Саморегулируемая организация аудиторов

2010-03-15 00:00:00

Аудит: нелегкие деньги…
По мнению экспертов, создание саморегулируемых организаций аудиторов оказалось весьма своевременным на фоне бурного роста рынка и развернувшегося в условиях кризиса демпинга. Раньше контролировать эти явления представлялось невозможным, так как для государства данный вопрос был непринципиальным, а членство в профессиональных организациях, устанавливающих внутренние правила, – добровольным.

Кто не с нами, тот отдыхает
Отечественный рынок аудита как относительно молодой – ему всего-то 20 лет – переживает бурный рост. Министерство финансов РФ, на которое ранее была формально возложена функция контроля, справиться с ней не могло. Общее количество выданных им квалификационных аттестатов аудитора на 1 января 2009 года составляло 38,8 тыс. При этом, как отмечают эксперты, около 30% из них стали мертвыми душами. И только треть входили в состав профессиональных объединений, аккредитованных при Минфине.

На протяжении нескольких лет система была попросту дезавуирована. Она продолжала существовать в отсутствие самого важного элемента: после выдачи лицензии контроль за соблюдением правил деятельности лицензируемой организацией не осуществлялся. «Государство не ставило целью регулирование аудиторского рынка, – констатирует старший партнер аудиторско-консалтинговой группы компаний BDO Александр Веренков. – Оно было обозначено некими положениями, которые не работают, вроде положения о конкурсных комиссиях. Или, например, путем аккредитации профессиональных объединений и возложения на них определенных функций (к примеру, по подтверждению непрерывного обучения или прохождения переподготовки аудитора). Это не то регулирование, в котором нуждался рынок. Аудиторские отчеты анализировались для того, чтобы собрать статистику и представить ее заинтересованным лицам, а не для того, чтобы выстроить на основе этих отчетов систему внешнего надзора».

Лицензирование аудиторов было отменено вышедшим в конце 2008 года ФЗ «Об аудиторской деятельности».
С 1 января 2010-го право работать в этой сфере имеют только те, кто вступил в саморегулируемые организации. По состоянию на 15 января 2010 года членами СРО являлись 18 894 аудитора и 3790 аудиторских организаций. По некоторым оценкам, СРО объединили порядка 70% всех, кто фактически осуществлял аудиторскую деятельность в 2009 году.
Участники рынка относятся к нововведению с оптимизмом, отмечая, что улучшения неизбежно почувствует конечный потребитель аудиторских услуг. «Государство не имеет достаточных ресурсов для регулирования нашей сферы деятельности, – отмечает заместитель главного бухгалтера ОАО «ЛУКОЙЛ», независимый член совета НП «Аудиторская палата России» Игорь Козырев. – Мировой опыт показывает, что наилучшей формой для этого являются саморегулируемые организации».
СРО самостоятельно будут проверять деятельность своих членов на соответствие разрабатываемым ими же стандартам. Для этого саморегулируемым организациям необходимо пройти регистрацию в Минфине и быть внесенными в государственный реестр.

Первая СРО аудиторов была зарегистрирована 1 октября 2009 года. Ею стала Аудиторская палата России (АПР). Как отмечают собеседники журнала, наибольшая готовность данной профессиональной организации к преобразованиям обусловлена тем, что процесс реформирования она начала раньше всех. Каждое объединение аудиторов прошло через период становления, период внутреннего кризиса, вызванного различными противоречиями, проводимыми политиками. АПР переболела всем этим загодя. По мнению участников рынка, немаловажным также оказался авторитет президента совета НП «АПР», президента Финансовой академии при правительстве РФ Аллы Грязновой, а также генерального директора АПР Татьяны Брагиной.
Большая четверка некоммерческих организаций аудиторов, куда входит Аудиторская палата России, охватывает 80% рынка, поэтому она наиболее заинтересована в «легализации» саморегулирования профессиональной деятельности. В результате эти организации были зарегистрированы без каких-либо серьезных препятствий.

