Счет иностранной компании в России

Содержание

Счет в банке для иностранных компаний может быть необходим для расчетов между зарубежной фирмой и российским ООО, между участниками общества и т. д. Счет юридическому лицу, не являющемуся резидентом РФ, открывают по особым правилам.

Какие счета могут открывать иностранные компании

Условия открытия счетов зарубежным организациям регламентируются Центробанком Российской Федерации (инструкцией № 93 ЦБ РФ). При открытии счета руководитель фирмы обращает внимание на:

  1. Необходимость отчетности перед банком. При регистрации бизнеса (ООО, ОАО и т. д.) владелец компании должен получить сведения о том, каким образом он будет отчитываться перед банком и какие последуют санкции при несоблюдении им данного требования.
  2. Возможности управления счетом. Руководителю компании необходимо знать, как проходит процедура идентификации личности владельца счета и насколько она законна в той стране, гражданином которого он является.

Текущий – «Т”

Этот тип счета регистрируют для обслуживания главной деятельности фирмы в Российской Федерации. Также иностранный предприниматель открывает «Т” для обслуживания региональных представительств своей компании в России (оплата труда работников, командировок). С текущего счета иностранный гражданин осуществляет оплату, например, налогов и других обязательных платежей, вносит средства за поставку товаров и предоставление услуг гражданами РФ.

Тип «Т” подходит для зачисления денег, полученных от продажи иностранной валюты и активов. На эту банковскую учетную запись владелец может получить взятые в кредит средства.

Инвестиционный – «И”

Счет предназначается для ведения деятельности, связанной с инвестированием. Его открывают для покупки иностранной валюты и участия в приватизации на территории РФ. На него можно получить дивиденды по акциям и прибыль в рублях от продажи иностранной валюты. Владельцу запрещено:

  1. Переводить деньги на другие типы счетов.
  2. Выдавать заем.
  3. Оплачивать облигации (даже государственные).

На счете «И” владелец не имеет права хранить средства, взятые в долг. Также действует запрет об открытии одним лицом более одного счета данного типа.

Конвертируемый тип – «К”

Иностранный гражданин имеет право открывать любое количество счетов «К”. Этот тип подходит для:

  1. Покупки иностранной валюты на территории Российской Федерации.
  2. Расчета за товар, реализованный гражданами РФ.

Средствами, находящимися на счете, иностранец может рассчитываться с работниками своей организации.

Неконвертируемый – «Н”

Владелец предприятия на территории Российской Федерации может открывать любое количество неконвертируемых учетных записей типа «Н” для:

  1. Покупки российских активов.
  2. Принятия средств, полученных от продажи российской недвижимости.
  3. Перечисления кредитных средств.

Специальные счета для иностранных компаний

Крупной иностранной компании в России нелегко руководить своими финансами с помощью одного счета. По этой причине зарубежным фирмам предоставляется возможность открытия в российских банках нескольких учетных записей, каждая из которых предназначена для тех или иных целей.

Счет «С” (код 14)

Лицо, открывающее счет, использует его для:

  1. Возврата сумм резервирования при неисполнении обязательств.
  2. Списаний со счетов лиц, не являющихся гражданами РФ.
  3. Принятия средств от резидентов России при продаже им российских активов.
  4. Зачисления денег от граждан РФ в качестве штрафных санкций.

Счет «А” (код 15)

Зачисление средств на банковский счет и списание с него осуществляется по тем же правилам, что и для типа «С”. Тип «А” подходит для приобретения инвестиционных паев. Его используют для расчетов с гражданами РФ.

Счет «О” (код 16)

Тип «О” необходимо открывать для транзакций, связанных с покупкой или продажей ценных бумаг, выпущенных Российской Федерацией. Счет не подходит для покупки или продажи облигаций.

Счет «В1” (код 17)

Иностранные организации открывают «В1” для получения на него средств от продажи активов гражданам РФ. На него можно принимать деньги, взятые в долг.

Счет «В2” (код 18)

Со счета «В2” зарубежная компания имеет право выдавать кредиты россиянам. Он подходит для совершения сделок, связанных с покупкой или продажей неэмиссионных активов. Для работы с векселями «В2” не открывают. Одно иностранное предприятие может открыть любое количество счетов данного типа.

Список документов

Чтобы открыть счет, требуется не более 5 рабочих дней. Стоимость услуг будет отличаться в зависимости от выбранного финансового учреждения. Порядок открытия банковского счета предусматривает прохождение таких обязательных процедур, как перевод документов, апостилирование и другие. Данные юридические процедуры потребуют дополнительных расходов.

Иностранцу, открывающему счет в российском банке, необходимо помнить, что предоставленные копии документов могут быть заверены не только нотариусом, но и работником банка, который их проверяет. Но карточка с образцом подписи руководителя зарубежной организации обязательно заверяется нотариально. Заверение не требуется, если на момент открытия учетной записи владелец компании присутствует лично.

