Рынок пива 2017

Москва. 13 мая. INTERFAX.RU — Европейская комиссия оштрафовала корпорацию AB InBev на 200 млн евро за нарушение антимонопольных правил ЕС.

В Брюсселе пришли к выводу, что крупнейший в мире производитель пива злоупотребил своим доминирующим положением на бельгийском пивном рынке, препятствуя импорту в Бельгию своего пива Jupiler из Нидерландов по более низкой цене.

«Бельгийские потребители платят за свое любимое пиво дороже, потому что AB InBev произвольно ограничивают его продажи между Нидерландами и Бельгией», — объяснила это решение комиссар ЕС по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер в коммюнике, распространенном в понедельник.

Anheuser-Busch InBev NV / SA (AB InBev) — крупнейшая пивоваренная компания в мире. Его самый популярный пивной бренд в Бельгии — Jupiler, на который по общему объему продаж приходится примерно 40% бельгийского рынка пива. Компания продает Jupiler также в других государствах-членах ЕС, включая Нидерланды и Францию. В Нидерландах из-за более высокой конкуренции она реализует его ритейлерам и оптовикам дешевле, чем в Бельгии. Те, в свою очередь, ввозят его в Бельгию.

AB InBev использовала различные способы, чтобы помешать трансграничным продажам. В частности, она изменила дизайн и содержание этикеток тары пива, продаваемого в Нидерландах так, чтобы обязательная информация на них была только на голландском языке. Она ограничила поставки пива нидерландским оптовикам, чтобы у них было меньше возможности продавать его в соседней Бельгии.

Еврокомиссия пришла к выводу, что компания AB InBev в период с 9 февраля 2009 года по 31 октября 2016 года злоупотребила доминирующим положением и нарушила антимонопольные правила ЕС. Она «лишила европейских потребителей основной выгоды от единого рынка ЕС, а именно возможности выгоднее совершать покупки».

Динамика российского рынка пива близка к нулю, но крупные производители расслоились на тех, кто заметно вырос в 2017 году и на тех, кто заметно сократил объемы. В частности, компании Efes удалось существенно увеличить продажи благодаря сдержанной ценовой политике и активности в сетевой рознице. Также отличный рост показала компания Heineken благодаря резкому увеличению рекламных бюджетов, выпуску безалкогольного сорта титульного бренда и необычной активности в экономичном сегменте рынка. Carlsberg и AB InBev сфокусировались на марже и потеряли долю рынка своих доступных брендов. Большая зависимость от ПЭТ-упаковки и массовое увлечение выпуском «Жигулевского» негативно отразилась на большинстве крупных региональных производителей, которых лидеры впервые потеснили в ключевых каналах продаж, особенно в Приволжском и Центральном регионах. В малом бизнесе заметно замедлились темпы открытия ресторанных пивоварен, но быстро увеличивается численность крафтовых. В 2018 году стоит ожидать небольшого роста рынка пива и сокращения доли AB InBev Efes в связи с интеграцией. (далее…)

Пиво считается одним из самых популярных напитков среди украинцев. В прошлом году рост объемов производства пива составил 2,5% по сравнению с 2017 годом. За весь год было произведено 180,7 млн дал пива, не учитывая безалкогольное.

За последние 10 лет самым успешным для пивоваров был 2008 год, когда произвели 320 млн дал.

Подпишитесь на канал DELO.UA

За год пивовары заплатили в Государственный бюджет Украины 4,7 млрд грн подакцизного налога. В список ТОП-100 крупнейших налогоплательщиков за 2018 год вошла пятерка ключевых предприятий алкогольной отрасли:

«Карлсберг Украина» (2,93 млрд грн),

«Национальная водочная компания» (2,03 млрд грн),

«AB InBev Efes» (1,6 млрд грн),

«УДК» (1,53 млрд грн)

«Оболонь» (1,25 млрд грн).

А лидирующими компаниями-производителями пива названы «AB InBev Efes», «Carlsberg», «Перша Приватна Броварня» и «Оболонь».

Помимо того, что украинцы в основном потребляют классическое лагерное пиво, из года в год растет производство крафтового напитка. По-прежнему остается тренд на потребление «живого» пива производства региональных заводов и крафтовых пивоварен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мы хотим «поженить» пивоварение и диджитал технологии, но это непросто — Carlsberg Ukraine

«Потребители хотят приобщаться к натуральному, и вместе с тем пробовать что-то новое. Что касается вкусовых предпочтений, то региональные заводы фокусируют производство на классических сортах — светлом (лагерном), нефильтрованном и при этом постоянно экспериментируют», — отметил управляющий компании «Уманьпиво» Игорь Кисиль.

