СанПИН санитарные зоны 2017

Мы разрабатываем и согласуем проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) по всей России (г. Москва, Московской области, Тюменской области, Свердловской области).

Проект санитарной защитной зоны (далее — проект СЗЗ) — проектная документация, разрабатываемая в целях создания специальной территории с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Под воздействием понимается не только выбросы загрязняющих веществ, но также шум, вибрация, электромагнитное изучение и иное.

НОВОЕ. 07 марта 2018 было опубликовано Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Основное нововведение заключается в том, что по новым правилам сначала установление СЗЗ, а потом подтверждение ее. Ранее для установления СЗЗ необходимо было разработать расчетный проект СЗЗ, в течение года проводить замеры, потом утвердить окончательный проект СЗЗ.

2. Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Кому необходимо разрабатывать проект СЗЗ

Основными нормативными правовыми актами, которые регулируют данный вопрос, является «Об охране атмосферного воздуха» и .

Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999, статья 16, пункт 3:

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999, статья 30, пункт 1:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 3.1:

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I — III класса опасности является обязательной.

Вкратце, разработка проекта СЗЗ нужна всем промышленным объектам, в процессе деятельности которой происходит воздействие на окружающую среду, включая человека. В качестве воздействия может выступать звук, электромагнитное излучение или выбросы загрязняющих веществ в воздух. В данном случае будет проще отразить объекты, которым не требуется разработка проекта.

Проект СЗЗ не разрабатывается, если:

1. Предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека (то есть уровень загрязнения, создаваемого предприятием за пределами промышленной площадки не выше 0,1 ПДК и/или ПДУ).

Предельно-допустимый уровень (ПДУ) — законодательно утверждённая верхняя граница величины некого воздействующего фактора (шум, радиоактивность, напряжённость электромагнитного поля, концентрация веществ и т. д.), которая допускается при той или иной человеческой деятельности, как не приводящая к травмам или другим повреждениям организма.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — максимальная концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Если нет возможности идентифицировать ваш объект в соответствии СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 , то в данном случае вне зависимости от класса опасности вам необходимо разработать проект СЗЗ, Также может возникнуть ситуация, что в условиях сложившейся градостроительной ситуации нет невозможности соблюдать размеры ориентировочной санитарно-защитной зоны. В таком случае обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух.

3. Предприятие принадлежит к объектам малого бизнеса и относится к V классу опасности (одновременно).

4. Численность предприятия не превышает 15 человек.

Перечень необходимых документов для разработки смотреть во вкладке «примечание» в начале страницы.

В каких случаях необходима актуализация проекта СЗЗ

Актуализация (переоформление) проекта СЗЗ необходима в следующих случаях:

1. Изменения вида деятельности;

2. Изменения технологии и объема производства;

3. Застройки приграничных территорий;

4. Изменения плана смежных землепользователей.

В случае изменения собственника объекта и наличия согласованного проекта СЗЗ необходимо написать заявление в территориальное управление Роспотребнадзора, что произошло соответствующее изменение.

Этапы составления и согласования проекта СЗЗ

1. Бесплатная первичная консультация, в процессе которой мы устанавливаем наличие проекта СЗЗ, количество источников воздействия (выбросы в воздух, шум, вибрация, электромагнитное изучение) и иную информацию.

Расчетный проект СЗЗ

2. Заключение договора.

3. Составление перечня источников выбросов (организованных и неорганизованных) и источников шума, их режим работы и местоположение, и вещества, выбрасываемые всеми источниками выбросов на данном предприятии.

4. Проведение расчета выбросов всех веществ со всех источников, расчет шума и электромагнитного излучения. Получение справки о фоновой концентрации веществ в воздухе.

5. Составление расчетного (предварительного) проекта СЗЗ и программы проведения лабораторных и инструментальных исследований окружающей среды в зоне влияния организации для подтверждения установленного размера СЗЗ.

6. Проведение санитарной экспертизы проекта во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или аккредитованной организации по данному виду деятельности на соответствие санитарным правилам. Устранение замечаний в случае их возникновения.

7. Подача экспертного заключения на согласование в территориальное управление Роспотребнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Окончательный проект СЗЗ

8. Проведение натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и физического воздействия по специально разработанной программе и (или) в рамках программы производственного контроля в течение одного года.

9. Составление установленного (окончательного) проекта СЗЗ и пояснительной записки.