Легализация

Чтобы регистрировать счета в банках, иностранная фирма проходит процедуру легализации документации. Для прохождения процедуры можно обратиться в консульство РФ на территории государства проживания заявителя. Если руководство организации проживает в России, обращаться следует в посольство той страны, гражданином которой является аппликант. Легализовать необходимо:

  • документацию, связанную с деятельностью организации;
  • официальные отметки (визовые штампы, регистрационные пометки);
  • документы, полученные от российских должностных лиц.

Деловые бумаги не нуждаются в процедуре, если они подготовлены:

  1. На территории стран, являющихся участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношения по уголовным, гражданским и семейным делам.
  2. В территориальных пределах государств-участников Гаагской конвенции. На документе или его копии должен стоять апостиль.

Апостилирование

Заверение деловых бумаг согласно требованиям Гаагской конвенции называется апостилированием. Процедура осуществляется в государственном органе по месту оформления пакета документов. Апостилирование – более легких способ заверить документацию, чем обращение в посольство. Воспользоваться процедурой могут граждане только государств-участников конвенции, к которым относится и РФ.

Заверенный перевод

В заверении переводов документации иностранного лица участвуют 2 специалиста – переводчик и нотариус. Представителям зарубежных компаний запрещено переводить документы самостоятельно, даже при хорошем владении русским языком, поскольку иностранный гражданин является заинтересованным лицом. Он должен обратиться к индивидуальному переводчику или в бюро переводов. С некоторыми бюро сотрудничают нотариусы, что избавляет от дополнительного посещения данного специалиста.

Если иностранец обращается к индивидуальному переводчику, он должен удостовериться в наличии диплома, дающего права осуществлять переводческую деятельность. Функции нотариуса:

  1. Заверение подписи переводчика. Если нотариус владеет языком оригинала на высоком уровне, он имеет право засвидетельствовать точность перевода.
  2. Заверение копии документа.

Учет в налоговых органах

Налоговая резидентность распространяется не только на граждан РФ. Иностранное предприятие, ведущее свою деятельность в России, обязано встать на учет в налоговом органе той области, в которой у него открыт счет в банке. Днем регистрации зарубежной фирмы считается дата внесения организации в ЕГРН. Компания будет зарегистрирована в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов в налоговую инспекцию по месту расположения главного офиса фирмы. В налоговую инспекцию необходимо подать:

  1. Заявление о постановке на учет.
  2. Учредительные документы организации.
  3. Документы, подтверждающие юридический статус предприятия.
  4. Справку из налоговой инспекции того государства, гражданином которого является руководитель компании. В документе должно быть указано, что учредитель организации является налогоплательщиком в своей стране.

Требуемая документация

В список обязательной документации входят:

  1. Заявление на регистрацию учетной записи.
  2. Анкета руководителя организации. Анкета должна содержать сведения не только о самом учредителе, но и о его доверенных.
  3. Документация, подтверждающая назначение руководителя организации.
  4. Образцы подписей сотрудников компании, получивших право осуществлять банковские транзакции от имени руководства фирмы. Кроме образцов, необходимо подать документацию, подтверждающую полномочия лиц, подписи которых предоставлены банку.
  5. Доверенность на регистрацию учетной записи в банке и право ей распоряжаться. Документ необходим в том случае, если договор с банком подписывает уполномоченный представитель. Если документ создан на территории РФ, его заверяют в консульстве своей страны или у российского нотариуса. К документам, составленным на иностранных языках, должен прилагаться нотариально заверенный перевод. В Российской Федерации их нужно апостилировать или легализовать.

В банк предоставляются копии:

  1. Паспортов всех уполномоченных.
  2. Разрешения главного финансового учреждения государства, на территории которого зарегистрирована фирма. Ксерокопия документа необходима не всегда.
  3. Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе РФ.
  4. Документов, подтверждающих регистрацию компании за пределами РФ: выписки из банковского и торгового реестров, учредительная документация и т. д.

Для филиалов фирмы необходимы копии:

  • доверенности на открытие банковской учетной записи;
  • легализации филиала;
  • документации о внесении в реестр для представительств.

ИНН нерезидента

Регистрация юридического лица заканчивается выдачей ИНН – индивидуального налогового номера. ИНН включает 10 цифр. Первые 4 указывают на регион, в котором фирма зарегистрирована на территории Российской Федерации. Следующие 4 цифры – это номер, под которым организация внесена в ЕГРН. Последние 2 цифры являются контрольными.

Уведомление об открытии счета

Иностранная компания обязана уведомлять налоговые органы о регистрации банковского счета. Если счетов несколько, уведомлять нужно о каждом из них в течение месяца с момента открытия. Сообщать налоговым органам нужно и об изменении платежных реквизитов. При несоблюдении данных требований фирма получает предупреждение. Также может быть выписан штраф в размере от 1 до 2 тысяч руб.

