемый в соответствии со ст. 29—31 ТК РФ. Решение об их назначении оформляется соответствующим протоколом, который направляется руководителю организации и в соответствующий коллегиальный орган управления организации.

Представители работников, участвующие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, несут ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), ставшую им известной в связи с этим участием. В случае если для участия в заседании коллегиального органа управления организации требуется наличие допуска к соответствующей тайне, указанные представители работников должны получить такой допуск в порядке, установленном законодательством РФ.

Работа лиц предпенсионного возраста

Федеральным законом от 03.10.2018 № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» текст УК РФ дополнен ст. 144.1, в соответствии с которой необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам влечет уголовное наказание.

Согласно данному закону под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

За необоснованный отказ в приеме на работу лиц предпенсионного возраста предусмо-трена уголовная ответственность по ст. 144.1 УК РФ. Важно: отказ должен быть связан именно с достижением соискателем предпенсионного возраста (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46). Работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме, если соискатель этого потребует. Ответ необходимо дать в течение семи рабочих дней (ч. 5 ст. 64 ТК РФ).

Той же статьей установлено уголовное наказание и за необоснованное увольнение работников в связи с достижением предпенсионного возраста. Ответственность по ст. 144.1 УК РФ может быть применена к руководителю организации или работнику, уполномоченному принимать и увольнять сотрудников.

Обратите внимание: аналогичное наказание предусмотрено и в ситуации, когда работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении по собственному желанию именно в связи с предпенсионным возрастом и уволил его по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46).

Для всех перечисленных случаев наказание одинаково: штраф (в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев) либо обязательные работы на срок до 360 часов.

Отпуска многодетным работникам

Федеральный закон от 11.10.2018 № 360-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» установил новую льготу многодетным родителям.

Теперь работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

Минтруд России в письме от 20.11.2018 № 14-2/ООГ-9211 обратил внимание, что особый порядок предоставления отпуска данной категории работников указанным федеральным законом и Трудовым кодексом не предусмотрен. Поэтому право на использование отпуска за первый год работы возникает у таких работников в общем порядке — по истечении шести месяцев непрерывной работы в организации. До истечения шести месяцев оплачиваемый отпуск может быть предоставлен только по соглашению сторон (ст. 122 ТК РФ).

Новшества, действующие с 2019 года

Минимальный размер оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).

Размер МРОТ прописан в Федеральном законе от 19.06.2000 № 82-ФЗ и подлежит ежегодной индексации.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

МРОТ с 1 января 2018 г. составлял 9489 руб. в месяц (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ) и был установлен в абсолютной сумме.

С 1 мая 2018 г. размер МРОТ был привязан к прожиточному минимуму и составлял 11 163 руб. (ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

Начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» с 1 января 2019 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11 280 руб. в месяц, что составляет 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 г.

Гарантии работникам при прохождении диспансеризации

Федеральный закон от 03.10.2018 № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» установил право работников при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка (ст. 185.1).

Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ (в том числе и на период прохождения работником диспансеризации), устанавливается единый порядок ее исчисления (постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»).

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

Религиозные организации: особенности спецоценки и применения МРОТ

Законодательно установлено, что спецоценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 553-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» этот перечень расширен. Теперь спецоценка не будет проводиться в отношении работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — религиозными организациями, которые зарегистрированы в соответствии с федеральным законом.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 542-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на религиозные организации» ТК РФ дополнен новой ст. 345.1 «Особенности распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на работодателя — религиозную организацию».

Данной статьей установлено, что при представлении в соответствии с ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированного письменного отказа присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате работодатель — религиозная организация вправе не прикладывать к такому отказу протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данной религиозной организации, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

От имени работодателей — религиозных организаций, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ и входящих в структуру централизованной религиозной организации, указанный отказ может быть направлен соответствующей централизованной религиозной организацией.

В случае отказа работодателя — религиозной организации присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право пригласить представителей данной религиозной организации и (или) представителей централизованной религиозной организации, в структуру которой входит данная религиозная организация, для проведения консультаций.