У других объединений возникали проблемы с численностью, внутренней дисциплиной. Так, единственный региональный претендент на статус СРО – Волжское аудиторское объединение – не смог добрать необходимое количество членов и отозвал свое заявление.
До конца 2009 года, помимо АПР, в реестр СРО попали Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), Московская аудиторская палата (МоАП), Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров, Российская коллегия аудиторов, аудиторская ассоциация «Содружество».
Суд не идет
В России успел сформироваться крупный сегмент предприятий с государственным участием, проектов ГЧП, нуждающихся в особенно тщательном аудите. Существует множество общественно значимых компаний, где должны действовать более жесткие правила и стандарты отчетности. Здесь по-особому должен быть организован контроль над аудиторами со стороны СРО. По словам представителей уже действующих саморегулируемых организаций, важная роль отводится периодическим и достаточно глубоким внешним инспекционным проверкам, по результатам которых может быть принято решение об исключении из реестра и прекращении деятельности недобросовестного аудитора. До введения саморегулирования существовала практика добровольных проверок, на которые, разумеется, заявлялись те организации, у которых все было в порядке. Отныне будут проводиться проверки не только плановые, но и по жалобам и обращениям.

Применение к провинившимся аудиторам дисциплинарных мер – это отдельный пласт проблем. Сегодня у СРО есть полномочия как по внесению, так и по исключению из реестра. Но иметь полномочия и пользоваться ими – не одно и то же. По мнению А. Веренкова, судебная практика в этой сфере страдает из-за отсутствия в российском законодательстве понятия «надлежащий пользователь финансовой отчетности», фактически подразумевающего инвестора, который может оказаться потерпевшим от проведенного в его активах аудита. Одним из существенных прав надлежащего пользователя финансовой отчетности должно являться право подавать в суд на те организации, которые причастны к нанесенному ему ущербу, как это сделано в цивилизованном мире. В России таким правом наделены по отношению к аудитору только аудируемые лица. Но если некое предприятие, привлекшее большой объем финансирования, составило недобросовестную отчетность и оказало давление на аудитора, который не заметил или прикрыл эти действия, то со стороны этого предприятия вряд ли стоит ожидать громкого судебного процесса по отношению к аудитору.

Эксперты отмечают, что в России нет судебной практики, благодаря которой формировалась бы оценка действий недобросовестного аудитора и, как следствие, вырабатывались меры по контролю. До сих пор не случалось прецедента, когда было бы доказано, что убытки принес аудит.
Они никогда не платят…
Как известно, при каждой СРО создаются компенсационные фонды, из которых предположительно будут осуществляться выплаты пострадавшим от недобросовестной работы аудиторов (в случае их неплатежеспособности). Однако, по мнению специалистов, фонда хватит на оплату услуг адвокатов для защиты репутации самой СРО, но не для ее членов.
Вопросы наполнения и восстановления компенсационного фонда остаются открытыми. Если одна фирма оступится, то может «очистить» его целиком. Сегодня размер взносов в зависимости от конкретной СРО составляет для индивидуальных аудиторов 3 тыс. рублей, для организаций – 3–5 тыс. рублей в год. Хотя это и не большие деньги, но вряд ли члены саморегулируемого объединения станут охотно пополнять фонд, постоянно растрачивающийся по вине недобросовестных коллег. Для тех же, кто является заказчиком аудиторских услуг, столь щадящий режим пополнения фонда заведомо не является серьезным аргументом при выборе аудитора.

Сам принцип саморегулирования предполагает коллективную ответственность. Компенсационные фонды призваны покрывать убытки от деятельности организаций, нарушивших правила и нанесших ущерб. Многие участники рынка выступали против них еще на этапе обсуждения закона. «Необходимо развивать механизм индивидуального страхования профессиональной ответственности, – убежден А. Веренков. – Он должен финансово стимулировать организации, которые обладают надлежащей системой внутреннего контроля качества услуг. Для них механизм страхования может предоставлять льготные условия: страховые премии назначаются ниже для тех организаций, которые заботятся о своей репутации, чем для тех, что попали в сферу надзора или имеют репутацию высокорисковых».
Компенсационный фонд, как полагает специалист, наоборот, будет стимулировать организации, которые раньше рассчитывали только на свои возможности для возмещения ущерба. Они будут успокаивать клиентов: если что, у нас есть компенсационный фонд, за нас ответит СРО. «Получается, что один делает бракованные горшки, а все гончары за это платят», – иронизирует А. Веренков.