Цены на хмельной напиток

В прошлом году литровая бутылка украинского светлого пива подорожала на 9% (1,2 грн) — до 15-19 грн, а с экзотическими или фруктовыми добавками — до 29 грн. Темное пиво увеличилось в цене с 30 до 35 грн.

На цену повлияло подорожание сырья в среднем за год на 11% и стеклотары: стеклянная бутылка подорожала более чем на 40%. По словам директора по маркетингу компании «Перша приватна броварня» Максима Васильева, рост цен на стеклобутылку стимулирует увеличение производства баночного сегмента. Дальнейшее усиление конкуренции, в том числе за место на полке в торговом зале, приведет к росту затрат и инвестиций со стороны ключевых игроков.

«В более выигрышном положении окажутся те игроки, у которых уверенные позиции в более доходных нишах (хард-лимонад, сидр)», — говорит Васильев.

Как показывает статистика, украинцы тратят на алкоголь значительную часть своего дохода. В первом полугодии 2018 года украинцы тратили на алкоголь 7% от общей суммы расходов, что выше, чем в странах Европейского Союза. Из-за низкой покупательной способности крепкий алкоголь для украинцев — слишком дорогое удовольствие, поэтому гораздо доступнее покупать литровую бутылку пива ценой около 19 грн.

Экспорт и импорт

По данным Государственной фискальной службы Украины, украинские производители за 2018 год экспортировали 126 545 тонн пива из солода на $35,42 млн, что на 10% выше в деньгах, чем в 2017 году — $31,80 млн (113 318 тонн). Спрос на украинское пиво в мире растет из-за качества продукта, дизайна и разнообразия сортов и способов приготовления. Однако при этом импорт пива в Украину увеличился. В 2018 году было поставлено 42 тысячи 233 тонны пива на $51,23 млн, что на 30% больше, чем в 2017 году.

«Больше 90% пива в стране украинского производства. Производители почти полностью обеспечивают потребителя, поэтому импортного пива у нас значительно меньше. Импортное пиво стоит дороже, поэтому проигрывает в конкуренции, но на него все же есть спрос», — отметил директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

В 2017 году Украина вошла в пятерку крупнейших экспортеров пива в страны ЕС с результатом в 11 млн литров.

Растет ли теневой рынок

В пивоварении практически отсутствует теневой рынок. Хмельной напиток подделать сложней, плюс на него не нужен акциз, из-за которого происходит рост цены на готовый продукт. Эксперты по-разному оценивают объемы нелегального производства пива. По мнению пивоваров, объемы такого производства не превышают 5-8%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Локальні виробники пива займають 7-8% вітчизняного ринку — «Уманьпиво»

Причины существования подпольных пивоварен кроются в том, что все еще достаточно высокой остается цена лицензии на производство. Поэтому мелкие пивоварни открываются на базе ресторана, такие точки продаж относят к теневому рынку. Хотя качество такого пива достаточно высокое.

«На сегодняшний день по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году объем нелегального алкоголя составляет 36% от общего объема рынка алкоголя и 53,6% рынка от рынка крепкого алкоголя. Данный показатель ставит нас в один ряд с такими странами, как Мозамбик, Нигерия, Лаос, Малави, Уганда, Камерун, Камбоджа, Танзания», — рассказал и.о. генерального директора «AB InBev Efes» Денис Хренов.

Что ожидает пивоварни в текущем году

Украинцы по-прежнему отдают предпочтение светлому пиву из солода, сидру и пиву с экзотическими и фруктовыми добавками. Максим Васильев считает, что в случае благоприятной погоды летом объем рынка может увеличиться не больше, чем на 3%.

По оценкам экспертов, пиво среди всего алкоголя пользуется спросом благодаря хорошей рекламе и маркетинговым стратегиям. Появление интересных напитков на рынке, финансовая устойчивость компании и системный бренд-маркетинг — основа успешной реализации продукта. Поэтому тенденции роста будут сохраняться, если на государственном уровне не будут приниматься законы, которые могут негативно повлиять на производство и реализацию пива.

На сегодняшний день более 80% всего российского рынка пива поглотили три крупнейших международных концерна.

Heineken. (Нидерланды)

В России — ООО «Объединённые пивоварни Хейнекен». Первый завод построен в 2002 году.

На сегодня компания владеет семью пивоварнями:

  • «Пивоварня Хейнекен» в Санкт-Петербурге
  • «Сибирская Пивоварня Хейнекен» в Новосибирске
  • «Шихан» в Стерлитамаке
  • «Волга» в Нижнем Новгороде
  • «Патра» в Екатеринбурге
  • «Байкал» в Иркутске
  • «Амур-пиво» в Хабаровске.