Федеральные законы в сфере трудового права

Дата вступления в силу

Реквизиты федерального закона

Краткая суть изменений

Федеральный закон от 05.02.2018 № 8

Статья 131 ТК РФ дополнена положением о возможности выплаты заработной платы работникам в иностранной валюте

Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ

С 1 мая установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 11 163 руб. в месяц

Федеральный закон от 19.07.2018 № 207-ФЗ

Исключены дублирующие полномочия Роструда и Ростехнадзора в сфере охраны труда

Федеральный закон от 03.08.2018 № 304-ФЗ

Уточнены порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий

Федеральный закон от 03.08.2018 № 315-ФЗ

Определен порядок назначения представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса.
Установлены их права и ответственность

Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ

Введено уголовное наказание за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста

Федеральный закон от 11.10.2018 № 360-ФЗ

Многодетные родители смогут уходить в отпуск в удобное для них время

Федеральный закон от 03.10.2018 № 353-ФЗ

Вводится освобождение работников от работы с сохранением среднего заработка и места работы при прохождении диспансеризации

Федеральный закон от 25.12.2018 № 481-ФЗ

С 1 января 2019 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11 280 руб. в месяц

Федеральный закон от 27.12.2018 № 553-ФЗ

Религиозным организациям дано право не проводить специальную оценку условий труда

Федеральный закон от 27.12.2018 № 542-ФЗ

Уточнена процедура отказа религиозных организаций от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате

Для кого предназначен семинар по изменениям в трудовом законодательстве 2019-2020

Для руководителей и специалистов кадровых служб, руководителей и юристов.

Заказать в формате онлайн-курса

Посмотреть ближайшую дату открытого семинара

Заказать дистанционное, выездное или индивидуальное обучение

Стоимость и длительность семинара

11 800 рублей, 8 академических часов или 3 дистанционных занятия

Цели семинара

Изучение изменений в нормативно-правовой базе, регулирующей трудовые отношения, за период 2019-2020г., обсуждение нововведений в работе служб управления персоналом и возможностей снижения рисков, связанных с исполнением требований нормативно-правовых актов.

Изменения в трудовом законодательстве, судебная практика в сфере трудовых отношений 2019-2020

Нормативно-правовые акты и их роль в системе трудового права

Кодексы, законы, приказы и письма министерств, постановления правительства, судебные решения. Виды и содержание нормативно-правовых актов, регулирующих сферу трудовых отношений.

Электронные трудовые книжки

Как перейти на электронные трудовые книжки, кому поручить их оформление, особенности подготовки и сдачи отчетов СЗВ-ТД.

Отчет СЗВ-М

Как заполняется и сдается — инструкция, подсказки, примеры заполнения.

СНИЛС

Порядок работы со СНИЛС. Изменения в ПВТР, которые необходимо внести, чтобы избежать замечаний ГИТ.

Оплата труда

Изменение размера МРОТ. Индексация детских пособий. Размер заработной платы совместителей. Изменение максимального размера взыскания задолженности по заработной плате. Разрешение выплачивать заработную плату досрочно. Взыскание пособия при сокращении с ликвидированной организации. Рекомендации Минтруда и судебная практика по проведению индексации заработной платы. Учет премий и надбавок при оплате работы в выходные и праздничные дни. Новые правила

Пенсионное законодательство

Повышение пенсионного возраста. Ответственность за дискриминацию сотрудников пенсионного возраста. Отчет о численности сотрудников предпенсионного возраста.

Риск-ориентированный подход и практика использования чек-листов при плановых проверках ГИТ. Содержание нового Административного регламента федеральной службы по надзору в сфере труда.

Трудовой договор

Максимальный срок действия срочного трудового договора. Изменение порядка выплаты заработной платы в трудовом договоре. Определение Верховного суда о признаках отличия ГПХ от трудового договора. Требования Роструда к содержанию трудового договора.

Льготные категории сотрудников

Квотирование рабочих мест для инвалидов. Особенности предоставления отпуска многодетным родителям.