По мнению И. Козырева, следует обратиться к зарубежному опыту, где отсутствует коллективная ответ­ственность, а каждый самостоятельно отвечает по своим рискам. Для этого необходим цивилизованный механизм страхования, предусматривающий личную ответственность. Однако далеко не все страховые компании захотят на это подписаться. Как и в любой системе страхования, необходимо классифицировать страховой случай. А это должно найти свое отражение в законодательстве.
В свою очередь, А. Веренков сомневается, что в нынешних условиях застрахованные клиенты даже очень серьезных аудиторских организаций смогут получить возмещение ущерба от страховщика. «Если речь идет о сколько-нибудь серьезных суммах, я думаю, мы будем наблюдать отказы страховщиков покрывать ущерб, – говорит он. – Правовая база, к сожалению, такова, что возникает очень большая возможность апеллировать к неточностям законодательства».

Кто не успел, тот еще успеет?
Как упоминалось, в СРО вступили только 70% действовавших на рынке аудиторов. Остальные автоматически утратили право работать в сфере аудита. По мнению экспертов, это может привести к росту цен на услуги «выживших» в ходе реформы участников рынка. Однако вместе с тем они отмечают, что отсеялись те, кто практически не вел эту деятельность или занимался ею от случая к случаю. По оценке А. Веренкова, 5–7% оставшихся за бортом организаций имеют не решенные вопросы с учредителями. «Я думаю, после периода неразберихи, сопутствующей любой реформе, в СРО вступит еще какой-то процент организаций», – считает он.

Для утверждения изменений в уставах и приведения их в соответствие с требованиями изменившегося законодательства об аудиторской деятельности профессиональные объединения провели общие собрания. Кроме того, им необходимо было сделать определенные уточнения процедур контроля качества в организации, наладить работу специальных органов.
Для внесения аудитора в реестр СРО собирается достаточно объемный пакет документов, справок, свидетельств, характеристик. В 2009-м действовал упрощенный порядок регистрации. Им могли воспользоваться только профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные при Минфине до дня вступления в силу ФЗ «Об аудиторской деятельности», то есть до 1 января 2009 года. Но ни одно из них этой льготой не воспользовалось. Заявления о внесении сведений в государственный реестр СРО подали восемь некоммерческих организаций, в том числе четыре впервые созданные.

Как отмечается в докладе Минфина, посвященном положению дел в создании института саморегулирования аудита, в процессе рассмотрения и проверки документов некоммерческих организаций выявлены различные нарушения и недостатки.
В частности, два заявителя не прошли по количеству членов организации (должно быть не менее
700 физических лиц, соответствующих установленным законом требованиям). Три кандидата в реестр не обеспечили формирование компенсационного фонда. Некоторые некоммерческие организации подали не все документы, предусмотренные перечнем. Также имели место случаи предоставления недостоверной информации. Например, о членах, не имеющих квалификационных аттестатов, не уплативших вступительные или членские взносы и т. д.

В соответствии с законом аудиторы могут быть членами только одной саморегулируемой организации. Однако в процессе проверки документов Минфин выявил три случая, когда и это требование было нарушено.
А отдельные НКО после подачи заявления о внесении сведений о них в государственный реестр, недолго думая, провозглашали себя СРО до окончания рассмотрения этих заявлений.
Проверка, проведенная Минфином, выявила также серьезные недостатки в формировании и хранении компенсационных фондов. Взносы принимались наличными в кассу некоммерческой организации или хранились на расчетном счете без обособления их от остальных средств, либо взносы в компенсационный фонд заносились за счет членских взносов.
Неловко за доступность
Новоиспеченные СРО скоро могут ужесточить требования к приему новых членов, уверены эксперты. АПР, ИПАР и МоАП с 1 января 2010 года уже увеличили размер взносов. Усиление входного контроля необходимо для того, чтобы сократить риск расходования средств компенсационного фонда на погашение возникающих форс-мажорных ситуаций, связанных с деятельностью новых членов.

«Я не вижу причин, из-за которых нельзя было бы поднять планку для вступающих в СРО, – уверен А. Веренков. – Она не должна быть очень низкой для собирающихся входить на рынок новых аудиторских компаний. Это подтвердит серьезность их намерений. Всех подряд выпускают только на День лыжника, а если говорить о профессиональных соревнованиях, людей с улицы на них не допустят. Во всем мире социально значимые профессии – нотариус, адвокат, врач – имеют достаточно высокий барьер доступа.