Что следует учитывать при выборе банка

При выборе финансового учреждения необходимо учитывать:

  1. Экономические показатели. Следует ознакомиться с международным и национальным кредитным рейтингом, узнать, какое количество клиентов обслуживается в банке.
  2. Условия обслуживания. Клиент должен знать, сколько стоят услуга открытия и ведения счета, различные транзакции, комиссия при выводе средств и т. д. Владельцу предприятия может потребоваться помощь при осуществлении налогового учета, бухгалтерское сопровождение и т. д. Желательно, чтобы выбранный банк предоставлял эти услуги.
  3. Географическое расположение. Иностранцам, выбравшим Воронеж в качестве места для ведения бизнеса, не стоит пользоваться услугами банка Москвы, даже если он занимает высокую позицию в национальном и международном рейтинге.

Стоит учесть и другие критерии, например известность лиц, указанных в качестве руководителей учреждения, их достижения в деловой сфере. Перед открытием счета знакомятся с аналитическими обзорами экспертов, посвященными тому или иному банку. При оценке экономических показателей желательно изучить деятельность организации в период кризисов.

Отказ в открытии

Все банки, имеющие разрешение на осуществление транзакций с участием иностранной валюты, обязаны открывать учетные записи нерезидентам РФ. Однако в некоторых случаях банк откажет:

  1. Неправильно оформленная документация или отсутствие некоторых документов. Это наиболее распространенная причина отказа. В данном случае достаточно переоформить или подготовить недостающую документацию.
  2. Предоставление фальшивых документов.
  3. Мошеннические действия компании. Если иностранная организация была уличена в мошенничестве на территории РФ, она может получить отказ в обслуживании.

Недобросовестной признают не только фирму, замеченную в мошенничестве. Если руководитель или его уполномоченный отказываются предоставить дополнительные необходимые документы сотрудникам банка, такую организацию могут заподозрить в осуществлении незаконной деятельности.

В большинстве случаев российские банки регистрируют счета в рублях, евро или долларах. В более редких случаях – в йенах и фунтах. Клиенту могут отказать, если он желает вести расчеты в менее распространенных валютах. Отказы в сотрудничестве могут быть связаны с языковым барьером, поскольку не все банки имеют в штате работников, владеющих иностранными языками. Владельцу компании следует воспользоваться услугами переводчика, специализирующегося на банковской сфере.

Представительства, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций подлежат постановке на учет в Российской Федерации. Зачастую такие подразделения с минимальным количеством работников несут представительскую, вспомогательную функцию, поскольку заключает договоры и принимает платежи непосредственно головная иностранная организация, работники которой и выполняют работы, услуги (например, проектные работы). Рассмотрим, возникают ли в этом случае обязанности налогового агента у российских заказчиков или иностранная организация в лице своего представительства самостоятельно ведет расчеты с российским бюджетом.

Налог на добавленную стоимость

Согласно п. 1 и 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. Ими признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 1742 НК РФ.
Пункт 1 ст. 161 НК РФ устанавливает зависимость выполнения функций налогового агента от постановки иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика.
На основании п. 4 ст. 83 НК РФ представительства, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций (далее — представительства) должны быть поставлены на налоговый учет.
Пункт 1 ст. 161 НК РФ в отличие от п. 2 ст. 148 НК РФ не содержит оговорки, что работы должны быть выполнены (услуги оказаны) через представительство, находящееся на территории Российской Федерации и поставленное на налоговый учет. В силу этого возникает вопрос: является ли постановка на налоговый учет по местонахождению представительства автоматическим основанием для уплаты НДС иностранной организацией в отношении всех операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, независимо от того, участвует ли в выполнении этих операций представительство? А значит, должна ли иностранная организация, вставшая на налоговый учет в Российской Федерации по местонахождению представительства, самостоятельно перечислять НДС в бюджет по работам, услугам, в выполнении которых участвует только головная организация (представительство не участвует), или это делает заказчик работ, услуг — налоговый агент?
В Определении КС РФ от 24 ноября 2016 г. № 2518-О была рассмотрена ситуация, когда представительство иностранной организации стояло на учете в налоговых органах, а услуги оказывались без участия этого представительства. Суд указал, что разрешение вопроса об исполнении обязанности по уплате НДС самой иностранной организацией или налоговым агентом — ее контрагентом зависит от того обстоятельства, поставлена либо нет иностранная организация (ее представительство) на налоговый учет в Российской Федерации. Если иностранная организация в лице своего представительства состоит на налоговом учете в Российской Федерации, на нее возлагается обязанность по уплате сумм НДС в отношении совершенных на территории РФ налогооблагаемых операций.
Аналогичный вывод сделан в постановлении Девятого ААС от 6 августа 2015 г. № 09АП-27 322/2015АК по делу № А40−198 775/14 . Так, суд указал, что каких-либо специальных правил, согласно которым отсутствие прямого участия в сделках представительства иностранной организации в Российской Федерации и участие напрямую ее головного офиса в этих сделках с покупателями, состоящими на учете в налоговом органе в Российской Федерации, образовывали бы для последних обязанность уплачивать НДС в качестве налоговых агентов, нормы НК РФ не содержат. Главным определяющим фактором в данном спорном вопросе является факт постановки заявителя на учет в налоговом органе РФ в качестве налогоплательщика. Учитывая данное обстоятельство, а также фактическое место реализации арендных услуг, иностранная организация должна была исчислять и уплачивать НДС самостоятельно, исключая обязанность налогового агента.
________________
Постановлением АС Московского округа от 21 декабря 2015 г. № Ф05−16 008/2015 оставлено без изменения, Определением В С РФ от 19 апреля 2016 г. № 305-КГ16−2688 отказано в передаче дела № А40−198 775/14 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра.