Отпуска

Запрет на отпуск в выходные дни. Запрет на «сгорание» неиспользованных дней отпуска. «Сгорание» неиспользованных дней отдыха. Ограничение размера удержания долга по отпускным.

Профессиональные стандарты

Порядок увольнения сотрудников без дипломов. Изменения в квалификационных справочниках и их последствия. Итоги проекта «Профессиональные стандарты».

Иностранные работники

Новые квоты для приема иностранных работников. Чек-листы МВД по вопросам миграции, ужесточение миграционного законодательства. Обязанность проверять подлинность документов иностранцев. Последствия ошибок в уведомлениях об увольнении.

Новые требования к кадровым документам

Применение нового ГОСТа при оформлении кадровых документов. 11. Персональные данные. Изменения в правилах проверок Роскомнадзора.

Воинский учет

Новые обязанности работодателей.

Охрана труда и здоровья работников организации

Смягчение наказания за нарушения в сфере охраны труда. Порядок привлечения к ответственности за отсутствие спецоценки рабочих мест. Обеспечение диспансеризации сотрудников.

Полезная судебная практика

Какие документы подтверждают нетрудоспособность. Ограничения для взыскания с работника причиненного работодателю ущерба.

Ведущий

Денис Карандашев

Посмотреть ближайшую дату открытого семинара

Что получают участники семинара

Презентацию, материалы и документы, используемые для обучения и применения в работе, в виде электронного каталога, скачиваемого по ссылке. Сертификат о прохождении обучения.

Среди них – начало деятельности новых судов общей юрисдикции, возможность подачи групповых исков в гражданском процессе, запрет на размещение хостелов в жилых домах, обязательность использования сервиса быстрых платежей системно значимыми банками. Всего в октябре вступают в силу 132 федеральных акта.

1. Начинают функционировать кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции (с 1 октября)

Решением Пленума Верховного Суда Российской Федерации 1 октября текущего года объявлено датой начала работы девяти кассационных, пяти апелляционных судов общей юрисдикции, Кассационного военного суда, Апелляционного военного суда и Центрального окружного военного суда.

К дате начала деятельности новых судов привязано вступление в силу масштабных поправок, внесенных в процессуальное законодательство. В частности – об обязательности высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности для представителей сторон по арбитражным и гражданским (за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами) делам, исключении из кодексов понятия подведомственность, изменении порядка выдачи исполнительных листов, рассмотрения вопросов об отводе судей в арбитражном процессе и др.

Подробный анализ нововведений – в обзоре изменений в Гражданский процессуальный кодекс, обзоре изменений в Арбитражный процессуальный кодекс, обзоре изменений в Кодекс об административном судопроизводстве.

Ожидания юристов от реализации данной процессуальной реформы изложены в материале.

  • Постановление Пленума ВС РФ от 12 сентября 2019 г. № 30 «О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда»
  • Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. В гражданском процессе появляется возможность подачи групповых исков (с 1 октября)

Помимо закрепления непосредственно права на обращение в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц и условий, при которых его можно реализовать, в ГПК РФ подробно регулируется процедура подачи группового иска, ведения, рассмотрения соответствующего дела и вынесения решения по нему, распределения судебных расходов. Аналогичный порядок предъявления и рассмотрения исков о защите прав и законных интересов группы лиц закреплен и в АПК РФ – возможность их подачи, напомним, существовала в арбитражном процессе и ранее, поправки нацелены на унификацию процедур рассмотрения групповых исков в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

По каким категориям дел можно подавать групповые иски, узнайте из новости.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Законодательно закрепляется понятие цифровых прав (с 1 октября)

Правда, в довольно лаконичном виде – установлено лишь, что цифровыми правами являются названные таковыми обязательственные или иные права, содержание и условия осуществления которых определяются по правилам информационной системы, отвечающей установленным признакам.

О том, какие еще изменения в ГК РФ вступают в силу с этой даты, узнайте из новости.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»

4. Запрещается использовать жилые помещения в многоквартирных домах для предоставления гостиничных услуг (с 1 октября)

Внесением в Жилищный кодекс соответствующей поправки поставлена точка в продолжавшихся несколько лет спорах о принципиальной возможности функционирования в жилых домах так называемых малых средств размещения: хостелов, мини-отелей, гостиниц квартирного типа – без перевода соответствующих помещений в нежилые.