Выкуплены и позже закрыты: Пивоварня группы «ПИТ» в Новотроицке (2009 год), «пивзавод имени Степана Разина» в Санкт-Петербурге (2009 год), Пивоварня группы «ПИТ» в Калининграде (2017 год).

Компания занимает 12% российского рынка пива.

Carlsberg Group. (Дания)

На Российском рынке с 2001 года.

В 2008 году Carlsberg полностью поглотил ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», в 2012 выкупила у акционеров оставшиеся акции «Балтики» и стала 100% владельцем.

На сегодняшний день в собственности восемь пивоварен:

  • «Балтика» в Санкт Петербурге
  • «Балтика – Самара» в Самаре
  • «Балтика – Новосибирск» в Новосибирске
  • «Балтика – Хабаровск» в Хабаровске
  • пивзавод «Южная Заря 1974» в Ростове-на-Дону
  • пивзавод «Воронежский» в Воронеже
  • пивзавод «Тульский» в Туле
  • пивзавод «Ярпиво» в Ярославле.

Вам будет интересно Проблема «пивных шаговой доступности» приобрела в регионах России катастрофический характер — необходимо запретить работу баров в жилых домах, сообщается в… 29.11.2018 644

Выкуплены и закрыты: Одна из площадок в Санкт Петербурге (бывший завод «Вена», в 2009 году), «Балтика – Пикра» в Красноярске (2015 год), «Балтика – Челябинск» в Челябинске (2015 год), пишет Rekbr на Пикабу.

Компания занимает более 32% российского рынка пива.

AB InBev (США, Бельгия) и Efes (Нидерланды, Турция).

Sun InBev (ОАО «САН ИнБев») российское подразделение AB InBev. Пять пивоваренных заводов в городах Клин, Волжский, Омск, Саранск, Иваново.

Efes Rus (ЗАО «Пивоварня Москва-ЭФЕС») — шесть пивоваренных заводов в городах Калуга, Уфа, Казань, Новосибирск, Ульяновск и Владивосток. Солодовенный комплекс в Казани. В 2018 году «САН ИнБев» и «Пивоварня Москва-ЭФЕС» объединили бизнес на территории России.

Вам будет интересно Оператор фискальных данных «Такском» проанализировал продуктовые предпочтения жителей Ленинградской области в первый месяц осени. Используя данные, полученные с контрольно-кассовых чеков Ленобласти,… 05.10.2018 1128

Закрыты ЗАО «Пивоварня Москва-ЭФЕС» (2014 год). Пивзаводы в Москве и Ростове-на-Дону (2014 год).

Компании совместно занимают 34% российского рынка пива.

К слову поддержать отечественного производителя, покупая очередную баночку любимого пивка, даже с надписью «Жигулёвское», очень и очень непросто.

Также стоит отметить, что 20 июля 2011 года Президентом России Медведевым Д. А. был подписан законопроект о запрете на рекламу пива с 1 сентября 2012 года. По слухам инициаторами и ярыми сторонниками этого законопроекта выступали именно крупнейшие производители пива, так как без рекламной поддержки вывести на рынок новый отечественный продукт очень сложно, а продукция крупных компаний и так широко известна.

Anchor Brewing — небольшая пивоваренная компания из СанФранциско. Ее владелец Фриц Майтаг неоднократно имел возможность отдать на аутсорсинг процесс пивоварения, как делают многие в этой отрасли. Это помогло бы Anchor Brewing, не отвлекаясь на производство, наращивать выпуск пива под своим брендом и, следовательно, получать гораздо большую прибыль.

Но, когда Майтаг понял, что в таком случае невозможно будет контролировать качество продукции так, как он привык, и поддерживать его на столь же высоком уровне, было принято решение отказаться от роста бизнеса.

И хотя Anchor Brewing не стала промышленным гигантом, она все же обрела популярность в своем регионе и достойную репутацию, в отличие от многих конкурентов — крупных компаний.

Пиво Anchor является паровым пивом (Steam Beer). Пиво гибридной ферментации: при его производстве используются дрожжи низового брожения, а сбраживается оно при температуре верхового брожения.

Брожение проводится в длинных неглубоких лотках при температуре 10-15°C, то есть несколько более высокой, чем та, что нужна для низового брожения. При этом практикуется прием, получивший название krausening (от англ. krausen — «шапка пены»): в перебродившее сусло добавляют 15-20% молодого, только что забродившего сусла, чтобы вызвать вторичную ферментацию (для более полного сбраживания сахаров и насыщения углекислотой).

В настоящее время этот легендарный напиток почти вышел из употребления, а выпускает его единственная пивоварня — Anchor Steam Brewing Company (Сан-Франциско) под зарегистрированной торговой маркой Steam Beer.