В более раннем постановлении от 6 апреля 2004 г. № А33−17 497/02-С3-Ф02−992/04-С1 ФАС Восточно-Сибирского округа также признал, что обязанность по уплате НДС в данном случае лежит на самом иностранном юридическом лице, заключение обществом контрактов и осуществление расчетов с иностранным партнером, минуя его представительство, состоящее на налоговом учете в Российской Федерации, в данном случае не освобождает иностранное юридическое лицо от самостоятельного исполнения обязанности по уплате НДС на территории Российской Федерации.
Руководствуясь Определением КС РФ и Определением ВС РФ, Минфин России в письме от 18 сентября 2018 г. № 03−07−08/66 769 сделал вывод, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, то обязанность по уплате НДС в отношении оказываемых ею услуг, местом реализации которых признается территория РФ, должна исполняться самой иностранной организацией. При этом у российских покупателей услуг обязанности исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента в указанном случае не возникает.
Более того, Минфин России считает, что НДС исчисляется и уплачивается иностранной организацией, даже если она состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, только:

  • в связи с открытием счета в российском банке (письма от 26 марта 2019 г. № 03−07−08/20 224, от 15 ноября 2018 г. № 03−07−08/82 535);
  • по местонахождению недвижимого имущества (письмо от 11 июля 2019 г. № 03−07−08/51 296).

Отметим, что ранее финансовое ведомство придерживалось иной точки зрения, считая, что российская организация, приобретающая у иностранной организации проектные услуги, оказываемые иностранной организацией без участия ее представительства в Российской Федерации, является налоговым агентом (письма Минфина России от 12 ноября 2014 г. № 03−07−08/57 178, от 6 октября 2008 г. № 03−07−08/224).
Также в постановлении ФАС Московского округа от 1 октября 2012 г. по делу № А40−123 986/11−75−493 суд указал, что наличие постоянного представительства у иностранной компании не означает, что компания обязана самостоятельно исчислять и уплачивать НДС с доходов от операций по реализации на территории РФ работ (услуг), не связанных с деятельностью ее постоянного представительства. В данном случае исчислять, удерживать и уплачивать НДС в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ должен налоговый агент, т. е. организация, являющаяся источником выплаты дохода. С учетом изложенного суды правомерно исходили из того, что при раздельном проведении работ (оказании услуг) и раздельном документальном оформлении таких работ (услуг), оказанных иностранной компанией и ее представительством в Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается отдельно иностранной компанией и ее представительством в Российской Федерации. Поэтому возложение на представительство обязанности исчислять и уплачивать НДС за иностранную организацию равнозначно возложению такой обязанности на другого налогоплательщика, что нельзя признать правомерным.
Позиция суда основана на системном толковании ст. 11, 143, 144 и 161 НК РФ. При рассмотрении данного спора суд посчитал возможным применить положения п. 7 ст. 3 НК РФ, предусматривающего, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поскольку каких-либо переходных положений для рассматриваемой ситуации законодательством о налогах и сборах предусмотрено не было.
Однако учитывая позицию КС РФ и ВС РФ и последние разъяснения Минфина России, обязанность по уплате НДС в отношении выполняемых иностранной организацией работ, услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, следует исполнять самой иностранной организации в лице своего представительства, поставленного на налоговый учет в Российской Федерации, даже если работы, услуги выполнены без участия представительства. При этом у российских заказчиков работ, услуг обязанности исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента в этом случае не возникает.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Следовательно, в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ представительство иностранной организации признается плательщиком НДС. А значит, на него распространяются все положения главы 21 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 169 НК РФ представительно как налогоплательщик обязано составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации работ, а также вести книги продаж.
В письме Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03−07−09/31 122 разъяснено, что при реализации или приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) представительством иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, счета-фактуры составляются с указанием в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а и 6б счетов-фактур наименования представительства иностранной организации и адреса места ее нахождения в Российской Федерации в соответствии с документами, на основании которых представительство создано на территории РФ и состоит на учете в налоговых органах.
Представительство выписывает счета-фактуры на основании или платежных документов, подтверждающих перечисление авансов российскими заказчиками на счет головной иностранной организации, или первичных документов о приемке заказчиком работ, услуг, составленных головной иностранной организацией (в зависимости от момента определения налоговой базы по п. 1 ст. 167 НК РФ). С этой целью должна быть организована оперативная передача документов от головной иностранной организации ее представительству для своевременной выписки последним счетов-фактур, исчисления, уплаты НДС и отражения операций в книге продаж, в налоговой декларации по НДС.
Согласно п. 51 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге продаж налогоплательщика.
Представительством в налоговой декларации по НДС заполняются следующие разделы и строки :

  • титульный лист с реквизитами представительства;
  • раздел 1 строки 010, 020, 040;
  • раздел 3 строки 010, 070, 118;
  • Приложение 2 к разделу 3;
  • раздел 9 заполняется по каждому счету-фактуре: строки 005, 010, 020, 030, 100, 120 и 130 (при регистрации счетов-фактур на аванс), 140 и 150 (при реализации не в российских рублях), 160, 170, 200 и на последней странице итоговые данные: 230, 260.