10. Проведение санитарной экспертизы проекта во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или аккредитованной организации по данному виду деятельности на соответствие санитарным правилам. Устранение замечаний в случае их возникновения.

11. Подача экспертного заключения на согласование в территориальное управление Роспотребнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Разработка и согласование окончательных и расчетных проектов СЗЗ. Ждем вашего звонка.

Переписывать постановление не имеет смысла, рассмотрим лишь некоторые явные изменения.

Кому необходимо разрабатывать проект СЗЗ?

Первое и самое важное изменение. Теперь каждый правообладатель объекта, в отношении которого имеется обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, обязан в течение года после вступления в силу Постановления подать соответствующее заявление об установлении СЗЗ (вместе с полным комплектом документов).

Аналогично и для строящихся (подлежащих реконструкции) объектов, для которых уже получено разрешение на строительство, реконструкцию, и для которых имеется обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, — в течение года после вступления в силу Постановления необходимо подать соответствующее заявление на установление СЗЗ.

Т.е. если раньше СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не включал обязанность по установлению СЗЗ к действующим объектам, то новое Постановление это «недоработку» устраняет.

П.1: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

И таким образом, всем существующим и действующим объектам необходимо в течение одного года разработать проект СЗЗ и установить защитную зону, если за территорией формируется химическое, физическое или биологическое воздействие, превышающее установленные нормативные значения.

Установление санитарно-защитной зоны

Еще одно важное, на наш взгляд, изменение заключается в следующем. В соответствии с п. 2.2 СанПиН.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании протокольных измерений. В Постановлении Правительства №222 речь идет только об установлении СЗЗ, ее изменении или прекращении.

Но, на практике эта норма сейчас не работает. При попытках согласовать проекты СЗЗ, разработанные в соответствии с новым требованиями, мы получаем «соответствующие комментарии» экспертов. И таким образом, снова приходим к привычной для всех последовательности, установленной СанПиНом.

Различается подход к определению границ СЗЗ: согласно СанПиН санитарно-защитная зона предприятия устанавливается от границ земельного участка, то в ПП №222 учитывается только контур объекта. При этом на сегодняшний день все же остается открытым вопрос по выполнению замеров уровня загрязнения: за пределами промышленной площадки или по контуру объекта?!

Еще одно нововведение: согласно действующим ранее санитарным правилам сведения о санзонах не отражались в едином госреестре недвижимости. Поэтому правоприменители при рассмотрении спорных вопросов исходили из того, что вне зависимости от наличия записи в ЕГРН ограничения санзоны, если такая определена, вступают в силу. Теперь это так только после внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.

  1. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Изменения санитарно-защитной зоны

Важное изменение теперь касается и порядка изменения СЗЗ. По действовавшим ранее правилам подавать заявления за изменением санитарно-защитной зоны мог только непосредственный правообладатель объекта, что давало возможность недобросовестным лицам спекулировать этим правом, продавая возможность уменьшения границ СЗЗ заинтересованным собственникам земли.

В Постановлении Правительства № 222 есть прямое указание на то, что собственник участка (который входит в чужую санзону), при отсутствии соответствующего заявления от правообладателя объекта имеет право самостоятельно провести измерения «уровня загрязнения» и при наличии достаточных на то оснований самостоятельно подать заявление на изменение СЗЗ.

  1. В целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

Краткие выводы:

  • устанавливать СЗЗ теперь обязаны все предприятия, а не только вновь строящиеся или реконструируемые;
  • изменять СЗЗ может не только правообладатель объекта, но и лицо, территория которого находится в границе соответствующей санитарно-защитной зоны;
  • факт установки СЗЗ подтверждается появлением соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в новом Постановлении много спорных моментов и противоречии с действующим СанПиНом. Несмотря на то, что Постановление имеет более высокий статус в иерархии законодательства, контролирующие органы не спешат его применять на практике.

Остались вопросы по поводу СЗЗ для вашего предприятия? Пишите, с удовольствием ответим!

Прочитать про услугу: Разработка проекта СЗЗ

В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. С 1 марта 2008 года вводятся в действие новые требования к проектированию и установлению размеров санитарно-защитных зон, а также классы опасности промышленных объектов и производств.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (санитарные разрывы). Величина разрыва определяется на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации

Федеральные санитарные правила нормы и гигиенические нормативы

2.2.1./2.1.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96

Минздрав России

Москва 1997

Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов: Санитарные правила и нормы.