Вспомнить, как развивалась тема, можно, прочитав наш материал. А подробности о нелегком процессе принятия соответствующего закона – в новости.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»

5. Вводится обязанность по использованию сервиса быстрых платежей системно значимыми банками (с 1 октября)

Таких кредитных организаций, на долю которых приходится более 60% совокупных активов российского банковского сектора, на сегодняшний день 11. Сервис быстрых платежей, напомним, позволяет клиентам подключенных к нему банков осуществлять переводы через мобильное приложение своего банка по номеру телефона получателя независимо от того, в каком банке открыт его счет. Кроме того, с помощью сервиса можно осуществлять платежи в пользу юридических лиц, например в целях оплаты товаров или услуг – утверждены размеры комиссии, взимаемой при осуществлении таких переводов с торгово-сервисных предприятий. Для физических лиц любые переводы с использованием сервиса быстрых платежей будут бесплатными.

О других запланированных к реализации возможностях сервиса быстрых платежей узнайте в новости.

  • Указание Банка России от 16 июля 2019 г. № 5209-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 6 июля 2017 года № 595-П «О платежной системе Банка России»
  • Информация Банка России «Ставки (тарифы) межбанковских вознаграждений и максимальные значения размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов при осуществлении перевода денежных средств в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП), действующие с 1 октября 2019 года»

6. Для производителей и продавцов ряда лекарственных средств маркировка лекарств становится обязательной (с 1 октября)

Речь идет о включенных в специальный перечень препаратах, предназначенных для лиц после трансплантанции, а также больных гемофилией, злокачественными новообразованиями лимфоидной ткани, рассеянным склерозом и др. Субъекты обращения данных лекарственных средств начиная с указанной даты будут обязаны наносить средства идентификации лекарственного препарата на вторичную (потребительскую) или первичную (если вторичная не предусмотрена) упаковку лекарственного препарата и вносить сведения обо всех операциях с данными лекарствами в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения. По общему правилу, напомним, обязательная маркировка лекарств вводится с 1 января 2020 года, а с 1 февраля 2017 года она осуществляется в рамках эксперимента.

Узнать, кому из участников эксперимента по маркировке лекарств не нужно будет регистрироваться в системе мониторинга движения лекарственных препаратов, можно из новости.

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1557 «Об особенностях внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»

7. Для иностранных квалифицированных специалистов сокращается срок работы в России, дающий им право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке (с 2 октября)

До указанной даты такие иностранные работники могли подавать соответствующее заявление только по истечении трех лет осуществления трудовой деятельности на территории России. Напомним, что право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке имеют те специалисты, профессия которых включена в специальный перечень, утвержденный Минтрудом России, – сейчас в нем 74 позиции.

Распространяется ли данное правило на лиц без гражданства, узнайте из новости.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 165-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

8. Расширяются возможности по урегулированию споров в рамках примирительных процедур (с 25 октября)

В качестве таковых, помимо медиации, законодательство предусматривает теперь также переговоры и судебное примирение (при этом перечень примирительных процедур не является закрытым, а значит, иные их формы тоже допустимы). По общему правилу примирение сторон будет возможно на любой стадии судопроизводства и при исполнении судебного акта – порядок его оформления конкретизирован для каждой стадии. В качестве судебных примирителей будут выступать судьи в отставке, включенные в специально сформированный список. Важное новшество – закрепление возможности примирения сторон в спорах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, ранее примирительные процедуры в административных делах не проводились.

О порядке возврата истцу уплаченной при обращении в суд пошлины в случае примирения сторон и роли ВС РФ в реализации новых норм о примирительных процедурах, читайте в новости.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

9. Расширяется перечень государственных судебно-экспертных учреждений (с 25 октября)

К ним будет относиться также судебно-экспертное учреждение Следственного комитета РФ. До его создания (но не позднее 1 января 2022 года) установлен определенный переходный период – предусмотрено, что экспертиза будет осуществляться экспертными подразделениями органа.