Сумма НДС в бюджет Российской Федерации будет перечисляться либо непосредственно с банковского счета иностранной организации, либо с банковского счета самого представительства в зависимости от того, допускается ли национальным банком страны, где находится головная иностранная организация, зачисление на счет представительства денежных средств в уплату НДС со счета иностранной головной организации.
При оформлении платежного поручения на уплату НДС рекомендуется руководствоваться письмом ФНС России от 17 апреля 2018 г. № СД-4−3/7280@, в котором дано следующее разъяснение:
«Одновременно сообщаем, что на основании положений статьи 45 Кодекса головной офис иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации по месту осуществления деятельности через филиал, может уплатить НДС со счета в иностранном банке за свой российский филиал. Что касается оформления платежного поручения в указанном случае, то сообщаем следующее.
На официальном сайте ФНС России nalog.ru в разделе «Справочная информация» сервиса «НДС-офис интернет-компании»… размещены реквизиты для уплаты НДС и пример заполнения платежного поручения на уплату данного налога для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 и статьей 174.2 Кодекса. Таким образом, при заполнении платежного поручения на уплату НДС в бюджетную систему Российской Федерации иностранная организация может руководствоваться указанными реквизитами и примером заполнения платежного поручения. При этом в полях «получатель», «банк получателя», «номер счета получателя средств», «ОКТМО» следует указывать реквизиты налогового органа, в котором иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации через филиал, состоит на учете в качестве налогоплательщика».
При этом, как следует из данного письма и приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», в полях «ИНН» и «КПП» указываются реквизиты представительства, в поле «Плательщик» — наименование иностранной организации. В отношении поля «Назначение платежа» предусмотрено указание ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж/наименование налогоплательщика, чья обязанность исполняется. Учитывая, что непосредственно у самой головной иностранной организации отсутствует ИНН и КПП, присвоенный российскими налоговыми органами, по мнению автора, в поле «Назначение платежа» следует указывать наименование представительства.
Отметим, что НДС, предъявленный представительством иностранной организации, принимается к вычету российскими заказчиками в общем порядке с учетом требований, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 18 июля 2019 г. № 03−07−08/53 407).

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Следовательно, при решении вопроса об обложении получаемых доходов налогом на прибыль в Российской Федерации приоритет имеют нормы международного договора РФ.
Как правило, соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество предусматривают следующие указания: прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие ведет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
В этом случае термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве. Считается, что термин «постоянное представительство» не включает в себя, в частности, содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора информации для этого предприятия, содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления для этого предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера.
Если иностранная организация не осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через находящееся там представительство, а представительство ведет только деятельность вспомогательного характера, прибыль иностранной организации от выполнения работ, услуг согласно соглашению (конвенции) облагается налогом на доходы только на иностранной территории.
__________________
Если конкретное соглашение (конвенция) не предусматривают иное.

Аналогичные выводы можно также сделать на основании анализа норм главы 25 НК РФ.
Как следует из положений ст. 306 и 307 НК РФ, налогом облагается прибыль, полученная иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство.
В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. Деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.
Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (п. 4 ст. 306 НК РФ). К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относится содержание постоянного места деятельности исключительно для:

  • сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
  • целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Как указано в письме Минфина России от 24 декабря 2018 г. № 03−08−05/93 968, понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства. Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Таким образом, если деятельность иностранной организации, получающей доходы от российской организации, не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, то такой доход иностранной организации не подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Следовательно, местом деятельности, осуществления работ, услуг, выполняемых головной иностранной организацией, в общем случае в целях налога на прибыль признается иностранная территория . А значит, деятельность иностранной организации по осуществлению работ, услуг не приводит к образованию представительства на территории РФ, с которым связывается возникновении обязанности уплачивать налог на прибыль.
_________________
В статье не рассматривается деятельность, осуществляемая на строительной площадке.

Таким образом, каждый налог (в частности, НДС и налог на прибыль) имеет свое отдельное правовое регулирование. Поэтому отражение представительством в декларации по НДС оборотов (выручки от реализации работ и услуг) своей головной организации не влечет за собой автоматическое отражение данных оборотов при составлении декларации по налогу на прибыль. Налогом на прибыль облагаются доходы иностранной организации, если это прямо предусмотрено положениями главы 25 НК РФ в совокупности с положениями соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения.