У нас в аудите он настолько низкий, что возникает чувство неловкости. Есть люди, которые считают себя аудиторами, соблюдая какие-то совсем незначительные требования».
Между тем о незаконной «покупке» членства в СРО с целью получения доступа к работе на рынке аудита говорить вряд ли придется. По мнению И. Козырева, саморегулируемые организации будут защищаться от случайных лиц путем ужесточения стандартов вступления. Всегда есть возможность подделки документов, но в процесс принятия решения вовлечено достаточно большое количество людей. Кроме того, если и произойдет подлог на этапе вступления, то в дальнейшем он легко может быть раскрыт.
Дешевый аудитор – плохой аудитор?
К участникам рынка медленно, но верно начинает приходить осознание того, что если еще вчера они как аудиторы могли делать все, что заблагорассудится, то теперь им нужно выстраивать отношения с бюрократическими инстанциями. «Как при возникновении любой организации индивидуумов, это будет связано с определенным подавлением свобод, поэтому чувство осторожности преобладает. Эйфория относительно того, что аудит – это легкие деньги, прошла», – подчеркивает А. Веренков.
По словам И. Козырева, для потребителя важно, чтобы аудит выполнялся качественно и недорого. При этом ни общество, ни собственники не заинтересованы в дешевых аудиторах. Эксперты не исключают, что СРО могут организовать некие консорциумы по выравниванию цен на аудиторские услуги. Прежде всего эти меры будут направлены на борьбу с демпингом, являющимся, по мнению участников рынка, синонимом некачественной работы. Демпинг опасен как для общества, которое посредством аудита осуществляет контроль над бизнесом, так и для собственника, которому замыливает глаза недобросовестный менеджмент. В результате дискредитируется профессия аудитора, для которой репутация имеет решающее значение. При этом возможные материальные претензии клиентов из-за некачественного аудита каждой СРО теперь придется возмещать за счет компенсационного фонда.

С другой стороны, избавление от дешевых аудиторов закономерно приведет к росту цен, которые теперь будут зависеть от того, в какой саморегулируемой организации состоит тот или иной аудитор. Вот только почувствуют ли улучшения конечные потребители услуг в условиях, когда все СРО войдут в картельный сговор? Но это уже отдельная тема…
Михаил Кузьминов

Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными соответственно для всех аудиторских организаций – членов саморегулируемой организации.

К членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов предъявляются следующие требования:

  • 1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия:
  • 2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
  • 3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;
  • 4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией;
  • 5) безупречная деловая репутация;
  • 6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
  • 7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
  • 8) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются:

  • • наличие квалификационного аттестата аудитора;
  • • безупречная деловая (профессиональная) репутация;
  • • уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
  • • уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.

Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление о вступлении, а также представляет:

  • а) учредительные документы;
  • б) документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • в) список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами;
  • г) список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, либо выписку из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающую, что индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудитором, либо выписку из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающую, что другая коммерческая организация, которой переданы по договору полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудиторской организацией;
  • д) список учредителей (участников) коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами и аудиторскими организациями, а также документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном (складочном) капитале коммерческой организации. До 1 января 2013 г. организации и физические лица при вступлении в члены саморегулируемой организации аудиторов вправе представлять в саморегулируемые организации аудиторов рекомендации не менее трех аудиторов, имеющих действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный до дня вступления в силу Закона № 315-ФЗ, но не позднее чем за три года до дачи рекомендаций, подтверждающих безупречную деловую (профессиональную) репутацию претендента;
  • е) письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней;
  • ж) один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
  • з) иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены саморегулируемой организации аудиторов.

Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора физическое лицо подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), а также представляет следующие документы:

  • 1) квалификационный аттестат аудитора;
  • 2) письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию физического лица, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций;
  • 3) справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • 4) документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • 5) иные документы, предусмотренные правилами приема физических лиц в члены саморегулируемой организации аудиторов.