О том, как предполагается обеспечивать независимость следствия в случае производства судебной экспертизы в Следственном комитете РФ, узнайте в новости. А о перспективах принятия нового закона о судебно-экспертной деятельности читайте в материале.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»

10. Вводится ряд новых ограничений к порядку демонстрации и реализации информационной продукции, содержащей запрещенную для распространения среди детей информацию (с 29 октября)

У организаторов зрелищных мероприятий, в том числе киносеансов, предполагающих демонстрацию такой продукции появляется прямая обязанность – не допускать на соответствующие мероприятия несовершеннолетних. При продаже билетов, оформлении приглашений и их контроле у лиц, относительно возраста которых возникнут сомнения, в целях его установления могут быть затребованы документы, удостоверяющие личность.

Для продажи, проката и выдачи в общедоступных библиотеках информационной продукции, содержащей запрещенную для распространения среди детей информацию, вводятся аналогичные правила – продавцы и библиотекари должны будут удостовериться в совершеннолетии покупателя или посетителя. А реализация такой продукции через автоматы запрещается в принципе.

Важно, что уточнен и перечень видов информации, запрещенной к распространению среди детей, – в него включена информация, содержащая изображение или описание сексуального насилия.

О порядке продажи соответствующей продукции вблизи детских организаций узнайте из новости.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве. Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу с 1 января 2014 года.

Выплаты

Изменение 1. Минимальный размер оплаты труда с нового года составит 5554 руб.

Документ: Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

Напомним, последнее изменение в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» было внесено около года назад, когда сумма выплаты на 2013 год была изменена с 4611 руб. до 5205 руб. Таким образом, индексация составила 6,3%, что в целом коррелирует с процентом инфляции за текущий год (5,9%). В 2014-2015 годах планируется довести МРОТ до величины прожиточного минимума (7372 руб. по данным на II квартал 2013 года), как это было предложено Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Кроме федерального МРОТ ст. 133.1 ТК РФ предполагает установление и индексацию минимального размера заработной платы субъектами РФ. Так, например, в столице он составляет 12200 руб.

Напомним, что МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Изменение 2. К заработной плате молодежи (до 30 лет), прожившей в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее трех с половиной лет, может быть введена процентная надбавка с первого дня работы.

Документ: законопроект № 317345-6 «О внесении изменений в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации и в статью 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»1
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в первом чтении назначено на 20 декабря 2013 года.

Соответствующие изменения планируется внести в ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». На данный момент законодательством не предусматриваются особые условия выплат для молодежи, трудящейся в районах Крайнего Севера.

Борьба с безработицей

По данным Минтруда России на начало декабря 2013 года численность официально зарегистрированных безработных составила 864,5 тыс. человек. По сравнению с началом прошлого месяца рост числа безработных граждан составил 13 тыс. человек (+1,6%), что свидетельствует об ухудшении ситуации на рынке труда в целом. Наиболее напряженная обстановка складывается в Астраханской, Тюменской, Курганской и Омской областях. Более благоприятно – в республиках Ингушетия и Дагестан.

Изменение 3. Субъектам РФ планируется выплатить субсидии с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах.

Документ: проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах» 2
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). 20 октября 2013 года данный проект прошел процедуру раскрытия информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В 2014 году в РФ продолжит действовать Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р). Объем заложенных средств составляет 68,6 млрд руб. Кроме того, одним из ожидаемых результатов на 2013-2015 годы является создание специальных рабочих мест для инвалидов.

Во многом этой задаче отвечает проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах». Он предусматривает выплату субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения следующие два года. В случае принятия постановления субсидии будут выделены субъектам при:

  • содействии трудоустройству граждан, имеющих квалификацию, в организации, которые реализуют крупные инвестиционные проекты и программы;
  • содействии трудоустройству россиян, имеющих квалификацию (в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также расположенных в Арктической зоне, из других регионов);
  • стимулировании работодателей к приему на работу лиц без опыта работы, имеющих профессиональное образование по инженерно-техническим направлениям в течение последних трех лет, предшествующих трудоустройству, и проживающих в местностях с напряженной ситуацией на рынке труда: республика Адыгея, Алтай, Бурятия и др. (приказ Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 230н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году»);
  • стимулировании работодателей к приему на работу инвалидов, а также сопровождении в процессе их трудоустройства с целью адаптации на рабочем месте;
  • опережающем профессиональном обучении работников организаций, находящихся под риском увольнения.