Как ранее сообщал Spot, что президент подверг критике освоение инвестиций и также подписал постановление, утвердившее новую систему реализации проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций.

Однако документ не устанавливает общих правил налогообложения подобных проектов, а это один из важных факторов успешного привлечения инвестиций, отмечает глава департамента по развитию бизнеса KPMG в Узбекистане Андрей Тё.

Для инвестора наибольший риск заключается в невозможности прогнозирования расходов в долгосрочной перспективе, считает он. О том, почему так важны прозрачные правила игры, эксперт пишет специально для Spot.

Андрей Тё

Глава департамента по развитию бизнеса KPMG в Узбекистане

Один из ключевых факторов успешного привлечения инвестиций и внешних заимствований, а также эффективного использования финансовых ресурсов — корректное планирование и исполнение бюджета проекта, в первую очередь расходов на оплату местных налогов и обязательных платежей.

Как показывает опыт KPMG в Узбекистане по интерпретации формулировок налогового законодательства и подзаконных актов, многие из них противоречат друг другу.

Налоговые льготы: стимул или барьер?

31 мая подписано постановление президента, в котором отмечается, что сложившаяся практика предоставления льгот и эксклюзивных прав отдельным компаниям порождает ряд проблем.

Кроме влияния на местные рынки, очень актуален вопрос оптимального использования инвестиционных средств, привлекаемых для модернизации базовых отраслей (энергетика, транспорт, обеспечение коммунальными услугами) и развития передовых технологий.

Финансовое положение базовых отраслей экономики зачастую не позволяет им своевременно проводить техническое перевооружение, внедрять современные методы учета и управления.

В этих случаях модернизация проводится с привлечением заемных средств международных финансовых институтов (IFI).

Однако это сотрудничество также имеет целый ряд нерешенных вопросов и неопределенностей, которые мешают максимально эффективно использовать средства.

Общий механизм реализации проектов с использованием заемных средств IFI можно описать так:

  • Достижение общей договоренности о финансировании конкретного проекта.
  • Заключение заемного соглашения между IFI и Узбекистаном (обычно в лице Министерства финансов). Как правило, возврат кредита гарантирован правительством и предоставляется на специальных условиях (длительный льготный период, низкая процентная ставка — как правило, Libor + 1−2% и др.).
  • Для реализации проекта принимается специальный указ (постановление) президента, регламентирующий основные условия (исполнительное агентство, сроки, объемы) и в том числе, предоставляемые льготы.
  • Определенные тендерами подрядчики заключают контракты с исполнительным агентством на поставку оборудования/материалов или выполнение работ/услуг.

Как правило, стандартное заемное соглашение содержит пункт о том, что бюджет составлен без учета соответствующих налогов и обязательных платежей. В то же время постановления президента по многим проектам определяют, что одна из форм вклада Узбекистана в реализацию проекта заключается в предоставлении таможенных и налоговых льгот.

Эти льготы позволяют максимально эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы, направляя их на выполнение проектных задач, а не на пополнение бюджета.

Существует мнение, что оплата налогов будет производиться подрядчиками из прибыли и не повлияет на стоимость товаров и услуг.

Однако практический опыт показывает, что основная часть поставщиков (особенно иностранные компании) при формировании бюджета относят налоговые платежи (а также определенные риски) к расходам, тем самым уменьшая реальный объем поставляемых услуг.

Нужны четкие и предсказуемые правила

Другой немаловажный фактор, сдерживающий активное участие иностранных компаний в инфраструктурных проектах — отсутствие четких правил и регламентов.

Постановления по отдельным проектам не носят системный и последовательный характер. Так, например, освобождение от таможенных платежей и НДС предоставляется в подавляющем большинстве международных проектов. Реже встречается освобождение от уплаты налога на прибыль и платежей в государственные фонды, и в единичных случаях появляется формулировка «освободить от всех налогов и обязательных платежей».

Среди прочих также предоставляются освобождения от «обязательных отчислений и сборов в государственные целевые фонды».

Такие общие формулировки вызывают неоднозначную интерпретацию со стороны различных органов.

Так, по нашему мнению, данная льгота включает освобождение от всех отчислений, сборов и платежей в государственные целевые фонды, включая единый социальный платеж, также являющийся платежом в Государственный Пенсионный фонд. Однако налоговые органы считают, что отчисления и платежи имеют различную терминологию и не могут быть объединены в одно понятие.

Примером различных подходов к налогообложению участников инвестиционных проектов может послужить сравнение условий двух схожих проектов, направленных на развитие такого важного направления в современной энергетике, как использование солнечной энергии.

Так, в недавно приостановленном проекте строительства солнечной фотоэлектрической станции в Самаркандской области с участием Азиатского банка развития, товары, работы, услуги и транспортные средства были освобождены от таможенных платежей (кроме сборов), обязательных отчислений и сборов в государственные целевые фонды.