1. Подготовлены творческим коллективом в составе: д. м. н. Р. С. Гильденскиольд, к. м. н. И. Л. Винокур (НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана ГКСЭН РФ), д. м. н. К. А. Буштуева (Российская медицинская академия последипломного образования МЗ РФ), к. м. н. Л. Ф. Глебова (ГНЦ «Институт биофизики»), д. м. н. Ю. П. Тихомиров, к. м. н. М. П. Грачева (Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии ГКСЭН РФ), д. м. н. Е. М. Черепов (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН), гл. спец. Н. Д. Антипова, гл. спец. А. П. Веселов (Госкомсанэпиднадзор России), гл. врач ЦГСЭН в Пермской области Т. М. Лебедева, с учетом опыта применения ранее действующего нормативного документа – «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий» СН 245-71, материалов санитарно-гигиенических исследований загрязнения атмосферного воздуха, выполненных в регионах расположения предприятий различных отраслей промышленности с обоснованными рекомендациями о необходимой величине санитарно-защитных зон по конкретным производствам и комплексам, сведений о нормативной величине санитарно-защитных зон в зарубежных странах.

2. Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. № 41.

3. Введены впервые. Письмо Минздрава СССР от 03.12.90 г. № 143-12/1043-1, разрешающее Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации руководствоваться положениями СН 245-71, считается утратившим силу.

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3).

«Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил…

Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Госкомсанэпиднадзора

России

от 31 октября 1996 года № 41

Дата введения — с момента

опубликования

2.2.1/2.1.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

Sanitary Protection Zones and Sanitary Classification of Enterprises, Constructions and other Objects

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96

1. Область применения

1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) разработаны на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991) с учетом действующих законов «Об охране атмосферного воздуха» (1980), «Об охране окружающей природной среды» (1991), основ земельного, водного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, санитарных правил по охране атмосферного воздуха населенных мест, а также «Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года № 625.

1.2. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий; сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров.

1.3. Санитарные правила предназначены для органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, специалистов, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также осуществлением государственного экологического контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Нормативные ссылки

2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г.

2.2. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625.

2.3. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625.

2.4. СанПиН 2.1.6.575-96 «Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест».

2.5. СанПиН 2.1.1.564-96 «Планировка и застройка городских и сельских поселений».

2.7. ГН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Допустимые уровни вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий».

2.8. СанПиН 2.2.4/2.1.8.583-96 «Гигиенические нормативы инфразвука на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки».

2.9. Санитарные нормы защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи № 2971-84.

2.10. ГОСТ 2.05.06.85 «Магистральные трубопроводы».

2.11. ГОСТ 2.05.13.90 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов».

2.12. Расчетная величина санитарно-защитной зоны по фактору шума для предприятий различных отраслей промышленности/ Справочник проектировщика «Защита от шума в градостроительстве»». М.: Стройиздат, 1993.

2.13. Руководство по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий. М.: ЦНИИП Градостроительства, 1984.

2.14. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86.

3. Общие положения

3.1. Настоящие требования распространяются на проектирование и эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, тепловых электростанций, электрических станций с возобновляемыми источниками энергии, опытно-экспериментальных производств и установок, малых предприятий, а также на действующие производства.

3.2. Обязательным условием современного промышленного проектирования является внедрение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих максимально сократить или избежать поступления вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферу, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие физических факторов до гигиенических нормативов и ниже.

3.3. Разрабатываемые в проектах строительства и реконструкции природоохранные технологические и технические решения должны быть детально обоснованы результатами опытно-промышленных испытаний, при проектировании производств на основе новых технологий — данными эксплуатации действующего аналога, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства.

3.4. Новое промышленное строительство на территориях с превышением гигиенических нормативов в зонах экологического неблагополучия не допускается. Для решения природоохранных задач разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование действующих производств.

3.5. Предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и (или) пахучих веществ, а также источниками шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами*.

* Требования по учету ионизирующих излучений в данном документе не рассматриваются.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого промышленного предприятия и других объектов, которые могут быть источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

3.6. Санитарно-защитная зона — территория между границами промплощадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства, с учетом перспективы их расширения и селитебной застройки.