Изменение 4. Может быть введен запрет заемного труда.

Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами)»3
Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

С принятием законопроекта ТК РФ может пополнится ст. 56.1, запрещающей заемный труд.

Напомним, что под ним понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника.

Заемный труд не включает в себя выполнение работником трудовой функции обусловленной трудовым договором, если работник временно направлен работодателем к другому физическому или юридическому лицу по договору о предоставлении труда работников (ст. 3 проекта Федерального закона № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Цитата

Олег Коновалов, руководитель юридического отдела «HSA Аттестация»

«Если комиссия будет на свое усмотрение заявлять те или иные факторы, а они не окажутся в классификаторе, эксперт может их не идентифицировать. Он их не будет оценивать. И вот в этом большая сложность… Поэтому рекомендую в момент заявления этих факторов привлекать эксперта».

Изменение 5. За уклонение от заключения трудового договора и фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом может быть введена административная ответственность.

Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

Если работодатель будет уклоняться от заключения трудового договора, или трудовой договор будет оформлен ненадлежащим образом, то работодателю может грозить штраф в размере от 10 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

Кроме того, если физическое лицо было фактически допущено к работе не уполномоченным на это работодателем, и работодатель отказывается признать трудовые отношения, возникшие между ним и лицом, фактически допущенным к работе, то работодатель обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время.

Вместе с тем, за фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом теперь будет предусмотрена и административная ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Цитата

Марат Байгереев, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России

«В той редакции законопроекта, которая была внесена в Госдуму возможна следующая опасная для работников схема: работодатель предлагает эксперту-оценщику не проводить свои замеры, а воспользоваться измерениями лаборатории работодателя. Комиссию возглавляет работодатель. При этом, если результаты измерений не соответствуют действительности, либо условия труда признаны комиссией допустимыми вопреки реальному положению вещей, то страдает работник, так как именно его здоровье подвергается опасности».

Изменение 6. Планируется ввести специальную оценку условий труда

Документ: проект Федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда»4
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

В начале следующего года могут ввести оценку условий труда, направленную на обеспечение безопасности работников во время их трудовой деятельности. Процедура оценки будет проходить раз в пять лет и реализовываться в два этапа. На первом этапе будет осуществляться идентификация вредных и опасных факторов производственного процесса. На втором – определяться уровень воздействия факторов на организм человека. По итогам этих мероприятий рабочему месту каждого сотрудника будет присвоен один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Затем организацией, проводящей специальную оценку труда, будет подготовлен отчет, с которым в течение 30 дней со дня его утверждения работодатель будет обязан ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись. Предполагается, что законопроект повысит уровень защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе включение их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда.

Проводить экспертизу доверено независимым организациям с привлечением сертифицированных экспертов. Данные будут заноситься в единую информационную систему, которая начнет функционировать с 2016 года.

Изменение 7. Тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии могут измениться.

Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»5
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Статья 7 законопроекта предусматривает изменение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии для страхователей, в зависимости от выявленного класса условий труда по результатам специальной оценки условий труда. Данная поправка может быть внесена в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (см. таблицу).

Таблица. Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии*

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
Вредный 3.4 7,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
3.3 6,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
3.2 4,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
3.1 2,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
Допустимый 2 0,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
Оптимальный 1 0,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов.

*(ст. 7 законопроекта № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»)

Цитата

Марат Байгереев, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России

«Закон дает право работнику (через жалобу в Госинспекцию труда) или профсоюзу обжаловать результаты спецоценки или добиться внеплановой оценки (ст. 17 законопроекта № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» или экспертизы качества (ст. 23 законопроекта № 337970-6), но даже если в этих случаях и будет доказано несоответствие результатов спецоценки, то ни работодатель, ни эксперт-оценщик не несут ответственности, которая предусмотрена планируемыми в связи с принятием закона о спецоценке поправками в КоАП РФ так как вина работодателя за результаты производственного контроля не предусмотрена, а вины эксперта вообще нет, так как он не нарушал порядок спецоценки и за результаты измерений лаборатории работодателя ответственности не несет.