В то же время схожий проект, планируемый к выполнению компанией SkyPower Global за счет собственных средств, освобождается от:

  • таможенных платежей (за исключением таможенных сборов);
  • налога на прибыль юридических лиц по доходам, получаемым как через постоянное учреждение, так и у источника выплаты (включая дивиденды);
  • налога на добавленную стоимость;
  • обязательных отчислений и сборов в государственные целевые фонды;
  • налога на имущество по оборудованию и установкам, производящим фотоэлектрическую солнечную энергию;
  • земельного налога на земельные участки, занятые оборудованием и установками.

Такие различия в предоставленных льготах создают неравные условия для участников инвестиционных проектов, а отсутствие однозначных и предсказуемых правил налогообложения — невозможность точного планирования бюджетов.

Вопросы предоставления налоговых и иных льгот должны быть учтены при проведении мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Узбекистана, и, в частности, реформировании системы налогообложения. Опыт KPMG подтверждает, что для инвестора наибольший риск заключается не в высокой налоговой нагрузке, а в невозможности прогнозирования расходов в долгосрочной перспективе.

К сожалению, постановление президента, регламентирующее порядок подготовки и реализации проектов с участием IFI, также не устанавливает общих правил налогообложения подобных проектов.

Выработка предложений по внесению изменений в налоговое законодательство в части налогообложения иностранных компаний должна базироваться на проведении детального анализа эффективности действующих правил, включая вопросы налогового администрирования.

Ранее о том, как привлечь больше инвестиций в Узбекистан, рассказывали эксперты Buyuk Kelajak инвестиционный банкир Одилбек Исаков и консультант по инфраструктурным инвестициям АБР Умид Абидхаджаев.

Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями (На примере Краснодарского края)

И.А. Перонко,
государственный советник налоговой службы II ранга
О.А. Ромас,
советник налоговой службы I ранга
П.Т. Сопим,
советник налоговой службы I ранга

1. Порядок государственной регистрации предприятий с участием иностранных инвестиций и принципы их деятельности

Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07.91 № 1545 — 1 определены правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории России.
Иностранными инвесторами могут быть иностранные юридические лица, иностранные граждане, международные организации.
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путем долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно юридическими лицами России и других республик, а также создавать предприятия со 100 % иностранными инвестициями.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Осуществление инвестирования производится путем:
— долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России;
— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (со 100 % инвестициями), а также филиалов иностранных юридических лиц;
— приобретения предприятий, зданий, сооружений, паев, акций, облигаций, иных имущественных прав;
— иной деятельности по осуществлению инвестиций, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Иностранные инвестиции на территории России могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством.
Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается вышеназванным законом, а также другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории РФ.
Предприятия с иностранными инвестициями могут создавать дочернее предприятие с правами юридического лица, а также филиалы и представительства на территории РФ.
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Минфином России или иным уполномоченным на то государственным органом, который в течение 30 дней с момента подачи заявления может выдать разрешение или представить заявителю мотивированный отказ. Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, а также сведения об их ликвидации.
Предприятия, объем иностранных инвестиций в которых превышает 100 млн руб., регистрируются Регистрационной палатой при Минэкономики России.
Иностранные инвесторы для хранения денежных средств в валюте России могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории России при наличии лицензии ЦБ России. Иностранные инвесторы могут использовать рублевые средства, имеющиеся на вышеуказанных счетах, для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с нормативными актами правительства и ЦБ России имеют право на открытие расчетного, ссудного, депозитного, валютного и иного счетов.
Предприятие с иностранными инвестициями может на договорной основе определять условия реализации производимой им продукции (работ, услуг) на рынке России, включая цену на нее, а также условия поставок товаров и услуг с этого рынка. Оплата предприятием с иностранными инвестициями поставок товаров и услуг с рынка России, в том числе плата за жилье и нежилые помещения на территории России, производится в валюте России.
Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, концерны, межотраслевые и другие объединения в порядке, предусмотренном законодательными актами РФ.
Операции с иностранной валютой осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями в порядке, который установлен действующим на территории РФ законодательством.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории РФ международными договорами.