В саморегулируемую организацию аудиторов представляются оригиналы документов или их надлежащим образом заверенные копии. Оригиналы учредительных документов, квалификационных аттестатов аудитора, документов, подтверждающих внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, принимаются саморегулируемой организацией аудиторов для ознакомления и возвращаются представившему их лицу. В саморегулируемой организации аудиторов в этом случае сохраняются копии документов, заверенные уполномоченным лицом этой саморегулируемой организации аудиторов. Правилами приема в члены саморегулируемой организации аудиторов может быть установлено требование о представлении надлежаще заверенных переводов на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Саморегулируемая организация аудиторов в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем представления документов, принимает решение о приеме либо об отказе в приеме в члены данной саморегулируемой организации аудиторов.

Решение саморегулируемой организации аудиторов о приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов вступает в силу со дня уплаты взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов, а также взносов, установленных саморегулируемой организацией аудиторов при приеме в ее члены.

Об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов должно быть сообщено в письменной форме не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем принятия данного решения. Решение об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов может быть оспорено в судебном порядке.

Основанием для прекращения членства в саморегулируемой организации аудиторов является:

  • 1) заявление аудиторской организации или аудитора в письменной форме о выходе из членов саморегулируемой организации аудиторов;
  • 2) решение саморегулируемой организации аудиторов об исключении из ее членов аудиторской организации или аудитора в качестве меры дисциплинарного воздействия;
  • 3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных для приема в члены саморегулируемой организации аудиторов;
  • 4) реорганизация аудиторской организации, за исключением случая реорганизации в форме присоединения;
  • 5) ликвидация аудиторской организации;
  • 6) аннулирование квалификационного аттестата аудитора;
  • 7) признание аудиторского заключения заведомо ложным;
  • 8) исключение сведений о саморегулируемой организации аудиторов из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;
  • 9) другие основания, предусмотренные федеральными законами.

Членство аудитора в саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о прекращении такого членства.

Членство аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты ликвидации или реорганизации аудиторской организации либо с даты принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о прекращении такого членства.

В случае если сведения о саморегулируемой организации аудиторов исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, членство аудиторской организации, аудитора в такой саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты исключения этих аудиторских организаций, аудитора уполномоченным федеральным органом из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Саморегулируемая организация аудиторов не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства аудиторской организации, аудитора в этой саморегулируемой организации аудиторов, уведомляет в письменной форме:

  • • лицо, членство которого в саморегулируемой организации аудиторов прекращено;
  • • аудиторскую организацию, работником которой на основании трудового договора является аудитор, членство которого в саморегулируемой организации аудиторов прекращено;
  • • иные саморегулируемые организации аудиторов, за исключением случая прекращения членства по заявлению аудиторской организации, аудитора.

учащийся/ выпускник образовательного учреждения после усвоения всей или части образовательной программы1.

В заключение, подчеркнём, что формирование систем менеджмента (управления) качеством в высших учебных заведениях по отечественным и международным стандартам должно происходить с учётом вышеназванных особенностей «продукта образования», без излишней формализации и упрощенчества. Однако специфика применения механизмов управления качеством в образовательных системах (в том числе высшего образования) сводится не только к особенностям продукта образовательной деятельности, но и к ее организации в вузе и внутренним взаимосвязям национальной системы образования.

Ю. Н. Стецюнич

Саморегулируемые организации аудиторов в России

Саморегулирование профессиональной аудиторской деятельности — наиболее эффективный механизм работы рынка данного вида услуг, который был заимствован из зарубежной практики. Внедрение этой системы предполагает переход от разрозненной системы хаотично организованного рынка аудиторских услуг к строго и чётко структурированной системе взаимодействующих между собой и с государством саморегулируемых организаций аудиторов (СРОА).

Цель создания СРОА — формирование новых гражданскоправовых институтов, направленных на совершенствование существующей системы проведения аудита и деятельности аудиторских фирм. Во многих зарубежных странах структуры саморегулирования и соответствующие частные организации сложились естественным образом в ходе исторического развития и в настоящее время успешно используются в качестве альтернативы государственному управлению. В России СРОА окончательно не сформировались по состоянию на сегодняшний день, а саморегулирование получило и другие понятия, например такие как частное регулирование и самолицензирование.

В соответствии с российским законодательством под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой явля-

1 Богачек И.А., Онищенко Э.В. Управление качеством в вузе в условиях Болонского процесса: моногр. М.: Экониформ, 2010. С. 282.