Вот такое слабое место. Если профсоюзы пропустят этот момент (т.е. слова «(при наличии)» в п. 2. ст. 9 законопроекта № 337970-6), то считайте это серьезным их проколом.»

Изменение 8. Реализация Программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья», предусматривающая создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции.

Документ: постановление Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. № 662/37 «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья»
Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

Программа рассчитана на четыре года и направлена на достижение высоких темпов экономического роста, обеспечивающих повышение уровня жизни жителей Подмосковья. По результатам программы планируется достичь увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза, повышения средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в Московской области; роста промышленного производства к уровню 2012 года в 1,9 раза, роста оборота розничной торговли к уровню 2012 года в 1,3 раза и др.

Изменение 9. За нарушение требований охраны труда и установленного порядка проведения специальной оценки условий труда может быть введена административная ответственность.

Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Планируется ввести административную ответственность за нарушение требований охраны труда – предупреждение или штраф в размере до 50 тыс. руб. За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение – предупреждение или штраф в размере до 80 тыс. руб.

Изменение 10. Не исключено появление досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Документ: проект Федерального закона № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Цитата

Олег Коновалов, руководитель юридического отдела «HSA Аттестация»

«Механизма реального контроля за пенсионной системой у государства нет. Не говоря уже о негосударственном пенсионном обеспечении…».

Может быть введено досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, под которым понимается обеспечение, обязательным условием которого является выплата негосударственной пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин), в связи с работой на местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Для получения этой пенсии в стаж работы будут засчитываются периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного работника уплачивались взносы по досрочным пенсионным договорам, а также периоды, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Изменение 11. Планируется ввести конкурсный отбор творческих работников.

Документ: законопроект № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений»6
Вступление в силу: по истечении шести месяцев со дня официального опубликования. 15 ноября 2013 года рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено.

Для заключения трудового договора с работниками творческих профессий может быть введен предварительный конкурсный отбор кандидатов. Конкурс планируется проводить один раз в пять лет. При этом процедура отбора не распространится на руководителей организаций, беременных женщин и женщин, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Изменение 12. Планируется разграничить полномочия между органами власти по возмещению расходов, связанных со служебными командировками.

Документ: законопроект № 393979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников»7
Вступление в силу: со дня официального опубликования. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет Госдумы направил законопроект в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы для подготовки предложений и замечаний.

Из формулировки ч. 2 ст. 119 ТК РФ, может исчезнуть привязка к «бюджету». В случае принятия изменений право устанавливать порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях предоставляется Правительству РФ, в государственных учреждениях субъекта РФ – органам государственной власти субъекта, в муниципальных учреждениях – органам местного самоуправления.

Обновленная ст. 168 ТК РФ будет посвящена урегулированию вопросов о разграничении полномочий между ветвями органов власти по установлению порядка и размера возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников, а также порядка их возмещения. На настоящий момент в статье перечислены только виды расходов, которые подлежат возмещению в связи с командировками работников.

Иностранные работники

Изменение 13. Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, изменятся.

Документ: постановление Правительства РФ от 12 сентября 2013 г. № 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»
Вступление в силу: с 1 января 2014 г.

В конце октября Правительство РФ утвердило потребность в привлечении иностранных работников на территорию нашей страны на 2014 год в количестве 1,6 млн человек. Это на 100 тыс. работников меньше, чем в 2013 году. В основном это неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики (постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»). С 1 января 2014 года вступят в силу новые Правила и квоты, взамен утратившего силу постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации». Документ предполагает смещение сроков подачи заявок на мигрантов. Так, Минтруд России должен представить в Правительство РФ не позднее 15 ноября соответствующего года (на настоящий момент до 15 октября) проект акта Правительства РФ об определении потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам. ФМС, в свою очередь, ежемесячно, не позднее 20-го числа, необходимо представить в Минтруд России сведения об исчерпании квот по субъектам РФ.