2. Особенности учета и отчетности

Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 26.12.94 г. № 170, и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 08.02.96 г. № 10.
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, которым считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первоначальным отчетным годом для впервые созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, впервые созданной после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Бухгалтерская отчетность предприятий с иностранными инвестициями должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом, а квартальная — не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Датой представления бухгалтерской отчетности для предприятия считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная в штемпеле почтовой организации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.94 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
В бухгалтерском учете отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов учредителей предприятия с иностранными инвестициями.
Увеличение или уменьшение уставного капитала производится по результатам рассмотрения итогов деятельности предприятия за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации. Задолженность по взносам в уставный капитал (по факту) отражается в разделе актива баланса дебиторской задолженности как задолженность учредителей по взносам в уставный капитал на счете 75.
Предприятия с иностранными инвестициями, приходующие в счет вкладов в уставный капитал организаций имущество (включая денежные средства), оцененное в учредительных документах в свободно конвертируемой валюте, возникающие суммовые разницы по счету 75 «Расчеты с учредителями» относят на счет 87 «Добавочный капитал».
Для равномерного отнесения предстоящих расходов на издержки производства или обращения предприятия с иностранными инвестициями могут создавать резервы на предстоящую оплату отпусков, на ремонт основных средств, на подготовительные работы в связи с сезонным характером работы и т.д. с включением их в себестоимость продукции согласно нормативным актам Минфина России. Могут также создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и организациями, а также с гражданами за продукцию (работы и услуги) с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце года инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга.
Если до конца года, следующего за годом создания сомнительных долгов, этот резерв в какой — либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 06.09.93 г. № 12 — 2 — 076/178 на страны — республики бывшего СССР распространяются все нормы международного права. Если одним из учредителей предприятия является юридическое (физическое) лицо, имеющее юридический адрес в республиках бывшего СССР, то согласно ст. 35 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях» от 04.07.91 г. предприятие считается предприятием с иностранными инвестициями в следующем случае: при оплате долей участия (паев, акций) в предприятии иностранным инвестором в валюте России, если имеет более 50 % долей участия (паев, акций).
Регистрация таких предприятий должна быть произведена в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 28.11.91 г. № 26 «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями». Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации, где указывается его статус.

3. Порядок определения облагаемой базы по прибыли

Порядок налогообложения прибыли предприятий с участием иностранного инвестора определен Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2116 — 1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», с учетом изменений и дополнений, и производится в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», с дополнениями и изменениями.
Данный порядок налогообложения прибыли определен с 1 января 1995 года (письмо Госналогслужбы России от 05.07.95 г. № НП — 4 — 01/374).
Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.
Льготы по налогу на прибыль для предприятий с иностранными инвестициями действуют в общеустановленном порядке согласно ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 г., с учетом изменений и дополнений. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 г. № 37, с учетом изменений и дополнений, действует льгота по прибыли, в соответствии с которой не подлежат налогообложению предприятия с иностранными инвестициями, занятые в сфере материального производства, которые зарегистрированы в установленном порядке до 1 января 1992 года, — в течение первых двух лет с момента получения ими балансовой прибыли.
При этом следует иметь в виду, что указанная льгота предоставляется предприятиям с иностранными инвестициями, у которых доля иностранного участника в уставном капитале превышает 30 %, за исключением аналогичных предприятий, занимающихся добычей ископаемых и рыболовством.
Правом на льготу могут пользоваться только те предприятия, у которых доля выручки, полученной от осуществления деятельности в сфере материального производства, составляет более 50 %. Льгота не предоставляется в случае изменения этого соотношения в сторону уменьшения по итогам работы за следующий год. Для применения этой льготы предприятия с иностранными инвестициями должны вести раздельный учет доходов по видам деятельности. Прибыль предприятий с иностранными инвестициями освобождается от налогообложения за первый прибыльный год деятельности предприятия и год, следующий за ним.
Ставки налога на прибыль для предприятий с иностранными инвестициями определены инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 г. № 37 в размере 35 %, из которых 13 % зачисляется в федеральный бюджет. По прибыли, полученной от посреднической деятельности, ставка налога установлена в размере 45 %, в том числе в федеральный бюджет — 15 %.
Кроме налога на прибыль, предприятия с иностранными инвестициями уплачивают другие налоги, действующие на территории России, края, в общеустановленном порядке согласно нормативным актам.
За нарушение налогового законодательства предприятия несут ответственность в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы».

4. Правовые аспекты валютного регулирования

Следует отметить, что при осуществлении сделок с инопартнерами и иностранной валютой необходимо учитывать требования и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, определенные следующими нормативными актами:
— Законом РФ от 09.10.92 г. № 3615 — 1 «О валютном регулировании и валютном контроле»;
— Указами Президента Российской Федерации от 30.12.91 г. № 335 и от 14.06.92 г. № 629;
— инструкцией ЦБ России от 29.06.92 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;
— инструкциями ЦБ России и ГТК России от 12.10.93 № 19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» и от 26.07.95 г. № 30 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».
Указанные основные нормативные акты, с учетом внесенных изменений к ним, определяют основные права и обязанности юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
Все операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на «текущие» валютные операции и валютные операции, связанные с «движением капитала».
Под «текущими» валютными операциями понимаются все переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно — импортных операций на срок не более 180 дней, получение и предоставление на этот же срок финансовых кредитов.
Валютные операции, связанные с «движением капитала», характеризуются прежде всего сроком их осуществления — свыше 180 дней.
Осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, возможно только при наличии специального разрешения (лицензии) Центрального банка России.
Иностранная валюта, получаемая предприятиями и организациями — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не разрешено Центральным банком России.
Предприятия несут ответственность за несоблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках Российской Федерации. За нарушение этого порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Госналогслужбой России или органом валютного контроля при Правительстве Российской Федерации, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по текущему курсу Банка России. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.
Уплата штрафов не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации и обязательной продажи части экспортной выручки.