ются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов в саморегулируемые организации, в которые входят предприятия и фирмы, осуществляющие профессиональную деятельность определенного вида. А комитет по основным концепциям учета Американской ассоциации бухгалтеров дал следующее определение аудита: «Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию, и представляющий результаты заинтересованным пользователям».

С 2009 г. вступил в силу закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — Закон № 307-ФЗ), который принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. Произошла отмена лицензирования, которая подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами — саморегулируемыми организациями аудиторов.

В настоящее время в России официально действуют (занесены в реестр) пять СРОА:

1. НП «Аудиторская палата России»;

2. НП «Институт профессиональных аудиторов»;

3. НП «Московская аудиторская палата»;

4. НП «Российская Коллегия аудиторов»;

5. НП «Аудиторская ассоциация «Содружество”».

В июне 2012 г. из реестра СРОА Минфином была исключена НП «Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров» в связи с выявлением нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Проведём сравнительную характеристику действующих российских СРОА. Их деятельность в России имеет значительные преимущества, хотя и не достигла совершенства и окончательного формирования. Создание СРОА позволило улучшить качество оказываемых аудиторских услуг, облегчить процедуру аттестации специалистов, упростить процедуру законотворчества в сфере аудита, а также защиту прав и интересов своих членов.

НП «Аудиторская палата России» функционирует с 1995 г., имеет наибольше число членов — 8042, в том числе аудитов — 6962 и 1080 аудиторских организаций. Основными направлениями деятельности являются: разработка стандартов аудиторской деятельности,

системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций — членов СРО, повышение квалификации аудиторов, организация работы специализированных и профильных комитетов СРО.

НП «Институт профессиональных аудиторов» функционирует с 2000 г., насчитывает 2965 членов, в том числе 2648 аудиторов и 317 аудиторских организаций. Направления деятельности: участие в разработке законодательства, разработка процедур саморегулирования, контроль качества аудиторских услуг своих членов.

НП «Московская аудиторская палата» осуществляет деятельность с 1992 г. и насчитывает 7968 членов, включая 6574 аудитора и 1394 аудиторских организации. Основные направления деятельности: аттестация и повышение квалификации аудиторов, проведение обязательного аудита, стандартизация и разработка методологии проведения аудита, противодействие коррупции, контроль качества оказываемых услуг и контроль за соблюдением законодательства.

НП «Российская коллегия аудиторов», как и НП «Московская аудиторская палата» — одна из старейших общественных организаций, осуществляет деятельность с 1992 г., объединяя 4520 членов, в том числе 3660 аудиторов и 860 аудиторских компаний, имеет представительства в 56 городах России. В качестве основных направлений деятельности — помощь в повышении квалификации аудиторов, защита прав и законных интересов своих членов, контроль качества аудиторских услуг, информационная поддержка аудиторов.

НП «Аудиторская ассоциация «Содружество”» имеет статус международной общественной организации, осуществляющей деятельность с 1989 г. Саморегулируемая организация включает 5944 члена, в том числе 4674 аудитора и 1270 аудиторских организаций. Направления деятельности не отличаются от ранее названных: контроль качества работы аудиторов, аттестация аудиторов, повышение квалификации аудиторов, разработка стандартов аудиторской деятельности, противодействие коррупции; имеет 15 территориальных отделений.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что деятельность СРОА в России является эффективной и ее необходимо поддерживать со стороны государства и развивать в будущем.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными соответственно для всех аудиторских организаций — членов саморегулируемой организации аудиторов и аудиторов — членов саморегулируемой организации аудиторов и не должны противоречить требованиям, предусмотренным ФЗ «об аудиторской деятельности».

Требования к членству аудиторов в СРОА

  1. Наличие квалификационного аттестата аудитора

  2. Безупречная деловая (профессиональная) репутация (3 рекомендации аудиторов)

  3. уплата взносов в СРОА в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

  4. Уплата взносов в компенсационный фонд СРОА

  5. Уплата ежегодных взносов в СРОА

Требования к аудиторским организациям при вступлении в СРОА

  1. Аудиторская организация может иметь любую организационно-правовую форму кроме ОАО, ГУП, МУП. Обычно они создаются в форме ЗАО или ООО

  2. Численность аудиторов, являющихся работниками организации на основе трудовых договоров, должны быть не менее 3

  3. Доля уставного капитала, принадлежащая аудиторам или аудиторским организациям должна быть не менее 50%

  4. Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе – не менее 50%, лицо, являющееся индивидуальным исполнительным органом, должно быть аудитором

  5. Безупречная деловая репутация

  6. Наличие осуществляемых правил внутреннего контроля качества

  7. Уплата ежегодных взносов

  8. Уплата взносов в компенсационный фонд

Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.

Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление о вступлении, а также представляет следующие документы: учредительные документы; документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации; список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций; список учредителей (участников) коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями;

Аудиторские стандарты.

Под аудиторскими стандартами понимаются требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оценки качества, оформления ее результата, а также к порядку подготовки аудиторов и их квалификации.

Различают международные и национальные аудиторские стандарты. Международные используются для разработки национальных стандартов. Национальные стандарты – минимальный уровень требований.

Международные стандарты используются во многих странах, но по-разному. В одних принимаются к сведению, в других используются как национальные стандарты, в третьих являются базой для создания собственных национальных стандартов (как в РФ).

Национальные стандарты делятся на федеральные стандарты, стандарты СРОА и стандарты АО.

Федеральные стандарты устанавливаются Правительством РФ. Стандарты СРОА и АО не могут противоречить федеральным стандартам и их требования не могут быть ниже.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Кроме Федеральных стандартов действуют стандарты, одобренные комиссией по аудиторской деятельности при Президенте. Они носят рекомендательный характер.

Внутренние стандарты (стандарты СРОА и АО) являются частью организационно-распорядительных документов организации и системы внутреннего контроля. Должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам определить четкий порядок своих действий по выполнению требований федеральных стандартов и повышать качество проверок.

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Зачем вступать в СРО аудиторов

Целями подобного сообщества выступают:

  • защита прав, интересов аудиторов-членов.
  • контролирование проведения процедуры обязательной аудиторской проверки;
  • оценка адекватности и правомерности наложения штрафов;
  • принятие мер по продвижению аудиторских услуг.

Требования и стандарты СРО аудиторов

Одним из требований некоммерческого партнерства в аудиторской деятельности для компаний выступает наличие, как минимум, 3-х работающих аудиторов. Для вхождения на равноправных условиях в СРО не стоит забывать о безупречной деловой репутации.

Для единоличного членства аудитору необходимо иметь квалификационный аттестат, а также обладать безупречной репутацией.

Вступающие коммерческие организации и индивидуальные аудиторы уплачивают членские взносы и пополняют компенсационный фонд.

Условия включения в госреестр саморегулируемых организаций аудиторов

Для включения в государственный реестр партнерство должно соответствовать определенным требованиям:

  1. Наличие не меньше 700 физлиц либо не меньше 500 коммерческих структур – членов организации.
  2. Наличие правил осуществления внешнего надзора за качеством деятельности членов организации, кодекса профэтики аудиторов.
  3. Обеспечение СРО дополнительной ответственности каждого члена, выраженной в имущественной форме, перед партнерами-потребителями услуг аудита, а также другими сторонами. Данное условие реализуется путем создания специальных (одного или нескольких) компенсационных фондов.

Перечень документов для вступления в СРО аудиторов

Полный список официальных бумаг, который должен предоставить претендент на полноправное вхождение в СРО, приведен в ст. 18 ФЗ «Об аудиторской деятельности». Среди основных можно выделить:

  • учредительные документы;
  • подтверждение регистрации компании в реестре юрлиц;
  • список сотрудников-аудиторов;
  • перечень учредителей;
  • документы, которые свидетельствуют о положительной репутации (рекомендации и пр.);
  • режим проведения внутреннего контроля качества работы.

Для аудиторов, работающих индивидуально, данный перечень включает:

  • заявление;
  • квалификационный аттестат;
  • рекомендации различных структур, которые говорят о безупречной репутации;
  • справку об отсутствии судимостей и пр.

Следует отметить, что за некоммерческими организациями в сфере аудита закреплено право затребовать иные необходимые документы.

После получения членства в некоммерческом партнерстве аудиторская компания получает поддержку сообщества, которая оказывается на высоком профессиональном уровне. Для реализации имеющихся идей достаточно осознанно и правильно подобрать саморегулируемую организацию и подготовить требуемый пакет документов. Все это возьмут на себя опытные и высококвалифицированные сотрудники нашей фирмы.