Изменение 14. Регулирование труда иностранных работников будет зафиксировано в ТК РФ.

Документ: законопроект № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»8
Вступление в силу: со дня принятия. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет ГД направил законопроект в комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов ГД для подготовки предложений и замечаний.

В 2014 году планируется закрепить в ТК РФ регулирование труда работников из-за рубежа. Так, законодатель предусматривает заключение бессрочного, так и срочного трудовых договоров. Кроме стандартных сведений в трудовом договоре с иностранцами будут указываться: сведения о договоре (полисе) добровольного медицинского страхования либо договоре работодателя с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг иностранному гражданину, сведения о наличии разрешения на работу или патента, сведения о разрешении на временное проживание или сведения о виде на жительство в Российской Федерации.

Кроме того, для иностранцев предусмотрен временный перевод иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя раз в год на срок до одного месяца (проект Федерального закона № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»).

Перечисленные нововведения составляют лишь небольшую часть изменений, которые могут быть внесены в трудовое законодательство в 2014 году. Однако они затрагивают наиболее значимые стороны регулирования трудовых отношений практически со всеми категориями работников и направлены на улучшение положения иностранцев в России.

Документы по теме:

  • ТК РФ;
  • Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»;
  • постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»;
  • распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р «Об утверждении государственной программы РФ «Содействие занятости населения»;

Новости по теме:

  • Неоформление трудового договора с работником могут выделить в отдельный состав правонарушения – ИА «ГАРАНТ», 6 декабря 2013 г.
  • Квота на выдачу разрешений на временное проживание в России в 2014 году установлена правительством – ИА «ГАРАНТ», 6 декабря 2013 г.
  • С 2014 года в России может заработать специальная оценка условий труда – ИА «ГАРАНТ», 5 декабря 2013 г.
  • Увеличен минимальный размер оплаты труда – ИА «ГАРАНТ», 3 декабря 2013 г.
  • Госдума рекомендовала Правительству РФ представить план увеличения МРОТ до уровня прожиточного минимума в 2014-2015 годах – ИА «ГАРАНТ», 11 октября 2013 г.
  • Ответственность за выплату заработной платы «в конвертах» могут ужесточить – ИА «ГАРАНТ», 7 октября 2013 г.

Мнение:

4 июня 2013
Индексация зарплат или налог на инфляцию?
Идея обязать всех российских работодателей раз в год индексировать размер зарплаты своим сотрудникам на величину инфляции – одновременно и бессмысленна, и вредна. Бессмысленна она потому, что инфляционное индексирование зарплат само по себе ничтожно, особенно для работников с мизерной заработной платой.

Андрей Рябов,
главный редактор сайта JOB.RU (ООО «Джоб.ру»). Член союза журналистов России, член Международной федерации журналистов, магистр политологии

Инфографика:

29 ноября 2013
Безработица в России
В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 10 лет, и этот уровень продолжает снижаться. Количество предлагаемых рабочих мест почти в два раза превышает число официально зарегистрированных безработных. Однако растет сумма задолженности предприятий по заработной плате своим работникам. Какова динамика развития безработицы в России, какие вакансии служба занятости населения может предложить безработным и сколько составляет в России задолженность по заработной плате перед работниками, узнайте из нашей инфографики.

1 Текст законопроекта № 317345-6 размещен на официальном сайте Госдумы
2 Текст проекта постановления Правительства РФ размещен на Едином портале раскрытия информации
3 Текст законопроекта № 451173-5 размещен на официальном сайте Госдумы
4 Текст законопроекта № 337970-6 размещен на официальном сайте Госдумы
5 Текст законопроекта № 337978-6 размещен на официальном сайте Госдумы
6 Текст законопроекта № 289979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
7 Текст законопроекта № 393979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
8 Текст законопроекта № 393946-6 размещен на официальном сайте Госдумы