Она предназначена для:

?? обеспечения требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния предприятий, транспортных коммуникаций, линий электропередач на окружающее население, факторов физического воздействия — шума, повышенного уровня вибрации, инфразвука, электромагнитных волн и статического электричества;

?? создания архитектурно-эстетического барьера между промышленностью и жилой частью при соответствующем ее благоустройстве;

?? организации дополнительных озелененных площадей с целью усиления ассимиляции и фильтрации загрязнителей атмосферного воздуха, а также повышения активности процесса диффузии воздушных масс и локального благоприятного влияния на климат.

3.7. Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную степень проработки ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного предприятия или промышленного комплекса.

3.8. В предпроектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, а в составе проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией.

Примечания.

1. В состав исходных данных для характеристики территории санитарно-защитной зоны в проекте ее организации должны быть включены:

?? характеристика природно-климатических условий;

?? отчеты изысканий о почвенном обследовании с определением исходного уровня содержания элементов и химических веществ, источником которых может быть проектируемое предприятие и изучении лесорастительных условий района озеленения;

?? материалы инвентаризации зданий, сооружений и насаждений;

?? материалы, характеризующие сельхозугодья.

2. В составе графических материалов разрабатывается генеральный план санитарно-защитной зоны в масштабе 1:10000 или 1:23000 с нанесением границ зоны. Указанный генплан может быть совмещен с ситуационным планом.

3.9. Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками формирования производственных вредностей в зависимости от мощности, условий эксплуатации, концентрации объектов на ограниченной территории, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсических и пахучих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на окружающую среду и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие минимальные размеры санитарно-защитных зон:

?? предприятия первого класса — 2000 м;

?? предприятия второго класса — 1000 м;

?? предприятия третьего класса — 500 м;

?? предприятия четвертого класса — 300 м;

?? предприятия пятого класса — 100 м.

Примечания.

1. Соблюдение указанных размеров СЗЗ в зависимости от класса предприятия обязательно для вновь строящихся и реконструируемых предприятий. Для действующих предприятий пересмотр и обоснование достаточности СЗЗ должны быть выполнены в течение не более 5 лет с момента выхода настоящего документа.

2. В условиях сложившейся застройки при соблюдении минимальной СЗЗ в соответствии с ранее действующими нормами, обеспечение требований данного документа, при отсутствии возможности решения задачи планировочными приемами, достигается внедрением новых технологий и снижением воздействия выбросов данного предприятия на население при его реконструкции с соответствующим снижением класса вредности.

3. Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, ширина СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.

4. Для минипроизводств (предприятий пищевой, парфюмерно-косметической промышленности, общественного питания, зрелищных и культурных объектов, минимальная санитарно-защитная зона принимается равной 50 м при расчетном обосновании ее достаточности по шумовому воздействию.

5. Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятой величины С33 для максимальной проектной или фактически достигнутой его мощности.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.

По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.

Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).

В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.

Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.

В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.

Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.

Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:

Класс опасности отхода для окружающей природной среды

Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

I класс (чрезвычайно опасные) очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
II класс (высокоопасные) высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
III класс (умеренно опасные) средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
IV класс (малоопасные) низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс (практически неопасные) очень низкая Экологическая система практически не нарушена.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.

Класс опасности

Степень опасности

чрезвычайно опасные вещества

высокоопасные вещества

умеренно опасные вещества

малоопасные вещества

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса – 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса – 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса – 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса – 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса – 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В СЗЗ не допускается размещать

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома
  • ландшафтно-рекреационные зоны
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков
  • другие территории:
    • спортивные сооружения
    • детские площадки
    • образовательные и детские учреждения
    • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования

В границах СЗЗ промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение:

объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):

  1. нежилые помещения для дежурного аварийного персонала
  2. помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель)
  3. здания управления, конструкторские бюро
  4. здания административного назначения
  5. научно-исследовательские лаборатории
  6. поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа
  7. бани, прачечные
  8. объекты торговли и общественного питания
  9. мотели, гостиницы, гаражи
  10. площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта
  11. пожарные депо, местные и транзитные коммуникации
  12. ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы
  13. артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения
  14. автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей

Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.

При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:

  1. Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.)
  2. Описание местоположения таких зон
  3. Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ
  4. Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений
  5. Содержание ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ
  6. В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства

СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:

  1. в картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
  2. в материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.

Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I – III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.