Саратовская пассажирская компания

Арбитражный суд Саратовской области отказал АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье»» во взыскании с министерства транспорта и дорожного хозяйства региона 67,77 млн руб. Речь идет о старых долгах — ущербе, полученном в результате государственного регулирования тарифов за перевозки в 2014 году. Это второй из трех исков «Черноземья» к областному минтрансу, в котором суд встал на сторону правительства. С аналогичными исками к правительству обращаются и другие перевозчики. Адвокат «Черноземья» говорит о высоких шансах компании выиграть дело в апелляции.

Арбитражный суд Саратовской области отказал воронежскому железнодорожному перевозчику АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье»» в удовлетворении иска к министерству транспорта и дорожного хозяйства региона на сумму 67,77 млн руб.

Как следует из материалов арбитражного дела, перевозчик, министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, и ГБУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» 4 августа 2014 года заключили договор о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов от регулируемых тарифов на пассажирские перевозки. «Черноземье» обеспечивало в регионе перевозки, но плату получало по тарифу, который, по его мнению, значительно ниже экономически обоснованного. Минтранспорта региона перечислило ему 15,73 млн руб. в качестве компенсации потерь за регулирование тарифов, однако ППК «Черноземье» посчитала эту сумму недостаточной и обратилась в суд.

• АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье»» создано на полигоне Юго-Восточной железной дороги с участием в уставном капитале ОАО «РЖД», Липецкой, Белгородской и Воронежской областей. АО «ППК «Черноземье»» является дочерним зависимым обществом ОАО «РЖД». Зарегистрировано 27 декабря 2010 года. Компания обслуживает ежедневно более 26 тыс. пассажиров. Подвижной состав, задействованный в пригородных перевозках, составляет более 160 поездов в сутки.

Суд посчитал, что власти Саратовской области приняли все необходимые меры для компенсации потерь, и счел доводы истца «недостаточными для вывода о том, что возникшая в деятельности истца отрицательная разница между понесенными затратами и полученными доходами возникла по вине ответчика, а не по вине самого истца». По мнению суда, перевозчик мог сам скорректировать незапланированные расходы.

Ранее Арбитражный суд Саратовской области частично удовлетворял иск АО «ППК «Черноземье»» к Саратовской области в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства о взыскании задолженности по договору организации перевозок за 2013 год в размере 5,63 млн руб. вместо запрашиваемых 88,98 млн руб., а при рассмотрении аналогичного иска по задолженности перед пригородной пассажирской компанией за 2012 год 64,47 млн руб. решил вопрос в пользу министерства. Оба дела в настоящее время рассматривает Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Воронежское АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье»» ушла из Саратовской области в 2015 году. Как писал «Ъ», в 2014 году перевозчики начали массово отменять пригородные поезда, пытаясь таким образом добиться возмещения понесенных убытков. В Саратовской области без электричек остались 90 населенных пунктов. Количество поездов сократилось вдвое. По данным минтранса на 2015 год, доля ППК «Черноземье» на рынке железнодорожных пассажирских перевозок в Саратовской области составляла порядка 15% (1 млн пассажиров в год).

В регионе осталась одна компания, осуществляющая пригородные пассажирские перевозки по железной дороге. Это ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» (51%— ПАО «РЖД», 49%— правительство Саратовской области), которой «Черноземье» передало свои маршруты. Ей же отдало маршруты и ООО «Межрегиональная пассажирская компания», принадлежащее самарскому бизнесмену Павлу Кожину.

Аналогичные иски о взыскании ущерба, причиненного регулированием тарифов, подала в отношении облминтранса АО «Саратовская ППК». По трем делам суд первой инстанции принял решение отказать в удовлетворении требований. В настоящее время они находятся на рассмотрении в апелляционной инстанции. В «Саратовской ППК» не ответили на запрос «Ъ».

«Говорить о том, что ППК «Черноземье» проиграла суд министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по взысканию ущерба, преждевременно. Компания подала апелляционную жалобу на решение суда от 12 марта, ее рассмотрение назначено на 21 мая», — рассказал адвокат МКА «Мельницкий и Захаров» Павел Дуксин, который представлял интересы АО «ППК «Черноземье»» при рассмотрении двух аналогичных исков о взыскании ущерба с облминтранса за перевозки в 2011 и 2012 годах.

По словам господина Дуксина, основные затраты, которые несет перевозчик, приходятся на аренду подвижного состава у РЖД. У ППК «Черноземье» нет своего подвижного состава. Компания-перевозчик арендует подвижной состав по тем расценкам, которые предлагает ему арендодатель. «Суд первой инстанции посчитал, что истцу не удалось доказать обоснованность арендной ставки. Но ее устанавливает не арендатор, а арендодатель. Свои выводы суд сделал на основании экспертного заключения. Инициатором проведения экспертизы выступило министерство. Как только мы узнали, где ее будут проводить (ССЭИ РЭУ им. Плеханова. — «Ъ»), результат рассмотрения дела в суде первой инстанции для нас был предсказуем. К счастью, суд апелляционной инстанции, на наш взгляд, не очень доволен работой экспертов, у него к ним постоянно возникают новые и новые вопросы», — считает Павел Дуксин.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства не успели дать ответ на запрос «Ъ», пообещав предоставить его позже.

Марина Ковалева